Человек и образование. 2021. №4. С. 30-38.
Научная статья
УДК 378.046.4, 37.012.4, 37.012.7 doi: 10.54884/mae.4.2021.3
квалиметрический подход к оценке качества поддержки и сопровождения непрерывного образования педагогических кадров:
управленческий аспект
Аркадий Евсеевич Марон1, Лилия Владимировна Резинкина2*, Антон Анатольевич Моштаков3
1 Филиал Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт управления образованием Российской академии образования» в г. Санкт-Петербурге, Санкт-Петербург, Россия
2 Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, Санкт-Петербург, Россия; Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний, Москва, Россия
3Ленинградский областной институт развития образования, Санкт-Петербург, Россия 1 [email protected], https://orcid.org/0000-0003-4443-3329 2* [email protected], https://orcid.org/0000-0002-3433-0345 [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1839-6771
Аннотация. В статье анализируется проблема создания целостной эффективной системы поддержки и сопровождения непрерывного образования педагогов в условиях муниципальной системы, отмечается современное понимание многозначности рассмотрения непрерывного образования, его личностно-развивающий характер, творческое воплощение, институциональная поддержка и ступенчатое развитие. Дано обоснование базового теоретического фундамента данного исследования с опорой на особенности муниципального образования, специфики исследования проблем качества образования и его критериев и показателей. На основе применения квалиметрического подхода описан алгоритм процесса оценки качества, его стадии - концептуализации, процессуализации, оценивания и др. Представлены результаты исследования в форме оценочных процедур, разработки образовательно-развивающих эффектов, критериев и показателей продуктивного сопровождения непрерывного образования педагогических кадров. Ключевые слова: качество образования, квалиметрический подход, алгоритм оценки качества, муниципальная образовательная система, критерии и показатели качества поддержки и сопровождения непрерывного образования педагогических кадров.
Для цитирования: Марон А.Е, Резинкина Л.В., Моштаков А.А. Квалиметрический подход к оценке качества поддержки и сопровождения непрерывного образования педагогических кадров: управленческий аспект // Человек и образование. 2021. № 4. с.30-38. http://dx.doi.org/10.54884/ mae.4.2021.з
Original article
QUALIMETRIC APPROACH TO ASSESSING THE QUALITY OF SUPPORT FOR CONTINUING EDUCATION OF TEACHERS:
MANAGERIAL ASPECT
Arkady Е. Маron1, Liliia V. Rezinkina2*, Аnton A. Мoshtakov3
1 Branch «Institute of Education Management of the Russian Academy of Education» in St. Petersburg, Russia
2 Saint Petersburg State University of Industrial Technologies and Design, Saint Petersburg, Russia; Research Institute of the Federal Penitentiary Service, Moscow, Russia
3 Leningrad Regional Institute for the Development of Education, Saint Petersburg, Russia
1 [email protected], https://orcid.org/0000-0003-4443-3329 2*[email protected], https://orcid.org/0000-0002-3433-0345 3 [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1839-6771
Abstract. The article analyzes the problem of creating an integral effective system of support and maintenance of continuing education of teachers in the conditions of the municipal system. The modern understanding of the complexity of the treatment of continuing education, its personality-developing nature, creative embodiment, institutional support and step-by-step development are mentioned. The substantiation of the basic theoretical foundation of this study is based on the characteristics of municipal, the specificity of the study on the quality of education and its criteria and indicators. Based on the application of the qualimetric approach, the algorithm of the quality assessment process, its stages - conceptualization, processing, evaluation, etc. is described. The results of the study are presented in the form of evaluation procedures, development of educational and developmental effects, criteria and indicators of productive support for continuing education of teaching staff.
Keywords: quality of education, qualimetric approach, quality assessment algorithm, municipal educational system, criteria and quality indicators of support and support of continuing education of teaching staff.
For citation: Маron А. Е., Rezinkina L. V., Moshtakov А.А. Qualimetric approach to assessing the quality of support for continuing education of teachers: managerial aspect // Man and education. 2021; (4): 30-38. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.54884/mae.4.2021.3
Введение. В условиях модернизации российской системы образования обостряется проблема повышения эффективности непрерывного образования педагогических кадров, приближения содержания этой деятельности к реальному практическому опыту. Это соответствует государственной и региональной политике по реализации системных приоритетов в части развития кадрового потенциала различных территорий. Необходимость своевременной и массовой профессиональной переподготовки специалистов и руководителей для обеспечения социально-экономических реформ в стране предполагает построение более гибкой системы непрерывного образования кадров, реагирующей на современные социально-экономические вызовы и запросы конкретных территорий [4].
Реальный анализ современной практики и научные исследования свидетельствуют о необходимости повышения результативности деятельности по сопровождению и поддержке непрерывного образования от мономоделей, ориентированных на действующие методические службы, к полифункциональной модели, предназначенной для саморазвития специалиста в непрерывном образовании [14].
в то же время, как отмечают многие исследователи, современная ситуация не позволяет говорить о каких-либо прорывных
изменениях в системе образования без кардинального пересмотра концептуальных подходов к подготовке педагогических кадров, обновления требований к профессиональным компетенциям педагога, становлению учителя цифрового будущего [3].
Формирование целостной системы непрерывного образования педагогических кадров в муниципальной территории опирается на существующие теоретические разработки и диссертационные работы, касающиеся методологии и стратегий развития и прогнозирования территориальных образовательных систем (З.Г. Найденова, О.В. Ковальчук, В. П. Панасюк и др.), повышения качества непрерывного образования педагогических кадров в муниципальных территориях через создание систем ресурсных центров: кадрового, нормативно-правового и организационно-управленческого обеспечения (М.В. Александрова, В.В. Ветров, Т.Ю. Ломакина, Н.Ю. Посталюк, Л. В. Ре-зинкина, P.M. Шерайзина и др.), реформирования профессионального образования на основе развития социального партнерства (Б.С. Апарц и др.) [9].
Проблема развития персонала в рамках муниципального образования сегодня стоит очень остро, так как обусловлена кадровым голодом и ценностью сотрудников на рынке труда. Для того чтобы удержать квалифицированный персонал (преподавате-
лей, методистов и др.), работодатели пытаются решить этот вопрос на основе профессионального развития работника, построения плана карьерного роста, включения в кадровый резерв. Все это осуществляется в условиях муниципальной образовательной среды [6].
Известный специалист в области разработки проблем качества образования профессор В.П. Панасюк анализирует широкий спектр подходов к проектированию систем оценки качества образования. При этом он подчеркивает значительное продвижение в решении данной проблемы в сфере государственной политики и региональной практики и раскрывает проблемное поле развития этой системы. К позитивным решениям в этой области автор относит: построение мониторинговых систем различного уровня; создание единой информационно-коммуникативной среды и разностороннего банка данных для управления качеством образования; использование на разных образовательных уровнях процедур проверочных работ, он-лайн тестирование по учебным дисциплинам; практики проведения публичных диктантов и общественного аудита [8].
В то же время отмечаются актуальные проблемы, трудности и недостатки построения систем качества образования, к которым в первую очередь относится квалиме-трическое обоснование построения систем качества непрерывного образования, согласование различных сегментов этой системы, разработка инструментов, содержания и технологий измерительно-оценочных средств. Актуальным является повышение квалиметрической культуры субъектов управления образованием, специалистов методических служб поддержки и сопровождения непрерывного образования педагогических кадров муниципальных территорий, выявление инновационных моделей (стандартов) и моделей профессионального сопровождения и поддержки непрерывного образования педагогических кадров [9].
Исходя их анализа проблемы нами выдвинута гипотеза о том, что широкое масштабное развитие практики проекти-
рования и применения систем качества образования педагогических кадров в муниципальных территориях будет результативным и продуктивным при условии научной разработки и практической апробации нового квалиметрического подхода к оценке качества поддержки и сопровождения непрерывного образования педагогических кадров в муниципальной территории.
Методы исследования. Работа опирается на классические разработки в области социометрии, на метод опросов и фиксации управленческих действий и их продуктивных проявлений в педагогических ситуациях, в частности в самообразовательной деятельности педагогов и руководителей образовательных организаций, на региональные методики оценки качества образования [5, 8, 11, 13 и др.].
Особо подчеркнем значение исследований в области разработки квалиметриче-ского инструментария, предложенного М.В. Старцевым (системно-квалиметрический подход) [12], В.В. Спасенниковым, В.М. Скан-цевым и др. (интегральный критерий для оценки публикационной активности преподавателей) [11].
Получен вывод, что существенным элементом общей системы оценки качества сопровождения и поддержки непрерывного образования кадров является определение основных показателей (индикаторов), характеризующих эффективность данной системы [7, 11]. В этом контексте построена логика нашего исследования применительно к условиям муниципального образования.
Результаты исследования. В исследовании разработан и апробирован алгоритм применения квалиметрического подхода к оценке качества поддержки и сопровождения непрерывного образования педагогических кадров, включающий следующие стадии:
1. Стадия концептуализации (выделение предмета исследования, раскрытие ведущих признаков изучаемого объекта и т.д.).
2. Процессуальная стадия (рассмотрение средств и технологий решения задач поддержки и сопровождения непрерывного образования).
3. Критериально-оценочная стадия (разработка критериев и показателей качества систем, их сопоставление с существующими моделями, описание и обоснование математической модели оценки качества).
4. Прогностическая (внедренческая) стадия (определение возможных сценариев применения алгоритмического подхода к исследованию качества образования).
Стадия концептуализации предполагает анализ и определение сущностных представлений ведущих характеристик непрерывного образования и его поддержки в муниципальной системе.
Применительно к данному исследованию полагаем, что различие понятий «сопровождение» и «поддержка» выражается в том, как предмет сопровождения рассматривается процесс создания педагогических условий для проявления субъектом самостоятельности в выборе решения, в то время как предмет поддержки заключается в ситуативном запросе педагога в процессе совместной деятельности обучающего и обучаемого, выработке оптимального решения стоящих перед педагогом жизненных и профессиональных задач [9].
Сопровождение и поддержка непрерывного образования педагогов в рамках конкретной территории (муниципальный район) имеют свои особенности, связанные, с одной стороны, с определенными запросами педагогических кадров в оказании оперативной помощи в решении актуальных жизненных и профессиональных проблем, с другой стороны, это связывается с наличием специалистов, квалифицированно обеспечивающих систему консультирования и тьюторства.
непрерывное образование многоаспектно. в институциональном аспекте непрерывное образование - это продвижение личности по ступеням образования, ее поддержка со стороны методических служб и в сфере тьюторства, наставничества и ко-уч-консультирования; в субъектно ориентированном плане - это изменение качеств личности, развитие творческого потенциала педагога, готовности к самообразованию; в методологическом (социально-культурном)
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ. 2021. № 4 (69)_
срезе - это форма существования субъекта в его профессиональном развитии [10].
Применительно к педагогическим кадрам в современных условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения и нового Профессионального стандарта педагога предполагается создание особых образовательных центров поддержки непрерывного образования педагогов на уровне образовательного сервиса и системы образовательных услуг. Модернизация всей системы отечественного образования требует усиления проектно-иссле-довательской, экспертно-аналитической и психолого-дидактической составляющей в системе подготовки современных педагогических кадров, овладения современными технологиями и электронными ресурсами [2].
Отметим следующие образовательно-развивающие эффекты в условиях циф-ровизации образования, которые формируются в процессе сопровождения и поддержки непрерывного образования:
- методологическое самоопределение личности педагога, понимаемое как «выход в метапозицию» по отношению к идеям, направляющим его практическую деятельность [6];
- способность обосновывать и отстаивать педагогическую целесообразность самостоятельно принятых решений в педагогической практике;
- интеграционное согласование субъектной позиции и решений педагогов и массовой педагогической практики и научных разработок;
- самостоятельность и независимость педагога в выборе формы саморазвития, разнообразие личностных и профессионально ориентированных стратегий непрерывного образования;
- педагогическая рефлексия, рассматриваемая как способность к действиям преподавателя как личности, призванной разрешить ожидания обучаемых по отношению к содержанию информации, решающей их проблемы (упреждающая рефлексия);
- выбор траектории саморазвития. Развитие у педагога инновационного потенци-
_ 33
Рис. 2. Принципиальная структура комплексной системы [2, с. 146].
ала отличается творческой способностью к проектированию и моделированию собственной траектории саморазвития [10];
- расширение и интеграция педагогических специализаций. Профессор В.Н. Введенский, характеризуя надфункциональную грамотность как многогранность педагогической профессии, предлагает расширение её профессиональной специализации, интеграцию педагогических специальностей вокруг определенного профиля (естественнонаучного, гуманитарного и т.д.), разных профилей, определяющих широту мировоззрения педагогов, что повышает их востребованность в условиях цифровиза-ции образования [10].
Проявление образовательно-развивающих эффектов сопровождения и поддержки непрерывного образования педагога предполагает создание особой социокультурной открытой образовательной среды в муниципальной системе. Образовательная среда является целостной качественной характеристикой внутренней жизни муниципального района, определяется конкретными задачами, которые он ставит и решает в своей деятельности. Различают типы муниципальной образовательной среды: муниципалитет с разветвленной структурой взаимодействия с Институтом повышения квалификации, муниципалитет с кластерной системой поддержки специалистов, муниципалитет как открытая образовательная система, муниципалитет с ориентацией на мегаполис, муниципалитет с сетевым взаимодействием, муниципалитет с распределенной системой поддержки [9].
Современной парадигме образования соответствует среда поддержки развития педагога как открытая образовательная система. Развитие муниципальной образовательной среды обусловлено постоянным взаимодействием с внешней средой, прежде всего с сопряженностью рынков труда и образовательных услуг. Данный тип наиболее эффективно обеспечивает переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь».
Интенсивность образовательной среды, её структурно-динамическая модель
характеризуется степенью насыщенности образовательной среды влияниями и возможностями разных институтов поддержки непрерывного образования педагогических кадров (методических служб, институтов развития образования, ресурсных центров и т.д.).
В исследовании определен комплекс критериев и показателей качества сопровождения и поддержки педагога в условиях муниципальной территории, который включает:
1. Критерий личностно-персонифициро-ванного развития педагога (К1) в качестве показателей предполагает поддержку педагога в интегративном согласовании его жизненного и профессионального опыта с новыми вызовами, идеями и рекомендациями; проектирование и реализацию индивидуального образовательного маршрута педагога; актуализацию творческого потенциала педагога в условиях инновационной образовательной организации муниципалитета.
2. Критерий внутрифирменного обучения (К2) определяет в качестве показателей поддержку педагога со стороны инновационного учреждения (школа, колледж, лицей) как «обучающейся и обучающей» организации.
3. Критерий институциональной поддержки педагога (К3) обозначает уровень преемственности содержания и форм поддержки со стороны Института повышения квалификации и территориальных методических служб: создание и использование программного обеспечения на основе разработки и реализации модульных программ обучения; разработка комплекса андраго-гических технологий обучения педагогов, реализующих принципы доступности и вариативности.
4. Деятельностный критерий сопровождения и поддержки непрерывного образования педагогов (К4) включает такие показатели, как участие коуча, наставника, модератора, опытного педагога в оперативной консультационной поддержке самообразования педагога.
5. Критерий организации сетевого взаимодействия на основе информационной
поддержки самообразования и саморазвития педагогов (К5).
Предложенные показатели могут быть оценены внешним экспертом и (или) на основе самоанализа самого педагога по 10-балльной шкале. В этом случае можно говорить о степени соответствия реального состояния исследуемого объекта идеальному образу (в %). На основе полученных данных может быть построена квалиметриче-ская модель [14].
Математическая интегративная модель оценки качества поддержки и сопровождения непрерывного образования педагогических кадров выражается следующим образом:
где К, К2, ...Кп - математическое выражение по 10-балльной шкале оценок сформулированных выше критериев поддержки и сопровождения непрерывного образования педагогических кадров в муниципальном пространстве.
При этом полученный результат инте-гративного критерия может соответствовать оценке уровня эффективности поддержки и сопровождения непрерывного образования педагогов по следующей шкале:
- высокий уровень - 75-100%;
- достаточный уровень - 50-75%;
- низкий (требуется улучшение системы поддержки и сопровождения) - менее 50%.
Обсуждение. Предложенные позиции согласуются с авторскими исследованиями по методике Е.Г. Матвиевской и А.А. Муратовой по оценке качества непрерывного образования воспитателей дошкольных образовательных организаций, в которых в качестве показателей оценки непрерывности образования педагогов выступают степень соответствия воспитателя ФГОС дошкольного воспитания, степень соответствия профессиональному стандарту "Педагог", степень соответствия потребностям воспитанников, их родителей и работодателей [7].
Выводы: Общая совокупность пред-ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ. 2021. № 4 (69)_
ставленных критериев оценки качества сопровождения и поддержки непрерывного образования педагогических кадров, как показало исследование, позволяет достичь следующих результатов:
- создание необходимых условий для развития личности каждого педагога независимо от его возраста, первоначально приобретенной профессии или специальности, с учетом индивидуальных способностей, мотивов и интересов, ценностных установок.
- развитие общественных форм образования и самообразования (общекультурного, экономического, правового, научно-технического психолого-педагогического и т.д.);
- становление и совершенствование системы профессиональной поддержки педагога, способствующей наиболее полному всестороннему выявлению индивидуальных способностей, интересов и склонностей каждого человека, созданию необходимых условий для их реализации;
- формирование единой системы непрерывного образования, ориентированной на опережающее кадровое обеспечение.
Таким образом, муниципальная система поддержки и сопровождения непрерывного образования педагогических кадров должна быть приближенной к реальной практике кадров и образовательных организаций, обладать качествами быстрого реагирования на новые социально-экономические реалии, адекватного и гибкого решения актуальных проблем муниципальной территории по запросам работодателей.
Мера участия авторов: А.Е. Марон (методика оценки уровня эффективности поддержки и сопровождения непрерывного образования педагогов), Л.В. Резинкина (использование авторских диссертационных исследований), А.А. Моштаков (муниципальный аспект).
Список источников
1. Гринев А. В. Использование наукометрических показателей при оценке публикационной активности в современной России// Вестник Российской академии наук. 2019. Т. 89. № 10. С. 993-1002. DOI 10.31857/S0869-58738910993-1002.
2. Касьянов П. Е. Современные методы патентной аналитики как инструмент оценки и управления инновационной деятельностью / П. Е. Касьянов // Управление наукой: теория и практика. 2019. Т. 1. № 2. С. 132-144. DOI 10.19181/smtp.2019.1.2.8.
3. Колыхматов В.И. Профессиональное развитие педагога в условиях цифровизации образования: учеб.-метод. пособие. СПб.: ЛОИРО, 2020. 135 с.
4. Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] /http://ipk.bspu.ru/sites/default/files/ koncepciya_razvitiya_nepreryvnogo_obrazovaniya_vzroslyh.docx.pdf
5. Марон А.Е., Монахова Л.Ю. Моделирование региональной системы повышения квалификации педагогических работников в условиях развития пространства непрерывного образования Российской Федерации / А. Е. Марон, Л. Ю. Монахова [и др.]. М.: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», 2020. 320 с.
6. Марон А. Е., Резинкина Л.в. Эволюция теорий образования взрослых: от педагогики грамотности к практической андрагогике / А. Е. Марон, Л. В. Резинкина // Человек и образование. 2015. № 2(43). С. 9-13.
7. Матвиевская Е. Г. оценка качества непрерывного образования воспитателей дошкольных образовательных организаций / Е. Г. Матвиевская, А. А. Муратова // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. С. 311.
8. Панасюк В.П. Рекомендации по совершенствованию муниципальных систем оценки качества образования в Ленинградской области: учеб.-метод. пособие. СПб.: ЛОИРО, 2011. 122 с.
9. Резинкина Л.В. Сопровождение непрерывного образования взрослых в муниципальной территории: дис. ... д-ра пед. наук 13.00.01. В. Новгород, 2017. 215 с.
10. Резинкина Л.В., Марон А.Е. Муниципальная модель повышения качества непрерывного образования педагогических кадров / Л. В. Резинкина, А. Е. Марон // Человек и образование. 2019. № 1(58). С. 72-76.
11. Спасенников В. В. Наукометрические индикаторы и особенности оценки эффективности научной деятельности ученых с использованием индексов цитирования (обзор отечественных и зарубежных исследований) / В. В. Спасенников, К. Ю. Андросов // Эргодизайн. 2021. № 3(13). С. 219-232. DOI 10.30987/2658-4026-2021-3-219-232.
12. Старцев М. В. Оценка взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе на основе системно-квалиметрического подхода / М. В. Старцев // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2017. Т. 16. - № 1. С. 57-62.
13. Шихов Ю.А., Шихова О.Ф., Юшкова В.В. Квалиметрический подход в образовании//Образование и наука. 2013. № 1 (100). С. 30-41.
14. Шаршов И.А., Старцев М.В. Системно-квалиметрический подход к построению модели взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе// Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2006. Т.1. № 9. С. 177-183.
References
1. Grinev, A. V. (2019) 'Use of scientometric indicators in the assessment of the publication activity in modern Russia', Bulletin of the Russian Academy of Sciences. Vol. 89, No. 10, pp. 9931002. (In Russ.)
2. Kasyanov, P. E. (2019) 'Modern methods of patent analysts as a tool for assessment and management of innovative activity', Management science: theory and practice. Vol. 1, No. 2, pp. 132-144. (In Russ.)
3. Kolykhmatov, V.I. (2020) Professional development ofa teacher in the conditions of digitalization of education. SPb: LOIRO, 135 p. (In Russ.)
4. The concept of development of continuous adult education in the Russian Federation for the period up to 2025 [online]. Available at: http://ipk.bspu.ru/sites/default/files/koncepciya_ razvitiya_nepreryvnogo_obrazovaniya_vzroslyh.docx.pdf. (Accessed: 15 November 2021). (In Russ.)
5. Maron, A.E., Monakhova, L.Yu. (2020) Modeling of the regional system of advanced training of pedagogical workers in the conditions of the development of the space of continuous education of the Russian Federation. Moscow: Institute of Education Management of the Russian Academy of Education. (In Russ.)
6. Maron, A. E., Rezinkina, L.V (2015) 'Evolution of adult education theories: from literacy pedagogy to practical andragogy', Man and education. № 43 (2), pp. 9-13. (In Russ.)
7. Matviyevskaya, E. G. (2016) Assessment of the quality of continuing education of preschool educators', Modern problems of science and education, 6. p. 311. (In Russ.)
8. Panasyuk, V.P. Recommendations for improving municipal systems for assessing the quality of education in the Leningrad region. SPb: LOIRO, 2011. (In Russ.)
9. Rezinkina, L.V (2017) Support of continuous adult education in the municipal territory/Dis... Dr. ped.Sciences. (In Russ.)
10. Rezinkina, L.V., Maron, A.E. (2019) 'Municipal model of improving the quality of continuing education of teaching staff', Man and education, 58 (1). pp. 72-76. (In Russ.)
11. Spasennikov, V. V. (2021) 'Scientometric indicators and features of evaluating the effectiveness of research activities of scientists using the index of citation', ErgoDesign.13 (3). pp. 219-232. (In Russ.)
12. Elders, M. V. (2017) 'Evaluation of interaction of subjects of educational process in higher education institution on the basis of system-qualitative approach', Psycho-pedagogical journal Gaudeamus. Vol. 16, No. 1, pp. 57-62. (In Russ.)
13. Shikhov, J. A., Shikhova, O. F., Yushkov, V (2013) 'Qualimetric approach in education', Education and science, 100 (1), pp. 30-41. (In Russ.)
14. Sharshov, I.A., Startsev, M.V. (2006) 'System-qualimetric approach to the construction of a model of interaction of subjects of the educational process at the university', Psychological and pedagogical journal Gaudeamus. Vol. 1. No. 9. pp. 177-183. (In Russ.)
Статья поступила в редакцию 06.12.2021; одобрена после рецензирования 10.12.2021; принята к публикации 16. 12.2021.
The article was submitted 06.12.2021; approved after reviewing o 10.12.21; accepted for publication 16. 12.2021.
Информация об авторах:
Марон Аркадий Евсеевич
Доктор педагогических наук, профессор, зав. лабораторией Филиала Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт управления образованием Российской академии образования» в г. Санкт-Петербурге
Резинкина Лилия Владимировна
Доктор педагогических наук ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский университет промышленных технологий и дизайна»; ведущий научный сотрудник ФКУ «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний»
Моштаков Антон Анатольевич
Кандидат педагогических наук АОУ ВО ЛО «Государственный институт экономики, финансов, права и технологий»; ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования».
Information about the authors: Maron Arkady Evseevich
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the laboratory of Branch of the Federal State Budgetary Scientific Institution «Institute of Education Management of the Russian Academy of Education» in St. Petersburg
Rezinkina Lilia Vladimirovna
Doctor of Pedagogy FGBOU VO «St. Petersburg University of Industrial Technologies and Design», Leading researcher FKU «Research Institute of the Federal Penitentiary Service».
Moshtakov Anton Anatolievich
Candidate of Pedagogical Sciences AOU VO LO «State Institute of Economics, Finance, Law and Technology»; GAOU DPO «Leningrad Regional Institute for the Development of Education», St. Petersburg, Russia.
Вклад авторов: все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.