УДК 338.065.001
ИНФОРМАЦИОННОЕ ГОСУДАРСТВО БЛАГОСОСТОЯНИЯ: ИННОВАЦИИ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА1
INFORMATION THE WELFARE STATE: INNOVATION FOR HUMAN AND SOCIETY
© Манахова Ирина Викторовна
Irina V. Manahova
кандидат экономических наук, доцент, докторант экономического факультета, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова.
PhD (Economics), Associate Professor, doctoral student of economic faculty, M. V. Lomonosov Moscow State University, Russia.
В статье рассмотрены тенденции развития информационной экономики и социального государства. Изложены методологические основы концепции информационного государства благосостояния. Рассмотрены направления реализации данной модели на практике. Проанализированы результаты мониторинга информатизации населения. Сделаны выводы о формировании предпосылок реализации модели информационного государства благосостояния в России
Ключевые слова: информационное государство благосостояния, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), межсетевое взаимодействие, социальные инновации, информатизация потребителей.
В конце XX в. мир вступил в новую информационную эпоху, основанную на генерировании знаний, внедрении информационно-коммуникационных технологий, создании информационной сети Интернет и организации качественно новой электронной системы коммуникации. Многие исследователи отмечают, что все страны развиваются в направлении информационного общества, формируя собственные социально-экономические и культурные модели, даже если трансформация затрагивает только главные функции и процессы, связанные с глобальными сетями создания материальных богатств и обработки информации (символов). Указанные изменения в разных странах отличаются по скорости, степени, стартовым уровням, историческим и культурным условиям, используются разные инструменты и способы достижения целей.
Научно-технический прогресс позволил современным обществам овладеть невиданным прежде технологическим потенциалом, огромным объёмом информации, ноу-хау, управленческого мастерства и финансовых средств.
The article examines trends in the development of information economy and welfare state: methodological basis of the concept of the welfare state information, directions of the implementation of this model in practice, results of monitoring the population informatization. Conclusions about the formation prerequisites of information welfare state model in Russia are made.
Key words: information welfare state, information and communication technology, interconnection, social innovation, information consumers.
Радикальным сдвигам подверглась структура общественного производства и занятости, стало возможным почти полное удовлетворение материальных потребностей населения, коренным образом изменились мотивы и ценностные ориентиры людей.
Современные развитые государства представляют собой «общество благосостояния», или «общество двух третей». Большинство жителей достигло такой структуры и уровня потребления, который позволяет им перейти к более продуктивной производительной деятельности - к различным формам творческого труда. Экономика развитых стран имеет действительные достижения, воспринимаемые «двумя третями» как социальная справедливость, но без отрицания базовых устоев этой экономической системы.
Кризис 2008-2010 гг. имел разрушительные последствия для социального государства, характеризующиеся общими негативными тенденциями: сокращением социальных программ, коммерциализацией социальной сферы, увеличением пенсионного возраста, ростом безработицы и, как следствие, падением реальных до-
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ грант № 14-52-00022 а(ф).
ходов, потребления и благосостояния населения. Наблюдается процесс вытеснения информационной экономикой государства благосостояния. Социальная сфера общественной жизни остаётся крайне напряжённой и уязвимой, является объектом политических дебатов и манипуляций. Поиск новой модели социального государства идёт в разных направлениях: конвергенция существующих моделей (европейский вариант), поиск новых форм - трансатлантическая модель (американский вариант), создание социального государства для резидентов (азиатский вариант)
[1, с. 518-524].
В соответствии со своим основным законом - Конституцией Россия является социальным государством, что означает высокую государственную значимость формирования системы гарантий и законодательного регулирования в социальной сфере. Долгосрочным приоритетом такого государства являются инвестиции в человека. Социальная политика служит целям реализации конституционных прав граждан. Все перечисленные важнейшие факторы способствуют формированию и накоплению человеческого капитала, а следовательно, являются мощным генератором нового экономического роста. В основу реформирования положен инвестиционный принцип, позволяющий превратить социальную сферу в «трамплин для модернизации» [2, с. 6]. В перспективе предполагается, что вложения в образование, науку, здравоохранение, жильё окупятся и принесут доход, что усилит национальную экономику. Однако замедление темпов роста российской экономики в 2013 г. до 1,8% ВВП ставит под угрозу выполнение социальных обязательств государства.
Изменение ситуации связывают с формированием инновационного типа экономики России, где особое внимание уделяется развитию новых институтов, созданию современной инфраструктуры, внедрению инноваций на всех уровнях хозяйствования, вложению инвестиций в человеческий капитал, выделению в качестве приоритетов знаний и высококвалифицированного интеллектуального труда, создающего наибольшую добавленную стоимость. Инновационное развитие становится значимой характеристикой современной экономики, императивом ближайшего будущего человеческой деятельности в любой области.
Прослеживается закономерность: по мере достижения инновационных сдвигов в экономике растёт благосостояние общества, которое становится самостоятельным фактором развития производительных сил. Равновесие между производительным и потребительным потенциалом общества является источником социально-экономического прогресса.
Модель информационного
государства благосостояния
В мировом сообществе происходит переосмысление значения информационно-коммуникационных технологий, их последствий для инновационной деятельности и социально-экономической политики. В докладе об информационной экономике ООН [3, с. 5-6] представлена новая парадигма использования технологий в целях развития. Во-первых, экономическое воздействие ИКТ является не менее важным, с точки зрения внешних и побочных эффектов, в рамках их использования в различных секторах экономики, чем непосредственный вклад в ВВП в качестве производственного сектора. Во-вторых, одной из наиболее эффективных является новая модель организации производства и потребления, следствием которой являются ресурсосберегающие операции, также ускорение и улучшение связи между экономическими субъектами. В-третьих, быстрые темпы развития инновационной деятельности в информационном секторе значительно снизили затраты на доступ к информационным технологиям, что способствовало демократизации использования ИКТ в рамках программ сокращения масштабов бедности. В-четвертых, благодаря прогрессированию в данной сфере появились новые услуги, ориентированные на потребителей: электронная торговля, электронное финансирование, управление, что повышает экономическую потенциал и состоятельность. В-пятых, ИКТ порождают новые модели обмена знаниями и коллективного генерирования идей и новшеств.
Развивая идеи гуманизации применительно к производству, сочетание принципов экономической эффективности и социальной справедливости, М. Кастельс и П. Химанен выдвинули концепцию «информационного государства благосостояния» [4]. Это понятие подразумевает применение информационных технологий к целям социального вспомоществования и обновления структур социального государства в рамках более динамичной сетевой организации. По мнению авторов, такая инновация повысит результативность государственных услуг и снизит финансовую нагрузку, лежащую на государстве благосостояния.
Методологической основой механизма согласования экономической и социальной политики является наличие прямых и обратных связей между информационной экономикой и социальным государством.
Информационное общество создаёт финансовую основу для развития социального государства. Без налоговых поступлений госаппарат не может обеспечить социальные расходы.
Становление информационной экономики требует более высоких темпов экономического роста и производительности труда, превалирующих над увеличением расходов.
В долгосрочной перспективе информационная экономика нуждается в устойчивом самовоспроизводящем социальном измерении. Сильное противодействие глобализации без адекватных социальных амортизаторов вызывает сопротивление информационной экономике, что подвергает её развитие резким колебаниям. Трансформацию в информационную экономику, особенно в период рецессии, государство должно сделать социально приемлемой.
Существует ключевая обратная связь: государство, предоставляя услуги образования, здравоохранения и социального обеспечения, позволяет достаточному числу высококвалифицированных и находящихся в хорошей форме людей работать в информационной экономике.
Концепция информационного государства благосостояния включает два основных направления: 1) социальное применение информационных технологий; 2) обновление структур государства благосостояния на основе межсетевого взаимодействия.
Источником распространения инноваций в социальной сфере служат стратегии развития информационного общества [5], которые предполагают цели, присущие государству благосостояния:
- создание сети, охватывающей все образовательные учреждения, библиотеки и музеи;
- активное применение информационных и телекоммуникационных технологий в здравоохранении, образовании, науке и культуре;
- развитие сетевой грамотности, распространение знаний и информации либо через систему образования, либо по принципу социального хакерства.
Успешную реализацию концепции на практике демонстрируют скандинавские страны, в качестве примера можно привести финскую модель информационного государства благосостояния (рис. 1). В основе этой модели находится мощный кластер информационных технологий, который является самым динамичным и конкурентоспособным: в нём занято всего 3-4% от общей численности рабочей силы, при этом создаётся 45% ВВП и 1/3 общего объёма экспорта страны. Вместе с тем, функции государства, бизнеса и общества взаимодополняемы. Бизнес, организованный в сетевые предприятия на основе ИКТ, обеспечивает рост экономики, производительности и конкуренции, предлагая на рынке наукоёмкую продукцию и услуги. Государство, основанное на межсетевом взаимодействии, предоставляет бесплатное образование, здравоохранение, социальную защиту, используя социальные и технологические инновации, поддерживает развитие. Общество наращивает благосостояние и преумножает человеческий капитал как важнейший фактор экономического роста, обеспечивая социальную стабильность и поддержку нововведений.
Обновление структур государства благосостояния опирается на создание электронной
Рис. 1. Финская модель информационного государства благосостояния
системы государственного управления, основанной на межсетевом взаимодействии между государством как поставщиком государственных услуг и населением как их потребителем (получение и предоставление информации, госзакупки, электронный документооборот, предоставление онлайн-услуг). Внутри системы новые технологии сочетаются со старыми, вне - информационная инфраструктура интегрируется в электронное пространство. Развитие электронного правительства (E-Government) предполагает модель оказания услуг в розницу, при которой услуги и информация государственных органов будут доступны потребителям круглосуточно.
Переход к госуправлению на основе межсетевого взаимодействия рассматривается в исследовании Дж. Тапскотт [11] и представлен наглядно (табл. 1).
Помимо этого, обновление структур управления информационного государства благосостояния обеспечивает пространственную динамику, что особенно актуально для российской экономики. В процессе урбанизации формируются крупные города как глобальные узлы концентрации инноваций и технологий, связанные посредством телекоммуникаций, Интернета, скоростных транспортных систем, которые становятся двигателями экономического роста и творческой активности для периферийных областей. По оценкам аналитиков, к 2025 г. по линии «Краснодар - Ростов - Москва - Санкт-Петербург» будут проживать 75% российского населения. В таких условиях необходимо расширение глобальных и локальных сетей для регионального и муниципального развития, формирование местных информационных обществ на основе интеграции университетских центров и технопарков, развитие теледемократии. Так, в рамках реализации национальный проекта «Электронная Россия» в 2013 г. Министерство коммуникаций и связи предложило законопроект о массовой информатизации общества:
в любые населённые пункты численностью более 500 жителей должны предоставляться услуги интернет-связи.
Перспективы межсетевого взаимодействия в рамках модели информационного государства позволит получить как социальный, так и экономический эффект:
- сократить государственные расходы на всех уровнях власти;
- изменить процесс воздействия государственных программ на потребителя;
- совершенствовать методы обслуживания государством населения;
- формировать целевые программы, ориентированные на удовлетворение насущных потребностей граждан.
Мониторинг информационного социального государства
Переход к информационному государству благосостояния предполагает постоянный мониторинг процессов информатизации на уровне страны, регионов и различных экономических субъектов. Особую актуальность приобретает исследование в отношении домохозяйств с целью создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации гражданских прав населения на основе использования информационных ресурсов.
В соответствии с международными стандартами показатели, характеризующие данную область, отражают: 1) готовность жителей к электронному взаимодействию; 2) динамику спроса на 1Т-продукцию и услуги и масштабы их использования; 3) анализ воздействия ИКТ на повышение благосостояния населения, уровня и качества его жизни.
Для измерения доступа населения к ИКТ и масштабов их использования применяется методика мониторинга информационного общества в части обследования домохозяйств и частных лиц [6, 7].
Готовность к электронному взаимодействию определяется наличием в домохозяйствах
Таблица 1
Сравнительный анализ систем государственного управления [11]
Государство промышленной эпохи Государство информационной эпохи
Бюрократическое управление. Обособленные административные функции. Бумажная работа, канцелярские папки. Процессы с большими затратами времени. Прямое непосредственное управление и согласование. Финансовые операции вручную. Громоздкий механизм отчётности. Разобщённые средства информационной техники. Избрание руководства раз в 5-6 лет Обслуживание клиентов и передача полномочий на места. Услуги с интегрированными ресурсами. Обслуживание в электронной форме. Быстрый прямой ответ. Управление и согласование в косвенной форме. Электронное перечисление денег. Гибкая система запросов на информацию. Интегрированные вычислительные сети. Оперативная демократия с всеобщим участием
Таблица 2
Наличие информационного имущества (в расчёте на 100 домохозяйств) [8]
Показатели Город Село
Телевизор 159 133
Спутниковая антенная 13 32
Кабельное телевидение 48 8
Стационарный телефон 72 39
Мобильный телефон 199 183
Домашний персональный компьютер 51 31
Портативный компьютер 18 7
информационного имущества, под которым понимается оснащение домохозяйств информационно-сетевым оборудованием и технические возможности доступа к ИКТ в домашних условиях.
Как показывают данные (табл. 2), домохозяйства наращивают информационное имущество. Самый высокий показатель - наличие телефона мобильной связи, причём независимо от места проживания, уровень обеспечения радио- и телевизионными устройствами также превышает 100%. Обеспеченность российского населения персональными компьютерами составляет в целом 57 ПК на 100 домохозяйств, что выше среднемирового показателя - 34, но существенно ниже экономически развитых стран (рис. 2).
Положительной тенденцией является рост количества интернет-пользователей в России: за период 2000-2013 гг. уровень повысился в 26 раз и достиг в 2013 г. 54% населения, по прогнозу в 2015 г. составит 75% [9]. Доступ к Интернету имеют в городе - 91,4% домохозяйств, в сельской
местности - 49%. Постоянными пользователями являются около 90% населения, активными из них - 62% (рис. 3). Довольно низким является показатель наличия широкополосного доступа (только 56,4% всех пользователей), что обусловлено недостаточным уровнем развитием ИКТ-инфраструктуры на территории страны и высокой стоимостью пакета таких услуг и устройств.
Уровень знаний и навыков населения в сфере ИКТ и готовность их использовать в своей деятельности составляет важное условие распространения электронно-цифровых технологий и развития информационного общества благосостояния. Наибольшая интернет-активность свойственна молодёжи - почти стопроцентный охват, однако энергично включаются в электронное взаимодействие в сети и лица пенсионного возраста - около трети данной возрастной группы (рис. 4).
Последний показатель имеет существенно значение для развития онлайн-услуг в здравоохранении как одного из приоритетов социального государства. В этой области применение
Рис. 2. Наличие у населения персональных компьютеров (в расчёте на 100 домохозяйств) [8]
Рис. 3. Наличие возможности и частота выхода в Интернет (в %) [8]
информационных технологий открывает новые возможности: консультирование по видеосвязи, компьютерная диагностика, электронная запись к врачу, геронтотехнологии, электронная медицинская карта, единая информационная база данных пациентов, что позволяет экономить время и избегать избыточного документооборота. Будущие пенсионеры отличаются от представителей прежних поколений: они не столько пациенты, сколько состоятельные потребители. В связи с этим существует потребность в технологиях, обеспечивающих престарелым независимую жизнь и доступ к услугам и социальным сетям наравне с работающим населением.
Анализ целей использования Интернета частными лицами отражает приоритеты сетевого взаимодействия. Самая большая доля пользователей (72,1%) общаются в социальных сетях, ведут переписку по E-mail и т. п. Затем следует группа лиц, которым Интернет необходим в целях образования, обучения и исследовательской
работы (51,7%).
Образование и наука - это два краеугольных камня в основании социального госу-
дарства, которые по своей природе связаны с информационными технологиями. В стратегиях развития поставлена задача построения сети, охватывающей всю научно-образовательную систему и библиотеки, на основе создания технологической инфраструктуры. Активно внедряются информационные инновации в процессе обучения: дистанционное образование, мультимедиа технологии, электронные дневники, задания по Интернету, онлайн-тестирование, электронные учебники, виртуальные обучающая среда. Однако в продвижении сетевой грамотности система образования играет пока ограниченную роль, полагаясь на отдельные проекты и социальное хакерство. Возможно, по этой причине незначительно число пользователей электронными услугами государственных учреждений - 13,3% среди россиян, отмечается повышение в последний год до 15,1%. Население довольно высоко оценило качество предоставляемых онлайн-услуг, особенно муниципальных и региональных органов власти, 66% считают, что получили своевременную информацию в полном объёме (табл. 3).
Рис. 4. Навыки практической работы по возрастным группам (в %) [8]
Таблица 3
Оценка полученных услуг на сайтах государственных учреждений (в %) [8]
Показатели Проживающие в городе Проживающие на селе Все респонденты
Информация получена своевременно и в полном объёме 65,8 67,2 66,0
На поиск информации ушло много времени или получена не в полном объёме 29,5 26,9 28,2
Необходимой информации найти не удалось 2,7 2,9 2,8
Исследование показывает: доля населения, позитивно оценивающего влияние ИКТ на их повседневную и профессиональную деятельность, составляет примерно 71%. При этом самый низкий показатель у лиц среднего возраста - 54,1%, что объясняется увеличением объёма информационной нагрузки на рабочем месте и сопровождается усилением информационного стресса в профессиональной деятельности [10]. Большинством респондентов отмечено позитивное воздействие ИКТ на повышение уровня и качества их жизни за счёт экономии времени, расходов, расширения возможностей трудоустройства, получения дополнительного заработка, расширения возможностей общения. В целом многие указали на рост их индивидуального благосостояния за счёт приобретения высокотехнологичного оборудования и доступа к современной ИКТ-инфраструктуре.
Таким образом, результаты мониторинга демонстрируют повышение уровня информатизации домохозяйств, что проявляется в оснащённости персональными компьютерами, мобильными устройствами, увеличении интернет-активности пользователей локальными и глобальными сетями, росте численности населения - получателей онлайн-услуг. Это отражает общую готовность населения к электронному взаимодействию. Многое ещё предстоит сделать в плане охвата населения информационным оборудованием, расширения массового доступа к ИКТ и широкополосному Интернету, снижения стоимости ИКТ-продукции и услуг операторов
связи, повышения информационной грамотности населения, формирования институтов сетевого обучения и консультирования.
Однако развитие информационного общества не стоит сводить только к использованию ИКТ. Современная экономика, основанная на информационном способе производства и потребления, предполагает создание новых моделей жизнедеятельности общества. Россия движется в этом направлении. Стратегия развития информационного общества до 2015 года [5], или стратегия первого поколения, в основном решает задачи информатизации экономики и системы управления. Стратегия второго поколения должна быть нацелена на развитие информационного государства благосостояния, создания инноваций для человека и общества. При этом одновременно решаются две стратегические задачи:
1) становление информационной экономики, переход на новый технологический уклад посредством создания и внедрения информационно- коммуникационных технологий и диффузии инноваций, что повышает производительность труда, конкурентоспособность страны;
2) модернизация социального государства на основе социального применения инновационных технологий и обновления структур управления посредством межсетевого взаимодействия, что сделает процесс перехода к информационной экономике социально приемлемым для граждан.
Материалы поступили в редакцию 26.12.2013 г.
Библиографический список (References)
1. Кадомцева С. В. Совершенствование бюджетных отношений Группой двадцати: формирование транснациональной модели социального государства // Инновационное развитие экономики России: региональное разнообразие : матер. Шестой междунар. конф. 7-19 апреля 2013 : сб. статей. Т. 1 / под ред. А. А. Аузана, В. П. Колесова, Л. А. Тутова. М. : РГ-Пресс, 2013. ISBN 978-5-99-88-0163-1.
2. Медведев Д. А. Реализация национальных проектов: новые задачи // Социально-
1. Kadomceva S. V. Improving fiscal relations Group of Twenty: the formation of transnational welfare model. Innovacionnoe razvitie jekonomiki Rossii: regional'noe raznoobrazie : mater. Shestoj mezhdunar. konf. 7-19 aprelja 2013 : sb. statej. T. 1 / pod red. A. A. Auzana, V. P. Kolesova, L. A. Tutova. Moscow, RG-Press, 2013. ISBN 978-5-99-88-0163-1.
2. Medvedev D. A. Implementation of national projects, new tasks. Social'no-jekonomicheskoe
экономическое развитие России: новые задачи. М. : ИЭПП, 2008. ISBN 978-5-282-03235-2.
3. Наука и техника на службе развития: новая парадигма ИКТ [Электронный ресурс] : доклад об информационной экономике 2007/2008. Нью-Йорк, Женева, 2007 // Официальный сайт ООН. Режим доступа: http://www.unctad.org.ru/ ecommerce (дата обращения: 15.10.2013).
4. Химанен П. Информационное общество и государство благосостояния: Финская модель / П. Химанен, М. Кастельс; пер. с англ. А. Калинин, Ю Подорога. М. : Логос, 2002. ISBN 5-8163-0040-7.
5. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212 [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.rg.ru/2008/02/16/informacia-strategia-dok.html (дата обращения : 15.09.2012).
6. Концептуальные рамки мониторинга Цифровой Европы: 2011-2015. Европейская Комиссия, 2009. [Электронный ресурс] // Официальный сайт ОЭСР. Режим доступа: http:// www.oecd.org/sti/measuring-infoeconomy/guide (дата обращения: 01.09.2012).
7. Пособие по измерению доступа домашних хозяйств и частных лиц к ИКТ и масштабов их использования. Женева [Электронный ресурс] // Официальный сайт Международного союза электросвязи. Режим доступа: http://www/itu. int\ITU-D\ict\partnership\index.html/ (дата обращения: 01.09.2012).
8. Комплексное наблюдение условий жизни населения [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. Режим доступа: http://www.gks. ru/free_doc/new_site/population/urov/kn-ujn/ ko-ujn.html (дата обращения: 15.01.2013).
9. OECD Internet Economy Outlook 2012 - OECD Publishing. 2012 [Электронный ресурс] // Официальный сайт ОЭСР. Режим доступа: http:// www.oecd.org/rights (дата обращения 15.07.2013).
10. Манахова И. В. Риски информатизации образования // Информационная безопасность регионов : научно-практический журнал. 2012. № 2(11). С. 47-51. ISSN 1995-5731.
11. Тапскотт Дж. Электронно-цифровое общество. Киев : INT-Пресс; М. : Рефл-Бук, 1999.
razvitie Rossii: novye zadachi. Moscow, IEPP, 2008. ISBN 978-5-282-03235-2. 3. Science and technology for development: the new paradigm of IT. Available at: http://www.unctad. org.ru/ecommerce (accessed 15 October 2013).
4. Himaneii P., Kastel's M. Information Society and the Welfare State: The Finnish Model'. Moscow, Logos, 2002. ISBN 5-8163-0040-7.
5. Strategy for Information Society Development in the Russian Federation from February 7, 2008 № Pr -212. Available at: http://www.rg.ru/2008/02/16/ informacia-strategia-dok.html (accessed 15 September 2012).
6. Conceptual framework for monitoring Digital Europe: 2011-2015 . European Commission, 2009. Available at: http://www.oecd.org/sti/measuring-infoeconomy/guide (accessed 01 September 2012).
7. Manual for Measuring households and individuals to ICT and the extent of their use. Geneva. Available at: http://www/itu.int\ITU-D\ict\partnership\ index.html/ (accessed 01 September 2012).
8. Integrated monitoring of living conditions. Available at: http://www.gks.ru/iree_doc/new_site/ population/urov/kn-ujn/ko-ujn.html (accessed 15 January 2013).
9. OECD Internet Economy Outlook 2012 - OECD Publishing. 2012. Available at: http://www.oecd. org/rights (accessed 15 July 2013).
10. Manahova I. V. Risks education informatization. Informacionnaja bezopasnost' regionov: nauchno-prakticheskij zhurnal. 2012. № 2(11). P. 47-51. ISSN 1995-5731.
11. Tapskott Dzh. JElectron digital society. Kiev, INT-Press; Moscow, Refl-Buk, 1999.