Научная статья на тему 'Проблемы развития современных российских кадастровых систем в сфере недвижимости'

Проблемы развития современных российских кадастровых систем в сфере недвижимости Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1889
292
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ / ЗЕМЕЛЬНО-КАДАСТРОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОБЪЕКТА ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ / ЧЕРНЫЙ ПЕРЕДЕЛ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ЗАЯВИТЕЛЬНЫЙ ПРИНЦИП ВЕДЕНИЯ КАДАСТРОВОГО УЧЕТА / МОЗАИЧНОЕ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ / МНОГОЦЕЛЕВАЯ КАДАСТРОВАЯ СИСТЕМА / LAND MANAGEMENT / LAND CADASTRAL DOCUMENTS / LEGAL REGIME OF THE LAND USE OBJECT / BLACK REDISTRIBUTION OF LAND RELATIONS / DECLARATIVE PRINCIPLE OF CADASTRAL REGISTRATION / MOSAIC LAND USE / MULTI-PURPOSE CADASTRAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Варламов Анатолий Александрович, Гальченко С.А., Антропов Д.В.

Авторами рассматриваются проблемы развития кадастров, возникших при формировании кадастровой системы России за период 1991-2017 годы. Уточняются понятия «управление земельными ресурсами», «система землепользования», «земельные отношения», «земельный участок», имеющих существенное значение для анализа правовых, организационных, технологических, информационных, социальных и других аспектов землепользования, а также системы управления земельными ресурсами. Предлагаются основные направления решения выявленных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ZONES OF PROTECTION OF OBJECT OF CULTURAL HERITAGE OF REGIONAL VALUE

The authors consider the problems of cadastre development that arose during the formation of the cadastral system of Russia for the period 1991-2017. The notions of «land management», «land use system», «land relations», «land plot», which are essential for the analysis of legal, organizational, technological, information, social and other aspects of land use, as well as the land management system, are specified. The main directions for solving the identified problems are proposed.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития современных российских кадастровых систем в сфере недвижимости»

Проблемы развития современных российских кадастровых систем в сфере недвижимости

А.А. Варламов

профессор кафедры Землепользования и кадастров федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «Государственный университет по землеустройству», член-корреспондент Российской академии наук, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, профессор, доктор экономических наук (г. Москва) С.А. Гальченко

заведующая кафедрой Землепользования и кадастров федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Государственный университет по землеустройству», заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, профессор, доктор экономических наук (г. Москва) Д.В. Антропов

доцент кафедры Землепользования и кадастров федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Государственный университет по землеустройству», доцент, кандидат экономических наук (г. Москва)

Анатолий Александрович Варламов, kaf@zemcad.ru

Значимость проблем развития кадастров целесообразно рассматривать за период 1991-2017 годы, поскольку до этого времени существовали другое социальное государство - СССР. Другими были и общество, и социально-экономические отношения, в том числе земельные.

В связи с этим необходимо уточнить содержание следующих основных понятий, часто противоречиво понимаемых различными специалистами разных отраслей:

• «управление земельными ресурсами (УЗР)»;

• «система землепользования»;

• «земельные отношения»;

• «земельный участок».

Под управлением земельными ресурсами мы понимаем систематическое, сознательное, целенаправленное воздействие государства и общества на земельные ресурсы страны в процессе познания и эффективного использования объективных закономерностей и тенденций функционирования этих ресурсов (см. [4]).

Понятие «землепользование» или «система землепользования» - комплексное понятие, состоящее из нескольких составляющих его понятий:

• вид хозяйственного использования земельных ресурсов (земельных участков (зон), определенный в установленном законом порядке (для строительства, ведения лесного, сельского хозяйства и т. д.);

• пространственная единица - часть единого земельного фонда страны, предоставленная государственными и муниципальными органами отдельному субъекту земельных отношений для ее хозяйственного использования, ограниченная на местности, то есть с установленными на местности границами;

• земельный участок (массив) - объект права, элемент земельных (или градостроительных) отношений, на который субъекту выдан документ на право его использования (например договор

аренды), удостоверяющий это право с выдачей плана, указанием площади, размера линий границы (в случае необходимости - с координатами точек поворота), сроками и видами пользования и т. д.;

• пространственный объект системы природопользования.

Таким образом, в общем смысле «система землепользования» является чрезвычайно сложным понятием. С точки зрения экономики она рассматривается с учетом его реального местоположения и характера присвоения прибыли (ренты, дохода), определяющих эффективность хозяйственного использования имущества (различных основных фондов и средств производства). Юриспруденция устанавливает правовые границы системы хозяйственного пользования, которые нашли отражение в нормативной законодательной базе, обязательной для исполнения всеми субъектами системы землепользования. Экологические требования формируют научную основу рационального природопользования в целом и землепользования в частности (см. [1]).

Земельные отношения - это общественные отношения между органами власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами по поводу владения, пользования и распоряжения земельными участками и земельным фондом страны, государственного управления земельными ресурсами (см. [4]).

Земельный участок (далее также - ЗУ) -это:

1) часть земной поверхности, имеющая замкнутые границы, фиксированное местоположение, площадь, правовой статус и стоимость. В качестве ЗУ может выступать любой объект землепользования при условиях однородности постоянного пользования землей, аренды, собственности и других видов прав. Для права это важно потому, что именно земельный участок, а не земля в целом (или земельный фонд) является объектом экологических и земельно-правовых отношений. Каждый ЗУ имеет особый пра-

вовой режим использования, зависящий от того, на землях каких категорий он расположен. В зависимости от принадлежности ЗУ может находиться в государственной, муниципальной и частной собственности. Гражданам и юридическим лицам он может быть предоставлен по нормам предоставления земельных участков также на праве пользования. В порядке, установленном законодательством, ЗУ может переходить от одного субъекта земельных отношений к другому. ЗУ является объектом гражданско-правовых отношений, недвижимым имуществом, имеет стоимость. На стоимость ЗУ влияет состояние окружающей среды, площадь участка, местоположение, наличие на нем различных объектов (строения, растения, водные объекты). В связи с этим координаты ЗУ, правильное их определение и фиксация в земельно-правовых и земельно-кадастровых документах на основе землеустройства имеют большое значение;

2) объект права собственности и иных предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) прав на землю, который является недвижимой вещью, представляющей собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие установить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Кроме того, в случаях и в порядке, которые установлены Земельным кодексом, могут создаваться искусственные земельные участки.

Содержание указанных терминов позволит проанализировать правовой, организационный, технологический, информационный, экономический, экологический, социальный и другие аспекты землепользования, включая значение системы управления земельными ресурсами.

Одним из необходимых механизмов в сфере землепользования являются государственные кадастры как информационные ресурсы, обеспечивающие:

• правообладателей - гарантиями прав на недвижимое имущество;

• систему налогообложения - актуальными сведениями об объектах недвижимости;

• рынок недвижимости - открытой и достоверной информацией о земельных участках и связанных с ними объектах недвижимости;

• систему органов государственного и муниципального управления - информацией для формирования и проведения государственной политики в сфере управления земельно-имущественным комплексом, а также для планирования развития территорий и т. д.

С нашей точки зрения, при этом необходимо учитывать роль, значение и содержание кадастровых систем с учетом возможности их использования на основе категорий земельного фонда. Так, земельный кадастр более подходит для земель сельскохозяйственного назначения и позволяет отразить роль земли как главного средства производства, территориального базиса, обеспечения продовольственной безопасности государства и других факторов, кадастр недвижимости позволяет отразить роль земли как пространственного базиса, объекта рыночных отношений, градостроительный кадастр - роль земли для объектов земельно-имущественных комплексов в границах населенных пунктов и т. д.

Далее рассматриваются основные проблемы развития кадастровых систем России в период 1991-2017 годы и предлагаются необходимые, по нашему мнению, меры, реализация которых будет способствовать их решению.

Проблема 1 - несовершенство и запутанность законодательной базы системы землепользования, включая ведение государственного кадастра недвижимости

В настоящее время существует около 2 тысяч федеральных и около 80 тысяч региональных законов в сфере использования земель, часто противоречащих друг другу.

Например, содержание понятия «земельный участок» разнятся в Земельном, Лесном и Градостроительном кодексах Российской Федерации. Законы должны быть прямого (как, например, в Германии), а не рамочного характера. В России рамочные законы корректируются сотнями поправок, поэтому необходимо следующее:

1) провести инвентаризацию законодательной базы;

2) подготовить проект федерального закона прямого действия «О системе землепользования страны», главным механизмом реализации которого должны являться государственный кадастр недвижимости (далее также - ГКН) и землеустройство;

3) разработать «дорожную карту» по всем направлениям развития правовой системы землепользования с учетом повышения значения и обеспечения экологической, экономической, продовольственной, пространственной и иной устойчивости системы землепользования, включающей комплекс действий или мероприятий, формирующих:

• вид хозяйственного использования конкретного участка (массива земель);

• вид и форму правового режима объекта землепользования (участка, массива);

• пространственно-ограниченную территорию с нанесенными и координированными границами;

• элемент системы природопользования (лесо-, водо-, недропользования).

Под инвентаризацией мы понимаем не полное уничтожение существующей нормативной правовой базы (как это произойдет при замене категорий земельного фонда на территориальные зоны), а ее рациональное совершенствование. В противном случае это будет новый «черный» передел земельных отношений и земельных ресурсов, при котором необходимо будет изменить не только законы, указы и постановления, но и более 50 миллионов правоустанавливающих кадастровых документов.

На наш взгляд, перспективными являются следующие направления изменения законодательства в кадастровой сфере:

1) объединение трех разрозненных учетных систем (учет объектов капитального строительства, учет земельных участков и регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним);

2) централизация информационных ресурсов и регистрационно-учетных процедур, то есть переход от ведения реестров и кадастров с уровня муниципальных образований на уровень субъекта Российской Федерации

Проблема 2 - заявительный принцип

ведения кадастрового учета и

регистрации прав

Следование этому принципу не позволяет обеспечить максимально возможное проведение кадастровых работ, а также учет объектов недвижимости и регистрацию их прав повсеместно и одномоментно.

Целесообразно проводить кадастровый учет и регистрацию объектов недвижимости одновременно на всей территории муниципальных образований, что существенно уменьшит количество реестровых ошибок. В противном случае рост числа реестровых ошибок и лавина судебных исков неизбежны. В результате продолжения ведения реестра по заявительному принципу сформированная система мозаичного землепользования будет, в свою очередь, сдерживать территориальную организацию, ухудшать качество процессов по планированию использования земель.

Для решения этой проблемы необходимо придать государственный статус землеустроительным и кадастровым работам, а также проведению государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, установив при этом периодичность их проведения для разных видов объектов капитального строительства (далее также -ОКС), например, 1 раз в 5 лет. Примером могут служить работы по Генеральному межеванию России, проведенные Екатериной

II за 2 года. Финансирование этого направления должно осуществляться на государственном уровне, так как не все субъекты Российской Федерации могут обеспечить полноценное финансирование.

Проблема 3 - отсутствие в кадастре (реестре) качественных характеристик земельного участка

Наличие этой проблемы препятствует определению рациональности использования земельного участка, например, при изъятии неиспользуемых сельскохозяйственных земель. Сведения о качестве земель не обновлялись с последнего тура экономической оценки таких земель, проводившейся в 1985-1989 годах.

Проблема 4 - отсутствие стабильной организационной структуры управления кадастровыми системами, включая их содержание и финансирование

Эти системы и органы их управления менялись более 10 раз, что свидетельствует о недооценке государством роли земли как природного, экономического, социального и экологического ресурса страны (см. табл. 1).

Следует провести реорганизацию организационной структуры управления, подчинив Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Рос-реестр) и другие структуры в системе землепользования Председателю Правительства Российской Федерации. Следует восстановить систему проектно-изыскательских организаций (Гипрозем, почвенные институты и прочие). Поскольку для этого потребуется усилить кадровое обеспечение, необходимо подумать об открытии новых профилей подготовки соответствующих специалистов в вузах и укреплении существующих направлений (например по государственной кадастровой оценке земель).

Проблема 5 - несовершенство методологии и методик кадастровой оценки земель

Таблица 1

Изменение кадастровых систем и органов их управления

Период, годы Информационная система Орган управления Основной объект управления

1977-1991 Земельный кадастр Управление МСХ СССР Сельскохозяйственное землепользование Категории земель

1992-2000 Земельный кадастр Госкомзем - Роскомзем -Роснедвижимость Категории земель Земельные участки

2000-2008 Государственный земельный кадастр Роснедвижимость Объект землепользования

март 2008 года -2016 год Государственный кадастр недвижимости Росреестр Объект земельно-имущественного комплекса (ЗУ + ОКС)

с 2017 года Единый государственный реестр недвижимости Росреестр Объект земельно-имущественного комплекса (ЗУ + ОКС)

Необходимо перейти от методики кадастровой оценки земель только для целей налогообложения к кадастровой оценке земель с учетом рыночных подходов для каждого землепользования и возможности получения максимального эффекта от использования участка. Также следует обязать собственников включать стоимость земельных ресурсов в основные фонды объектов землепользования, что обеспечит капитализацию земельных ресурсов, облегчит кредитование предприятий.

Так, наши исследования системы землепользования Холдинга «МРСК-Центр» показали (с учетом включения результатов государственной кадастровой стоимости земли в стоимость фондов) одномоментное увеличение стоимости основных фондов предприятий Холдинга на 10-40 процентов, а также наличие нескольких возможных вариантов перспективного и эффективного использования земельных участков (см. табл. 2).

Кроме того, в результате совместных усилий всех служб и структур, участвующих в формировании кадастровой информации, например, при учете изменений адресной информации, расчетный экономический

эффект от минимизации государственных затрат на актуализацию адресной информации в Московской области (при невключении всей адресной информации в базу данных ГКН вследствие неустранимости ошибок) будет составлять ориентировочно в год для физических лиц 25 тысяч рублей, для юридических - 50 тысяч рублей. Следовательно, нужно переходить от технологии последовательно-линейного осуществления операций по исправлению ошибок и внесению данных в базу данных к технологии параллельного внесения данных в эту базу всеми участниками этого процесса (ведомствами и специалистами), получившими на это соответствующие полномочия от Федеральной налоговой службы (см. [3]).

Логическим (и экономически целесообразным) завершением процесса формирования многоцелевой кадастровой системы в России является создание на основе государственного земельного кадастра (далее - ГЗК) (к сожалению, незавершенного) государственного кадастра недвижимости. Основанием для такого вывода являются следующие положения:

• объектом ГЗК и ГКН является весь земельный фонд государства независи-

Таблица 2

Варианты оформления прав на земельные участки Холдинга «МРСК-Центр>

Категория земельного фонда Варианты оформления прав на земельный участок Затраты

Принятие закона или иного нормативного правового акта Выкуп земельного участка Формирование и межевание земельного участка Кадастровый учет земельного участка Регистрация прав на земельный участок Регистрация обременений на земельный участок Внесение арендной платы Оплата по договору сервитута Выплаты ущерба и убытков На содержание охранной зоны

Земли сельскохозяйственного назначения Собственность + + + + + + +

Аренда - + + - ■ ■ + +

Сервитут + + - ■ + +

Земли населенных пунктов Сервитут ■ + + - + + +

Земли лесного фонда Перевод в другую категорию + ■ + ■ ■ + - + +

Сервитут + - + - - + - ■ + +

Земли водного фонда Сервитут + - + - - + - + + -

=1 о ь

В)

го ^

5

о ф

го тз ф

ф +

-VI

со

со со

-VI

мо от его ведомственной принадлежности, форм собственности, целевого назначения и вида использования; при ведении ГЗК и ГКН формируются кадастровые объекты, осуществляется государственный кадастровый учет на эти объекты и прав на них по единой общегосударственной системе; сведения ГЗК и ГКН обеспечивают административную и территориальную целостность, адресную регистрацию и учет конкретных объектов и субъектов земельных отношений, а также учет текущих изменений, происходящих с ними;

ГЗК и ГКН - единственные из 14 кадастров, связанных с недвижимостью, имеющие вертикальную государственную организационную структуру с подразделениями в административных районах и городах, информационно охватывая всю территорию страны; ГЗК и ГКН являются единственным источником правового доказательства существования конкретного объекта и права на него; ГЗК и ГКН в законодательном порядке регулируют земельные отношения между собственниками и пользователями земельных участков и прочно связанных с ними иных объектов недвижимости, а также отношения собственников с государственными органами, возникающие в процессе признания и удостоверения государством факта существования и прекращения существования кадастровых объектов;

ГЗК и ГКН определяют пространственное положение и идентификацию земельных участков и всех прочих объектов недвижимости, что особенно важно для застроенных территорий; ГЗК и ГКН определяют разнородную по структуре и составу ведомственную информацию и обеспечивают ей территориальную привязку; в соответствии с федеральным за-

конодательством ГЗК и ГКН обеспечивают взаимодействие между держателями кадастровой информации и ее пользователями (органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими и физическими лицами), а также порядок ее предоставления (см. [1]).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вместе с тем созданная система государственного земельного кадастра имела следующие недостатки:

• наличие децентрализованного учета земель, осуществляемого в кадастровых (муниципальных) районах;

• разделение (распределение) функций по принятию решений о кадастровом учете и непосредственному ведению кадастра между территориальным органом Росземкадастра (впоследствии Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии) и подведомственным ему учреждением - земельной кадастровой палатой;

• пробелы в нормативном правовом регулировании, которые заполнялись различными разъяснениями в виде многочисленных писем, разъяснений, положений и т. д.

Разрозненная система учета противоречила принципу единства судьбы земельного участка и иных объектов недвижимости (Земельный кодекс Российской Федерации). Государственным органом отдельно проводился кадастровый учет земельных участков, организациями технической инвентаризации - учет объектов недвижимости, расположенных на земельных участках, органами Министерства юстиции Российской Федерации - регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Это привело к несоответствию информации в разных реестрах, увеличению сроков учетных и регистрационных действий.

История создания ГКН повлияла на качество и достоверность кадастровой инфор-

мации, в ходе этого процесса усложнилась и технология формирования кадастра.

До 2008 года формирование сведений об объектах недвижимости осуществлялось разными организациями:

• кадастровой палатой (кадастровый учет земельных участков, ведение Единого государственного реестра земель и далее Реестра объектов недвижимости);

• регистрационной палатой (регистрация прав на объекты недвижимости и ведение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним; далее - ЕГРП);

• бюро технической инвентаризации и Ростехинвентаризации (техническая инвентаризация и технический учет объектов капитального строительства).

При этом регистрация прав на объекты капитального строительства осуществлялась в регистрационной палате без предварительного учета их в земельном кадастре и кадастре недвижимости. В результате этого при передаче в 2013 году сведений об объектах капитального строительства в кадастровую палату из бюро технической инвентаризации было выявлено большое число ошибок и пропусков в этих данных. К тому же сведения передавались между этими организациями через заявителя, а не в порядке информационного взаимодействия, что удлиняло процесс регистрации прав на недвижимое имущество.

Проблема 6 - функционирование до 2013 года раздельных систем кадастрового и технического учетов объектов недвижимости, а также системы регистрации прав и сделок с ними

Это обстоятельство обусловило появление следующих проблем:

• увеличение ежегодных издержек за счет одновременного сбора в трех информационных системах практически одной и той же информации об объек-

тах недвижимости с разной степенью детализации;

отсутствие разграничения финансовой составляющей коммерческой и государственной деятельности при проведении работ по учету объектов недвижимости, одновременное участие как государственных, так и хозрасчетных муниципальных и частных структур в этой сфере, что повысило стоимость работ и усилило коррупционную составляющую; отсутствие у правообладателей личной правовой обязанности по измерению и постановке объекта недвижимости на кадастровой учет для последующего формирования государственных информационных систем (в стране только около 50 процентов объектов землепользования поставлены на государственный кадастровой учет);

несоответствие публичной правовой природы существовавших учетных и регистрационных систем заявительному принципу формирования земельного кадастра и кадастра недвижимости, так как она формирует систему формирования частных, а не публичных правоотношений, что не соответствует целям государственного управления;

вероятность регистрации ничтожных сделок органами, осуществляющими государственную регистрацию, возникновения прямых несоответствий между данными реестра и правами и интересами собственников недвижимости и в конечном счете вероятность утраты последними своих прав; громоздкость и сложность системы ведения реестров и кадастров, наличие в ЕГРП большого количества данных, не имеющих значения для признания прав, часто дублирующих кадастровую информацию, а в кадастре - наличие сведений, которые в последующем не используются;

• наличие большого количества исключений из основного законодательного положения. Так, перечень вещных прав на земельные участки существенно отличается от перечня вещных прав на другое недвижимое имущество, что создает определенные неудобства при их государственной регистрации в процессе гражданского оборота (пожизненное наследуемое владение и постоянное (бессрочное) пользование).

кие статьи доходов, как:

• от полноты учета объектов недвижимости;

• от включения земельных участков в основные фонды объектов земельных отношений;

• от увеличения стоимости основных фондов и соответствующего увеличения стоимости акций, облигаций, активизации их оборота;

• от сокращения дополнительных расходов и т. д.

Проблема 7 - вычленение эффекта от собственно кадастровой деятельности из эффекта от функционирования всей системы землепользования (на территориях субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, субъектов хозяйственной деятельности)

Сотрудниками Государственного университета по землеустройству был проведен ряд исследований по определению эффективности ГКН, ГЗК, систем регистрации прав на объекты недвижимости и управления земельными ресурсами регионов и муниципальных образований страны в целом. Исследования показали высокую эффективность кадастровых, регистрационных и управленческих систем. Так, при расчете экономической эффективности ГЗК Пермской области было получено до 4 рублей дохода на 1 рубль затрат, затраты на внедрение АИС ГКН в Тверской области окупились за 3 года, внутренняя норма доходности составила 42,3 процента (см. [5, 6]).

При этом ошибочно полагать, что доход от кадастровых систем получают только за счет сбора земельного налога, сводя тем самым роль кадастровых органов к некоему информационному придатку налоговой службы страны. Значение кадастровых систем для экономики страны, регионов и муниципальных образований значительно шире, поэтому в них надо учитывать и та-

Проблема 8 - наличие ошибок и

пробелов в сведениях ГКН

Наличие этой проблемы обусловливает отсутствие аргументов для альтернативного института апелляции при беспристрастном, доступном и своевременном рассмотрении и урегулировании споров, возникающих при ведении кадастровой деятельности. Следствие - сложность постановки на государственный кадастровый учет новых объектов недвижимости

Решением проблемы является следующее:

• проведение комплексных кадастровых работ;

• разработка правил опротестования отказов и приостановок в кадастровом учете;

• установление ответственности за искажение кадастровой информации.

Часть объектов недвижимости не были внесены в реестр при передаче архива Министерства сельского хозяйства в 1991 году, при передаче перечней ранее учтенных земельных участков в 2000 году, при передаче архивов БТИ по объектам капитального строительства в 2013 году. Причем до сих пор в ГКН не содержится информация о земельных участках сельскохозяйственного назначения, водных объектах, участках обороны и лесных участках. При этом возникает проблема «двойного счета».

Как следствие, возникают проблемы на рынке недвижимости (невозможность со-

вершения сделок), происходит неполное налогообложение объектов недвижимости.

Проблема 9 - отсутствие качественной картографической и геодезической основы

Наличие этой проблемы приводит к несопоставимости координат (количество которых доходило в регионах до 300 систем) в разных системах, как вследствие, возникает несоответствие координат характерных точек границ земельных участков, поставленных на кадастровый учет, стандартам точности.

Вместо созданной путем сгущения пунктов государственной геодезической сети в местной системе координат с низкой и неоднородной точностью опорной межевой сети наземного базирования с установкой и закапыванием легко утрачиваемых опорных межевых знаков необходимо создавать и использовать межрегиональные и региональные спутниковые системы точного позиционирования с равномерной по территории точностью определения координат точек (1-2 см). Стоимость создания спутниковой опорной сети в 2-3 раза дешевле, чем опорной межевой сети (см. 2, 3]).

Проведенный анализ показал, что количество ошибок, обусловленных непривязанной адресной информацией, содержащейся в ГКН, более чем в десять раз превышает количество ошибок, выявленных в процессе верификации адресов земельных участков, - соответственно 2,8 и 0,3 миллиона единиц. Таким образом, затраты, понесенные государством и субъектами Российской Федерации на формирование баз данных ГКН и ЕГРП с 1991 года, оказались ненужными.

Проблема 10 - наличие двух систем территориального деления Российской Федерации (административно-территориальное и деление по муниципальным образованиям)

Наличие двух систем территориального

деления породило определенную сумятицу как при формировании адресов, так и в системе актуализации адресной информации. Отметим, что существуют два типа ошибок: исправляемые и неисправляемые. «Работа над ошибками» влечет новые затраты времени и средств. Так, временные издержки формируются за счет ранее затраченного времени (от 4-х месяцев до 1 года) на создание бывшего адреса в базе данных ГКН и затрат времени (от 30 минут и более) на устранение выявленной в базе данных исправляемой ошибки. В результате государство и ведомства несут неоправданные издержки, а заинтересованные лица - новые затраты на повторные обращения в органы местного самоуправления, органы кадастрового учета и органы технической инвентаризации (от 2,5 тысячи рублей и от 4-х месяцев «хождения по мукам») (см. [3]).

Проблема 11 - высокая забюрократизированность, коррупционная и рейдерская опасности из-за непрозрачности процедуры постановки на кадастровый учет и регистрации недвижимости

Вследствие этого многие собственники недвижимости, натолкнувшись на бюрократические барьеры, отказываются ставить на государственный кадастровый учет свои объекты, особенно в случае необходимости повторного представления документов. Анализ материалов, поступивших в Федеральный кадровый центр и Кадастровую палату по Московской области, показал, что многие документы рассматриваются по 2-3 раза. Это свидетельствует или об определенном «профессиональном» уровне сотрудников кадастровых палат, которые не могут выявить сразу все ошибки в анализируемых материалах, или о коррупционной направленности действий.

Проблема 12 - хроническая незавершенность кадастрового процесса как следствие

невыполнения положений планово-прогнозных документов («дорожная карта», программы, концепции и т. д.)

В России переход на более высокий уровень кадастровой деятельности всегда начинался, не дожидаясь завершения предыдущего уровня и получения итоговой информации относительно предыдущего этапа. Так, не завершив процесс регистрации земельных участков, перешли к новой технологии учета объектов недвижимости, далее - к учету земельно-имущественных комплексов, каждый раз оставляя за собой «не закрытые» кадастровой информацией объекты землепользования, потратив при этом бюджетные и частные средства и не получив должной финансовой и социальной отдачи.

Вероятно, авторы настоящей статьи обозначили не все проблемы развития современных российских кадастровых систем и считают необходимым начать обсуждение этой темы профессиональным сообществом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Варламов А. А. Экономика и экология

^^ОСПРОМЭКСПЕ^^

землепользования. Теоретические основы системы землепользования. М. : Издательство «ООО Фолиум», 2015. Том 1.

2. Варламов А. А., Гальченко С. А., Авру-нев Е. И. Организация и планирование кадастровой деятельности. М. : Издательство «Форум», 2015.

3. Варламов А. А., Обыночная Т. В. Проблемы актуализации адресной информации в государственном кадастре недвижимости // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2015. № 8 (167).

4. Нагаев Р. Т. Недвижимость. Энциклопедический словарь. Казань : Издательство ГУП «Пик. Идеал-пресс», 2003.

5. Раевская О. Б. Экономическая эффективность государственного кадастра недвижимости в системе государственного управления земельными ресурсами субъекта российской федерации (на примере Тверской области) : дис. ... канд. эконом. наук: 08.00.05. М. : ГУЗ, 2010.

6. Хисматуллов О. Т. Экономические и информационные основы управления земельными ресурсами административно-территориальных образований. Теория, методы, практика : дис. ... докт. эконом. наук: 08.00.05. М. : ГУЗ, 2002.

ЗАО «РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ОБЩЕСТВО СОДЕЙСТВИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ»

предоставляет полный комплекс оценочных и юридических услуг с 1996 года

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Юридические услуги

• защита интересов собственников и арендаторов в административном и судебном порядке при некорректном определении кадастровой стоимости недвижимого имущества

• взыскание долгов с проблемных банков

• налоговые споры

• банкротство

• ведение арбитражных дел

• противодействие рейдерским захватам имущества (защита активов)

• исполнительное производство

Услуги по оценке

▼ оценка различных видов стоимости имущества и имущественных прав, в том числе:

• объектов недвижимости

• бизнеса и пакетов ценных бумаг

• объектов интеллектуальной собственности, включая ноу-хау

• земельных участков и объектов капитального строительства в целях уменьшения налогооблагаемой базы (замещения кадастровой стоимости)

• объектов для целей залога

▼ стоимостная экспертиза по определению суда

+7-(495)-670-90-54, +7-(495)-670-69-78, +7-(499)-179-49-43 www.rospromekspertiza.ru, e-mail: unalex@amadeo-com.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.