Научная статья на тему 'О деятельности Института законодательства Республики Казахстан и его роли в правотворчестве государства'

О деятельности Института законодательства Республики Казахстан и его роли в правотворчестве государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
119
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бусурманов Жумабек Дюсешевич

Автор статьи раскрывает цели и задачи Института законодательства, говорит о взаимодей-ствии законотворческих органов и правовой науки, а также показывает роль последней в право-творчестве государства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О деятельности Института законодательства Республики Казахстан и его роли в правотворчестве государства»

Бусурманов Жумабек Дюсешевич,

директор Института законодательства РК,

доктор юридических наук, профессор, академик АЮН РК

о деятельности института законодательства республики Казахстан и его роли в правотворчестве государства

Государственное учреждение «Институт законодательства Республики Казахстан» создано более года назад Постановлением Правительства Республики Казахстан от 22 января 2010 года № 19 «О некоторых вопросах совершенствования нормотворческой деятельности в Республике Казахстан».

Одновременно с образованием, перед Институтом была поставлена задача содействия реализации правотворческой функции государства посредством оказания консультационных услуг по разработке законопроектов, разработки научных концепций совершенствования национального законодательства, а также проведения фундаментальных и прикладных научных исследований.

Начав свою деятельность в условиях практики разработки законопроектов без какого-либо серьезного научного обоснования, изучения научных подходов, анализа и прогнозов, в настоящее время Институт решает задачи по совершенствованию национального законодательства, имея четкие и упорядоченные правила взаимодействия законотворческих органов и правовой науки. Теперь, можно сказать, что Институт играет важную роль в правотворчестве государства и сопровождает этот процесс с самых его ранних стадий.

Так, Институт принимает участие в планировании законопроектной работы государственных органов. Такое планирование становится возможным по итогам проведения Институтом фундаментальных и прикладных научных исследований по проблемам права. Ученые Института, а это академик НАН РК, д.ю.н., профессор Баймаханов М.Т.-М.; академик АЮН РК, д.ю.н., профессор Бусурманов Ж.Д.; д.ю.н., профессо-ры Когамов М.Ч., Жиренчин К.А., Сарсембаев М.А., Каудыров Т.Е., Мороз С.П., Абайдель-динов Е.М., Рахметов С.М., Аленов М.А.,

Нуртаев Р.Т., Сартаева Н.А., Жусупов А.Д. и др., исследуя проблемные вопросы развития отраслей и институтов права, тенденции изменений в обществе, предлагают пути нормативного урегулирования. К примеру, результатами исследований прошлого года стали разработанные сотрудниками Института тридцать одна концепция, представленные уполномоченному органу с предложением включить в ежегодный План законопроектных работ. Наряду с концепциями законопроектов, подготовлены отраслевые концепции совершенствования законодательства, выпущены в свет монографии «Проблемы борьбы с коррупцией: уголовно-правовые, криминологические и криминалистические аспекты», «Некоторые проблемы совершенствования организационно-правовой основы деятельности системы правоохранительных органов Республики Казахстан», проводятся международные научно-практические конференции, круглые столы и семинары. К примеру, Институтом ежегодно реализуется совместный проект с Германским обществом по техническому сотрудничеству ^К) «Международная школа административного права», в работе которой принимают ведущие ученые, специалисты административного права.

На потребности государства в изучении современных тенденций развития межгосударственных объединений (Таможенный союз, ЕврАзЭС), Институт оперативно откликнулся, предусмотрев в своем Плане работы на 2011 год разработку совместно с Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации и Национальным центром законопроектной деятельности Республики Беларусь фундаментального научного исследования на тему «Правовой мониторинг международно-правовых актов межгосударственных объединений». Выбор темы

обусловлен действием в рамках Таможенного союза огромного пласта нормативно-правовых актов международного характера (более 70 международных договоров, 78 решений Высшего органа Таможенного союза, около 600 решений Комиссии Таможенного союза, имеющих обязательный характер для государств-членов Таможенного союза), требующих своей качественной переработки для адаптации и гармонизации с национальным законодательством. Эту проблему можно решить, осуществляя правовой мониторинг международно-правовых актов, посредством которого будет произведен их анализ и систематизация, выявлены и устранены пробелы между нормами международных договоров и национальным законодательством, инициированы поправки в нормативно-правовые акты, а также предложены рекомендации для полного и добросовестного выполнения международных договоров.

На сегодня государством предприняты попытки развития мониторинга международных договоров. Приняты Правила проведения мониторинга за обеспечением выполнения международных договоров Республики Казахстан, утвержденные Правительством Казахстана от 30 октября 2010 года №1141. Однако изучение сайта уполномоченного органа, на котором, согласно Правилам, должны размещаться итоги анализа и обобщения мониторинга международных договоров, показало лишь наличие перечня международных договоров без содержания вышеуказанной информации. Главная причина такой ситуации видится в отсутствии методологического подхода проведения мониторинга международных договоров. В этой связи, Институт, аккумулировав в себя весь научный потенциал республики, предпринял смелый шаг, выйдя к научным учреждениям стран-участниц Таможенного союза с инициативой совместными силами выработать концептуальный подход к организации мониторинга международно-правовых актов межгосударственных объединений, по итогам исследования подготовить Аналитическую записку для представления в свое Правительство. В настоящее время идет согласование текста итогового документа в г. Москве.

Следующим этапом обеспечения научной обоснованности законодательства является участие Института в подготовке концепций законопроектов путем: во-первых, Институт по всем концепциям законопроектов с момента их вне-

сения разработчиком в Министерство юстиции готовит заключение на предмет обоснованности, целесообразности и актуальности принятия новых законов. Во-вторых, Институт оказывает консультационные услуги государственным органам по разработке концепций к законопроектам. И в том и другом случае задачей Института является обеспечение высокого качества, научной обоснованности и «работоспособности» будущего закона, что, в общем-то, и выступает залогом эффективности законопроектной работы.

Среди концепций, получивших заключение Института, можно выделить такие, как: «О дорожном движении»; «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам рассмотрения обращений физических и юридических лиц»; «О внесении дополнения в Конституционный закон Республики Казахстан «О Первом Президенте Республики Казахстан - Лидере нации» и др.

Значимую часть работы Института составляет подготовка законопроектов. Нужно сказать, что это сложный и специфический вид деятельности, требующий помимо больших затрат труда и времени, еще владения особыми приемами и навыками, знаниями юридической техники. Недооценка этого ведет к законодательным ошибкам, к недостаточной юридической проработанности текстов законодательных актов, поспешным непродуманным решениям. За небольшой срок работы Институтом оказано более 200 консультационных услуг по разработке законопроектов. Наиболее значимые из них, это: проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам исключения противоречий, пробелов, коллизий между нормами права различных законодательных актов и норм, способствующих совершению коррупционных правонарушений»; «О персональных данных»; «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам рассмотрения обращений физических и юридических лиц»; «О внесении дополнения в Закон Республики Казахстан «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» и т.д.

В качестве примера можно привести работу Института над проектом Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной регистра-

ции юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств». Многие люди, которые когда-либо создавали свой частный бизнес, а именно, регистрировались в качестве индивидуального предпринимателя либо создавали юридическое лицо (к примеру, ТОО, производственный кооператив и другие формы организаций), знают, какие административные и финансовые препоны стоят у них на пути к этому. Так вот, Институтом ведется последовательная работа по облегчению создания субъектов предпринимательства, например, скоро не нужно будет идти к нотариусу и тратить огромные деньги на нотариальное удостоверение учредительных документов хозяйственных товариществ, если они регистрируют это юридическое лицо впервые. Также предложено сократить сроки проведения государственной регистрации, а самое главное, что, шагая в ногу со временем, скоро можно будет зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя или создать юридическое лицо по интернету, то есть в ближайшем будущем будет введена электронная регистрация юридического лица, осуществляющего деятельность по типовому уставу. Предполагается и ряд других прогрессивных новшеств в этом направлении, что позволит снизить давление со стороны государства на развитие бизнес-отношений и снизить расходы учредителей при создании частного бизнеса.

Ведется работа, направленная на урегулирование лотерейной деятельности путем внесения отдельной главы в Закон Республики Казахстан «Об игорном бизнесе» для ограничения доступа в организации сомнительных лотерей и повышения доверия населения к играм в лотереи.

Интересным можно назвать разработанный Институтом законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам интеллектуальной собственности», которым предлагается закрепить правовую охрану национальным достояниям страны (домбра, колыбель, казы-карта, жал-жая, шубат, кумыс). В случае принятия законопроекта будет решен вопрос охраны традиций казахского народа.

Во всех случаях Институт оказывает помощь органу-разработчику в подготовке проекта закона, представляет зарубежный опыт по его предмету, предлагает свой, инициативный вариант законопроекта, свободного от ведомственного усмотрения.

В последние годы существенно возросли требования к подготовке проектов законов. В правотворчестве постепенно изживает себя практика «горящих» законопроектов, «проталкивающих» узковедомственные интересы, долгое время подрывавшая стабильность и единство правового регулирования, порождая неразбериху в юридической практике. На смену стихийному законотворчеству пришла идея разумной неторопливости, широкой и всесторонней научной обкатки новых законодательных инициатив. В общем виде этот подход заложен в Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 по 2020 годы, в котором предложено уделить особое внимание прогнозно-аналитическому обеспечению правотворческой деятельности посредством института правового мониторинга.

В Казахстане правовой мониторинг, как деятельность по оценке национального законодательства, осуществляется на постоянной основе при содействии Министерства юстиции как координирующего организацию и проведение государственными органами правового мониторинга ранее разработанных ими нормативных правовых актов. Теперь инвентаризации подлежит весь массив законодательства, а это 250 самостоятельных законов и более 250 000 подзаконных актов. Вся информация по правовому мониторингу государственными органами направляется в Министерство юстиции для свода, обобщения и выработки Институтом предложений по совершенствованию законодательства. Таким образом, Министерство юстиции совместно с Институтом обеспечивают обновление законодательства, освобождают его от пробелов, противоречий, устаревших норм, которые зачастую на практике провоцируют коррупцию.

Научная проработанность антикоррупционной экспертизы действующего законодательства заключается в том, что Институтом проводится анализ действующих нормативных правовых актов на предмет наличия норм, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, практики применения законодательства, на основе чего разрабатываются научно-правовые заключения. В среднем Институтом анализируется порядка 80-120 нормативных правовых актов в месяц.

Зарекомендовав себя ведущей научно-исследовательской организацией в сфере оказания консультационных услуг по разработке зако-

нопроектов, проведения научных исследований, Институт взял на себя задачу государственного значения - проведение лингвистической экспертизы законопроектов и проектов международных договоров. Для Казахстана это новый вид экспертной работы, требующий своего концептуального подхода к ее методологии, к выработке единого стандарта перевода юридических терминов на государственный язык. Наличие множества словарей не решают проблему, а усугубляют ситуацию, предлагая различные толкования одного и того же термина. В этой связи, Центром лингвистики Института разработаны

Методические рекомендации по проведению научной лингвистической экспертизы в части аутентичности текстов проектов законов на казахском и русском языках и в октябре месяце этого года Центр представил вышеуказанный стандарт своему уполномоченному органу на рассмотрение.

Резюмируя, отметим, что вышеизложенная деятельность Института по правовому обеспечению реализации приоритетов государства является оптимальной и полностью учитывает механизм правотворчества, заложенный в действующей Конституции Республики Казахстан.

Мацала авторы Зац шыгару институтыныц мацсаты мен м1ндеттерт,оныц зац гылымымен жэне зацшыгарушы органдармен взара iс-эрекетт, сонымен цатар зац шыгару институтыныц мемлекеттщ цуцыц шыгармашылыгындагырвлiн ашып кврсетедi.

Автор статьи раскрывает цели и задачи Института законодательства, говорит о взаимодействии законотворческих органов и правовой науки, а также показывает роль последней в правотворчестве государства.

The author reveals the purpose and objectives of the Institute of Legislation, says about the interaction of law-enforcement bodies and legal science, and also shows the role of the legal science in the state lawmaking.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.