156 № 3 (7) 2007 г Вестник Института законодательства Республики Казахстан
Н.К. ДЖАКУПОВ
заведующий сектором финансового, социально-экономического законодательства Института законодательства РК
ЗАКОНОПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Совершенствование законопроектной деятельности является важнейшим фактором развития правового государства. Значение нормативных правовых актов в развитии казахстанского правотворчества является одним из основных механизмов правового регулирования повышения качества законотворческой деятельности государства.
Законопроектная деятельность это, прежде всего, законодательная техника, которая представляет собой систему правил и приемов подготовки, наиболее совершенных по форме и структуре проектов нормативных актов, обеспечивающих максимально полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, доступность, простоту и обозримость нормативного материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов.
Конечно же, весь спектр вопросов, связанный с законопроектной деятельностью, невозможно охватить в данной статье, однако хочу отметить наиболее важные, на мой взгляд, проблемные вопросы, которые часто возникают в законотворческой деятельности.
Во-первых, это механизм подготовки проектов законов Республики Казахстан. Законопроекты готовят большое количество государственных учреждений, но не всегда в полной мере те или иные ведомства подготовлены к этой деятельности. Проекты часто друг с другом не согласованы, подчас одновременно вносятся в законодательные органы. В результате не обеспечиваются их доктринальная выдержанность, отсутствует концептуальное единство.
Во-вторых, в нашем законодательстве продолжают существовать нормы, которые устарели и требуют внесение изменений и дополнений в действующее законодательство. Это связано с тем, что большинство принятых нормативных правовых актов были приняты до принятия Конституции Республики Казахстан, а также претерпели ряд существенных изменений, которые на
сегодняшний день просто не выполняют своей первоначальной цели.
В-третьих, законопроектная деятельность государства нуждается в унификации. Законопроектная деятельность недостаточно систематична. Представляемые в Правительство Республики Казахстан государственными органами законопроекты зачастую плохо подготовлены, не основываются на тщательной инвентаризации действующих нормативных правовых актов, а также должным образом не согласованы.
И последнее, не обеспечивается взаимосвязь судебной практики с законопроектной деятельностью, что является очень важным моментом в этом процессе. Судебная практика и законопроектная деятельность действуют сами по себе. Между ними не существует никакого взаимодействующего организационного механизма, трансформирующего судебные акты в соответствующие поправки к конкретным нормам законов. Создание такого механизма было бы весьма важным рычагом в деле законотворчества.
Какие же важные механизмы необходимо проработать?
Конечно же, в первую очередь, это дальнейшее, постоянное совершенствование работы по профессиональному росту работников государственных органов, так как Законы регулируют самые разнообразные правоотношения.
Весь этот спектр вопросов требует специальных знаний и опыта и, как правило, относится к компетенции юристов, специализирующихся в области гражданского права и даже интеллектуальной собственности, в частности.
Кроме того, думаю, что на данном этапе развития законотворческой деятельности в Республике Казахстан необходимо обеспечение концептуального единства законопроектов. Даже основательно подготовленный, концептуально выдержанный законопроект, проходя через многие инстанции, подвергается значительным, часто негативным, изменениям. Важным механизмом является чет-
Трибуна молодого ученого
157
кое определение целей создания законопроекта или его концепции, придание этим целям (или концепции) официального характера - документа, где его соблюдение обязательно. Юридическое значение концепции (или целей) состояло бы в том, что все дальнейшие поправки оценивались бы на их соответствие концепции. При этом разработчики законопроектов должны обязательно участвовать в такой оценке. Это будет реальный путь устранения пробелов в действующем законодательстве.
Хочу отметить, что вопросы законопроектной деятельности многогранны, и в этом плане для нас интересен опыт России.
Важная составляющая деятельности по созданию правовой базы Правительства России является усовершенствование методического обеспечения законопроектной деятельности федеральных органов исполнительной власти, которая исполняется Министерством юстиции совместно с Институтом законодательства и сравнительного правоведения. Так, подготовлен проект Методических правил законопроектной работы федеральных органов исполнительной власти, получившей положительную оценку многих министерств и ведомств, ученых и специалистов в области законодательной техники и одобренный коллегией. В настоящее время Методические правила уже направлены в Министерства и ведомства для повсеместного использования.
Также необходимо отметить очень интересный, но весьма важный момент, когда в Российской Федерации в 2001 году был образован научно-консультативный совет по законопроектной деятельности при Министерстве юстиции Российской Федерации.
В деятельность данного центра включены разнообразные вопросы по законопроектной деятельности.
Основными задачами центра являются:
1) выработки рекомендаций по совершенствованию организации законопроектной деятельности Министерства юстиции Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти;
2) разработки предложений по планированию и оценке эффективности законопроектной деятельности;
3) обсуждения актуальных проблем развития российского законодательства;
4) изучения и обобщения практики законопроектной деятельности;
5) обсуждения проектов наиболее значимых законодательных актов.
Как мы видим, деятельность таких научных центров необходима и применительна и в нашей правовой системе.
В заключение хотелось бы отметить, что при подготовке проектов законов необходимо подходить концептуально и многогранно, необходимо обеспечение мониторинга законопроектной деятельности, а также координация деятельности структурных подразделений Министерства юстиции Республики Казахстан по ведению законопроектной деятельности.
Кроме того, разработка и обеспечение реализации общей целевой программы, направленной на дальнейшее совершенствование законопроектной деятельности государства, было бы актуальным, обоснованным и правильным решением не только для Министерства юстиции Республики Казахстан, но и для всех государственных органов.
В целом работа по повышению качества законопроектной деятельности и совершенствованию норм действующего законодательства ведется на постоянной основе, и за последние годы были достигнуты определенные результаты, но проблемы есть и их необходимо решать.
* * * * *
Аталган мацалада автор зац жобалау цызметтде пайда болатын мэселелерд1 царастырады.
In given article author considers the existing problems appearing in bill activity.