development of the region// 1®rEOy VPO "Chuvash state University named I. N. Ulyanov", Cheboksary, Russia, e-mail: [email protected].
10. A. V. Rubanenko Methodology for strategic analysis of socio-economic development of the municipality.
11. Chudaeva V. V. Strategic objectives of socioeconomic development of the Tambov region and the mechanisms for achieving them// Bulletin of TSU, issue 3 (59), 2008. — S. 120-126.
12. I. Ansoff Strategic management. - M.: Economics, 1989.- P. 182-185.
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности
13. Aaker, D. A. Business strategy: from a study of the market environment to develop win-win solutions. — M.: Eksmo, 2007.—P. 174.
14. Zakharova A. A. Development of information system of strategic planning of regional innovative system// Pp. 227-235
15. Kovaleva I. A. Key tasks strategic analysis of regional economy// Vestnik of MSTU, vol 13, No. 1, 2010 pp. 183-186
16. Lavrinenko A. R. Index of innovative development of regions of the Republic of Belarus: methods of construction, and strategic analysis// Herald of Polatsk state University. Series D. — S. 28 - 37.
Блаженкова Н. М.
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Финансы и банковское дело», институт экономики и сервиса ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», Россия, г. Уфа
УДК 33
V
Аль Гарбави Х. Р.
аспирант, институт экономики и сервиса ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», Россия, г. Уфа
ТЕХНОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИЕЙ И СТЕПЕНЬ ИХ ВЛИЯНИЯ НА НАЦИОНАЛЬНУЮ ЭКОНОМИКУ
В данной статье рассмотрены вопросы влияния технологий современного управления информацией на национальную экономику. В настоящий момент самым динамично развивающимся рынком считается рынок информационных товаров и услуг Данный рынок стал одним из наиболее перспективных и прибыльных, этим он привлекает большее количество фирм. Возможности информационного обмена расширяют быстрорастущие информационные потребности разных уровней фирм, что ведет к появлению все новых информационных продуктов и стимулирует развитие различных видов информационной деятельности.
Рынок информационных услуг в России еще очень молод, но несмотря на это, данная отрасль является одной из самых динамично развивающихся отраслей отечественной экономики из-за прибыльности и общей рентабельности этого бизнеса.
Современное столетие без преувеличения можно именовать веком информации или информационных технологий. Поскольку вся национальная экономика настоящего времени опирается на последние достижения информационной науки. Информационные технологии в полной мере присутствуют во всех сферах нашей жизнедеятельности — экономике, политике, культуре, здравоохранении и во многих других. А поговорка «кто владеет информацией — тот владеет миром» — в современном обществе актуальна как никогда, поскольку информация сегодня — главнейший экономический ресурс, являющийся самостоятельным сектором экономики. Информационный сектор играет важнейшую роль в мировой экономике — он обеспечивает взаимодействие всех отраслей народного хозяйства между собой, а также формирует и развивает единое мировое экономическое пространство.
Сегодня с уверенностью можно констатировать тот факт, что рынок информационных услуг — это полноценный субъект экономических отношений, на котором взаимодействуют потребители и поставщики, где в качестве объектов продажи выступают информационные технологии, а также информационные системы, программное оборудование, патенты и иные информационные ресурсы.
Economy and management ín branches and fíelds of actmty
В свою очередь, ввиду специфичности информации как объекта потребления рынок информационных услуг имеет ряд особенностей, среди которых можно выделить постоянный рост спроса на информацию, поскольку ни одна отрасль национальной экономики не развивается такими темпами, как информационная среда.
Ключевые слова: информация, информационные технологии, рынок информационных услуг, информационные услуги, онлайн-торговля, интернет-магазины, национальная экономика, рынок информации, управление информацией.
TECHNOLOGY MODERN INFORMATION MANAGEMENT AND THEIR IMPACT ON THE NATIONAL ECONOMY
This article questions the impact of modern information management techniques on the national economy. Currently, the fastest growing market is considered to be the market of information products and services. This market has become one of the most promising and profitable, that it attracts a large number of firms. Opportunities for information exchange are expanding fast-growing information needs of different levels of firms, which leads to the emergence of new information products and stimulates the development of various types of information activities.
Market information services in Russia is still very young, but despite this, the industry is one of the most dynamic sectors of the national economy due to the profitability and the overall profitability of this business.
The modern century, without exaggeration, can be called the century of information and information technology. Since the entire national economy is now based on the latest information science. Information technology is fully present in all spheres of our life activity - economics, politics, culture, health and many others. And saying, "Who owns the information - owns the world" - in today's society is more relevant than ever, because information today - the main economic resource, which is an independent sector of the economy. Informational sector plays a vital role in the world economy - it allows interaction between all sectors of the economy with each other, as well as forms and develops a single world economic space.
Today we can state the fact that the market for information services - a full-fledged subject of economic relations, which interact with customers and suppliers, where the object of sale are the information technology and information systems, software, equipment, patents, and other information resources.
In turn, because of the specificity of information as the object consumer market information service has a number of features. Among which are the constant increase in demand for information because, no sector of the national economy is not growing as fast as the information environment.
Key words: information, information technology, market information services, information services, online trading, online shopping, the national economy, market information, information management.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что спрос на информационные услуги обеспечивается растущим многообразием и сложностью используемых корпоративных информационных систем, требующих больших затрат на установку, интеграцию, обучение и обслуживание.
При переходе к информационному обществу стремительно растет количество и заметно повышается качество интернет-услуг и интеллектуального труда в интернете, затрачиваемого на создание и обработку все возрастающего массива информации и оказание все увеличивающихся разнопрофильных интернет-услуг. Все большее число работников интеллектуального труда связывает повышение эффективности своей трудовой деятельности с участием в высококвалифицированной информационной сервисной (услуговой) деятельности, в том числе в плане вовлечения в сферу интернет-услуг.
Цель работы — анализ системы технологий современного управления информацией и определение степени их влияния на национальную экономику. Отдельные направления становления и развития рынка информационных продуктов и услуг получили отражение в мировой и отечественной экономической литературе.
Вместе с тем, при всем многообразии существующих точек зрения, отсутствует системный подход к определению места и роли рынка информационных услуг в современном экономическом развитии Российской Федерации. Неполно изучены такие вопросы, как современные тенденции развития рынка информационных услуг, ограничения и барьеры, действующие на этом рынке, а также перспективы его развития.
Методологическую основу исследования составили методы функционального, динамического и комплексного анализа.
Информатизация общества неразрывно связана с возникновением и развитием рынка информации, который представляет собой систему экономических, правовых и организационных отношений в сфере свободной купли-продажи товаров интеллектуального труда и услуг между различными субъектами хозяйствования и потребителями. Этот рынок, как и другие рынки, характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами.
Уникальность информационных услуг предопределяет специфику рыночных отношений. Перечень предлагаемых на рынке информационных услуг определяется объемом, качеством, предмет-
Bulletin USUES. Science, education, economy. Series economy. 2016, (16), № 2
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности
ной ориентацией в сфере использования информационных ресурсов.
В целом ситуация развития рынка информации в мире имеет тенденцию к увеличению, что проявляется в динамике развития мирового рынка услуг в 2012 - 2014 годах (рис. 1).
В период 2012-2014 гг. ИКТ создал около 5 процентов в мировом ВВП, в 2013 году — 5.4 процентов ВВП, эксперты ожидают роста до 8.7 процентов к 2020 году.
Также в 2014 г. увеличился объем импорта информационных услуг, что показано на рис. 2.
В России сфера информационных технологий и услуг в 2010-2014 годах развивалась высокими темпами. Ежегодный прирост превышал прирост внутреннего валового продукта и всех остальных отраслей хозяйства. Информационные технологии и услуги стали весьма значимой частью экономики страны. Несмотря на это, сводные индексы и статистические сравнения с другими странами международного сообщества до сих пор говорят о том, что Россия находится на недостаточном уровне развития рынка информационных услуг и сильно отстаёт от мировых лидеров, таких как США, Япония, Китай, Великобритания и другие [1, 2].
Современная экономическая ситуация в России обусловлена высоким уровнем конкуренции между высокотехнологичными компаниями. В этой связи одним из инструментов увеличения конкурентного преимущества компаний становится внедрение инноваций и реорганизация компаний в условиях инновационного развития.
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года направлена на стимулирование инновационной активности предприятий на разных этапах ее развития. В 2013 г. динамика инновационного развития России практически впервые удостоилась положительной оценки со стороны международного экспертного сообщества.
Так, по данным агентства Bloomberg, Россия заняла 14-е место в рейтинге самых инновационных стран мира (Bloomberg's Global Innovation Index)
(рисунок). Многие инновационные проекты вне-ц
И&ч-а
твирлщ Oil"
дряют уже развитые и занимающие крепкое положение на рынке компании. Например, компания «Мобильные ТелеСистемы» (ОАО МТС), ведущий телекоммуникационный оператор в России и странах СНГ, постоянно проводит прием заявок на конкурсы инновационных проектов при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, Министерства экономического развития РФ, Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, Торгово-промышленной палаты РФ.[1]
В 2011 г. компанией МТС был запущен проект «Телеком Идея», призванный вовлечь талантливых молодых людей и студентов в процесс инновационного развития компании и телекоммуникационной индустрии в России в целом. Также в 2011 г. компания подписала соглашение с Microsoft о стратегическом партнерстве в сфере продвижения инновационных мобильных решений и запуске первого в России, Центральной и Восточной Европе совместного проекта по открытию специальных промозон экосистемы Windows в салонах розничной сети МТС.
Данные управленческие шаги в области инновационного развития компании позволили ОАО МТС стать единственной российской компанией в международном рейтинге Hay Group «Наиболее успешные компании» и улучшить показатели своей финансовой отчетности.
Россия находится на 13 месте в мире по уровню расходов на ИТ, значительно опережая такие развитые страны, как Нидерланды, Швеция и Швейцария.
Объем рынка услуг в 2014 г. составил 261,7 млн. долл, что на 137 млн. долл. больше объемов аналогичного периода 2010 года.
Доля ИКТ в структуре ВВП представлена в таблице 1.
Исходя из сведений таблицы 1, доля программных средств и услуг в объеме рынка информационных технологий в 2014 г. составила 58% от общей доли ИКТ в структуре ВВП, что на 30,7% больше чем в 2010 г.
Рисунок 1. Динамика развития мирового рынка услуг за 20122014гг., трлн. долл.
Рисунок 2. Динамика импорта информационных услуг за 20122013 гг. трл. долл.
Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. Абсолютное отклонение Темпы роста
1 2 3 4 5 6 7 8
Доля ИКТ в структуре ВВП % 2,1 3,3 4,5 5,7 6,4 4,3 304,8
Превышение темпов прироста объема услуг связи над темпами прироста ВВП, раз 2,8 2,6 2,3 2 1,6 -1,2 57
Доля программных средств и услуг в объеме рынка информационных технологий 27,3 39,2 44 51,5 58 +30,7 102,5
Economy and management ín branches and fíelds of actmty Таблица 1. Доля ИКТ в структуре ВВП %
Охарактеризуем современные тенденции развития рынка информации в России.
В структуре потребления ИТ в России по-прежнему большая роль принадлежит домашним пользователям. В 2013 году их расходы на ИТ превысили 13,41 млрд. долларов, что составляет почти 40% от общего объема рынка.
Более 90% от указанной суммы было потрачено на различные устройства, большинство из которых составили смартфоны, планшеты и персональные компьютеры. При этом затраты на планшеты и смартфоны выросли на 50,8% и 39,5% соответственно, что выше аналогичных показателей по всем прочим типам оборудования. Суммарно на эти устройства пришлось 8,01 млрд. долларов, или почти 60% всех расходов домашних пользователей на ИТ в 2013 году [7].
Быстрый рост наблюдается в секторе онлайн-торговли. Такие компании, как Ozon, Wildberries и «Юлмарт» доказали, что интернет-магазины способны расположить к себе покупателей и справиться с проблемами онлайн-платежей и доставки. В данном секторе растет спрос на создание приложений (в том числе мобильных), которые могут использоваться для реализации сквозных функций выбора и доставки одним кликом товаров из каталога интернет-магазинов. Также компании внедряют решения по оптимизации работы с поставщиками. Кроме того, розничная торговля может стать одной из первых отраслей по реализации концепции «Интернет-вещей».
Слабый рубль, политическая и экономическая неопределенность ускоряют отток капитала из Российской Федерации. По данным Центрального банка России, чистый отток капитала из страны за первые три квартала 2014 года составил 85 млрд. долларов, что почти в два раза превышает аналогичный показатель годом ранее. В целом же чистый отток капитала из России по итогам года, по оценке Министерства финансов России, может составить 120-130 млрд. долларов.
Наконец, всплеск инфляции и рост цен на импортную продукцию также существенно тормозят развитие рынка ИТ, заставляя российских и зарубежных предпринимателей отказываться от рублевых инвестиций. Высокий уровень инфляции подрывает доверие потребителей и негативно сказывается на всем рынке.
Немаловажным фактором является и то, что органы государственной власти большинства субъектов по степени автоматизации и технологической оснащенности административно-управленческих процессов значительно отстают от федеральных органов власти. [4, с. 43]
Сегодня серьезным сдерживающим фактором развития всего информационного рынка является слабая диверсификация экономики России. Согласно прогнозу Европейского банка реконструкции и развития, при существующих темпах добычи энергоносителей разведанных запасов нефти и газа России хватит лишь на ближайшие 20 лет. Разработка новых месторождений в Восточной Сибири и Арктике потребует больших инвестиций, которые могут оказаться недоступными из-за снижающихся темпов роста экономики и экономических санкций. Слабая диверсификация экономики ведет к чрезмерной зависимости страны от энергетического сектора и колебания цен на энергоносители.
Таким образом, на данный период наблюдается значительный разрыв между мировым и российским рынками информационных услуг, что может иметь достаточно неблагоприятные последствия для развития малого и среднего бизнеса в России. И для того чтобы преодолеть этот разрыв, государству следует субсидировать формирование единой информационной инфраструктуры рынка и информационных услуг и осуществлять жесткие меры по контролю качества профессионального образования по соответствующим специальностям к международным стандартам.
ВШИт USUES. Science, education, economy. Series economy. 2016, (16), № 2
Литература
1. Мородумов Р. Н. Договор возмездного оказания информационных и консультационных услуг: дис. ... канд. юрид. наук / Р. Н. Мородумов. — Волгоград, 2014.
2. Доклад президента Академии наук Республики Башкортостан Р. Н. Бахтизина/ Бахтизин Р.Н.// Вестник Академии наук Республики Башкортостан. - №2, т. 16, 2011. — С. 10-15.
3. Рынок информационных продуктов и услуг [Электронный ресурс] / Разработчик — Сибирский государственный университет путей сообщения. — Режим доступа: http://www.ssti.ru/kpi/informatika/ СойеШ/ЫЫю/Ы/ Могт_шап/ gl_1_2.htm#123
4. Ситдикова Л. Б. Информационная услуга: проблемы определения и классификации / Л. Б. Ситдикова // Юридический мир. — 2013. — №4. — С. 43—46.
5. Тануха Ю.В. Теория отраслевых рынков (в струк-турнологических схемах): учебнометодическое пособие под общ. ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ имени М.В. Ломоносова. 2е изд., перераб. и доп. М.: Издательство «Дело и сервис». — 2014. 320 с.
6. Терещенко С. С. Электронная Россия: концепции, программы, намерения, результаты, проекты // НТИ, сер. 1. 2012. №11. С. 1-14.
7. Фирменная структура рынка информации и информационных услуг [Электронный ресурс] / Разработчик — WebandPress. — Режим доступа: http://www.glossary.ru/cgibin/gl_sch2.cgi?RIt(uwsg.
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности Literature
1. Morodumov R. N. The contract of compensated rendering of information and consulting services: Dis. ... Cand. jurisp. Science / R.N. Morodumov. - Volgograd, 2014.
2. The science arms of the Republic report of the President of the Academy of R.N. Bakhtizin/ Bakhtizin R.N.// The science arms of the Republic of Bulletin of the Academy. - No. 2, t. 16, 2011. — Pp. 10-15.
3. The market information products and services [electronic resource] / Developer - Siberian State University of Communications. - Access: http://www. ssti.ru/kpi/informatika/Content/biblio/b1/inform_man/ gl_1_2.htm # 123
4. Sitdikova L.B. Information services: problems of definition and classification / L.B. Sitdikova // Legal World. - 2013. - №4. - Pp. 43-46.
5. Tanuha Y. V. Theory of industrial markets (in structureagency schemes) teaching allowance under the total. Ed. prof. A.V. Sidorovicha// Moscow State University Lomonosov. 2nd ed., Rev. and add. M .: Publishing house "Business and Service". - 2014. 320 p.
6. Tereshchenko S. S. Electronic Russia: concepts, programs, intentions, results, projects // STI Ser. 1. 2012. №11. pp. 1-14.
7. Branded market structure and information services [electronic resource] / Developer - WebandPress. -Access: http://www.glossary.ru/cgibin/gl_sch2. cgi?RIt(uwsg.outt:l!w:tqo