УДК 316.356.2 Бадараев Дамдин Доржиевич
кандидат социологических наук, научный сотрудник
Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского Отделения Российской Академии Наук [email protected]
Винокурова Анна Викторовна
кандидат социологических наук, доцент кафедры социальных технологий Дальневосточного федерального университета [email protected]
Батжаргал Джаргалсайхан
младший научный сотрудник Института социологии, философии и права Академии Наук Монголии [email protected]
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СЕМЬИ В КОНТЕКСТЕ ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СОВРЕМЕННОМ МОНГОЛЬСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Аннотация:
В данной работе рассматриваются основные тенденции изменения ценностных ориентаций семьи в контексте трансформационных процессов, происходящих в современном монгольском обществе. При этом главное внимание уделено характеристике факторов социальной среды, способствующих преобразованиям в сфере семейной жизнедеятельности. Также анализируется содержание и направленность семейных и внесемейных ценностных ориентаций современной монгольской семьи.
Ключевые слова:
семья, семейная жизнедеятельность, семейные ценностные ориентации, внесемейные ценностные ориентации, модернизация, социальная трансформация.
Badaraev Damdin Dorzhievich
PhD in Social Science, Research Associate, Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies of the Siberian Branch of Russian Academy of Sciences [email protected]
Vinokurova Anna Viktorovna
PhD in Social Science, Assistant Professor of the Social Technologies Department, Far East Federal University [email protected]
Batzhargal Dzhargalsaikhan
Junior research associate, Institute of Social Sciences, Philosophy and Law, Academy of Sciences of Mongolia [email protected]
MAIN TENDENCIES OF FAMILY VALUE ORIENTATIONS DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF SOCIAL TRANSFORMATIONS IN CONTEMPORARY MONGOLIAN SOCIETY
Summary:
This article deals with main tendencies of family value orientations change in the context of social transformations in current Mongolian society. Principal attention is paid to the analysis of social environment factors promoting the transformations in the sphere of a family. Also the authors elucidate the substance and orientation of family and beyond-family values of the modern Mongolian family.
Keywords:
family, family activity, family value orientations, beyond family value orientations, modernization, social transformation.
В настоящее время Монголия - одно из динамично развивающихся государств мира. И специалистов, и неспециалистов привлекает богатое культурное и историческое наследие этой страны. Сохранение этого наследия, включение его в современную жизнь формирует особый, отличный от Запада путь развития монгольского общества, в котором традиция и новация очень тесно переплетены между собой. Семейная организация монголов, активно вовлеченная в процессы социальной модернизации, - яркий пример такого взаимодействия.
Изучение современного института семьи и брака в Монголии представляет особый интерес по нескольким причинам. Во-первых, наличие общих границ между Россией и Монголией, давняя история отношений народов двух государств, рост за последние десятилетия значения российско-монгольских отношений во внешней политике РФ делает изучение семьи и брака монголов чрезвычайно необходимым для российского общества. Исследования в этой области
позволяют судить об основных векторах развития соседнего с нами государства, степени его модернизации, лучше понять суть реализуемых реформ, прогнозировать различные риски.
Во-вторых, исследование структуры и функций семейной организации имеет большое значение для понимания основных процессов, происходящих в любом обществе, тенденций и перспектив его развития. Семья, обеспечивая своим членам физическую, экономическую, социальную безопасность, одновременно выступает важным элементом социализации личности. Ей принадлежит ключевая роль в формировании и передаче национальных культурных традиций, ценностных ориентаций, определяющих социальное поведение. Проблемы семьи и брака приобретают все большее значение в условиях глобализации, в связи с усложнением и ускорением социально-экономического и социально-политического развития.
Состояние института семьи всегда отражает уровень развития общества и зависит от исторического контекста. Наиболее архаичной из известных науке типов семьи является патриархальная семья, которая существовала в эпоху феодализма. В качестве главных особенностей этого исторического периода, определяемого как доиндустриальное (традиционное) общество, следует обозначить: основной производственный ресурс, которым являлись первичные условия производства, сырье; тип производственной деятельности, характеризуемый как добыча; тип базовых технологий, определяемых как трудоемкие.
Исходя из указанных признаков, Д. Белл сформулировал положение, согласно которому доиндустриальное общество базируется на взаимодействии человека и окружающей его природы. Это означает, что рабочая сила занята преимущественно в добывающей промышленности: сельском и лесном хозяйстве, горном деле и рыболовстве. Человек использует грубую мускульную силу, и его восприятие окружающего мира формируется под влиянием природных условий определенной местности - смены времен года, плодородия почвы, запасов воды, глубины залегания полезных ископаемых и т.д. Жизненные ритмы определяются обстоятельствами, которые невозможно предвидеть [1, с. 132].
В пределах традиционного общества складываются и функционируют преимущественно естественные по форме сообщества людей. Отмечая данный факт, следует обратить внимание на характер личностных взаимоотношений, типичных для этого исторического периода. В доин-дустриальном обществе важнейшим аспектом социальной связи была имитация действий других людей, которая предполагает использование унаследованных от предыдущих поколений методов, что, в конечном итоге, определяет свойства всех элементов социальной структуры, в том числе и семьи.
В традиционной семье, которая являлась в этот период ее основным типом, превалировали родственные отношения, в которых с достаточной очевидностью прослеживалась зависимость жены от мужа, а детей от родителей. Такое положение находит свое отражение в основном принципе семейных взаимодействий - это иерархизм и неравенство членов семьи. Малейшее нарушение этих принципов приводило к неотвратимым санкциям, поэтому на протяжении многих веков в такой семье господствовала авторитарная система отношений. Женщина в этот период, по преимуществу, отвечала за естественное воспроизводство поколений, а мужчина - за культурное воспроизводство. Роль транслятора навыков и образцов, то есть собственно человеческого опыта, предопределила господствующее положение мужчин в обществе. Главенство мужа практически осуществлялось за счет сосредоточения в его руках экономических ресурсов и принятия основных решений, что способствовало жесткому закреплению внутрисемейных ролей. Общие интересы семьи, как их понимали старейшины, не просто главенствовали, они являлись некой абсолютной ценностью, при этом индивидуальные интересы отдельных членов семьи в расчет не принимались.
Суммируя вышесказанное, можно выделить следующие фундаментальные признаки патриархальной семьи.
Во-первых, это семейная экономика. Понятия «семья» и «экономика» были неразделимыми, производственные отношения существовали в форме семейных, семейные проблемы были продолжением вопросов собственности и труда. Дети, благодаря существовавшим культурным нормам возрастного старшинства, рассматривались одновременно и как находящиеся на содержании, и как работники. Взрослые также были зависимы от своих детей, нуждаясь в их экономической поддержке в старости, и поэтому уделяли огромное внимание успешной передаче экономических ресурсов семьи следующим поколениям.
В качестве еще одного признака следует отметить неразрывную связь существования семьи с формами хозяйствования на земле. Для семьи патриархального типа земля была не только всеобщим базисом производства, но и основой, на которой держалась вся жизнь семьи. Это означает, что землевладение делало семью важнейшей хозяйственной ячейкой общества, следовательно, создавались условия для жизнеобеспечения всех членов семьи. В традицион-
ном обществе семья являлась главным производителем материальных благ, и, следовательно, основным гарантом выживания индивида.
Подобная взаимосвязь, когда благополучие каждого определяется благополучием всей семьи, способствовала доминированию отношений родства, упрочению многообразных родственных связей. Соответственно, можно обозначить третий признак патриархальной семьи -власть родственных отношений, которая выступала в качестве доминанты общественной жизни в традиционном социуме.
Еще одним критерием патриархальной семьи является широкое распространение многодетности. Установки личности на многодетность укреплялись благодаря нормам всеобщей и ранней брачности, пожизненного брака и удлинения периода деторождения, запретам на предупреждение и прерывание беременности, на разводы. Многодетность напрямую влияла на увеличение численности семьи, что, в конечном счете, определяло ее могущество и благосостояние ее отдельных членов.
Наконец, отличительным свойством патриархальной семьи выступала мощная власть межпоколенных связей. Возраст был основным агентом социального контроля, при котором старшие поколения, используя свое право распоряжения ресурсами семьи, отстаивали и увеличивали статус и власть.
Эти фундаментальные признаки - семейная экономика, нераздельная связь с землей, власть родственных связей, многодетность и приоритет старших поколений - определяют характер ценностных ориентаций, свойственных патриархальной семье.
В традиционной семье главенствующее место занимает сохранение ее целостности. Следовательно, на первый план выдвигаются ориентации на ценности долга, семейной ответственности, детей как залога благополучной старости родителей, авторитета родителей и старших родственников. Соответственно, основным компонентом ценностных ориентаций патриархальной семьи являлась их преимущественная направленность на кровное родство, поддержание родственных уз.
В целом для доиндустриального общества характерен родственно-семейный уклад организации жизни, где существует взаимная дополнительность семейных и производственнохозяйственных ролей супругов, родителей и детей, других родственников, зависимость личного статуса от семейно-родственных связей.
В традиционном социуме семья и сообщество были объединенной в одно целое производственной ячейкой. Но по мере перехода от феодальных отношений к капиталистическим стали происходить экономические и социальные изменения, стимулирующие и перемены в семейной жизни.
В индустриальном (современном) обществе по сравнению с доиндустриальным (традиционным) качественно изменились все основные социально-экономические характеристики. Основным производственным ресурсом этого общества является энергия, доминирующим типом производственной деятельности становится изготовление, а характер базовых технологий определяется как капиталоемкий. Это означает, что главной движущей силой перехода от традиционного к индустриальному обществу выступает совершенствование форм и методов материального производства, повышение производительности труда. Индустриальное общество строится на взаимодействии человека с преобразованной им природой, что подразумевает осознанную активность, определяемую материальными интересами и направленную на преодоление факторов, препятствующих достижению человеком его материальных целей. Распространение получают технологические сообщества людей, основное значение приобретает усвоение знаний и возможностей прошлых поколений, порожденное взаимодействием индивидов в процессе создания материальных благ. Процесс производства является основным содержанием социальной жизни.
Вышеуказанные изменения определяют основные черты современного общества, а значит, и его базовых институтов, в том числе и института семьи.
С возникновением и с развитием промышленного производства разделение труда в доме и на работе усилилось, а величина семьи уменьшилась. Как указывают Дж.Л. Томпсон и Дж. Пристли, укрепилось представление о женщинах как «естественно опекающих» и о мужчинах как «кормильцах», семья стала частной сферой, отделенной от более социальных сфер -работы, политики и общественной жизни [2, с. 181].
Со второй половины XIX в. в большинстве индустриально развитых стран широкое распространение получила детоцентристская семья, которой присуще возвышение роли частной жизни, интимности и ценности детей. Обычай многодетности постепенно исчерпывает себя, решение о количестве детей принимают по преимуществу сами супруги, а возможности внешнего давления предельно малы, поэтому можно говорить о приобретении социализацией иного смысла.
Во-первых, нарушаются горизонтальные отношения. В семье либо нет брата (сестры), либо есть, но того же пола, мало кузенов и с ними вследствие социальной мобильности редко или вовсе никогда не контактируют.
Во-вторых, желанный ребенок превращается в объект родительской заботы и стойкой привязанности. Это означает, что в детоцентристской семье имеет место гиперопека над детьми со стороны родителей. Молодое поколение пользуется большим числом материальных и духовных благ, чем в патриархальной семье. Дети, по словам большинства родителей, -главный смысл семьи.
Повышение материальной и духовной заботы о детях - явление, в целом, позитивное, хотя может приводить и к негативным последствиям. Так, одним из результатов воспитания в такой семье могут быть дети-невротики. Однако это не уменьшает положительного значения трансформации патриархальности в сторону детоцентризма, к тому же данный тип семьи больше базируется на личностном выборе супругов.
Следует отметить, что распространенность детоцентристских семей в современном социуме является следствием широкого вовлечения женщин в производственную деятельность общества и роста образовательного и квалификационного уровня населения. В целом, данное обстоятельство можно объяснить и тем, что дети перестают быть гарантией обеспеченной старости родителей. Соответственно, заинтересованность семьи в детях обусловлена не экономической, а нравственно-эмоциональной потребностью. Семьи и индивиды имеют потребность преимущественно в одном ребенке, а не в детях, соответственно, средства и силы, которые они считают необходимым вложить в этого ребенка, резко возрастают.
Таким образом, в детоцентристской семье смыслом ее существования становится ребенок. Доминирующими являются отношения порождения, их преобладание и характер служат критерием, определяющим ценностные ориентации современной семьи.
Центральное место в ценностях детоцентристской семьи имеют ориентации на родительство - принятие социальных ролей матери и отца, а также рождение определенного числа детей.
Данные ценностные ориентации проявляются в том, что осознанно проводится позитивный и не только количественный (планирование зачатия), но и качественный принцип детоцен-тризма. Родители осуществляют по преимуществу культурную инвестицию в детей (частные дошкольные группы, престижные учебные заведения, музыкальные, языковые и прочие кружки), питая надежду на осуществление нереализованных ими ценностей и потребностей.
В то же время в работах многих авторов отмечается, что современная (детоцентристская) семья претерпевает значительные изменения, которые связаны с переходом от индустриального к постиндустриальному обществу. Постиндустриальное общество противостоит индустриальному по трем, выделенным выше важнейшим параметрам. Во-первых, это основной производственный ресурс. В постсовременном обществе им является информация, то есть знание (как теоретическое, так и прикладное), которое приобретает исключительно важную роль в производственном процессе.
Во-вторых, главной характеристикой постиндустриального общества является тип производственной деятельности. На этом историческом этапе ее основное содержание составляют социально-технологические процессы, что предполагает снижение роли материального производства и развитие сектора услуг.
В качестве еще одного параметра постсовременного общества следует отметить характер базовых технологий, которые в постиндустриальном социуме определяются как наукоемкие. Это значит, что внедрение нововведений во все более зависит от достижений теоретического знания.
Можно сказать, что для постсовременного общества в процессе трудовой деятельности характерным становится проявление творческой активности. Большое значение приобретает развитие способностей человека, наблюдается преобладание субъект-субъектных взаимодействий между людьми, что и определяет новые свойства всех элементов социальной структуры.
Это утверждение вполне справедливо и в отношении семьи постиндустриального общества. Наиболее распространенной в эпоху постиндустриализма (вторая половина XX - начало XXI в.) является супружеская семья.
Супружеская семья - наименее стереотипизированное образование. В этой модели преимущественная направленность взаимодействий определяется отношениями свойства. Свойство -явление не институциональное по характеру связи, оно выражается в личном взаимодействии мужа и жены, которое регулируется моральными принципами и поддерживается имманентными ему ценностями. Следовательно, главная особенность данного типа состоит в том, что основополагающие семейные ценности формируются во взаимодействиях мужа и жены и лишь впоследствии становятся естественной базой для родительско-детских и родственных отношений.
В то же время супружеская семья не сводима только к отношениям свойства. Безусловно, значимыми остаются родство и порождение, однако в традиционной семье, где доминировали родственные взаимодействия, они носили авторитарный характер, поскольку благополучие каждого определялось благополучием всей семьи. В семье индустриального общества, для которой ведущими являются родительско-детские отношения, последние связаны с экономической зависимостью детей от родителей. В свою очередь, супружеская семья предоставляет возможности для отказа от подчиненных отношений и раскрытия широких возможностей взаимодействия по всем структурным составляющим: муж - жена, родители - дети, супруги - родственники, дети - прародители. Данное обстоятельство способствует целенаправленному формированию индивидуальности человека, способного самостоятельно принимать ответственные решения. Супруги отказываются безоговорочно подчинять собственные интересы интересам детей, других родственников, сексуальность не сводится к прокреации, а эротизм выступает основным моментом постсовременной семьи.
В индивидуальных представлениях о семье начинает преобладать ориентированность на сексуальное партнерство, товарищество, на длительное сожительство партнеров (супружество) и совместное ведение домашних дел.
Другими словами, отношения свойства, являясь основой семейной жизнедеятельности в постиндустриальном обществе, конституируют характер ценностных ориентаций постсовре-менной семьи, которые в основном сводятся к ориентациям на супружество, включая ориентацию как на сам брачный статус, так и на брачного партнера.
В целом, исторические тенденции, присущие процессу модернизации общества, привели к прекращению стабильности и устойчивости расширенной семьи многодетного типа. В дальнейшем, по мере перехода к постиндустриальному обществу, суть произошедших с семьей изменений можно охарактеризовать как преобразование горизонтальных отношений с установлением равноправия и эмоционального созвучия мужа и жены, с одной стороны, и появлением новых вертикальных отношений, исключающих зависимость детей от родителей - с другой. Изменились не только межличностные отношения супругов, родителей и детей, отношения с родственниками, но и сам облик семьи, структура ее ценностных ориентаций.
Применительно к ценностным ориентациям постсовременной семьи это означает, что в большинстве семей преобладает направленность, прежде всего, на эмоциональные отношения и интересы. Семья для человека становится сферой удовлетворения потребностей в общении, эмоциональном контакте, признании, самореализации.
Безусловно, проблема изменения ценностных ориентаций семьи имеет самые разнообразные последствия как для самой семьи и ее членов, так и для общества в целом.
Позитивной тенденцией является смещение ориентаций на супружество, становление «брачной семьи», превращение ее в самую интимную группу, обладающую близко разделяемым чувством солидарности и отвечающую глубоким, взаимно требовательным личным потребностям.
В то же время семейные изменения включают и некоторые негативные для социального воспроизводства явления, связанные с постепенной переориентацией населения с ценностей семьи с несколькими детьми, основанной на стабильном браке, на ценности внесемейные, отражающие устремления людей к индивидуальным достижениям во внесемейной сфере жизнедеятельности, прежде всего к статусным.
Таким образом, изменения в сфере семейно-брачных отношений характеризуются возрастанием сложности, разнообразия и противоречивости в ценностных ориентациях.
Если в доиндустриальную эпоху преобладающими были традиционные ценностные ориентации, направленные на сохранение и воспроизводство физической безопасности членов общества (относительно семьи, это ориентации на ценности долга, взаимной ответственности, а также на авторитет родителей и старших родственников, взаимную дополнительность семейных и производственно-хозяйственных ролей, зависимость личного статуса от семейнородственных связей и т.п.), то по мере перехода к индустриальному обществу распространение получают современные ценностные ориентации, связанные с обеспечением экономической эффективности социума, которые в семье проявляются как ориентации на повышение роли частной жизни, увеличение материальной и духовной заботы о детях. Доминирующими становятся отношения порождения, важнейшее место в ценностях семьи занимают ориентации на принятие социальных ролей отца и матери, рождение определенного числа детей.
В дальнейшем, в процессе формирования постиндустриального общества, складываются постсовременные ценностные ориентации, главная особенность которых состоит в том, что они направлены в основном на повышение качества жизни и самовыражение личности, что характерно и для современной монгольской семьи.
Ценностные ориентации современной монгольской семьи характеризуются сходством с процессами, присущими семейным отношениям в других странах. Кроме того, содержание и специфика ее ценностных ориентаций во многом определяются трансформационными процессами, происходящими в современной Монголии.
В развитии современного монгольского общества в процессе модернизации можно обозначить несколько характерных черт. Прежде всего, это негативные, по сравнению с дореформенным периодом, изменения в уровне и качестве жизни населения. Это подтверждается результатами исследования, проведенного Т. Дорждагвой в 2006-2008 гг. Полученные им данные показывают, что материального достатка хватает на все необходимое 26 % респондентов; хватает только на питание, жилье и одежду - 43 % опрошенных; материальный достаток ограничен только расходами на питание у 27 % респондентов; недостаточно даже на питание - 4 %.
Хорошим назвали состояние своего жилья только 16 % опрошенных. Удовлетворительным признали свое жилище 43 %. Неудовлетворительными считают свои жилищные условия 29 % респондентов (12 % затруднились оценить состояние своего жилья) [3, с. 89].
С негативными изменениями в уровне и качестве жизни населения связана следующая особенность трансформирующегося монгольского общества - ухудшение, по сравнению с дореформенным периодом, состояния социальной инфраструктуры страны. Данная проблема, в первую очередь, затронула сферу занятости.
В современных условиях резко повышаются требования к работнику - его работоспособности, квалификации, ответственности, исполнительности. Это означает выдвижение на первый план проблемы функционального соответствия, так как вопрос о безработице оказывается связанным не столько с принадлежностью к определенной социальной группе, сколько с реальной обучаемостью работников, их способностью занять новое место на рынке труда.
Как показывают результаты исследования «Влияние объективных и субъективных факторов на жизнедеятельность современной монгольской семьи», проведенного в 2004-2009 гг. под эгидой Института социологии, философии и права АН Монголии, безработица является важным аспектом ухудшения социально-экономического положения населения в целом и семьи в частности. Если в 2004 г. такую точку зрения разделяли 26,3 % городского населения и 54,4 % проживающих в сельской местности, то в 2009 г. негативную роль безработицы в осуществлении семейной жизнедеятельности отметили 43,8 % горожан и 56,2 % селян [4, с. 85].
Также отмечается, что взрослые члены семьи, которые не работают и не получают социальных выплат, есть в семье у 51,3 % монгольских респондентов [5, с. 108]. По оценкам Всемирного банка, уровень безработицы в городах Монголии составляет более 20 %, а 36 % населения продолжает жить ниже черты бедности [6, с. 65].
Таким образом, как углубляющаяся разница в уровне функционального и профессионального соответствия, так и региональная дифференциация способствуют дальнейшему усилению проблем в сфере занятости.
На основании всего вышеизложенного можно заключить, что основными тенденциями, которые характеризую принципиально новое качество и состояние современного монгольского общества, являются уровень и качество жизни людей, состояние социальной инфраструктуры, а также уровень занятости и степень дифференциации населения Монголии. Именно они детерминируют содержание и направленность ценностных ориентаций. Другими словами, речь идет о качественных сдвигах в восприятии человеком социального пространства, самого себя, его социальном самочувствии под влиянием вышеуказанных объективных характеристик монгольского общества.
Адекватные оценки социального самочувствия населения современной Монголии возможны лишь на основе фактов, полученных за достаточно длительный период. Этим требованиям отвечает указанное нами выше исследование «Влияние объективных и субъективных факторов на жизнедеятельность современной монгольской семьи». В данном исследовании было зафиксировано, что в 2009 г. по сравнению с 2004 г. существенно увеличилась доля тех, кто считает, что на жизнедеятельности их семей негативно сказывается бедность (с 17,8 % до 50,1 %), рост цен (с 38,7 % до 67,1 %), налоговое бремя (с 34,3 % до 50,2 %) [7, с. 87].
Все это свидетельствует о том, что современное монгольское общество находится в состоянии социально-экономического и, соответственно, психологического дискомфорта. Повышенная тревожность, беспокойство в связи с будущим оказывают неблагоприятное воздействие на социальное самочувствие людей, а значит, и на их ценностные ориентации.
Данное положение дел усугубляется тем, что для современного монгольского общества характерна высокая степень противоречивости в системе ценностных ориентаций. Это проявляется не только на макро-, но и на микроуровне, то есть противоречивость ценностных ориентаций наблюдается на уровне отдельных социальных групп, в частности в семье.
С одной стороны, сохраняется высокая ценность семьи, направленность на семейный образ жизни. С другой стороны, исследователями отмечается, что в процессе приспособления к требованиям времени ценностные ориентации существенно меняются в различных брачносемейных областях: добрачном поведении и выборе супруга, в интимной сфере, в сфере репродуктивного поведения и т.д.
В частности, было выявлено, что, по мнению 41,4 % опрошенных, случайные половые связи на стороне считаются вполне допустимыми. 65,2 % респондентов полагают, что количество разводов в жизни человека может быть неограниченным. 56,3 % опрошенных разделяют точку зрения, в соответствии с которой рождение ребенка у лиц, не состоящих в браке, - это нормальное явление. Также 53,8 % считают возможным существование семьи, опирающейся на материальные интересы (брак по расчету) [8, с. 88].
Помимо этого, в индивидуальных представлениях о семье начинает преобладать ориентированность на сексуальное партнерство, товарищество, на длительное сожительство (супружество) и совместное ведение домашних дел. Отношения родительства, желание стать материю (отцом) отходят на второй план. В повседневной жизни это проявляется в том, что большинство людей воспринимают детей как нейтральный, а чаще всего негативный фактор во всех существенных моментах социальной жизнедеятельности: при найме на работу и распределении материальных благ, образовательном и профессиональном росте, бытовом и медицинском обслуживании, организации отдыха, приобщении к культурным ценностям и т.д.
В немалой степени снижение ценности родительства обусловлено и ориентацией современной семьи на достижение определенного стандарта жизненного уровня, что требует значительных средств и экономного ведения домашнего хозяйства. Эти же причины предопределяют уменьшение численного состава семьи, так как формирование установки на повышение благосостояния за счет внутренних материальных ресурсов ведет к сознательному ограничению числа детей.
По данным Т. Дорждагвы, считают необходимым наличие в семье двоих детей 55 %, троих и более - 34 %, одного ребенка - 4 % респондентов (7 % опрошенных затруднились с ответом) [9, с. 91].
В целом, в контексте современных трансформационных процессов, происходящих в монгольском обществе, все более очевидным становится обостряющееся противоречие между семейными и внесемейными ценностными ориентациями. С одной стороны, семья является одной из самых важных жизненных ценностей, с другой - имеет место широкое распространение индивидуальности и автономности в поведении человека в семье и за ее пределами, что не всегда сочетается с эффективным выполнением семейных обязанностей.
Трансформация ценностных ориентаций семьи в современном монгольском социуме, во-первых, определяется общемировыми тенденциями, связанными с переходом от одного цивилизационного типа к другому. Это проявляется в том, что наблюдается заметный поворот от традиционных, коллективистских ценностей к ценностям индивидуально направленным, постмодернистским.
Во-вторых, преобразование ценностных ориентаций монгольской семьи связано с глубокими и качественными изменениями основных социальных институтов в Монголии и общественной организации в целом. Однако данный процесс происходит неравномерно. Монгольское общество характеризуется состоянием неустойчивого равновесия старого и нового, асимметрией между экономикой и нравственными ресурсами социума, ростом социальной напряженности и другими негативными тенденциями. В этих условиях именно семья является той общностью, в которой человек получает поддержку и признание. Другими словами, семья выступает для человека базисом в формировании устойчивых оснований своей социальной жизни, то есть семейные ценностные ориентации, связанные с позитивными супружескими, родительско-детскими отношениями, при наблюдаемой социальной нестабильности сохраняют свою высокую значимость.
Таким образом, влияние перемен, происходящих как глобально, так и в Монголии, на ценностные ориентации семьи позволяет нам говорить о том, что процесс их трансформации не завершен. Это отчасти конституирует проблемное поле для дальнейшего исследования ценностных ориентаций монгольских семей, а также изучения их жизнедеятельности с позиции ценностного подхода, суть которого состоит в познании семьи через призму оценок составляющих ее индивидов. Использование ценностного подхода применительно к жизнедеятельности современной монгольской семьи в перспективе может помочь разрешить те противоречия, которые имеются между высоким индивидуальным и общественным статусом семьи и наблюдаемыми деструктивными тенденциями в ее развитии.
Ссылки:
1. Цит. по: Иноземцев В.Л. Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 2000.
2. Томпсон Дж.Л., Пристли Дж. Социология. М., 1998.
3. Дорждагва Т., Замогильный С.И., Ставропольский Ю.В. Конкретно-эмпирические формы ценностных установок населения Монголии и России // Вестник Московского государственного университета. Серия 18. Социология. 2008. № 3. С. 85-93.
4. Батжаргал Д. Нийгмийн еерчелтийн дундах гэр бYл // Уровень жизни, социальное самочувствие, стратегии адаптации монгольских этносов в изменяющемся мире (на материалах Республики Бурятия и Монголии). Улаанбаатар, 2010. С. 85-92.
5. Бадараев Д.Д. Социально-стратификационная структура населения Монголии и Республики Бурятия в изменяющемся обществе начала XXI века (сравнительные аспекты). Улан-Удэ, 2011.
6. Гольман М.И. Современная Монголия в оценках западных авторов. М., 2009.
7. Батжаргал Д. Указ. соч.
8. Там же.
9. Дорждагва Т., Замогильный С.И., Ставропольский Ю.В. Указ. соч.
References (transliterated):
1. Cit. by: Inozemtsev V.L. Novaya postindustrial'naya volna na Zapade. M., 2000.
2. Tompson Dzh.L., Pristli Dzh. Sotsiologiya. M., 1998.
3. Dorzhdagva T., Zamogil'niy S.I., Stavropol'skiy Y.V. Konkretno-empiricheskie formy tsennostnykh ustano-vok naseleniya Mongolii i Rossii // Vestnik Mos-kovskogo gosudarstvennogo universiteta. Series 18. Sotsiologiya. 2008. № 3. P. 85-93.
4. Batzhargal D. Niygmiyn eercheltiyn dundakh ger bYl // Uroven' zhizni, sotsial'noe samochuvstvie, strategii adaptatsii mongol'skikh etnosov v izmenyayush-chemsya mire (na materialakh Respubliki Buryatiya i Mongolii). Ulaanbaatar, 2010. P. 85-92.
5. Badaraev D.D. Sotsial'no-stratifikatsionnaya struktura naseleniya Mongolii i Respubliki Buryatiya v iz-menyayushchemsya obshchestve nachala XXI veka (sravnitel'nye aspekty). Ulan-Ude, 2011.
6. Gol'man M.I. Sovremennaya Mongoliya v otsenkakh zapadnykh avtorov. M., 2009.
7. Batzhargal D. Op. cit.
8. Ibid.
9. Dorzhdagva T., Zamogil'niy S.I., Stavropol'skiy Y.V. Op. cit.