ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ
ИННОВАЦИИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Ф. А. СТРЕЛКОВ,
аспирант кафедры экономики и управления E-mail: strelkovf@gmail. com Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации
В статье проводится анализ роли информационно-коммуникационных инноваций в развитии экономической системы. Рассматриваются важные аспекты использования информационно-коммуникационных технологий в различных сферах жизнедеятельности общества и те изменения, которые они вызывают.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, информатизация, инновации, конкурентоспособность, модернизация.
Появление и широкое распространение новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), важнейшей частью которых является сеть Интернет, — сложное социально-экономическое явление, сущность и масштабы которого выходят далеко за пределы научно-технического прогресса и одного из его следствий — информатизации общества. Один из создателей квантовой механики Е. Вигнер отмечает, что наибольший эффект зачастую дают не просто новые технологии, а новые типы социальной организации, которые выстраиваются с их помощью [2].
В ходе развития человеческой цивилизации произошло несколько информационных революций — преобразований общественных отношений из-за изменений в сфере работы с информацией. Первой информационной революцией принято считать изобретение письменности, второй — книгопечатания, третьей — телефона и телеграфа. Последняя четверть XXв. — эпоха компьютеров и Интернета — считается временем развития четвертой из них. Сегодня революционный переворот закономерно переходит в стадию эволюционного развития. Поэтому появилась возможность оценить те изменения, которые произошли в экономической системе.
Можно условно выделить четыре составляющих информационной перестройки: количественную, технологическую, экономическую и социальную.
Первый компонент заключается в экспоненциальном росте количества единиц информации (битов, знаков, символов для графической информации, целых текстов). По прогнозам, в ближайшие два года объем информации будет ежегодно увеличиваться в шесть раз, а объем корпоративных данных в тот же период будет ежегодно возрастать в 50 раз. Примерно 95 % знаний, которые будут доступны людям к 2060г., станут результатом открытий, сделанных в ближайшие 50 лет. В течение двух следующих лет объем информации во всемирной сети будет удваиваться каждые 11 часов. Подсчитано, что уже к началу 2010 г. к всемирной сети подключено около 35 млрд различных устройств, почти по шесть устройств на каждого жителя планеты.
Технологический аспект характеризуется непрерывно совершенствующимися методами, которые позволяют эффективно обрабатывать, сохранять, накапливать и передавать постоянно растущий объем информации. К 2013 г. ежемесячный объем трафика в беспроводных сетях может составить около 400 петабайт (сегодня весь мировой сетевой трафик составляет 9 экзабайт в месяц). Видеосвязь будет генерировать объем трафика, в 20 млн раз превышающий объем информации, хранящейся в библиотеке Конгресса США.
Преобразования, инициируемые новыми ИКТ, существенно изменяют деловой и финансовый мир, функционирование экономики в целом. Это, в частности, проявляется в том, что занятость в информационном секторе превышает аналогичные показатели в промышленности и сельском
хозяйстве, а продажи ноу-хау, т. е. технической информации, на мировом рынке обеспечивают больше экспортных доходов, чем продукция аграрного, добывающего и обрабатывающего секторов экономики [3].
Социальная сторона сводится к тому, что ИКТ многосторонне изменяют бытие человека, проникая во все сферы его жизнедеятельности: информационные услуги по трудоустройству, пенсионному и социальному обеспечению; сфера взаимодействия с органами власти и средствами массовой коммуникации; юридическое обслуживание, различные справочные службы, службы связи и другие отрасли рыночной инфраструктуры, что оказывает стабилизирующее воздействие на деловой цикл. Это происходит благодаря тому, что ИКТ избирательно сохраняют устойчивые связи и отношения в экономике, модернизируют их, создают новые основы для структурных взаимодействий.
На ранних этапах развития рыночной экономики продуктивность факторов производства представляет собой гораздо более выигрышный вариант в конкурентной борьбе, нежели их цена. В условиях обострения конкуренции растущие издержки заставляют заботиться о повышении производительности.
Совершенствуя производственные методы (инновации в процессе производства), государство и бизнес пытаются добиться повышения производительности труда; улучшая качество производимой продукции (инновации при создании новых продуктов), — укрепить свои позиции на рынке и в обществе.
Изменения в технологии характеризуются тем, что в традиционных отраслях промышленности вводятся новые производственные процессы или технологии изготовления продукции, которые в значительной мере опираются на накопленные в обществе знания и используют новые. Предшествуют этому длительные периоды накопления капитала и ноу-хау. Время использования технологий становится все короче с каждым новым циклом. Инновации обесценивают и капитал, и накопленные знания. Таким образом, радикальные инновации выступают фактором прерывистости экономического развития.
Как подчеркивает К. Келли, любая инновация — это всегда разрушение, постоянная инновация — это непрекращающееся разрушение. Из этого можно заключить, что в основе механизма развития инновационной экономики должно лежать постоянное стремление к нарушению равновесия. «Стабиль-
ность, успех, защита продуктивности — путь к гибели. Поддерживайте нестабильность», — эти слова К. Келли современная компания может использовать в качестве стратегии будущего развития [4].
Мы приходим к тому, что на смену индустриальной основе развития приходит иная, базирующаяся на особой системе взаимодействий — это сеть тесно связанных и инновационно гибких экономических единиц. Определяющими здесь становятся связи и постоянное обновление.
В течение всего индустриального цикла развитие производства и управления шло по пути линейного прогресса — уменьшения физических усилий человека в экономическом процессе (передачи их механизмам, машинам, роботам) и количественного увеличения основных показателей хозяйственной деятельности. Технологические новшества стали играть основополагающую роль в увеличении производительности труда и выступать одновременно условием и результатом развития производительных сил общества. Это проявлялось в стремительном развитии новых предприятий на иной технологической и организационной основе, исчезновении давно существующих.
На современном этапе любые технологические изменения являются результатом дополняющих и усиливающих друг друга факторов на трех уровнях:
- высокотехнологичные компании на микроуровне;
- научно-исследовательские и технологические институты, а также отраслевые и образовательные учреждения, ориентированные на достижение экономических результатов на мезоуровне;
- позитивное отношение к инновациям и создание условий на макроуровне, при которых появляется и стимулируется конкуренция. Опыт показывает, что отсутствие существенных факторов на каком-то одном уровне, как правило, не может быть компенсировано за счет мобилизации усилий на другом.
Классические зависимости, сложившиеся в ходе эволюции экономики, показывают, как меняется значение и, соответственно, доходность различных отраслей в течение не очень продолжительного периода времени. Вначале рождение и широкие перспективы, затем быстрый рост и медленный спад, следующий этап — выход на близкий к постоянному уровень. Одновременно с этим появляются новые предприятия (отрасли), которые проходят тот же цикл. Это подтверждает теорию трех секторов
К. Кларка [5], в которой обосновывается положение о том, что различные темпы роста производительности труда и изменение структуры спроса вызывают изменение роли секторов в народном хозяйстве, ихдоли в ВВП и занятости.
Начало жизни каждого нового сектора является сложным и противоречивым этапом, так как часто нет всех необходимых и достаточных условий для его становления. В это время рост инвестиций, как правило, еще не сопровождается увеличением их эффективности. Положение нового сектора в экономике крайне неустойчиво и нестабильно. При переходе к этапу роста и зрелости, когда инвестиции не только окупаются, но и приносят прибыль, он начинает занимать лидирующие позиции и становится определяющим для функционирования других секторов.
На следующем этапе достигается относительная устойчивость и зрелость, процессы интенсификации и модернизации производства осуществляются на новой основе, а развитие отраслей ведущего сектора с помощью мультипликативных эффектов вызывает экономический рост по всем секторам экономической системы.
На последнем этапе происходит уменьшение активности ведущего сектора, снижается эффективность функционирования отраслей, генерировавших рост. В результате в структуре экономической системы формируются новые «полюсы роста», появляются новые факторы циклической динамики.
В индустриальном секторе максимальные уровни производительности и эффективности были достигнуты в середине 1960-хгг. В этот же период получили распространение новейшие достижения науки и техники, прогрессивные способы и формы организации труда.
Движение шло вперед, и каждый очередной этап технологического развития содержал в себе и накапливал элементы зарождающихся технологий будущего, которые отбирались в ходе циклического развития экономических систем и в какой-то момент становились доминирующими. Очевидно,что этому способствовали определенное качество основных факторов производства и соответствующие условия функционирования экономики.
Действительно, растущее количество участников общественного производства, многообразие и усложнение контактов между ними потребовали более гибкой системы разделения труда и развития свойств адаптивности организационных структур.
Возрастающие объемы и требующиеся все более высокие скорости обработки и передачи экономической информации (в широком смысле включающей производственно-технологическую, управленческую, статистическую, планово-финансовую) создают принципиально новую хозяйственную ситуацию.
Рынки во всем мире дифференцировались и стали непредсказуемыми, производительность уже перестала быть залогом эффективности. С некоторого момента происходит качественный переход от эволюционных сдвигов к радикальным базисным изменениям.
Для последней четверти прошлого столетия основой качественных перемен явилась работа с информацией, которая становится предметной основой вначале структурной перестройки управления, а затем изменения процессов взаимодействия экономических субъектов на всех уровнях производства и обращения материальных благ и услуг. В итоге количественные структурные изменения перешли в качественные.
Громоздкая вертикаль управления, давно утратившая свою былую эффективность, благодаря появлению и использованию новых информационных и коммуникационных технологий, успешно заменяется принципиально иной структурой. Преобладающими становятся горизонтальные связи и отношения, которые связывают в информационную сеть профессионалов, творчески и непосредственно взаимодействующих друг с другом. Речь идет о появлении принципиально иного — сетевого — типа связи людей в общественном производстве, особой форме управления и взаимодействия.
С другой стороны, любая коммерческая организация прикладывает большие усилия, чтобы занять лидирующее положение на рынке. В новых условиях недостаточно иметь возможность максимально соответствовать запросам пользователей. Перед современными организациями встают две дотоле не известные проблемы. Первая заключается в том, что в отличие от индустриальной эпохи, когда понятно, как должен выглядеть оптимальный продукт и где место самой компании в привычном мире, в новой экономике трудно ответить на эти вопросы. В этом заключается вторая проблема. Приходится отказываться от освоенных выгодных проектов, от дорогих испытанных технологий и отработанных методик и рисковать, постоянно внедряя инновации, с надеждой не только подняться еще выше, а хотя бы не отстать.
*НяНойли/иоЯЯ<1Я деятельность
31 (196) - 2010
В этих условиях особую значимость приобретут те информационно-коммуникационные инновации (далее — ИК-инновации), которые позволят экономить затрачиваемые средства и зарабатывать новые, решать инновационные задачи, ориентированные на деловое применение.
Становление и последующую эволюцию ИКТ можно рассматривать с точки зрения увеличения масштабов и сложности информационных потоков, продуцируемых неопределенностью рыночной среды, которые требовалось обрабатывать системе управления. Каждая ИКТ возникала в ответ на неспособность имеющихся оргструктур управления обслуживать растущие объемы бизнеса и дифференцированную систему разделения труда, предъявляющую возрастающие требования к коммуникациям и интенсивности обмена информацией. Осознание этих потребностей заставило бизнес и общество непрерывно совершенствовать информационные и коммуникационные технологии. Таким образом, появление и распространение новых ИКТ было инициировано требованиями развития управления производством и обществом в ответ на усложнение внешней среды.
Однако к 1970-м гг. в развитых странах, передовыми темпами осваивающих ИКТ, наступил так называемый парадокс производительности. Хотя энергия, сырье и другие ресурсы используются в развитых экономиках значительно эффективнее, чем несколько десятилетий назад, мерой общественного богатства становится уже не рабочее время и создаваемая в течение него меновая стоимость, а его сбережение. Производительный труд становится трудом преимущественно интеллектуальным. Труд приобретает самостоятельную потребительную ценность как способ существования человека, как процесс развития и реализации творческих способностей личности. Доход приносит не только классический процесс производства с присвоением прибавочного продукта. Доход приносят знания, информация и умение с ней работать.
Несмотря на значительные инвестиции в информационные технологии в 1974—1990 гг. (период создания глобального механизма экономии ресурсов), они не принесли ожидаемого эффекта производительности. Мало того, по сравнению с периодом развитого индустриализма (1950—1973 гг.) ресурсосберегающая стадия характеризовалась снижением темпов экономического роста, что привело на Западе к революции 1990-хгг. в сфере бизнеса и управления и знаменовало переход к постиндустриальному обществу.
Структурная перестройка экономики, осуществляемая в разных странах под влиянием процессов информатизации, повлекла за собой серьезные экономические, социально-политические и культурные изменения в обществе. Теперь производство информации стало отраслью промышленности, причем одной из самых развитых и капитализированных. В корзине потребляемых продуктов цивилизации все большее место занимают информационные услуги. Так, число пользователей сети Интернет в 2009г. равнялось 1 581 млн чел., что составляет23,6 % мирового населения. В России — 39,9 млн чел., или 27 % населения страны.
Информационные потребности общества увеличиваются быстрыми темпами, растут требования информационного обмена, что ведет к появлению все новых ИКТ и стимулирует развитие рыночных отношений в информационном секторе экономики. По данным Министерства экономического развития и торговли РФ, объем рынка информационных технологий в России в 2009 г. составил 496,5 млрд руб. В современной экономике по-прежнему велик вклад научно-технического прогресса в прирост валового внутреннего продукта. Он составляет в развитых странах, по различным оценкам, от 75 до 100%, и значительная доля здесь принадлежит ИКТ-сектору [1].
Появляются все новые ИКТ, изменяющие жизнь благодаря новым возможностям сэкономить и заработать. Текстовые процессоры и электронные таблицы позволили многократно повысить производительность труда офисных работников. Мелкие частные инвесторы получили принципиально новую возможность следить за котировками в реальном времени и совершать онлайновые сделки, не выходя из дома, что принципиально изменило для них содержание понятия «игра на бирже» благодаря появлению компьютера с модемом, телекоммуникационных сервисов, а затем и Интернета.
В последние годы появляются новые бизнес-модели, которые качественно трансформируют деловой и финансовый мир. Речь идет о новых бизнес-моделях как для внутреннего использования в корпорациях, так и для внешних коммуникаций с клиентами, поставщиками и конкурентами. Многие из моделей бизнеса уже основываются на той или иной форме электронной торговли, что в ближайшем будущем приведет к повышению ее важности как главной формы экономической деятельности. Так, торговля онлайн в США обгоняет по темпам роста классический ритейл даже в посткризисный период. Наглядным подтверждением этого стано-
вятся результаты первых дней рождественских распродаж, которые для классических ритейлеров начинаются в последнюю, «черную» пятницу ноября, а для интернет-продавцов — в «киберпонедельник». В 2009 г. в этот день электронной торговли итог продаж достиг 10,57 млрддолл. при рекордной посещаемости интернет-магазинов (около 100 млн чел.).
Таким образом, общей особенностью деловых и финансовых преобразований в современных условиях становится их модернизация под воздействием широкого распространения и использования ИК-инноваций. Новые, более эффективные, продукты и услуги активно вытесняют старые и менее эффективные. Под воздействием этого процесса формируются новые виды коммерческой деятельности.
Перемещение капитала в новые области влечет за собой и перемещение труда. Поскольку труд в ИКТ-секторе требуется высококвалифицированный, это требует повышения уровня образования и профессиональной подготовки. Подобные тенденции оказывают существенное воздействие на образовательные процессы во всем мире.
Все эти факты свидетельствуют о том, что ИК-инновации превратились в важнейший фактор социально-экономического развития.
Можно выделить ИК-инновации, которые оказывают наибольшее влияние на функционирование современной экономики и формирование новых тенденций ее развития. К ним относятся:
- новые веб-стандарты (специализированные голосовые веб-серверы, способы доступак сети посредством использования клавиатур мобильных устройств, прослушивание записанной заранее или синтезированной речи и музыки);
- интеллектуальный анализ данных (может применяться для прогнозирования потребительской активности, выявления мошенничества в банках и страховых компаниях, анализа риска капиталовложений);
- коммодитизация информационных услуг (создание веб-сайтов в форме массовой услуги);
- технологии интеграции данных, голоса и видео (как в глобальных, так и в национальных сетях);
- услуги интеллектуальной обработки информации;
- технологии и услуги по объединению любых устройств для создания локальных сетей;
- информационные продукты для развития домашних сетей, объединяющих бытовую электронику;
- услуги по конвергенции различных приложений на базе интернет-протокола;
- широкое распространение широкополосных радиоканалов;
- услуги оптической связи;
- технологии, позволяющие существенно увеличить плотность хранения и защиты данных;
- технологии и услуги по интеграции и совместному использованию кремниевых микросхем, био- и нанотехнологий с возможным применением квантовых вычислений.
Общим выводом является то, что процессы, продуцируемые в современной экономике ИК-инновациями, приводят к коренным изменениям в социально-экономической и политической сферах, что в свою очередь отражается и на стратегических вопросах определения национальных приоритетов, целей и задач развития экономической системы. Можно признать за ИК-инновациями важную роль в распределении ресурсов и продуктов хозяйственной деятельности человека. В этом контексте особую актуальность приобретает утверждение одного из отцов идеологии информационного общества И. Масуды, который считает, что производство ИКТ будет основной движущей силой образования и развития общества в XXI в.
Хотя происходящие изменения инициированы новыми ИКТ, но направляются они, прежде всего, нетехническими факторами, включая экономические, социальные, политические, культурные и др.
Непрерывное уточнение приоритетных направлений развития, оценка текущих воздействий ИК-инноваций на экономику, прогнозирование возможных социально-экономических последствий этого процесса должны лежать в основе разработки современной концепции модернизации российской экономики.
Список литературы
1. Бабюк О. В. Инновационная политика и конкурентоспособные преимущества в эпоху глобализации// Экономикаиуправление, 2005. № 1.
2. Вигнер Е. Этюды о симметрии. М.: Мир, 1971.
3. Загладим ^.Глобальное информационное общество и Россия // Мировая экономика и международные отношения, 2005. № 7.
4. КеллиК. Новые правиладля новой экономики // Энергия Востока, 2002. № 2.
5. Кларк К. Условия экономического роста. М. : Экономика, 1960.