Научная статья на тему 'Семантика информационных концепций культуры'

Семантика информационных концепций культуры Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
401
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОНЦЕПЦИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОЛОГИЯ / НООСФЕРА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лезина И. С.

Информация главная ценность земной цивилизации. Сложность современного мира, взрыв знаний, лавины источников информации привели к главной задаче человечества: получении функциональной, научной, технологической, компьютерной, информационной грамоте. Немаловажное значение получил процесс передачи и освоения общей культуры, которая значительно трансформировалась в современном обществе. На заре информати¬зации, феномен информации привлек к себе внима¬ние философов, физиков, лингвистов, генетиков, социологов, разработавших большое количество концепций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семантика информационных концепций культуры»

СЕМАНТИКА ИНФОРМАЦИОННЫХ КОНЦЕПЦИЙ КУЛЬТУРЫ

Лезина И.С.

Лезина Ирина Сергеевна, аспирантка Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.

Аннотация. Информация - главная ценность земной цивилизации. Сложность современного мира, взрыв знаний, лавины источников информации привели к главной задаче человечества: получении функциональной, научной, технологической, компьютерной, информационной грамоте. Немаловажное значение получил процесс передачи и освоения общей культуры, которая значительно трансформировалась в современном обществе. На заре информати—зации, феномен информации привлек к себе внима—ние философов, физиков, лингвистов, генетиков, социологов, разработавших большое количество концепций.

Ключевые слова. Информация, информационные концепции, информационное общество, информациология, ноосфера.

В настоящий момент существующие концепции приводят различные названия современного общества: "переходное", "информационное", "сетевое", "электронное", "познающее",

"образующее" "информационная цивилизация", "общество коллективного разума", и т. д. Несомненно одно, за информацией признается статус доминанты. Информация - главная ценность земной цивилизации. В виду сложности современного мира, скорости происходящих изменений и их непредсказуемости, а также взрыва знаний, лавины источников информации, многие прежние представления, понятия, технологии устарели. Задача современного человека состоит в обучении функциональной, научной, технологической, компьютерной, информационной грамоте. Немаловажное значение имеет также процесс передачи и освоения общей культуры, которая значительно трансформировалась в информационном обществе.

В 20-30-е годы XX века появились предпосылки изучения понятия информации, связанные с гуманитарными науками, в частности с теорией журналистики. Например, работы М. Левидова, А. Курса, М. Гуса, В. Кузьмичева. Наиболее распространенным было понимание информации как описания фактов, сведений, сообщений. На примере прессы исследовались источники информации, свойства информации, такие как новизна, оригинальность, достоверность и т. д.

Радикально трактовка понятия информации изменилась с появлением теории информации К. Шеннона и кибернетики Н. Винера. Так во второй половине XX века, под информацией уже понимались не просто любые сведения, как результаты коммуникации, а то что сокращает степень неопределенности у получателя информации о каком-либо объекте или явлении. Неопределенность существует тогда, когда происходит выбор одной из двух или большего числа возможностей. Это имеет место не только в процессах коммуникации, но и в управлении, познании, как в социальной сфере, так и за ее пределами (7:793).

Другими словами, по Шеннону, информация - это то, что увеличивает степень знания ее адресатом интересующих его объектов окружающего мира. В данном контексте реально даже рассчитать количество информации, например, по критерию повышения вероятности успешного решения поставленной задачи.

В связи с тем, что с середины XX в. начались интенсивные исследования по проблемам, связанным с информационными процессами, количество публикаций на эту тему превзошло даже общее число работ по теории относительности - одному из самых известных разделов физики. Среди авторов работ на эту тему, кроме названных ученых с мировым именем, как Винер, Шеннон, были Глушков и Колмогоров, разрешившие немало информационных проблем. Тем не

менее, присутствовало мнение, что информационная наука так и не достигла существенного продвижения вперед, в связи с тем, что не было найдено общее определение «информации». Однако уже десятки тысяч лет люди успешно оперируют информацией, количественно измеряют.

Известно, что во втором издании Большой Советской Энциклопедии понятию информации отводилось всего несколько строк - оно определялось как одно из понятий журналистики, как особый вид газетных жанров, с помощью которого читатель узнает о событиях и новостях внутренней и международной жизни. Однако пять лет спустя в дополнительном 51 томе того же издания академик А. Н. Колмогоров рассматривает информацию в широком всеохватывающем плане как первооснову новых перспективных областей науки и техники.

С этого момента открывается оживленная дискуссия среди ученых различных областей знания вокруг понятия информации в нашей стране. Так, в 1965 г. А. Н. Колмогоров ввел принципиально новое, алгоритмическое определение количества информации (2:184).

В XX в. популярной стала информационная концепция культуры М. Маклюэна, канадского ученого, связавшего социокуль—турный процесс с особенностями получения, переработки и передачи информации. Еще в 60-х гг. он выдвинул тезис о том, что смена эпох в истории человечества определяется господ—ствующими средствами коммуникации, такие как язык, печать, на—ука, компьютеры, телевидение и т.д.

Каждая эпоха, согласно Маклюэну, имеет свои особенности коммуникаций. Например, устные средства коммуникации эпохи докаменного варварства связывали людей крепкими узами, являясь пределом для сепаратиз—ма и индивидуализма. Человек в силу непременного обмена информацией был прямым или косвенным участником всех событий в жизни рода или племени.

Появление письменности и алфавита перебросило чело—века в визуальный мир. Знания и опыт стали передаваться письменным способом. Книгопечатание, изобретенное Иоганном Гуттенбергом, породило ин-формационный взрыв, явившийся революцией в сфере массо—вой коммуникации.

С появлением телеграфа Морзе закончилась галактика Гуттенберга. Так в 1844 году первое средство сообще—ния знаменовало начало электронной эры. Телеграф ускорил распро—странение информации до скорости света, до скорости нервного импульса. Новые средства сообщения — радио, телевидение и компьютер — делают информацию окружающей средой человека: рождаясь, каждый новый человек как бы под—ключается к мировой информационной сети. Погружаясь в информационную среду, человек получает способность вме—щать в себя все человечество и впитывать все простран—ства и времена мира. Человечество объединяется в сети современных электронных средств коммуникации (3:6).

Таким образом современные средства коммуникации — телеграф, ра-дио, телефон, телевизор, компьютер — все более радика—лизируют все сферы общественной жизни. Электронные средства нашего времени создают беско—нечные аудиовизуальные ряды, активизируют зрение, слух, осязание. Реальность вновь обретает свою конкретность. Человек, получая информацию о среде, становится своеобразным участником событий.

Большой успех имела возникшая позже теория «постиндустриального общества» или другое название «сверхиндустриальной цивилизации» О.Тоффлера, известная как концепция «третьей волны». Автор отстаивает положение о том, что человечество проходит через технологическую революцию, или «третью волну» радикальных преобразований общества. К первой волне он относит аграрную революцию, ко второй - индустриальную. «Третья волна», современная, начавшаяся в 50-е годы 20 века в США, а затем в странах Европы, должна привести к созданию

сверхиндустриальной цивилизации (5:200). В работе «Третья волна» показано, что кризис охватил все системы индустриального общества: национальное государство, экономическую и

финансовую системы, социальные и политические институты, ценности и т.д. Новый великий поворот в истории человечества, «третью волну», Тоффлер сравнивает с переходом от варварства к цивилизации. Происходит «смещение власти», т.е. меняется соотношение трех ее источников: принуждения, богатства и знания. В данном обществе знание становится определяющим фактором функционирования власти. Изменения в основных сферах общества приводит к изменениям в инфосфере, т.е. системе социальной коммуникации и информации (6:9).

Известный российский философ, академик Арнольдов А.И. в своей концепции об информации уделяет этому понятию главенствующую роль в современном мире. Более того, информация, по Арнольдову, востребованная обществом универсальная ценность. Производя изменения во всем современном цивилизационном укладе, информация является паролем в будущее.

В ходе общественной эволюции и индивидуального человеческого развития, а также в процессе освоения человеком жизненных реалий информация приобретает новое содержание. Информация сегодня трактуется как основа человеческого знания. В общественном сознании начинает укрепляться мысль, что основное свойство живой материи - воспринимать и хранить информацию. Человек сознательно творчески преобразует мир информации, вступает в информационные отношения, что связано с потребностью в знаниях. Концепция Арнольдова подчеркивает масштабный характер информации, способность направлять свою интеллектуальную и эмоциональную энергию на творчество и созидание, а также отражение всего

- от глобальных проблем современности до внутреннего мира человека. В данном смысле информацию можно рассматривать как «проект человеческого существования», несущий всю гамму идей, культурных ценностей и всего того, что формирует интеллектуальный облик человека.

Арнольдов А.И. выявил четыре фактора, сближающие информацию и культуру:

- их универсальность,

- единство направленности на сознание и жизнепроявления людей,

- их социальная детерминированность, имеющая тенденцию к глобализации,

- ориентация на личность, имеющая направленность на индивидуализацию (1:13).

Следовательно, культура и информация выполняют нормативную, ценностную, регулятивную функции. Уникальность информации заключается в том, что создаваемые знания она превращает в достояние всего человечества.

Исследуя информационную концепцию культуры данного философа, можно отметить назначение информации в современном обществе: открытие Истины и Знания, служение человеку в постижении окружающего мира.

Арнольдов А.И. заявляет: «Информация - великий двигатель науч—но-технического прогресса, ей суждено стать ведущей материальной и духовной силой новой цивилизации, источником ее постоянного развития» (4:81).

Концепцией наиболее глубоко раскрывшей взаимосвязь информации с культурой, обществом и человеком, явилась работа отечественного ученого И.И. Юзвишина. Именно им была оформлена фундаментальная наука конца 20 века - информациология, которая выдвинула тезис о том, что все в мире - есть информация. Более того - информация заполняет всемирный физический вакуум, и

столь мощно воздействует на материю, что последняя приобретает информационные свойства. Благодаря этой концепции, понятие информации стало одним из фундаментальных в современной науке. Наряду с такими понятиями, как вещество, энергия, пространство и время, оно составляет основу современной научной картины мира. Это позволило заявить о существовании пятого состояния вещества (кроме жидкого, твердого, газообразного, плазменного) - информационного.

В современном мире не существует ни одной сферы или области человеческой деятельности, где бы информация не играла главной роли. Так как именно она обеспечивает самоорганизацию не только человека, но и всего животного и растительного мира и Вселенной в целом. «Информация является обобщенной фундаментальной первоосновой, позволяющей допускать, что, переходя из одной формы в другую, она отражается и представляется нам всеми микро-, макродинамическими процессами, явлениями, событиями, органическими и неорганическими объектами природы» (8:231). Юзвишин И.И. дает характеристику понятия «информации», и выделяет два класса: массовая или общая информация и узко—специальная. Информация первого класса доступна всем членам общества; узкоспеци—альная предоставляется отдельным слоям в соответствии с профессиями членов социальных групп и делится в свою очередь на следующие классы: научная, техническая, технологическая, политическая, экономическая, нормативная, эко—логическая, космическая, гуманитарная, историческая, культурологическая и другая информация.

С космической точки зрения информация является фундаментальной пер—воосновой и всеобщим субстратом Вселенной. Она существует независимо от нас и проявляется в едином процессе микро- и макромерных отношений, порож—дающих энергию, движение и массу в пространстве и во времени.

Юзвишин И.И. считает, что вездесущая информация как фундаментальная субстанция Вселенной явилась для философии той междисциплинарной гранью, с одной стороны которой всегда была мифология и религия, а с другой — наука. Поэтому информационно- философские мировоззре—ния в разные социально-экономические эпохи всегда явно и позитивно отлича—лись от неявных религиозных и мифологических мировоззрений. Философия на основе первичной достоверной информации выкристаллизовалась в мощное фундаментальное информациологическое мировоззрение. Базируясь на информациологическом подходе, философия определилась как фундаментальная дисциплина, заложив основу для такой науки как информациология, ко—торая за последнее десятилетие создала мощный научно-революционный резо—нанс во всем мире и стала одной из определяющих наук третьего тысячелетия (8:477). Информациология - это наука способная раскрыть совершенно новые горизонты обеспечения широких слоев населения всеми видами и формами информации. Также наука может быть фунда—ментально-прикладной базой всех областей знаний для ученых, специалистов, государственных и общественных деятелей единого мирового информационного сообщества.

Большой вклад в изучении тайн мироздания внес советский ученый В.И.Вернадский -естествоиспытатель, оставивший глубокий след в мировой науке и культуре. Идея о новой фазе эволюции биосферы, в которую вступит человечество, возникла у Вернадского еще в 90-е годы 19 века.

Хотя само понятие «ноосфера» (греч. nous - разум) было введено в научный обиход французами П. Тейяром де Шарденом и Э. Леруа, в большинстве случаев его связывают с русским ученым

В.И. Вернадским.

С появлением человека как разумной составляющей живого вещества, с точки зрения Вернадского, внутри биосферы начинает зарождаться качественно новая область - «новое геологическое явление на нашей планете». Ноосфера - последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории (3:114).

Сегодня человек может наглядно проанализировать процесс преобразования биосферы в ноосферу за последние 50 лет. Истощение запасов полезных ископаемых, нехватка пресной воды, утончение озонового слоя, загрязнение нефтепродуктами мирового океана, увеличение объема радиоактивных отходов ядерной промышленности, резкое уменьшение площади Аральского моря

- это далеко не полный перечень прямого воздействия человека на природу. Возможно, как

следствие перечисленных выше явлений: повышение сейсмичности, увеличение числа

наводнений, увеличение числа техногенных аварий, новые болезни (СПИД, губчатый энцефалит) и сюда даже иногда относят тенденцию к увеличению терроризма по национальным и религиозным причинам.

Однако, даже по отрывочным сведениям можно предположить, что экологическая ситуация далеко не соответствует оптимизму В.И. Вернадского.

С.В. Покровский в формулирует определение ноосферы в соответствие с сегодняшней ситуацией: «ноосфера - это сфера разума, как часть биосферы, в которой разум человека должен контролировать мощь своего воздействия на природу» (3:114).

Таким образом, именно на заре информати—зации, феномен информации привлек к себе внима—ние философов, физиков, лингвистов, генетиков, социологов, историков и т. д. Поня—тие

— «информация» приобрело популярность и вызвало повышенный интерес научной обществен—ности.

Как мы отметили, при погружении в семантику этого понятия пе—ред учеными предстал своеобразный, запутанный и затененный множеством наслоений физического, физиологического, психологического, социального характера феномен, споры о котором не затихают и по сей день. Была выработана бездна его дефи—ниций (специалисты насчитывают их более 200), среди которых нет ни одной более или менее обще—признанной. И как было сказано выше, оформились информационные концепции культуры, по-раз—ному трактующие данную проблематику.

Литература.

1. Арнольдов А.И. Информация - общечеловеческая культурная ценность // Научная

техническая информация. сер.1. - 2003. - №8.

2. Введение в культурологию: Учеб. пособие для вузов / Ред. Е. В. Попов. - М., 1996.

3. Культурология 20 век. Энциклопедия в 2-х т. - М., 2003.

4. Тихоплав В.Ю. Гармония хаоса. - М., 2004.

5. Тоффлер О. Третья волна. - М., 1999.

6. Тоффлер О. Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге 21 века. - М.,

1991.

7. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. - М., 1963.

8. Юзвишин И. И. Основы информациологии. Учебник. - М., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.