Научная статья на тему 'Информационные аспекты культурной картины мира'

Информационные аспекты культурной картины мира Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»

CC BY
575
53
Поделиться
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ КАРТИНА МИРА / ИНФОРМАЦИОЛОГИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ КРИТЕРИИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по культуре и культурологии, автор научной работы — Пронина Л. А.

автором исследуются изменения в культурных процессах и явлениях, происходящие под влиянием информатизации, которые приводят к трансформации культурной картины мира. Основой анализа является информациологический подход.

Текст научной работы на тему «Информационные аспекты культурной картины мира»

УДК 008 Л.А. Пронина

ИНФОРМАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРНОЙ КАРТИНЫ МИРА

Пронина Людмила Алексеевна - кандидат педагогических наук, доцент,

Докторантка Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина

Аннотация: автором исследуются изменения в культурных процессах и явлениях, происходящие под влиянием информатизации, которые приводят к трансформации культурной картины мира. Основой анализа является информациологический подход.

Ключевые слова: культурная картина мира, информациология, информационные критерии, информатизация

Одной из главных закономерностей современного этапа развития цивилизации является все большая ориентация на использование информациологических ресурсов общества, прежде всего знаний. Поэтому целесообразно использовать информациологический подход к исследованию современных проблем, в том числе феномена информатизациии и ее влияния на картину мира. Информациология исследует процессы и явления микро- и макромиров Вселенной с единой информационной точки зрения. Говоря о передаче энергии, материи или информации, подразумевают, что передаются элементы универса Вселенной. Информация извлекается из данных только тогда, когда целеустремленный элемент универсума Вселенной использует их с какой-либо целью. Ее особенностью является то, что пока существует носитель информации, поток отражения неисчерпаем и зависит только от наблюдающего элемента универсума Вселенной. По мнению А.В.Нестерова, если информационное свойство среды (универса), определяемое характеристикой «информационная проницаемость», будет равна нулю, то индивидуализующий элемент в этой среде будет информационно изолирован [9, с.8], что приведет к катастрофическим последствиям. Информациология рассматривает информацию как генерализационный безначально-бесконечный единый законопроцесс микро- и макромерных отношений, взаимосвязей и взаимосохранения энергии, движения и массы на основе резонансносотовой, частотно-квантовой и волновой природы света, тепла, звука и других свойств и форм в микро- и макроструктурах Вселенной [14, 15]. Информациологический подход используется при анализе проблем производства и потребления духовных ценностей, инноваций в культуре этносов, картины мира, человека в условиях информационной цивилизации и т.п. Данная методология может применяться при определении культурной картины мира и для прогнозирования ее развития. Принцип информациологического подхода

заключается в том, что первоначально производится анализ и синтез отношений внутри вещей, предметов или их элементов, затем их отношений с внешним окружающим миром. Исходя из вышеизложенного, опираясь на позицию, что информатизация - внутренний процесс культуры, можно представить зависимость информатизации и культурной картины мира следующим образом. Информатизация, выполняя функции ритуализации и новаторства, влияет на культурную динамику, поэтому целесообразно выделение информационных критериев развития культуры. Информационные технологии, информационные и информациологические ресурсы изменяют информационную картину мира, следовательно, и культурную картину. Проиллюстрируем данный тезис.

В известном смысле представление о картине мира может быть одним из определений «культуры», в том числе и этнической. Это станет возможным в том случае, если вслед за

А.Молем определить ее как своего рода «духовное оснащение личности», некий фильтр, который «призван служить для организации восприятий, а тем самым, в конечном счете, и поступков» [8, с.47]. «Роль культуры состоит в том, что она дает человеку «экран понятий», на который он проецирует и с которым сопоставляет свои восприятия внешнего мира» [8, с.44]. В сущности

А.Моль утверждает, что культура представляет собой некую информационную модель окружающего мира, которую чаще всего и обозначают термином «картина мира». В этом случае все этнокультурные процессы приобретают форму непрерывного циркулирования культурной информации. Особенности картины мира определяют и специфику этнической избирательности информации. Так, можно утверждать об этнической избирательности в восприятии информации, способе запоминания и т.п.

Сегодня складывается синтетический образ единой Вселенной во всей своей целостности и неисчерпаемости составляющих его научных истин, фактов и выводимых на их основе научных концепций. Этот процесс можно назвать формированием мировой базы знаний, аккумулирующей мировой запас мудрости. Данное явление можно рассматривать как упорядочение стихии культурной информации, как мобильный, нетрадиционный инструмент обеспечения прогресса. Информациология гуманитарно-культурологической сферы мирового сообщества ориентирует нас на решение двух научно-практических задач: во-первых, это научный анализ топологии институтов духовного и физического развития общества, определение минимальных и максимальных ее параметров, создание алгоритмов их оптимизации и программы эффективного использования информационных фондов. Во-вторых, это проведение организационнотехнических мероприятий механизации, автоматизации и информатизации на основе реализации эффективных технологий. Гуманитарно-культурологическая сфера является собирательной, объединяет и отражает все стороны человеческого бытия, включая экономику, науку, политику, историю, образование, технику, религию, право, страноведение, обществоведение, спорт, культуру в целом и т.д. Состояние и развитие данных институтов позволяет нам выделить внешние маркеры культуры, но они же трансформируют и внутреннюю ткань культур - духовноментальные структуры общества.

Информатизация обеспечивает общество многообразием информациологических и информационных ресурсов, неисчерпаемыми источниками которых является информационная сфера Вселенной. По И.И. Юзвишину, информационные ресурсы относятся к естественной информации Вселенной, а информациологические - к искусственной информации, создаваемой человеком. В ходе информатизации мы имеем дело и с теми, и с другими ресурсами. На наш взгляд, целесообразно опираться на постулат И. Юзвишина, что все, что внутри нас и во всей Вселенной - это вездесущая информация, везде информационный континуум [15]. Охарактеризовать уровень развития общества можно с учетом того, какой объем знаний фактически проходит через его информационную среду. Сам факт такого влияния информатизации является универсальным законом, не зависящим от общественно-политического строя. Информатизация привела не только к увеличению объема информации, созданию локальных и глобальных систем и сетей, баз данных и знаний, но и к появлению принципиально новых технологий, к новой культуре, к новому типу общества.

В.Б. Бухман подчеркивает, что феномен культуры можно редуцировать к феномену социально ценной информации, которая являет себя и в знании, и в нормативах взаимоотношений и в самих взаимоотношениях. Человек в своей телесно-духовной сущности дуален информационно. Тело «целеполагает» самосохранение, комфорт, порядок, ограничение разнообразия, логику, то есть информацию; дух зовет к риску, свободе (включая свободу от логики), многоальтернативному выбору, разнообразию, то есть к диссипации (рассеянию) информации. Дуальность природы человека может рассматриваться в информационном контексте, что заставляет считаться с информационными закономерностями творчества, в частности с законом сохранения информации [3, с.150].

Современное общество не может жить и развиваться без информации - наиболее выраженной формы культуры общества, и человек в ней выступает и созидателем, и распространителем, и хранителем информации, взаимодействуя по формуле «человек -информация - человек». В настоящее время информацию следует рассматривать как диалогическую форму общения, ибо ей присуща интеллектуальная напряженность: потребность и способность направлять свою интеллектуальную и эмоциональную энергию на творчество и созидание. В силу этого информацию отличает социально масштабный характер, так как в ней отражаются и глобальные проблемы современности, и внутренний мир человека. А это значит, что ядро информации - это опыт человека, освоенные способы и формы творческой деятельности, духовный капитал, накопленный человечеством, то есть мы имеем дело с естественной информацией Вселенной, которую человек использует, потребляет, и искусственной информацией, им создаваемой. Среди естественной информации, входящей в ее состав, мы выделяем знания в памяти человека и персональные информационно-энергобиологические ресурсы. «Правомерна идея полифонии информации как одного из всеобщих способов распространения духовных ценностей и как органичного элемента культурного процесса. ... Связанная с бытием человека, непрерывно осознаваемая и воспринимаемая им, информация становится произведением культуры. Она не просто элемент социальной структуры общества. Она

- образ культуры и мышления людей, способ их организации и объединения. Связывая сотни

людей, информация создает духовный мир, в котором человек живет, создает культурные ценности, делает научные открытия, формирует новые религиозные системы» [10, с.15].

Информация, как философская категория, - продукт отражения материи, в отличие от процесса отражения, как в самом себе, так и в окружающем ее мире. Получатель информации извлекает из одной и той же переданной информации разные объемы физической, семантической и прагматической информации. Мы согласны с учеными, утверждающими, что информация - это отражение разнообразия. Категория разнообразия выступает основой закона Лотмана-Шрейдера: в кризисные периоды определенные пласты культуры подвергаются давлению, снижающему их естественное разнообразие за счет исчезновения «крайних элементов», резко отличающихся от средн его

Основные

параметры

Свойства-модификаторы культурной информации

уровн я в полож итель ную или отриц ательн ую сторо

ну.

Ю.Шр

ейдер считае т, что тенде нция к умень шени ю

разно

образ

ия

являет

ся

симпт

омом

кризи

са

культ

урной

ситуа

ции, а увеличение разнообразия свидетельствует о здоровье культуры [13]. Являясь узловым пунктом познания, информация позволяет выявить не только всеобщее, но и частное -конкретные, многогранные связи с действительностью, как отражение этой действительности. Информация находится внутри нас, вне нас, между нами и вокруг нас, как единая сущность мироздания. Ее дифференцируют на естественную и искусственную, абсолютную (безусловную) и условную и т.п. В качестве базового для нас понятия мы предлагаем термин «культурная информация», которую мы определяем как источник (основа) жизни, пространства, времени. Культурная информация цивилизации складывается из неперекрывающихся частей информации на Земле. Для сохранения единства пространства

селен ной необх одимо иметь культ урную инфор маци ю,

котор ая

характ еризуе т

развит ие всех ее

частей . Мы выдел яем следу ющие свойс тва культ урной информации.

Таблица 1- Матрица свойств культурной информации

Пересечение основных параметров и свойств-модификаторов позволяет уточнить качественную характеристику культурной информации, что достаточно сложно сделать в отличие от количественной. Так как свойства в целостном явлении влияют друг на друга, взаимно модифицируя себя, а выделение каждого из них в отдельности условно, то по вертикали мы расположили параметры, выражающие наиболее обобщенную характеристику культурной информации, а по горизонтали свойства модифицирующего действия на анализируемое «атомарное» свойство.

Поясним, как действует данный механизм. Развивающаяся информация может быть адекватной, если соответствует реальному объективному состоянию или неадекватной. Она может быть достоверной или нет. Сегодня проблема достоверности информации становится все более актуальной, так как широко распространяется дезинформация, ведутся информационные войны и т.д. В условиях «культурного шума» (например, широкого распространения массовой культуры) для передачи определенного количества информации требуется больше данных или более сложные методы. По мере распространения информатизации все более актуализируется проблема доступности и избыточности. В настоящее время циркулирует огромный пласт информации, который не несет в себе ничего нового. Причем в первом случае мы имеем дело, как с доступностью данных, так и с доступностью адекватных методов для их получения и интерпретации. Широкое распространение новых информационных технологий повысили оперативность культурной информации. В современных условиях возрастает значение такого свойства, как актуальность, выделение которого основано на признаке отражения. Актуализация культурной информации зависит от потребностей субъекта и объекта информационного взаимодействия, которые в свою очередь определяются целеполаганием. Культурную информацию можно рассматривать как введенные в систему коммуникаций знания -

культурной > информации адекват ность достовер ность актуальн ость доступно сть оператив ность избыточн ость объектив ность полнота

Аксиоматично- ценная х х х х х х х Х

Ситуативно ценная х х х х х х х Х

жизнеутверждающа я х х х х х х х х

жизнеразлагающая х х х х х х х Х

Обыденная, бытовая х х х х х х х Х

Развивающаяся, в т.ч. саморазвивающаяся х х х х х х х Х

Независимая (хранящаяся вне человека) х х х х х х х Х

Живая, самозаложенная (существующая только вместе с человеком) х х х х х х х Х

неотьемлемую часть культуры, социокультурное явление, охватывающее духовные и практические формы освоения мира. Знания дифференцируем на артикулированные (в виде текстов на любых носителях), которые доступны в обществе всегда и везде, и неартикулированные, передающиеся только в процессе личной коммуникации или личных контактов (здесь человек выступает как источник культурной информации). Во втором случае транслирование ограничено, так как нет возможности введения информации в документальные коммуникации. Грамотность осваивается человеком посредством унаследования культурных традиций - социальных эстафет, преобразованные формы знаний (свободно транслируемые формы культурной информации) обеспечивают творческую социокультурную деятельность личности. Если не существует личности с ее духовным началом (базой культуры), то общество знаний не будет функционировать. Поэтому в качестве параметра культурной информации можно предложить «независимая» и «живая, самозаложенная».

Одним из свойств культурной информации является старение. Темп старения определяется подвижностью отображаемой системы: старение тем интенсивнее, чем выше подвижность (изменяемость) объекта. Так, научная информация по ряду отраслей, как часть культурной, «стареет» достаточно быстро, а искусствоведческая или литературоведческая - медленнее. Но в целом культурная информация «стареет» достаточно медленно или не «стареет» вообще. Ценная (аксиоматично- и ситуативно-) культурная информация приводит к расширению, развитию тезауруса личности и общества. Ценность любой культурной информации определяется суммой тех материальных и духовных благ, которые может дать конкретному человеку ее использование. Поэтому каждое копирование культурной информации увеличивает количество благ, привносимых ею в мир, фактически на столько же, на сколько оно было увеличено при ее создании. При каждом копировании культурной информации с помощью современных компьютерных технологий происходит умножение совокупного богатства человечества с крайне малыми затратами. Это уникальная ситуация, которая появилась и развивается благодаря информатизации, поэтому надо стремиться к размножению и копированию культурной информации, чтобы максимально увеличить количество благ, которыми располагает человечество. Опираясь на все многообразие можно выделить главное свойство культурной информации - это неисчерпаемость, что приводит к информационной емкости культурного пространства. Тогда культурное пространство следует характеризовать такими свойствами, как активность, структурность и системность, что, на наш взгляд, приводит его к ультраустойчивости и мультиустойчивости. Это значит, что оно обладает информациогенными свойствами.

Каждый из объектов окружающего мира непременно характеризуется наличием информациогенных свойств, то есть совокупностью таких черт, которые стимулируют введение сообщения со сведениями о данном базовом факте в канал распространения культурной информации и последующее превращение сведений в сообщаемую информацию. Возможная информациогенность базового факта тесно связана с ценностью производимой на его основе культурной информации. Уровень же ценности в каждом конкретном случае есть диалектическое единство объективного и субъективного, причем первое определяется ситуацией, а второе -возможностями объекта в смысле нахождения им путей к разрешению данной ситуации. Каждый факт культуры можно рассматривать как сообщение, информацию, то есть мы имеем дело с культурной информацией в форме артефактов и нематериальных образцов. Но специфика культуры будет проявляться и в отторжении информации об артефакте от самого артефакта, тогда мы имеем дело с информацией о культуре.

Любой вид деятельности протекает в определенном культурном пространстве, способствуя его динамичной трансформации. Наиболее устойчивая форма представляет собой форму бытия культуры, в которой на основе единства пространства и времени обеспечивается специфика содержания, целостность, органичность и т.п. В современных условиях информатизации культурная матрица, заданная пространственно-временным континиумом, должна встроиться в этот порядок. Таким образом, результаты информатизации отражаются в культурных нормах и культурных процессах, мы являемся свидетелями процесса изменения культурных паттернов общества. Данные изменения привели к антиномичности и полиморфизму культуры, изменениям времени культуры. Информатизация привела к расширению информационных связей между регионами, странами, народами и т.д. В результате контакты и взаимовлияние разных социокультурных систем усиливаются, что может привести и приводит к процессам изменений культуры, обычаев и верований, то есть к аккультурации. Сегодня содержание и темп аккультурации зависит от уровня информатизации общества. Распространение телекоммуникаций

по всему миру означает не только то, что стало легко общаться с друзьями и родственниками на всей планете, если есть телефон, Интернет-кафе или компьютерный терминал, но и то, что экономические и политические стратегии могут разрабатываться и осуществляться с учетом глобальных факторов. Значит можно говорить об изменениях культуры повседневности.

Культура формируется на основе коммуникативных процессов в результате коммуникативной деятельности. Следовательно, в основе культурного развития лежат информационные процессы: возникновение, распространение, передача, усвоение и хранение культурной информации. Культурная информация - источник культурного развития и канал этого развития; она наследуется в форме социального опыта, способствуя возникновению социальной памяти. Место и роль культурной информации в структуре социальной памяти определяется ее регулятивным началом в процессе взаимодействия традиций и инноваций в культурном развитии. Культурная информация складывается из культурных элементов - самой малой (далее неделимой) единицей, тогда любой артефакт является культурным комплексом, состоящим из множества культурных элементов.

На каждом этапе развития общества информатизация выполняет две важнейшие функции, которые могут иметь различные варианты проявления и дополняться сопутствующими (вспомогательными) и т.д. На наш взгляд, информатизация выполняет функции:

• ритуализации - коллективной памяти, сохранения традиций, передачи культуры посредством воспитания, семьи, народа и т.д.;

• новаторства - инициативы и активности, разработки новых форм и механизмов, разрушения старого, воздействия созданной личности на то, что породило эту личность.

В зависимости от приоритетов информатизация может выполнять ритуально-новаторские функции, новаторско-ритуальные (функции преобладания) или ритуальные=новаторские функции (функции равновесны). Анализируя уровни социотехнической деятельности, можно утверждать, что из этапа в этап полюс двойственности (исходя из функциональных особенностей) будет смещаться от ритуализации к новаторству, то есть мы будем иметь дело с изменением доминирующего положения функций. На каждом этапе реализация функций сталкивается с трансформацией инфосферы, что приводит к значительным изменениям в культурных процессах. В современных условиях основой информациологических технологий являются компьютеры, массмедиа, мультимедиа, локальные, глобальные и космические информационные сети, телекоммуникационные коммутаторы и концентраторы, проводные, информационно-сотовые и спутниковые каналы связи, и их программное обеспечение. Новаторство превращается в доминирующую основу, где одновременно присутствует и ритуализация.

Пространство и время - формы информации, а энергия, сила движение и масса -различные виды проявления ее качественных и количественных свойств в реально существующих или искусственно создаваемых процессах и явлениях. Современный этап характеризуется изменением содержания функций культурной информации, информационных и

информациологических ресурсов в обществе. Потребители информации, которые недополучают необходимый для них объем информации, оказываются в ситуации «ослабленного»

инфовзаимодействия. Такое положение, на наш взгляд, приводит к различным обострениям, к явлениям, которые называют культурным лагом и культурным запаздыванием. Картина нашего настоящего - это смесь всех предыдущих этапов. В средствах массовой информации часто упоминается, что примерно 70 % населения планеты живет еще в аграрном обществе, 10 % - в странах с индустриальной материальной базой, менее 20 % - в постиндустриальном обществе, причем среди них - всего несколько процентов - в информационном обществе, подготавливая переход к будущему «обществу знаний». Именно эти 20% населения планеты играют роль основных акторов глобализации, создавая условия для формирования единого человечества и глобальной социоприродной системы. В реальности мы имеем дело с различными этапами информатизации в странах.

Культурные системы, как правило, реагируют с определенным отставанием на новые социальные явления и технические нововведения. Возникновение культурного лага находит свое объяснение в представлении, согласно которому технические нововведения продолжают служить старым целям индустриальной трансформации, тогда как складывающаяся глобальная ситуация требует новой парадигмы бытия человека, изменения его ценностных ориентиров. Культурный лаг описывает ситуацию, когда одни части культуры изменяются быстрее, а другие медленнее.1

1 Данное понятие ввел У. Огборн.

Наряду с общими причинами возникновения культурного лага существуют национально обусловленные, конкретные его проявления. Так, Л.В. Скворцов выделяет сферу информационного обеспечения органов управления, государственной власти, где разрыв между новыми требованиями жизни и инерцией сложившихся стереотипов особенно опасен [11].

Современные информационные технологии инициируют появление артефактов и паттернов, которые не успевают перейти из новации в традицию, ибо время сегодня «спрессовано». В современный период информатизации для преодоления культурного лага фундаментальное значение приобретает адаптация к информационной деятельности понятия «виртуальной реальности». Сегодня содержание виртуального бытия определяется восприятием конечного состояния человека и человечества. Если мы признаем фундаментальное воздействие виртуальной реальности на ход социальных событий, то тогда необходимы новые подходы к информационному обеспечению. В этом случае содержательные характеристики информатизации изменяются, адаптируясь к новым потребностям общества. На наш взгляд, это признание приоритета гуманитарной составляющей информатизации над технической и технологической. Тогда в качестве параметра развития информатизации можно рассматривать принцип демократичности в информационном обеспечении на основе доступности информации. Например, использование результатов информатизации для определения культурных норм (стандартов культурной деятельности), их консервации и сохранения. В этом случае успешно реализуется функция ритуализации.

Кроме того, информатизация создает возможности для новых идентичностей и может не повлечь за собой перехода в новый социальный статус. Это идеальная действительность, подобная памяти. Вследствие своей интерактивности современные формы цифровой реальности являются важным средством расширения представлений о реальности контекста действия. Значение современных цифровых форм виртуального становится очевидным при анализе конкретных культур, культурных образцов, культурных процессов и т.д. Виртуальное пространство сегодня стратифицировано по различным аспектам (по линии гендера, этничности, региона, профессионального статуса и т.п.). Так, в настоящее время Африка практически исключена из сети компьютерных коммуникаций, а уровень ее информатизации представляет собой весьма пеструю картину - от вербальных форм коммуникации до компьютерных. Такое положение способствует изоляции культурных форм, а культурные процессы происходят гораздо медленнее. В связи с этим культурные формы имеют устоявшийся характер, а культурный порядок на некоторых территориях не меняется в течение длительного времени. В большинстве случаев культурная трансмиссия осуществляется от человека к человеку или через традиционные документы. Культура конкретного народа, племени достигает определенного уровня развития, а отсутствие притока информации влияет на культурный порядок. В тоже время фиксация ее на различные носители представителями другой культуры позволяет сохранить ее, ввести в современное культурное пространство, а в критических ситуациях воссоздать ее и распространить. В данном случае реализация функции новаторства информатизации способствует эффективности ритуализации, а информатизация в этом случае снимает угрозу разрыва культурной цепи.

Ключевую роль в преодолении культурного лага играет осмысление природы информационных катастроф и механизмов их преодоления. Интерес для нас представляет гуманитарный аспект информационных катастроф, который проявляется в утрате государством способности к эффективному противодействию использования средств информации для дестабилизации общественной системы. Такая ситуация возникает в условиях утраты обществом своей идентичности. Информатизация обострила ситуацию: распространение виртуальной реальности, наступление массовой культуры, глобализация ноосферы и т.д. Наиболее сложный тип информационной катастрофы связан с деструкцией исторического знания (сегодня мы являемся свидетелями ревизии исторических событий, их забвения и т.п.). Традиционное общество, являясь концентрированным результатом деятельности поколений единого этноса или единого народа, превращает каждого своего члена в материзованную историческую информацию: он становится слепком своего локуса. Локус - это место бытия, которое из поколения в поколение совершенствуется этносом. Становление и развитие локуса фиксируется в памяти народа как стадии его собственной эволюции. Единство истории в данном случае представляется естественным следствием того, что это - история одного локуса и одного субъекта истории. История - это объективная реальность жизни: она всегда связана с членом локуса. Глобализация жизни влечет за собой утрату непосредственной связи с локусом, а значит и плюрализм ориентаций в истории. История же локуса сохраняется в сознании и существует в нем, постепенно

превращаясь в мифологему. Действие инфосферы кардинально меняет традиционную ситуацию, особенно та ее часть, в которой действуют носители информации, способные вызвать ее массовое восприятие, инициировать новый тип образа жизни и направленность действий. Воздействие инфосферы объективно и не зависит от субъективных целей и национальных границ. Индивиды теперь узнают друг друга и определяют свое тождество по той части ноосферы, в которой они находятся. При этом они могут принадлежать различным локусам. С этим связано возникновение массовых противоречий между внешней принадлежностью к определенному этносу и государству и внутренней солидарностью с культурными стандартами, не совпадающими с национальной традицией. Сегодня просматриваются тенденции превращения отдельных частей ноосферы, связанной с конкретными локусами, в информационную Галактику. Эта складывающаяся реальность и определяет необходимость осмысления новых форм международного взаимодействия, их влияния на национальные культурные традиции и духовные ориентации [11, с.36-37]. Таким образом, содержание функций несколько трансформируется.

С понятием культурного лага тесно связано другое, которое называют культурным запаздыванием. Оно происходит в тех случаях, когда нематериальная (духовная) культура не успевает приспособиться к опережающему развитию материальной культуры. Например, в России осуществляется переход к рыночной стратегии, однако традиции, обычаи, ценностные ориентации и взгляды большинства населения в ситуации стабилизации отражают предшествующий этап развития, о чем свидетельствуют многолетние исследования Института социологии РАН.

Насыщение пространства как среды жизнедеятельности человека техникой и засилье разного рода технологий приводит к появлению новых артефактов и паттернов, которые не получают достаточного временного лага для их перехода в традиции. Культурный лаг и культурное запаздывание, на наш взгляд, особенно наглядно будут проявляться на стыке периодов развития информатизации, когда происходит смена технологий. Они приводят к полихронности культурного пространства, которое выражается в двух аспектах, когда на мировой культурной карте в конкретном локусе и хроносе сосуществуют социумы различных культурных возрастов, а в рамках одной страны объединены разновозрастные (имеется в виду культурный возраст) социальные группы. Культурная эволюция предполагает поэтапное прохождение субъектом всех возрастов. Среди сверстников могут быть люди разного культурного возраста и наоборот. Полихронность культурного пространства - это такое состояние информатизации в обществе, когда ее функции равновесны.

Итак, информатизация привела к изменениям в информационной картине мира. Телекоммуникационные электронные технологии утверждают новый образ реальности, формируя фрагментарную культуру. Они приводят к созданию сверх насыщенного информационного поля, которое повсеместно окружает современного человека, чье воздействие носит выборочный характер. В современных условиях изменился и характер коммуникации: электронные СМИ сегодня лидируют, а Интернет признается как важнейший источник новостей. Последний обладает важной социальной функцией, которой нет у других СМИ; в различных своих системах (сервера, телеконференции, чаты, IRC, ICQ и т.д.) он дает обширное пространство для общения, поле для формирования отношений, отличных от принятых в реальном мире, ограниченном ритуалами и рамками социальных систем, культур и субкультур. Интернет позволяет формировать открытое сообщество в смысле форм поведения, видов информации, количества и характера участников, времени существования и т.д. Все его компоненты обладают гибкостью и динамичностью. Поэтому в качестве последствий информатизации можно выделить появление транскультурных сообществ. В последние годы средства массовой информации изменились качественно и количественно. Человек постоянно находится в данной среде, постепенно превращается в антропогенный источник изучения и колонизации пространства Вселенной. Роль средств массовой информации меняется, они превращаются в первую власть. Информациология утверждает, что высокие технические и социальные технологии общества формируют высокое глобально-космическое информациологическое мировоззрение на всей планете [14].

Информатизации стимулировала возникновение новых культурных явлений и фактов. Так,

Э.М. Андреев и А.В. Миронов рассматривают проблемы интеллектуальной уязвимости и информационной безопасности в связи с переходом к информационному типу цивилизации. Опираясь на тезис, что «информация - универсальный инструмент прогресса человечества, глобальный и наиболее дефицитный ресурс развития современного общества, одна из основных общечеловеческих и национально-государственных ценностей» [2, с.170], предлагается новый подход к решению проблем информационной безопасности. Понятия интеллектуальной

уязвимости и информационной безопасности как социальные категории и вероятностные характеристики означают определенную систему исключения опасностей и угроз для пользователей в процессе их информирования. В структуре информационной безопасности специалисты выделяют такие категории как информационный вызов, информационные угрозы, информационной риск и информационная опасность. Кроме того, мы являемся свидетелями расслоения территорий, государств, наций, отдельных типов учреждений и т.п. по информационному признаку. Сегодня проблема информационного неравенства все более актуализируется, в структуре которой можно выделить ряд аспектов. Во-первых, личностносоциальный, связанный с социальной адаптацией человека к новой, быстро меняющейся информационной среде. Во-вторых, социально-экономический, обусловленный политикой страны в области развития информационной среды, создания информационной инфраструктуры, в том числе информационного законодательства, средств и методов доступа к информационным ресурсам и информационным коммуникациям, развития и практического использования информационных технологий. В третьих - аспект геополитический, связанный с неравномерностью развития самого процесса информатизации в разных странах и регионах мира, что обусловлено не только научно-техническими и экономическими различиями потенциалов этих стран, но и различиями образовательными [7, с.27].

В 2000 г. на Лиссабонском саммите лидеры ЕС постановили превратить Европу в регион с наиболее конкурентоспособной и динамично развивающейся экономикой, основанной на знании (информации). В связи с этим была разработана стратегия «Электронная Европа- 2002», провозглашен переход к «сетевой» экономике, основанной на знании, начал формироваться собственный сегмент новой «информационно-инновационной экономики» (по М. Кастельсу). Таким образом, доступ к средствам коммуникации становится индикатором социального и экономического неравенства. Тогда следует говорить и о таком последствии информатизации как информационное неравенство, которое можно рассматривать как фактор дифференциации социальных групп. В 1997 году Организация Объединенных Наций ввела новое измерение бедности - информационное, характеризующее возможность доступа к информационной магистрали. Проблема информационного неравенства признана мировым сообществом как глобальная. В связи с этим международные организации приняли ряд программ, направленных на ее решение, в числе которых программа ЮНЕСКО «Информация для всех». В ней прописаны следующие показатели уровня доступа к информации: технологический аспект, обеспечивающий физический доступ к информации (подключение к сети); финансовый аспект (уровень достатка пользователей, позволяющий приобретать компьютерные устройства для получения информационных услуг и ресурсов); социальный аспект (наличие общественного доступа для тех слоев населения, которые не могут оплачивать доступ на индивидуальном уровне); образовательный аспект (обеспечение пользователей объемом знаний, умений и навыков работы с технологиями электронного общества). Для операторов сетей, провайдеров услуг и содержания становится обязателен принцип честной конкуренции, гарантирующий благоприятные экономические условия на рынке; для производителей содержания ресурсов - принцип свободы слова и выражения мнений, которые гарантирует доступ к Интернету, инфраструктуре [4]. В 2003 году впервые в Женеве состоялся Всемирный саммит по информационному обществу, в котором участвовали 150 стран. В результате были приняты два документа «Декларация принципов» и «План действий», где провозглашались в качестве приоритетов развитие культур и языков народов мира [16].

Именно информатизация породила новое социальное явление - информационную стратификацию. Возникающие эффекты в сложных антро-социо-культурных системах требуют от человека не только принятия современных социальных моделей, но и умения ориентироваться в полифонических дискурсах пониманий. Это сложившаяся ситуация культурного плюрализма в обществе, Интернет-среда, медиа-пространство и т.п. Совершенствование коммуникативных технологий и сила их воздействия на человека постоянно возрастает, следовательно, возрастает значение информационной грамотности и информационной компетентности личности. Последняя предполагает одновременно и творческое усвоение личностью социокультурного опыта и традиций и открытость личности инновациям.

Так, О.Н. Вершинская выделяет следующие группы населения по их отношению к информационным и телекоммуникационным технологиям: те, кто создает новую

информационную среду, творит новые информационные ресурсы; те, кто использует новую информационную среду и интегрировался в нее; те, кто находится в процессе интеграции и делает

первые шаги; те, кто не сделал первого шага, но и не отрицает необходимость этого; те, кто отчужден от новой информационной среды и не замечает ее; те, кто активно противостоит нововведениям, считая их общественно вредными. Она замечает, что представителей первых трех групп - статистическое меньшинство, а энергетика этих групп очень сильна [5].

Современная реальность создала для современного человека чрезвычайно широкий и многообразный спектр опасностей и угроз, которые в значительной степени имеют информационную природу, либо воздействуют на человека через информационные каналы. Но информатизация играет важную роль в эволюции общества, в его поступательном развитии. Современную теорию информации можно использовать в выработке адекватной концепции социокультурной стратификации [10, с.49-57]. Механизм существования этнических и

субкультурных общностей всех типов может быть описан в рамках понятий энтропии и информации. Стратификация в обществе выполняет жизненно важные функции, одной из которых является распределение индивидов по важным для выживания общества социальным позициям, но глобальной задачей является сдерживание социальной энтропии, предотвращение установления социокультурной однородности индивидов. Общество должно иметь сложную структуру, чтобы быть устойчивым по отношению к социальным катаклизмам, потрясениям, внешнему давлению. Возникновение и умножение субкультур препятствует увеличению энтропийных процессов в социуме, смягчает накопление социальной напряженности, неизбежно возникающей в случае нарастания социальной поляризации. Рост разнообразия требует соответствующего совершенствования социальных интеграторов. Чтобы интегрировать общество со множеством субкультур, государство вынуждено брать на себя управление и поддерживать громадную социальную инфраструктуру, причем затрачиваемые на это средства составляют почти половину всего дохода общества. В современных условиях целесообразно говорить о необходимости формирования новой культурно-информационной политики государств.

Информатизация влияет и на социокультурную дифференциацию общества.

В.Л.Иноземцев утверждает, что среди многочисленных социальных групп особое значение приобретает группа, именуемая в западной обществоведческой теории knowledge-class, которую он называет «классом интеллектуалов». Ее характерные особенности - высокие стандарты образования, принятые в этой среде, уровень образования, оказывающийся значительно выше характерного в тот или иной момент для большинства граждан. Признаком «класса интеллектуалов» является востребованность его представителей в разных структурных элементах социальной иерархии, и также их исключительная мобильность. «Сегодня в развитых обществах образовался слой интеллектуальных работников, которые обладают неотчуждаемой собственностью на информацию и знания, являются равными партнерами собственников средств производства, не эксплуатируемы как класс, их деятельность мотивирована качественно новым образом» [6, с.71]. Тогда уже не социальный статус служит условием принадлежности человека к элите постиндустриального общества, напротив, он сам формирует в себе качества, делающие его представителем высшей социальной страты. В связи с динамикой социальных отношений людей на смену восприятиям пространства в информационном обществе приходят идеи поточного пространства (space of flows), которое вне временных границ образуется вокруг потоков организационного взаимодействия, потоков образов, звуков и символов, доминирующих в процессах экономической, политической и знаковой жизни. Наибольшее влияние информационные (особенно мультимедийные) технологии оказали на бизнес и способы его организации, на культуру и образование. Сегодня уже можно говорить об информационном портере общества.

В структуре информационной системы мировоззренческие подходы проявляются в критериях отбора и оценки культурных ценностей для распространения в обществе и выделения ведущей идеи для выработки человеком гражданской позиции. В современных условиях мы выделяем новый вид мировоззрения - информационное. Сегодня чрезвычайно актуальной проблемой является интеграция духовного мира и личности и общества в целом, а также всей совокупности сообществ, выработка единого интегративного взгляда на мир [10]. В качестве исходной платформы для такого интегративного взгляда должно выступать информационное мировоззрение, то есть трактовка окружающего мира в терминах теории информации (упорядоченности, энтропии, структуры и др.) Основное противоречие личностного мира в настоящее время - это сосуществование «двух культур» (Чарльз Сноу): мира точного и естественнонаучного знания и мира человеческого духа и искусства. Это разделение на разум и интуицию, непосредственное восприятие и рефлексию, анализ и синтез, на лево- и

правополушарный стиль мышления. Примирить эти культуры - значит, придти к интеграции духовного мира личности. Перспективы решения проблемы связаны именно с информационным мировоззрением, единой информационной идеологией, информационной культурой. Усвоение и ранжирование человеком информационных ценностей - это социально-действенный процесс, направленный на активизацию личности, на воспитание способности и умения применять полученную «информацию-силу» в своей жизни. Главная задача - это формирование у человека культуры восприятия информации.

Информатизация привела к необходимости использования информационных критериев для характеристики развития общества, научно-технического и социального прогресса. Она изменила социальную и культурную жизнь. Превалирование информации во всех сферах жизнедеятельности привело к перевороту в каждой из них. В рамках складывающейся мировой социокультурной системы происходит, и будет происходить централизация ее подсистем. В каждой подсистеме формируется некий центр, влияющий на все элементы, при этом закрепляется «униполярность» в структуре каждой подсистемы. Положение центров различных подсистем могут не совпадать. Так, центр духовной жизни может располагаться совсем не в той стране, где находится центр жизни экономической, центр литературной жизни может не совпадать с центром жизни музыкальной. Такое положение дает шанс отдельным национальным структурам стать лидирующими в той, либо иной подсистеме. Из истории культуры можно привести множество примеров появления подобного «локуса». Достижения определенной области творчества концентрируются в одной национальной школе, на которую потом ориентируются все другие. В мировой социокультурной системе применительно к периферийным элементам каждой подсистемы происходит постепенное выравнивание степени развитости различных элементов. Так, слабее проявляется феномен «провинциализма». В рамках отдельно взятой системы национальной культуры происходит та же централизация, но применительно к различным субкультурам. В тех же рамках отдельно взятой национальной культуры (равно и в рамках глобальной культурной системы) продолжается «дивергентная эволюция» различных культурных подсистем, то есть их взаимное «отталкивание» - развитие в сторону усиления специфики каждой подсистемы, обретения ею своей собственной «экологической ниши».

Таким образом, информатизация привела к сложным социокультурным сдвигам в коммуникационной среде, следовательно, и в среде жизненной. Сегодня человека окружает реальный естественный мир и искусственная информационно-символическая вселенная, созданная развитием знаковых систем массовых аудивизуальных коммуникаций. В современных условиях происходит трансформация человеческой деятельности за счет влияния информационных систем, в том числе и на творчество. Творчество в любой сфере человеческой деятельности пользуется памятью культуры. Ценности культурного наследия всегда служили фундаментом духовного развития поколений, поэтому следует рассматривать культуру как устойчивый инструмент трансляции общечеловеческих ценностей и смыслов в условиях информатизации. Особое значение приобретает использование коммуникационного пространства социальных институтов, хранящих культурные ценности. Библиотечно-архивные банки - это мощные источники (искусственные залежи) информационных ресурсов, которые по своей ценности превосходят естественные (сырьевые, финансовые, трудовые и т.п.).

Содержание и основные направления информатизации зависят от страновых различий, национальных и культурных особенностей. Так, спрос на конкретные технологии определяют культурные факторы национального, регионального и локального характера, но которые подчиняются и интеграционным тенденциям. Страны различаются своими особенностями использования радио частот, электронной почты (например, в Германии она распространена недостаточно), факсов и т.д., составом аудиторий для разных видов технологий и т.п. В Европе информатизация ориентируется на функциональное и практическое информирование населения, в США - на развлечения.

Информатизация существенно изменила локус и законы его развития: современная информационная среда является новой формой бытия человека. К концу ХХ века в рамках кибернетики, а позднее информатики стала складываться информационная картина мира. Она рассматривает окружающий мир под особым, информационным углом зрения, дополняя вещественно-энергетическую картину. В окружающем нас мире получение и преобразование информации является условием жизнедеятельности любого организма. Можно утверждать, что без информации нет человека, нет личности и субъекта деятельности. Именно приток информационных импульсов самого разнообразного характера формирует его как личность, а в

качестве источников выступают как природа, так и социальная практика. Мы имеем дело и с информационными, и с информациологическими ресурсами. Структура личности в качестве компонентов включает сознание и самосознание, мировоззрение, характер, систему взглядов и ценностных ориентаций, совесть, духовный мир, потребность в самовыражении и творчестве, способность рефлексии. Данные феномены не являются врожденными. Они формируются и видоизменяются в ходе жизнедеятельности человека на базе определенных наследственных качеств. Врожденные вещи связаны исключительно с генетической информацией. В то время как упомянутые нами феномены, формирующиеся в ходе жизнедеятельности человека, связаны преимущественно с информацией в социуме. Важнейшая роль в их детерминации принадлежит общению с другими людьми и деятельности. Очевидно, что эти процессы принципиально невозможны вне информационного пространства социума. Лишь разнообразная деятельность, общение с себе подобными, формируют каждого конкретного человека как личность. Данные процессы, с одной стороны, требуют исходной информации, постоянно питаются ею, а с другой -непрерывно генерируют новую информацию. Благодаря этому реальная жизнь людей всегда представляет собой информационное взаимодействие. Любые коррективы в жизнедеятельности людей объективно требуют информационного обеспечения. Ведь информация имеет отношение ко всем без исключения стадиям и аспектам человеческой деятельности. Это и замысел, и планирование, и реализация определенных действий, и прогнозирование, и оценка результатов и т.п. Кроме того, следует выделить информационное содержание технологического аспекта деятельности. Внутренний, духовный мир человека невозможен без субъективного переживания деятельности. Оно формируется также на соответствующем информационном фундаменте. В связи с этим можно сделать следующий вывод: информация буквально пронизывает культурное пространство, постоянно влияет на личностное содержание каждого из нас. Мера соответствующих изменений, и их направления всегда конкретны и индивидуальны. Частично они определяются наличным опытом жизнедеятельности, имеющимся уже личностным тезаурусом и другими сугубо внутренними, интимными для каждого человека факторами. Таким образом, современный человек предстает как продукт длительного и сложного процесса изменения культурного пространства от древнейших исторических эпох до наших дней. Обогащая человека как личность и субъекта социального творчества, культурная информация тем самым проявляет себя в качестве важнейшего фактора, способного влиять на устойчивость развития, причем и в индивидуальном плане, и в общесоциальном.

Каждый человек существует одновременно в различных информационных, следовательно, и культурных пространствах, которые могут быть связаны или автономны. Среди них можно выделить религиозные, национальные, профессиональные и т.п. На пересечении этих пространств и находится человек, где формируется его личное информационное, а значит и культурное пространство. Среда обитания человека является следствием действия множества факторов: она создается и развивается в непосредственной зависимости от многих причин. Но среда и сама активно влияет на них, подготавливая соответствующие изменения. В настоящее время реально существующая среда представляет собой сложное многоаспектное образование. Ее можно охарактеризовать как своеобразную результирующую всех информационных, культурных потоков, на пересечении которых находится человек.

В связи с этим можно утверждать, что благодаря информатизации складывается новая, информационная картина мира. Р. Абдеев утверждает, что информация стала объективной характеристикой материальных систем и их взаимодействия. Никакая социальная жизнь невозможна без информации, без общения и коммуникаций. Информация выступает в качестве двигателя общественного и технического прогресса, а также в качестве узлового пункта познания, выявляя всеобщие и конкретные, многогранные связи с действительностью как отражение этой действительности.

«Соответственно трем основным видам оперативной информации - элементарной, биологической и социальной - мы различаем три крупных класса информационных структур: 1. естественно возникшие информационные структуры неорганической природы; 2. естественно возникшие информационные структуры органической природы; 3. искусственные информационные структуры, созданные целенаправленной деятельностью человека (так называемая вторая природа или ноосфера). Информационная картина мира включает в себя и Человека, место которого - на границе между естественной и искусственной природой. Он олицетворяет собой начало интенсификации информационных процессов и ускорения научнотехнического и общественного развития» [1, с. 183-184].

Место личности в картине мира и процессах информатизации можно определить исходя из следующего положения: информационная система общества должна создавать контакты между людьми и интенсифицировать коммуникационные сети между пользователями, решающими аналогичные проблемы. Признание культурной информации идеальным, смысловым и формообразующим началом мира лежит в основе нового информациологического мировоззрения, утверждающего в сознании человека новую единую информационную картину мира как интегративный образ информационно-коммуникативной реальности. Задавая видение мира в совокупности рационально-научного, духовно-образного и эмоционально-художественного аспектов, картина мира одновременно является средством ориентации и духовно-практического освоения этого мира. Развитие информациологии позволяет утверждать, что сегодня мы имеем дело с культурной картиной мира, где информатизация выступает как внутренний процесс культуры. Культура же - структообразующий фактор того, как человек живет, как он воспринимает мир, и как он его формулирует и формирует.

Литература:

1. Абдеев, Р.Ф. Философия информационной цивилизации: диалектика прогрессивной линии развития как гуманитарная общечеловеческая философия для ХХ в. /Р.Ф.Абдеев. - М: ВЛАДОС, 1994. - 334 с.

2. Андреев, Э.М. Социальные проблемы интеллектуальной уязвимости и информационной безопасности /Э.М.Андреев, А.В.Миронов //Соц.-гуманитар. знания. - 2000. - № 4. - С.169-179.

3. Бухман, В.Б. Информационные аспекты саморазвития, диалога и взаимопонимания культур //Философия и общество. = Philosophy and society. - М., 2003. - № 2. - С. 150-168.

4. Вартанова, Е.Л. Новые проблемы и приоритеты цифровой эпохи /Е.Л. Вартанова //Информ. общество. - 2001. - № 3. - С.50-56.

5. Вершинская, О.Н. Адаптация общества к новым информационным технологиям: новые возможности и новое социальное неравенство /О.Н. Вершинская // Информ. общество. -1999. - № 1. - С.25-29.

6. Иноземцев, В.Л. «Класс интеллектуалов» в постиндустриальном обществе /В.Л. Иноземцев // СОЦИС. - 2000. - № 6. - С.67-77.

7. Колин, К. Глобальные проблемы информатизации общества: информационное неравенство /К. Колин //Alma mater. - 2000. - № 6. - С.27-30.

8. Моль, А. Социодинамика культуры /А. Моль. - М., 1973. - С. 12, 208-209.

9. Нестеров, А.В. Философия информации //НТИ. Сер. 1. - 2000. - №2. - С.1-9.

10. Проблемы информационной культуры. Вып.3. Информационное мировоззрение и информационная культура: сб. ст. - М., 1996. - 199 с.

11. Скворцов, Л.В. Информационная культура и национальная безопасность /Л.В. Скворцов //НТИ. Сер.1. - 1997. - № 9. - С.34-38.

12. Шлыкова, О.В. Феномен мультимедиа. Технологии эпохи электронной культуры: монография /О.В. Шлыкова. - М.: МГУКИ, 2003. - 251 с.

13. Шрейдер, Ю.А. Информатизация и культура /Ю.А. Шрейдер //НТИ. Сер.2. - 1991. - № 8. -

С.1-9.

14. Юзвишин, И.И. Информациология или закономерности информационных процессов и технологий в микро- и макромирах Вселенной /И.И.Юзвишин. - М.: Радио и связь, 1996.

15. Юзвишин, И.И. Основы информациологии /И.И.Юзвишин. - М., 2001. - 233 с.

16. ЮНЕСКО об информационном обществе: основные документы и материалы. - СПб, 2004.

- 120 с.