ИНФОРМАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА (НА ПРИМЕРЕ КГУФКСТ)
Ст. преподаватель кафедры философии, истории и социальных коммуникаций, Битарова Л. Г., студенты гр. 07ст6. Леонтьева А. Н., Рубежанская И. В., Мальченко О. Н. Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Будённого, 161.
Средства массовой информации (СМИ) целенаправленно определяют социальную ситуацию современности, манипулируя сознанием человека. В теле и радио-продукции, Интернете все меньше внимания уделяется ценностным ориентациям молодежи. Обесцениваются идеалы красоты, доброты, любви, гармонии, правды; дается искаженное отражение реальностей нашей жизни, что понижает нравственное воспитание студентов, их патриотизм и гражданскую позицию. Выявление морально-ценностной идентификации студентов-спортсменов показывает, что формируются негативные типы их поведения, связанные с нежеланием студентов вникать в сущность антиномий морального сознания. Причинами пагубной манипуляции сознанием молодежи являются приток в СМИ пошлости, агрессии, чужеродности, что приводит к разрушению психологических устоев человека, на которых держится его способность к критическому восприятию информации.
Ключевые слова: ценностные идеалы, девальвация нравственных ценностей, антиномии морального сознания, гражданская позиция, средства массовой информации, морально-ценностная идентификация студентов.
Введение. В современной системе гуманитарного образования студентов вузов физической культуры и спорта возникает противоречие между возросшими требованиями общества к духовной культуре личности и низким уровнем морально-нравственного воспитания. В средствах массовой информации в переходные периоды общественного развития ценностные идеалы трансформируются, происходит их девальвация и приспособление к новым социально-экономическим, по-
литическим условиям общественной жизни. Волна насилия, захлестнувшая общество, рост немотивированной агрессии, разрушение традиционных общечеловеческих ценностей, отсутствие у молодежи нравственных ориентиров, духовных идеалов - все это обусловлено современным состоянием средств массовой коммуникации. Моральные правила во все времена приобретают особую значимость, они стремятся помешать людям уничтожать друг друга, вредить другому, и, поэтому, их называют абсолютными, так как они делают возможными все виды совместной деятельности, в том числе и спортивной. По мнению многих авторов, современные средства массовой информации не уделяют должного внимания антиномиям морального сознания в молодежной среде, что приводит к взрыву национализма и экстремизма (религиозный фанатизм, сектантство, терроризм, молодежные контркультуры). [1] В современных средствах массовой информации недостаточно обсуждаются следующие этические вопросы: почему человек должен быть моральным? Почему он должен подчиняться правилам и законам, придерживаться дисциплины, налагать на себя ограничения и запреты, подавлять свои инстинкты, отказываться делать то, что нравится и, когда нравится, не должен проявлять национализм, расизм, межконфессиональную нетерпимость? Данная тема особенно актуальна сегодня, когда речь заходит об отсутствии контроля над рынком средств массовой информации, что пагубно сказывается на формировании гражданской позиции и нравственных ценностей молодежи. Проблемы морали сегодня не являются чисто теоретическими, они обсуждаются широким кругом людей и, особенно, молодежью, находящейся в раздоре с традиционной моралью. Ставится под сомнение утверждение: должны ли существовать нормы и ценности, которые регулируют и упо-
рядочивают поведение индивидов, а также позволяют оценивать это поведение. Кризис традиционной морали существует и влияет на нравственные основы общества, проявляя себя в законодательстве, политике и спорте. В процессе изучения гуманитарных дисциплин в вузе студенты должны расширить свой интеллектуальный уровень, сформировать гражданскую позицию, выработать базовые ценностные ориентиры, способствующие критической оценке своего отношения к конкретной социокультурной среде.[2]На формирование духовной культуры студентов- спортсменов вузов физической культуры и спорта большое воздействие оказывают средства массовой коммуникации и информации, а также разнообразные рекламные технологии, манипулирующие их сознанием.
Объект исследования - процесс влияния средств массовой информации на формирование гражданской позиции студентов - спортсменов.
Предмет исследования - морально-ценностная идентификация студентов под влиянием СМИ.
Цель работы - изучение аспектов влияния современных средств массовой информации на сознание молодежи.
Методы и организация исследования.
Средства массовой информации представляют собой специальные учреждения, созданные для открытой, публичной передачи информации с помощью трех основных подсистем: печати, радио и телевидения, каждая из которых состоит из огромного числа каналов. Достижения человека в области науки и техники позволили появиться такому СМИ как Интернет. Систематизация и анализ идейной направленности каналов СМИ свидетельствуют о деструктивном влиянии многих средств массовой коммуникации на культуру личности студентов, что вызывает тревогу и озабоченность широких кругов общественности. Изучение и анализ материалов конференций, правительственных документов показывает, что общественность и органы власти указывают на необходимость противодействию СМИ, прежде всего телевидению, воспитывающих культ силы, агрессии, нравственной вседозволенности, следствием чего являются девиантные и деликвентные формы поведения молодежи. В Заявлении Общественного комитета по правам человека говорится, что через СМИ формируется четыре типа поведения: 1) потребителя наркотиков; 2) демографического сдерживания; 3) поведение преступника; 4) различные субкультурные группы.[2] С целью изучения интересов молодежи по рынку централизованных и региональных средств массовой информации в сентябре - ноябре 2010 года были проведены социологические исследования методом анкетного опроса на факультетах спорта и физической культуры КГУФКСТ (Кубанского Государственного Университета Физической Культуры, Спорта и Туризма). В общей сложности в опросе приняло участие 150 человек, среди которых 100-юноши, 50- девушки. Для опроса были выбраны студенты в возрасте от 18 до 21 года. В ходе исследования определялось влияние СМИ на фор-
мирование информационной культуры студентов по двум направлениям: 1) общественно-политическое; 2) культурно-развлекательное. В декабре 2010 года среди студентов 2-го и 3-го курсов факультетов спорта и физической культуры КГУФКСТ было проведено исследование по определению морально-ценностной идентификации спортсменов.
Результаты исследования показали, что средства массовой информации выступают неоспоримым лидером в сфере формирования духовной культуры молодого поколения, оказывая целенаправленное воздействие на политическое сознание и поведение молодежи. Используя широкие ресурсные возможности СМИ, структуры власти не всегда учитывают тот факт, что молодежь, готова принимать участие в политической жизни, включая даже стихийные акции, однако стремится найти способ для максимально полной реализации их личных интересов. Это отражается на социальной и политической активности студентов, которая выражается, с одной стороны, в увеличении протестных настроений, а с другой - в нежелании принимать участие в политике, выборных кампаниях, в частности, в тех проектах, в которых молодежь не видит своего места и назначения. Необходимо констатировать тот факт, что информационное воздействие СМИ в значительной степени носит деструктивный характер. Это было видно и по тому, что всего лишь 14% юношей и 20% девушек регулярно смотрят такие программы, как «Время» и «Вести». По рейтингу телевизионных каналов, серьезные общественно-политические телеканалы «Первый» и «Россия 1» пользуются меньшей популярностью среди студентов. Такой выбор, по нашему мнению, является показателем нежелания современной молодежи решать общественные проблемы; легче от них уйти и сконцентрироваться на внутренних личностных проблемах. Общественно-политическую прессу регулярно читают всего лишь 30% респондентов. Среди студентов в настоящее время самым популярным видом СМИ является Интернет. Регулярно им пользуются 94% опрошенных парней и 96% опрошенных девушек. Основные цели: общение(84%), поиск различной информации, просмотр новостей, а также скачивание фильмов, музыки, картинок и игр. Очень популярны среди молодежи социальные сети, такие как «В контакте», «Одноклассники», «Mail.ru» и «ICQ». Здесь видна проблема нехватки общения в реальности, что обусловлено, по нашему мнению, несколькими аспектами: занятость, удаленность от субъекта общения, небольшая стоимость услуг Интернета. А такой фактор как стеснительность мы вообще не рассматривали, так как 97% парней и 93% девушек на вопрос «Уверены ли Вы в себе?» ответили положительно. На втором месте по популярности идет телевидение. На вопрос «Как часто Вы смотрите телевизор?» 84% парней и 94% девушек ответили - часто. Из них 64% студентов и 58% студенток смотрят ТВ до 3 часов в день. Это объясняется доступностью этого средства массовой информации. Многие включают телевизор дома для фона, звук заполняет пространство
и уходит чувство одиночества, мало того, любую скучную работу можно выполнить быстрее, когда идет интересная программа. Что касается телевизионных каналов, то здесь интересы, как юношей, так и девушек совпадают. 84% респондентов мужского пола и 94% женского выбирают «ТНТ». На следующей строчке находятся «СТС», «МУЗ - ТВ», «ТВ3» и «Спорт»- (70%). «Развлекаловка» - то, что отвлекает студентов от насущных проблем, пользуется большей популярностью. Молодые люди совершенно не знают, что происходит в мире, но зато знают все события в подробностях в «Доме-2» и «Универе». Радио выбирают 68% опрошенных парней и 76% опрошенных девушек, из них 76% респондентов мужского пола и 58% женского слушают его до 3х часов в день, ведь оно позволяет не скучать в транспорте, на лекциях, при выполнении домашних работ. Многие по радио узнают анонсы ближайших вечеринок, кинопремьер, концертов. Абсолютные лидеры - это «Ю^М» (55% и 68% соответственно) и «Европа+» (39% и 64%). На примере радио, мы видим подтверждение своим выводам о том, что развлекательные передачи наиболее популярны среди молодых людей. «Не заморачи-вайся!» - девиз большинства нынешней молодежи, которые уходят от социальных проблем.
В ходе исследования мы обратили внимание на то, что студенты высказывают недоверие печатным изданиям, но все же уделяют время на их чтение. 52% опрошенных парней и 70% опрошенных девушек читают часто. Мужской пол предпочитает спортивную периодику (80%), мужские журналы (62%) и автожурналы (60%). Общественно-политическую прессу регулярно читают всего лишь 30%. Представительницы прекрасного пола в основном выбирают глянцевую периодику (100%) и «желтую прессу» (84%). Мы пришли к выводу, что печатные издания в принципе не пользуются большим спросом, так как большинство информации легко можно узнать при желании из Интернета или посмотреть по телевизору. В настоящее время у молодых людей нет интереса к чтению. А если молодежь и читает, то выбор опять падает на «развлекаловку». Приведенные выше результаты исследования негативно отражаются на формировании активной жизненной позиции и ценностных ориентиров студентов - спортсменов, что нашло отражение в результатах дальнейшего исследования.
Изучая интересы студенческой молодежи по рынку СМИ Краснодарского края, выявлены следующие результаты. Краснодарские периодические издания регулярно читают 10% респондентов, 20% - изредка. Соответственно, 70% не читают газеты, кто-то даже не знает названия краснодарских печатных изданий. Однако, из 50% респондентов - 60% читают районные газеты. Самые популярные издания среди респондентов: «Вести Кубани», «Кубанские новости», «Краснодарский ку-рьеръ». У студентов вызывают интерес такие рубрики, как «развлекаловка» (70%), новости (60%), спорт (80%). На вопрос: «Интересуетесь ли Вы Краснодарскими жур-налами?»,90% респондентов ответили «нет». Популяр-
ными журналами являются «Регион 93» и «4у». Это объясняется доступностью этих изданий, так как они распространяются бесплатно. 60% смотрят местные каналы, такие как НТК (60%), СТС-Екатеринодар (70%), МУЗ-ТВ Краснодар (90%), Краснодар + (40%). Респонденты выбирают развлекательные, спортивные, музыкальные, информационные и политические программы. То есть молодежь смотрит различные программы в зависимости от интересов. Что касается Краснодарских сайтов, то ситуация здесь плачевна. 85% не смогли перечислить даже названия сайтов. Из тех, что назвали - это yuga.ru и то!оС.1п1о. Студенты ищут здесь анонсы будущих мероприятий, читают вакансии о работе, просматривают новости. На вопрос «Какую новую программу Вы бы хотели видеть на местном телевидении?» многие ответили молодежную (40%); 60% не хотели бы видеть ничего, аргументируя свой ответ тем, что рынок телевизионных программ переполнен. Студенты высказывали следующие пожелания для Краснодарских СМИ: 1) верно и правдиво доносить информацию, своевременно распространять сообщения, интересно освещать события, меньше использовать рекламы.
Выявление морально-ценностной идентификации студентов-спортсменов, где в анкетировании принимало участие 100 человек в возрасте от 17 до 21 года, дало следующие результаты. В анкете на вопрос: «Довольны ли Вы своей жизнью и почему выбрали спорт своей будущей профессией?» утвердительно ответили - 95% респондентов; выбрали спорт, как вид деятельности - 84% респондентов; 10 % ответили, что пошли в спорт благодаря семье; 5% - благодаря друзьям; 75% утверждают, что хотели добиться успехов не только в спорте, но и другой сфере деятельности; 15% приоритетной считают учебу в вузе; 10 % желают обзавестись семьей и получить дополнительное образование. В первом вопросе предлагалось поставить жизненные приоритеты по нарастающей: семье отдали предпочтение 62%, учебе - 15%, деньгам - 11%, спортивным достижениям - 10%, карьере - 2%. На вопрос «Какие качества Вы цените в людях?» большинство ответили доброта (74%), целеустремленность (62%), отзывчивость (38%), храбрость (28%), щедрость (25%), эгоизм (10%).
Как показывают исследования, студенты вузов физической культуры и спорта не могут ориентироваться в системе истинных и ложных ценностей вследствие негативного влияния СМИ. Будущие педагоги физической культуры и спорта оказываются этически неподготовленными к работе со школьниками и не осуждают социальных пороков современного общества. Несмотря на то, что в основном отношение к наркотикам у спортсменов негативное, многие из них готовы к их употреблению в виде допинга в результате систематической обработки СМИ. Рекламные технологии формируют основные доктрины манипуляции сознанием и лишают студентов той системы нравственных координат, в которой они могли бы различать добро и зло, привносимое различными молодежными субкультурами. У студентов, в основном, отсутствует понимание того,
что для улучшения демографической ситуации важным является не только физическое, но и психическое здоровье человека. Для формирования информационной культуры личности необходима всесторонняя реорганизация СМИ: повышение интереса к политическим, спортивным каналам телевидения, ориентация на морально - нравственные ценности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ценности и оценки: проблемы философии и науки. Сборник научных статей. Выпуск 5. Смоленск, 2009. - С. 322.
2. Материалы 111 Всероссийской научно-практической конференции «Связи с общественностью в спорте: образование, тенденции, международный опыт» (28 мая 2010г.) Краснодар, 2010. - С. 145.
3. Скрытые искусители или страсти на потребителя. В плену информационных технологий. Москва, 2007. - С. 355.
INFORMATIONAL INFLUENCE OF MASS MEDIA ON THE FORMATION OF EVALUATIVE ORIENTATIONS OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORT (KSUPHEST TAKEN AS AN EXAMPLE)
L. Bitarova, Senior Teacher,
I. Rubezhanskaya, A. Leontieva, O. Malchenko, Students
Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar
Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161
Mass media define a social modern situation very purposefully, manipulating at the same time the person's consciousness. With every time it is paid less and less attention to the youth's valuable orientations in TV, radio-production and in Internet as well. The ideals of beauty, kindness, love, harmony and truth are depreciating; the reflection of our life reality is distorted. All this lowers student's moral education, their patriotism and their civil position. Displaying students-sportsmen's moral identification shows that negative types of their behaviour are being formed. They are connected
with the fact that students don't want to think about the essence of moral consciousness antinomies. The reasons of the ruinous manipulation the youth's consciousness can be considered the influx of vulgarity, aggression, falsity into mass media. It involves the destruction of the person's psychological bases which strongly influence the person's critical reception of the information.
Key words: evaluative ideals, devaluation of moral values, contradictions of moral conscience, civic position, mass media, moral-evaluative students identification.