СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ОПЫТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
А.Е. Марон, Е.Г. Королева
(Санкт-Петербург)
КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ КАК ВЕДУЩИЙ КРИТЕРИЙ РАЗВИТИЯ
РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕНДЕНЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА
CONCEPTUALIZATION AS THE LEADING CRITERION FOR DEVELOPMENT OF REGIONAL IN-SERVICE TEACHERS' TRAINING SYSTEMS: TRENDS IN INNOVATIVE EXPERIENCE
В статье на основе анализа опыта развития региональных и муниципальных систем повышения квалификации педагогических кадров дано обоснование роли, функций и особенностей концептуализации предложенных моделей с позиций направленности на сопровождение педагога в непрерывном образовании и содействие в росте его профессионального мастерства. Предложенные авторами позиции основаны на данных открытой печати, освещающей опыт повышения квалификации педагогических кадров в различных регионах РФ.
Ключевые слова: концептуальные основы, непрерывное образование, педагогические кадры, региональные системы, модели повышения квалификации педагогов.
Based on an analysis of the development experience of regional and municipal systems for in-service teachers training, the article substantiates the role, functions and features of the conceptualization of the proposed models from the standpoint of focusing on the assistance and support of a teacher in continuing education and the growth of professional skill. The positions proposed by the authors are based on the open press data covering the experience of in-service teachers training in various regions of the Russian Federation.
Key words: ^nceptual foundations, continuing education, teaching staff, regional systems, inservice teachers training models.
Развитие и становление новых моделей и оценка сложившихся региональных систем повышения квалификации работников образования связываются с рядом таких факторов, как теоретико-методологическое осмысление структуры и содержания деятельности системы, ее кадровое и организационное обеспечение, включающее информационно-диагностическое сопровождение и оценку эффективности.
Особые приоритеты при этом в соответствии с Распоряжением правительства РФ от 31 декабря 2019 года № 3273-р «Об
утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации» отдаются созданию национальной системы профессионального роста педагогических работников, предполагающей модернизацию системы подготовки педагогических кадров, непрерывное профессиональное развитие педагогов, разработку модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций, создание единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогов и сти-
мулирование их профессионального роста. [11].
Актуальность обращения к концептуальным обоснованиям проблемы развития региональных систем повышения квалификации педагогов определяется в первую очередь необходимостью четких представлений о социальном заказе на повышение квалификации с учетом особенностей и требований региональной системы, а также согласования позиций заказчиков и потребителей повышения квалификации относительно модели, наиболее адекватной современной социально-образовательной ситуации в регионе и современным требованиям к деятельности педагога, целей повышения квалификации всех участников этого процесса (руководителей, педагогов, специалистов, представителей общественности и др.).
Решение этих социальных и образовательных задач и проблем связывается во многом с разработкой критериев эффективности становления и развития данной системы. Задача данной статьи - проанализировать критерии концептуализации опыта построения и развития региональных систем повышения квалификации работников образования (РСПКРО), представленные в открытой печати. Критерий концептуализации рассматривается как теоретико-методологическая основа научного осмысления модели развития и содержания деятельности региональных систем повышения квалификации. При этом базовым положением концептуализации развития образовательных систем является рассмотрение категориального аппарата, включающего описание ведущих понятий и признаков данной системы.
Региональная система повышения квалификации работников образования рассматривается как совокупность образовательных структур повышения квалификации в регионе и их уровневые представления (Институты повышения квалификации, Центры непрерывного повышения педагогического мастерства и повышения квалификации, методические службы региона, муниципальные ресурсные центры, Центры
оценки педагогического мастерства и квалификации педагогов), реализующие идеи поддержки и сопровождения профессионального роста педагогов на основе формирования индивидуальных и групповых образовательных маршрутов.
Целеполагание функционирования Региональной системы повышения квалификации
- формирование и развитие качеств педагога 21 века как педагога будущего, ориентированного на освоение высших уровней профессиональных компетенций (исследовательской, рефлексивной, аналитической, квалиметрической и др.) в процессе непрерывного образования.
Непрерывное образование педагога рассматривается с организационных позиций
- участия в различных институциональных формах ПК в регионе (Центры профессионального мастерства, Институты повышения квалификации, методические службы, самообразование, неформальное и информальное образование), а также с позиций развития педагога, его личностного и профессионального роста и формирования творческого потенциала (В.Г.Онушкин, Е.И.Огарев, С.Г. Вершловский ).
Модели повышения квалификации - это идеальный (проектируемый мысленный) объект, отражающий существенные признаки развития и функционирования системы, компонентами которой являются целепола-гание, концептуальные признаки, субъекты, организационные факторы построения, содержательно-технологическое и информационное сопровождение системы и критерии ее результативности.
К концептуальным основаниям можно также отнести анализ и выделение актуальных проблем, требующих разрешения. Как правило, эти проблемы связываются с новыми социально-культурными вызовами и выявленными в ходе анализа нерешенными задачами в региональной системе повышения квалификации. Так, в опыте развития системы образования Московской области подчеркивается, что при наличии богатых традиций сопровождения работников образования в Подмосковье существуют проблемы, требующие решения, в частности такие, как:
- сложившаяся на практике «размытость» понятий «муниципальная методическая служба» и «муниципальное образовательное учреждение повышения квалификации»;
- отсутствие на уровне региона и муниципальных образований единой системы выявления и актуализации спроса на образовательные услуги в области повышения квалификации и переподготовки;
- недостаточный уровень взаимодействия всех организаций, оказывающих образовательные услуги в области повышения квалификации [8, с. 5].
Для решения указанных проблем в регионе были определены возможности создания многоуровневой системы методической работы с учетом педагогического стажа, уровня профессионализма и индивидуальных запросов личности педагога, организации повышения квалификации педагога по индивидуальной образовательной траектории, использования кредитно-мо-дульной технологии и рейтинговой системы комплексной оценки знаний [8, с. 5-6].
Особое значение в регионе уделено «коллегиальным субъектам системы методической работы», которыми являлись на муниципальном уровне районные (городские) методические советы, временные творческие группы и коллективы, в том числе проектные команды, ассоциации и клубы лучших педагогов, работающие в содружестве с муниципальными методическими службами [8, с. 6].
В ходе концептуализации региональных систем ПК педагогических кадров также ставятся такие актуальные задачи, как соответствие содержания и технологий поддержки и сопровождения профессионального роста учителей принципам непрерывности, опережения, персонификации обучения, цифровизации, опора на индивидуальный опыт, традиции отечественных и зарубежных практик.
Список проблем и задач, стоящих перед системой ПК, дополняет Концепция развития системы профессионального и личностного совершенствования Учителя Санкт-Петербурга, разработанная сотруд-
никами Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. Так, авторы концепции отмечают разрыв между потребностями работодателей и содержанием программ и технологий; отставание при проектировании программ от индивидуальных потребностей и запросов педагогов [6, с.7].
Достижение поставленных концептуальных целей и решение отмеченных проблем предполагается путем обеспечения действенных механизмов профессиональной помощи и поддержки развития педагогов в условиях Национальной системы профессионального и учительского роста: создание условий для конструктивного преодоления профессиональных дефицитов; повышение вариативности, качества и доступности профессионального педагогического образования для каждого педагога; обновление содержания профессионального педагогического образования в соответствии с интересами и потребностями разных групп педагогов; развитие дополнительного профессионального педагогического образования как научно-методического ресурса на основе обмена лучшими образовательными практиками и др. [6, с.9].
В представленной Концепции система ПК рассматривается как метасистема с учетом основных изменений, которые определяют динамику ее устойчивого развития. Прежде всего это: изменение методологических подходов к организации образовательного процесса; эволюция целей и результатов дополнительного профессионального педагогического образования; эволюция статуса преподавателя и обучающегося, изменение их ролей и функций с учетом социальных и технологических инноваций; изменение педагогических и образовательных технологий под влиянием процесса информатизации, оценочной деятельности преподавателя и обучающегося на основе компетентностного подхода.
Требует научного осмысления сложившийся опыт построения образовательных региональных и муниципальных систем повышения квалификации педагогических кадров, основанный на создании типовых
программ повышения квалификации кадров, утвержденных Министерством просвещения СССР (А.Е.Марон, Е.П.Тонконогая, Т.Г. Браже и др.), реализации целостной концепции уровневой модели повышения квалификации (А.Г.Кузнецова), идей гуманизации и персонификации педагогических кадров (З.В.Найденова, О.В.Ковалькук), развития кадрового потенциала и карьеры педагогов в муниципальной системе (М.В. Александрова, А.Е.Марон, В.П.Панасюк, Л.В. Резинкина, Р.М.Шерайзина), инструментального сопровождения повышения квалификации (О.Н.Шилова, Г.В.Абрамян, Л.Ю. Монахова).
Представляет интерес опыт Института развития образования республики Татарстан в аспекте представлений концептуальных основ ПК педагогических кадров, таких как целеполагание системы, ее функции и принципы формирования. Так, при описании опыта отмечается, что цель региональной модели проектирования содержания повышения квалификации состоит в обеспечении профессионального развития и саморазвития педагога в региональных условиях его жизнедеятельности на основе создания и реализации оптимальных, научно обоснованных дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации [13, с.45].
К числу ведущих функций проектирования содержания повышения квалификации в представленном опыте рассматриваются информационно-методические, теоретико-методологические, практикоориентиро-ванные, креативная, рефлексивная и др. [13, с. 45-46].
В характеристике региональной модели повышения квалификации педагогов Алтайского края особое место занимают концептуальные идеи и положения, касающиеся раскрытия представлений о регионализации системы ПК, формирования государственного заказа, опоры на опыт регулирования системы ПК в историко-пе-дагогическом процессе (С.Г.Вершловский, В.Г.Воронцова, Д.М.Зембитский, А.Е.Марон, З.Г. Найденова, С.В.Тарасов, О.В.Ковальчук, О.А.Березина, Р.М.Шерайзина, Э.М.Никитин
и др.), проектирования системы как «Образца педагога будущего» и др. В описании опыта подчеркивается, что региональность - одна из содержательных характеристик СПКРО - означает сегодня не столько ее территориальное расположение, сколько направленность деятельности на развитие региона. Поэтому развивающаяся региональная СПКРО стремится быть открытой, превращается в консолидирующую силу, обеспечивающую поступательное развитие кадрового потенциала региона за счет как эффективного использования внутренних ресурсов, так и привлечения внешних ресурсов, отвечающих интересам регионального развития [2, с.56].
Безусловный научно-практический интерес представляют позиции, касающиеся современных представлений о субъектах ПК педагогических кадров (опыт Ханты-Мансийского автономного округа). Содержание повышения квалификации педагогических работников разрабатывается и утверждается образовательной организацией с учетом потребностей обучающихся, профессиональных сообществ и работодателей и с обязательным учетом профессиональных стандартов или требований квалификационных справочников. Организация, разрабатывающая и реализующая программы повышения квалификации, должна иметь правовые, аналитические и информационные системы [1, с.75].
В обновленных концепциях развития педагогических кадров Саратовской области отмечается, что одним из принципов формирования новой эффективной системы непрерывного профессионального развития педагогов выступает сетевое взаимодействие и социальное партнерство, ориентированные на повышение профессионального уровня педагогических работников независимо от типа и социального имиджа образовательной организации [5].
Формирование новой системы непрерывного профессионального развития педагогов различные регионы РФ связывают с принципом реализации персонифицированной модели повышения квалификации, модернизации работы методических служб,
интеграции систем повышения квалификации и аттестации педагогов.
ность которых не меняется с течением времени.
Основополагающими традиционно выступают принципы непрерывности учительского роста, результативности и продуктивности, открытости и вариативности образования, его личностной направленности, карьерного роста педагога, практи-коориентированности, инновационности и другие важные принципы, значение и цен-
Статья подготовлена в рамках исполнения государственного задания на 2020 год ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования» по теме «Моделирование региональной системы повышения квалификации работников образования в условиях развития пространства непрерывного образования РФ».
Литература
1. Безуевская Е.А. Проблемы организации региональной системы повышения квалификации педагогических работников //Дискуссия.-2017.-№3.- С.73-78.
2. Жаркова Е.Н. Проектирование развития региональной системы повышения квалификации работников образования // Альма Матер.-2011.-Вып.2.- С.55-60.
3. Ковальчук О.В., Марон А.Е., Резинкина Л.В. Муниципальный ресурсный Центр непрерывного образования педагогов.- СПб., 2014.-175 с.
4. Ковальчук О.В., Марон А.Е., Моштаков А.А. Развитие педагогических кадров в условиях образовательного кластера.- СПб., 2016.- 126 с.
5. Концепция развития педагогических кадров Саратовской области на 2018-2022 годы.- (Проект)- URL: :http://mmobr.saratov.gov.ru/docs/73/19054/.(дата обращения 23.02.2019).
6. Концепция развития системы профессионального и личностного совершенствования Учителя Санкт-Петербурга. URL: https://spbappo.ru/wpcontent/uploads/2019/07/ Kontseptsiya_razvitiya_DPPO.pdf. (дата обращения 13.02.2019)
7. Кузнецова А.Г. Создание и реализация уровневой модели повышения квалификации, ориентированной на обеспечение готовности педагогических и руководящих работников системы образования к введению ФГОС// Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2011.- №5.- С. 72-74.
8. Модернизация системы повышения квалификации педагогических кадров в Московской области: сборник научно-практических материалов. - АСОУ 2012. - 60 с.
9. Монахова Л.Ю., Рябоконь Е.А. Структура информационной компетентности педагога// Человек и образование.- 2019.-№3.- С. 31-38.
10. Практическая андрагогика. Книга 5. Открытое образование взрослых: моногр./А.Е.Ма-рон, Л.Ю. Монахова и др.; под ред. А.Е.Марона.- СПб.: УРАО ИОВ, 2012.-400 с.
11. Распоряжение правительства РФ от 31 декабря 2019 года № 3273-р «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации». URL: (http://docs.cntd.ru/document/564112504) (дата обращения 27.02.2019).
12. Резинкина Л.В., Марон А.Е. Развитие муниципальной системы непрерывного образования взрослых.- СПб.,2015.-230 с.
13. Салихова Л.Ф. Региональная модель проектирования содержания повышения квалификации педагогических кадров// Известия Самарского научного центра Российской академии наук.Т.13.- 2011.- №2.-С.45- 49.
14. Якушкина М.С., Илакавичус М.Р. Национально-региональные ресурсы развития пространства образования взрослых СНГ // Стратегия развития образовательного пространства в условиях глобальных рисков: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции.- СПб., 2017. - С. 98-109.