Научная статья на тему 'Муниципальная модель повышения качества непрерывного образования педагогических кадров'

Муниципальная модель повышения качества непрерывного образования педагогических кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КАДРЫ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-СРЕДОВЫЙ ПОДХОД / CONTINUING EDUCATION / TEACHING STAFF / MUNICIPALITY / INSTITUTIONAL AND ENVIRONMENTAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Резинкина Лилия Владимировна, Марон Аркадий Евсеевич

В статье раскрыты стратегические направления повышения качества непрерывного образования педагогических кадров на основе реализации институционально-средового подхода. Ключевые слова: непрерывное образование, педагогический кадры, муниципальное образование, институционально-средовый подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY IMPROVEMENT MUNICIPAL MODELOF TEACHING STAFF CONTINUING EDUCATION

The article reveals the strategic directions for improving the quality of continuing education of pedagogical staff based on the implementation of the institutional and environmental approach

Текст научной работы на тему «Муниципальная модель повышения качества непрерывного образования педагогических кадров»

Образовательные системы и технологии

Л.В. Резинкина, А.Е. Марон

(Санкт-Петербург)

МУНИЦИПАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

QUALITY IMPROVEMENT MUNICIPAL MODEL OF TEACHING STAFF CONTINUING EDUCATION

В статье раскрыты стратегические направления повышения качества непрерывного образования педагогических кадров на основе реализации институционально-средового подхода. Ключевые слова: непрерывное образование, педагогический кадры, муниципальное образование, институционально-средовый подход.

The article reveals the strategic directions for improving the quality of continuing education of pedagogical staff based on the implementation of the institutional and environmental approach. Key words: continuing education, teaching staff, municipality, institutional and environmental approach.

Ориентация непрерывного образования педагогических кадров в муниципальной территории на запросы и потребности социума обусловила поиск новых институциональных форм, разнообразных по своим функциям организационных структур сопровождения повышения квалификации педагогов в условиях конкретной территории. Это связывается с тем, что доступность образования и его научно-методическая поддержка в этих условиях достаточно ограничены в силу удаленности от научных и культурных центров, а процесс развития современной школы опережает модернизацию существующей системы повышения квалификации. Сегодня творчески работающие педагоги инновационной школы реально продвигают реформу и будут продолжать реализацию ее основных направлений.

В этих условиях возникает настоятельная необходимость находить «точки роста» инновационных преобразований, способствующих поддержке сложных процессов непрерывного образования на уровне муниципальных территорий [4].

Реальный анализ современной практики непрерывного образования и научные исследования свидетельствуют о необходимости эволюции существующих организационных структур непрерывного образования от мономоделей, ориентированных на формирование специалиста для технократической цивилизации, к полифункциональной модели, предназначенной для саморазвития специалиста и его рефлексии.

Для различных категорий педагогических кадров необходимо определить специфические требования к образовательной среде организации, района или региона и её влияние на развитие специалиста. В настоящее время все более актуален инсти-туционально-средовый подход для анализа взаимодействия между субъектами социума, производства, культуры и образования. Особое признание данный подход получил благодаря автору теории институциональных изменений Д. Норту. Под институтами в территориальной образовательной среде подразумевают относительно устойчивые типы и формы социальной практики, с по-

мощью которых выстраивается общественная жизнь, устанавливаются устойчивые отношения и связи в условиях муниципального сообщества [6].

Мы согласны с исследователями (Н.В. Бор-довская, А.А. Макареня, Т.В. Менг, В.В. Рубцов, Н.Н. Суртаева, В.А. Ясвин и др.), что в одной территории сочетаются разнообразные, достаточно противоречивые среды.

Охарактеризуем основные типы муниципальной образовательной среды на основе реализации принципа доступности качественного образования для различных категорий педагогических кадров.

Муниципальная территория с разветвленной структурой взаимодействия с Институтом повышения квалификации. Лк-цент делается на совместную деятельность инновационной образовательной организации, которая имеет достаточный кадровый потенциал практикоориентированного обучения педагогов, и Института повышения квалификации, обеспечивающего научную поддержку и теоретическую подготовку специалистов, что способствует созданию муниципальной образовательной среды, в которой успешно начинает действовать интегрированное и продолжительное во времени обучение, межкурсовое научно-методическое сопровождение специалистов с опорой на реальную практику педагогов-новаторов. Это позволяет транслировать наиболее интересные и актуальные продукты и работы лучших педагогов в профессиональное сообщество не только муниципалитета, но и региона. При этом эффективно используются местные ресурсы различного рода для более качественной профессиональной подготовки.

Современная парадигма образования немыслима без определения образовательной системы как открытой, что, в свою очередь, строит муниципальную образовательную среду как открытую систему. В этом случае развитие муниципальной образовательной среды осуществляется при активном и постоянном взаимодействии с внешней средой, наиболее эффективно обеспечивая переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование

через всю жизнь». Такая образовательная среда становится социальным институтом, предоставляющим педагогам возможность непрерывно учиться и получать современные профессиональные знания, проектировать личную образовательную траекторию, соответствующую его личностным и профессиональным запросам и потребностям. Открытая среда может представлять собой ассоциацию связанных между собой учебных учреждений различного уровня и территорий, что способствует формированию информационно-педагогического образовательного пространства, обеспечивающего взаимосвязь и преемственность содержания программ для разных групп педагогов, возможность их многомерного движения в образовательно-профессиональном пространстве и создания для этого оптимальных условий развития [5, 8].

Муниципальный район с ориентацией на мегаполис предусматривает близость к большому городу, в котором имеется разветвленная образовательная, культурная и научная структура. Для этой образовательной среды характерна ориентация на программы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров в высших учебных заведениях мегаполиса (включая негосударственные учреждения) [3, 6].

Муниципальный район с развитым сетевым взаимодействием формирует образовательную среду единого образовательного ресурса территории на основе активного информационного сетевого взаимодействия как наиболее эффективного способа обустройства пространства переноса и трансляции инновационной деятельности. Сеть, выступая в качестве открытой системы, определяет способ взаимодействия субъектов образовательной деятельности, обменивающихся образовательными ресурсами для повышения качества образования. Следовательно, сетевое взаимодействие есть необходимый инструмент для адекватного решения задачи эффективного продвижения и презентации инновационных образовательных продуктов в различных образовательных и иных сообществах [5, 7].

В муниципальном районе с распределенной системой поддержки непрерывного об-

разования педагогов образовательная среда включает центры информатизации, которые могут составить базис для распределения функций в сфере повышения квалификации педагогов с целью формирования условий приближения процесса обучения к месту жительства и рабочему месту. Современный этап развития системы повышения квалификации ориентирует не столько на обучение готовым формам применения информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности, сколько на получение и осмысление собственного практического опыта, его использования для формирования информационной компетентности (М.А. Горюнова, Д.А. Иванов и др.). Это способствует проектированию и реализации модели повышения квалификации, которая основана на распределении полномочий и функций между муниципальными образовательными организациями при интеграции материальных, кадровых, технических и иных ресурсов образовательных информационных сред различного уровня (федерального, регионального и муниципального). Реализация такой модели реально приближает процесс образования к рабочему месту и месту жительства педагога, оставляя за региональными и федеральными образовательными организациями научно-методическое сопровождение, поддержку и координацию образовательной деятельности муниципальных опорных площадок, включая повышение квалификации и переподготовку [2, 4].

Формирование модели целостной системы непрерывного образования педагогов в муниципальной территории опирается на существующие теоретические разработки, касающиеся таких аспектов, как развитие и прогнозирование федеральной и региональной образовательных систем, повышение квалификации и переподготовка кадров (Э.М. Никитин, Т.С. Панина, В.Н. Скворцов, С.В. Тарасов), формирование качества развития этих систем (О.В. Ковальчук, З.Г. Найденова, В.П. Панасюк и др.), теоретические основы профессионально-педагогического становления учителя в системе непрерывного образования (К. Зарипов, Т.А. Каплу-

нович, В.П. Топоровский, Р.М. Шерайзина и др.), социокультурный и гуманитарно-аксиологический подходы к деятельности ИПК (В.Г. Воронцова, Р.И. Захаренкова, Н.М. Чего-даев и др.).

Непрерывное образование педагогов рассматривается нами в личностном аспекте как последовательное пожизненное развитие творческого потенциала и профессиональных компетенций педагога в условиях формального и неформального образования; в институциональном аспекте как дея-тельностное профессиональное развитие и саморазвитие личности в разных формах и стадиях образования.

Охарактеризуем ведущие основания проектирования муниципальной модели непрерывного образования педагогических кадров.

В качестве основ проектирования муниципальной модели непрерывного образования педагогов выступают следующие положения.

1. Развитие кадрового потенциала муниципального района связывается непосредственно с решением проблемы полифункциональной ориентации системы непрерывного образования педагогических кадров. Это предусматривает в качестве объектов исследования развитие работников разных специализаций - руководителей образовательных организаций, преподавателей СПО, служб занятости населения, социальных педагогов и др. Полифункциональность системы также определяется не только особенностью кадрового потенциала и их специализацией, но и выполнением различных образовательных функций: развитие готовности к выполнению новых профессиональных обязанностей, переподготовка педагогических кадров на новые профессии, профессиональная подготовка резерва, сопровождение специалистов и развитие их карьеры [4].

2. Интеграция форм формального и неформального образования кадров осуществляется путем организации взаимодействия в сложившейся системе повышения квалификации с реальной деятельностью и достижениями инновационных организа-

ций. Формальное образование сегодня потеснилось неформальным и информальным образованием.

Построение интегративной модели непрерывного образования педагогов учитывает особенности и характеристики муниципалитетов, связанные с возможностями оказания содействия кадрам в их личност-но-профессиональном становлении. Проблема развития персонала в рамках муниципального образования сегодня стоит очень остро, так как обусловлена кадровым голодом и ценностью сотрудников на рынке труда. Для того чтобы удержать квалифицированный персонал (преподавателей, методистов и др.), работодатели пытаются решить этот вопрос на основе профессионального развития работника, построения плана карьерного роста, включения в кадровый резерв. Все это осуществляется в условиях муниципальной образовательной среды. Характер образовательной среды муниципального района, определяемый с позиции поддержки непрерывного образования специалистов, зависит от таких факторов, как наличие единого центра развития инноваций в рамках муниципалитета, близость мегаполиса с разветвленной структурой институтов образования, интеграция взаимодействия методических, управленческих и информационных служб в плане поддержки системы образования [4].

3. Разделение, дополнение и преемственность функций и деятельности служб сопровождения личностно-профессиональ-ного роста педагогов в рамках областной организации. Это предполагает взаимодействие институтов повышения квалификации и переподготовки кадров (в рамках эксперимента - Ленинградский областной институт развития образования), Комитетов по образованию при Администрациях муниципальных районов, методических, ресурсных и информационных центров.

Муниципальная система образования должна быть приближенной к реальной практике кадров и образовательных организаций, обладать качествами быстрого реагирования на новые социально-экономические реалии, адекватного и гибкого реше-

ния актуальных проблем муниципальной территории по запросам работодателей.

Применительно к педагогическим кадрам в современных условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения и нового Профессионального стандарта педагога предполагается создание особых образовательных центров поддержки непрерывного образования педагогов на уровне образовательного сервиса и системы образовательных услуг. Модернизация всей системы отечественного образования требует усиления проектно-иссле-довательской, экспертно-аналитической и психолого-дидактической составляющей в системе подготовки педагогических кадров, овладения современными технологиями и электронными ресурсами.

Таким образом, в условиях модернизации российской системы образования актуализируется проблема создания новых моделей непрерывного образования педагогических кадров, приближения в рамках территорий к реальной практической деятельности. Это соответствует Федеральной государственной политике по реализации системных приоритетов, содержащихся в Концепции долгосрочного развития РФ на период до 2020 года в части развития кадрового потенциала различных территорий.

Литература

1. Бордовская Н.В. Академически-ориентированная модель современного высшего педагогического образования // Человек и образование.- 2015. - №1(42). - С. 4-10.

2. Горюнова М.А. Распределенная модель повышения квалификации педагогов в сфере информационных и коммуникационных технологий: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - СПб., 2006. - 208 с.

3. Макареня А.А., Суртаева Н.Н. Интеграционные процессы в образовании взрослых как фактор развития интеллектуального и социокультурного потенциала региона. - СПб.: ИОВ РАО, 2002. - 224 с.

4. Резинкина Л.В., Марон А.Е. Моделирование полифункциональной системы непрерывного образования педагогических кадров в муниципальном районе // Вестник НовГУ - 2015. - № 5(88). - С. 67-70. - Сер.: Педагогические науки.

5. Резинкина Л.В. Уровневая модель муниципальной системы непрерывного образования взрослых // Дискуссия. - 2015. - № 8(60). - С. 119-125.

6. Резинкина Л.В. Образовательные среды и типологические особенности их развития в муниципальной системе//Человек и образование. - 2015. - № 1(42). -С. 109-114.

7. Шерайзина Р.М., Каплунович Т.А., Александрова М.В. Развивающее сопровождение карьерного роста педагогов: моногр. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2011. - 202 с.

8. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.

9. Монахова Л.Ю. Информационные ресурсы и стратегии управления многообразием в сфере образования // Человек и образование.- 2018. - № 2. - С. 4-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.