Научная статья на тему 'Типология уровня развития информационного общества в России'

Типология уровня развития информационного общества в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
697
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТИПОЛОГИЯ / ИННОВАЦИИ / INFORMATION SOCIETY / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / TYPOLOGY / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Носонов Артур Модестович

В статье рассматриваются особенности формирования и развития информационного общества в регионах России. Для исследования этого процесса проведена типология регионов страны по показателям, характеризующим уровень развития и использования информационно-коммуникационных технологий как главного фактора формирования информационного общества. Выделено четыре типа регионов России по уровню развития информационного общества и дана их детальная характеристика. На основе этого выявлены пространственно-временные закономерности развития информационного общества в России связанные с пространственной неравномерностью этого процесса, которая в дальнейшем будет сглаживаться в результате диффузии инноваций из инновационных центров в регионы-«акцепторы» нововведений в информационной сфере. Подчеркивается особая роль государства в формировании информационного общества и необходимость увеличении размеров частных и корпоративных инвестиций в основной капитал организаций сектора информационно-коммуникационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPOLOGY OF DEVELOPMENT LEVEL OF INFORMATION SOCIETY IN RUSSIA

The article considers the formation and development peculiarities of the information society in the regions of Russia. The formulated typology of regions characterizes the development level and use of information and communication technologies as a main factor of creation of information society. We have identified four types of regions of Russia in terms of information society development level. The article gives its detailed characteristic. The spatial and temporary regularities of development of information society in Russia are discovered. They are associated with the spatial unevenness of the mentioned process. This irregularity in the future will be smoothed by innovation diffusion from innovation centres for the innovations "acceptors"-regions in the information sphere. The article accentuates the role of the state in creating of information society and the necessity to improve the rates of private and corporate investment in fixed assets of firms in the sector of information and communication technologies.

Текст научной работы на тему «Типология уровня развития информационного общества в России»

Носонов Артур Модестович

доктор географических наук, профессор, кафедра физической и социально-экономической географии, Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева"

artno@mail. т.

УДК 911.3

ТИПОЛОГИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО

ОБЩЕСТВА В РОССИИ

В статье рассматриваются особенности формирования и развития информационного общества в регионах России. Для исследования этого процесса проведена типология регионов страны по показателям, характеризующим уровень развития и использования информационно-коммуникационных технологий как главного фактора формирования информационного общества. Выделено четыре типа регионов России по уровню развития информационного общества и дана их детальная характеристика. На основе этого выявлены пространственно-временные закономерности развития информационного общества в России связанные с пространственной неравномерностью этого процесса, которая в дальнейшем будет сглаживаться в результате диффузии инноваций из инновационных центров в регионы-«акцепторы» нововведений в информационной сфере. Подчеркивается особая роль государства в формировании информационного общества и необходимость увеличении размеров частных и корпоративных инвестиций в основной капитал организаций сектора информационно-коммуникационных технологий.

Ключевые слова: информационное общество, информационно-коммуникационные технологии, типология, инновации

Выполнено при поддержке РФФИ (проект №15-05-02526-а)

Введение

Главным направлением социально-экономического развития России является формирование в стране информационного общества. Происходящие в настоящее время технические, технологические, организационно-управленческие изменения, связанные с распространением информационных и коммуникационных технологий, охватывают все сферы деятельности - экономику, государственное управление, культуру, здравоохранение, образование, трансформируют повседневную жизнь человека и создают новые способы коммуникации [1]. Общепризнанное определение информационных и коммуникационных технологий(ИКТ) формулируется следующим образом. ИКТ - это технологии, использующие средства микроэлектроники для сбора, хранения, обработки, поиска, передачи и представления данных, текстов, образов и звука

[2]. Фактический и потенциальный эффект развития ИКТ вызывает большой интерес на глобальном, национальном и региональном уровнях.

Среди большого числа самых разнообразных областей приложения информационных технологий наиболее активно развивались до сих пор базы, банки, хранилища финансовых и экономических данных, тогда как относительный вес баз и банков научно-технической информации все еще остается весьма небольшим. Это объясняется тем, что разработки, которые инициируют собственными нуждами финансовых учреждений, субсидируются из собственных средств, тогда как при создании банков научно-технической информации поддержка государства по-прежнему остается решающей.

Информационный рынок характеризуется широкой номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов [3].

В настоящее время в России быстрыми темпами идет формирование информационного общества, важнейшими компонентами которого являются:

1. Техническая и технологическая инфраструктура. Это современное информационное оборудование, производительные компьютеры, развитые локальные и глобальная компьютерные сети и соответствующие им технологии переработки информации.

2. Нормативно-правовое обеспечение. Это юридические документы: целевые программы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке.

3. Информационные инструменты и программные средства. Это спра-вочно-навигационные системы и структуры, помогающие находить нужную информацию.

4. Организационно-управленческая система. Это элементы государственного регулирования взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг.

Выделяют пять секторов рынка информационных продуктов и услуг [4].

1. Деловая информация. Он включает: биржевую и финансовую информацию, поставщиками которой являются специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские компании, банки; статистическую социально-экономическую, демографическую информацию, прогнозные модели и оценки, осуществляемые государственными службами, компаниями, консалтинговыми фирмами; коммерческую информацию по компаниям, фирмам, корпорациям, их финансовом состоянии, направлениям работы, выпускаемой продукции и ценам, деловых новостях в области экономики и бизнеса.

2. Информация для специалистов в конкретных областях знаний, которая состоит из: профессиональной информации - специальные данные и материалы для юристов, фармацевтов, ученых, преподавателей, инженеров, метеорологов и т. д.; научно-техническую информацию - документальная, библиографиче-

ская, реферативная, справочная информация в области естественных, общественных и технических наук, по отраслям производства и сферы услуг; доступ к первоисточникам - организация доступа к источникам информации через электронные библиотеки и специальные приложения.

3. Потребительская информация, которая состоит из следующих частей: информация служб новостей, литература, электронные журналы, справочники, энциклопедии; расписания транспорта, резервирование билетов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг, банковские операции и т.д.; развлекательная информация - игры, видео, музыка, телетекст, социальные сети.

4. Услуги образования, включает все формы и ступени образования: дошкольное, специальное, сред непрофессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовку. Информационная продукция может быть представлена в компьютерном или некомпьютерном виде: учебники, методические разработки, практикумы, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и контролирующие системы, методики обучения и пр.

5. Информационные системы и средства, состоящий из следующих частей: программные продукты (операционные системы, электронный офис, пакеты прикладных программ) для пользователей с разной степенью профессиональной подготовки; технические средства - компьютеры, телекоммуникационное оборудование, периферия и комплектующие; разработка и сопровождение информационных систем и технологий; консультирование по различным аспектам информационной индустрии; подготовка источников информации -создание баз, банков и хранилищ данных в определенной предметной области и т.п.

В настоящее время приоритетным направлением использования информационных услуг является исследовательская и обзорно-аналитическая деятельности крупнейших информационных фирм, располагающих собственными, органично встроенными в структуру организации мирового уровня банками данных.

Основные результаты и методы исследования

Развитие информационного общества в любой стране определяется, прежде всего, уровнем развития различных компонентов информационно-коммуникационных технологий. Активное использование персональных компьютеров и Интернета различными социальными слоями указывает на то, что соответствующие практики становятся неотъемлемым атрибутом образа жизни подавляющей части россиян. Процессы формирования информационного общества в России происходят сегодня крайне неравномерно, что проявляется в существенной территориальной дифференциации различных компонентов ИКТ по регионам страны. Так, уровень дифференциации субъектов Российской Федерации в 2015 г. составлял: по числу абонентов фиксированного широкополосного доступа к Интернету на 100 чел. - более чем в 300 раз, числу телефонных аппаратов на 100 чел. - в 50 раз, удельному весу домохозяйств имеющих доступ к Интернету - в44 раза. Наименьшая территориальная дифференциации регионов России отмечается по следующим показателям: доля органи-

заций, имеющих доступ к Интернету - 1,4 раза, уровень цифровизации (отношение монтированной емкости электронных станций к общей монтированной емкости телефонных станций) местной телефонной сети - 1,8 раза, число абонентов мобильного доступа к Интернет на 100 чел. и доля домохозяйств, имеющий персональный компьютер - в 2 раза [2, 5].

Специализированной организацией ООН -Международным союзом электросвязи (Шетайопа1Те1есоттишсайопипюп, 1Ти)в последние годы ежегодно анализируется уровень развития информационного общества в 167 странах мира. Конечным результатом исследования является расчет Индекса развития ИКТ (ГО1). В качестве показателей для расчета данного индекса используются три группы показателей:

1. Доступ кИКТ (линии фиксированной телефонной связи, контракты на подвижную сотовую связь на 100 жителей; ширина полосы пропускания международного трафика интернета (бит/с) на одного интернет-пользователя; доля домашних хозяйств имеющих компьютер и доступ в интернет).

2. Доля отдельных лиц, пользующихся интернетом и контракты на фиксированную и подвижную широкополосную связь на 100 жителей.

3. Показатель грамотности среди взрослого населения; охват населения средним и высшим образованием).

Россия в данном рейтинге занимает 45-ую позицию.

Отдельные положения данной методики могут быть использованы для анализа внутрирегиональных различий уровня развития информационного общества в России. При этом следует исключить показатели уровня грамотности и образования, так как они не имеют существенных различий по регионам России.

Для выделения типов регионов России по уровню развития информационных и коммуникационных технологий была разработана следующая методика. На первом этапе были отобраны показатели, которые характеризуют различные аспекты развития информационного общества. Они условно могут быть подразделены на следующие группы: а) общие показатели уровня развития информационных технологий: затраты на ИКТ и объем отгруженных товаров (выполненных работ, услуг) собственного производства организациями сектора ИКТ;б) использование ИКТ в организациях: использование сети Интернет в организациях и организации, имевшие веб-сайт; число персональных компьютеров всего и с доступом в Интернет на 100 работников; организации, использовавшие специальные программные средства; в) использование ИКТ в домашних хозяйствах:удельный вес домохозяйств, имевших персональный компьютер, в том числе с доступом к Интернет.

Типология проводилась на основе величины интегрального индекса развития информационного общества (Т^), для расчета которого использована методика Программы развития ООН, представленная в отчетах о развитии человеческого потенциала[6]. Отдельные показателибыли пересчитаныв индекс путем нормировка униполярного показателя, для определения степени наличия и интенсивности качества, характеризующего тот или иной параметр ИКТ. Интегральный индекс развития информационного обществаявляется средним гео-

метрическим всех исходных показателей.

На основании данной методики на территории Россиивыделено 4 типа регионов по уровню развития информационного общества: 1 - высокий; 2 - выше среднего; 3 - средний; 4 - низкий (рис. 1, табл. 1).

К регионам первого типа (информационно-коммуникационные лидеры) относятся Москва и Санкт-Петербург, регионы Центральной России (Московская, Нижегородская области), Урало-Поволжья (Свердловская, Челябинская области, республики Татарстан, Башкортостан, Пермский край), Западной и Восточной Сибири (Тюменская область с автономными округами, Новосибирская, Иркутская области, Красноярский край), а также Хабаровский край на Дальнем Востоке. Они характеризуются самыми высокими в России показателями затрат на технологические ИКТ, объемом продукции, произведенной в секторе ИКТ, уровнем компьютеризации и доступом к Интернету (табл.). По уровню распространения широкополосного Интернета Москва и Санкт-Петербург опережают многие европейские столицы.

Рис. 1. Типы регионов России по уровню развития информационного общества: 1 - высокий (Iis - более 0,30); 2 - выше среднего (Iis - 0,25-0,30); 3 - средний (Iis- 0,20-025); 4 - низкий (Iis - менее 0,20).

Регионы этого типа отличаются высоким уровнем всех компонентов инфраструктуры ИКТ. В 22 регионах этого типа сосредоточено больше наукоградов и технопарков, чем в остальных 63 субъекте Российской Федерации. Здесь находятся крупнейшие специализированные инновационные структуры - инновационный центр «Сколково», наукограды и ЗАТО (закрытые административно-территориальные образования): Саров, Обнинск, Дубна, Жуковский,

Королев, Пущино, Реутов, Черноголовка, Протвино и др. Широко представлены инвестиционно-финансовые институты, в частности предприятия венчурной индустрии, а также сформированы развитые информационно-сетевые коммуникации.

Таблица 1

Основные показатели развития информационного общества [2, 5]

№ Показатели Типы

п/п 1 2 3 4

1 Затраты на ИКТ, млн. руб. всего 688772 245322 67672 173146

в среднем по региону 36251 12912 2942 7528

2 Объем отгруженных товаров (выполненных работ, услуг) собственного производства организациями сектора ИКТ, млрд. руб. всего 1655 442 343 232

в среднем по региону 87,1 23,3 14,9 10,1

3 Использование сети Интернет в организациях (в % от общего числа обследованных организаций) 93,3 89,8 89,0 86,2

4 Организации, имевшие веб-сайт (в % от общего числа обследованных организаций) 47,0 39,9 39,0 32,4

5 Число персональных компьютеров на 100 работников (штук) 47,3 46,4 43,0 40,7

6 Число персональных компьютеров на 100 работников с доступом в Интернет (штук) 29,3 27,7 25,4 23,0

7 Организации, использовавшие специальные про-

граммные средства (в % от общего числа обследованных организаций) 90,6 87,1 86,6 81,8

8 Удельный вес домохозяйств, имевших персональный компьютер (по данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств; в % от

общего числа домохозяйств) 80,1 76,1 72,0 65,5

9 в том числе имевших доступ к сети Интернет (по данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств; в % от общего

числа домохозяйств) 74,8 70,0 65,4 57,5

Прослеживается эффект двух «столиц» и прилегающих территорий. В других регионах этого типа выделяются локальные инновационные ядра. В Приволжском федеральном округе (ФО) - Казань, Нижний Новгород, Пермь, в Уральском ФО - Екатеринбург, Уфа, Челябинск с окружением. В регионах этого типа сконцентрированы крупнейшие предприятия ВПК, традиционно использующие самые передовые информационно-коммуникационные технологии (Адмиралтейские верфи, Уралвагонзавод, Ижевский машиностроительный завод, Мотовилихинские заводы, Воткинский завод, Уральский оптико-механический завод и др.). Имеется ряд крупныхнаукоградов и ЗАТО преимущественно ядерного профиля - Озерск, Снежинск, Трехгорный, Лесной, Ново-уральск и др.

Значительная часть регионов России относятся к категории с уровнем

развития информационного общества выше среднего. Они расположены в основном в Центральной и Северо-Западной России (Новгородская, Ярославская, Вологодская, Владимирская, Калужская, Калининградская области), юга Европейской России (Волгоградская, Ростовская области, Краснодарский и Ставропольский края), а также регионы Сибири и Дальнего Востока (Томская, Сахалинская области, Приморский и Камчатский края). Здесь существенно снижаются все показатели инновационной деятельности по сравнению с предыдущим типом: затраты на ИКТ - почти в 2,8 раза, объем товаров и услуг сектора ИКТ -в 3,7 раз. Однако в этих регионах довольно развита информационно-коммуникационная инфраструктура и они динамично развиваются. Различия в использовании сети интернет в организациях и домохозяйствах лишь на 4-7 % ниже, чем в 1 типе.

Данная ситуация в этом типе регионов обусловлена прежде всего формированием инновационной инфраструктуры ИКТ (бизнес-инкубаторы, технопарки, центры трансфера технологий), а также значительным научно-техническим потенциалом.

К 3 типу со средним уровнем развития информационного общества относятся большинство регионов Центральной и Северной России, Поволжья (Астраханская и Саратовская области), Сибири (Омская, Кемеровская области республики Алтай и Бурятия, Алтайский край. Здесь общие показатели развития ИКТ уже в 6-12 раз ниже, чем в 1 типе. В то же время эти регионы имеют достаточный научно-технический потенциал и ресурсы, созданную первоначальную информационно-коммуникационную инфраструктуру, поэтому показатели информатизации организаций и домохозяйств несущественно отличаются от первых двух типов. Большинство этих регионов можно считать перспективными. В целом, в большинстве этих регионов имеются все необходимые предпосылки для ускоренного развития информационно-коммуникационной деятельности: выгодное экономико-географическое положение, значительный научно-технический потенциал, наличие крупных локальных инновационных ядер и др.

Значительную группу составляют регионы с низким уровнем информатизации общества (4 тип) - 23 субъекта Федерации, расположенные в Центральной России, на Северном Кавказе, Восточной Сибири, а также Республика Крым и г. Севастополь. Это инновационно-коммуникационная периферия, которая характеризуется минимальными значениями всех показателей развития ИКТ. Это обусловлено, прежде всего, низким уровнем социально-экономического развития этих регионов и недостаточно сформированной информационной инфраструктурной системы. Особенно низки показатели развития информационного общества в Республике Крым и г. Севастополе. Однако в ближайшее время ситуации кардинально изменится, так как на развитие ИКТ этих регионов в 2014 г. выделено 122,7млрд. руб. (больше только г. Москва -312,7) [5]. В этом типе регионов в дальнейшем уровень развития ИКТ будет повышаться, и их отставание от регионов-лидеров сократится.

В 2015 г. был проведен социологический опрос жителей г. Саранска для выявления качества городской среды для жизнедеятельности населения и ком-

фортности проживания. Получены репрезентативные результаты на основе использования метода квотной модели выборки - по полу, возрасту и месту проживания, опрошено 395 чел.[7, 8].Часть вопросов была направлена на выявление использования жителями города информационных технологий. Около 78 % респондентов имеют доступ к домашнему Интернету, из них 70,2 % используют его для приобретения товаров и услуг. Наиболее востребованы при покупке через Интернет спортивные товары, бытовая электротехника, компьютеры и программное обеспечение (рис. 2).

69

12 34 567 8 9 10 11

Рис. 2. Приобретение товаров и услуг с помощью Интернет: 1 - спортивные товары; 2 - покупка билетов в театры, кинотеатры, на концерты; 3 - бронирование отелей, туров и авиабилетов; 4 - бытовая электротехника, компьютеры и программное обеспечение; 5 - одежда и обувь; 6 - книги; 7 - автозапчасти; 8 - лекарства; 9 - косметика и парфюмерия; 10 - товары для обустройства дома; 11 - другие товары и услуги. 69.. .55 - количество респондентов.

Активно используется глобальная сеть для покупки билетов в театры, кинотеатры, на концерты и бронирования авиа- и железнодорожных билетов, отелей и туров. В меньшей степени применяется Интернет для приобретения одежды и обуви, книг,автозапчастей, лекарств,косметики и товаров для обустройства дома. Незначительная часть респондентов использовала электронную коммерцию для покупки музыки, видео и продуктов питания.

Выводы

1. В настоящее время в России быстрыми темпами идет формирование информационного общества, важнейшими компонентами которого являются: техническая и технологическая инфраструктура;нормативно-правовое обеспечение; информационные инструменты и программные средства и организационно-управленческая система.

2. В современных условиях приоритетным направлением использования

информационно-коммуникационных технологий является научно-исследовательская и обзорно-аналитическая деятельности крупнейших информационных компаний, располагающих собственными, органично встроенными в структуру организации мирового уровня банками данных.

3. Особенностиразвития информационного общества в России связаны с региональной неравномерностью этого процесса.

4. Неодинаковый уровень развития информационного общества в разных регионах Россииимеет тенденцию к сглаживанию в результате диффузии инноваций из инновационных центров в регионы-«акцепторы» нововведений в сфере ИКТ.

5. Значительная часть жителей г. Саранска активно использует информационно-коммуникационные технологии, в том числе для приобретения товаров и услуг. Наиболее востребованы при покупке через Интернет спортивные товары иэлектроника.

6. Дальнейшее развитие информационного общества в России возможно только при активном участии государства в этом процессе и увеличении размеров частных и корпоративных инвестиций в основной капитал организаций сектора информационных технологий.

Список использованных источников

1. Носонов А. М. Инновационное развитие регионов России: факторы и пространственно-временные закономерности / А. М. Носонов // European Social Science Journal = Европейский журнал социальных наук. - 2016. - № 2. -С. 27-34.

2. Абдрахманова Г. И. Информационное общество: тенденции развития в субъектах Российской Федерации. Вып. 2: статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, Л. М. Гохберг, Г. Г. Ковалева / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М. : НИУ ВШЭ, 2015. - 160 с.

3. Радчук В. А. Роль рынка информационных услуг в развитии социально-экономических систем / В. А. Радчук // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - М., 2012. - С. 318-319.

4. Ермакова Ж. А. Развитие рынка теоретических услуг: теоретические аспекты / Ж. А.Ермакова, И. Н. Корабейников // Вестник Оренбургского гос. ун-та.- 2012. - С. 131-137.

5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: стат. сб. / Росстат. - М., 2016. - 1326 с.

6. Доклад о человеческом развитии 2015. Труд во имя человеческого развития. - М. : Изд-во «Весь мир», 2015. - 288 с.

7. Семина И. А. Оценка качества городской среды для жизнедеятельности населения и комфортности проживания (город-район-двор) / И. А. Семина, Л. Н. Фоломейкина // Мозаика городских пространств: экономические, социальные, культурные и экологические процессы: сб. материалов Всерос. науч. конф. - М. : Геогр. ф-т МГУ, 2015. - С. 253-258.

8. Пространственный анализ и оценка социально-экономического разви-

тия региона: монография. - 2-е изд., доп. и перереб.- / И. А. Семина, Н. Н. Логинова [и др.]; под ред. А. М. Носонова, И. А. Семиной. - Саранск : Изд-во Мордовского ун-та, 2016. - 128 с.

Nosonov Arthur

doctor of Sciences, Professor, Department Physical and Socio-economic Geography, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education National Research Ogarev Mordovia State University

artno@таil. ru

TYPOLOGY OF DEVELOPMENT LEVEL OF INFORMATION

SOCIETY IN RUSSIA

The article considers the formation and development peculiarities of the information society in the regions of Russia. The formulated typology of regions characterizes the development level and use of information and communication technologies as a main factor of creation of information society. We have identified four types of regions of Russia in terms of information society development level. The article gives its detailed characteristic. The spatial and temporary regularities of development of information society in Russia are discovered. They are associated with the spatial unevenness of the mentioned process. This irregularity in the future will be smoothed by innovation diffusion from innovation centres for the innovations "accep-tors"-regions in the information sphere. The article accentuates the role of the state in creating of information society and the necessity to improve the rates of private and corporate investment in fixed assets of firms in the sector of information and communication technologies.

Keywords: information society, information and communication technologies, typology, innovations

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.