Научная статья на тему 'Информационное взаимодействие государства и гражданского общества в современной России'

Информационное взаимодействие государства и гражданского общества в современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1980
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Вороничева Екатерина Николаевна

В статье рассматриваются основные проблемы информационного взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского общества в условиях становления демократических отношений и формирования информационного общества в Российской Федерации. Автором выделяются основополагающие принципы информационного общества, а также анализируются основные направления информационного взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества в аспекте повышения эффективности государственного управления в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Вороничева Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационное взаимодействие государства и гражданского общества в современной России»

УДК [323.2:352/354:007]:004

ВОРОНИЧЕВА Е.Н. Информационное

взаимодействие государства и гражданского общества в современной России

В статье рассматриваются основные проблемы информационного взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского общества в условиях становления демократических отношений и формирования информационного общества в Российской Федерации. Автором выделяются основополагающие принципы информационного общества, а также анализируются основные направления информационного взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества в аспекте повышения эффективности государственного управления в России.

Ключевые слова: информационное взаимодействие, органы государственной власти, гражданское общества, государственное управление, эффективность.

Преобладающей тенденцией развития мирового сообщества в начале XXI века является интенсивный переход к новому типу отношений между государством и гражданским обществом - демократическим, характеризующимся своей информационной открытостью. Спецификой современного периода является то, что революционные изменения в области информационно-коммуникационных технологий обусловливают тот факт, что информация все более выступает в качестве бесценного капитала, а информационные процессы играют определяющую роль во многих сферах деятельности общества и государства. Таким образом, можно полностью согласиться с рядом ученых, утверждающих, что многие развитые страны мира, в том числе и Россия, в ближайшем будущем будут жить в условиях «информационного общества», признаками которого, по мнению ученого Е. Тавокина, будут являться:

- радикальное увеличение объемов и разнообразия циркулирующей в обществе информации, повышение интенсивности информационного пространства, окружающего каждого человека, и, как следствие, расширение мира его интересов;

- превращение информации в один из важнейших ресурсов функционирования и развития общества;

- преобладание информационной деятельности в структуре профессиональной занятости: большая часть занятого населения сосредоточивается в сфере получения, преобразования и передачи информации;

- интенсивное и устойчивое развитие технических и технологических средств преобразования и распространения информации, расширение возможностей поиска и доступа к информации, широкое распространение персональных компьютеров, Интернета, информатизация важнейших сфер деятельности и т.п.1.

Внимательно проанализировав перечисленные признаки «информационного общества», мы с полной уверенностью констатируем, что уже и сегодня информация является одним из основополагающих средств социального прогресса, цивилизованного развития и важным механизмом эффективного государственного управления.

Подвергнув разбору понятие «информация», мы отмечаем, что оно имеет древнее происхождение и в переводе с латы-

ни !г^огта^о значит «передача», «изложение». В словаре русского языка С.И. Ожегова информация интерпретируется в двух значениях: во-первых, как сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами; во-вторых, как сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь2. Родоначальник кибернетики, американский ученый Н. Винер отмечал, что «информация - это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему»3. Необходимо подчеркнуть, что сегодня понятию «информация» даны десятки самых разнообразных определений, однако большинство из них, несмотря на определенные внешние различия, в общем трактуют ее как передачу некоторых сообщений. При этом в современной учебной литературе информация интерпретируется в широком и узком смыслах. В первом случае она рассматривается как результат отражения в различных формах фактов общественного бытия и общественного сознания, во втором (функциональном, социальном) - как передача, циркулирование отраженного и взаимоотраженного многообразия жизни социума4.

Анализируя официальный понятийный аппарат административно-правового уровня Российской Федерации, касающегося определения информации, подчеркнем, что в Федеральном законе РФ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» под информацией понимаются «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления». При этом обладателем информации является «лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам»5.

Действительно, сегодня информация как определенная совокупность необходимых фактов, статистических данных, оперативных сведений, характеристик о происходящих социальных явлениях, процессах, отношениях, событиях, система-

тизированных и сконцентрированных в информационно-техническую базу, составляет основу государственного и муниципального управления, поэтому нуждается в надежной защите.

Тем более, учитывая перечисленные нами признаки «информационного общества», подчеркнем, что развитие информационных технологий, техники связи, передачи и переработки информации уже сегодня достигло такого масштаба, который предопределяет уже не столько количественные, сколько качественные изменения в характере коммуникативных процессов, особенно массовой коммуникации. При этом информационные технологии и массовые коммуникации активно используются для преобразования сознания человека, его психики как на индивидуальном, групповом, коллективном, так и на общественном уровне.

Информационные технологии, являющиеся важным инструментом государства в управлении массовым сознанием в различных сферах общественной жизни, создают широкие возможности для эффективного и результативного управления настроением и поведением индивида, того или иного местного сообщества или даже населения страны в целом, что позволяет говорить о таком явлении, как манипулирование общественным сознанием.

По мнению исследователей Г.В. Грачева и И.К. Мельника, наиболее этому подвержено общество, в котором большинство населения не может осуществить свой политический выбор на основе учета своих собственных интересов. Это обусловливается тем, что в обществе еще не сложились устойчивая социальная структура и соответствующая ей система политических движений и организаций, которые должны выражать интересы конкретных социальных групп и слоев населения в социально-политической жизни. В качестве основного субъективного фактора также выступает низкая политическая культура и как основной компонент -отсутствие умения отрефлексировать личный политический выбор и его пролонгированные последствия для собственного будущего6.

Согласно мнению ученых, в современных условиях в информационно-коммуникативных процессах используются не просто отдельные приемы, а специальные манипулятивные технологии, которые прочно вошли в понятийный аппарат гуманитарных дисциплин. Сегодня широко используются понятия «технологии власти», «технология выборов», «социальная технология», «гуманитарная технология», «историческая технология», «психотехнология», «психологическая и психофизиологическая технология» и т.д.7.

Большая роль в целенаправленном воздействии на общественное мнение принадлежит средствам массовой информации (книгам, радио, телевидению, журналам, газетам, различным информационным системам, а также другим источникам знаково-символического характера). Именно из этих источников человек получает необходимые для него сведения, и именно они, при умелом использовании органами государственной и муниципальной власти, способны оказывать влияние на общественную жизнь людей. И здесь необходимо признать, что современные информационные процессы оказывают существенное влияние не только на политическое, экономическое, социально-культурное развитие современного российского общества, но и на формирование внутреннего мировоззрения людей, реальные поведенческие аспекты их повседневной жизнедеятельности.

Подчеркнем, что усложнение социально-политических и экономических процессов в обществе, влияние их на повседневную жизнь индивида делают его все более зависимым от потока официальных сообщений средств массовой коммуникации, а следовательно, от государства. Все меньше альтернативных сведений, порой необходимых для личного научного анализа и независимой экспертизы политических, социально-экономических и иных событий, он может получить из того потока социальной информации, которая ему доступна.

Не секрет, что, если какое-либо событие социально-политической жизни не было показано по телевидению, ретранс-

лировано по радио или пропечатано в прессе, можно считать, что оно не происходило, или, по крайней мере, оно пройдет незамеченным для широких слоев населения, и обратное: событие может существовать только потому, что оно было проафишировано. Также могут поощряться новости, которые сосредоточены на персональной популярности «нужных» политиков, и игнорироваться выступления оппозиционных политиков. Таким образом, средства массовой информации способны создавать виртуальную социально-политическую реальность, воссоздающую не истинное положение событий, а отвечающую интересам властвующей политической элиты и способствующую поддержанию выгодной для них социально-политической ситуации в стране.

Однако, по нашему мнению, основное внимание при анализе функционирования средств массовой коммуникации может и должно сосредоточиваться на разработке новых способов и форм социального взаимодействия государственных органов власти и институтов гражданского общества. Создание современных информационно-коммуникативных технологий, направленных на обеспечение позитивной совместной деятельности государства и общества, позволит значительно повысить эффективность социального управления и поднимет доверие народа к принимаемым властью политическим и социально-экономическим решениям. Многочисленные исследования показывают, что без устойчивого информационного взаимодействия субъектов социальных отношений невозможно полноценное развитие человека, нормальное функционирование социальных групп и государства в целом.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что информация, а именно ее транслирование, становится необходимым элементом жизни современного человека и общества, а эффективность управленческой деятельности в основополагающей степени зависит от разнообразных процессов поиска, фиксации, анализа, оценки, закрепления и распространения информации, связанной с отражением, познанием и преобразованием различных

форм жизнедеятельности людей в современном обществе. Поэтому не случайно большое внимание возможности получения необходимой информации уделено в нормативно-правовых документах Российской Федерации. Так, согласно ст. 29 ч. 4, Конституции РФ «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». В соответствии со ст. 3 п. 1 Федерального закона РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» «свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом» является одним из основополагающих принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации8. При этом оговорено, что возможно «установление ограничений доступа к информации только федеральными законами» (ст. 3, п. 2).

Принимая во внимание всеобъемлющий характер проблемы информатизации российского общества, мы в своей работе выделяем лишь некоторые аспекты, касающиеся информационного фактора в системе политической власти современной России, формирующей гражданское общество, опираясь на новейшие информационные и телекоммуникационные технологии, которые позволяют расширить права граждан, предоставляя им равный доступ к разнообразной информации, дать гражданам возможность участвовать в принятии политических решений и контроле за деятельностью государственной власти, предоставить возможность активно производить информацию, а не только ее потреблять. Однако возможности и преимущества информационно-коммуникационных технологий не становятся реальностью сами по себе: потенциальная возможность граждан непосредственно воздействовать на государственную власть, влиять на принимаемые ею государствообразующие решения ставит вопрос о трансформации существующих демократических и информационных структур.

Очевидно, что основная роль в целенаправленном формировании и регулиро-

вании информационной сферы принадлежит государственным органам власти. При этом регулирование осуществляется в виде различных действий: формирование, распространение и управление информационными потоками, совершенствование информационно-коммуникационной инфраструктуры передачи необходимой информации потребителю. Для этого государством принимаются необходимые законодательные акты, совершенствуется деятельность органов государственной власти, ответственных за формирование и реализацию государственной информационной политики.

Необходимо подчеркнуть, что органы власти обладают и управляют системой информационного обеспечения, которая включает в себя в том числе и информационный государственный ресурс. При этом вся наличная информация и используемые информационные технологии во всех сферах деятельности образуют информационный ресурс того или иного общества. В рамках национальных границ к данной категории относятся средства массовой информации, библиотеки, архивы, иные базы данных.

В последнее время все большее распространение и влияние на потребителя получает такой современный информационный канал, как Интернет, объединяющий сотни тысяч локальных, государственных, корпоративных, общественных, образовательных и домашних сетей. Особенностью Интернета является то, что он одновременно предоставляет людям возможность выступать не только потребителями, приемниками и реципиентами информации, но и ее автономными источниками. Как раз в этом случае практика показывает, что Интернет, обладающий возможностями оперативного распространения, сбора и интерпретации информации, все более способствует расширению форм контроля институтов гражданского общества над государственной властью, так как перестает быть исключительной прерогативой государства.

Сегодня сети Интернета энергично используются для подготовки и проведения избирательных кампаний: созданные

партиями Веб-сайты позволяют получать эффективную возможность для мобилизации добровольцев, готовых оказать моральную и материальную поддержку тем или иным кандидатам на выборах в структуры государственной, региональной и муниципальной власти. Именно качество, доступность, своевременность и прагматическая ценность информации, размещаемой в сети Интернет, позволяют той или иной партии, общественной организации укрепить свои позиции, авторитет в системе политических и общественных институтов. В то же время Интернет результативно используется для сбора компрометирующих сведений о кандидатах в депутаты и распространения негативных сведений, способных снизить шансы конкурентов в победе на выборах.

Необходимо подчеркнуть, что сегодня Интернет стал активно использоваться высшим политическим руководством Российской Федерации. В качестве примера можно привести опубликование на сайте Президента РФ статьи «Россия, вперед!», в которой Д.А. Медведев призвал россиян поучаствовать в выработке Послания к Федеральному Собранию РФ тех, кто согласен с перспективами развития Российской Федерации, и тех, кто находится в оппозиции. Российские граждане широко откликнулись на предложение Президента РФ. Подводя итоги проведенной работы, Д.А. Медведев отметил, что многие идеи граждан были учтены при подготовке Послания, выработке предложений, реализация которых и будет означать последовательную и системную модернизацию России9.

Однако, по нашему мнению, для наиболее полного информирования общественности о деятельности органов государственной и муниципальной власти необходимо, чтобы службы РЯ, созданные на всех уровнях власти, достигали более полного взаимопонимания и проявляли постоянную готовность сотрудничать как со средствами массовой информации, так и с представителями общественности. Государству необходимо поддерживать информационную деятельность в обществе, стимулировать развитие всех инфор-

мационных институтов, определять правила и законы их деятельности, создавать условия для конкуренции на рынке информации.

Вполне логично, что для реализации этих задач любое демократическое государство создает соответствующие организации и службы. В Российской Федерации федеральная власть тоже пытается активно использовать механизм взаимодействия с общественностью. Достаточно значимыми в этом плане являются службы, подобные службам PR, в Администрации Президента РФ, Правительстве РФ, а также силовых и ряде других федеральных ведомств. Исключительно необходимую информационную яркость и эффективность информационного воздействия имеют прямые выступления Президента и Председателя Правительства Российской Федерации перед представителями СМИ, телемосты в прямом эфире с гражданами страны. В этом случае власть становится более понятной и доступной для всего населения. В этом, по нашему мнению, проявляется основополагающий принцип демократии - взаимодействие государственных органов с институтами гражданского общества.

В последние годы в России важнейшим инструментом взаимодействия государственных органов и общественности стала созданная по инициативе В.В. Путина и сформированная в соответствии с Федеральным законом РФ10 от 4 апреля 2005 г. Общественная палата Российской Федерации, в которую вошли представители бизнеса, видные деятели науки и культуры. Важным направлением в работе Общественной палаты стало формирование информационного поля, поскольку, как нами отмечалось выше, эффективность государственных решений во многом зависит от постоянного обмена информацией. Иными словами, чтобы власть могла охранять интересы граждан, она должна их знать. Один из принципов деятельности Общественной палаты - открытость информации. В феврале 2006 года в Интернете открылся сайт палаты (http:// www.oprf.ru/ru/about/), на котором можно найти подробную информацию о деятель-

ности ее комиссий и рабочих групп, важных принятых решениях и докладах. Желающие имеют возможность написать письма каждому из членов Общественной палаты, и даже вполне возможно личное общение - в рамках форума. Таким образом, Общественная палата явилась одним из механизмов информационного сотрудничества системы «государство-общество», призванного осуществлять общественный контроль деятельности органов государственной власти и укреплять их взаимодействие с народом.

Таким образом, в нашей статье были рассмотрены лишь отдельные аспекты информационного взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского общества, которые, по нашему мнению, будут способствовать дальнейшей демократизации российской государственности и повышению эффективности государственного управления.

Однако, как показывает практика, для более полной реализации поставленной задачи в Российской Федерации необходима практическая реализация конституционного права на свободу получения информации. Правовой основой этого процесса должен стать законодательно закрепленный порядок, в соответствии с которым все граждане и институциональные структуры могут получать от органов государственной власти и местного самоуправления, иных государственных и негосударственных юридических лиц необходимую им информацию, а также иметь возможность прямого доступа к государственным и негосударственным информационным ресурсам. Кроме того, в законодательном порядке должны быть закреплены обязанности и ответственность органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц за информирование граждан и всех структур общества, за оказание им информацион-

ных услуг, за накопление, хранение и использование государственных информационных ресурсов. Для обеспечения информационного взаимодействия власть должна активно использовать механизмы связи с общественностью и предоставления информационных услуг населению, а общество - воздействовать на власть посредством механизмов публичного выражения общественного мнения. Это обеспечит дальнейшее развитие институтов гражданского общества и информационную открытость деятельности органов государственной власти.

1 Тавокин Е. Власть и СМИ // Государственная служба. 2005. № 2 (34) Март - апрель / http://www.rags.ru/akadem/all/34-2005/34-2005-104.html

2 Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1986. С. 205.

3 Винер Н. Кибернетика и общество. М.: Издательство иностранной литературы, 1958. С. 31.

4 Информационная политика: Учебник / Под общ. ред. В.Д. Попова. М.: Изд-во РАГС, 2003. С. 32-35.

5 Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета. 2006. 29 июля.

6 Грачев Г., Мельник И. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия // http://www.philosophy.ru/iphras/ library/manipul.html

7 См.: Там же.

8 Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета. 2006. 29 июля.

9 Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2009. 13 ноября.

10 Федеральный закон РФ от 4 апреля 2005 г. «Об Общественной палате Российской Федерации» // http://www.oprf.ru/about/law/418/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.