СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ ИХ ИЗМЕНЕНИЙ У СТУДЕНТОВ В ПЕРВОМ ДЕСЯТИЛЕТИИ XXI В.
Е. Н. КАРТУШИНА
Результаты опроса студентов и исследования российских авторов позволили определить тенденции изменения семейных ценностных ориентаций. Установлено, что семья остается по-прежнему приоритетной и значимой ценностью для молодежи. Констатированы как традиционные, так и измененные взгляды на взаимоотношения в семье. Подтверждена тенденция изменения отношения женщины к верности в супружестве и к материнству в современных условиях.
Ключевые слова: ценностные ориентации; семейные ценности; любовь; верность; дети.
Социологи считают, что в прошедшие десятилетия в России кризис ценностей населения изменил многое, но не был острым. Российское общество постепенно возвращается (на новом витке развития) к тем ценностям, которые всегда были характерными для российского менталитета. Например, значимость душевной гармонии и спокойной совести вновь стала актуальной для подавляющего большинства населения (94,0 %). Две трети населения отдают приоритет ценностям свободы и независимости, и лишь треть россиян продолжает ценить материальное благополучие выше свободы [5].
Однако с 2003-2004 гг. началась новая волна прагматизации ценностного сознания россиян (особенно студенческой молодежи). Новый виток конкурентной борьбы в середине десятилетия привел к резкому падению морали в обществе. До 40 % молодежи по опросам готово сегодня переступить черту закона и моральные нормы для достижения своей цели.
Анализ публикаций по исследованиям ценностных ориентаций студенчества, показывает, что одним из основных в содержании ценностных ориентаций современных студентов вузов являются духовно-нравственные опоры, такие как счастье, любовь, хорошая семья, будущее детей, дружба (в условиях нестабильности и стрессоген-ности жизненной среды стали остро необходимы понимание, поддержка, верный спутник жизни, ощущение семейного счастья, домашний уют, комфорт, хорошие и верные друзья, общение, общие интересы) [3].
Для современного российского общества характерна высокая степень противоречивости в
системе ценностных ориентаций на уровне отдельных социальных групп, в частности, в семье.
Главная проблема заключается в том, что на пути усвоения семьей нравственных и иных принципов жизни, заимствованных у развитых стран, утрачиваются глубоко устоявшиеся собственные социальные нормы, отражающие национальную специфику российского менталитета [4].
И. Ф. Дементьева приходит к выводу, что поскольку основным хранителем и транслятором социальных и нравственных ценностей является семья, резкое изменение ценностных ориентаций общества непосредственным образом отразилось на формировании семейной идеологии. Российская семья сегодня испытывает сильное давление со стороны общественных форм, диктующих совершенно иную, отличительную от старой, логику поведения [4].
Современные изыскания, посвященные изучению проблем семейных ценностей, выявляют тенденции, сформировавшиеся в прошлое десятилетие.
Так, в исследовании, проведенном Л. И. Савиновым в 1990-1995 гг. на территории Республики Мордовия по проблемам детерминации ценностей семьи и ценностных ориентаций супругов, было отмечено, что в процессе приспособления к требованиям времени они существенно меняются.
Основное внимание в данном исследовании было уделено соотношению внутрисемейных и внесемейные ценностей членов семьи. Л. И. Савинов подчеркивает, что противоречие между ними у современного поколения «достигло невиданной остроты» и может быть названо ценностным кризисом, но, в то же время на основании
эмпирических данных (анкетного опроса, наблюдения и др.) делает вывод, что семья остается общезначимой, родовой общечеловеческой ценностью [9].
В ходе исследования по проблемам соотношения семейных и внесемейных ценностных ориентаций в структуре личности индивида, проведенного М. А. Токмаковой в 1999 г. в Москве и Московской области, автором сделан вывод, что семья остается вербально одобряемой ценностью. Противоречие в содержании ценностных ориентаций современной российской семьи состоит в следующем: с одной стороны, сохраняется высокая ценность семьи, направленность на семейный образ жизни, с другой - наблюдается повышение значимости профессиональной самореализации и достижения высокого социального статуса, не всегда сочетающиеся с качественным выполнением семейных обязанностей [8].
Высокая значимость ценностных ориентаций супружества подтверждается результатами исследования Е. И. Башкировой, проведенного в 2003 г. в рамках международного проекта «Мировые ценности». Полученные ею данные показывают, что для большинства россиян самыми главными условиями счастливой семейной жизни являются уважение и поддержка между супругами (так считают почти 99 % опрошенных), понимание и терпимость (98 %), супружеская верность (95 %), готовность обсуждать проблемы, возникающие между супругами (93 %), удовлетворенность сексуальными отношениями (89 %), возможность часто говорить о вопросах, представляющих взаимный интерес (85 %). Подтверждается, что ценность супружества наиболее значима в структуре внутрисемейных ценностных ориентаций. При этом необходимо отметить, что для представителей старших возрастных групп более значимы внутрисемейные ценностные ориентации, а для молодежи - внесемейные [6].
На личностном уровне ценностные ориентации современной российской семьи детерминируются такими объективными факторами как возраст, пол, уровень образования и материального обеспечения. При этом влияние выделенных факторов амбивалентно, т. е. они могут способствовать распространению как внутрисемейных, так и внесемейных ценностных ориентаций [6].
Жителей деревни издавна считают хранителями культурных традиций народа, жизненного уклада, обрядов, образцов поведения, обычаев. Однако всепроникновение средств массовой информации, трагические особенности экономического развития села вносят свои коррективы и в
эту патриархальность. Меняются оценки поведения, ценности, взгляды, суждения жителей деревни. Региональные центры, принимая новых жителей из деревень, подпитываются и традиционными, и измененными ценностями, меняя их в свою очередь. Представители старшего поколения и города, и деревни, двадцать лет назад считающие традиционным залогом крепкой семьи девичье целомудрие, в настоящее время без осуждения относятся к добрачным связям своих внучек и дочерей.
Процесс трансформации ценностных ориентаций сложен и противоречив, он является постепенным и обусловленным, в частности, сменой поколений, гендерными особенностями, образовательными, статусными характеристиками человека. Следовательно, однозначные результаты преобладания тех или иных ценностных ориентаций варьируются по признакам пола, возраста, уровня образования, материального обеспечения и т. д. [6].
Результаты исследования С. В. Скутневой позволили выявить основания для создания семьи молодежью. Во-первых, стремление проявить свою заботу и любовь к близкому человеку (25,4 % молодых людей и 27,8 % девушек); во-вторых, желание иметь детей (соответственно: 18,4 % и 19,3 %); в-третьих, реализация потребности во взаимопонимании, психологической поддержке, защите (15,5 % и 21,7 %); в-четвертых, потребность почувствовать свою самостоятельность (14,3 % и 9,8 %). Ассоциация семейной жизни с удовлетворением важнейших эмоционально-психологических потребностей проявляются и в утверждении респондентов о том, что «семья - это теплота, понимание, взаимная психологическая поддержка» -44,8 % молодых людей и 63,6 % девушек. По своей значимости это обстоятельство стоит на первом месте. 12,4 % молодых человека и 11,8 % девушек предполагают, что именно в семье человек может быть самим собой. И молодые люди, и девушки главным считают в семейных отношениях любовь (16,4 % и 16,9 %), а также счастье (12,3 % и 11,8 %) [7].
Исследования состояния семейных ценностных ориентаций и их трансформации в последнее десятилетие показывают, что семья остается наиболее значимой ценностью для большинства жителей страны, однако агрессивное разрушение телевидением и другими средствами массовой информации, ценностей верности, преданности во взаимоотношениях мужчины и женщины, внедрение в сознание цинизма, предательства, повлияло на определение молодежью сути этих взаимоотношений в семье.
Опрос студентов должен подтвердить или опровергнуть сохранность ценности супружества для молодежи, изменения внутрисемейных ценностей за последний период, а также выяснить отношение молодых людей к принципам поведения в семье для ее сохранения, к изменам, к любви, к значению детей для семьи. В задачу нашего исследования не входило изучение социальных факторов, влияющих на изменения ценностей современной семьи.
В опросе студентов ТГУ им. Г. Р. Державина, который проводился в апреле 2008 г., приняли участие пятьдесят человек из групп студентов очного обучения 5-го курса кафедры менеджмента и маркетинга. В опросе приняли участие 44 % мужчин, 56 % женщин. Следует отметить, что среди опрошенных женщин 21,73 % замужем, среди мужчин 5,88 % женатых. Более 40 % женщин и мужчин - жители села. Анкета, предложенная студентам, была составлена таким образом, чтобы можно было проследить направление трансформации ценностей. Для изучения были определены понятия любви, семьи, верности и преданности, ценности детей для семьи.
Студенты убеждены, что семья никогда не изживет себя: так ответили 64,70 % опрошенных мужчин и 47,82 % женщин.
Для 35,29 % мужчин и для 30,43 % женщин семья означает дом, для 47,05 % мужчин и 30,43 % женщин семья ассоциируется со счастьем. Сохранность традиций семьи, памяти прародителей остается в семейных рассказах, фото, генеалогическом дереве. Составляли генеалогическое дерево 60,86 % женщин, а 88,23 % мужчин не составляли его. Хранить семейные ценности будут только женщины.
Молодые люди констатируют, что в современной семье произошли изменения. Утвердительно ответили 58,82 % мужчин и 82,60 % женщин и попытались разобраться в сути этих изменений. 47,05 % мужчин и 47,82 % женщин считают, что семья стала менее прочной и причиной тому изменение отношения к семье женщины. Мужчины не думают (0 %), что изменилось их отношение к семье, но 13,04 % женщин уверены, что причина именно в этом. Независимость женщины может влиять на изменения в семье. Так считают 23,52 % мужчин и 26,06 % женщин. Мужчины стали менее заботливыми, решили 26,06 % женщин.
Вопрос о факторах, влияющих на состояние семьи, разумеется, содержал и ответ о влиянии материального достатка на прочность семейных уз. Оказалось, что только для 35,29 % мужчин и
для 13,04 % женщин этот фактор стал наиболее значимым. В 1999 г. М. А. Токмакова также отметила, что результаты исследования не подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что «ценностная ориентация на материальное благополучие является одной из наиболее распространенных ценностных ориентаций» [8].
Обоюдную любовь, как наиболее значимый фактор, влияющий на состояние семьи, выделили
41.17 % мужчин, для женщин значимее показались характеры супругов - 52,17 %. Количество детей на состояние семьи не влияет: так решили 5,88 % мужчин и никто из женщин. Это первый в нашем опросе показатель осторожного отношения женщин к детям в семье.
Наиболее важным принципом, которому должна следовать семья - взаимоуважение - выделили 35,29 % мужчин и 73,91 % женщин. Терпение не стало принципиальным в семейных отношениях: терпеть мужчины не собираются вовсе, и склонны к этому только 4,34 % женщин. Уступать друг другу готовы 17,64 % мужчин и 8,69 % женщин. Хранить верность в супружестве собираются 11,75 % мужчин и никто (0%) из женщин. Хранительницы семейного очага, оказывается, не собираются его хранить вовсе. Но в то же время 43,47 % женщин и 35,29 % мужчин считают, что измены нельзя прощать, это предательство близкого человека для 58,82 % мужчин и для 76,47 % женщин. Очевидно, женщины относят это только к поведению мужчины, а собственное поведение не оценивают как предательство. Считают, что о нравственности мало думают сейчас 70,58 % мужчин и 43,47 % женщин.
Ради детей готовы на многое закрыть глаза
41.17 % мужчин 39,13 % женщин. Но причиной распада семьи, считают 41,17 % мужчин и 26,06 % женщин, могут стать именно измены.
Дети должны стать смыслом всей жизни для 70,58 % мужчин и только для 26,06 % женщин. Всего 4,34 % женщин считают, что дети это основа семьи.
В исследованиях С. В. Скутневой также отмечено расхождение в отношении молодых мужчин и женщин к детям. Для 10,6 % молодых людей третьим по значимости стоит утверждение: «семья - это дети, их воспитание»; девушки (7,2 %) на третье место выдвинули то, что именно семья приносит человеку наибольшее удовлетворение. Данное расхождение свидетельствует о некотором изменении отношения современных девушек к материнству. Ведь многие жизненные планы, стремления, надежды у женщин остаются нереализованными из-за материнских обязанностей [7].
Анализируя отношение молодежи к семье и детям, А. И. Антонов и С. А. Сорокин отмечают, что в индивидуальных представлениях о семье начинает преобладать ориентированность на сексуальное партнерство, товарищество, на длительное сожительство партнеров (супружество) и совместное ведение домашних дел. Отношения родительства, желание стать матерью (отцом) отходят на второй план [1].
Наличие детей в повседневной жизни людей молодые люди воспринимают как нейтральный, а чаще всего негативный фактор во всех существенных моментах социальной жизнедеятельности. Именно женщины, имеющие маленьких детей, испытывают трудности при найме на работу и распределении материальных благ, образовательном и профессиональном росте, бытовом и медицинском обслуживании, организации отдыха и приобщении к культурным ценностям и т. д.
Уровень образования также является одним из условий, одновременно воздействующих на внутрисемейные и внесемейные ценностные ориентации. Результаты исследования, проведенного
Н. М. Калмыковой в 1997 г., подтвердили, что материальная мотивация вступления в брак и желание воспитывать детей вдвое чаще характерны для лиц с низким уровнем образования, чем с высоким. Наиболее образованная часть населения в своем поведении выделяется из всего остального населения. Эта подгруппа наиболее ориентирована на высокие профессиональные достижения и максимально откладывает рождение ребенка [3].
Говоря о духовной основе семьи, респонденты считают, что она в большинстве семей сохранилась (52,94 % мужчин и 43,47 % женщин). Однако телевидение разлагающе действует на моральную основу семьи. Так считают 17,64 % мужчин и 39,13 % женщин.
Сохранять семью должны оба супруга. Здесь полное единодушие: у мужчин - 94,11 % и женщин - 95,65 %.
76,47 % мужчин и 91,30 % женщин уверены, что родители должны готовить детей к будущей семейной жизни.
В порядке убывания значимости отметили как очень (менее) значимое качество и характеристику в подготовке к семейной жизни обучение девочки быть заботливой 0 % мужчин и 26,06 % женщин, обучение ведению домашнего хозяйства 17,64 % мужчин и 43,47 % женщин, быть верной супругу 47,05 % мужчин и 8,69 % женщин. Верность в супружестве по-прежнему отвергается женщинами. От мальчиков в подготовке к семейной жизни требуются умение любить и быть пре-
данным семье - 47,82 % женщин, и различные хозяйственные умения - 35,29 % мужчин и 17,39 % женщин.
Настраивают себя на высокие моральные взаимоотношения в семейной жизни 47,05 % мужчин и 73,91 % женщин, что не соотносится с настроем (100 %) женщин на будущую неверность, которая подтверждается многоуровневой проверкой в вопросах. Можно предположить, что не все молодые люди понимают смысл высоких моральных отношений между мужчиной и женщиной. Понятия чести, достоинства, благородства и порядочности в семье не транслируются телевидением и Интернетом, а классические литературные произведения, способные разъяснить эти понятия, молодежью не воспринимаются.
Для укрепления семьи наиболее значимой для женщин (30,43 %) является экономическая помощь государства. Так считают только 11,75 % мужчин. Они уверены, что лучшей помощью будет подготовка молодежи к семейным трудностям (64,70 %).
В истории России уже применялись два средства для укрепления семьи: воспитание и законодательное принуждение. На повышение нравственности было мобилизовано искусство: кино, песни, в которых проповедовалась возвышенная любовь и целомудренная верность, процветание семьи, имеющей детей. Законы охраняли семью, ее моральный дух и детей. В настоящее время многое утеряно под давлением рыночных отношений, СМИ и пропагандой чуждого менталитета. Государство отстранилось от управления ценностями молодежи, отдавая их на откуп зарубежным мессионерам. Иное качество и состояние российского общества в современных социальноэкономических условиях детерминирует содержание и направленность ценностных ориентаций россиян и их семей. Однако семейные ценности, изменяясь в соответствии с изменениями в социально-экономической сфере, остаются приоритетными для основной части студенческой молодежи. На формирование и реализацию ценностных ориентаций молодежи влияют возраст, пол, уровень образования, место жительства, но наибольшее воздействие оказывает сама семья и ее традиционные установки.
Однако при сохранности ценности супружества для молодежи изменилась направленность ценностных ориентаций: появилось и утверждается, осуждаемое ранее обществом, отрицательное отношение к верности и преданности в семье, в первую очередь у женщин, а также их осторожное отношение к материнству в современных со-
циально-экономических условиях. Очевидно, что для нейтрализации отрицательных тенденций ценностных ориентаций молодежи необходимо формулирование отчетливой системы ценностей новой эпохи и многоуровневое ее транслирование в социальную среду государством и обществом.
Литература
1. Антонов А. И., Сорокин С. А. Судьба семьи в России XXI века. М., 2000. С. 81.
2. Башкирова Е. И. Трансформация ценностей российского общества // Политические исследования. 2000. № 6. С. 51-66.
3. Вагапова Р. Р. Ценностные ориентации студентов в новых социокультурных условиях // Проблема человека в свете современных социально-философских наук. 2006. Вып. № 3. URL: www.egpu.ru
4. Дементьева И. Ф. Социальное самочувствие семьи. М., 2008. С. 107.
5. Кризис ценностей или динамика ценностных ориентаций? / Институт социально-политических исследований Российской академии наук. URL: http:// www.ispr.ru/SOCOPROS/214.html.
6. Кузина И. Г., Винокурова А. В. Социальные и личностные факторы трансформации ценностных ориентаций семьи в современном российском обществе // Электронное периодическое издание «Вестник Дальневосточного государственного технического университета». № 1 (1), 2009 г.
7. Скутнева С. В. Гендерные аспекты жизненного самоопределения молодежи // Социологические исследования. 2003. № 11. URL: www.isras.ru socis 2003
11.html.
8. Токмакова М. А. Семейные и внесемейные ценностные ориентации москвичей // Демографические процессы и семейная политика: региональные проблемы. Липецк, 1999. С. 173-179. URL: http: www. dissertation! .narod.ru/avtoreferats/avtoref 153.htm
* * *
FAMILY VALUES AND TENDENCIES OF CHANGE OF STUDENTS’ FAMILY VALUES AT FIRST DECADE OF TWENTY FIRST CENTURY
Ye. N. Kartushina
The results of survey of students and study of Russian authors allowed to identify the tendencies of change of the family values. A family is proved to persist as a paramount and significant value of young people. The author ascertains both traditional and transformed views on the family relations. In addition, the author corroborates the tendency of change of the woman’s attitude to both conjugal fidelity and maternity under the present-day conditions.
Key words: value orientations, family values, love, fidelity, children.