Научная статья на тему 'Информационное пространство человека'

Информационное пространство человека Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1853
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ЧЕЛОВЕКА / PERSON’S INFORMATION SPACE / INFORMATION / INFORMATION ENVIRONMENT / INFORMATION SPACE / INTERACTION / INFORMATION APPROACH

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Водяненко Галина Рудольфовна

В статье предпринята попытка выявить сущность понятий информация, информационная среда, информационное пространство и на этой основе предложена трактовка информационного пространства человека. Рассмотрен его компонентный состав, ключевые характеристики и возможности установления его наличия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Person’ Information Space

The article makes an attempt to reveal the essence of such concepts as information, the information environment, information space and on this basis the treatment of a person’s information space is offered. Its component structure, key characteristics and possibilities of its presence establishment are considered.

Текст научной работы на тему «Информационное пространство человека»

УДК 37.013 ББК 74.00

Водяненко Галина Рудольфовна

аспирант

Пермский государственный педагогический университет

г. Пермь Vodyanenko Galina Rudolfovna

Post-graduate Perm State Pedagogical University Perm

Информационное пространство человека Person’ Information Space

В статье предпринята попытка выявить сущность понятий информация, информационная среда, информационное пространство и на этой основе предложена трактовка информационного пространства человека. Рассмотрен его компонентный состав, ключевые характеристики и возможности установления его наличия.

The article makes an attempt to reveal the essence of such concepts as information, the information environment, information space and on this basis the treatment of a person’s information space is offered. Its component structure, key characteristics and possibilities of its presence establishment are considered.

Ключевые слова: информация, информационная среда, информационное пространство, информационный подход, взаимодействие, информационное пространство человека.

Key words: information, information environment, information space, interaction, information approach, person’s information space.

Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений.

Осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии, вызывает сегодня повышенный интерес к определению понятий, в выражении которых, так или иначе, присутствует слово «информация», таких как информационная среда, информационное пространство, информационные ресурсы, информационная культура, информационное мировоззрение и пр., многократно увеличив разнообразие их интерпретаций.

Целью нашего исследования является выяснение сущности понятий «информация», «информационная среда», «информационное пространство», соот-

несение их между собой и на основе аналитического подхода отыскание наиболее адекватной трактовки понятия «информационное пространство человека».

Ключевая позиция в ходе наших дальнейших рассуждений и выводов состоит в выявлении сущности понятия «информация», которое сегодня превратилось в необычайно широкое понятие и продолжает раскрываться все шире и глубже, встав в один ряд с таким фундаментальными категориями, как материя и энергия. В большом энциклопедическом словаре термин «информация» (от лат. тЮшайо - разъяснение, изложение, осведомленность) трактуется как одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и пр. [2]. В зависимости от области исследований информация имеет множество определений: обозначение содержания, полученного от внешнего мира в процессе приспособления к нему (Н. Винер); коммуникация и связь, в процессе которой устраняется неопределенность (К. Шеннон); передача разнообразия (У.Р. Эшби); отрицание энтропии (Л. Бриллюэн); мера сложности структур (Х. Моль); вероятность выбора (А.М. и И.М. Яглом).[1, с. 161]

Каждая из этих трактовок раскрывает ту или иную грань многоаспектного понятия информации. Мы остановимся на наиболее общем понимании информации как сведений об объектах, явлениях и событиях окружающей среды (реального мира), их параметрах, свойствах и состояниях, которые воспринимаются информационными системами (в том числе и человеком) в процессе жизнедеятельности (жизни и деятельности). Эти сведения (информация) - есть продукт взаимодействия данных (сигналов от объектов окружающей среды) и соответствующих им методов (способов распознавания и обработки сигналов).

Объекты реального мира находятся в состоянии непрерывного движения и изменения, что сопровождается обменом энергией и ее переходом из одной формы в другую. Все виды энергообмена связаны с появлением сигналов о состоянии объектов. Наблюдая, измеряя или иными способами фиксируя эти сигналы, человек получает данные. Таким образом, данные - это зарегистрированные (воспринятые) человеком сигналы, которые несут в себе информацию (све-

дения) о событиях, произошедших в реальном мире, поскольку они являются регистрацией сигналов, возникших в результате этих событий. Однако данные не тождественны информации. Наблюдая явления или события окружающей информационной действительности, человек получает определенный поток данных, но станут ли эти данные информацией (сведениями), зависит, в частности, от методов, которые используются для работы с ними. То есть, методы выступают посредниками превращения данных в информацию. От адекватности (соответствия) применения методов, зависит не только количество (объем) и качество (ценность) получаемой информации, но и само наличие информации, которая не является статичным объектом - она динамически меняется и существует только в момент взаимодействия данных и методов, то есть в период протекания информационных процессов. Одни и те же данные могут поставлять разную информацию в зависимости от степени адекватности взаимодействующих с ними методов, учитывая, что метод - это способ практического и теоретического действия человека, направленного на овладение объектом. [8]

Таким образом, информация (сведения), являясь продуктом взаимодействия данных и соответствующих им методов, возникает и существует в момент протекания информационных процессов, характер и эффективность которых предопределяется используемыми методами.

Далее, ориентируясь на вышеизложенную интерпретацию понятия информации и опираясь на позицию информационного подхода, необходимо выявить сущность понятий «информационная среда» и «информационное пространство», кратко пояснив существо используемого метода (информационного подхода).

Информационный подход - это современный фундаментальный метод научного познания, причиной появления которого стало осознание главенствующей роли информации в природе и социальных явлениях (практически все существующие в природе отношения и взаимосвязи имеют информационный характер). Суть этого метода заключается в том, что при изучении любого объекта, процесса или явления в природе и обществе в первую очередь выявляются и анализируются наиболее характерные для них информационные аспекты, кото-

рые существенным образом определяют их состояние и развитие. Научная практика показывает - использование метода информационного подхода позволяет увидеть в совершенно новом свете многие, казалось бы, уже хорошо изученные объекты, процессы и явления, что оказывается крайне важным для понимания их глубинной сущности и определения возможных тенденций их дальнейшего развития на основе использования общих свойств и закономерностей проявления информационных процессов.[3]

Существование в современной науке понятий «информационная среда» и «информационное пространство», их содержательная близость, обусловливают необходимость соотнесения их не только между собой, и с вышеизложенным подходом к пониманию «информации», но и заставляет обратиться к истокам -категориям «среда» и «пространство».

В толковом словаре русского языка термин «среда» определяется как окружающие человека условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий. [10]. Среда, с одной стороны, оказывает решающее воздействие на развитие человека (формирование его личности), а, с другой стороны, под влиянием деятельности человека среда сама изменяется, и в процессе преобразований другими становятся люди. [9]. В любом случае «среда» трактуется как некие объективно данные обстоятельства (условия), которыми можно более или менее успешно управлять при наличии определенной цели. Понимание среды как окружающих условий, в которых развивается любой процесс, существует любое явление, позволяет нам говорить о контекстной функции среды.

Категория «пространство» рассматривается, во-первых, как одна из основных объективных форм существования материи, характеризующаяся протяженностью и объемом; во-вторых, как место, способное вместить что-либо; в-третьих, как множество объектов, между которыми установлены отношения. Заметим, что свое отношение к окружающему человек начинает выстраивать по мере того, как, воздействуя на объекты реального мира, и, испытывая, в свою очередь, их ответные воздействия, он начинает воспринимать многочислен-

ность и многообразие этих объектов (процессов и явлений), обнаруживать их существенные свойства, осмысливать и понимать наличие связей и взаимосвязей между ними. Отношения и реальные связи (как особый вид устойчивых, прочных отношений) между человеком и окружающим его миром (средой) устанавливаются через деятельность, которая «и является реальным отношением индивида, к миру, к другим людям». [2, с. 15]. В результате сложного процесса взаимодействия человека с реальным миром (объектами и событиями окружающей среды) начинает проявляться и оформляться особое пространство жизнедеятельности (жизни и деятельности) человека, изменение границ которого сопряжено с его интеллектуальным личностно-деятельностным развитием.

Опираясь на приведенные рассуждения, остановимся на том, что центральным моментом в общенаучном понимании среды является выполнение ею контекстной функции по отношению к любому существующему в ней объекту и развивающемуся в ней процессу, а пространство обусловливает бытийные характеристики, конституирует объект (устанавливает состав, содержание).

Теперь, для определения сущности «информационной среды» и «информационного пространства», представляется важным обратить внимание на понятие «взаимодействие», которое в данном вопросе является ключевым.

Любое «взаимодействие», с точки зрения философии - есть фундаментальная категория, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопе-реход.[8] Вместе с тем, понятие «взаимодействие» неотделимо от понятия «отражение». С одной стороны, взаимодействие происходит на основе отражения, а, с другой стороны, отражение, как свойство материальной системы запечатлевать и сохранять в своей структуре следы воздействия другой системы, происходит в процессе взаимодействия. Отражение, в свою очередь, неотделимо от понятия информации. Так, в современной философии наиболее широким и значительным является определение информации как «передающейся части отражения» (У .Р. Эшби, А.Д. Урсул).[11, 12] В этой связи, с достаточной долей уверенности, можно предположить, что взаимодействие есть не только функция

отражения, но и функция информации, иначе говоря, взаимодействие всегда является информационным. При этом, взаимодействие находится также в глубинной связи с понятием структуры и выступает как интегрирующий фактор, посредством которого происходит объединение частей в определенный тип целостности, которая может быть названа системой. Отдельные элементы системы обусловливаются взаимодействиями, и, следовательно, она сама (система) также является информационным образованием. [5]. Стоит отметить, что одним из основных принципов формирования пространства системы является, прежде всего, взаимодействие со средой, поэтому логично предполагая информационную сущность пространства, будем называть его информационным пространством, а среду, с объектами и в условиях которой осуществляются взаимодействия, соответственно, информационной средой.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, для реализации цели нашего исследования примем следующие дефиниции:

1) информация - это сведения об объектах, явлениях и событиях окружающей среды (реального мира), их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимаются информационными системами (в том числе и человеком) в процессе жизнедеятельности (жизни и деятельности);

2) информационная среда - это системная совокупность объектов, событий и явлений окружающей среды, потенциально содержащих в себе информацию, и представляющих собой условия, в которых человек осуществляет свою жизнедеятельность (жизнь и деятельность);

3) информационное пространство - это пространство отношений и связей, которое формируется как результат процесса взаимодействия людей друг с другом в ходе деятельностного освоения ими потенциала информационной среды (объектов, событий и явлений реального мира).

Теперь рассмотрим трактовку понятия «информационное пространство человека», стараясь выяснить - сколь объективно существование этого пространства, каким может быть его компонентный состав, каким образом возможно установление его наличия и насколько вероятно формирование этого пространства извне.

Как было показано выше, объекты (явления и события) реального мира служат для человека источниками информации, создающими образ действительности в его сознании, а совокупность этих объектов и явлений окружающей реальности - есть среда, в которой живет и действует человек, воспринимая, осознавая и осмысливая, поступающую к нему информацию. Поэтому существующий вокруг человека мир, с позиции информационного подхода, мы называем информационной средой, любой объект которой потенциально содержит в себе информацию. В свою очередь, пространство жизни и деятельности, формируемое человеком вокруг себя, мы называем его информационным пространством. Это пространство человек создает, вступая во взаимодействие с реальными объектами информационной среды (включая и других людей), выстраивая с ними взаимоотношения на основе оценки жизненного значения для себя возникающих объективных обстоятельств и своих действий в этих обстоятельствах (то есть придавая личностный смысл реальным условиям своего существования).

Основываясь на этих представлениях, информационное пространство человека представляет собой полисистемное образование, формирующееся в процессе деятельностного освоения им потенциала информационной среды и выстраивания своего отношения к окружающему и с окружающими на основе возникновения понимания и личностных смыслов, строящихся в ходе взаимодействия.

Поэтому в качестве компонентов информационного пространства человека (основных составляющих, без наличия которых не имеет смысла говорить о существовании такого пространства), логично будет определить следующие:

1) информационная среда - база для формирования информационного пространства;

2) коммуникативное пространство - сфера взаимодействия людей друг с другом и с информационной средой;

3) понятийно-смысловое пространство - сфера личностных смыслов;

4) пространство деятельностей - сфера присвоения способов действий, приобретения опыта и развития способностей.

Тот факт, что реальный мир воспринимается человеком субъективно и представляет собой некую совокупность «отдельных миров» (семья, друзья, коллеги, соседи и пр.), позволяет предполагать, что и информационная среда конкретного человека объединяет в себе различные информационные среды, дифференцированность (изолированность) или интегрированность которых им самостоятельно регулируется.

В свою очередь, каждая из информационных сред включает источники информации (объекты, явления, события) и продуцируемые ими информационные потоки, под влиянием которых формируется информационное пространство человека, как субъективное пространство его объективных информационных взаимодействий с окружающей средой на основе развитости его психических процессов (восприятия, внимания, памяти и пр.) и степени сформированности понятийно-смысловой сферы его личности.

Информационное пространство строится человеком в процессе сложной, прежде всего, интеллектуальной деятельности, в ходе которой он не только начинает адекватно воспринимать явления действительности, но и соответственно на них реагировать; осознавать и осмысливать реальность, проникая в суть происходящих событий и давая им оценку; усваивать значения и придавать им личностные смыслы.

Структура информационного пространства человека создается им под воздействием различных информационных сред, отличающихся друг от друга не только количеством и качеством источников информации, но также количеством и качеством самой информации. Каждый элемент подобной структуры также является информационным пространством, которое будем называть «подпространством». Множественность информационных подпространств, проявляющихся в ходе различных взаимодействий человека с объектами окружающей информационной среды, позволяет говорить о многомерности его информационного пространства. Циркулирующую в каждом подпространстве информацию, думающий человек постоянно «просматривает», осмысливает, оценивает, обновляет, структурирует и перестраивает в процессе активной ин-

теллектуальной деятельности. Соответственно, рассмотрению и оценке подвергаются и источники информации (объекты и явления действительности), входящие в состав того или иного подпространства. А поскольку все подпространства существуют в едином информационном пространстве человека, управляемом его мыслительной системой они не могут быть совершенно изолированы друг от друга. Обрабатывая воспринимаемые потоки информации, интеллектуальная система человека заставляет различные информационные подпространства вступать в некий «диалог» между собой. Такой процесс, инициируя изменение в одном информационном подпространстве, влечет за собой модификации в других подпространствах, что, в свою очередь, вызывает трансформацию всей структуры информационного пространства человека.

Необходимо подчеркнуть, что структурная организация информационного пространства - важное условие устойчивости процессов взаимодействия, в ходе которых постепенно складываются отношения человека к реальности, возникают устойчивые связи и взаимосвязи, указывающие на то, что структуризация - процесс созидательный. Следуя философским законам структурности, можно говорить о качественном изменении пространства при выстраивании структуры, поскольку «структурные изменения, накапливаясь в объекте до определенной меры и ее границы, неизбежно ... приводят объект изменения к коренному преобразованию качества данного объекта». [6]. Стабилизация, расширение, сужение информационного пространства человека связана с динамикой его интеллектуально-личностно-деятельностного развития, поскольку «мир обретает пространственное измерение по мере становления личности. Личность существует, пока она подвергается (и подвергает себя, и мир вокруг) структуризации, которая есть не единовременный, дающий в результате некоторую организацию, акт, или цепочка актов, но непрерывный процесс». [12]

Следовательно, для становления личности человека, реализации заложенного природой потенциала, конструируемое им информационное пространство, должно быть не просто местом бытия, а неким полем напряженности (как совокупной взаимосвязи потребностей и мотивов, желаний и интересов, целей,

смыслов и ценностей), которое инициирует развитие личности, и этой же развивающейся личностью, в свою очередь, структурируется. Такое пространство, с одной стороны, образовывается человеком как пространство включенности в широкий, реально существующий информационный мир, а с другой - как пространство, ограничивающее негативные влияния внешнего мира. Таким образом, основой для формирования информационного пространства человека служит широкая информационная среда окружающего мира, а состав и содержание этого пространства определяется в процессе деятельностного освоения человеком объектов, событий и явлений этой среды и регулируется уровнем развития его личности.

Убежденность в том, что деятельностное освоение человеком соответствующей информационной среды является ключевым условием создания им своего информационного пространства, позволяет предполагать, что информационное пространство человека репрезентируется его деятельностью, то есть оно начинает проявляться, оформляться, строиться и развиваться в процессе и посредством деятельности. Следовательно, «увидеть» это пространство - определить его структуру, выявить связи и отношения компонентов, установить степень разветвленности коммуникативных процессов - возможно только сквозь «призму» деятельности - оценивая и уровень владения разнообразными умениями, составляющими операциональную сферу деятельности, и степень самостоятельности, осознанности и мотивированности осуществления ее целенаправленного процесса. При этом, в качестве главных «маркеров» нахождения границ информационного пространства человека, выступают методы деятельности (как способы выполнения деятельности и как способы ее организации), отслеживая (выделяя, фиксируя, классифицируя) которые можно обнаруживать динамику развития этого пространства. Иным способом зафиксировать наличие и степень изменения такого пространства, практически невозможно, поскольку информационное пространство человека - это его субъективное отношение к информационной действительности, это способ и форма его собственного существования и действования в реальном информационном мире на основе осо-

бенного информационного восприятия и понимания действительности и сложившегося информационного мировоззрения.

Опираясь на исследования К. Левина [4], который считал основными характеристиками жизненного пространства личности степень его структурированности и интегрированности, широту временной перспективы, а также степень проницаемости его границ, и принимая во внимание все вышеизложенное, назовем ряд основных характеристик информационного пространства человека. Эти характеристики могут изменяться под влиянием средовых и внутрилично-стных факторов (в частности, интеллектуально-личностно-деятельностного развития человека):

а) протяженность (широта, объем) - определяется по количеству тех областей информационной среды, которые нашли отражение в информационной картине мира человека, послужили основой формирования его информационного мировоззрения;

б) структурность - связана с восприятием связей между объектами, событиями и явлениями информационной среды и их категоризацией по степени значимости для субъекта;

в) дифференцированность и интегрированность - разделение и объединение отдельных компонентов пространства, регулируемое самим субъектом;

г) многомерность - задается субъективным видением и восприятием информационной реальности человеком;

д) проницаемость границ - открытость информационному потоку извне и ответному потоку со стороны субъекта пространства (может быть двухсторонняя хорошая или плохая проницаемость, или односторонняя, при которой информация в одну сторону поступает хуже, чем в другую).

Таким образом, обобщая приведенные суждения, можно сделать вывод об объективности существования информационного пространства человека, основными характеристиками которого служат: протяженность (широта, объем), структурность, дифференцированность и интегрированность, многомерность, проницаемость границ. Рассматривая эти компоненты, можно обоснованно

предполагать, что формируется такое пространство непосредственно самим человеком: его самостоятельной деятельностью, выстраиванием его отношений к окружающему и с окружающими, его пониманием и личностными смыслами, приобретаемыми в процессе личного взаимодействия с миром. Поэтому извне можно только помогать человеку в конструировании этого пространства, вовлекая его в процесс активного познания мира, поддерживая его стремления к исследованию и преобразованию действительности путем деятельностного освоения им потенциала информационной среды.

Очевидно, что человек вполне самостоятельно может постигать сложность реального информационного мира, выстраивая к нему свое отношение, осваивая различные виды деятельности, постепенно продвигаясь в своем развитии. Вместе с тем, процесс познания можно не только ускорить, но и существенно изменить его качество, используя возможности специально создаваемых с этой целью условий образования. Такого образования, которое воспитывает в человеке умение вдумываться, оценивать и понимать окружающую действительность, ориентироваться в ней, не теряя самостоятельности своего мышления, «соблюдая возможное беспристрастие в своей оценке и стремясь проникнуть мыслью не только в форму явлений и даже не только в формы жизни вообще, а в ее глубины, ее основы». [7, с. 249]

Библиографический список

1. Абдеев, Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: Владос, 1994. - 336 с.

2. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - ЦКЬ: http://www.vedu.ru/BigEncDic/

3. Зинченко, В.П. Живое Знание. Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. Изд. 2, Ч. 1. - Самара, 1998. - 216 с. [Электронный ресурс]. - ЦКЬ:

http://psychlib.ru/mgppu/ZZHz-1998/ZJZ-001.HTM

4. Колин, К.К. Информационный подход как фундаментальный метод научного позна-ния//Межотраслевая информационная служба /ВИМИ, 1998, вып. 1(102). - С. 3-17. [Электронный ресурс]. - ЦКЬ: http://www.philosophy.ru/scm/TEZ/25.doc

5. Левин, К. Теория поля в социальных науках. СПб.: Речь, 2000. - 368 с.

6. Нехаев, С. А., Кривошеин, Н.В. Основные определения и понятия прикладной интер-нетики. - Москва, ВЭБ-ПЛАН Групп. - 2001. - 24 с. [Электронный ресурс]. - ЦКЬ: http://www.uprav.biz/materials/info/view/2185.html

7. Разумовский, О.С. Структура. [Электронный ресурс] - ЦКЬ:

http://www.chronos.msu.ru/

8. Рубакин, Н.А. Письма к читателям о самообразовании // Мудрость воспитания/ Сост. Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. - М.: Педагогика, 1988. - 288 с.

9. Словарь терминов. Философия. [Электронный ресурс]. - URL:

http://www.slovari.info/philosophical/641.html

10. Советский энциклопедический словарь/ Гл. ред. А.М. Прохоров - М.: Советская энциклопедия, 1984. - 1600 с.

11. Толковый словарь русского языка/ Под ред. Н.Ю. Шведовой. [Электронный ресурс] - URL: http://www.ozhegov.org/words/34225.shtml

12. Урсул, А.Д. Информация, Методологические аспекты. - М.: Наука, 1971 - 293 с. [Электронный ресурс] - URL: http://www.burnlib.eom/x/a-d-ursul-informacsiya/

13. Эшби, У.Р. Конструкция мозга. Происхождение адаптивного поведения - М.: Издательство иностранной литературы, 1962. - 397 с. [Электронный ресурс] - URL:

http://ru.dleex.com/read/10020

14. Яковлев, Л. С. Топологизация жизненного пространства /Единство места времени и действий. Сборник статей, 2002. [Электронный ресурс] - URL: http://www.i-

u.ru/biblio/archive/yakovlev mikeshina edinstvo/

Bibliography

1. Abdeev, R.F. Philosophy Information Civilization. - М.: VLADOS, 1994. - 336 p.

2. Eshbi, U.R. A Brain Design. Adaptive Behavior Origin [Electronic Resource]. - М.: Publishing House of the Foreign Literature, 1962. - 397 p. - Access Mode:

http://ru.dleex.com/read/10020

3. Great Encyclopedic Dictionary [Electronic Resource]. - Access Mode: http:// www.vedu.ru/BigEncDic/

4. Kolin, K.K. Information Approach As a Fundamental Method of Scientific Knowledge //

Interbranch Information Service / VIMI, 1998, Release 1 (102). - P. 3-17. [Electronic Resource]. -

Access Mode: http:// www.philosophy.ru/scm/TEZ/25.doc

5. Levin, K. Field Theory in Social Sciences. - SPb.: Speech, 2000. - 368 p.

6. Nekhaev, S.A., Krivoshein, N.V. Basic Definitions and Concepts of AppliedInternet

Science. - Moscow, the WEB PLAN of Groups [Electronic Resource]. - 2001. - 24 p. - Access

Mode: http:// www.uprav.biz/materials/info/view/2185.html

7. Razumovsky, O.S. Structure [Electronic Resource]. - Access Mode: http://

www.chronos.msu.ru/

8. Rubakin, N.A. Letters to Readers About Self-Education // Wisdom of Education / Comp. by B.M. Bim-Bad, E.D. Dneprov, G.B. Kornetov. - М: Pedagogics, 1988. - 288 p.

9. Terms Dictionary. Philosophy [Electronic Resource]. - Access Mode: http://

www.slovari.info/philosophical/641.html

10. The Explanatory Dictionary of the Russian Language / Under the Editorship of N.Yu. Shvedova [Electronic Resource] - Access Mode: http:// www.ozhegov.org/words/34225.shtml

11. The Soviet Encyclopedic Dictionary / Editor-in-Chief A.M. Prokhorov. - М.: The Soviet Encyclopedia, 1984. - 1600 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Ursul, A.D. Information, Methodological Aspects. - М.: Science, 1971. - 293 p. [Electronic Resource]. - Access Mode: http:// www.burnlib.com/x/a-d-ursul-informacsiya/

13. Yakovlev, L.S. Vital Space Topologization / Unity of Place, Time and Actions. Collection of Articles, 2002 [Electronic Resource]. - Access Mode: http:// www.i-

u.ru/biblio/archive/yakovlev mikeshina edinstvo/

14. Zinchenko, V.P. Live Knowledge. Psychological Pedagogics. Materials for the Course of Lectures. 2nd Edition, Part 1 [Electronic resource]. - Samara, 1998. - 216 p. - Access Mode:

http://psychlib.ru/mgppu/ZZHz-1998/ZJZ-001.HTM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.