Научная статья на тему 'Тенденции и источники формирования ценностных ориентаций будущих менеджеров'

Тенденции и источники формирования ценностных ориентаций будущих менеджеров Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
221
71
Поделиться
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / PERSONALITY SOCIALIZATION / VALUABLE ORIENTATIONS / VALUES SYSTEM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Картушина Елена Никифоровна

Автором проведен опрос студентов в целях выявления источников, социальных механизмов формирования ценностных ориентаций и роли различных агентов в процессе социализации молодёжи. За основу изучения взяты общечеловеческие ценности, отвечающие назначению существования человека и его деятельности. На основе анализа данных опроса автор делает вывод о том, что доминирующие ценностные ориентации молодёжи формируются в семье и остаются в неизмененном виде на протяжении последних лет.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Картушина Елена Никифоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Trends and sources of formation of values orientations of future managers

The author carried out a poll of students in order to reveal the sources, social mechanisms of values orientations forming and roles of various agents in the process of youth socialization. As a basis of studying the universal values, which correspond to the purpose of human existence and activities are taken. On the basis of the poll results analysis, the author makes a conclusion that predominating value orientations of the youth are formed in the family and remain invariable during the recent years.

Текст научной работы на тему «Тенденции и источники формирования ценностных ориентаций будущих менеджеров»

14. Литт У. ван. Отношения государства к образованию и науке в эпоху глобализации // Политэконом. 1999. № 3. С. 46-54.

15. Lundvall B.A. National Systems of innovation. L., 1992. P. 94.

16. Шукшунов В.Е. Состояние, перспективы развития и повышения эффективности инновационной деятельности высшей школы России // Инновации. 2005. № 6 (83).

17. Яковенко Г.В., Тюников Ю.С., Мазниченко МА. Университет как система базовых отношений в пространстве культуры // Личность. Культура. Общество. 2005. Вып. 2 (26). С. 275-184.

18. Долженко О. Социокультурные проблемы становления и развития высшего образования // Alma Mater. 1996. № 2. С. 15-24.

Поступила в редакцию 8.07.2008 г.

Tarabaeva V.B. The synergy of innovative higher school in the non-stable socio-cultural space of Russia. This article describes the role of innovative higher school in the non-stable socio-cultural space of Russia from the point of synergetic approach. It is shown, that the modern higher school can be one of the attractors, which stabilize the process of socio-cultural development. The new functions of higher school appear now: innovative function and business function which give the opportunities of growth of its innovative potential.

Key words: innovative higher school, attractor, sociocultural space, potential, synergy approach, regional development.

ТЕНДЕНЦИИ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ

Е.Н. Картушина

Автором проведен опрос студентов в целях выявления источников, социальных механизмов формирования ценностных ориентаций и роли различных агентов в процессе социализации молодёжи. За основу изучения взяты общечеловеческие ценности, отвечающие назначению существования человека и его деятельности. На основе анализа данных опроса автор делает вывод о том, что доминирующие ценностные ориентации молодёжи формируются в семье и остаются в неизмененном виде на протяжении последних лет.

Ключевые слова: социализация личности, ценностные ориентации, система ценностей.

Ценностные ориентации как наиболее устойчивые и глубокие элементы структуры личности являются плодотворной категорией для социологического анализа субъективного отношения к деятельности в таких сферах деятельности, как труд, образование, искусство. Ценностные ориентации индивида несут в себе информацию об усвоении им ценностей общества, группы в соответствии с индивидуальными потребностями, с особенностями сознания. Ценностные ориентации -это система важнейших наиболее устойчивых установок личности, которые складываются в процессе социализации, выражаются в интересах, мотивах, целях жизнедеятельности и проявляются в социальном поведении [1, 2]. Ценностные ориентации являются связующим звеном между социальной средой, сознанием человека, его деятельностью и поведением. Ценностными ориентациями

для личности становятся наиболее значимые ценности.

В ценностях воплощено придаваемое людьми значение предметов и явлений социальной среды. Ценности являются социально приобретенными элементами структуры личности, выступают как фиксированные, устойчивые представления о желаемом. Ценности существуют независимо от конкретной личности как элемент культуры и становятся элементами духовной структуры личности.

Высшими ценностями являются общечеловеческие ценности, отвечающие назначению существования человека и его деятельности.

Система ценностей выступает как выкристаллизованный духовный итог исторического развития общества и, одновременно, как активное основание его дальнейшего развития, играя во многом определяющую роль в существовании и развитии социума,

характере социальных процессов, структурировании общества.

Систему индивидуальных ценностей можно определить как набор стандартов и критериев, которые человек использует для оценки происходящих вокруг него явлений, процессов и людей. Личные ценности выступают в качестве руководящих жизненных принципов индивидуума, являются факторами мотивации его поведения, определяют способ удовлетворения его потребностей и интересов.

Значимость ценностей, на которые ориентируются молодые люди, меняется в зависимости от изменения социально-экономических условий.

В период с 1990 по 1994 гг. под руководством профессора В.И. Чупрова центром социологии молодежи ИСПИ РАН проводились исследования ценностных ориентаций молодежи. Данные исследований указывали на существование в молодежном сознании противоположных тенденций социализации. Первая (преобладающая) несла в себе все те позитивные жизненные ориентации, которые так важны для любого общества и которых оно ждет от молодой смены. Среди этих ориентаций стремление молодежи продуктивно и честно трудиться, интерес к знаниям, ценность бескорыстной дружбы. Но набирала силу другая тенденция, связанная с потребительством и развлечениями, где для достижения цели годятся любые методы [3]. По результатам общероссийского репрезентативного социологического исследования Российского независимого института социальных и национальных проблем (РНИС и НП) в 1997 г., ставившего целью выявить социологический портрет современной российской молодежи, 43,8 % молодых людей готовы были драться за место в жизни и преступить ради своего благополучия через моральные нормы [4]. Приоритетными жизненными ценностями были определены любовь -

62,6 %, семья - 54,8 %, здоровье - 38,5 %, материальный достаток - 35,9 %, любимая работа - 23,9 %, образование - 22,6 %, полезность людям - 9 %, служба России - 2,5 %. На формирование гражданских представлений доминирующее влияние оказала семья - 34,4 %, телевидение - 31,1, 24,2 % - учебное заведение [4]. В сфере труда заметно усилилась инструментальная ориентация. Отношение к

труду как к средству достижения других целей или вынужденной необходимости характерно для 51,1 % молодых людей [3].

Проведенные исследования позволяли сделать выводы о том, что система социализации перестала быть эффективной с точки зрения перспектив развития общества и приводила к расшатыванию нравственных устоев молодежи, распространению девиантных норм поведения.

Главной причиной такого положения дел стало отсутствие единой общезначимой идеи и основанной на ней государственной концепции воспитания молодежи, недостаточное использование социально-экономических,

идеологических, политико-воспитательных средств воздействия на человека [5]. Механизм социализации в обществе не был разрушен. Оказалась разрушенной прежняя структура воздействия, изменилась степень влияния, эффективность, форма и содержание социализирующего воздействия различных агентов социализации на формирование личности, ее ценностных ориентаций, на содержание социальных процессов.

В настоящее время можно предполагать, что в современном обществе изменился характер, содержательная направленность и эффективность воздействия различных агентов социализации на формирование ценностных ориентаций молодежи по сравнению с недавним прошлым. Характер системы социализации сегодня определяется тем, что она перестала быть единой, целостной, подконтрольной обществу и государству. Процесс социализации стал преимущественно случайным, стихийным и формирующим иное сознание, чем у предыдущих поколений, противоречивое, бесполезное и даже вредное для общества и личности. Основные жизненные ценности молодых людей глубоко трансформированы измененными социально-экономическими условиями в последние пятнадцать лет. Современные средства массовой информации ведут агрессивную атаку на нравственные и семейные ценности народа. Кроме этого, студенты показывают низкую общекультурную грамотность, что говорит об отсутствии в их жизни книги как источника знаний. Основным источником развития личности стало телевидение, видео, Интернет.

С целью проверки данного предположения, выявления социальных механизмов формирования ценностных ориентаций студентов и роли различных агентов в процессе социализации: государства (учебные заведения), социальной макросреды (существующих в обществе ценностей, социальной реальности), микросреды (семья, коллектив сверстников), СМИ и системы массовой коммуникации, был проведен опрос молодых людей, будущих менеджеров, студентов ТГУ им. Г.Р. Державина. Предстояло выяснить, из каких источников происходит наполнение ценностных составляющих личности молодого человека, изменились ли базовые ценности за последний период.

Опрос проводился в апреле 2008 г. В опросе приняли участие пятьдесят человек из групп студентов очного обучения 1-5-го курсов кафедры менеджмента, 28 % мужчин, 72 % женщин. Выборка, на основе которой проводился опрос, целенаправленная, квотная по полу и курсу обучения. Гендерный анализ результатов опроса в данном материале не приводится.

Анкета, предложенная студентам, была составлена таким образом, чтобы можно было проследить источники формирования ценностей личности и, если это проявится, направление трансформации ценностей. Для изучения были определены понятия дружбы, любви, семьи, отношение к труду, деньгам, к основным жизненным условиям и факторам успеха.

Предложенные вопросы о дружбе выявили стопроцентное утверждение студентов об их умении дружить. Среди опрошенных нет таких, кто ответил бы, что не умеет дружить и что дружбы не существует. Раскрывая понятие дружбы, 53,1 % студентов назвали дружбой взаимопощь, и никто не ассоциировал дружбу как ожидание помощи от друга.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Агрессивное разрушение телевидением ценностей верности, преданности во взаимоотношениях мужчины и женщины повлияло на определение молодежью сути этих взаимоотношений.

27,3 % респондентов определяют любовь как верность, 20,2 % как преданность, однако

57,4 % мужчин, ценящих в людях порядочность, а в любви верность, готовы провести время с другой, если его девушка в данный момент отсутствует. 100 % девушек отвергли

такие взаимоотношения, назвав их предательством, среди мужчин таковых только

21,6 %. Тем не менее никто из респондентов не указал необходимость для крепости семейной жизни наличие верности. В то же время 64,7 % опрошенных считают необходимым для счастливой семейной жизни умение понимать любимого человека. Анализ указанных ответов удручает. Видимо мужчины не считают предательством измену в любви, в семье. Но, поскольку источники социализации молодежи этого поколения одинаковы, напрашивается вывод о генетической предрасположенности женщин к сохранению рода, семьи, верности. Возможно, не все юноши, особенно младших курсов, имеют опыт общения с девушками и в данном случае обозначили свои фантазии. Вопрос об информации, которой они интересуются в Интернете, косвенно подтверждает это: 21,5 % юношей изучают сайты о сексе. Девушек секс в Интернете не интересует.

Приоритетными жизненными ценностями 40,8 % респондентов назвали семью,

27.3 % - материальный достаток, 17,9 % -любовь, здоровье - 6,4 %, 17,4 % - любимую работу, 6,0 % - полезность людям, 10,2 % -хорошее образование. Творчество и служба Отечеству не воспринимаются приоритетными жизненными ценностями. Не очень высоко оценивается полезность людям и здоровье. В молодости, когда собственное бессмертие очевидно, о здоровье не думается, а полезность людям перестала быть общественно значимой ценностью по причине ее развенчания примерами из жизни элиты.

Среди жизненных условий наиболее важными выделили по 33,2 % - возможность реализовать себя и быть независимым,

23.4 % - не испытывать материальные трудности, 10,0 % - достигнуть высокого профессионального уровня, 3,6 % - иметь высокий уровень культуры, однако никто не выбрал стремление руководить другими людьми. Для студентов кафедры менеджмента это явление поразительно. Очевидно, что в процесс отбора абитуриентов кафедры следует включить процедуры для изучения лидерского потенциала и выявления черт характера с ориентацией на управленческие функции. У студентов следует развивать управленческие потребности и умения в ходе тренингов и практик.

Наиболее важными факторами жизненного успеха признали по 20,5 % студентов -умение устраивать свои дела любыми средствами, трудолюбие и добросовестность, по

16.1 % - предприимчивость и связи, 10,2 % -материальную поддержку, 3,0 % - везение, и 0,0 % - одаренность, способности. Одаренность и способности не ценятся современными людьми и не являются в их представлении фактором жизненного успеха, т. к. жизненные примеры подтверждают успешность тех, кто устраивает свои дела любыми средствами, опираясь на связи и материальные средства.

Молодежь хочет быть счастливой, и

33.2 % респондентов заявили об этом. 30,0 % хотят быть умными и успешными, считая, очевидно, что вслед за этим придет и счастье, 17,1 % хотят быть любящими и любимыми, 10,6 % - богатыми, чтобы все завидовали, 6,3 % - добрыми, 3,1 % - здоровыми и выносливыми. Никто не захотел быть сильным, чтобы все его боялись. Купеческое желание быть богатым, чтобы все завидовали, характеризует эмоциональную ограниченность и неразвитость бизнеса страны в целом, обладающего множеством комплексов. Вместе с тем 47,7 % респондентов хотят, чтобы к ним относились с уважением и ценили их.

Для 87,3 % опрошенных молодых людей деньги - это средство для реализации жизненных планов, только для 10,7 % - средство для создания семьи. Ни для кого деньги не являются целью, и никто не поставил себя выше денег.

Радует, что труд для 57,4 % респондентов является средством для реализации личности. Для 27,6 % - это потребность, для 5,0 % - вынужденная необходимость. Только

3,4 % респондентов считают труд пустой тратой времени.

Из каких источников черпает сведения о жизни молодежь? На формирование гражданских представлений повлияла семья у

70,6 % респондентов, у 20,2 % - учебное заведение, у 10,1 % - телевидение. Для обогащения и укрепления гражданской позиции

57.3 % смотрят телевидение и слушают радио, 27,3 % - следят за прессой, 17,0 % изучают историю и культуру страны.

При этом 50,7 % опрошенных ответили, что ТВ не формирует их характер, 47,0 %

опрошенных не отвергают таковую возможность, и 3,3 % твердо заявили полное отсутствие ТВ в формировании их характера. На формирование характера, по мнению 2/3 респондентов, не влияет ни педагог, ни образовательное учреждение.

На поведение влияет у 33,7 % респондентов внушение родителей, у 23,3 % - мнение друзей, у 6,1 % - педагоги школы, вуза. Никто не отметил примеры из фильмов как формирующие отношение к действительности.

Духовность складывается у 67,5 % опрошенных под влиянием воспитания в семье,

17,2 % респондентов черпают ее из окружающего мира, и из книг - только 3,3 %.

В то же время 23,2 % опрошенных заявили, что не читают вообще художественную литературу, однако 33,4 % студентов произведения классиков помогают разбираться во взаимоотношениях людей. 20,1 % молодых людей читают только легкие журналы,

13,4 % - читают классику, 20,2 % - современную литературу, 17,4 % - технические журналы. Стихи любят только 6,0 % молодых людей. 20,1 % респондентов ищут в книгах ответов на жизненные вопросы, 27,6 % опрошенным интересно узнавать чужие мысли, чувства, а 13,4 % читают просто так. Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ, проведенный в 2007 г., показал, что чтение книг находится на шестом месте у молодых людей, чтение газет и журналов - на четвертом. Лидирует просмотр ТВ [6].

В фильмах 23,3 % опрошенных ищут развлечений, 3,4 % наблюдают за любимыми актерами.

На ТВ привлекают 50,2 % респондентов передачи о неизвестном, 13,1 % - передачи о политике, 10,6 % опрошенных не привлекает ничего. И только у 6,3 % респондентов нет времени на ТВ.

Радует, что 27,4 % молодых людей понимают работу над собой как нетерпимость к своим недостаткам, но 23,5 % опрошенных, работая над собой, стремятся быть образованнее, ставить и решать масштабные цели, для 20,4 % - это ежедневная борьба с ленью.

Подводя итоги опроса, можно сделать вывод о том, что в формировании личности студента в современных условиях существенно уменьшилось влияние таких агентов социализации, как учебные заведения и государственные учреждения по работе с мо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лодежью. Доминирует формирование ценностных ориентаций в семье, в процессе общения со сверстниками и через средства массовой информации.

Наше исследование показывает, что первая тенденция, выявленная ранее профессором В.И. Чупровым (позитивные жизненные ориентации), осталась основной в направлении развития молодежи. Вторая тенденция (потребительство и развлечения) оказалась переработанной основной массой населения в семье, сохраняющей основные жизненные ценности и формирующей их у молодежи. Ни телевидение, ни учебные заведения не формируют основы личности и ее базовые жизненные ценности. Доминирующие ценностные ориентации формируются в семье, которая пока существует и требует всевозможной поддержки и охраны у государства и общества. Прагматические ценности становятся ведущими, личные интересы - преобладающими, однако все основные жизненные ценности (семья, любовь, дружба, труд) остались в основном в неизмененном виде, несмотря на то, что студенческая молодежь регионального вуза все меньше читает и не берет примеров с книжных героев, но и не считает авторитетными для себя героев ТВ. И это вселяет оптимизм.

1. Социология / под ред. Г.В. Осипова. М., 1990. С. 94-100.

2. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение. М., 1996. С. 89-90.

3. Чупров В.И., ЗубокЮ.А. Социализация молодежи в посткоммунистической России // Социально-политическая жизнь. 1996. № 6. С. 150-157.

4. Карпухин О. И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации // Социологические исследования. 1998. № 12. С. 89-94.

5. Морозов В.В., Скоробов А.П. Противоречивость социализации и воспитания молодежи в условиях реформ // Социально-политический журнал. 1998. № 1. С. 148-150.

6. А вы что сейчас читаете? // Российская газета. 2007. № 268. С. 3.

Поступила в редакцию 2.07.2008 г.

Kartushina E.N. Trends and sources of formation of values orientations of future managers. The author carried out a poll of students in order to reveal the sources, social mechanisms of values orientations forming and roles of various agents in the process of youth socialization. As a basis of studying the universal values, which correspond to the purpose of human existence and activities are taken. On the basis of the poll results analysis, the author makes a conclusion that predominating value orientations of the youth are formed in the family and remain invariable during the recent years.

Key words: personality socialization, valuable orientations, values system.