Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ о первом расширенном заседании Ученого совета Института законодательства РК г. Астана, 17 марта 2010 г.'

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ о первом расширенном заседании Ученого совета Института законодательства РК г. Астана, 17 марта 2010 г. Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
51
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ о первом расширенном заседании Ученого совета Института законодательства РК г. Астана, 17 марта 2010 г.»

Информационные сообщения А. Б. ГАББАСОВ,

главный эксперт-начальник отдела фундаментальных исследований, анализа и разработки НПА в сфере конституционного, административного права и государственного управления Института законодательства РК,

кандидат юридических наук

Б.К. НАГАШБАЕВА,

старший научный сотрудник отдела фундаментальных исследований, анализа и разработки НПА в сфере конституционного, административного права и государственного управления

Института законодательства РК

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ о первом расширенном заседании Ученого совета Института законодательства РК

г. Астана, 17 марта 2010 г.

17 марта 2010 года Институтом законодательства Республики Казахстан было проведено первое расширенное заседание Ученого совета. В его работе приняли участие министр, вице-министр юстиции, а также ведущие ученые-юристы Республики Казахстан.

Заседание Ученого совета приветственным словом открыл министр юстиции Рашид Толе-утаевич Тусупбеков, который поздравил всех с началом работы нового института и подчеркнул, что за годы независимости в Республике сформирована полноценная система национального законодательства, регулирующая все сферы общественной жизни и обеспечивающая повышение уровня социально-экономического состояния наших граждан. Вместе с тем дальнейшее интенсивное развитие общественных отношений требует своевременного законодательного регламентирования, что в очередной раз подчеркивает важность и актуальность законотворческой деятельности. Однако следует признать, что именно в законопроектной деятельности имеется ряд значительных недостатков. Основной из них заключается в недостаточном качестве проектов законов, что приводит к нестабильности законодательства в целом. Законопроекты на практике нередко готовятся без достаточно глубокой проработки содержания и прогнозирования последствий их принятия. В значительной мере это объясняется отсутствием фундаментальных и прикладных научных подходов в нормотворчестве.

До создания Института законодательства теоретическое обоснование разрабатываемых законопроектов осуществляло товарищество с ог-

раниченной ответственностью «Институт законодательства Республики Казахстан» при Министерстве юстиции, которое по объективным причинам не могло обеспечить выполнение возложенных на него задач.

Кадровый состав ТОО состоял из привлекаемых на 0,5 ставки и фактически работающих в иных организациях, в том числе расположенных в других регионах страны сотрудников. По сути, они лишь номинально числились в штате, а научная работа ими осуществлялась формально. Кроме того, ТОО, являясь коммерческой организацией, приоритетом своей деятельности определяло извлечение прибыли. Именно поэтому статус и функциональные обязанности Института пересмотрены. Основными целями ГУ Института законодательства РК определены:

- участие в разработке проектов законов;

- проведение фундаментальных и научно-прикладных разработок в области правового обеспечения деятельности государства;

- проведение антикоррупционной экспертизы действующего законодательства;

- лингвистическая экспертиза законопроектов на предмет аутентичности их текстов.

В данном случае следует обратить внимание на то, что Институт не будет заниматься научной экспертизой проектов законов. Экспертиза, как и ранее, будет обеспечиваться не заинтересованными научными организациями.

Правительство республики создает наиболее благоприятные условия для функционирования Института. Для сотрудников вновь образованного научно-исследовательского учреждения установлен особый коэффициент оплаты труда.

Сейчас Министерство юстиции прорабатывает вопрос о выделении для Института служебных жилых помещений в целях привлечения на постоянной основе наиболее квалифицированных ученых в области юриспруденции, экономики, философии, социологии, политологии и других наук.

Учитывая, что государство делает все возможное для наиболее комфортной работы коллектива Института, Правительство страны и Министерство юстиции будут ожидать и требовать качественного улучшения законотворческой деятельности в результате обеспечения научной проработанности законодательных инициатив. Ученый совет должен не только рассматривать наиболее важные вопросы Института и координировать его работу по выполнению тех задач, о которых говорилось, но и осуществлять должный контроль.

Учитывая, что деятельность Института законодательства тесно связана с работой структурных подразделений Министерства юстиции, директору департамента законодательства Ескара-еву Азамату Несипбековичу поручено активно участвовать в работе Ученого совета. Работа в Министерстве юстиции в данном направлении возлагается на вице-министра юстиции Кустав-летова Дулата Рашидовича, являющегося заместителем межведомственной комиссии по законопроектной работе.

В текущем году принимаются меры по повышению уровня данной работы, в частности, были приняты постановления Правительства. Премьер-министром даны указания органам-разработчикам, чтобы они совместно с Министерством юстиции проводили законопроектную работу слаженно и скорректированно.

Текущие планы Института и Ученого совета должны содержать актуальные и значимые проблемы. Темы фундаментальных, научно-прикладных исследований следует увязать с поручениями Главы государства и в первую очередь с задачами, вытекающими из послания народу Казахстана «Новые десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана», а также стратегическими планами нашего государства до 2020 года.

Следующее слово было представлено директору Института законодательства Республики Казахстан Жумабеку Дюсешевичу Бусурма-нову, который приветствовал всех в стенах нового государственного учреждения, выразил всем свою признательность за то, что отклик-

нулись на приглашение, нашли в своем плотном графике время для принятия участия в работе первого расширенного заседания Ученого совета Института. Выступающий подчеркнул, что мнение руководства нашего уполномоченного органа, а также видных ученых-юристов для коллектива очень значимо и ценно, что максимально будут учтены все пожелания и предложения по деятельности нашего Института в целом, работе настоящего заседания и вынесенных на обсуждение вопросов повестки дня в частности.

В настоящее время, согласно поставленной Министерством юстиции задаче усиления роли Института в правотворческой деятельности государства, ведется активная работа по привлечению к работе Института видных ученых-юристов. Структура выглядит следующим образом:

Директор, Ученый секретарь, Ученый совет, как высший совещательный и коллегиальный орган Института.

Далее два заместителя директора - по законопроектным работам и по общему администрированию. В общей сложности одиннадцать отделов, осуществляющих научную деятельность, центр лингвистики. Кроме научных отделов есть административный, хозяйственный, издательский отделы, бухгалтерия.

Относительно научного потенциала Института отмечено, что в прошлом году практически научных кадров не было, а в настоящее время количество научных сотрудников семьдесят восемь, из них докторов наук 16, что составляет двадцать один процент, кандидатов наук 18, что составляет двадцать три процента, 5 магистров права. Таким образом, общая научная остепененность составляет пятьдесят процентов.

Затем члены Ученого совета приступили к рассмотрению вопросов повестки заседания.

1. Об утверждении Положения, состава и Плана работы Ученого совета на 2010 год.

2. Обсуждение тем фундаментальных и научно-прикладныгх исследований отделов Института.

3. Об утверждении Плана работыг Института по разработке проектов законов на 2010 год.

4. Об утверждении Плана издания журнала «Вестник Института законодательства Республики Казахстан».

Директор Бусурманов Ж.Д., выступая с докладом, отметил, что для координации научно-исследовательской работы в Институте за-

конодательства будет действовать высший коллегиальный и совещательный орган - Ученый совет. Его основные задачи, порядок формирования состава и компетенция изложены в проекте Положения об Ученом совете, ранее направленном всем присутствующим для ознакомления. Его работа будет носить несколько иной от общего представления модели Ученого совета характер, обусловленный задачами, положенными в основу создания государственного учреждения «Институт законодательства Республики Казахстан». Во-первых, он призван координировать работу Института по обеспечению им таких видов деятельности, как разработка проектов законов, научных концепций развития национального законодательства, проведение фундаментальных, научно-прикладных исследований. Во-вторых, повысить роль правовой науки на стадии правотворчества, а также правоприменения. В этой связи предполагается рассмотреть проект Положения, состава и Плана работы Ученого совета на текущий год.

Ученый совет возглавляет директор, на должность ученого секретаря предлагается кандидатура кандидата юридических наук Шаймуру-новой Анары Куанышевны.

В ходе обсуждения Положения, состава и Плана работы Ученого совета Маратом Чеки-шевичем Когамовым было высказано пожелание о необходимости утверждения состава Ученого совета приказом руководителя уполномоченного органа. При этом в практике Ученый совет может включать научных сотрудников из других вузов. В целом по предложению Бусур-манова Ж.Д. проекты Положения, состава и Плана работы Ученого совета на текущий год были утверждены.

В докладе по второму вопросу повестки Бусурманов Ж.Д. отметил, что во исполнение поручения Главы государства, в целях повышения эффективности нормотворческой деятельности и усиления роли правовой науки в обеспечении социально-экономического развития нашей страны в Постановлении Правительства о создании государственного учреждения «Институт законодательства Республики Казахстан» одним из направлений его деятельности закреплено проведение фундаментальных и научно-прикладных исследований.

Придание научно-исследовательского характера работе нашего Института позволяет несколько иначе взглянуть на место, роль и возможности

влияния Института на законотворчество и нормотворчество нашего государства.

Дело в том, что именно этот вид деятельности может стать локомотивом и движущей силой, при помощи которой Институт сможет ярко о себе заявить, и стать востребованным и полезным его направлением. Имеющийся весомый и солидный научный потенциал способен разработать такие научные направления, которые могут вызвать большой интерес и пристальное внимание органов власти и управления, т.е. Администрации Президента, Парламента, Правительства, различных министерств и ведомств, и, в первую очередь, Министерства юстиции. Эта задача достижима тогда, когда сама тематика фундаментальных и научно-прикладных исследований будет предельно отвечать проблемам совершенствования правотворческой деятельности государства. Работа Института в указанном контексте позволит в итоге нашему учреждению стать в последующем межведомственным институтом, методологическим, методическим, консультационно-экспертным научным центром, способствующим эффективному осуществлению различными министерствами и ведомствами их нормот-ворческих функций.

В этой связи были презентованы отдельные программы фундаментальных и научно-прикладных исследований.

Мамиконян Л.С., к.ю.н., начальник отдела фундаментальных исследований, анализа и разработки НПА в области гражданского, гражданско-процессуального, предпринимательского, семейного права, презентовала две темы фундаментальных исследований. Первая тема: «Вопросы создания, учета, использования и распоряжения объектами интеллектуальной собственности в организациях государственной формы собственности». Срок проведения исследования: один год. Вторая тема: «Вопросы совершенствования системы охраны объектов интеллектуальной собственности». Срок проведения исследования: три года.

Актуальность их обусловлена тем, что в современных условиях экономическое развитие страны все в большей степени зависит от использования высоких технологий, внедрения инноваций и информационных ресурсов, что предполагает необходимость обеспечения надежной защиты объектов интеллектуальной собственности.

Как указано в Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020

года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года №858, необходимо уделять серьезное внимание приведению нормативных правовых актов, определяющих право интеллектуальной собственности, в соответствие с международными стандартами в этой области, но при учете национальных интересов (п.2.4 Концепции).

В Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 17.05.2003 г. №1096, одним из важнейших факторов развития инновационной деятельности названо «использование интеллектуальной собственности и защита ее прав». Согласно пункту 7.3.2 Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан, «эффективный хозяйственный оборот интеллектуальной собственности за счет сбалансированности прав и законных интересов субъектов правоотношений способен обеспечить единство спроса и предложения на результаты интеллектуальной деятельности, развитие научно-технических исследований, их промышленную реализацию, производство и потребление новых конкурентоспособных товаров и услуг».

Исполнителями указанных исследований являются известные ученые в области гражданского права, в том числе права интеллектуальной собственности, доктора юридических наук, профессора Толеш Ерденович Каудыров, Светлана Павловна Мороз, которые присутствуют на сегодняшнем заседании Ученого совета, а также иные сотрудники нашего отдела.

Ожидаемыми результатами фундаментального исследования со сроком исследования 1 год являются:

1) научные статьи по теме фундаментального исследования;

2) доклады на международных научных конференциях;

3) аналитический отчет о состоянии, тенденциях развития и практики применения законодательства РК об интеллектуальной собственности;

4) разработка Концепции развития законодательства Республики Казахстан об интеллектуальной собственности.

Ожидаемыми результатами фундаментального исследования со сроком исследования 3 года являются:

1) научные статьи по теме фундаментального исследования;

2) доклады на международных научных конференциях;

3) аналитический отчет о состоянии, тенденциях развития и практики применения законодательства РК об интеллектуальной собственности;

4) круглый стол на тему: «Защита прав на объекты интеллектуальной собственности в условиях современных информационных технологий»;

5) научно-практическая конференция на тему: «Интеллектуальная собственность: актуальные вопросы теории и практики»;

6) учебник по дисциплине «Право интеллектуальной собственности»;

7) проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам интеллектуальной собственности».

В целях реализации результатов названных исследований предполагается взаимодействие в рамках Министерства юстиции Республики Казахстан между Комитетом по правам интеллектуальной собственности и Институтом законодательства Республики Казахстан.

В ходе обсуждения представленной темы Муратом Таджи-Муратовичем Баймахано-вым были высказаны сомнения относительно возможности в течение одного года представить существенные научные результаты. На что Ма-миконян Л.С. отмечено, что обе темы касаются законодательства в области интеллектуальной собственности. Первая тема более узкая, предполагает изучение вопросов создания и учета использования объектов интеллектуальной собственности в организациях с государственной формой собственности.

Вторая тема потребует больше времени, так как в первом исследовании предполагается написание Концепции, далее во втором исследовании на более длительный срок, а именно на три года, данная Концепция будет взята за основу написания проекта Закона.

Куставлетов Д.Р. поставил вопрос об учете при проведении научных исследований практики, а именно у Министерства индустрии и торговли существует поручение, согласно которому необходимо законодательно закрепить вопросы, касающиеся инновационной политики. Данные вопросы были вынесены на заседание Межведомственной комиссии по законопроектной работе, однако членами комиссии не были поддержаны.

Туганбаева М.Ф., главный научный сотрудник отдела правового мониторинга и антикорруп-

ционной экспертизы нормативных правовых актов, доктор РИ.Б, презентовала тему фундаментального исследования: «Нормативное регулирование организации и обеспечения правового мониторинга законодательства и правоприменительной деятельности».

Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан 24.08.2009., в качестве одной из главных целей правовой реформы определяет повышение эффективности нормотворческой деятельности. Высокий темп реформ системы права и законодательства, непрерывное развитие общественных отношений, требующих правового регулирования, убеждают в необходимости продолжения работы по совершенствованию действующего права. В соответствии с вышеуказанной концепцией, средством достижения эффективности нормотворческой деятельности должен стать непрерывный мониторинг тенденций развития законодательства, отраслей права и правовых систем, анализ практики применения нормативных правовых актов.

Результатами фундаментального исследования будут являться:

1) Опубликование научных статей по теме фундаментального исследования.

2) Составление аналитического отчета о состоянии развития и практики применения законодательства, предложения о направленниях его совершенствования.

3) Выработка методических рекомендаций по осуществлению правового мониторинга в сфере нормотворчества и правоприменения и подготовка проекта Концепции организации правового мониторинга в сфере нормотворческой и правоприменительной деятельности.

4) Проведение круглого стола на тему «Обсуждение проекта Концепции организации правового мониторинга в сфере нормотворческой и правоприменительной деятельности».

5) Разработка проекта закона о внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О нормативных правовых актах».

Примашев Н.М., к.ю.н., начальник центра лингвистики, презентовал фундаментальное исследование на тему: «Казахстан Республикасы зацнамасыньщ мемлекетпк жане орыс тшдерш-деп нус^аларыныц сайкеслгш ^амтамасыз ету масел ел ерЬ>.

Тусшжтеме: Казахстан Республикасы Президентшщ 2009 жылгы 24 тамыздагы №858

Жарлыгымен бектлген Казахстан Республи-касыныц 2010 жылдан 2020 жылга дейшп ке-зецге арналган ^у^ыщтыщ саясат тужырымда-масы зацнама сапасын жетшд1руд1 кездейд! Осы орайда мемлекет1м1здщ улттыщ зацнама-сындагы орын алып отырган ^аза^ жане орыс тЫндеп матшдак сайкесс1здштерд1 жою бугшп куш езекп маселе болып табылады. Бул тура-лы Казахстан Республикасыныц Президент! езшщ Казахстан хащына арнаган 2010 жылгы Жолдауында да атап етт!

Казахстан Республикасыныц ^олданыстагы ^у^ыгында сапасыз жасалган нормативтш кук;ык;тык; актшермен ^атар, мемлекеттш жане орыс тшшдеп нус^аларындагы аударма бары-сында ж1бершген матшдш сайкесшздштер орын алып келедт Жалпы тш грамматикасы, зацдыщ техника жане аударма ережелершщ са^талмауы сия^ты себептерден пайда болган кемшшштерд1 жою лингвистикалыщ сараптама мен нормашы-гармашылыщ ^ызметтщ сапасын жа^сартудагы непзп мшдет болып табылады

Рылыми зерттеудщ объекта болып Каза^-стан Республикасыныц зацнамасы табылады. Зацнама т!т мен аударуды б1р1зденд1ру, оларга к;ажетл тетштерд1 енпзу маселелерш зерттеу, нормативтш ^у^ыщтыщ актшер жобалары матшдершщ мазмундыщ жагынан дал, ай^ын ар1 б1рдей болуына ^ол жетюзуге ^ажетт ^у^ы^тыщ-лингвистикалыщ зацдылыщтарды аныщтау жане таж1рибелш усынымдарды аз1рлеу кезделед!

Зерттеу натижелерп

1)2010 жылы зерттеу та^ырыбы бойынша 13 макала жариялау, конференциялар мен децгелек устелдерге ^атысу;

2) Казахстан Республикасы зацнамасыныц ^аза^ жане орыс тшдершдеп матшдерше талдау жасау;

3) Казахстан Республикасы зацнамасыныц матшдш сайкесс1здштерш жою туралы на^ты усыныстар аз1рлеу.

В инициативном порядке выступил доктор РИ.Б Алмас Аблаевич Идрисов и представил на рассмотрение Ученого совета следующие темы фундаментальных исследований: «Проблемы реализации принципов и норм Конституции через текущее законодательство и правоприменение», «Проблемы государственного управления и государственной службы в Республике Казахстан на современном этапе». В ходе обсуждения решили, что данные тематики требует своей дополнительной проработки и обоснования.

В целом представленные темы были обсуждены. Бусурманов Ж.Д. особо подчеркнул, что все темы соответствуют Концепции правовой политики и будут направлены на утверждение в Министерство юстиции.

По третьему вопросу повестки «Об утверждении Плана работы Института по разработке проектов законов на 2010 год» выступила ученый секретарь, к.ю.н. Шаймурунова Ана-ра Куанышевна, которая приветствовала всех на данном мероприятии и отметила, что одним из направлений деятельности Института является участие в разработке законопроектов. В отличие от ранее существовавшего ТОО «Институт законодательства РК», который выполнял данную работу посредством оказания консультационных услуг на платной основе, у государственного учреждения появляются некоторые иные черты и особенности участия в данной деятельности.

Институт готовит План работы по разработке проектов законов, включая свое участие во всех проектах законов, предусмотренных текущим Планом и Перспективным планом законопроектных работ. Затем направляет его на согласование и визирование в Департамент законодательства.

На указанной основе Институт становится участником в разработке проектов законов, где разработчиком является Министерство юстиции и другие государственные органы.

Участие Института в разработке проектов законов других государственных органов возможно в следующем порядке:

1) направляет всем органам-разработчикам, указанным в текущем и перспективном планах законопроектных работ, письма с просьбой включить представителей Института в состав рабочей группы по разработке их законопроектов;

2) Министерство юстиции на стадии согласования направляет проект закона в Институт для дачи предложений;

3) орган-разработчик обращается в Институт с просьбой разработать ему соответствующий проект закона.

Несколько пассивная роль Института в возможности влияния на законотворчество и нормотворчество нашего государства обусловлена следующими проблемами:

1) отсутствует нормативное основание для обязательного обращения органа-разработчика в Институт;

2) наблюдается узковедомственный интерес

органа-разработчика, который не допускает участие Института к разработке проекта закона;

3) недостаточно нормативно проработанный порядок привлечения Института к подготовке проектов законов, как со стороны Министерства юстиции, так и со стороны других государственных органов.

В контексте высказанного Тусупбеков Р.Т. отметил необходимость закрепления в протоколе Межведомственной комиссии по законопроектной работе обязательность привлечения при разработке законопроектов Института законодательства РК.

С учетом указанных предложений План работы Института по разработке проектов законов на 2010 год был утвержден.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По четвертому вопросу повестки «Об утверждении Плана издания журнала «Вестник Института законодательства Республики Казахстан» выступил Бусурманов Ж.Д., который отметил, что журнал выпускается с 2005 года и распространяется на территории нашей страны и за рубежом, в России в частности. В 2009 году журнал вошел в список научных изданий, рекомендованных Комитетом по контролю в сфере образования и науки Министерства образования и науки РК. Второй номер журнала выйдет с измененной аббревиатурой на «государственное учреждение «Институт законодательства». В целом журнал будет формироваться в порядке, изложенном в проекте Плана издания.

В ходе обсуждения Куставлетов Д.Р. отметил необходимость обязательной рассылки госорганам безвозмездно по одному экземпляру номера журнала. М.Ч. Когамов акцентировал внимание на обязательность опубликования каждым членом редакционной коллегии одной статьи в каждом номере. Мурат Таджи-Муратович Баймаханов в качестве возражения относительно данного предложения отметил практику московских журналов, в которых член редакционной коллегии может опубликовывать не более одной статьи в году в данном журнале. Бусурманов Ж.Д. высказал мнение о необходимости предоставлении права отбора с учетом отмеченных позиций редколлегии журнала.

В заключение работы Ученого совета Министр юстиции поблагодарил за активное участие и поздравил присутствующих с наступающим праздником Наурыз! Пожелал больших творческих успехов в работе и отметил особую заслугу в создании института Марата Чекишевича Кога-мова, идеи которого во многом были воплощены.

На фото: члены Ученого совета с Министром юстиции Р. Т. Тусупбековым: директор Института, д.ю.н, проф. Ж.Д. Бусурманов, вице-министр Д.Р. Куставлетов, д.ю.н., проф. М.Ч. Когамов, д.ю.н, проф. А.М. Нурмагамбетов, д.ю.н, проф. Т.Е. Каудыров, д.ю.н., проф. С.П. Мороз, д.ю.н., проф. С.К. Амандыкова

На фото: участники первого расширенного заседания Ученого совета с участием Министра юстиции Р. Т. Тусупбекова и сотрудники Института законодательства РК 17.03.2010 г.

Новая веха в казахстанско-германском правовом сотрудничестве

14 апреля 2010 года состоялась встреча представителей ГУ «Институт законодательства Республики Казахстан» и Программы ГТЦ «Поддержка правовой и судебной реформы в странах Центральной Азии».

Директор Института д.ю.н., профессор, академик АЮН Ж. Бусурманов и руководитель проекта в Казахстане Й. Пуделька обсудили вопросы продвижения правовой и судебной реформы,

развития системы обучения юридических кадров.

По итогам встречи подписано Соглашение о сотрудничестве, в котором стороны договорились осуществлять обмен научными исследованиями и публикациями, совместную подготовку проектов нормативных правовых актов, проведение исследований в области права и разработку предложений и рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства.

На фото: директор Института д.ю.н., профессор, академик АЮН Ж. Бусурманов и руководитель проекта в Казахстане И. Пуделька на подписании Соглашения о сотрудничестве

На фото: сотрудники Института с представителями Программыг ГТЦ «Поддержка правовой и судебной реформыI в странах Центральной Азии» 14 апреля 2010 года

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.