ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ
ОБЩЕСТВЕ
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ КАК СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ
МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
В.М. Матюшок1
Российский университет дружбы народов
Ул. Миклухо-Маклая, д. 6, 117198, Москва, Россия
В данной публикации раскрывается роль информатизации как стратегического направления развития мировой экономики. В условиях перехода к информационному обществу информационно-коммуникационные технологии способствуют резкому повышению производительности труда и качества продукции. Многие страны разработали программы перехода к информационному обществу, опыт реализации которых имеет большое значение для России.
Знания, информация всегда играли важную роль в развитии общества. При этом в истории человечества не раз бывало, что одни страны из-за технологических преимуществ вырывались вперед. Но, как справедливо отмечает Питер Дракер, сохранить в тайне эти преимущества, как правило, никому долго не удавалось, хотя попытки такие были всегда. Само греческое слово techne означает секреты ремесла, а в английском языке понятие «ремесло» обозначалось словом «mystery» (дословно «таинство»)2.
Публикация «Энциклопедии» Д. Дидро и Ж. Д’Аламбера, появление технических училищ явилось мощным фактором замены в XVIII - XIX вв. ремесла производством, основанном на технике и технологии продвижения капитализма во многие страны. Распространение системы Тейлора и профессионально-технического обучения всего за 70 лет вызвало революцию в производительности труда (с 1880 года - до середины XX века) не только в западных странах, но и во многих странах Востока.
Однако в доиндустриальных и даже в индустриальных обществах информация не играла решающей роли, так как основу производительных сил составляли природные, «естественно возникшие», а впоследствии материально-вещественные «искусственно созданные» элементы.
В последней четверти XX века информация в жизни человеческого общества начинает играть решающую роль. Если в эпоху индустриализации машины в тысячи раз умножали .мускульную силу человека, то в эпоху информатизации информационные технологии в тысячу раз умножают интеллектуальные возможности человека (Билл Гейтс).
В исследовании под названием «Новая экономика: миф или реальность» Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) убедительно доказывает, что новые информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) выдвинулись в разряд технологий, которые трансформируют экономическую и социальную активность. Кроме того, распространение ИКТ является фактором, который объясняет диспаритет в экономическом развитии между различными странами3.
Так, например, Южная Корея еще в 1960 г. была достаточно отсталой страной и имела примерно одинаковый уровень развития с Филиппинами. В настоящее время это одна из самых бурно развивающихся стран. По данным ОЭСР в 1990 - 2000 годах Южная Корея имела одни из самых высоких темпов экономического роста - 6,1%, а в 1998 - 1999 гг. -даже 10,7%. Одним из важнейших факторов экономического роста явилось очень активное внедрение и использование ИКТ во все сферы социально-экономической жизни. В конце 2001 г. около 60% корейских семей располагали полномасштабным высокоскоростным доступом к сети Интернет, против 6% таких пользователей во Франции и 10% в США. При
1 Мапошок Владимир Михайлович - к.э.н., доцент, зав. кафедрой экономико-математического моделирования экономического факультета РУДН.
1 Drucker P.F. Post - Capitalist Society. N.Y., Harper - Collins Publishers, 1995.
:1 Rapport annuel 2002. - Paris:, OCDE, 2002. P. 16.
этом активную роль играло государство, осуществляя как прямые массивные инвестиции в сферу ИКТ, так и предоставляя многочисленные кредиты операторам телекоммуникационных сетей (до 5 млрд долл.), чтобы ускорить создание таких сетей, в том числе и в сельских районах. Государство бесплатно подготовило около 10 млн. корейцев - пользователей Интернет, содействовало созданию 20 тыс. кибер-кафе4.
Информационные системы являются стратегическими элементами и главными средствами создания стоимости во многих отраслях, составляющих так называемую новую экономику. Так, например, в автомобильном концерне «Пежо-Сигроен» информационная система, по мнению ее директора Даниеля Зампарини, есть главное и фундаментальное условие успеха реализации стратегии концерна - «быть лучшими в своем классе». Информатизация охватывает все стадии создания, производства, продаж и обслуживания автомобилей. На стадии проектирования и создания новых моделей автомобилей, информатизация позволяет сократить сроки создания нового автомобиля с пяти лет до двух, учесть вкусы потребителей и выбрать время выхода на рынок. На стадии производства информатизация обеспечивает производство на двадцати шести заводах концерна, расположенных на пяти континентах, в течение 24 часов 13 тысяч автомобилей, согласуя работу примерно 1200 внешних партнеров и учитывая тысячи всевозможных комбинаций для каждого автомобиля: стиль, цвет, различия в комплектации, безопасность, качество отделки салона, экологические характеристики, себестоимость, налоги, продажную цену и пр. На стадии реализации с помощью информационных систем все более информированным и требовательным клиентам обеспечивается наилучший уровень сервиса (скорость, оплата, переговоры, учет индивидуальных требований, послепродажное обслуживание). При этом сам автомобиль все более и более насыщается компьютерной техникой. На современном автомобиле уже сегодня до трех локальных компьютерных сетей и около двадцати компьютеров. Информатизация позволила концерну повысить свою конкурентоспособность и в условиях неблагоприятной конъюнктуры увеличить продажи своих автомобилей на европейском рынке в первом квартале 2002 г. на 4,3%5.
Решающая роль информации в жизни общества дает основание говорить о возможности создания информационного общества. Информационное общество, которое ещё совсем недавно воспринималось как футуристическое, на пороге нового тысячелетия все отчетливее становится объективной реальностью. В рамках постиндустриальной теории выделяют доиндустриальные общества, общества на ранней стадии индустриализации, индустриальные общества, общества массового потребления, постиндустриальные общества в начальной стадии и явно постиндустриальные, т.е. информационные. В информационном обществе уровень жизни населения, структура его занятости в рабочее и свободное время, система образования, рынки труда, товаров и финансов, система управления и принятия решений существенным образом зависят от теоретических знаний, информации, технологических инноваций, развития глобальных информационных и коммуникационных технологий (П. Дракер, У. Мартин, И. Масуда, Э. Тоффлер и др.). Такое общество начало создаваться в развитых странах (США, Западная Европа, Япония), его укладные формы складываются в новых индустриальных странах (Корея, Тайвань, Сингапур и другие), в странах с переходной экономикой (Россия, страны Восточной Европы) и даже в развивающихся странах. Это очень сложный процесс, который затрагивает не только сферу экономики и технологии, но и социальные, политические и культурные отношения.
При этом, как предсказывает один из авторов концепции «информационного общества» И.Масуда, развитая стадия информационного общества, основанная на массовом создании знаний, сложится на Земле, вероятнее всего, к середине XXI века.
Выдвижение на первый план в качестве важнейших элементов производительных сил информационно насыщенной продукции и услуг, знаний, технологий, информации для
4OECD in Figures. Statistics on the member countries. - Paris:, OESD, 2001. P. 14 - 15.
La Tribune. - Paris:, 17 avril 2002. P. 10.
5 Zamparini D. Le systeme d'information constitue un element stratégique et fondamental. - Paris:, Le Monde Informatique, avril 2002.
принятия решений и в то же время быстрое их старение, радикально меняет современный экономический пейзаж и отношение к человеку как к главной производительной силе.
Если орудия труда индустриального века умножали мускульную силу’ человека, то орудия труда информационного века преумножают возможности человеческого разума. Это открывает перед человечеством удивительные перспективы, большинство из которых пока невозможно предсказать. И здесь нельзя не согласиться с американским астрономом Карлом Саганом в том, что сегодня с большой уверенностью можно предсказать лишь то, что «самыми удивительными открытиями будут те, которые нам недостает еще мудрости предвидеть»6.
В то же время очевидно, что информационный век ставит перед все большим количеством людей, компаний, стран дополнительные трудности, связанные с необходимостью перемен. Они либо преодолеют эти трудности и изменят себя, либо будут обречены на прозябание и поражение, индивидуальную и социальную апатию.
Если в 80-е годы все решало качество, а в 90-е - реинжиниринг, то в нынешнем десятилетии главное, по мнению Билла Гейтса, - это «скорость». Под влиянием все более доступной информации скорость изменения образа жизни потребителей и их запросов становится все выше. Это требует наращивания скорости изменения качества продукции, совершенствования бизнес-процессов и оперативности управления ими. При определенном значении этих показателей произойдет изменение характера бизнеса. По мнению Билла Гейтса в ближайшее десятилетие бизнес изменится сильнее, чем за предыдущие пятьдесят лет, а «инвестиции в электронную инфраструктуру и в сферу образования являются ключом к обеспечению будущей конкурентоспособности экономики каждой страны»7.
Переход от индустриального общества к информационному" проявляется, прежде всего, в перераспределении трудовых ресурсов из сферы материального производства в сферу сетевой экономики и информационных услуг. Ожидается, что соотношение занятых в этих сферах к 2005 г. составит 1 : 3 против 3 : 1 в середине текущего столетия 8. Уже в начале 90-х годов в американской экономике инвестиции в информационную сферу превысили инвестиции в традиционные отрасли материального производства.
В развитых странах все больший удельный вес занимают такие виды деятельности как проектирование зданий, сооружений, машин, оборудования, научные исследования, менеджмент, финансовые операции, анализ рынков, реклама, обсуждение контрактов, выписка счетов и другие, получившие название информационной работы.
Информационная работа как «преобразование информации посредством человеческого мозга или компьютерной программы» по мнению автора книги «Что нас ждет» Майкла Дертузоса уже сейчас порождает 50-60% ВНП индустриально развитых стран 9
Особенно эффективным оказалось применение Интернет-технологий. Использование этих технологий в США при обработке авиабилетов снижает затраты в 8 раз, банковские расходы на одну транзакцию - в 100 раз, расходы по выставлению счетов - в 3 - 5 раз, а расходы по оплате счетов клиентами свелись практически к нулю.
Учитывая важность этих тенденций, многие государства приняли конкретные программы действий по формированию информационного общества.
Наиболее далеко в этом направлении продвинулись США, приняв еще в 1993 г. План действий в области Национальной информационной инфраструктуры, который рассматривается как наиболее важная инициатива администрации Клинтона-Гора. «Информация, - отмечается в преамбуле Плана действий, - является одним из наиболее критических национальных ресурсов не только для сферы услуг, но и для сферы производства, экономики в целом и для национальной безопасности страны... технологии,
и управлением информацией имеют
6 Цит. по: Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. - М.:Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. С.420.
7 Там же, с.418.
'Материалы конференции "Интеграция. Информационные технологии. Телекоммуникации. НТИ-99". 17-19 марта 1999 г. - М.: ВИНИТИ, 1999. С. 77.
9 Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. С. 33.
10 Материалы конференции "Интеграция. Информационные технологии. Телекоммуникации. НТИ-99”. 17-19 марта
1999 г. - М.: ВИНИТИ, 1999. С. 122.
Однако и до принятия Плана действий в области Национальной информационной инфраструктуры США вели активную информационную войну, насаждая по всему миру американский образ жизни, американские ценности и потребительские стандарты. При этом они практически всегда выходили из информационных баталий в качестве победителя (достаточно вспомнить какую роль сыграла информационная война в судьбе СССР и стран Восточной Европы).
План действий предусматривает интенсивное развитие национальной информационной инфраструктуры, которая «позволит американским фирмам конкурировать и побеждать», теперь уже, вероятно, своих европейских и японских союзников. Политика достижения глобальной «информационной прозрачности», считывание спутниками США конфиденциальных баз данных европейских государств создает объективную основу для углубления противоречий между ЕС и США. Очередные разоблачения и очередная вспышка таких противоречий отмечалась в начале 2000 г.
Агрессивная политика США в информационной сфере, лидерство американских фирм и отставание европейских компаний в конкурентной борьбе не может не беспокоить страны Европейского Сообщества. Необходимость государственной политики в процессе перехода к информационному обществу в начале 90-х годов стала очевидной. В июле 1994 г. Комиссией Европейского Сообщества (КЕС) был принят план действий «Европейский путь в информационное общество. План действий», получивший название “Инициатива Бангенмана” (по фамилии руководителя группы экспертов, подготовившей рекомендации для КЕС).
Переход к информационному обществу создает новые экономические и технологические реалии, которые необходимо осознать и учесть в стратегии национального развития, в противном случае это грозит падением темпов экономического роста и обострением социальных проблем. В частности, М. Бангенман свою обеспокоенность этими новыми реалиями выразил в следующих словах: «Те страны, которые первыми войдут в Информационное общество, приобретут величайшие преимущества. Они будут определять условия для тех, кто будет следовать за ними. И напротив, те страны, которые медлят и предпочитают половинчатые решения, могут столкнуться со снижением инвестиций и уменьшением занятости... Информационное общество есть средство достижения большинства целей Европейского Сообщества» п.
В 90-е годы целый ряд стран разработали и приняли программы действий по переход)' к информационному обществу. В конце 1994 г. такую программу приняли Нидерланды, в 1995 г. - Финляндия, в 1996 г - Германия и Канада.
Программы перехода к информационному обществу направлены на решение насущных экономических и социальных задач. План действий администрации США по переходу к информационному обществу должен помочь американской экономике создать перспективные высокооплачиваемые рабочие места. Они также будут инициировать экономический рост, который, в свою очередь, создаст постоянно растущие стандарты жизни для всех американцев.
В программе КЕС подчеркивается, что «информационные и телекоммуникационные технологии и связанные с ними услуги имеют потенциал для обеспечения стабильного и устойчивого роста, увеличения конкурентоспособности, создания новых возможностей работы и улучшения качества жизни всех европейцев» 12
В процессе перехода к информационному обществу трансформируется не только экономика, но и другие сферы общественной жизни - образование, культура, здравоохранение, наука, государственное и муниципальное управление, военное дело, сфера досуга и развлечений.
Вырвавшись вперед, на путях к информационному обществу, страны - технологические лидеры, будут всячески выступать за развитие и углубление в международных экономических отношениях либерализации и свободной конкуренции. Поддержка и распространение этих принципов поможет им в полной мере реализовать их преимущества. Для этих целей уже используется ВТО, совещания «семерки», международные форумы и
11 Там же, с.122 - 123.
12 Там же, с. 122.
организации. Главные усилия на современном этапе концентрируются на создании глобальной электронной и телекоммуникационной инфраструктуры и подготовке на ее основе почвы для реализации дальнейших глобальных инициатив, таких как всемирная зона свободной электронной торговли и глобальное информационное общество.
Технологические прорывы в сфере информатизации и прежде всего Интернет дали основание говорить об особом материальном базисе информационного общества, основу которого составляет «сетевая экономика» (networked economy). Данное понятие ещё не устоялось. Наряду с ним употребляются другие: информационная экономика, экономика прямых равноправных связей (С. Паринов, Т. Яковлева) и другие. Однако, по-нашему мнению, понятие «сетевая экономика» как название глобальной электронной среды для экономической деятельности имеет право на жизнь. Как известно, экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем чем производится, какими средствами производства, так как именно они развивают главную производительную силу - человека.
Важнейшим условием становления «сетевой экономики» явилось вытеснение с 80-х годов четвертого технологического уклада (который базируется на развитии специализированного машиностроения и химизации производства, широком использованием пластмасс и цветных металлов, замене угля на нефть и газ в качестве важнейших энергоносителей, железнодорожного транспорта - автомобильным) пятым, в котором господствующие позиции переходят к новейшим компьютерным и информационным технологиям, средствам космической связи, волоконной оптике, биотехнологиям. В результате в сетевой экономике автоматизированное производство, роботы, приборы, устройства и машины, а также миллиарды людей оказываются связаны между собой. Новейшие оптические и нейронные (основанные на компьютерной имитации работы человеческого мозга) информационные технологии открывают невиданные возможности в различных сферах экономической деятельности. Грядет эра «заводов без рабочих» и «виртуальных компаний». В результате структурных преобразований и бурного успешного роста новых компаний из числа 500 крупнейших ТНК в последние годы выпало 70 старых компаний. По итогам 1998 года первое и шестое места в десятке крупнейших ТНК заняли корпорации «Майкрософт» и «Интел» с рыночной капитализацией 144,1 и 271,9 млрд. долл. соответственно. В этих и им подобных компаниях главной стратегией развития становится экспансия творческой деятельности, создание условий для совершенствования человека в рамках его профессиональной деятельности, не столько решение проблем традиционными способами, сколько поиск новых возможностей, развитие творческих способностей, повышение IQ всего коллектива.
В своей книге «Бизнес со скоростью мысли» Билл Гейтс указывает, что компьютерная индустрия в настоящее время находится только в начале своего пути и продвинулась в своем развитии так же далеко, как автомобилестроение в 1910 году или авиастроение в 1930 году. Однако, несмотря на юношеский возраст информационных технологий, их внедрение уже приносит колоссальный экономический эффект. Так, в частности, компьютерное моделирование при проектировании самолета нового поколения Boeing-777 позволило выявить свыше 10 тысяч «точек рассогласований», в которых одни детали не вполне соответствовали требованиям сопряжения с другими. В противном случае все эти проблемы вскрылись бы на этапе производства. Эго позволило сэкономить свыше 5 млн. долларов на внесение изменений. Лазерные измерения первого экземпляра 777 показали практически идеальную точность формы крыльев и фюзеляжа, а это означает лучшие аэродинамические характеристики и повышенну ю топливную экономичность.
Информационные потоки на этапе проектирования и организации производства самолета были столь интенсивными, что для этого пришлось проложить новый волоконно-оптический кабель по дну Тихого океана в Японию, где проектировались и производились многие детали самолета. Информационные технологии позволили быстро, экономично и качественно спроектировать Boeing-777. Однако проектирование занимает около 20% объема работ по производству самолета. Руководство компании смело пошло на создание информационной системы, которая будет охватывать весь производственный процесс. Эту
систему уже используют 25 тыс. сотрудников компании, а в законченном варианте она будет использоваться 100 тыс. работниками, занятыми в производстве13.
Применение информационных технологий в автомобилестроении позволило уменьшить время на создание новой модели автомобиля с 5 - 6 лет до 1- 2 лет, резко повысить производительность труда. Так, например, на заводе «Тайота» в штате Кентукки (США) 7 тыс. работников, благодаря использованию в производстве информационных технологий, производят в год 600 тыс. высококачественных автомобилей. Причем это только один из заводов группы «Тайота», которая к 2010 г. планирует увеличить свою долю на мировом автомобильном рынке до 15%.
По данным исследования «US Productivity Growth 1995 to 2000», проведенного консалтинговой компанией McKinsey, с 1995 по 2000 гг. американские предприятия практически удвоили свои инвестиции в информационные технологии, одновременно темпы роста производительности труда в США возросли с ежегодных 1,4 % до 2,5 %. Правда, на рост производительности труда, по мнению аналитиков данной компании, повлияли не только информационные технологии, но и другие нововведения, а также усиление конкурентной борьбы и, в несколько меньшей степени, факторы циклического спроса14.
Наиболее заметно «сетевая экономика» проявилась на финансовых рынках. На проходившей в сентябре 1999 г. в Лондоне конференции «Торговля ценными бумагами в режиме онлайн» было отмечено, что «финансовые рынки перемещаются в Сеть». Это выражается в развитии электронных банков и электронных бирж, возникновении альтернативных торговых систем. Классические биржи в традиционном виде отмирают или трансформируются. Крупнейшая в мире Нью-Йорская фондовая биржа (NYSE) внедрила систему Super Dot, которая позволяет следить за ходом торгов на NYSE, вводить и исполнять ордера с любого персонального компьютера. Почти 90% ордеров региональных бирж попадают в систему в электронном виде и исполняются автоматически.
Внедрение электронных технологий торгов обходится в десятки раз дешевле классической биржи, создает новые возможности для клиентов и резко повышает конкурентоспособность. Так, например, Швейцарская биржа, внедрившая при своем создании в 1996 году электронные технологии торгов, только за три года вышла на третье место в Европе по обороту и спектру инструментов.
Наоборот, идея интеграции Лондонской и Франкфуртской фондовых бирж с единой торговой площадкой, общим листингом, правилами и т.п. оказалась на фоне Интернет технологий несостоятельной и устаревшей.
Электронная инфраструктура фондового и денежного рынков создала условия для переориентации на индивидуального инвестора, который получил такой же доступ к информации, что и профессиональный брокер. Это вызвало появление и бурное развитие Интернет-брокерных компаний. Так, например, компания Charles Schwab, начавшая торговать в режиме онлайн в числе первых, сейчас обслуживает около 3 млн. инвестиционных счетов, совершая в день около 160 тыс. транзакций, а по капитализации она в два раза превысила крупнейший инвестиционный банк Merrill Lynch.
За последние два года в США через подобные компании прошло более 25% всех проданных акций. Частными лицами через Интернет осуществляется более трети всех покупок акций, через год - два эта цифра вырастет до 50 %. По некоторым оценкам в мире к 2001 году будет открыто 18 млн. инвестиционных счетов (в 1996 г. - 1,5 млн., 1999 г. - 5,1 млн.). Ожидается, что на счетах, открытых через Интернет, инвесторы будут держать около 1,2 трлн. долл. в различных активах (в 1999 г. - 128 млрд. долл.). Формируется новое инвестиционное сообщество. Этому способствует изменение отношения традиционных лидеров финансовых рынков к современным информационным технологиям. В частности, компания Merrill Lynch & Company потратили 850 млн. долларов на разработку и внедрение новой информационной системы «Trusted Global Advisor» (TGA), которая существенно улучшила работу 14700 финансовых консультантов в 700 американских отделениях и еще 2000 зарубежных консультантов. В режиме «онлайн» эта система предоставляла клиентам
13 Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. - М.:Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000, с.273 - 278.
ы Compute Review 2001, №19, с.14.
доступ к аналитическим исследованиям, информации об их расчетных счетах, предоставляла возможность оплаты базовых счетов и выполнение некоторых других операций. За семь месяцев на онлайновую версию TGA подписалось свыше 200 тыс. клиентов. Благодаря новой системе Merrill Lynch привлекла за короткий срок более миллиарда дополнительных активов.
Вместе с тем рост числа индивидуальных инвесторов, чьи деньги на фондовом рынке являются в основном спекулятивными, породил спрос на рискованные активы вновь организуемых компаний (IPO, Initial Public Offering, первичное публичное размещение акций эмитента). Эго вызвало подъем американского фондового рынка и создает предпосылки для снижения его устойчивости.
Увеличился поток жалоб (до 120 ежедневно) в американскую Комиссию по ценным бумагам о нарушении законодательства при торговле ценными бумагами в Интернет. Часто инвесторы становятся жертвами компаний, действующих без соответствующих лицензий.
К сожалению, в России нет законодательства о торговле ценными бумагами в режиме онлайн. Неразвитость онлайновой торговли сужает круг потенциальных отечественных и иностранных инвесторов. Не обладая правом на покупку акций зарубежных компаний, без соответствующих разрешений ЦБ, российские инвесторы часто обходят этот запрет, приобретая заграничные акции на имя оффшорной компании. Таким образом, в действительности имеет место вывоз капитала без соответствующего обратного его притока в стран>.
Всё большие масштабы приобретает перенесение в Сеть коммерции. Проблемам электронной торговли была посвящена конференция Большой Семерки (апрель 1997 г.), ряд решений Комиссии ЕС, ВТО, национальных органов управления (льготы при налогообложении, снижение таможенных пошлин и др.) Быстрыми темпами растет число в Интернет торговых сайтов (3 млн. в 1998 г.). Итоговые продажи онлайн в США выросли по данным исследования «Эрнест и Янг» за 1998 г. на 200% и оценивались в 10-13 млрд. долл.
Масштабы электронной торговли по мере дальнейшей информатизации общества существенно вырастут, так как даже в США в 1998 г. только 43% семей владели компьютерами и только 26% семей были подключены к Интернет. Вероятно, с ростом электронной торговли изменится структура занятости, ожидается бум в сфере доставки товаров, вырастет потребность в электронном маркетинге, рекламе, онлайновых платежах.
Одной из первых крупных компаний, занявшейся электронной коммерцией, была корпорация Dell. В середине 1996 г. оборот ее онлайновой торговли быстро вырос с миллиона долларов в неделю до миллиона в день, затем до трех, а через небольшой период времени и до пяти миллионов в день. Использование Интернет-технологий позволяет Dell предлагать возможности оформления транзакций в 36 странах на 18 языках, а вскоре и в остальных странах мира. Владение точной информацией о спросе позволяет компании резко сократить физические запасы готовой продукции. При этом темпы роста продаж в Сети значительно превосходят темпы роста продаж в традиционной торговле.
Ярким примером успешного внедрения Интернет-технологий является крупнейшая гостиничная компания мира Marriott International. В эту гостиничную компанию входит 1500 гостиниц по всему миру, оборот фирмы - 10 млрд. долларов. Создание интерактивной веб-страницы компании предоставило массу удобств для клиентов по поиску нужной гостиницы, бронированию места с «осмотром» гостиницы своими глазами, предоставлению подробных карт и достопримечательностей по всему миру. Ежедневно веб-сайт компании Marriott посещают около 15 тыс. человек, доход компании резко вырос |5.
Информационное общество предъявляет повышенный спрос на множество информационно-насыщенных продуктов и услуг, передачу которых стало возможным осуществлять через электронные сети. Это создает благодатную почву для дистанционных трудовых отношений. Важнейший ресурс - интеллект, оказался необычайно мобильным. Так по данным компании Boston Consulting Индия ежегодно зарабатывает на заказных разработках программного обеспечения более 6 млрд долларов США в год16.
13 Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. - М.:Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. С.106-120
16 Compute Review, №19,2001. С.12.
В США к 2000 г. численность дистанционных рабочих оценивается в 13-14 млн. человек. Телеработа снижает остроту транспортных проблем, дает доступ для работы практически в любом районе мира, создает возможности для трудоустройства инвалидам, лицам с ограничениями в передвижениях. Широкие возможности открываются в сфере дистанционного образования.
Наконец, глобальные электронные сети подготовили условия для перестройки на качественно иной основе не только внутрифирменного управления, но и создали почву для бурного перехода от иерархических и рыночных систем управления, к прямым горизонтальным связям.
Переход от индустриального общества к информационному связан со становлением в развитых странах пятого технологического уклада, в котором господствующие позиции переходят к новым компьютерным и информационным технологиям, средствам космической связи, волоконной оптике, биотехнологиям и другим нововведениям. Информационно насыщенные производства создают основу для «сетевой экономики».
В «сетевой экономике» создаются благоприятные возможности для глобализации рынков финансов, товаров, рабочей силы. Это обострит конкуренцию, создавая различные последствия для развитых и развивающихся стран. В силу мобильности главных ресурсов -интеллекта и финансов, они быстро перетекают в эпицентры мировой экономики.
В эпоху информатизации под влиянием все более доступной информации скорость изменения потребностей становится все выше. Удовлетворение этих потребностей в условиях обострения глобальной конкуренции требует быстрого изменения номенклатуры и качества продукции и услуг, совершенствования бизнес-процессов и оперативности управления ими. При наращивании этих показателей произойдет изменение характера самого бизнеса.
Несмотря на конъюнктурное замедление экономического роста в конце 2001 года, инвестиции в ИКТ и их использование, по мнению экспертов ОЭСР, сильно способствуют долгосрочному экономическом)' развитию. Более того, их роль может быть повышена через развитие конкуренции в секторе ИКТ, улучшением квалификации сотрудников ИКТ и адекватному изменению регулирующих правил в данном секторе17.
Игнорирование Россией проблем информатизации как стратегического направления развития экономики приведет к закреплению за ней положения страны-аутсайдера с целым букетом негативных последствий, вытекающих из такого положения. Среди таких последствий потеря, в лучшем случае, снижение уровня национальной информационной безопасности и как следствие дальнейшее уменьшение конкурентоспособности отечественных производителей, потеря рынков и перспектив экономического развития, уменьшение доходов бюджета, обострение социальных проблем, ослабление национального государства.
В этой связи опыт других стран по формированию плана действий по переход)' к информационному обществу представляет необычайный интерес. В 1998 г. заместитель председателя правительства РФ В. Булгак и член КЕС М. Бангеман подписали совместное заявление о сотрудничестве в области информационного общества.
В январе 2002 года наконец-то правительством России была утверждена целевая федеральная программа «Электронная Россия (2002 -2010 годы). Программа охватывает широкий спектр проблем в сфере ИКТ. В их числе экспертиза нормативно-правовой базы и разработка концепции развития законодательства применительно к ИКТ, оптимизация государственного контроля в области ИКТ и их безопасность, разработка и внедрение стандартов, внедрение ИКТ в органы государственного управления, предоставление органами государственной власти и органами местного самоуправления услуг населению и хозяйствующим субъектам, развитие платежных систем, электронного документооборота, внедрение ИКТ в реальный сектор экономики, подключение к компьютерным сетям существующих и создаваемых технопарков (технополисов) в российских регионах, обеспечение продвижения на мировые рынки отечественных товаров, услуг и интеллектуальной продукции в области ИКТ, совершенствование сферы подготовки
п Rapport annuel 2002. - Paris, OCDE, 2002. P. 16.
специалистов в сфере ИКТ, создание сводного каталога библиотек России, содействие развитию независимых средств массовой информации, развитие телекоммуникационной инфраструктуры и создание пунктов подключения к открытым информационным системам, разработка и создание системы электронной торговли, проведение ежегодных конференций и конкурсов по проблемам развития ИКТ, сотрудничество в сфере ИКТ с профильными международными организациями и рабочими группами ООН, МБРР, Группы восьми, ЕС, ВТО, АТЭС, ЮНКТАД. Очень важно, чтобы в ходе реализации программы информационные технологии все шире и шире внедрялись бы в реальный сектор экономики, в сферу науки и образования.
INFORMATIZATION AS THE STRATEGIC AREA OF WORLD ECONOMY
V.M. Matyushok, Ph.D (Economics)
Peoples’ Friendship University of Russia Miklukho-Maklava str., 6, 117198, Moscow, Russia
In this article the role of informatization as the strategic area of the world economy development is discovered. In the framework of the transition to the information society the informational and communicative technologies are aimed at increasing labour productivity and production quality. Many countries worked out the programmes of the transition to information society; their experience is of great importance for Russia.