Человек и образование. 2021. №4. С. 142-149.
Научная статья
УДК : 378.046.4, 377.111.3
doi: 10.54884/mae.4.2021.15
информационное сопровождение формирования проектной компетентности руководителя образовательной организации в условиях цифровизации образования
Вадим Сергеевич Ермоленко 1 Лилия Владимировна Резинкина 2*
Академия индустрии красоты «Локон»
2Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, Санкт-Петербург, Россия; Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний, Москва, Россия 1 [email protected]
2*[email protected] , https://orcid.org/: 0000-0002-3433-0345
Аннотация. В статье раскрыт вопрос организации информационного сопровождения формирования проектной компетентности руководителя образовательной организации в современных социально-экономических условиях, характеризующихся процессами глобализации общественных отношений, процессов производства и деятельности на основе их цифровизации. Показано, что возможностей одних лишь дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, освоение которых является традиционным путем развития профессиональной компетентности, недостаточно для полного раскрытия у руководителя образовательной организации потенциала проектной деятельности. Для решения этого противоречия предлагается воспользоваться возможностями глобальной цифровой реальности. С этой целью авторами статьи предпринята попытка определения сущности современного информационного сопровождения формирования проектной компетентности руководителя образовательной организации. Предложены структура и содержание практической деятельности при реализации информационного сопровождения формирования компетенций руководителя образовательной организации в области проектного управления в условиях цифровизации.
Ключевые слова: информационное сопровождение, проектная компетентность, проектное управление, руководитель образовательной организации, цифровизация.
Для цитирования: Ермоленко В.С., Резинкина Л.В. Информационное сопровождение формирования проектной компетентности руководителя образовательной организации в условиях цифровизации образования// Человек и образование. 2021. №4. 042-149. http:dx.doi.org/10.54884/ mae.4.2021.15
Original article
information support for the formation of the project competence of the head of an educational organization in the conditions of digitalization of education
Vadim S. Ermolenko1, Lilia V. Rezinkina2*
1Beauty Industry Academy «Lokon»
2 Saint Petersburg State University of Industrial Technologies and Design, Saint Petersburg, Russia; Research Institute of the Federal Penitentiary Service, Moscow, Russia 1 [email protected]
2*[email protected], https://orcid.org/: 0000-0002-3433-0345
Abstract. The article deals with the issue of organizing information support for the formation of project competence of the head of an educational organization in modern socio-economic conditions characterized by the processes of globalization of social relations, production processes and activities based on their digitalization. It is shown that the possibilities of additional professional training programs alone, the development of which is a traditional way of developing professional competence, are not enough for the full disclosure of the potential of project activities by the head of an educational organization. To solve this contradiction, it is proposed to use the capabilities of global digital reality. To this end, the authors of the article attempted to determine the essence of modern information support for the formation of project competence of the head of an educational organization. The structure and content of practical activities in the implementation of information support for the formation of competencies of the head of an educational organization in the field of project management and digitalization conditions are proposed.
Keywords: information support, project competence, project management, head of an educational organization, digitalization.
For citation: Ermolenko, V. S., Rezinkina, L.V. Information support for the formation of the project competence of the head of an educational organization in the conditions of digitalization of education// Man and education. 2021; (4): 142-149. (In Russ). http:dx.doi.org/10.54884/mae4.2021.15
Введение. Современные социальноэко-номические условия характеризуются процессами глобализации всех сфер жизни общества посредством цифровых технологий коммуникации. Глобальная цифровая реальность открывает новые возможности общественных отношений, процессов производства и деятельности. Это можно понимать как смену исторической эпохи, что несет в себе изменение культуры, ценностных основ деятельности, форм общественного сознания, отношения человека к себе, к другим, к делу и к миру в целом.
Такие перемены неизбежно сказываются и на системе образования. В условиях цифровой экономики значение образования многократно возрастает в силу того, что оно обеспечивает первоначальное накопление её производственного ресурса - человеческого капитала - посредством формирования, непрерывного и преемственного совершенствования общих и профессиональных компетенций [3].
Традиционная, индустриальная по своему типу система образования продолжает функционировать в условиях стремительного развития глобальной цифровой реальности, формируя при этом у человека компетенции, пригодные для устаревающей экономической системы [3]. Иначе говоря, существующая сегодня система образования не в состоянии обеспечить формирова-
ние социально-экономических отношений, способов мышления и деятельности, удовлетворяющих требованиям цифровой организации жизнедеятельности общества. Это является своего рода парадоксом, заключающимся в том, что существующая «сегодня» и созданная «вчера» система образования должна удовлетворить потребности дня «завтрашнего».
Решению выявленного противоречия должен способствовать пересмотр требований и подходов к содержанию, формам и методам образования, что невозможно без внедрения новых технологий управления образовательными системами и структурами.
По мнению O.E. Кропотиной, в современной системе управления можно выделить два основных подхода: процессное управление и проектное управление [7]. При этом процессное управление в основном используется в тех случаях, когда необходимо обеспечить оптимальное функционирование действующих в организации процессов, то есть речь идет об администрировании текущей деятельности [15]. В ситуациях, когда необходимо получить заранее определенный результат - например, новые результаты образования в новых реалиях ограничения времени и ресурсов, обосновано применение проектной технологии управления [7, 15]. Другими словами, оптимальной технологией управления развитием об-
разовательной организации в современных условиях выступает технология проектного управления.
Понимая проектную деятельность как организованную работу по созданию оригинального продукта (проекта), можно определить процесс формирования проектной компетентности как необходимое условие для решения профессионально значимой задачи, имеющей целью приобретение и развитие умений и навыков, личностных качеств, необходимых современному руководителю образовательной организации [4].
Традиционным путем формирования проектной компетентности руководителя образовательной организации является освоение дополнительных профессиональных программ повышения квалификации. Однако изучение управленческой практики руководителей по завершении ими дополнительного профессионального образования свидетельствует о том, что возможностей одних лишь программ повышения квалификации недостаточно для полного раскрытия у руководителя образовательной организации потенциала проектной деятельности. Анализ практик показывает, что существующая система дополнительного профессионального образования недостаточно обеспечивает сформированность проектной компетентности руководителя образовательной организации [7, 15].
Для решения выявленного противоречия в условиях глобальной цифровизации целесообразно предложить к изучению и дальнейшему использованию возможности информационного сопровождения для формирования устойчивой проектной компетентности руководителя образовательной организации, что и является целью нашей работы.
Для достижения цели нашего исследования решим следующие задачи:
1) определить сущность информационного сопровождения формирования проектной компетентности руководителя образовательной организации;
2) разработать структуру и определить содержание информационного сопровождения формирования проектной компетент-
ности руководителя образовательной организации в зависимости от этапа её формирования;
3) определить оптимальные методы современного информационного сопровождения формирования проектной компетентности руководителя образовательной организации.
Научное значение исследования заключается в расширении представлений об информационном сопровождении формирования проектной комплектности руководителя образовательной организации, определении структуры, содержания и методов современного информационного сопровождения в зависимости от этапа формирования проектной компетентности руководителя образовательной организации.
Материал и методы исследования. В работе использованы метод содержательного анализа исследований в областях научного знания о сопровождении образования и информации, имитационное моделирование современного информационного сопровождения в зависимости от этапа (стадии) формирования проектной компетентности руководителя образовательной организации.
Результаты исследования. Основываясь на представленных подходах к раскрытию сущности сопровождения определено понятие сопровождения формирования проектной компетентности руководителя образовательной организации как деятельности по созданию условий для продуктивного взаимодействия сопровождаемого руководителя образовательной организации и сопровождающего педагогического работника, целью которого является формирование способности и готовности руководителя образовательной организации к успешному решению реальных задач управления образовательной организацией посредством проектной технологии.
В историческую эпоху глобальной цифровизации очевидно, что фундаментальным понятием выступает феномен «информация». Этим объясняется значительное число работ об исследовании его смыслового значения.
Основоположник кибернетики Н. Винер подходит к пониманию информации как обо-
значению содержания, полученного нами из внешнего мира в процессе приспособления к нему нас и наших чувств [1]. А.Я. Данилюк и A.A. Факторович дают определение информации, основанное на физическом и лингвистическом её понимании. По их мнению, информация - это порядок, объективно существующий в природе, отражаемый в процессах познания и создаваемый деятельностью человека и человечества [3, с. 21].
В рамках нашей работы согласимся с мнением И.А. Чекина о том, что понятие «информация» выступает главным компонентом информационного сопровождения, отражая содержание данного процесса, в котором сопровождение выступает его формой, находясь в диалектической взаимосвязи и взаимозависимости [14, с. 149].
На основе синтеза представленных данных предпримем попытку сформулировать авторское определение информационного сопровождения формирования проектной компетентности руководителя образовательной организации - это создание условий цифровой поддержки взаимодействия сопровождаемого руководителя образовательной организации и сопровождающего педагогического работника в условиях информационной открытости с целью минимизации рисков неудач использования проектной технологии в реальной управленческой практике.
Информационное сопровождение формирования проектной комплектности руководителя образовательной организации имеет своей целью цифровое обеспечение процесса формирования проектных компетенций руководителя образовательной организации. Нами предложен подход к формированию проектной компетентности руководителя образовательной организации, базирующийся на поэтапном формировании дескрипторов проектных компетенций. Согласно этому подходу на первом этапе необходимо отдавать предпочтение формированию дескриптора «знания», на втором - «умения». Третий этап предназначен для формирования дескриптора «опыт практической деятельности» при сопровождающей роли педагогического работни-
ка проектной деятельности руководителя образовательной организации в реальной управленческой деятельности [5].
Очевидно, что различные этапы (стадии) формирования проектной компетентности руководителя образовательной организации требуют и различных методов цифрового обеспечения этого процесса.
Предложена структура информационного сопровождения формирования проектной компетентности руководителя образовательной организации, разработанная с учетом того, что при организации обучения взрослых можно выделить два рода методов образования: 1) ориентирующие методы (беседа, диспут, совет, консультация и т.д.) и 2) стимулирующие (формирующие) методы (организация деятельности, помощь, участие, настрой общественного мнения, взаимопомощь и др.) [12]. Это дает возможность спроектировать структуру и определить содержание современного информационного сопровождения формирования проектной компетентности руководителя образовательной организации, представленные в Таблице 1 стр.146.
Анализ данных, представленных в таблице 1, позволяет говорить о том, что информационное сопровождение формирования проектной компетентности руководителя образовательной организации имеет своей целью решение задач обеспечения цифровой поддержки процесса формирования дескрипторов проектных компетенций посредством использования современных прикладных инструментов цифровизации. Также отметим, что практическое применение инструментов цифровизации при таком виде сопровождения положительно скажется и в вопросе совершенствования цифровых компетенций современного руководителя образовательной организации.
Заключение. Выполненное нами исследование позволило определить сущность информационного сопровождения формирования проектной компетентности руководителя образовательной организации, определить его структуру и содержание.
Предложенная структура и содержание информационного сопровождения форми-
Таблица 1.
Структура и содержание информационного сопровождения формирования проектной компетентности руководителя образовательной организации
Этап (стадия) формирования проектной компетентности Задача информационного сопро вождения Содержание информационного сопровождения Технологии информационного сопровождения
Формирование знаний в области проектного управления Обеспечить цифровую поддержку процесса формирования знаний в области проектного управления Проектирование и создание цифровой образовательной среды, содержащей в себе программные документы, дидактические материалы, методический инструментарий и т.д. Организация опосредованной коммуникации субъектов образовательных отношений Электронное образовательное пространство (сайт). Системы электронного обучения и тестирования (Moodle, Ё-СТАДН, ATutor и др.). Программные продукты дистанционной коммуникации (Telegram, Zoom, Skype, Email и др.)
Формирование умений в области проектного управления Обеспечить цифровую поддержку процесса формирования умений в области проектного управления Подбор и оцифровка готовых проектных решений. Создание электронных ситуационных тренировочных задач, требующих проектного решения. Электронное образовательное пространство (сайт). Системы электронного обучения и тестирования (Moodle, Ё-СТАДН, ATutor и др.). Программные продукты дистанционной коммуникации (Telegram, Zoom, Skype, Email и др.). Социальные сети (ВКонтакте, Facebook, Instagram и др.)
Приобретение опыта практической деятельности в области проектного управления Обеспечить цифровую поддержку процесса накопления и трансляции опыта реального проектирования Создание типовых электронных материалов, обеспечивающих поддержку внедрения проектного управления в образовательной организации. Организация трансляции опыта проектирования. Организация внедрения автоматизированных цифровых продуктов проектного управления. Организация опосредованной коммуникации субъектов образовательных отношений Электронное образовательное пространство (сайт). Программные продукты дистанционной коммуникации (Telegram, Zoom, Skype, Email и др.). Социальные сети (ВКонтакте, Facebook, Instagram и др.). Программные продукты управления проектами (Битрикс24, 1С, Desktop и др.)
рования проектной компетентности руководителя образовательной организации отвечает основным требованиям цифровиза-ции образования и в должной мере способна обеспечить цифровую поддержку удовлетворения образовательных потребностей и
запросов руководителей образовательных организаций как при формировании их проектной компетентности, так и в дальнейшей профессиональной деятельности.
Последующая разработка темы исследования представляется нам актуальной и мо-
Список источников
1. Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине; или Кибернетика и общество / 2-е изд. М., 1983. 344 с.
2. Воскрекасенко О.А. Педагогическое сопровождение в категориальном аппарате науки // Философия образования в отечественной культурно-исторической традиции: история и современность: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 13-14 февраля 2020 года. Пенза, 2020. С. 63-66.
3. Данилюк А.Я., Факторович А.А. Цифровое общее образование. М.: Издательство «Авторская мастерская», 2019. 221 с.
4. Ермоленко В.С. Формирование проектной компетентности руководителя образовательной организации // Образование: ресурсы развития. 2021. №2. С. 41-44.
5. Ермоленко В.С. К вопросу о формировании проектной компетентности руководителя профессиональной образовательной организации как элемента модернизации системы управления профессиональной образовательной организацией // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 3: экономические, гуманитарные и общественные науки. 2019. №4. С. 117-120.
6. Казакова Е.И. Процесс психолого-педагогического сопровождения // На путях к новой школе. 2009. №1. С. 36-46.
7. Кропотина О.Е. Проектный и процессный подходы в управлении: достоинства и недостатки // Образование и право. 2019. № 9. С. 167-172.
8. Монахова Л.Ю. Структура функционала руководителя образовательной организации // Актуальные вопросы современной науки и образования: сборник статей XI Международной научно-практической конференции: в 2 ч., Пенза, 20 июня 2021 года. Пенза: Общество с ограниченной ответственностью «Наука и Просвещение», 2021. С. 131-133.
9. Резинкина Л.В. Сопровождение непрерывного образования взрослых в муниципальной территории: дис. ... д-ра. пед. наук: 13.00.01. - Великий Новгород, 2017. 423 с.
10. Рыжов В.П. О понятии «информация» // Известия высших учебных заведений России. Радиоэлектроника. 2011. №1. С. 3-8.
11. Сластенин В.А. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб. пособие для студ. высш. уч. завед. / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 288 с.
12. Марон А.Е. Эволюция теорий образования взрослых: от педагогики грамотности к практической андрагогике / А. Е. Марон, Л. В. Резинкина // Человек и образование. 2015. №2(43). С. 9-13.
13. Сучкова О.А. Понятие и сущность педагогического сопровождения // Единое образовательное пространство как фактор формирования и воспитания личности: материалы XIV международной научно-практической конференции студентов, магистров и молодых ученых, Рязань, 23-24 апреля 2020 года. Рязань, 2020. С. 36-41.
14. Чекин И.А. Феноменология информационного подхода в образовательной деятельности взрослых // Современный ученый. 2019. №5. С. 148-155.
15. Черненко О.Б. Процессное управление и проектный подход при управлении развитием компании // Вестник Академии знаний. 2019. №34 (5). С. 253-259.
References
1. Wiener, N. (1983) Cybernetics, or control and communication in an animal and a machine; or Cybernetics and society. 2nd edition. Moscow. (In Russ.)
2. Voskrekasenko, O.A. (2020) Pedagogical support in the categorical apparatus of science. Philosophy of education in the national cultural and historical tradition: history and modernity: materials of the VI All-Russian Scientific and Practical Conference. Penza, pp. 63-66. (In Russ.)
3. Danilyuk, A.Ya., Faktorovich, A.A. (2019) Digital general education. M.: Publishing house "Author's workshop". (In Russ.)
4. Ermolenko, V.S. (2021) Formation of project competence of the head of an educational organization. Education: development resources, no 2, pp. 41-44. (In Russ.)
5. Ermolenko, V.S. (2019) On the formation of the project competence of the head of a professional educational organization as an element of modernization of the management system of a professional educational organization. Bulletin of the St. Petersburg State University of Technology and Design. Series 3: Economic, Humanitarian and social sciences, no 4, pp. 117-120. (In Russ.)
6. Kazakova, E.I. (2009) The process of psychological and pedagogical support. On the way to a new school, no 1, pp. 36-46. (In Russ.)
7. Kropotina, O.E. (2019) Project and process approaches in management: advantages and disadvantages. Education and Law, no 9, pp. 167-172. (In Russ.)
8. Monakhova, L.Yu. (2021) The structure of the functional of the head of an educational organization. Topical issues of modern science and education: collection of articles of the XI International Scientific and Practical Conference: at 2 o'clock. Penza: Limited Liability Company "Science and Education", pp. 131-133. (In Russ.)
9. Rezinkina, L.V. (2017) Support of continuous adult education in the municipal territory. Dis.... Doctor of Pedagogical Sciences: 13.00.01. - Veliky Novgorod, 423 p. (In Russ.)
10. Ryzhov, V.P. (2011) On the concept of "information". News of higher educational institutions of Russia. Radio electronics, no 1, pp. 3-8. (In Russ.)
11. Slastenin, V.A. (2006) Pedagogical support of a child in education: studies. manual for students higher educational institution. M.: Publishing Center 'Academy".(In Russ.)
12. Maron, A.E., Rezinkina, L.V. (2015) Evolution of adult education theories: from literacy pedagogy to practical andragogy. Man and education, no 2(43), pp. 9-13. (In Russ.)
13. Suchkova, O.A. (2020) The concept and essence of pedagogical support. Unified educational space as a factor in theformation and upbringing ofpersonality : materials of the XIV International scientific and practical conference of students, masters and young scientists. Ryazan, pp. 36-41. (In Russ.)
14. Chekin, I.A. (2019) Phenomenology of information approach in adult educational activity. Modern scientist, no 5, pp. 148-155. (In Russ.)
15. Chernenko, O.B. (2019) Process management and project approach in the management of company development. Bulletin of the Academy of Knowledge, no 34 (5), pp. 253-259. (In Russ.)
Статья поступила в редакцию 16.11.2021; одобрена после рецензирования 27.11.2021, принята к публикации 24.12.2021.
The article was received on 16.10.2021; approved after reviewing 27.11. 2021; accepted for publication 24.12.2021.
Информация об авторах:
Ермоленко Вадим Сергеевич
Заместитель директора по учебно-методической работе, преподаватель Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Академия индустрии красоты «ЛОКОН». Аспирант Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна
Резинкина Лилия Владимировна
Доктор педагогических наук ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский университет промышленных технологий и дизайна», Санкт-Петербург, Россия; ведущий научный сотрудник Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний, Москва, Россия
Information about the authors:
Ermolenko Vadim Sergeyevich
Deputy Director for educational and methodological work, teacher of the St. Petersburg State Budgetary Professional Educational Institution "Academy of Beauty Industry "LOKON". Graduate student Pedagogy FGBOU VO «St. Petersburg University of Industrial Technologies and Design»
Rezinkina Lilia Vladimirovna
Doctor of Pedagogy FGBOU VO «St. Petersburg University of Industrial Technologies and Design"», Leading researcher FKU «Research Institute of the Federal Penitentiary Service»
Вклад авторов: все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.