Научная статья на тему 'Формирование рекомендаций по совершенствованию механизма взаимодействия институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами, обеспечивающий открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю'

Формирование рекомендаций по совершенствованию механизма взаимодействия институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами, обеспечивающий открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1378
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ / CIVIL SOCIETY / PUBLIC CONTROL / MEDIA / PUBLIC AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беляева И.Ю., Бутова Е.В., Щукин И.А.

В статье проанализированы механизмы совершенствования взаимодействия институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами. В работе рассмотрен ряд мер по созданию и развитию общественного контроля. В данной статье выявлены проблемы, связанные с кооперацией институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Беляева И.Ю., Бутова Е.В., Щукин И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF RECOMMENDATIONS TO IMPROVE THE MECHANISM OF INTERACTION BETWEEN CIVIL SOCIETY AND THE MEDIA WITH GOVERNMENT AGENCIES, PROVIDES AN OPEN PUBLIC SERVICE AND ITS ACCESSIBILITY TO PUBLIC SCRUTINY

The article deals with the mechanism of cooperation between civil society and the media with public authorities. It is worth paying attention to plenty of measures connected with creation and the subsequent development of public control. Moreover, the article covers with problems, associated with cooperation between civil society and the media with public authorities.

Текст научной работы на тему «Формирование рекомендаций по совершенствованию механизма взаимодействия институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами, обеспечивающий открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю»

Методика по измерению уровня качества при проведении анализа и при выборе систем доставки обязательно основывается на параметрах, которые применяются клиентами для указанных целей. Если клиент оценивает уровень качества доставки, ему приходится сравнивать фактические значения параметров качества с ожидаемыми клиентом значениями. Если и первое, и второе совпадают, уровень качества считается удовлетворительным.

Для проведения измерения ожиданий применяются самые различные методы оценок:

• экспертные оценки,

• анкетные опросы,

• статистические методы.

Сложность вся в том, что известное количество параметров оценки качества вообще не представляется возможным измерить количественно (это значит, что невозможно получить формализованную оценку). У клиента ожидания строятся на субъективном мнении, на опыте работы, они выражаются некоторыми желательными предположениями.

Качество транспортного обслуживания объектов ракетно-

космического назначения характеризуется не только экономичностью доставки. Эффективность транспортного обеспечения зависит как от величины тарифа на доставку, так и от надежности системы доставки (своевременности, сохранности, уровня риска, совместимости системы, имиджа участников системы), гибкости, информативности, доступности системы доставки, комплексности оказываемых услуг.

Когда проводится оценка уровня качества доставки, сравниваются фактические значения измеряемых параметров качества с ожидаемыми значениями этих параметров. Если оба значения совпадают, то уровень качества транспортного обслуживания признается удовлетворительным.

Литература:

1. Голубчик А.М. Некоторые мысли об оценке качества транспортно-экспедиторских услуг / http://www.marshandwilts.com/ materials/service-quality.pdf

2. Сервис на транспорте: учеб. пособие / В.М.Николашин, Н.А.Зудилин, А.С. Синицына и др.; под ред. В.М. Николашина. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

УДК 35.08:323.212(045)

ФОРМИРОВАНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕХАНИЗМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ С

ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ ОТКРЫТОСТЬ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И ЕЕ ДОСТУПНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОМУ

КОНТРОЛЮ

Беляева И.Ю., д.э.н., профессор, заведующая кафедрой «Корпоративное управление» ФГОБУВПО «Финансовый университет при

Правительстве Российской Федерации» Бутова Е.В., магистр факультета «Менеджмент» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Щукин И.А., студент факультета «Государственное и муниципальное управление» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при

Правительстве Российской Федерации», e-mail: ishukin@mail.ru

В статье проанализированы механизмы совершенствования взаимодействия институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами. В работе рассмотрен ряд мер по созданию и развитию общественного контроля. В данной статье выявлены проблемы, связанные с кооперацией институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами.

Ключевые слова: институты гражданского общества, общественный контроль, средства массовой информации, государственные органы власти.

FORMATION OF RECOMMENDATIONS TO IMPROVE THE MECHANISM OF INTERACTION BETWEEN CIVIL SOCIETY AND THE MEDIA WITH

GOVERNMENT AGENCIES, PROVIDES AN OPEN PUBLIC SERVICE AND ITS ACCESSIBILITY TO PUBLIC SCRUTINY

Belyaeva I., Doctor of Economics, professor, holder of the Corporate management chair, Financial University under the Government of the

Russian Federation

Butova E., magister of the Management faculty, Financial University under the Government of the Russian Federation

Schukin I., student of the State and municipal management faculty, Financial University under the Government of the Russian Federation,

e-mail: ishukin@mail.ru

The article deals with the mechanism of cooperation between civil society and the media with public authorities. It is worth paying attention to plenty of measures connected with creation and the subsequent development of public control. Moreover, the article covers with problems, associated with cooperation between civil society and the media with public authorities.

Keywords: civil society, public control, the media, public authorities.

Существующий механизм взаимодействия институтов гражданского общества и органов государственной власти требует дальнейшего совершенствования, которое невозможно без активизации уровня социального взаимодействия граждан посредством развития институтов правового образования каждого гражданина. На основании идеи ликвидации правовой безграмотности в стране можно расширить потенциалы объединения общества, сохранения единого социокультурного пространства Российской Федерации. Органы государственной власти должны взять на вооружение заключение о том, что образованные в правом отношении индивиды объединяют свои усилия по отстаиванию прав и свобод, способствуя

проявлению гражданской активности. Подобные процессы как правило ведут к повышению престижа некоммерческих общественных объединений, ассоциаций и других форм самоорганизации граждан. Формирование системы взаимодействия с общественными объединениями со стороны государства способно восстановить доверие общества к власти.

Партнерство некоммерческих структур, выражающих мнение различных групп интересов с государством также способно повысить статус этих организаций, уровень общественного восприятия их деятельности в глазах отдельного гражданина и общества в целом .

Необходимо создать систему общественного контроля тем самым активизируя к реализации пока еще декларативно и выборочно претворяемую в общественно-политической практике Российской Федерации норму права, предусматривающую частью 1 статьи 32 Конституции Российской Федерации - участие граждан в управлении делами государства. Анализ механизма взаимодействия гражданского общества с органами государственной власти показал, что отлаженного, эффективно реализуемого общественного контроля, действующего на одинаковых принципах на всей территории РФ,

в соответствии с ее законами в стране нет.

В целях формирования эффективного работающей системы общественного контроля необходима разработка и принятие: Федерального закона «Об общественном контроле в Российской Федерации»; Федеральных законов об общественном контроле в отдельных сферах; ряда смежных федеральных законов, таких как Федеральный закон «О лоббизме»; Федеральный закон «О государственной поддержке средств массовой информации в Российской Федерации».

Рис. 1. Механизм взаимодействия институтов гражданского общества, средств массовой информации с органами государственной власти

Принятие закона о лоббизме, на наш взгляд, способно устранить несовершенство в реализации уже упомянутого конституционного права, предусмотренного частью 1 статьи 32 Конституции Российской Федерации и способствовать включению различных групп интересов в процессы управления государством. Как показало исследование появление нового механизма взаимодействия общества и органов государственной власти - Общественной палаты России - недостаточно воздействует на законотворческий процесс. В этой связи необходима регламентация процедур реализации профессионального лоббизма и общественной инициативы.

В качестве рекомендаций можно предложить Правительству РФ активизировать работу по принятию в субъектах Российской Федерации региональных законов, регулирующих лоббистскую деятельность и наделяющих профессиональных лоббистов (некоммерческие организации, аккредитованные физические лица) соответствующими полномочиями, позволяющими им активно участвовать во всех этапах законотворческой деятельности (знакомиться с проектами, с экспертными заключениями, излагать мнение, присутствовать на заседаниях органов государственной власти).

Совершенствование механизма взаимодействия институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами возможно, если будут внесены изменения и дополнения в следующие федеральные законы: Федеральный закон «О некоммерческих организациях»; Федеральный закон «Об общественных объединениях»; Федеральный закон «Об Общественной палате РФ»; Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»; Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»; Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»; Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации»; Федеральный закон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»; Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В связи с изменениями федерального законодательства совершенствования и приведения в соответствие потребует и региональное законодательство.

Целесообразно также внедрение системы персональной ответственности государственных и муниципальных служащих за воспрепятствование осуществлению общественного контроля и иные нарушения законодательства об общественном контроле, конкретизировать нормы, обязывающие органы государственной власти, представителей местного самоуправления, другие организации и учреждения, их должностных лиц оказывать содействие работе органов общественного (гражданского) контроля .

Может быть также интересна рекомендация о проведении на постоянной основе совместных с органами власти обсуждений результатов общественного контроля в СМИ, Интернет-сообществе. Необходимым по нашему мнению является признание со стороны государственных органов власти и популяризация со стороны ак-

Таблица 1. Развитие Интернета в регионах России

Федеральные округа Проникнове- Стоимость Число доменов

ние интернета, доступа на 1000

% в интернет, пользователей

рублей в месяц

тивных групп граждан мировых индексов развития гражданского общества и общественного контроля. Важно также проводить совместную работу над апробацией и внедрением национальной системы индикаторов общественного контроля.

Структурированный в ходе исследования механизм взаимодействия институтов гражданского общества и СМИ с госорганами (рисунок 1) представляет собой системную совокупность способов, методов, процедур, технологий и каналов взаимодействия, которые направленны на организационное упорядочение взаимной деятельности государства, гражданского общества, СМИ на основе общепринятых норм и правил в соответствии с требованиями действующих в обществе институтов, характеризуются наличием связи процессов формирования, функционирования, коррекции и внедрения институциональных ограничений в процессе взаимодействия, временной последовательностью их осуществления; совокупностью обратных связей, имеющих стабилизирующее воздействие. Данный механизм позволяет выявить возможность классификации институциональных элементов механизма взаимодействия государства, СМИ и гражданского общества по средствам, инструментам и технологиям.

Структурирование механизма взаимодействия институтов гражданского общества, средств массовой информации с органами государственной власти выявило, что на современном этапе развития государством уделяется не достаточное внимание проблеме доступа к информации - по различным оценкам наличие персональных компьютеров в Российской Федерации со 150 миллионным населением составляет от 9до 10 млн, ориентировочно 40% компьютерной техники - это устаревшие модели .

Доступности информации мешает также слабое развитие отечественной телекоммуникационной инфраструктуры (телефонизация страны недостаточна; телефонные линии, настолько устарели, что не отвечают западным стандартам) . Множество проблем связаны с невозможностью использования мобильных телефонов, планшетов и других современных устройств для выхода в Интернет, так как программы развития беспроводного подключения (Wi-Fi) операторов связи распространяются в основном на Центральные регионы России . Более того, подобные проекты имеют достаточно длительный срок окупаемости, что делает их непривлекательными для краткосрочных инвестиционных вложений . В этой связи следует отметить, что главенствующую роль в развитии Wi-Fi технологий в развитых странах играют в основном внешние факторы, которые в России развиты слабо. Среди указанных факторов - масштабный госзаказ. Подобную практику начало использовать Правительство города Москвы в пилотных проектах по оснащению сетью Wifi столичного метрополитена совместно с компанией МТС. За первые три месяца предоставления бесплатной услуги по подключению к мобильному Интернету пользователи передали почти 10 Тбайт Интернет-трафика в Wi-Fi сети МТС, что эквивалентно почти 25 миллионам фотографий среднего разрешения, пяти миллионам песен в формате mp3 или загрузке почти 90 миллионов электронных писем. Общее количество установленных интернет-сессий превысило 12 миллионов, а среднее время, которое пассажиры метро проводили в глобальной сети, равнялось 12 минутам . Подобный опыт можно порекомендовать к применению и в других регионах России, где развитие Интернета и распространение беспроводного

Активность Присутствие Развитие

СМИ, сообще- организаций региональных

ний на издание в интернете, % ресурсов, % в день

Доля бизнес- Охват сайтов, % социальных сетей,%

Центральный 43 49 75 7,1 37 15 48 93,2

Северо-Западный 53 98 43 10,4 26 9 33 96

Южный 43 128 29 11,4 34 17 43 95,4

Приволжский 44 62 36 10,8 41 14 47 94,9

Уральский 45 94 50 14,6 33 18 53 95,9

Сибирский 43 76 35 12,4 39 13 39 95,5

Дальневосточный 48 507 39 15 34 5 35 93,6

В среднем по округам 44 145 45 10,9 36 14 45 94,9

Москва 68 31 240 15,7 70 9 43 90,4

Санкт-Петербург

121

16,3 70 14 45 94,7

подключения Wifi остается еще крайне низким (см. таблицу 1).

В стране отсутствуют отечественные производители вычислительной техники; промышленное производство её компонентов неразвито. Серийное изготовление отечественных персональных компьютеров и компонентов к ним, по нашему мнению, способствовало бы резкому снижению цен на современную технику, что в свою очередь сделало бы её доступной для приобретения малообеспеченными социальными слоями общества. Сравнительно высокая стоимость услуг Интернет-провайдеров, в некоторых регионах страны не соответствует уровню жизни граждан (большинство населения не имеет возможность приобрести компьютер и модем, оплачивать доступ в сеть).

Подвоя итоги изучения практики взаимодействия СМИ с органами государственной власти следует признать, что сложившийся механизм их коммуникативного обмена требует дальнейшего совершенствования, которое должно осуществляться с привлечением общественности. Представители государственной власти, гражданского общества и СМИ должны выработать концепцию развития российских средств массовой информации, в основу которой должны быть положены нравственные, культурные ценности и приоритеты. У потребителей информации, предоставляемой СМИ должна быть возможность выражения своего отношения к тому, какого качества информационные продукты предоставляет тот или иной канал массовой информации. Граждане также могут предлагать пути совершенствования работы СМИ с учетом развития технологических сервисов.

Необходима также выработка направлений медийной политики, направленной на международную внешнюю среду, которая предъявляет устойчивый интерес по изучению России, ее традиций, культуры, политики, граждан .

Общественность, совместно с профессиональными союзами СМИ должна выступать с инициативами к органам власти по своевременному правому регулированию отношений, возникающими в медийной среде, что особенно важно в свете стремительного развития Интернет-сети.

Сформированная в процессе исследования система предоставления информации через сеть Интернет может быть использована органами государственной власти для организации унифицированного анализа всех ее подсистем, начиная от достижения целевых ориентиров, заканчивая оценкой эффективности каналов распространения и предоставления информации.

Литература:

1. Бутова Т.В. взаимодействие институтов гражданского общества с органами государственной власти. Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. № 3. С. 119-128;

2. Зайнашева З.Г., Семкина О.С. Государственно-частное партнерство в сфере предоставления социально значимых услуг. Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. № 3. С. 029-037;

3.Петрова Ю.И., Довгаль С.А., Судибье А.О. Зарубежные подходы к венчурной инновационной деятельности и возможности их использования в российской практике. Вестник Академии. 2013. №2. С. 47-504;

4. Бутова Т.В., Чахкиев Г.Г. Особенности принятия решений в условиях кризисных изменений в экономике России// Трубопорвод-ный транспорт: теория и практика.2009. №3. С.50-53;

5. Рагулина Ю.В. Предпосылки формирования теории и практики управления знаниями. Вестник Института экономики РАН. 2009. №2. С. 195 - 202.

УДК 338.1

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВОСПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Чичерова Е.Ю., д.э.н., профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Москва, e-mail: Elenachicherova@mail.ru Епифанов В.А., д.э.н., профессор кафедры менеджмента и информационных технологий ФГБОУВПО «Национальный исследовательский университет «МЭИ», Россия, г. Москва Масютин С.А., заместитель генерального директора концерна «Русэлпром», доктор экономических наук, профессор, Россия,

г. Сафоново, e-mail: midli@mail.ru

Статья посвящена вопросам модернизации производственных мощностей промышленности современной России, причинно-следственным связям доведения до высокой степени износа основных фондов предприятий, направлениям выхода из сложившейся ситуации.

Ключевые слова: воспроизводство, экономический кризис, промышленная продукция, производственные мощности, загрузка технологического оборудования

IMPROVING REPRODUCTIVE PROCESSES INDUSTRIAL ENTERPRISES OF THE

RUSSIAN FEDERATION

Chicherov E., Doctor of Economics, professor of the Economy and public finances chair, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Russia, Moscow, e-mail: Elenachicherova@mail.ru Epifanov V., Doctor of Economics, professor of the Management and information technology chair, National Research University «Moscow

Power Engineering Institute», Russia, Moscow, Masutin S., deputy general director of Ruselprom concern, Doctor of Economics, professor, Russia, Safonovo, e-mail: midli@mail.ru

Article is devoted to the modernization of industrial production facilities of modern Russia, the cause-effect relationships to bring a high degree of depreciation of fixed assets of enterprises, areas out of the situation.

Экономика и промышленное производство современной России по-прежнему находится в сложном трансформационном состоянии, преодолевая целый ряд проблем. Одна из таких важнейших проблем - проблема замены основных фондов из-за их физического и морального износа. Поэтому так важно своевременное и строго целевое использование амортизационного фонда, без чего невозможно простое воспроизводство. Между тем дешевый кредит для предприятий практически недоступен, что характерно для экономического кризиса вообще, а для российского (трансформационного) в особенности. В этих условиях амортизационный фонд нередко

превращается в оборотные средства, в том числе используемые для оплаты труда. В силу этой и других причин обновление основных фондов замедляется, из года в год вводится в действие все меньше основных фондов. Вместе с тем в составе основных фондов резко возрастает доля устаревшего, в том числе отработавшего свой срок, оборудования, и таким образом обостряется одно из основных противоречий воспроизводственного процесса; для устранения этого противоречия требуется обеспечение баланса между технико-вещественной и стоимостной сторонами воспроизводственного процесса [1,2,3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.