Научная статья на тему 'Информационное общество: современный этап развития новой экономики'

Информационное общество: современный этап развития новой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7997
583
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мир новой экономики
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) / INFORMATION & COMMUNICATION TECHNOLOGIES (ICT) / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / INFORMATIZATION / ГОСУСЛУГИ / GOVERNMENT SERVICES / ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ / TRANSPARENCY / ИНТЕРНЕТ-ЭКОНОМИКА / INTERNET ECONOMY / ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМА / INTERNET ADVERTISEMENT / БАНКИНГ / BANKING / ИНТЕРНЕТ-ИНВЕСТИРОВАНИЕ / INTERNET-INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куприянова Людмила Михайловна, Ефимова Ольга Николаевна

Статья посвящена постиндустриальной стадии развития мирового рынка информационной экономике, обусловленной повышением роли информации и информационно-технических средств в общественной и экономической жизни, в разрезе инструментов рынка и эффективности распространения информации среди его участников благодаря электронным средствам обработки и передачи данных. Дана оценка новых экономических отношений интернет-экономики в глобальной информационно-телекоммуникационной сети. Сделаны выводы о расширении преимуществ пользователей, формировании конкурентной среды, обеспечении быстродействия и прозрачности экономической информации, повышении эффективности рыночных механизмов. Ускоренному развитию информационного общества в России могут способствовать удешевление ИТ-услуг и конкурентное повышение качества обслуживания операторами связи и поставщиками оборудования, переподготовка кадров и внедрение новейшего оборудования. Проведен анализ роли Российского государства в информатизации общества. Обоснована необходимость привлечения значительных ресурсов на развитие ИКТ в регионах и скоординированное реформирование на федеральном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SOCIETY: THE MODERN STAGE OF DEVELOPMENT OF THE NEW ECONOMY

The article is concerned with post-industrial stage of world market development that of information economy with its growing role of information and technology in the society and details the market instruments and underlines the effectiveness of data distribution among market players thanks to electronic means of data processing and exchange. The authors assess new economic relations of the Internet economy in global information and telecommunication web. It is concluded that user advantages are growing and the competition environment is forming, the means providing the swiftness and transparency of economic information appear and market mechanics efficiency is increasing. The accelerated development of information society in Russia depends on consistent cheapening of IT-services and competitive rise of the quality of communication operators’ and equipment suppliers’ services. Analyzed is the role of Russian government in the informatization of society. The article validates the necessity to mobilize substantial resources to develop ICT in regions and coordinated reforms on federal level.

Текст научной работы на тему «Информационное общество: современный этап развития новой экономики»

УДК 336.2

информационное общество: современный этап развития новой экономики

КУПРИЯНОВА ЛЮДМИЛА МИХАЙЛОВНА

канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры «Экономический анализ» Финансового университета, Москва E-mail: [email protected].

ЕФИМОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА

ассистент кафедры «Микроэкономика» Финансового университета, Москва E-mail: [email protected].

Аннотация. Статья посвящена постиндустриальной стадии развития мирового рынка - информационной экономике, обусловленной повышением роли информации и информационно-технических средств в общественной и экономической жизни, в разрезе инструментов рынка и эффективности распространения информации среди его участников благодаря электронным средствам обработки и передачи данных. Дана оценка новых экономических отношений - интернет-экономики в глобальной информационно-телекоммуникационной сети. Сделаны выводы о расширении преимуществ пользователей, формировании конкурентной среды, обеспечении быстродействия и прозрачности экономической информации, повышении эффективности рыночных механизмов. Ускоренному развитию информационного общества в России могут способствовать удешевление ИТ-услуг и конкурентное повышение качества обслуживания операторами связи и поставщиками оборудования, переподготовка кадров и внедрение новейшего оборудования. Проведен анализ роли Российского государства в информатизации общества. Обоснована необходимость привлечения значительных ресурсов на развитие ИКТ в регионах и скоординированное реформирование на федеральном уровне. ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), информатизация, госуслуги, транспарентность, интернет-экономика, интернет-реклама, банкинг, интернет-инвестирование.

information society: the modern stage of development of the new economy

KUPRIYANOVA LYUDMILA MIKHAYLOVNA

PhD in Economic, Associate Professor of Department of economic analysis of Finansial University, Moscow E-mail: [email protected]

EFIMOVA OLGA NIKOLAEVNA

Assistant Professor Of Department of microeconomics of Finansial University, Moscow E-mail: [email protected]

Abstract. The article is concerned with post-industrial stage of world market development - that of information economy with its growing role of information and technology in the society - and details the market instruments and underlines the effectiveness of data distribution among market players thanks to electronic means of data processing and exchange. The authors assess new economic relations of the Internet economy in global information and telecommunication web. It is concluded that user advantages are growing and the competition environment is forming, the means providing the swiftness and transparency of economic information appear and market mechanics efficiency is increasing. The accelerated development of information society in Russia depends

on consistent cheapening of IT-services and competitive rise of the quality of communication operators' and equipment suppliers' services. Analyzed is the role of Russian government in the informatization of society. The article validates the necessity to mobilize substantial resources to develop ICT in regions and coordinated reforms on federal level.

Keywords: information & communication technologies (ICT), informatization, government services, transparency, Internet economy, Internet advertisement, banking, Internet-investments.

Начиная с середины прошлого века информация стала оказывать большое влияние на развитие многих стран, особенно в плане экономики, и определять их потенциал. Наступила новая эпоха, получившая название «информационное общество». Признаками нового этапа развития рыночной экономики стали заметное ускорение технического прогресса, автоматизация труда, увеличение спроса и предложения в сфере услуг и секторе информации, появление нового типа используемых в производстве ресурсов, влияющих на производительность труда и издержки. Инновации оказали особое влияние на рыночную экономику. Появление глобальной сети Интернет и развитие компьютерной техники способствовали возникновению новых экономических понятий. Электронные платежи, интернет-торговля, электронные деньги и многие другие новации прочно вошли в повседневную жизнь общества.

Современное российское общество стало участником происходящих изменений. Для изучения экономических процессов в условиях информатизации важно понимать роль информационного ресурса и степень его влияния на экономику государства. Такой подход позволит выявить возможности, которые открывает информатизация для развития разных стран, понять, какой социальный и экономический эффект оказывают информационные технологии на жизнь современного общества, а также раскрыть существующие проблемы и обозначить пути их решения.

Один из наиболее важных видов экономических систем современного общества — рыночная экономика, сформировавшаяся в XVIII в. в результате разделения труда и появления частной собственности. Рыночная экономика основана на эквивалентных товарно-денежных отношениях, господстве частной формы собственности, свободной конкуренции производителей и граждан. Она прошла этапы классического капитализма, смешанной и социальной рыночной экономики.

Смешанной называется экономика, функционирующая на основе рыночного механизма и государственного вмешательства, его влияния на спрос и предложение на макроэкономическом уровне, на достижение сбалансированности в экономике развития отдельных регионов или отраслей, на развитие систем социальной защиты.

Социальная рыночная экономика — это наиболее развитая форма рыночной экономики, в которой принцип свободы, рыночного хозяйствования сочетается с социальным порядком и социальным прогрессом. Она нацелена на решение как экономических, так и социальных задач в обществе.

В целом для рыночной экономики характерна постиндустриальная экономическая система. Переход к ней был осуществлен путем научно-технической революции. В 50-70 гг. XX в. постиндустриальной фазе исторического развития цивилизации предшествовало формирование информационного общества, в котором большинство работников вовлечено в производство, хранение, переработку и реализацию информации. Информационное общество связано с развитием информатики, кибернетики, повышением роли информации и информационно-технических средств в разных сферах общественной жизни, в том числе и экономической (рис. 1).

В информационном обществе экономический потенциал зависит от качества, объема информации и ее использования. На современном этапе развития общества информационные ресурсы играют стратегически важную роль. Информация является ведущим предметом и средством труда, находит свое вещественное воплощение во всех факторах и продуктах общественного производства и является составной частью валового внутреннего продукта. Наличие информации стало влиять на производительность всех остальных факторов производства.

Для экономики информационного общества характерны следующие черты:

Возрастание роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества

Л

Рост числа людей, занятых в секторе информации

Использование информационных технологий: телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, электронных СМИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Создание глобальных информационных сетей

Л

Рост доли информационного сектора в ВВП

Создание электронного государства и правительства, цифровых рынков

Рис. 1. основные черты информационного общества

• сокращение времени удвоения научных знаний — к началу XIX в. знания удваивались каждые 50 лет, к середине XX в. — каждые 10, к 1970 г. — 5, а к 1980 уже 2,5 года;

• затраты на производство, хранение, передачу и обработку информации, превышающие затраты на производство материальных благ;

• стремительное увеличение доли занятых в сфере информационных технологий, коммуникаций и в производстве товаров и услуг;

• развитие информационной экономики, цифровых рынков, электронных хозяйствующих сетей;

• превращение информации в новую экономико-хозяйственную категорию;

• развитие массового инвестирования без посредников.

Одним из важных инструментов рынка информационного общества становятся электронные средства обработки и передачи информации, что придает ему большую гибкость, быстродей-ственность, эффективность. Вместе с этим раздвигаются временные и пространственные рамки, расширяя возможности участников рынка; формируется новая конкурентная среда. Благодаря быстрому распространению коммерческая информация в кратчайшие сроки становится доступной широкому кругу участников рынка. Такой подход обеспечивает его целостность и формирование равновесных рыночных цен. Вместе с тем возрастающее значение информации и технологий способствует возникновению

барьеров для входа на рынок, монополизации экономики.

Можно заключить, что для экономики информационного общества характерны стремительный рост объема информации, знаний, информационных услуг, их высокая степень влияния на все экономические процессы и жизнедеятельность людей в целом. С развитием информационных технологий связано возникновение и развитие новых рыночных инструментов: электронных коммуникаций, средств учета и обращения. Все это находит применение в различных сферах экономики, одной из которых являются экономические отношения, возникающие в глобальной информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

интернет-сектора экономики

В настоящее время широкое использование в экономике получили технологии, основанные на использовании сервисов сети Интернет. К их числу относятся: интернет-торговля, интернет-реклама, банкинг-технологии, интернет-инвестирование, портальные решения в сфере государственных финансов. Новые подходы расширяют возможности рыночной экономики, дают преимущества пользователям, способствуют формированию конкурентной среды и повышению эффективности рыночных механизмов, обеспечивают быстродействие и транспарентность экономической информации.

Большой интерес представляют знаковые примеры влияния строящейся интернет-экономики на банковский сектор. Во-первых, на мировом уровне это конец «эпохи банковской тайны»: в мае 2014 г. группа государств — членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и 13 других стран подписали декларацию о внедрении системы автоматического обмена налоговой информацией. В экономике таких стран, как Сингапур и Швейцария, значительное место занимает банковский сектор, во многом поддерживающийся принципом тайны вклада, который защищает сведения о клиентах кредитных организаций и позволяет злоупотребления с целью облегчить налоговое бремя. Политика отказа в предоставлении информации на основании права клиентов банка на неприкосновенность частной жизни сделала швейцарские и сингапурские банки привлекательными для вкладчиков, однако позволила утаивать доходы в случае финансовых махинаций. Внедряемая электронная система будет автоматически, без предоставления запроса, собирать информацию о вкладах на ежегодной основе. Параллельно ужесточается контроль над переводом активов в «налоговые гавани», вводится автоматический обмен информацией между налоговыми службами разных государств и продолжается борьба с офшорами (через публикацию отчетов транснациональных корпораций по каждой стране в отдельности)1. Совершенно очевидно, что программа ОЭСР, по плану вводимая в действие в 2015 г., была бы попросту технически невозможна без современных глобальных ИКТ.

Во-вторых, устаревают действующие системы скоринга для принятия банками решений о выдаче кредита по единой ставке. Внедряются новые системы Risk Based Pricing (RBP), старт развития которых по всему миру пришелся на начало 2000-х гг. — таких как германская SCHUFA (Общество защиты безопасности кредитов) и др. В основе системы лежат кредитные рейтинги. Рейтинги рассчитываются различными бюро кредитных историй для каждого заемщика. Например, в США кредитный рейтинг FICO Score является наиболее популярным. Он разработан компанией Fair Isaac Corporation и отражает вероятность дефолта заемщика по своим обязательствам. По рейтингу от бюро кредитных историй и собственной

1 См. http://top.rbc.ru/economics/06/05/2014/922320.shtml.

статистике банк определяет, сколько клиентов с таким рейтингом допустили дефолт, и при формировании ставки исходит из этих данных, а также из социально-демографических характеристик заемщика и целей кредита.

До недавнего времени внедрить такую систему в России не представлялось возможным — первые бюро кредитных историй появились только в 2005 г., поэтому банки использовали простейший скоринг — на основе данных о заемщике.

На сегодняшний день о запуске механизма индивидуального назначения ставок заявили несколько крупных банков, в том числе Сбербанк, Промсвязьбанк, Альфа-банк, ВТБ 24, Райффайзенбанк, ОТП Банк. Постепенно Risk Based Pricing внедрят все банки, которые работают с населением, однако сейчас внедрение системы оценки рисков заемщиков затруднено, поскольку нет единой базы данных бюро кредитных историй. По оценкам специалистов, такая система будет создана в России в течение двух-трех лет. В результате устаревшие кредиты с поручительством третьих лиц полностью исчезнут, и через пять-семь лет банковский рынок может быть разделен на две неравные части. Массовые банковские продукты будут продавать несколько крупнейших банков, при этом региональным и частным банкам придется стать нишевыми игроками и продавать не столько кредиты, сколько решение финансовых проблем, превратиться в финансовых советников и работать по стандарту обслуживания частных банков, который сейчас доступен только VIP-клиентам2.

Таким образом, в средне- и долгосрочной перспективе внедрение глобального сбора, обработки и предоставления информации на принципах прозрачности и достоверности и на базе современных ИКТ приведет к структурному изменению всего банковского сектора и качественному росту предоставляемых услуг как по номенклатуре, так и по потребительским свойствам.

Одним из видов ИТ-инструментов является интернет-торговля. Данная новация нашла широкое применение в розничной торговле, на финансовом рынке, в сфере государственных закупок. Самый распространенный способ розничной торговли — интернет-магазины. Они позволяют покупателям оперативно получать

2 См. Forbes.ru: http://www.forbes.ru/Hchnye-dengi/banki/65358-finansovaya-evolyutsiya.

расширенную информацию об интересующих товарах и осуществлять покупки, не выходя из дома. Для продавцов это возможность предлагать свой товар более широкому кругу покупателей, получать информацию о существующем спросе, экономить средства на аренде торговых площадей и содержании большого штата сотрудников. Еще один заслуживающий внимания аспект — фактическая независимость интернет-торговли от государственных границ и наличия или отсутствия у продавцов регистрации в качестве предпринимателей.

Потенциально каждый пользователь глобальной сети при необходимости может совершить покупку любого предлагаемого к продаже интернет-товара, зачастую — напрямую, минуя всяческих посредников и экономя средства, или продать какой-либо товар. Таким образом, нивелируется эффект различных ценовых дискриминаций, например географических. Даже с учетом возрастающих расходов на доставку (включая таможенные сборы и страхование груза) конечный потребитель получает значительную выгоду. Разумеется, это вызывает соответствующую реакцию крупных продавцов-импортеров и защищающих их интересы органов власти. В качестве примера стоит привести недавний российский законопроект о введении дополнительных налогов на покупки физических лиц в интернет-магазинах за границей и/или снижение установленного в настоящее время таможенного лимита в 1000 евро на человека в месяц на покупки для личных нужд. Законодательная инициатива преподносится как стимулирующая, однако фактически лишь существенно ограничит права физических лиц-покупателей на получение качественных товаров по разумным рыночным ценам, а также ослабит конкуренцию в сфере торговли товарами, не производимыми на территории РФ3.

В интернет-торговле широкое применение нашла интернет-реклама. Она обладает рядом преимуществ по сравнению с обычной рекламой: активное взаимодействие с потребителями и получение от них обратной информации с помощью того же средства передачи информации; возможность рекламодателя с легкостью предоставить, а потребителю получить точную информацию о продукте; относительно низкая

3 Российская общественная инициатива: https://www.roi. ги/6536/.

стоимость размещения рекламы в сети Интернет; возможность легкого и точного измерения количества обратившихся к данному рекламному объявлению.

С точки зрения покупателя формирование целевой аудитории для интернет-рекламы, особенно адресной, зачастую проводится некорректными способами, затрагивающими права граждан на защиту частной информации, например скрытыми механизмами автоматического слежения за работой пользователя в сети и вводимыми данными в поисковые поля и поля форм. Так, просмотрев видеоролик фестиваля культуры, пользователь Интернета рискует обнаружить на следующий день в электронном почтовом ящике предложения от продавцов авиабилетов, этнической одежды, танцевальных студий и т.п. Определенно можно сделать вывод, что интернет-реклама интенсифицирует как достоинства, так и все недостатки рекламы традиционной.

На фондовом рынке новым инструментом торговли стал интернет-трейдинг. Это деятельность по управлению инвестициями посредством Интернета, покупка и продажа ценных бумаг через Интернет. Пользователями интернет-трейдинга являются люди, имеющие свободные денежные средства и желающие их разместить на рынке ценных бумаг максимально удобно, быстро и комфортно для себя. Такие пользователи обращаются к посреднику — интернет-брокеру, который предоставляет часть или все свои услуги с использованием сети Интернет. Таким образом, с одной стороны, повышается общий объем инвестиций, средний доход частных инвесторов и создаются новые рабочие места в финансовой сфере, а с другой — эти деньги недополучает реальный сектор, остро нуждающийся в инвестициях, так как большая часть интернет-инвестиций — спекуляционная, связанная с колебаниями стоимости акций и курсов валют соответственно.

Значимым этапом в развитии интернет-экономики стало использование новых технологий в сфере государственных закупок. Для государственных нужд широко используются электронные торги. Данный подход нашел применение и в нашей стране. В 2011 г. был создан сайт для размещения информации о заказах на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. На данном ресурсе государственные заказчики размещают информацию о закупках для государственных нужд. Более широкий круг поставщиков

и подрядчиков может принять участие в конкурсных процедурах, а граждане и контролирующие органы — осуществлять контроль над бюджетными расходами. Так формируется здоровая конкурентная среда и повышается эффективность расходования бюджетных средств.

Важным инструментом в интернет-экономике стало внедрение современных платежных механизмов. В настоящее время в России доля наличного денежного обращения в 2 раза больше, чем в европейских странах. Современные платежные механизмы в виде банковских пластиковых карт позволят снизить данный показатель. Преимуществом данной новации являются оперативность, удобство и надежность применения при расчетах с поставщиками и подрядчиками, проведении налоговых платежей, оплате государственных пошлин, штрафов, пеней. Новое средство — электронные деньги удобно использовать при осуществлении массовых платежей небольших сумм. Процесс осуществляется быстро, не возникает очередей, деньги мгновенно переходят от плательщика к получателю. Преимущества электронных денег: высокая портативность, низкая стоимость эмиссии, снижение воздействия человеческого фактора в момент платежа, качественная однородность, безопасность, а также их глобальность. При этом рынок платежных систем конкурентен на отечественном и мировом уровнях, где преобладают неценовые формы соперничества за клиента по обеспечению надежности и степени защиты от краж и махинаций, скорости предоставления услуг, географическому охвату и эргономичности, простоты перевода средств на счета платежной системы и обратно — из наличных средств и средств на счетах в банках, а также возможности конвертации в распространенные валюты. Ценовая конкуренция проявляется в размере тех или иных комиссий за услуги платежной системы: разовые, абонентские; за конвертацию валюты и пр. В целом платежные системы в сети Интернет позволяют существенно снизить тран-закционные издержки по расчетам на международном уровне.

Интернет-технологии в настоящее время обеспечивают транспарентность в сфере государственных финансов. Портальные решения реализуются в целом ряде государственных информационных систем, таких как Общероссийский официальный сайт для размещения информации о государственных закупках; Официальный сайт

о государственных учреждениях; Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах; Система ключевых показателей исполнения бюджета и др.

Названные ресурсы обеспечивают доступность и прозрачность информации для граждан, органов власти, Правительства и Президента РФ. Такой подход способствует повышению эффективности бюджетных расходов, обеспечивает осуществление общественного контроля над деятельностью государственных и муниципальных учреждений [1].

Подводя итоги, можно выделить три взаимосвязанных направления влияния интернет-технологий на экономику и рынок. Во-первых, максимальное расширение границ целевой аудитории всех рынков — до масштаба планеты. Во-вторых, создание, накопление и применение единых баз данных в целях продвижения товаров, анализа и управления рисками, совершения информированного выбора, выявления статистических закономерностей. В-третьих, постоянное увеличение прозрачности информации как со стороны предпринимателей, так и со стороны потребителей, возводимое в ранг нового обычая делового оборота, где не закреплено законодательно. Так проявляется механизм рыночной саморегуляции, «прозрачная» репутация становится весомым конкурентным преимуществом.

Таким образом, сегодня интернет-технологии открыли новые возможности для рыночной экономики. Имея широкий круг пользователей по всему миру, глобальная сеть позволила обеспечить оперативность, надежность и быстродействие целого ряда экономических процессов и придала новые свойства современному рынку в информационном обществе.

Переход к информационному обществу

Информационные технологии — это процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Важнейшим событием, способствующим переходу общества к новому информационному типу, является появление в середине XX в. первых электронно-вычислительных машин и дальнейшее их развитие. Компьютеры должны были обеспечивать вычи-

35,0 30,0 25,0

Пр

оц 20,0 ен

ты 15,0 10,0 5,0 0,0

29,7

12,1 10,7

6,7 4,9

0,3

2009

26,1

10,5 -Ж

10,5

6,0

2010

26,8

10,2 10,2

5,0

4,6

0,3

2011 Годы

26,3

10,1 -Ж-

9,8

4,4

4,3

2012

A 26,9

В 10,2 С 9,7

D 4,2

П

E 0,3 »

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2013

■Россия -■- Германия -А- Великобритания^«- Япония -Ж- США -•- Китай

Рис. 2. Доля информационно-телекоммуникационных технологий в общем экспорте товаров

в период с 2009 по 2013 г.

сления, автоматизировать сбор данных и распределение результатов обработки.

Смена поколений ЭВМ приводила к расширению круга решаемых задач, сфер применения и к росту их вычислительной мощности: быстродействия и объема памяти. Новация способствовала упрощению деятельности человека, обеспечив универсальное хранение, обработку и передачу информации разных объемов. Следующим этапом стало появление всемирной компьютерной сети — Internet — и ее стремительное развитие от простой электронной почты до появления в середине 90-х гг. XX в. сетевой службы World Wide Web с постоянно растущим спектром возможностей и кругом пользователей.

Наиболее активный переход от индустриального типа общества к информационному происходил в США. Именно здесь зародились первые компании, производящие и использующие информационные технологии. Использование математических методов и современных компьютерных технологий в экономике позволило с помощью специальных программ проводить моделирование различных экономических систем в их развитии; улучшить экономическое планирование и прогнозирование, повысить эффективность управления материально-техническим обеспечением производства, сбыта готовой продукции, бухгалтерского учета.

Исследования показывают, что экономический рост развитых стран напрямую зависит от объемов использования информационных технологий. Для того чтобы, например, добиться роста экономики на 1%, достаточно перераспределить трудовые ресурсы страны на 7% в сторону развития сферы информационных технологий [2]. Во многих иностранных государствах (США, развитые страны Западной Европы и Юго-Восточной Азии) информационные технологии используются для ресурсосберегающих и энергоэффективных технологий производства, медицины, генной инженерии, нанотехнологий. На рис. 2 графически изображена динамика доли информационно-телекоммуникационных технологий в общем экспорте товаров разных стран с 2009 по 2013 г. [3].

Из графика видно, что наибольшая доля экспорта ИКТ в 2013 г. принадлежит Китаю (А) — 26,9%. Примерно на одинаковых позициях находятся США (В) и Япония (С) — около 10%. Одинаковы позиции Германии и Великобритании ф) — 4,2%. Россия в этом списке занимает отстающую позицию. В 2013 г. доля экспорта ИКТ в России (Е) составила лишь 0,3%.

Информатизация предполагает широкое использование информационных технологий в самых разных сферах человеческой деятельности. Основная цель информатизации — повышение эффективности общественного производства всех

х

I

ф ^

о с^ с ш

100,0 90,0 80,0 70,0 60,0 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 0,0

91,0

70

85,9 Б

76,5

б"

,5

84,1

77,2

87,8 891

46

,9

74,7

,6

75,6

38

,2

90,5

80

47

,9

68,

84,0 84 72,6

4

,8

/

Л?

бГ ,.5?

У

У

¿г

#

сГ

о/ / </

О** ОТ

с1

^ ^ /

Т

4

3

1

□ 2003 □ 2008 □ 2012

Рис. 3. Динамка использования организациями сети интернет

видов продукции и услуг в целях роста социального и экономического уровня жизни населения. В современном российском обществе массовое воздействие информатизации коснулось экономической и социальной сфер, науки, культуры и образования, государственных и правовых институтов.

российский рынок информационных технологий

Формирование российского рынка информационных технологий происходило в 90-е гг. XX в. Именно в тот момент была заложена база формирования и развития частного бизнеса, ориентированного на импорт компьютеров и комплектующих к ним. Произошел выход на российский рынок транснациональных корпораций-произ-

водителей. В результате к концу 90-х гг. в России было ликвидировано отставание от Запада в области технологий и технологических решений. Формирование рынка информационных технологий происходило без особого вмешательства государства.

Рассматривая вопрос о роли информатизации в современном российском обществе, необходимо отметить ее важную социальную роль, которая выражается в расширении спектра и повышении качества государственных услуг, предоставляемых в электронном виде, интеллектуализации свободного времени и его увеличении, повышении роли образования, применении высокотехнологичного медицинского обслуживания, развитии различных электронных сервисов. Возрастает значение информатизации для повышения

эффективности всех видов ресурсов: производственных, трудовых, материальных и интеллектуальных.

Вместе с тем необходимо отметить двойственность ситуации и противоречивость протекания информатизации в России. На фоне бурного развития информационной индустрии и стремительного роста рынка информационных услуг остается весьма актуальной проблема деления общества по принципу доступности информации, которая получила названия «информационная бедность», «информационное неравенство». В нашей стране до недавнего времени многие были лишены возможности доступа к информационным ресурсам и не имели перспектив жизни в информационном обществе. Это люди с низкими доходами, социально незащищенные слои населения. В настоящее время существует информационное неравенство между субъектами РФ, между жителями городов и сельской местности.

Для российской экономики в период с 2011 по 2013 г. характерно отсутствие динамики удельного веса занятых в секторе информационных коммуникационных технологий, который на протяжении 3 лет составлял 2,1% общей численности занятого населения. На фоне высоких показателей, характерных для учреждений и организаций, можно наблюдать невысокий уровень информатизации среди населения [3].

В субъектах Российской Федерации сфера информационных технологий развивалась очень стремительно, происходило становление и развитие информационного общества. Начиная с 2000 г. ежегодный прирост составлял около 25% и превышал среднегодовые темпы роста ВВП и отдельных отраслей. Россия и ее субъекты не сильно отличаются от тех европейских стран, в которых доля сектора информационных технологий составляет около 5% ВВП [4]. Во время начальных этапов развития информационного общества достаточно высокие темпы роста в отрасли информационных технологий были связаны с открытием рынков новой продукции и услуг: сотовой связи, компьютерного оборудования, консалтинга. Но при этом общий уровень развития информационных технологий был низким. Одной из причин «информационного неравенства» является недостаточно высокий уровень социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Сохраняется высокий уровень различия использования

информационных технологий в домашних хозяйствах регионов.

По данным Росстата о количестве организаций, использовавших персональные компьютеры в разрезе субъектов Российской Федерации с 2003 по 2012 г., за 10 лет использование организациями компьютерной техники в России выросло на 9,4%. Одним из важных показателей развития информационного общества является использование организациями сети Интернет. По данным Росстата о количестве организаций, использовавших Интернет в разрезе субъектов Российской Федерации с 2003 по 2012 г., за 10 лет использование организациями Интернета выросло на 43,5%. На рис. 3 показана динамика использования организациями сети Интернет в разрезе федеральных округов Российской Федерации [3].

Как видно из рис. 3, самый низкий показатель использования сети Интернет в 2003 г. (35,6%) наблюдался в Северо-Кавказском федеральном округе, а самый высокий (51,5%) — в Северо-Западном федеральном округе. В 2008 г. самый низкий показатель (68,4%) наблюдался в Сибирском федеральном округе, а самый высокий — в Уральском федеральном округе (80,9%). В 2012 г. самый низкий показатель — в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах (84%), а самый высокий показатель (91%) — в Северо-Западном федеральном округе. Чтобы сохранить и повысить показатели в сфере информационных технологий в субъектах Российской Федерации, были приняты меры для преодоления негативных факторов, влияющих на уровень распространения информационных технологий. Для того чтобы обеспечить ускоренное развитие информационного общества в России, необходимо было значительно снизить стоимость предоставляемых населению услуг и повысить качество обслуживания на основе развития конкуренции между операторами связи и поставщиками оборудования. Важными моментами стали переобучение и переподготовка кадров, внедрение в производство более современного оборудования.

Таким образом, российскому обществу в целях развития информационных технологий в регионах потребовались вмешательство государства, значительные ресурсы и скоординированное проведение изменений на уровне всей Российской Федерации.

В этой связи перед государством встает задача поддержки, расширения и обеспечения

доступности развития информатизации для широких слоев потребителей. В этих целях был принят ряд нормативных правовых актов: Концепция формирования информационного общества в России, Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 07.02.2008, Федеральная целевая программа «Электронная Россия (20022010 годы)», государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)».

Информатизация российского общества на современном этапе призвана сыграть важную роль в построении инновационного сценария развития государства. Внедрение информационных телекоммуникационных технологий должно стать инструментом решения задач модернизации в самых разных сферах: управлении, образовании, здравоохранении, региональном развитии и интеграции в мировое хозяйство, а также задачи повышения качества человеческого капитала и стандартов жизни населения.

Инновационный сценарий призван сформировать новую экономику — экономику знаний и высоких технологий, в число ведущих отраслей которой входят отрасли связи и информационных технологий. Такой подход позволит к 2020 г. в 10 раз увеличить объем услуг связи и более чем вдвое обеспечить рост объема рынка информационных технологий [4].

Таким образом, роль, которую играет информатизация современного российского общества, заключается в повышении качества жизни граждан, развитии экономической, социально-политической и культурной сфер жизни общества, а также совершенствовании системы государственного управления.

Необходимо отметить, что, несмотря на отставание в сфере информатизации от развитых стран, в настоящее время в Российской Федерации идет бурное развитие информационных и телекоммуникационных технологий при серьезной государственной поддержке. В настоящее время в России производство и потребление информации составляют основу эффективного функционирования и развития различных сфер общественной жизни, и прежде всего экономики.

Информатизация российской экономики протекает высокими темпами, несмотря на отставание России от мировых лидеров, поскольку потенциал отечественных информационных технологий реализован не полностью.

В 70-80 гг. XX в. информатизация экономики в России базировалась на производстве отечественной вычислительной техники, которая по своим характеристикам уступала зарубежным аналогам и не была совместима с импортной техникой. Проблемы появления негосударственных источников информации и развития общедоступных баз данных были связаны с идеологическими барьерами и государственной монополией на информацию. Новые информационные технологии внедрялись не в результате заинтересованности хозяйствующих субъектов, а под давлением государства. Достижения науки не были выгодными и окупаемыми.

В процессе перехода к рыночной экономике государственная монополия на информацию была разрушена, и сформированы новые отношения, которые дали мощный толчок информатизации российской экономики. Предпосылками информатизации российского общества стали: существование и развитие рынка, требующего современных средств информатизации; развитие международных экономических отношений и формирование конкурентоспособного международного рынка, соответствующего рынку постиндустриального общества; увеличение спроса на средства коммуникации и вычислительные средства, информационные товары бытового назначения.

В настоящее время существует ряд проблем развития информатизации российской экономики. Россия сохраняет слабые позиции (менее 1%) на мировом рынке электроники. На внутреннем рынке наблюдается низкий уровень конкуренции, а темпы развития отрасли информационных технологий отстают от мировых. Население не владеет достаточным уровнем знаний, умений и навыков для использования компьютерной техники и современных телекоммуникаций. Перечень государственных услуг, оказываемых в электронном виде, узок и не проработан, а граждане плохо проинформированы о порядке их предоставления. Предлагаемые интернет-сервисы не всегда безопасны, отсутствуют единые подходы при обеспечении межведомственного электронного взаимодействия, а информация о состоянии

Рис. 4. схема направлений использования икт

бюджетной сферы труднодоступна широкому кругу пользователей.

Наблюдается разрыв доступности информационных технологий для широкого круга пользователей по региональному и социальному признаку — «информационное неравенство». Услуги интернет провайдеров дороги и для многих жителей сельской местности недоступны по техническим соображениям. Тянуть интернет- коммуникации в далекие регионы и труднодоступные местности бизнесменам невыгодно.

Таким образом, названные проблемы препятствуют повышению эффективности информационных технологий в улучшении качества жизни граждан, повышению конкурентоспособности России на мировом рынке, социально-экономическому, политическому и духовному развитию страны в целом. Они не могут быть решены на уровне отдельных органов власти и требуют непосредственного участия государства в данном процессе.

Рассмотрим, как решаются названные проблемы в современном российском обществе. В целях совершенствования информационного общества в Российской Федерации 20 октября 2010 г. была утверждена государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)». Целью данной программы является получение гражданами и организациями преимуществ от использования информационных технологий. Программа призвана решить следующие задачи.

1. Обеспечить формирование информационной инфраструктуры.

2. Обеспечить высокое качество предоставления электронных госуслуг.

3. Сократить «цифровое неравенство» регионов, ликвидировать информационную изолированность граждан и социальных групп.

4. Развить информационные сервисы в сферах культуры, образования и здравоохранения.

5. Обеспечить возможности осуществления трудовой деятельности дистанционно.

6. Повысить уровень развития технологий защиты информации.

7. Обеспечить высокую степень интеграции в мировое информационное общество.

В целях оценки степени развития информационного общества были разработаны индикаторы развития, которые позволяют оценить процесс его совершенствования: факторы развития информационного общества и показатели использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для развития. К факторам развития информационного общества относятся: человеческий капитал (уровень образования и профессиональной подготовки, информационная грамотность населения); инновационный капитал (ресурсная база НИОКР, результативность НИОКР и инновационной деятельности); инфраструктура и доступ к информационно-коммуникационным технологиям (фиксированной телефонной связи, подвижной сотовой связи, персональных компьютеров и доступа в Интернет и др.); экономическая среда (общее состояние экономики, покупательская способность

Таблица

расчет высвобождаемых ресурсов в связи с оптимизацией структуры Федерального казначейства

№ п/п Наименование показателя Ед. изм. 2011 г. 2012 г. 2013 г. Всего

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Сокращение ЛБО на содержание по статье 220 проц. 3,5 3,5 8,0 15,0

млн руб. 129,6 129,6 296,4 555,6

2 Сокращение ЛБО на содержание по статье 300 проц. 5,0 5,0 10,0 20,0

млн.руб. 65,7 65,7 131,3 262,7

3 Итого проц. 4,3 4,3 9,0 17,6

млн руб. 195,3 195,3 427,7 818,3

Примечание: ЛБО - лимит бюджетных обязательств.

населения, доступность финансовых ресурсов); информационная индустрия, информационная безопасность. На рис.4 приведены направления, по которым оценивается использование информационных технологий.

По результатам мониторинга ключевых индикаторов, в 2013 г. наиболее высокими (свыше 90%) были всего 8 из 79 показателей развития ИКТ. Приведенные данные говорят о том, что задачи совершенствования информационного общества в России еще предстоит выполнить. Особое внимание следует уделить развитию электронной торговли, электронной культуры, внедрению ERP-систем, сетей Экстранет, информационно-справочных терминалов, обеспечению доступности средств мобильного доступа.

Таким образом, совершенствование информационного общества в России позволит не только решить задачи в сфере информационных технологий, но и станет инструментом модернизации в сфере управления, образования, здравоохранения, регионального развития и интеграции в мировое хозяйство, повышения качества человеческого капитала и стандартов жизни населения. Важным фактором в решении этих задач является повышение экономической эффективности современных информационных технологий.

В условиях информатизации российского общества большую актуальность приобрел вопрос повышения эффективности современных информационных технологий. Государственная программа «Информационное общество (20112020 годы)», в рамках которой проводится развитие информационных технологий в России, определяет эффективность как степень достижения

запланированных результатов при условии соблюдения обоснованного объема расходов.

Проведем оценку расходов на развитие информационных технологий. По данным ресурсного обеспечения информационного общества видно, что источником финансирования мероприятий являются: федеральный бюджет, консолидированные бюджеты субъектов РФ, ФГУП «Почта России», юридические лица. Затраты на развитие информационного общества в России с 2011 по 2020 г. составят в общем объеме не менее 1 317 055 725,9 тыс. руб. [4]. Ведомства понимают, как за счет внедрения информационных технологий можно не только автоматизировать свои государственные услуги и функции, но существенно повысить качество и эффективность их выполнения. Кроме того, запущенные в последние годы проекты по развитию электронного правительства стимулируют проведение ведомствами мероприятий по информатизации.

Примером повышения экономической эффективности от проведения мероприятий по развитию информационных технологий в отдельном ведомстве может служить оценка экономического эффекта, полученного в результате оптимизации сети и функций Казначейства России. Перевод на высокотехнологичное программное обеспечение автоматизированной системы Федерального казначейства позволил данному ведомству провести централизацию ряда функций и оптимизировать структуру. В результате сокращения штатной численности в период с 2011 по 2013 г. экономия составила 1414,7 млн руб. [5]. Расчет экономического эффекта от снижения расходов на обеспечение деятельности Казначейства России приведен в таблице.

Рис. 5. статистические данные общероссийского официального сайта www.zakupki.gov.ru

Экономический эффект рассчитан исходя из суммы лимитов бюджетных обязательств по целевой статье расходов 0011500 «Территориальные органы», равной 24 813,6 млн руб. [5].

Согласно данным таблицы, экономия средств на содержание составила 818,3 млн руб. В общей сложности Казначейству России за счет внедрения автоматизированной системы Федерального казначейства удалось сэкономить 2233 млн бюджетных рублей.

Экономический эффект, который достигается с помощью современных информационных технологий, требует выработки методики его оценки. В настоящее время в отечественной практике не сформированы единые подходы к оценке экономической эффективности информационных технологий, недостаточно научно-методическое обеспечение процесса становления информационного общества в Российской Федерации. В формах статистического наблюдения отсутствуют сведения, необходимые для расчета индексов развития информационных технологий и электронного правительства, отсутствуют данные официальной статистики, позволяющие оценить конкретный экономический эффект или полученную экономию в результате внедрения той или иной информационно-технической новации. Тем не менее наличие

экономического эффекта очевидно. Одним из наглядных показателей экономической эффективности современных информационных технологий является использование электронных торговых площадок для государственных (муниципальных) нужд. На рис. 5приведены данные Общероссийского официального сайта www.zakupki.gov.ru.

В результате проведения электронных торгов в 2013 г. было сэкономлено 260 733,9 млн бюджетных рублей [6].

Проведем качественную оценку экономической эффективности современных информационных технологий и обозначим пути ее повышения.

Внедрение информационных технологий в различных отраслях экономики приводит к повышению оперативности, точности и качества выполнения производственных операций; созданию полностью автоматизированных производств; снижению себестоимости и повышению рентабельности производства; повышению конкурентоспособности изделий, товаров и услуг. Автоматизация производственных процессов позволяет снизить стоимость производства, уменьшив расходы на содержание персонала, некачественную продукцию, внутреннюю и внешнюю логистику.

Несмотря на информатизацию российского общества, эффективное использование инфор-

мационных технологий в экономике не достигнуто. Недостаточен уровень использования новаций в разработке, производстве и коммерческой деятельности. Это связано с проблемами финансирования, нехваткой квалифицированных кадров и недостаточным уровнем обучения информационным технологиям в вузах.

В условиях дефицита других ресурсов и благодаря возможностям, открываемым информационно-коммуникационными технологиями, возрастает экономическая роль знаний, что делает их главным ресурсом развития. Распространение информационно- коммуникационных технологий характеризуется всепроникающим характером и скоростью внедрения во все сектора: промышленность, сферу услуг, государственное управление, образование. Оказывают они воздействие и на обыденную жизнь людей. В связи с таким масштабным воздействием можно ожидать высоких темпов экономического роста [7]. Благодаря приоритетному информационному развитию, в последние годы добились успехов в экономике такие страны, как Швеция, Финляндия, Норвегия. По величине ВВП на душу населения они вошли в первую десятку стран мира [8].

Важным проектом России последних лет стало создание «электронного правительства». В настоящее время органы власти постепенно включаются в электронное межведомственное взаимодействие. Данная новация позволит повысить экономическую эффективность информационных технологий и получить экономию средств на транспорт, почтовые услуги, бензин, бумагу и другие расходные материалы, так как взаимодействие органов власти и местного самоуправления будет осуществляться в электронном виде с применением средств электронно-цифровой подписи без использования бумажных носителей [9]. Аналогичный экономический эффект будет достигнут при оказании государственных услуг гражданам и организациям в электронном виде. Оказание услуг через многофункциональные центры на основе автоматизации работы и межведомственного взаимодействия должно привести к сокращению трудозатрат и экономии бюджетных средств. К 2018 г. около 17% государственных услуг будут предоставляться в электронном виде [10]. В целях повышения экономической эффективности информационных технологий в указанном направлении необходимо решить проблему «цифрового неравенства». Доступ к Интернету должен быть свободным для организаций и граждан, независимо от их места нахождения и социального положения.

Возможности новых информационных технологий могут дать существенный социально-экономический эффект при борьбе с безработицей. Примечателен опыт Индии, которая сегодня занимает второе (после США) место на мировом рынке информационных технологий. Индии принадлежит 20% рынка (России — около 1%). Такого результата страна достигла благодаря реализации национальной программы создания крупных центров программирования. Описанный опыт может быть использован в современной России, и по инициативе Президента РФ В.В. Путина такие попытки уже предприняты. Чтобы иметь собственную высокоэффективную отрасль информационных технологий, в России необходимо создать 40-50 крупных специализированных технопарков [2, 10]. Развитие системы «информационного надомничества» могло бы дать работу инвалидам, пенсионерам, безработным. В результате было бы возможно увеличение экономической эффективности информационных технологий в виде повышения доходов населения.

Важным аспектом является подготовка квалифицированных кадров. На фоне роста приобретаемых информационно-технических средств и программного обеспечения «инвестиции в человека» растут незначительно. В целях повышения экономической эффективности информационных технологий необходимо продолжать инвестиции в «человеческий капитал».

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что развитие информационных технологий в России идет быстрыми темпами. Информатизация коснулась всех сфер российского общества. Государство активно поддерживает инновационные процессы, начавшиеся в экономике. На внедрение в России информационного общества направляются немалые финансовые ресурсы. В целях повышения эффективности информационных технологий необходимо принять меры по обеспечению их доступности для широкого круга пользователей (граждан, хозяйствующих субъектов, органов власти) независимо от их местонахождения и социального статуса. Необходимо продолжать развитие отечественного рынка информационных технологий, повышать уровень их использования в разработке, производстве, коммерческой деятельности и проводить подготовку квалифицированных кадров. В будущем такой подход обеспечит высокий уровень жизни граждан и подъем российской экономики в целом.

Оценивая состояние рыночной экономики, следует выделить роль информационных технологий.

Информатизация российского общества на современном этапе призвана сыграть важную роль в построении инновационного сценария развития государства. Внедрение информационных телекоммуникационных технологий должно стать инструментом решения задач модернизации в самых разных сферах: управлении, образовании, здравоохранении, экономике.

На основе проведенных исследований было определено, что для экономики информационного общества характерны стремительный рост объема информации, знаний, информационных услуг, их высокая степень влияния на все экономические процессы и жизнедеятельность людей в целом. С развитием информационных технологий связано возникновение и развитие новых рыночных инструментов: электронных коммуникаций, средств учета и обращения, которые находят применение в различных сферах экономики. Одними из них являются экономические отношения, возникающие в глобальной информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Интернет-технологии открыли новые возможности для рыночной экономики. Имея широкий круг пользователей по всему миру, глобальная сеть позволила обеспечить оперативность, надежность и быстродействие целого ряда экономических процессов, придало новые свойства современному рынку в информационном обществе. Кроме того, рассмотрев процессы развития информатизации за рубежом и в России, стоит отметить, что, несмотря на отставание в сфере информатизации от развитых стран, в настоящее время в Российской Федерации идет бурное развитие информационных и телекоммуникационных технологий. А в будущем реализация инновационного потенциала станет основой эффективного функционирования и развития различных сфер общественной жизни, и прежде всего экономики.

Литература

1. Иванникова О.В., Михайлова Е.В., Руднева Г. А. Казначейские решения на службе общества // URL: http://lipetsk.roskazna.ru/ publications/466/33000.

2. Колосова О. Ю. Информационное общество: социально-экономический аспект // Информационно-коммуникационное пространство и человек: материалы Третьей

междунар. науч.-практ. конференции 1516 апреля 2012 г. Пенза-Москва- Витебск: научно-издательский центр «Социосфера», 2012.

3. Официальная статистика. Наука, инновации и информационное общество / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // URL: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/science_and_innovations.

4. Информационное общество (20112020 годы), Государственная программа Российской Федерации, Распоряжение Правительства РФ от 20.10.2010 № 1815-р.

5. Концепция оптимизации структуры и функций Федерального казначейства: одобрена решением Коллегии Федерального казначейства 27.10.2010// URL: http:// roskazna.ru/ optimizatsiya-struktury-i-funktsiy-federalnogo-kaznacheystva.

6. Официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг // URL: http://www.zakupki.gov.ru.

7. Указ Президента РФ от 30.06.2012 № 918 «Об Управлении Президента Российской Федерации по применению информационных технологий и развитию электронной демократии» // Собрание законодательства РФ. 09.07.2012. № 28. Ст. 3881.

8. Романова А. Н. Информационные системы в экономике: учеб. пособие / под ред. А.Н. Романова, Б.Е. Одинцова. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Вузовский учебник, 2009.

9. Постановление Правительства РФ от 06.02.2010 № 60 «О Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления» // Собрание законодательства РФ. № 7. Ст. 760; СПС «КонсультантПлюс».

10. Информатизация населения как фактор повышения качества жизни. Материалы международной научно-практической конференции. Рязань: Рязанский институт экономики — филиал Санкт-Петербургского университета управления и экономики. Правительство Рязанской области. Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.