Научная статья на тему 'Информационное взаимодействие при ведении Государственного кадастра недвижимости в Приморском крае'

Информационное взаимодействие при ведении Государственного кадастра недвижимости в Приморском крае Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
593
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационное взаимодействие при ведении Государственного кадастра недвижимости в Приморском крае»

материалы со свойствами, соответствующими даже самым высоким требованиям пожарной безопасности. Но широкое распространение такого вида материалов ведёт к появлению и распространению также их аналогов, дешёвых в производстве и зачастую обладающих очень низкими показателями пожарной безопасности. Уровень же ответственности в вопросе использования таких материалов в строительстве снижен те только из-за приоритета дешевизны материалов над их качеством, но и потому, что часто строительством и эксплуатацией здания занимаются разные юридические лица. Это привело и будет приводить к тому, что подавляющее большинство зданий строится и ремонтируется с использованием некачественных полимерных материалов. При расчёте критического времени пожара следует конечно же учитывать негативные свойства дешевых полимерных материалов и композитных материалов, состоящих из одного или нескольких видов полимерных. При этом нужно учесть, что дымообразующая способность комбинированных материалов не является просто суммой соответствующих показателей каждого из составляющих материалов, а испытывает влияние также и их взаимодействия. Вместе с этим важным направлением исследований является разработка более дешевой технологии производства материалов, удовлетворяющих требованиям пожарной безопасности.

Другим важнейшим направлением исследований, которые ведутся уже давно и лежат в основе проектирования и строительства зданий является расчёт параметров эвакуационного движения людских потоков. С недавнего времени идут дискуссии о внедрении в методику расчёта времени эвакуации теории математического ожидания, позволяющей учесть параметры очереди, как самостоятельного потока, образующегося в местах уменьшения площади эвакуационного пути. Так или иначе, в расчётах по прежнему делаются допущения по факторам, учесть влияние которых крайне сложно из-за их спонтанности. Таковыми являются, например, движения людей внутри потока, не направленные к выходу и снижающие общую скорость движения потока, психологическое состояние людей, физические возможности различных категорий граждан и более или менее точный характер их распределения в потоке и т д. Речь идёт лишь об усреднённых значениях показателей влияния данных факторов, либо о допущении отсутствия их влияния вообще Наибольшим успехом в точности подсчёта параметров потока обладают компьютерные программы, позволяющие смоделировать движение людей с учетом наиболее полного спектра данных. Однако, во первых, такие программы обладают относительно высокой ценой и сложностью в обращении, так что они мало распространены и недоступны основному количеству специалистов. А во вторых, данные расчётов с помощью такой программы хоть и наиболее достоверные, все равно обладают определённой по1 решностью. Так что, наряду с исследованиями в области усовершенствования методов таких расчётов следует уделять повышенное внимание разработке методов, снижающих время эвакуации не зависимо от параметров людского потока. Такими направлениями мо1ут быть, например, разработка эффективных психологических методов управления людьми и толпой при пожаре и разработка планировочных решений, существенно снижающих плотность людских потоков, тем самым, увеличивая скорость их движения.

Васильев C.B., Кияшко Г.А.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИ ВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРА НЕДВИЖИМОСТИ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ

Рыночный оборот недвижимости меняет концепцию управления территориальными имущественными комплексами и повышает роль имущественных кадастров. Для систем управления необходим многоцелевой кадастр Однако отсутствие соответствующей теории на фоне недостаточного внимания к выводам землеустроительной науки со стороны законодателей породило множество ошибок при решении задач подобного класса. В частности, в настоящее время ведется полтора десятка имущественных кадастров, что уже говорит об отсутствии единого подхода к созданию кадастровых систем.

Наиболее четко выстроен государственный кадастр недвижимости (ГКН). Однако и он решает только фискально-правовые задачи, что свидетельствует об отсутствии отечественного опыта

ведения кадастров и необходимости доработки их научной базы. Кроме того, в существующей системе кадастров утрачены многие достижения предыдущих кадастров. В чьих интересах должен вестись многоцелевой кадастр, каковы его цели, внешние и внутренние связи - в настоящее время являются малоисследованными вопросами. Нужны заблаговременные решения, касающиеся информационной основы и технологии создания и ведения кадастра на базе современных научных достижений для поэтапного перехода к принципиально новым кадастровым системам, учитывая время для подготовки участников к такому переходу.

Информационное взаимодействие при ведении Государственного кадастра недвижимости в настоящее время является одной из самых насущных и в то же время одной из самых сложных задач. Связано это с несколькими причинами. Во-первых, за последнее время резко увеличился поток информации, как внешней, так и внутренней. Во-вторых, в связи с постоянной потребностью улучшения эффективности кадастровых мероприятий, растет необходимость более качественной обработки информации. В-третьих, внедрение и развертывание системы Государственного кадастра недвижимости требует унификации данных и упрощения их представления. Все это вместе взятое и заставляет искать новые пути и методы организации обработки информационных потоков.

Актуальность создания современной отвечающей всем требованиям системьг информационного взаимодействия при ведении Государственного кадастра недвижимости обусловлена тем, что в нашей стране происходит активное развитие кадастровых отношений и все вопросы, связанные с увеличением эффективности работ в сфере кадастровой деятельности, приобретают особую важность.

Развитие сфер использования кадастровой информации в Приморском крае имеет ряд особенностей, обусловленных различными факторами, среди которых открытый доступ к информации о недвижимости потребителям, субъектам, действующим на территории края, так и за его пределами, желание администраций муниципальных образований и всего края иметь доступ к данным о состоянии и использовании земель в Приморском крае и на подчиненных им территориях, внедрением и развертыванием системы АС ГКН, а так же упрощением взаимодействия организаций Приморского края при обмене и использовании кадастровых данных. При этом особую роль играют процессы, непосредственно связанные с информационным взаимодействием при ведении Государственного кадастра недвижимости .

В структуре формирования данных кадастра недвижимости на территории Приморского края можно выделить следующих основных участников.

1. Физические и юридические лица (при постановке участков на кадастровый учет, при совершении сделок с ними).

2. Управление Росреестра (ранее Управление Роснедвижимости) по Приморскому краю и ее территориальные органы (при проведении кадастрового учета, кадастровой оценке, разработке и принятии нормативной документации, регулирующей деятельность по кадастровому учету и других мероприятиях в их компетенции).

3. Бюро по технической инвентаризации объектов недвижимости (при учете зданий и сооружений).

4. Учреждение юстиции и регистрации прав (при регистрации права собственности на учтенные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости).

5. Управление Налоговой службы (при расчетах земельного налога).

6. Администрации муниципальных образований на территории Приморского края.

Можно выделить основные достоинства и недостатки информационного взаимодействия при ведении ГКН на территории Приморского края.

Основная проблема, которая возникла в телекоммуникационной среде кадастрового производства Приморского края — это фактическая невозможность организации электронного документооборота и как следствие высокий уровень влияния человеческого фактора на • достоверность данных ГКН.

При обмене данными кадастра недвижимости используются устаревшие и сложные процедуры, предусматривающие передачу информации на бумажных или других физических ^носителях с сопутствующим оформлением массы документов, подтверждающих прием и передачу ^данных сторонами, а также достоверность этих данных и их сохранность.

Стоит отметить, что на федеральном уровне практически нет нормативной базы, обеспечивающей порядок использования адресной информации. На уровне организаций,

участвующих в процессе кадастрового взаимодействия нет единых требований к структуре адреса, форматам его предоставления и обмена адресной информацией. Земельно-кадастровая палата не располагает соответствующим программным обеспечением для выявления и анализа несоответствий сравниваемой адресной информации.

По сути, участники информационного взаимодействия в сфере кадастрового производства на территории Приморского края, такие, как Налоговая служба, Земельная кадастровая палата и муниципалитеты, располагают различными методиками составления и ведения адресации на территории муниципальных образований края. Это вызвано спецификой возложенных на них функций госрегулирования. При этом подчас затруднение вызывает не только получение официальных перечней наименований элементов уличной сети, но даже и полного перечня подобных данных.

Различия в лингвистическом и программном обеспечении, используемых каждой организацией в структуре информационного взаимодействия влекут несоответствие передаваемой информации, что влечет большие временные издержки в процессе кадастрового производства.

В результате проведенного исследования определены основные участники информационного взаимодействия при ведении ГКН в Приморском крае и проанализированы схемы информационного обмена между пользователями кадастровой информацией.

В сфере кадастра информационное взаимодействие требует совершенствования. Это касается, в том числе, и применяемых программных продуктов, которые направлены, главным образом, на автоматизацию деятельности специалистов (например, учет объектов, недвижимости, подготовку и выдачу кадастровых паспортов и т.п.).

В данной работе рассмотрены возможности обеспечения взаимодействия органов Росреестра и органов местного самоуправления с использованием АС ГКН и Информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, определена роль каждого из этих ресурсов при создании и использовании кадастровой информации об объектах недвижимости.

Из-за несоответствия информации об адресах объектов кадастрового учета, используемых органами кадастрового учета и налоговыми органами для начисления имущественных налогов, не всегда удается точно идентифицировать объект налогообложения и лицо, использующее данный объект.

Для решения этой проблемы в данной работе предложен вариант выхода из сложившейся ситуации - разработано программное обеспечение, позволяющее автоматизировать актуализацию адресной информации, содержащейся в ПК ЕГРЗ.

Также в работе внесены следующие предложения по совершенствованию информационного взаимодействия при ведении ГКН в Приморском крае.

1. Необходимо использовать современные телекоммуникационные технологии, основанные на сервис-ориентированной архитектуре с применением универсального формата документов. В качестве такого обменного формата предлагается осуществлять передачу сведений в файлах с расширением М1Р/МГО либо ХМЬ-файлы.

2. Обмен информацией между производителями и потребителями кадастровой информации должен быть строго регламентирован сторонами-участниками кадастровой деятельности путем подписания соответствующих соглашений на уровне руководства.

3. Предлагается внесение дополнений в действующее законодательство, непосредственно регулирующее деятельность в сфере кадастрового учета.

4. Предлагается объединение разрозненных информационных ресурсов об объектах учета и участниках связанных с ними правоотношений в единую систему учета. Основой такой системы должен стать ГКН.

5. Предлагается использовать разработанную утилиту для актуализации адресной информации, хранимой в ГКН, при осуществлении взаимодействия с УФНС по Приморскому краю. Проведенный анализ показывает необходимость корректировки технологии ведения

Государственного кадастра недвижимости, форм документов и требований к их изготовлению, порядка межведомственного взаимодействия, а также организационных структур служб кадастра, расширения спектра применения новых компьютерных технологий при использовании данных земельного кадастра.

В результате реализации вносимых предложений могут быть достигнуты следующие результаты.

1. Сокращение, по сравнению с существующей практикой, времени, необходимого для подготовки документов и проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

2. Сокращение до минимума обращения заявителей в органы и организации в целях подготовки документов необходимых для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

3. Минимизация затрат заявителя по оплате услуг органов и организаций, участвующих в подготовке документов, необходимых для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

4. Уменьшение количества ошибок при государственном учете объектов недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

5. Уменьшение рисков субъектов права, чьи права зарегистрированы в Едином государственном реестре прав при предъявлении иными лицами в суд исков об оспаривании зарегистрированного права.

6. Увеличение производительности труда всех органов и организаций, участвующих в подготовке документов, необходимых для государственной регистрации прав.

7. Постоянная актуализация информации кадастрового и технического учета.

Кияшко Г А.

АКТУАЛИЗАЦИЯ СВЕДЕНИЙ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В ЕДИНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕЕСТРЕ ЗЕМЕЛЬ НА ПРИМЕРЕ НЕРЮНГРИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

В связи со вступлением в силу с 01.03.2008 г. Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» появилась необходимость внесения в кадастр дополнительных сведений о земельных участках, объектах недвижимого имущества, дополнительных сведений об административно-территориальных границах, территориальных зонах, а также о картографической и геодезической основах. На данном этапе перехода от земельного кадастра к кадастру объектов недвижимости важной является актуализация уже существующих и дополнение их необходимыми сведениями.

В данной работе был проведен анализ ведения учета земельных участков, а также актуализации сведений о них, содержащихся в Едином государственном реестре земель в Нерюнгринском районе.

Для этих целей:

- были изучены программные продукты для ведения кадастрового учета земельных участков: «Geocad System» , «Геополис Jet 2004», ГЖ ЕГРЗ, АИС ГКН;

- проанализирована возможность перехода учета земельных участков из Государственного земельного кадастра в Государственный кадастр недвижимости.

На основе анализа были выявлены проблемы, связанные с автоматизированным учетом земельных участков в Нерюнгринском районе, атак же сделаны следующие выводы и предложения.

Для ведения государственного кадастрового учета земельных участков в Нерюнгринском районе до 2004 г. использовалась модульная многоцелевая кадастровая система «Geocad System 3.1/ 3.2» . В связи с переходом в 2004г. на новый программный комплекс «Геополис Jet 2004» из «GeoCad Systems» все имеющиеся сведения по учету земельных участков были конвертированы в новую базу данных.

В программном комплексе «Геополис Jet 2004» имеются множество недостатков и недоработок, наличие которых существенно влияет на эффективность и скорость работы. Модификация программных модулей, структуры БД, экранных форм или шаблонов документов привела к некорректной работе уже имеющихся технологических приложений. Например, наиболее распространенные и существенные недостатки, встречающиеся при учеге земельных участков в программе:

- программный комплекс не позволяет внести информацию о предприятиях и землевладельцах;

- очень часто программа зависает на различных процедурах редактирования, например, при описании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.