дывались в процессе изучения других предметов. Во время обучения по специализациям студенты проходят подготовку для прохождения стажировки на конкретном рабочем месте.
Рассмотрим содержание образования на примере специализации «Региональные аспекты социальной работы», которая включает следующие учебные дисциплины:
- Регионоведение;
- Этнология;
- Политические процессы в регионе;
- Этносоциология;
- Анализ и мониторинг социальных проблем в регионе;
- Региональные особенности социальной работы.
Таким образом, содержание профессиональной образовательной программы по специальности «социальная работа» в Бурятском государственном университете отражает цель и задачи профессиональной подготовки специалиста, осуществляющего свою дея-
тельность в полиэтническом регионе.
Литература
1. Итоги работы системы социальной защиты населения Республики Бурятия за 2008 г. [Электронный ресурс] - Улан-Удэ, 20 февраля 2009 г. - Режим доступа: http:// www. egov-buryatia. ru
2. Клушина Н. П. Профессиональная подготовка специалистов социальной работы в системе высшего профессионального образования. - Ставрополь: Изд-во Сев.-Кавк. гос. техн. ун-та, 2001. - 186 с.
3. Коныгина М. Н. Подготовка специалиста по социальной работе в этнокультурной среде. - Ставрополь, 1998. -182 с.
4. Мухаметзянова Г. В. Подготовка специалиста социальной сферы: региональный аспект. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2004. - 284 с.
5. Поликарпова А. И. Психолого-педагогические условия подготовки специалиста по социальной работе к деятельности в службе занятости населения: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Ставроп. гос. ун-т. - Ставрополь, 2000. -24 с.
6. Урбанаева И. С. К концепции байкальской культуры: идея суперэтнической традиции // Философия и история культуры: национальный аспект. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1992. - 177 с.
Базарова Татьяна Содномовна, доктор педагогических наук, доцент, декан социально-психологического факультета Бурятского госуниверситета. Р.т. (301-2) 212649.
Bazarova Tatyana Sodnomovna, doctor of pedagogical sciences, associate professor, dean of the social-pedagogical faculty, Buryat State University.
УДК 316.356.2 Д.Д. Бадараев, А.В. Винокурова, Д. Энхболд
ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОНГОЛЬСКОЙ СЕМЬИ В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
В данной работе рассматриваются основные тенденции изменения ценностных ориентаций семьи в контексте трансформационных процессов, происходящих в современном монгольском обществе. При этом главное внимание уделено характеристике факторов социальной среды, способствующих преобразованиям в сфере семейной жизнедеятельности. Также анализируется содержание и на-
правленность семейных и внесемейных ценностных ориентаций современной монгольской семьи.
Ключевые слова: семья, семейная жизнедеятельность, семейные ценностные ориентации, внесемейные ценностные ориентации, модернизация, социальная трансформация.
D.D. Badaraev, A.V. Vinokurova, D. Enkhbold
TRANSFORMATION OF VALUE ORIENTATIONS OF MODERN MONGOLIAN FAMILY IN THE CONTEXT OF SOCIAL TRANSFORMATIONS
This article deals with main tendencies of change offamily value orientations in the context of social transformations in modern Mongolian society. The principal attention has been paid to the characteristic of factors of social environment promoting transformations in the sphere of family activity. The content and direction of family and extra-family value orientations of modern Mongolian family are also analyzed.
Keywords: family, family life activity, family value orientations, extra-family value orientations, modernization, social transformation.
Современная Монголия - одно из динамично развивающихся государств мира, привлекающее своим богатым культурным и историческим наследием. Сохранение этого наследия, включение его в современную жизнь формирует особый, отличный от Запада, путь развития монгольского общества, в котором традиция и новация очень тесно переплетены между собой. Семейная организация монголов, активно вовлеченная в процессы социальной модернизации, - яркий пример такого взаимодействия.
Изучение современного института семьи и брака в Монголии представляет особый интерес по нескольким причинам. Во-первых, исследование структуры и функций семейной организации имеет важное значение для понимания основных процессов, происходящих в любом обществе, тенденций и перспектив его развития. Семья, обеспечивая своим членам физи-
ческую, экономическую, социальную безопасность, одновременно выступает важным элементом социализации личности. Ей принадлежит ключевая роль в формировании и передаче национальных культурных традиций, ценностных ориентаций, определяющих социальное поведение. Проблемы семьи и брака приобретают все большее значение в условиях глобализации, в связи с усложнением и ускорением социально-экономического и социально-политического развития.
Во-вторых, наличие общих границ между Россией и Монголией, давняя история отношений народов двух государств, рост за последние десятилетия значения российско-монгольских отношений во внешней политике РФ делают изучение семьи и брака монголов чрезвычайно необходимым для российского общества. Исследования в этой области позволяют судить об основных векторах раз-
вития соседнего с нами государства, степени его модернизации, лучше понять суть реализуемых реформ, прогнозировать различные риски.
В развитии современного монгольского общества в процессе модернизации можно обозначить несколько характерных черт. Прежде всего, это негативные, по сравнению с дореформенным периодом, изменения в уровне и качестве жизни населения. Это подтверждается результатами исследования, проведенного Т. Дор-ждагвой в 2006-2008 годах. Полученные им данные показывают, что материальный достаток на все необходимое у 26% респондентов; хватает только на питание, жилье и одежду - 43% опрошенных; материальный достаток ограничен только расходами на питание у 27% респондентов; недостаточно даже на питание - 4%.
Хорошим назвали состояние своего жилья только 16% опрошенных. Удовлетворительным признали свое жилище 43%. Неудовлетворительными считают свои жилищные условия 29% респондентов, 12% затруднились оценить состояние своего жилья [3, с. 89].
С негативными изменениями в уровне и качестве жизни населения связана следующая особенность трансформирующегося монгольского общества - ухудшение, по сравнению с дореформенным периодом, состояния социальной инфраструктуры страны. Данная проблема, в первую очередь, затронула сферу занятости.
В современных условиях резко повышаются требования к работ-
нику - его работоспособности, квалификации, ответственности, исполнительности. Это означает выдвижение на первый план проблемы функционального соответствия, так как вопрос о безработице оказывается связанным не сколько с принадлежностью к определенной социальной группе, столько с реальной обучаемостью работников, их способностью занять новое место на рынке труда.
Как показывают результаты социологического исследования «Современное состояние взаимоотношений в монгольской семье», проведенного в 2004-2009 годах, безработица является важным аспектом ухудшения социально-экономического положения населения в целом и семьи в частности. Если в 2004 году такую точку зрения разделяли 26,3% городского населения и 54,4% проживающих в сельской местности, то в 2009 году. негативную роль безработицы в осуществлении семейной жизнедеятельности отметили
43,8% горожан и 56,2% селян [4].
Также отмечается, что взрослые члены семьи, которые не работают и не получают социальных выплат, есть в семье у 51,3% монгольских респондентов [1, с. 108]. По оценкам Всемирного банка, уровень безработицы в городах Монголии составляет более 20%, а 36% населения продолжает жить ниже черты бедности [2, с. 65].
Таким образом, как углубляющаяся разница в уровне функционального и профессионального соответствия, так и региональная дифференциация способствуют дальнейшему усилению проблем в сфере занятости.
На основании всего вышеизложенного можно заключить, что основными тенденциями, которые характеризуют принципиально новое качество и состояние современного монгольского общества, являются уровень и качество жизни людей, состояние социальной инфраструктуры, а также уровень занятости и степень дифференциации населения Монголии. Именно они детерминируют содержание и направленность ценностных ори-ентаций. Другими словами, речь идет о качественных сдвигах в восприятии человеком социального пространства, самого себя, его социальном самочувствии под влиянием вышеуказанных объективных характеристик общества.
Адекватные оценки социального самочувствия населения современной Монголии возможны лишь на основе фактов, полученных за достаточно длительный период. Этим требованиям отвечает исследование «Современное состояние взаимоотношений в монгольской семье», проведенное в 2004-2009 годах при участии специалистов Института философии, социологии и права АН Монголии. В данном исследовании было зафиксировано, что в 2009 году, по сравнению с 2004-м, существенно увеличилась доля тех, кто считает, что на жизнедеятельности их семей негативно сказывается бедность (с 17,8% до 50,1%), рост цен (с 38,7% до 67,1%), налоговое бремя (с 34,3% до 50,2%) [4].
Все это свидетельствует о том, что современное монгольское общество находится в состоянии социально-экономического и, соответственно, психологического
дискомфорта. Повышенная тревожность, беспокойство в связи с будущим оказывают неблагоприятное воздействие на социальное самочувствие людей, а значит, и на их ценностные ориентации.
Данное положение дел усугубляется тем, что для современного монгольского общества характерна высокая степень противоречивости в системе ценностных ори-ентаций. Это проявляется не только на макро-, но и на микроуровне, т.е. противоречивость ценностных ориентаций наблюдается на уровне отдельных социальных групп, в частности в семье.
С одной стороны сохраняется высокая ценность семьи, направленность на семейный образ жизни. С другой стороны, исследователями отмечается, что в процессе приспособления к требованиям времени ценностные ориентации существенно меняются в различных брачно-семейных областях: добрачном поведении и выборе супруга, в интимной сфере, в сфере репродуктивного поведения и т.д.
В частности, было выявлено, что, по мнению 41,4% опрошенных, случайные половые связи на стороне считаются вполне допустимыми. 65,2% респондентов полагают, что количество разводов в жизни человека может быть неограниченным. 56,3% опрошенных разделяют точку зрения, в соответствии с которой рождение ребенка у лиц, не состоящих в браке, - это нормальное явление. Также 53,8% считают возможным существование семьи, опирающейся на материальные интересы (брак по расчету) [4].
Помимо этого в индивидуальных представлениях о семье начинает преобладать ориентированность на сексуальное партнерство, товарищество, на длительное сожительство (супружество) и совместное ведение домашних дел. Отношения родительства, желание стать матерью (отцом) отходят на второй план. В повседневной жизни это проявляется в том, что большинство людей воспринимают детей как нейтральный, а чаще всего негативный фактор во всех существенных моментах социальной жизнедеятельности: при найме на работу и распределении материальных благ, образовательном и профессиональном росте, бытовом и медицинском обслуживании, организации отдыха, приобщении к культурным ценностям и т.д.
В немалой степени снижение ценности родительства обусловлено и ориентацией современной семьи на достижение определенного стандарта жизненного уровня, что требует значительных средств и экономного ведения домашнего хозяйства. Эти же причины предопределяют уменьшение численного состава семьи, так как формирование установки на повышение благосостояния за счет внутренних материальных ресурсов ведет к сознательному ограничению числа детей.
По данным Т. Дорждагвы, считают необходимым наличие в семье двоих детей 55%, троих и более - 34%, одного ребенка - 4% респондентов (7% опрошенных затруднились с ответом) [3, с. 91].
В целом в контексте современных трансформационных процессов, происходящих в монгольском
обществе, все более очевидным становится обостряющееся противоречие между семейными и вне-семейными ценностными ориен-тациями. С одной стороны, семья является одной из самых важных жизненных ценностей, с другой -имеет место широкое распространение индивидуальности и автономности в поведении человека в семье и за ее пределами, что не всегда сочетается с эффективным выполнением семейных обязанностей.
Трансформация ценностных ориентаций семьи в современном монгольском социуме, во-первых, определяется общемировыми тенденциями, связанными с переходом от одного цивилизационного типа к другому. Это проявляется в том, что наблюдается заметный поворот от традиционных, коллективистских ценностей к ценностям индивидуально направленным, постмодернистским.
Во-вторых, преобразование ценностных ориентаций монгольской семьи связано с глубокими и качественными изменениями основных социальных институтов в Монголии и общественной организации в целом. Однако данный процесс происходит неравномерно. Монгольское общество характеризуется состоянием неустойчивого равновесия старого и нового, асимметрией между экономикой и нравственными ресурсами социума, ростом социальной напряженности и другими негативными тенденциями. В этих условиях именно семья является той общностью, в которой человек получает поддержку и признание. Другими словами, семья выступает для че-
ловека базисом в формировании устойчивых оснований своей социальной жизни, т.е. семейные ценностные ориентации, связанные с позитивными супружескими, родительско-детскими отношениями, при наблюдаемой социальной нестабильности сохраняют свою высокую значимость.
Таким образом, влияние перемен, происходящих как глобально, так и в Монголии, на ценностные ориентации семьи позволяет нам говорить о том, что процесс их трансформации не завершен. Это отчасти конституирует проблемное поле для дальнейшего исследования ценностных ориентаций монгольских семей, а также изучения их жизнедеятельности с позиции ценностного подхода, суть которого состоит в познании семьи через призму оценок составляющих ее индивидов. Использование ценностного подхода применительно к жизнедеятельности современной монгольской семьи в перспективе может помочь разрешить те противоречия, которые
имеются между высоким индивидуальным и общественным статусом семьи и наблюдаемыми деструктивными тенденциями в ее развитии.
Литература
1. Бадараев Д.Д. Социально-стратификационная структура населения Монголии и Республики Бурятия в изменяющемся обществе начала XXI века (сравнительные аспекты). - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2011. - 172 с.
2. Гольман М.И. Современная Монголия в оценках западных авторов. - М.: ИВ РАН, 2009. - 192 с.
3. Дорждагва Т., Замогильный С.И., Ставропольский Ю.В. Конкретно-эмпирические формы ценностных установок населения Монголии и России //Вестник Московского государственного университета. Серия 18. Социология. 2008. - № 3. - С.85-93.
4. Энхболд Д. Оноогийн монгол гэр бул дэх нийгмийн сэтгэл зуй, орчны ноло-олол (Социально-психологические аспекты современной монгольской семьи, влияние среды) // Доклад на Ш Международной школе молодых этносоциологов «Методология и методика сравнительных этносоциальных исследований (монгольский ракурс)» (06-14.09.2010 г. Монголия, г. Улан-Батор).
Бадараев Дамдин Доржиевич, кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры теории социальной работы Бурятского госуниверситета. E-mail: [email protected]
Винокурова Анна Викторовна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социальных технологий Дальневосточного федерального университета. E-mail: [email protected]
Энхболд Дэлгэр, младший научный сотрудник Института философии, социологии и права Академии наук Монголии. E-mail: [email protected]
Badaraev Damdin Dorzhievich, candidate of sociological sciences, senior teacher, department of the theory of social work, Buryat State University.
Vinokurova Anna Victorovna, candidate of sociological sciences, associate professor, department of social technologies, Far Eastern Federal Universirty.
Enkhbold Delger, junior research fellow, Institute of Philosophy, Sociology and Law, MAS.