Научная статья на тему 'Перспективы развития услуги подвижной связи в регионах России'

Перспективы развития услуги подвижной связи в регионах России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
219
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ПОДВИЖНАЯ СВЯЗЬ / МОБИЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ / УРОВЕНЬ ПОТРЕБЛЕНИЯ УСЛУГИ / ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ / СРЕДНЕДУШЕВОЙ ДОХОД / REGIONAL ECONOMY / MOBILE COMMUNICATIONS / MOBILE INTERNET / THE LEVEL OF SERVICES' CONSUMPTION / DEVELOPMENT DYNAMICS / PER CAPITA INCOME

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ициксон А.И.

Статья посвящена определению направлений развития стагнационного рынка услуги подвижной (сотовой) связи в России, включая голосовой и интернет-трафик. Методологическая база исследования теоретические положения региональной экономики; методом исследования является систематизация эмпирических фактов, что позволило выявить закономерности процессов уравнительности потребления услуг электросвязи в регионах. Прикладной анализ иллюстрирует снижение спроса на данные услуги во всех субъектах РФ. Мониторинг ресурсов услуг электросвязи показал необходимость раздельного учета их потребления населением и юридическими лицами. В первом случае требуется учитывать среднедушевые доходы, во втором валовой региональный продукт. На базе статистических данных Госкомстата и Министерства связи Российской Федерации рассмотрена динамика развития услуги, в том числе с организацией мобильного доступа в Интернет. Введены показатели потребления мобильного интернет-трафика и его стоимости. По созданной информационной базе впервые дифференцировано потребление услуг населением и юридическими лицами во всех субъектах страны отдельно для голосового и интернет-трафика. Определены количественные показатели, позволяющие сопоставлять уровень потребления услуги по субъектам страны. Выделены регионы России, в которых целесообразно продвигать услуги голосовой подвижной связи и подвижного Интернета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects of mobile services development in Russia’s regions

The article aims to identify the development directions in Russia’s stagnating mobile communications market, including voice and Internet traffic segments. The methodological basis of the research is theoretical propositions of regional economics; the principal method is the systematisation of empirical facts. The analysis indicates a decrease in demand for telecommunication services in Russian regions. The monitoring of resources of telecommunication services proves the necessity of separate accounting of individuals and legal entities’ consumption, because in case of the former it is necessary to account for average incomes, whereas in the latter case for gross regional product. On the basis of statistical data of the Federal State Statistics Service and the Ministry of Communications of the Russian Federation the author examines the dynamics of the services development, including the situation with organisation of mobile access to the Internet, and introduces the indicators of mobile Internet traffic consumption and its cost. The created information base allows the researcher to distinguish between consumption of services by individuals and legal entities separately for voice and Internet traffic and determine quantitative indicators that help compare the level of inequality in different regions of the country. As a result, the paper lists Russia’s regions where it is expedient to promote the services of voice mobile communications and mobile Internet.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития услуги подвижной связи в регионах России»

шР \

ИЦИКСОН Александр Исаакович

Кандидат технических наук, директор по развитию бизнеса

Компания «Эрланг»

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. Народной Воли, 19а Контактный телефон: (343) 263-77-77 e-mail: alex.itsixon@erlang.ru

Перспективы развития услуги подвижной связи в регионах России

Статья посвящена определению направлений развития стагнационного рынка услуги подвижной (сотовой) связи в России, включая голосовой и интернет-трафик. Методологическая база исследования - теоретические положения региональной экономики; методом исследования является систематизация эмпирических фактов, что позволило выявить закономерности процессов уравнительности потребления услуг электросвязи в регионах. Прикладной анализ иллюстрирует снижение спроса на данные услуги во всех субъектах РФ. Мониторинг ресурсов услуг электросвязи показал необходимость раздельного учета их потребления населением и юридическими лицами. В первом случае требуется учитывать среднедушевые доходы, во втором - валовой региональный продукт. На базе статистических данных Госкомстата и Министерства связи Российской Федерации рассмотрена динамика развития услуги, в том числе с организацией мобильного доступа в Интернет. Введены показатели потребления мобильного интернет-трафика и его стоимости. По созданной информационной базе впервые дифференцировано потребление услуг населением и юридическими лицами во всех субъектах страны отдельно для голосового и интернет-трафика. Определены количественные показатели, позволяющие сопоставлять уровень потребления услуги по субъектам страны. Выделены регионы России, в которых целесообразно продвигать услуги голосовой подвижной связи и подвижного Интернета.

JEL classification: Oll, R12, M15

Ключевые слова: региональная экономика; подвижная связь; мобильный Интернет; уровень потребления услуги; динамика развития; среднедушевой доход.

Введение

Подвижная (сотовая) связь является самой потребляемой услугой электросвязи. В настоящее время около 99% рынка сотовой связи формируется «большой четверкой» операторов. По данным J'son & Partners Consulting за 2016 г., крупнейшим в России оператором мобильной связи является МТС. На ее долю приходится 31% абонентов, доля «МегаФона» составляет 29%, «ВымпелКома» - 23%, Tele2 - 16%. Основой для расширения услуги является ее модернизация. Второе поколение 2G с поддержкой голосового общения и доступом в Интернет c максимальной скоростью передачи данных 14,4 кбит/с появилось в 1990-е годы. В 2000-е годы оно сменилось третьим поколением 3G с максимальной скоростью передачи данных 3,6 Мбит/с (обмен мультимедийными ^ сообщениями, контент по несколько гигабайт, проведение видеоконференций, онлайн- 201 получение потоковой информации, полноценное использование онлайн-игр). В насто- s ящее время четвертое поколение 4G обеспечивает скорости 100 Мбит/с - 1 Гбит/с. ^

Расширение сопровождалось снижением цены на услугу. Минута подвижной свя- 8 зи с 2014 г. в среднем по стране стала стоить дешевле минуты местной телефонной & связи, в 2015 г. разница составила 35%, в I квартале 2017 г. - 60% (1,01 р./мин против ©

2,56 р./мин). При этом в опубликованных Высшей школой экономики результатах мониторинга информационного общества за 2010-2015 гг. указано, что рынок сотовой связи в России практически исчерпал возможность экстенсивного развития. Это подтверждается данными исследований компании J'son & Partners Consulting и Российской ассоциации электронных коммуникаций: к концу 2016 г. абонентская база за год выросла на 2%, проникновение составило около 178%, что эквивалентно 257 млн абонентов. Насыщение услугой фиксируется во всех субъектах РФ: от 111% в Адыгее, Дагестане, Чечне, Ингушетии и Тыве до 278% в городах Москве и Санкт-Петербурге. Основной тенденцией на мировом и российском рынках сотовой связи является перераспределение доходов по типу услуг: голосовой трафик и SMS на протяжении последних лет демонстрировали снижение доходов, которое лишь с 2016 г. начало компенсироваться ростом выручки от оказания услуг мобильной передачи данных («мобильный Интернет»). Одной из основных причин дальнейшего снижения потребления голосовых и SMS-услуг абонентами сетей сотовой связи является развитие коммуникационных и контентных сервисов. Стагнация рынка, составляющего в стране более трети выручки всех услуг электросвязи, определяет необходимость оценки существующей методологии прогноза [10; 17; 25]. Целью исследования является определение методологии прогноза отрасли «электросвязь», позволяющей на основе объективных критериев фиксировать ее текущее состояние. Задача исследования - установление количественных показателей перспективы развития услуги «подвижная связь» в субъектах Российской Федерации.

Методологические подходы к инфраструктурному развитию услуг электросвязи

Методологии анализа развития услуг электросвязи основаны на разработанной в начале XXI века Комиссией ООН по развитию науки и техники при участии Международного союза электросвязи системе показателей оценки состояния и развития электросвязи как составной части информатизации в странах. Это показатели соотношения выручки от услуг электросвязи либо с валовым продуктом [12; 21], либо с доходами населения [4; 8]. Исследования, учитывающие одновременно оба фактора, отсутствуют. В настоящее время нет четких критериев развития отрасли, хотя их обсуждение давно и активно развернуто в отечественной литературе [2; 6; 7; 13]. К индикаторам развития отрасли относят показатели насыщенности населения и территории средствами, услугами в абсолютном натуральном и относительном измерении, а также уровень потребления этих услуг пользователями. О степени насыщения услугами связи и потенциале развития регионов судят по темпам роста доходов от услуг связи. Фактически количество приобретенных абонентских устройств (сотовых телефонов, смартфонов) или число установленных в них sim-карт количественно не связано с уровнем потребления услуги. Это объясняется тем, что в разных федеральных округах и субъектах РФ действуют неодинаковые цены на услуги, а абоненты потребляют услугу в соответствии со своими доходами. Доходы от предоставления услуги рассчитываются «на человека» и не увязаны в разных регионах ни с доходами населения, ни с уровнем развития бизнеса. Используемые показатели выбраны формально. Так, Минкомсвязи РФ публиковало статистические данные «телефонная плотность подвижной радиотелефонной связи, выраженная в числе абонентских устройств (активных сотовых телефонов) на 100 человек», альтернативный показатель - «число активных sim-карт на 100 человек» [3; 20].

Отсутствует методология развития услуг электросвязи по регионам; планирование ведется по статистическим показателям от достигнутого уровня [1; 5; 18; 22; 26]. Обобщение по стране при отсутствии объективных критериев привело к искаженной оценке состояния услуги и не может быть основанием для планирования ее развития. Аналитика представлена экстраполяцией существующего положения в отрасли отдельных видов услуг электросвязи без выделения групп пользователей. До 2013 г. это определялось весьма стабильными темпами роста доходов. Подход позволял достоверно

отразить тренды и использовать результаты моделирования для прогноза. Так, на основании данных развития в 2005-2010 гг. был составлен прогноз удельных расходов пользователей на инфокоммуникационные услуги с 2015 по 2030 г. [14]. Существующий аппарат прогноза развития инфокоммуникаций, в том числе электросвязи, основывается на учете устойчивости развития, рисках региональных инвестиций [11; 12; 16; 24; 21; 23; 24]. Условия социально-экономической деятельности в сфере инфокоммуникаций в последнее трехлетие характеризуются динамизмом (табл. 1), жесткой конкуренцией, глубокими изменениями в конъюнктуре рынка услуг связи и неопределенностью. Это осложняет процесс прогнозирования параметров развития, а также снижает достоверность и точность прогнозов. Для кардинальной трансформации отраслевой и национальной экономик недостаточно научно обосновать суждение о возможном состоянии объекта в будущем. Необходимо качественно-количественное исследование для выявления закономерностей и тенденций развития объекта, факторов, воздействующих на динамику и структуру объекта, а также источников существенного изменения трендо-вых моделей [13; 15; 19].

Таблица 1

Динамика развития услуги «подвижная связь» в Российской Федерации

Показатель 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Доля услуги «подвижная связь» в услугах электросвязи, % 47 48 48 49 42 38 36

Доля оплаты услуги населением, % СДД 1,63 1,57 1,50 1,42 1,13 0,91 1,02

Доля оплаты услуги юридическими лицами, % ВРП 0,17 0,16 0,16 0,15 0,15 0,16 0,16

Выручка с БС, млн р. 4,65 3,83 3,55 3,25 2,36 1,71 1,71

Телефонная плотность абонентских устройств подвижной связи на 100 чел. 164 167 175 178

Услуга подвижной связи для физических лиц (84% выручки) и для юридических лиц (16% выручки) предоставляется с одного технического устройства - базовой станции (БС). БС устанавливаются операторами сотовой связи без учета развития сетей других операторов. Количество БС в субъектах часто не коррелирует ни с численностью населения и его доходами, ни с развитием бизнеса. Результатом «ценовых войн» стало снижение доходов от услуги: уменьшение операторами стоимости одной минуты голосового трафика, установка БС разными операторами в одном и том же месте с целью привлечения большего числа абонентов. Отметим также отсутствие планирования развития услуги в соответствии с возможной выручкой, зависящей от числа пользователей и их платежеспособности, размещение в субъектах страны необоснованно большого числа базовых станций и их концентрация без развития в новых территориях и направлениях. На основании этого можно сделать вывод о стагнации рынка услуги в стране.

Автором предложена методология раздельного учета выручки от населения и от юридических лиц в разрезе услуг связи на основании статистической отчетности Мин-комсвязи РФ по форме № 65-связь и Росстата РФ. Критерий учета в расчете на душу населения основан на известной методологии, в системе национальных счетов он введен как показатель с 1992 г. Введен отраслевой показатель, который определяется как соотношение выручки от услуги для физических лиц к средней численности населения и к среднедушевому доходу (СДД) [9]. Структура расходов населения РФ на услуги электросвязи почти одинакова по всей стране - потребляется практически одинаковая доля СДД, составляющая по всем услугам электросвязи около 2%, по услуге «подвижная связь» - около 1%. Критерием уровня предоставления услуг юридическим лицам взята доля в создаваемом ими в каждом регионе валовом продукте. Показатель

исчисляется как отношение выручки предоставления услуг электросвязи от юридических лиц к валовому региональному продукту (ВРП). Практически потребляется одинаковая доля, составляющая около 1%, по услуге «подвижная связь» - около 0,16% ВРП. Эффект определяется как достижение среднего уровня от существующего уровня потребления услуги в регионе.

Табл. 2 и 3 отражают существенные различия данных в федеральных округах по натуральным показателям и в денежном выражении (расхождение показателей между субъектами страны еще больше).

Таблица 2

Потребление услуги «подвижная связь» в федеральных округах России, 2016 г.

Федеральный округ

Показатель РФ Дальневосточный Приволжский СевероЗападный СевероКавказский Сибирский Уральский Центральный Южный

Доля оплаты населением в СДД 1 1,04 0,90 1,01 0,87 1,05 0,91 1,05 1,02

Доля оплаты юридическими

лицами в ВРП 1 0,82 1,00 0,94 1,05 0,85 0,52 1,26 1,05

Телефонная плотность або-

нентских устройств подвиж-

ной связи на 100 чел. 1 0,87 0,93 1,18 0,67 0,93 1,01 1,16 0,88

Таблица 3

Потребление трафика и выручка базовой станции подвижной связи в федеральных округах России, 2016 г.

Федеральный округ

Показатель РФ Дальневосточный Приволжский СевероЗападный СевероКавказский Сибирский Уральский Центральный Южный

Потребление голосового трафика 1 0,90 1,01 0,87 1,13 1,13 0,87 0,94 1,21

Потребление интернет-трафика 1 0,80 1,06 0,97 1,27 0,93 0,68 1,00 1,28

Выручка от голосового трафика/БС 1 0,96 0,85 0,90 0,77 0,88 0,82 1,33 0,92

Выручка от интернет-трафика/БС 1 1,28 0,81 0,85 0,62 0,77 0,79 1,37 1,04

Выходом является рассмотрение дифференцированного подхода для разных субъектов страны и определение направлений развития субъектов, в которых развитие услуги возможно и экономически эффективно. Некорректность существующих методологических подходов обусловлена значительной дифференциацией уровня потребления услуги субъектами РФ, и в меньшей степени тем, что доходы от услуг подвижной связи формируются двумя составляющими (голосовые услуги и услуги доступа в Интернет), в еще меньшей степени - различиями в потреблении услуги населением и юридическими лицами. Следовательно, одну часть услуг необходимо соотносить с численностью и среднедушевым доходом населения данного региона, вторую - с потреблением услуг для производства валового регионального продукта. В связи с этим следует учитывать цены на составляющие внутри услуги (голосовой трафик/доступ в Интернет) в разных регионах.

Анализ тенденций и прогнозирование развития подвижной связи в субъектах Российской Федерации

Доля услуги «подвижная связь» для юридических лиц незначительна и квазистацио-нарна, поэтому на изменение общей выручки влияют только те факторы, которые связаны с предоставлением услуги населению: его численность, средний душевой доход и доля в СДД, оплачиваемая за услугу.

Впервые для выбранных критериев выполнена оценка состояния неравенства во всех субъектах РФ на основании статистических данных по выручке с одной базовой станции, по показателям востребованности мобильного Интернета (его доле в услуге, по потреблению мобильного трафика и стоимости трафика) (табл. 4).

Данные табл. 4 показывают, что в 44 субъектах нет потребности роста потребления подвижной голосовой связи, в 22 субъектах нет потребности роста подвижного Интернета, незначительная потребность еще в 7 и 11 субъектах соответственно).

По потреблению услуги «подвижная связь» регионы можно распределить на следующие группы:

• с выручкой от предоставления услуги, приближающейся к максимуму, и отсутствием прогноза развития услуги (до трети субъектов страны);

• с очень незначительным отличием между субъектами (разница перекрывается в пределах квартала) и ежегодной корректировкой планов развития услуги (около половины субъектов страны);

• с низким уровнем потребления услуги (а следовательно, выручки) - по этим субъектам необходимо принимать целевые программы (до четверти субъектов страны).

Количественно оценен возможный прирост выручки по стране - 59,5 млрд р./год. Это 11% роста исследуемой услуги и 4% увеличения всех услуг электросвязи (данный показатель учитывает и услугу подвижного Интернета, составляющего треть планируемого прироста).

При сложившейся системе в 13 субъектах расширение услуги в каждом из них может дать прирост выручки более 1 млрд р. в год. Это республики Дагестан, Крым, Татарстан, Башкортостан, Адыгея, Свердловская, Омская и Нижегородская, Воронежская, Липецкая и Тамбовская области, Пермский край, Ямало-Ненецкий автономный округ. Приближаются к ним по возможному приросту выручки Ярославская и Белгородская области, Кабардино-Балкарская Республика. В большинстве субъектов экономически эффективна установка базовых станций и второго, и третьего поколения, реорганизация, т. е. перемещение или установка БС 30. Естественным является вариант перемещения БС 20 из субъектов, насыщенных услугой, в другие субъекты по перечисленному выше списку, а также в Удмуртию, Белгородскую, Липецкую и Ростовскую области. Востребованность только БС 30 с интернет-услугой существует в Нижегородской, Волгоградской, Тульской, Брянской, Кемеровской, Курской, Архангельской, Владимирской, Самарской, Ульяновской и Астраханской областях, Чеченской Республике.

Отметим, что потребляемые объемы интернет-трафика увеличиваются вдвое быстрее доходов от услуги связи. За год подвижный интернет-трафик вырос в среднем на 85% (минимум - на 75% Сибирском и Приволжском федеральных округах, максимум -на 126% в Дальневосточном и 103% в Уральском федеральных округах). Существенно влияет на уровень потребления услуги быстрое развитие услуги доступа в Интернет для подвижной связи. Стоимость услуги доступа в Интернет для подвижной связи в четыре раза выше, чем для стационарной связи (табл. 5). По России доля мобильного Интернета в стоимостном отношении в 2016 г. составила 34% от выручки, по объемам трафика - 11% (доля в общей выручке за три года увеличилась с 7 до 11%). Потребление услуги подвижного Интернета в стране достаточно равномерно - при среднем

Таблица 4

Показатели потребления и стоимости услуги «подвижная связь», 2016 г.

Субъект РФ Доход от услуг голосовой подвижной связи/СДД, % Доход от услуг подвижного Интернета/ СДД, % Выручка подвижной голосовой связи с одной БС, млн р. в год Выручка подвижного Интернета с одной Б С, млн р. в год Прирост дохода подвижной голосовой связи, млн р. в год Прирост дохода подвижного Интернета млн р. в год

Москва и Московская область 1,321 0,270 2,220 0,455 0 0

Северная Осетия - Алания 1,481 0,249 2,249 0,368 0 0

Камчатский край 1,148 0,357 1,977 0,580 0 0

Магаданская область 0,985 0,431 1,623 0,699 0 0

Краснодарский край 1,012 0,331 1,776 0,546 0 0

Калужская область 0,968 0,134 1,822 0,449 0 243

Республика Саха (Якутия) 0,769 0,210 1,741 0,472 473 83

Воронежская область 0,798 0,091 1,876 0,216 1032 714

Хабаровский край 0,805 0,224 1,594 0,409 408 10

Тульская область 0,902 0,093 1,633 0,312 45 766

Забайкальский край 0,906 0,291 1,467 0,459 32 0

Нижегородская область 0,881 0,086 1,467 0,442 0 3 104

Чукотский автономный округ 0,707 0,012 1,850 0,030 60 81

Сахалинская область 0,769 0,202 1,475 0,404 315 85

Курская область 0,887 0,106 1,491 0,336 92 465

Красноярский край 0,920 0,182 1,498 0,292 0 0

Брянская область 0,888 0,101 1,441 0,330 93 566

Ярославская область 0,737 0,139 1,490 0,278 846 139

Республика Башкортостан 0,603 0,141 1,433 0,331 4 052 338

Белгородская область 0,800 0,125 1,498 0,237 673 267

Рязанская область 0,978 0,162 1,302 0,418 0 43

Ивановская область 0,747 0,152 1,421 0,287 560 56

Санкт-Петербург и Ленинградская область* 1,091 0,218 1,429 0,276 0 0

Астраханская область 1,020 0,102 1,545 0,153 0 301

Пермский край 0,705 0,119 1,439 0,243 1 591 451

Владимирская область 0,986 0,122 1,322 0,358 0 435

Липецкая область 0,765 0,080 1,511 0,165 636 402

Новосибирская область 0,962 0,241 1,348 0,322 0 0

Доход от услуг Доход от услуг Выручка подвижной Выручка подвижного Прирост дохода Прирост дохода

Субъект РФ голосовой подвижном подвижного Интернета/ голосовой связи с одной Интернета с одной Б С, подвижной голосовой подвижного Интернета

связи/СДД, % сдд, % БС, млн р. в год млн р. в год связи, млн р. в год млн р. в год

Волгоградская область 1,053 0,089 1,507 0,124 0 788

Калининградская область 1,123 0,167 1,395 0,207 0 0

Томская область 0,942 0,146 1,402 0,199 0 60

Челябинская область 0,899 0,160 1,351 0,241 0 31

Мурманская область 0,881 0,119 1,396 0,192 165 161

Республика Хакасия 1,287 0,232 1,353 0,222 0 0

Орловская область 0,988 0,145 1,218 0,331 0 100

Карачаево-Черкесская Республика 1,446 0,244 1,331 0,220 0 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ставропольский край 0,970 0,174 1,313 0,220 0 0

Тюменская область 1,043 0,249 1,248 0,290 0 0

Приморский край 0,876 0,198 1,227 0,276 0 238

Республика Коми 0,819 0,205 1,193 0,298 0 185

Оренбургская область 0,897 0,149 1,282 0,203 0 77

Тверская область 0,957 0,146 1,273 0,195 0 93

Удмуртская Республика 0,713 0,206 1,136 0,317 733 0

Ханты-Мансийский автономный

округ - Югра 0,801 0,145 1,206 0,230 592 181

Саратовская область 1,086 0,172 1,242 0,186 0 0

Смоленская область 0,936 0,157 1,222 0,204 0 35

Тамбовская область 0,689 0,126 1,225 0,201 879 150

Ростовская область 0,850 0,161 1,198 0,217 163 579

Алтайский край 0,882 0,135 1,236 0,175 237 178

Республика Татарстан 0,640 0,130 1,168 0,241 3 876 592

Чеченская Республика 1,085 0,116 1,247 0,121 0 514

Кемеровская область 1,019 0,087 1,267 0,102 0 565

Республика Бурятия 0,813 0,143 1,161 0,203 324 62

Амурская область 0,863 0,286 1,027 0,334 0 0

Омская область 0,545 0,105 1,140 0,211 2 748 415

Архангельская область 0,774 0,119 1,167 0,181 215 450

Чувашская Республика 1,070 0,156 1,180 0,167 0 19

Окончание табл. 4

Субъект РФ Доход от услуг голосовой подвижной связи/СДД, % Доход от услуг подвижного Интернета/ СДД, % Выручка подвижной голосовой связи с одной БС, млн р. в год Выручка подвижного Интернета с одной Б С, млн р. в год Прирост дохода подвижной голосовой связи, млн р. в год Прирост дохода подвижного Интернета млн р. в год

Ямало-Ненецкий автономный округ 0,672 0,112 1,105 0,184 861 232

Пензенская область 0,891 0,068 1,200 0,085 0 356

Свердловская область 0,660 0,126 1,080 0,201 4 296 769

Самарская область 0,865 0,127 1,117 0,143 0 413

Республика Марий Эл 0,996 0,143 1,061 0,147 0 32

Псковская область 0,978 0,252 0,962 0,242 0 0

Иркутская область 1,159 0,121 1,080 0,116 0 313

Республика Ингушетия 1,126 0,082 1,109 0,081 0 0

Ульяновская область 0,915 0,070 1,066 0,079 0 335

Вологодская область 0,698 0,110 0,969 0,155 239 233

Костромская область 0,796 0,135 0,958 0,162 245 70

Республика Карелия 0,876 0,157 0,920 0,165 0 15

Кировская область 0,853 0,161 0,911 0,173 27 7

Курганская область 0,820 0,147 0,902 0,157 99 37

Республика Мордовия 1,005 0,100 0,920 0,088 0 118

Республика Калмыкия 1,225 0,013 0,962 0,011 0 112

Новгородская область 0,910 0,122 0,787 0,105 89 86

Республика Дагестан 0,336 0,075 0,649 0,146 5 804 553

Республика Алтай 0,548 0,387 0,461 0,316 179 0

Кабардино-Балкарская Республика 0,500 0,068 0,641 0,082 844 31

Республика Тыва 0,204 0,148 0,244 0,176 422 9

Еврейская автономная область 0,341 0,009 0,233 0,007 279 124

Республика Адыгея 0,140 0,005 0,227 0,008 965 252

Российская Федерация 0,861 0,163 1,433 0,281 40431 19102

* Статистически нулевой уровень потребления услуги в Московской и в Ленинградской областях методологически оценен совместно с городами федерального подчинения - Москвой и Санкт-Петербургом.

значении 24 Гб среднеквадратическое отклонение составляет менее 6 Гб. С учетом стремительных темпов развития это указывает на взвешенность действий операторов сотовой связи практически во всех регионах страны. Недостаточный уровень доступа в подвижный Интернет можно отметить в Камчатском крае и Магаданской области (из-за сверхдорогого трафика), в Республике Дагестан и Пермском крае (из-за слабого развития услуги). Потребление услуги подвижной связи, существенно превышающее средний уровень, наблюдается в Краснодарском крае (с учетом трафика отдыхающих) и в субъектах с большим замещением местной телефонной связи (в Чеченской Республике, Республике Алтай и Ямало-Ненецком автономном округе). Примечательно, что в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах стоимость подвижной связи, вопреки логике, ниже цены стационарной связи. Объясняется это очень большой стоимостью стационарного трафика в данных округах - почти втрое выше средней по стране, причем потребление стационарного трафика самое минимальное по стране (в 2-5 раз меньше). Большое значение имеет, например, фактор плотности населения: базовые станции в республиках Тыва и Алтай получают минимум выручки. Наиболее существенным может быть то, какую долю СДД платят за услугу потребители. Это минимумы в соответствующих федеральных округах: Дагестан и Кабардино-Балкарская Республика в Северо-Кавказском ФО, Республики Тыва и Алтай в Сибирском ФО, Еврейская автономная область в Дальневосточном ФО.

Таблица 5

Стоимость и потребление трафика Интернет в федеральных округах для подвижной связи, 2016 г.

Федеральный округ

Показатель РФ Дальневосточный Приволжский СевероЗападный СевероКавказский Сибирский Уральский Центральный Южный

Удельная стоимость трафика для стационарной связи, р./Гб 7,2 11,8 8,0 7,3 20,5 7,2 7,4 5,5 19,3

Удельная стоимость трафика для подвижной связи, р./Гб 30,3 48,6 23,7 26,5 14,7 25,1 35,2 41,5 14,9

Потребление трафика для подвижной связи, Гб/чел. в год 24 23 22 29 25 20 19 25 28

По данным табл. 5 можно выделить направления развития услуги «подвижная связь». Внутри ФО, в субъектах страны, дифференциации больше, чем между федеральными округами, следовательно, по итогам каждого года необходимо планировать количественные показатели развития на основе уточненных качественных данных по федеральным округам.

Перспектива развития услуги зависит от расширения сферы ее действия. Например обеспечение потребителей услуги, движущихся вдоль железных или автомобильных дорог, возможно на основе опробованного варианта 08Ы-К.. В этом случае проще решается вопрос энергоснабжения БС, размещаемых на железнодорожных станциях и при необходимости подключаемых благодаря очень небольшому энергопотреблению к линиям ведомственного энергоснабжения. Равнозначным направлением развития является обеспечение подвижной связью пользователей в новых жилых комплексах, микрорайонах, поселках.

Заключение

Предложена методология раздельного учета доходов от потребления услуг связи населением и юридическими лицами. Критериями учета были определены доля среднедушевого дохода и доля дохода от предоставления услуг связи юридическим лицам в создаваемом валовом региональном продукте. Прогноз обосновывается как достижение среднего уровня от существующего уровня потребления услуги в регионе. Выявлены различия по доле оплаты услуги «подвижная связь» в разрезе ее составляющих по потребляемым объемам голосового трафика и интернет-трафика во всех субъектах РФ.

Выделены направления экономического развития услуги «подвижная связь» в субъектах РФ. Обозначен перечень субъектов, расширение услуги в которых эффективно в первую очередь. Оценена величина возможного прироста выручки от предоставления услуги на 11%, или на 59,5 млрд р. в год.

Отмечено прекращение спада выручки базами связи с 2016 г., вызванное массовым вводом новой составляющей услуги - доступом в Интернет, что обеспечит треть прироста выручки.

Установлено, что уровень потребления услуги юридическими лицами в течение последнего десятилетия примерно один и тот же (относительно ВРП). Вследствие этого основным направлением развития определено строительство линий связи и предоставление услуги населению.

Автор благодарит Департамент экономики и финансов Министерства связи РФ за предоставленную статистическую информацию, позволившую дифференцировать услуги сотовой связи населению и юридическим лицам, а также услуги мобильного Интернета.

Источники

1. Абилов А. В. Закономерности развития регионального инфокоммуникационного комплекса. М.: Горячая линия - Телеком, 2008.

2. Антонюк Б. Д. Развитие связи и информатизации России и инвестиционные возможности отрасли // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2003. № 1-2 (14-15). С. 19-22.

3. Бороздина Н. А. Тенденции развития российского рынка услуг мобильной связи // Молодой ученый. 2015. № 39-1. С. 1-7.

4. Вашурина А. В., Ермолаев М. Б. Подход к прогнозированию уровня проникновения услуг доступа к сети Интернет // Проблемы экономики и менеджмента. 2012. № 7 (11). С. 83-86

5. Вейлер В. П. Российский сектор информационно-коммуникационных технологий: проблемы и перспективы развития // Вестник Брянского государственного университета. 2011. № 3. С. 74-81.

6. Еремина С. Л., Гунин Д. А. Оценка эффективности регулирования сектора инфо-коммуникаций по уровню цифрового неравенства между регионами России // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер.: Социально-экономические науки. 2008. Т. 8, вып. 4. С. 120-126.

7. Замай С. С. Методология системного анализа и проектирования информационных систем мониторинга и планирования регионального развития // Вестник Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М. Ф. Ре-шетнева. 2009. № 2 (23). С. 338-343.

8. Зоря Н. Е., Гаврилкина М. Г. Совершенствование системы показателей инфоком-муникационного развития на современном этапе формирования информационного общества // Телекоммуникации и транспорт. 2014. Т. 8, № 7. С. 29-31.

9. Ициксон А. И. Критерии развития услуг электросвязи // Вестник ЮУрГУ Сер.: Экономика и менеджмент. 2017. Т. 11, № 2. С. 115-124.

10. Каминский А. В., Лукашова О. А. Формирование стратегии конкурентных преимуществ оператора сотовой связи как способ достижения конкурентоспособности на рынке // Креативная экономика. 2016. № 4. С. 451-460.

11. Карян Ю. С. Повышение занятости населения субъектов РФ на основе активизации региональных инвестиций: дис. ... канд. экон. наук. Челябинск, 2014.

12. Кузовкова Т. А. Оценка роли инфокоммуникаций в национальной экономике и выявление закономерностей их развития // Системы управления, связи и безопасности. 2015. № 4. С. 26-68.

13. Кузовкова Т. А., Женчур М. А., Кузовков А. Д. Методический аппарат комплексного прогнозирования развития инфокоммуникаций // Системы управления, связи и безопасности. 2016. № 1. С. 146-190.

14. Кузовкова Т. А., Тимошенко Л. С. Анализ и прогнозирование развития инфокоммуникаций. М.: Горячая линия - Телеком, 2009.

15. Ларичкина Д. А. Особенности развития отрасли телекоммуникационных услуг в России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 5. С. 473-477.

16. Макаров В. В. Телекоммуникации России: состояние, тенденции и пути развития. М.: ИРИАС, 2007.

17. Матюшкина Н. А., Пономарёва Е. А. Стратегии операторов сотовой связи по продвижению услуг на российский рынок // IN SITU. 2016. № 11. С. 38-40.

18. Махов М. В. Состояние и развитие отрасли связи Российской Федерации. Тенденции и перспективы // Проблемы экономики и менеджмента. 2012. № 12 (16). С. 95-99.

19. Михалькова Е. М., Чугрина Л. Т. Особенности проведения количественных и качественных маркетинговых исследований на рынке телекоммуникационных услуг // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2011. Т. 1, № 2. С. 313-316.

20. Проскура Н. В., Ефременко Д. В. Перспективы развития телекоммуникационного сектора в России // Управление экономическими системами. 2013. № 12 (60). С. 1-39.

21. Рассолова Л. И. Комплексное прогнозирование инвестиционных рисков телекоммуникационной компании // Вестник Международного института экономики и права. 2011. № 2 (3). С. 45-54.

22. Сажнева О. А. Состояние и тенденции развития рынка телекоммуникационных услуг в России // Современные наукоемкие технологии. 2009. № 11. С. 8-10.

23. Семенова Е. Б. Проблемы обеспечения устойчивого развития отрасли связи в РФ // Российское предпринимательство. 2008. Т. 9, № 7. С. 88-92.

24. Становление информационного общества в условиях инновационного развития телекоммуникационных услуг / Д. В. Проскура, Н. В. Проскура, Н. А. Мурашова, А. Н. Зайцев. Н. Новгород, 2013.

25. Трепаков А. С. Оценка и анализ состояния и тенденций развития рынка сотовой связи России (2015-2016 годы) // Экономика, предпринимательство и право. 2017. Т. 7, № 1. С. 49-64.

26. Шаравова О. И. Рыночная среда инфокоммуникаций и отраслевая структура

рынка // Телекоммуникации и транспорт. 2014. Т. 8, № 7. С. 92-94.

***

Prospects of Mobile Services Development in Russia's Regions

by Aleksandr I. Itsikson

The article aims to identify the development directions in Russia's stagnating mobile communications market, including voice and Internet traffic segments. The methodological basis of the research is theoretical propositions of regional economics; the principal method is the systematisation of empirical facts. The analysis indicates a decrease in demand for telecommunication services in Russian regions. The monitoring of resources of telecommunication services proves the necessity of separate accounting of individuals and legal entities' consumption, because in case of the former it is necessary to account for average incomes, whereas in the latter case - for gross regional product. On the basis of statistical data of the Federal State Statistics Service and the Ministry of Communications of the Russian Federation the author examines the dynamics of the services development, including the situation with organisation of mobile access to the Internet, and introduces the indicators of mobile Internet traffic consumption and its cost. The created information base allows the researcher to distinguish between consumption of services by individuals and legal entities separately for voice and Internet traffic and determine quantitative indicators that help compare the level of inequality in different regions of the country. As a result, the paper lists Russia's regions where it is expedient to promote the services of voice mobile communications and mobile Internet.

Keywords: regional economy; mobile communications; mobile Internet; the level of services' consumption; development dynamics; per capita income.

References:

1. Abilov A. V. Zakonomernosti razvitiya regional'nogo infokommunikatsionnogo kompleksa [Regularities of the development of the regional infocommunication complex]. Moscow: Goryachaya liniya -Telekom Publ., 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Antonyuk B. D. Razvitie svyazi i informatizatsii Rossii i investitsionnye vozmozhnosti otrasli [Development of communication and information technologies penetration in Russia and investment opportunities in the industry]. Nedvizhimost i investitsii. Pravovoe regulirovanie - Real Estate and Investment. Legal Regulation, 2003, no. 1-2 (14-15), pp. 19-22.

3. Borozdina N. A. Tendentsii razvitiya rossiyskogo rynka uslug mobil'noy svyazi [Trends in the development of the Russian mobile communication services market]. Molodoy uchenyy - Young Scholar, 2015, no. 39-1, pp. 1-7.

4. Vashurina A. V., Yermolaev M. B. Podkhod k prognozirovaniyu urovnya proniknoveniya uslug dostupa k seti Internet [Approach to predicting the level of penetration of Internet access services]. Prob-lemy ekonomiki i menedzhmenta - Problems of Economics and Management, 2012, no. 7 (11), pp. 83-86

5. Veyler V. P. Rossiyskiy sektor informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologiy: problemy i per-spektivy razvitiya [The Russian sector of information and communication technologies: Problems and development prospects]. Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of the Bryansk State University, 2011, no. 3, pp. 74-81.

6. Yeremina S. L., Gunin D. A. Otsenka effektivnosti regulirovaniya sektora infokommunikatsiy po urovnyu tsifrovogo neravenstva mezhdu regionami Rossii [Evaluation of the regulatory effectiveness of the infocommunication sector in terms of the level of digital inequality between the regions of Russia]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Sotsialno-ekonomicheskie nauki - Bulletin of the Novosibirsk State University. Series: Socioeconomic Sciences, 2008, vol. 8, issue 4, pp. 120-126.

7. Zamay S. S. Metodologiya sistemnogo analiza i proektirovaniya inf ormatsionnykh sistem monitoringa i planirovaniya regional'nogo razvitiya [Methodology of system analysis and design of information systems for monitoring and planning of regional development]. Vestnik Sibirskogo gosudarstvennogo universiteta nauki i tekhnologiy imeni akademika M. F. Reshetneva - Bulletin of the Siberian State University of Science and Technology named after academician M. F. Reshetnev, 2009, no. 2 (23), pp. 338-343.

8. Zorya N. Ye., Gavrilkina M. G. Sovershenstvovanie sistemy pokazateley infokommunikatsionnogo razvitiya na sovremennom etape formirovaniya informatsionnogo obshchestva [Perfection of the system of indicators of infocommunication development at the present stage of the formation of the information society]. Telekommunikatsii i transport - Telecommunications and Transport, 2014, vol. 8, no. 7, pp. 29-31.

9. Itsikson A. I. Kriterii razvitiya uslug elektrosvyazi [Criteria for the development of telecommunication services]. Vestnik Yuzhno-Uralskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i menedzh-

ment - Bulletin of South Ural State University. Series "Economics and Management", 2017, vol. 11, no. 2, pp. 115-124.

10. Kaminskiy A. V., Lukashova O. A. Formirovanie strategii konkurentnykh preimushchestv opera-tora sotovoy svyazi kak sposob dostizheniya konkurentosposobnosti na rynke [Formation of the competitive advantages strategy of a mobile network operator as a way to achieve market competitiveness]. Kreativnaya ekonomika - Creative Economy, 2016, no. 4, pp. 451-460.

11. Karyan Yu. S. Povyshenie zanyatosti naseleniya subyektov RF na osnove aktivizatsii regional'nykh investitsiy. Avtoref. Diss. kand. ekon. nauk. [Improvement of employment of the population in the subjects of the Russian Federation on the basis of fostering regional investments. Abstract of Cand. econ. sci. diss.]. Chelyabinsk, 2014.

12. Kuzovkova T. A. Otsenka roli infokommunikatsiy v natsional'noy ekonomike i vyyavlenie za-konomernostey ikh razvitiya [Evaluation of the role of infocommunications in the national economy and the identification of patterns of their development]. Sistemy upravleniya, svyazi i bezopasnosti - Control, Communications and Security Systems, 2015, no. 4, pp. 26-68.

13. Kuzovkova T. A., Zhenchur M. A., Kuzovkov A. D. Metodicheskiy apparat kompleksnogo prog-nozirovaniya razvitiya infokommunikatsiy [Methodological tools of complex forecasting of the infocom-munication development]. Sistemy upravleniya, svyazi i bezopasnosti - Control, Communications and Security Systems, 2016, no. 1, pp. 146-190.

14. Kuzovkova T. A., Timoshenko L. S. Analiz iprognozirovanie razvitiya infokommunikatsiy [Analysis and forecasting of the infocommunications' development]. Moscow: Goryachaya liniya - Telekom Publ., 2009.

15. Larichkina D. A. Osobennosti razvitiya otrasli telekommunikatsionnykh uslug v Rossii [Peculiarities of the development of telecommunications services in Russia]. Mezhdunarodnyy zhurnalpriklad-nykh i fundamental'nykh issledovaniy - International Journal of Applied and Fundamental Research, 2015, no. 5, pp. 473-477.

16. Makarov V V. Telekommunikatsii Rossii: sostoyanie, tendentsii i puti razvitiya [Telecommunications of Russia: State, trends and development paths]. Moscow: IRIAS Publ., 2007.

17. Matyushkina N. A., Ponomareva Ye. A. Strategii operatorov sotovoy svyazi po prodvizheniyu uslug na rossiyskiy rynok [Strategies of mobile network operators to promote services to the Russian market]. IN SITU, 2016, no. 11, pp. 38-40.

18. Makhov M. V Sostoyanie i razvitie otrasli svyazi Rossiyskoy Federatsii. Tendentsii i perspektivy [Status and development of the communications industry of the Russian Federation. Trends and prospects]. Problemy ekonomiki i menedzhmenta - Problems of Economics and Management, 2012, no. 12 (16), pp. 95-99.

19. Mikhalkova Ye. M., Chugrina L. T. Osobennosti provedeniya kolichestvennykh i kachestvennykh marketingovykh issledovaniy na rynke telekommunikatsionnykh uslug [Specifics of conducting quantitative and qualitative marketing research in the market of telecommunication services]. Ekonomika i upravlenie: novye vyzovy i perspektivy - Economics and Management: New Challenges and Prospects, 2011, vol. 1, no. 2, pp. 313-316.

20. Proskura N. V., Yefremenko D. V. Perspektivy razvitiya telekommunikatsionnogo sektora v Rossii [Prospects of the development of the telecommunications sector in Russia]. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami: elektroniy nauchniy zhurnal - Management of Economic Systems: Scientific Electronic Journal, 2013, no.12 (60), pp. 1-39.

21. Rassolova L. I. Kompleksnoe prognozirovanie investitsionnykh riskov telekommunikatsionnoy kompanii [Complex forecasting of investment risks of a telecommunications company]. Vestnik Mezh-dunarodnogo instituta ekonomiki i prava - Bulletin of the International Institute of Economics and Law, 2011, no. 2 (3), pp. 45-54.

22. Sazhneva O. A. Sostoyanie i tendentsii razvitiya rynka telekommunikatsionnykh uslug v Rossii [State and development trends of the telecommunications services market in Russia]. Sovremennye nau-koemkie tekhnologii - Modern Scientific Technologies, 2009, no. 11, pp. 8-10.

23. Semenova Ye. B. Problemy obespecheniya ustoychivogo razvitiya otrasli svyazi v RF [Problems of ensuring the sustainable development of the communications industry in the Russian Federation]. Rossiyskoe predprinimatelstvo - Russian Entrepreneurship, 2008, vol. 9, no. 7, pp. 88-92.

24. Proskura D. V., Proskura N. V., Murashova N. A., Zaytsev A. N. Stanovlenie informatsionnogo ob-shchestva v usloviyakh innovatsionnogo razvitiya telekommunikatsionnykh uslug [The formation of the information society in the conditions of innovative development of telecommunications services]. Nizh-niy Novgorod, 2013.

25. Trepakov A. S. Otsenka i analiz sostoyaniya i tendentsiy razvitiya rynka sotovoy svyazi Rossii (2015-2016 gody) [Evaluation and analysis of the state and development trends of the mobile communications market in Russia (2015-2016)]. Ekonomika, predprinimatelstvo ipravo - Economics, Entrepre-neurship and Law, 2017, vol. 7, no. 1, pp. 49-64.

26. Sharavova O. I. Rynochnaya sreda infokommunikatsiy i otraslevaya struktura rynka [Market environment of infocommunications and industrial structure of the market]. Telekommunikatsii i transport - Telecommunications and Transport, 2014, vol. 8, no. 7, pp. 92-94.

Contact Info:

Aleksandr I. Itsikson, Cand. Sc. (Engineering), "Erlang" Company

Business Development Director 19a Narodnoy Voli St., Yekaterinburg, Russia,

e-mail: alex.itsixon@erlang.ru 620144

Phone: (343) 263-77-77

Ссылка для цитирования: Ициксон А. И. Перспективы развития услуги подвижной связи в регионах России // Известия Уральского государственного экономического университета. 2018. Т. 19, № 4. С. 107-120. DOI: 10.29141/2073-1019-2018-19-4-8

For citation: Itsikson A. I. Perspektivy razvitiya uslugi podvizhnoy svyazi v regionakh Rossii [Prospects of mobile services development in Russia's regions]. Izvestiya Uralskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta - Journal of the Ural State University of Economics, 2018, vol. 19, no. 4, pp. 107-120. DOI: 10.29141/2073-1019-2018-19-4-8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.