Научная статья на тему 'Трансформации потребления домохозяйств в информационной экономике. Часть i: теоретический анализ'

Трансформации потребления домохозяйств в информационной экономике. Часть i: теоретический анализ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
200
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / INFORMATION ECONOMY / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / INTERNET-TECHNOLOGIES / ТЕНДЕНЦИИ ТРАНСФОРМАЦИИ / TENDENCIES OF TRANSFORMATION / ВИРТУАЛИЗАЦИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ / VIRTUALIZATION CONSUMPTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Манахова Ирина Викторовна

Статья подготовлена по материалам Научного совета МГУ, состоявшегося на экономическом факультете в сентябре 2013 г. и посвященного развитию экономической теории. В первой части статьи представлен теоретический анализ: исследуется природа информационной экономики, показана взаимосвязь реальной и виртуальной частей на основе развития информационно-коммуникационных технологий и Интернета; отражены тенденции потребления домохозяйств под влиянием информатизации экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of Households Consumption in Information Economy. Part I: Theoretical Analysis

The article is prepared on the results of the Scientific Council of the Moscow State University on the development of economic theory, held at the faculty of Economics in September 2013. The first part studies the nature of the information economy, the interrelation between the real and virtual parts on the basis of development of information and communication technologies and the Internet. Reflected trends in transformation of the consumption of households under the influence of informatization of the economy.

Текст научной работы на тему «Трансформации потребления домохозяйств в информационной экономике. Часть i: теоретический анализ»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2013. № 6

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

И.В. Манахова1,

канд. экон. наук, доцент, докторант кафедры политической экономии

экономического ф-та МГУ имени М.В. Ломоносова

ТРАНСФОРМАЦИИ ПОТРЕБЛЕНИЯ ДОМОХОЗЯЙСТВ

В ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ.

ЧАСТЬ I: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Статья подготовлена по материалам Научного совета МГУ, состоявшегося на экономическом факультете в сентябре 2013 г. и посвященного развитию экономической теории.

В первой части статьи представлен теоретический анализ: исследуется природа информационной экономики, показана взаимосвязь реальной и виртуальной частей на основе развития информационно-коммуникационных технологий и Интернета; отражены тенденции потребления домо-хозяйств под влиянием информатизации экономики.

Ключевые слова: информационная экономика, интернет-технологии, тенденции трансформации, виртуализация потребления.

The article is prepared on the results of the Scientific Council of the Moscow State University on the development of economic theory, held at the faculty of Economics in September 2013.

The first part studies the nature of the information economy, the interrelation between the real and virtual parts on the basis of development of information and communication technologies and the Internet. Reflected trends in transformation of the consumption of households under the influence of informatization of the economy.

Key words: information economy, internet-technologies, tendencies of transformation, virtualization consumption.

1. Актуальность исследования

Объективной закономерностью современного социально-экономического развития является информатизация общества и становление информационной экономики. Активное внедрение компьютерных, телекоммуникационных и информационных технологий, современных средств связи ускоряет общемировую интеграцию по всем направлениям, наделяя современные процессы и явления новыми качествами и динамикой. Формируется глобальное информационное пространство, в котором скорость распространения

1 Манахова Ирина Викторовна, тел.: +7 (495) 939-33-03; e-mail: ManakhovaIV@ mail.ru

огромных объемов информации намного больше скорости передвижения людей и товаров. Информационные технологии многократно повышают интенсивность связей между экономическими агентами. Глобализация и информатизация меняют жизненные уклады во многих странах мира, ускоряют время, уплотняют пространство, размывают границы национальных экономик, резко интенсифицируют социально-экономические процессы.

Информационная экономика (Information Economy) — это экономика, основанная на знаниях, в которой большая часть ВВП обеспечивается деятельностью по производству, обработке, хранению и распространению информации и знаний.

Ученые выделяют два основных теоретико-методологических подхода к информационной экономике:

— технократический, при котором информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) считаются средством повышения производительности труда и их использование ограничивается в основном сферами производства и управления;

— гуманитарный, при котором информационные технологии рассматриваются как важная часть человеческой жизни; они имеют значение не только для производства и управления, но и для развития потребительской, социальной и культурной сфер.

Согласно второму подходу, информационная экономика расширяет возможности развития человека благодаря активному использованию информации, знаний и новых технологий.

В Докладе об информационной экономике 2007/20082 ООН представлена новая парадигма использования технологий в целях развития. Во-первых, экономическое воздействие ИКТ является не менее важным с точки зрения внешних и побочных эффектов в рамках их использования в различных секторах экономики, чем непосредственный вклад в ВВП в качестве производственного сектора. Во-вторых, одним из наиболее важных внешних эффектов является новая модель организации производства и потребления, следствием которой становятся ресурсосберегающие операции, а также ускорение и улучшение связи между экономическими субъектами. В-третьих, быстрые темпы развития инновационной деятельности в информационном секторе снижают затраты на доступ к информационным технологиям, что приводит к демократизации использования ИКТ в рамках программ сокращения масштабов бедности. В-четвертых, ИКТ порождают новые модели обмена знаниями и коллективного генерирования идей и новшеств.

С развитием общества и информационной экономики развивается и совершенствуется потребление. Однако новые тенденции

2 Доклад об информационной экономике 2007/2008. Наука и техника на службе развития: новая парадигма ИКТ. Нью-Йорк; Женева, 2007. С. 5—6.

потребления домохозяйств в XXI в. еще недостаточно изучены, являются дискуссионными, требуют глубокого осмысления и научного обоснования.

2. Природа информационной экономики:

три волны развития Интернета

Информационная экономика подразделяется на реальную и виртуальную. Но данное деление мирового хозяйства на реальную и виртуальную составные части условно. Виртуальная экономика существует реально, является неотъемлемой частью хозяйственной и повседневной деятельности человека. В действительности виртуальная экономика — это искусственно созданное пространство, где осуществляются транзакции, циркулируют денежные потоки, появляются новые рынки. Как отмечает Э. Кастранова, «население виртуальных миров стремительно растет с 1996 года, и в каждом из них развивается уникальная экономическая система со своими производствами, активами и взаимоотношениями с реальной экономикой земли»3.

Возникновение виртуальной экономики связывают с научно-техническим прогрессом второй половины XX в. Виртуальная экономика, зародившись в недрах реальной экономики, для своего жизнеобеспечения использует ресурсы последней, выходит за ее пределы и начинает функционировать самостоятельно. Вместе с тем реальная и виртуальная экономики пересекаются, дополняют друг друга. Они связаны отношениями коэволюции, т.е. совместно направленного и параллельного развития (рисунок).

Виртуальная экономика

Реальная экономика 1 волна 2 волна 3 волна

Взаимосвязь реальной и виртуальной экономики: три волны развития

Интернета

3 Кастранова Э. Бегство в виртуальный мир / Пер. с англ. Под ред. Н. Казаковой, А. Вахтанговой. М., 2010. С. 217.

Активный рост виртуальной экономики начинается под влиянием интернет-технологий. Появляется новая сфера — интернет-экономика.

Интернет-экономика (Internet Economy или Network Economy) — глобальная сетевая многоуровневая структура взаимоотношений экономических субъектов посредством Интернета4.

Выделяют три волны развития интернет-экономики.

Первая волна — создание технических условий для формирования и расширения масштабов сетевой экономики. Интернет стал способом объединения различных компьютеров через телефонную сеть, механизмом для реальной экономики. В современных условиях он соединяет миллиарды пользователей во всем мире как через мобильные, так и через стационарные устройства независимо от пространственно-временных ограничений.

Вторая волна — перенос в электронную среду Интернета различных видов экономической деятельности (электронный бизнес, электронная коммерция, электронные платежные системы, электронный маркетинг и др.), что способствовало формированию интернет-экономики как отдельной индустрии, имеющей свои специфические особенности развития. Одновременно Интернет стал жизненно важной частью инфраструктуры для большей части мировой экономики.

Третья (грядущая) волна — формирование нового сегмента «интернет-предметы». Развитие Интернета достигло переломного момента для потенциального широкого распространения его на предметы потребления, которые обычно не наделены коммуникационными свойствами. Движущей силой развития данного сегмента являются два фактора: 1) повсеместность сетей; 2) снижающиеся цены на коммуникационные модули, используемые для подключения устройств.

Позитивно оценивая опыт внедрения интернет-технологий, правительства большинства стран мира финансируют внедрение широкополосной связи путем прямых государственных инвестиций либо путем изменения программ универсального обслуживания. По опросам BBC, 80% населения Земли считают доступ к Интернету базовым правом человека. В 2010 г. в Финляндии впервые был принят закон, гарантирующий каждому гражданину доступ к широкополосному Интернету (скорость не ниже 1 Мбит/с по доступной цене 30—40 евро в мес.).

4 Информационно-сетевая экономика в XXI веке / Под ред. С.А. Дятлова, В.П. Колесова, А.В. Толстопятенко. М., 2001. С. 89, 339.

3. Тенденции трансформации потребления домохозяйств

под влиянием ИКТ и интернет-технологий

Развитие информационной экономики и активное распространение ИКТ приводит к трансформации потребления домохозяйств и модифицирует их потребительское поведение. Интернет меняет образ жизни людей, предоставляя больший выбор цифровых товаров и услуг, более низкие цены, более полную информацию, больше каналов распространения и т.д.

Эффективность интернет-экономики определяется критической массой экономических агентов и развитостью информационной инфраструктуры.

Первая волна развития Интернета вызвала экспоненциальный рост числа его потребителей. В 2000 г. в мире насчитывалось немногим более 360 млн пользователей. В 2012 г. свыше 2,4 млрд человек имело доступ ко все более скоростному Интернету за все меньшую цену (табл. 1).

Наибольшее количество пользователей зафиксировано в странах Азиатского региона — более 1 млрд человек. Однако уровень проникновения составляет лишь 27,5% населения. Это означает будущий рост спроса на рынке услуг доступа к Интернету, который далек от насыщения.

Аналогичная ситуация наблюдается в современной России, где за период с 2000 по 2011 г. рост интернет-пользователей увеличился в 21 раз, но не достиг уровня развитых стран (табл. 2).

Рост числа интернет-пользователей отражает следующие тенденции в потреблении:

— увеличение потребительского спроса на 1Т-продукцию и услуги за счет развития цифрового контента и снижения стоимости услуг связи, что является важным фактором принятия Интернета потребителями, стимулирует рост индустрии ИКТ;

— структурные сдвиги в потребительских расходах в пользу цифровых товаров и услуг и создание новых моделей потребления;

— повышение готовности потребителей к электронному взаимодействию в Сети и увеличение доли информационного имущества в потребительском богатстве, что отражает рост уровня информатизации домохозяйств5.

Вторая волна вызвала новую тенденцию — виртуализацию потребления в интернет-пространстве. По выражению Дж. Ритцера, в XXI в. стираются границы между материальным и нематериаль-

5 По результатам полевого исследования автора, проведенного при финансовой поддержке РГНФ, проект № 14-52-00022 а(ф).

Таблица 1

Динамика пользователей Интернетом в мире (на 30 июня 2012 г.)

Регионы мира Население Интернет-пользователи в 2000 г. Интернет-пользователи в 2012 г. Проникновение (% населения) Рост, 2000-2011 гг., % Пользователи в % таблицы от общей численности

Африка 1 073 380 925 4 514 400 167 335 676 15,8 3606,7 7,0

Азия 3 922 066 987 114 304 000 1076 681 059 27,5 841,9 44,8

Европа 820 918 446 105 096 093 518 512 109 63,2 393,4 21,5

Средний Восток 223 608 203 3 284 800 90 000 455 40,2 2639,8 3,7

Северная Америка 348 280 154 108 096 800 273 785 413 78,6 153,3 11,4

Латинская Америка 593 988 638 18 068 919 254 915 745 42,9 1310,8 10,4

Океания / Австралия 35 903 569 7 620 480 24 287 919 67,6 218,7 1,0

Весь мир 7 017 846 922 360 985 492 2 405 518 376 34,3 566,4 100

Источник: Internet Worlds Stats Website. URL: http://www.internetworldstats.com/stats.htm (дата обращения: 03.09.2013).

ным, развивается виртуальное потребление и дематериализуется в реальное6. Возникают новые способы (режимы) потребления в сетевой экономике — онлайн (в Сети в режиме реального времени) и офлайн (вне Сети, но с помощью информационных технологий).

Таблица 2

Динамика интернет-пользователей в РФ

Год Число пользователей, чел. Уровень проникновения, в %

2000 3 100 000 2,1

2008 38 000 000 27,0

2010 59 700 000 42,8

2011 61 472 011 44,3

2013 73 000 000 52,0

2015 (прогноз) 90 000 000 64,0

Источник: составлено по данным Международного союза электросвязи.

Развитию виртуального потребления способствуют интеграция традиционных рынков в информационно-сетевую среду, появление новых видов информационно ориентированных транзакций для потребителей.

На рынке труда наблюдается рост видов работ, осуществляемых через телекоммуникации (telewoking), появляются новые формы занятости (телеработа, дистанционная занятость), Интернет становится важным инструментом подбора свободных работников для вакантных должностей (в 2010 г. в среднем 17% пользователей заявляли, что используют Интернет для поиска работы).

На денежном рынке активно развиваются банковское обслуживание онлайн, электронные платежные системы, интернет-банкинг, обслуживание клиентов по телефонной связи, автоматизированные кассиры, персонализация отношений «банк — клиент» в реальных офисах и др.

На потребительском рынке отмечается появление телемагазинов, виртуальных супермаркетов, развитие электронной коммерции как вида торговли с использованием интернет-технологий, онлайновой рекламы и электронного маркетинга. В 2010 г. самый высокий в мире потребительский спрос был зафиксирован на компьютерные игры. По оценкам специалистов, он составил 39% доходов интернет-экономики. В 2011 г. совокупный оборот россий-

6 Ritzer G. Exploration in the Sociology of Consumption. L., 2001. P. 146—159.

ского игрового интернет-рынка достиг 1,2 млрд долл. (вырос за год на 28%)7. По данным №Р1, на цифровую музыку во всем мире приходится 29% доходов компаний звукозаписи — в четыре раза больше, чем вместе взятые доходы от производства онлайновых книг, фильмов и газет8.

На рынке социальных услуг развиваются услуги онлайн-здравоох-ранения (консультирование по видеосвязи, видеотрансляция операций, компьютерная диагностика) и дистанционного образования (мультимедиатехнологии, электронный дневник, задания через Интернет, онлайн-тестирование). Использование ИКТ в секторе образования и здравоохранения может повысить качество услуг и эффективность, сократить текущие расходы и предоставить радикально новые способы обучения и лечения.

На рынке государственных услуг происходит создание электронной системы государственного управления, основанной на межсетевом взаимодействии между государством как поставщиком госуслуг и населением как их потребителем (получение и предоставление информации, госзакупки, электронный документооборот, предоставление онлайн-услуг). Развитие электронного правительства — модель оказания услуг в розницу, при которой услуги и информация государственных органов будут доступны круглосуточно.

Исследователи отмечают, что потребление в киберпространстве имеет преимущества перед материальным потреблением: более широкий ассортимент товаров, быстрый ценовой маркетинг, доступность, деперсонализация потребителей и др.9 В виртуальном мире снимаются пространственно-временные ограничения: время и место потребления становятся управляемыми. Поиск товаров, процессы купли-продажи, оплата кредитной картой и управление услугами могут осуществляться непосредственно из дома. По мнению М. Кастельса, «домоцентричность» является важной тенденцией в новом информационном обществе10.

Третья волна развития сегмента интернет-предметов приведет к усложнению объектов потребления, придаст им новые интеллектуальные функции. Наделение предметов потребления, бытовой техники, автомобилей и даже лампочек новыми коммуникативными свойствами позволит потребителям получать более полную информацию об окружающей среде, товарах, услугах, ценах, скидках, принимать решения на основе большей информированности. По

7 Обзор игрового рынка в России см.: www.mail.group.ru

8 OECD Internet Economy Outlook 2012 // OECD Website. 2012. URL: www.oecd. org/rights (дата обращения: 03.09.2013).

9 См.: РощинаЯ.М. Социология потребления. М., 2007. С. 295—299.

10 См.: Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. О.И. Шкаратан. М., 2000. С. 373.

оценкам Ericsson, к 2020 г. к Интернету будет подключено 50 млрд беспроводных мобильных устройств. В дальнейшем эта цифра может увеличиться в десятки раз. Например, если на каждый автомобиль поставить устройство связи и предположить, что срок эксплуатации составит десять лет, то к 2020 г. появится около 700 млн автомобилей, снабженных межмашинной коммуникацией.

Таким образом, в экономику и общество вплетается все больше устройств, которые постоянно сообщаются друг с другом, расширяют информационное поле в Сети, а также предоставляют информацию о людях третьим лицам. С одной стороны, это требует от потребителей развития новых информационных компетенций, технических навыков, определенной квалификации, что усиливает значение и роль образования и профессиональной подготовки в построении информационной экономики, в которой ИКТ являются незаменимым инструментом. С другой — обостряются проблемы защиты личных данных, конфиденциальности и информационной безопасности. Возникают новые риски — риски информатизации, которые являются отдельным предметом изучения.

4. Выводы по результатам исследования

По результатам научного исследования можно сделать определенные выводы.

— Информационная экономика имеет инновационную природу, отражающую взаимосвязь реальной и виртуальной частей на основе отношений коэволюции, т.е. совместно направленного и параллельного развития.

— Новые технологии в сочетании с развитием телекоммуникационной, компьютерной, банковской и др. сетей создают возможности быстрого перемещения информационных и денежных ресурсов по всему миру независимо от расстояния и времени. Интернет превращается в ключевую экономическую инфраструктуру и служит платформой для инноваций.

— Информационная экономика благодаря активному использованию информации, знаний и информационно-коммуникационных технологий выступает глобальной предпосылкой трансформации потребления домохозяйств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Трансформация потребления как процесс системных изменений характеризуется следующими тенденциями: модифицируются субъекты, усложняются объекты и предметы потребления, существенно преобразуется процесс потребления, изменяется структура потребительского спроса, расширяются формы реализации экономического поведения потребителей.

В целом влияние информационной экономики, ИКТ-техно-логий и Интернета на потребление домохозяйств недостаточно изучено и требует дальнейшего исследования с учетом целевой функции потребителя, изменения принципов и моделей потребления, их адекватной интерпретации в экономической теории.

Список литературы

Доклад об информационной экономике 2007/2008. Наука и техника на службе развития: новая парадигма ИКТ. Нью-Йорк; Женева, 2007.

Информационно-сетевая экономика в XXI веке / Под ред. С.А. Дятлова, В.П. Колесова, А.В. Толстопятенко. М., 2001.

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. О.И. Шкаратан. М., 2000.

Кастранова Э. Бегство в виртуальный мир / Пер. с англ. Под ред. Н. Казаковой, А. Вахтанговой. М., 2010.

Рощина Я.М. Социология потребления. М., 2007.

OECD Internet Economy Outlook 2012 // OECD Website. 2012. URL: www. oecd.org/rights

Ritzer G. Exploration in the Sociology of Consumption. L., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.