Научная статья на тему 'Информационное общество и развитие личности'

Информационное общество и развитие личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
779
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / INDIVIDUAL'S DEVELOPMENT / КОМПЬЮТЕРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ / INFORMATIONAL SOCIETY / COMPUTER TECHNOLOGY / COMPUTER LITERACY / PROMPTITUDE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шамсидинов X., Шамсидинов Ш.

Статья посвящена проблеме подготовки человека к деятельности и жизни в информационном обществе. Для решения данной проблемы авторы анализируют понятия «информатизация общества» «компьютерная технология», «компьютерная грамотность», «готовность». Также предпринята попытка определить влияние информационного общества на развитие и формирование личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Informational Society and Individual's Development

The article dwells on the problem concerned with individual's training for life activities in the informational society. In order to tackle this task the authors analyze such notions as "informatization of society", "computer technology", "computer literacy", "promptitude". They also undertake an endeavour to determine the influence of the informational society on individual's development and formation.

Текст научной работы на тему «Информационное общество и развитие личности»

X. Шамсидинов, Ш. Шамсидинов ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Ключевые слова: информационное общество, развитие личности, компьютерная технология, компьютерная грамотность, готовность

Проблема подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности с использованием новых технологий и современных средств деятельности является актуальной во многих сферах труда. Умелое использование новых технологий, средств и орудий труда, а также активность и творческий подход личности к деятельности являются в современном информационном обществе ресурсами экономического развития общества и средством реализации личности.

Внедрение электронно-вычислительной техники и связанных с ней технологий влечет за собой много проблем, которые решаются философами, социологами, психологами, педагогами, практическими работниками разных сфер деятельности.

Методологическое значение при определении особенностей деятельности человека в новых условиях имеют понятия «информатизация общества», «компьютерная технология», «компьютерная грамотность», «готовность» как основополагающее понятие для определения понятия «готовность будущего учителя к компьютеризации педагогического процесса».

С широким внедрением электронно-вычислительной техники в деятельность человека и её использование для обработки, хранения, передачи, поиска информации стали говорить о компьютеризации или информатизации общества.

Социально-экономические проблемы информатизации общества с философской точки зрения рассматриваются в работах В.Г.Астафьева, К.А.Зуева, В.А.Звегинцева, Н.Н.Моисеева, А.И.Ракитова, Г.Л.Смоляна, И.М.Смирнова и др. (5,6,9,11,13,14). Авторы рассматривают различные аспекты развития личности в условиях информационного общества, доказывают глобальность и необратимость компьютеризации деятельности, возможности развития личности средствами компьютерной техники, другие вопросы взаимодействия в системе «человек - ЭВМ».

При определении понятия «информационное общество» мы столкнулись с некоторыми затруднениями. В словарях, которые выпущены в 70-е - 80-е годы, это понятие не определяется (12,15,16). В одном из философских словарей мы нашли следующее определение: «информатизация общества - это сложный социально-исторический процесс перехода к новой стадии цивилизации».

Сущность информатизации состоит в экспоненциальном нарастании объема экономической, политической, технической, научной, бытовой, правовой и духовно-культурной информации, необходимой для решения быстро усложняющихся социально-экономических, научно-технических, бытовых и культурных проблем» (15,165). Выделяются такие признаки информационного общества, как наличие информационных технологий (что предполагает создание и внедрение компьютеров и других средств связи и коммуникации), создание программной продукции, обеспечивающей компьютеризацию всех сфер деятельности и жизни человека, создание интегрированных систем связи и общедоступных баз данных и знаний.

Таким образом, можно четко обозначить следующие признаки информационного общества:

- наличие компьютерной техники во всех сферах деятельности и жизни человека;

- наличие программ, обеспечивающих функционирование и эффективность ЭВМ;

- наличие компьютерных баз данных и знаний, а также обеспечение доступа к ним широкого круга пользователей.

Зарубежные исследователи выделяют другие признаки информационного общества. Например, распространение в

обществе научных знаний, широкое использование абстрактных знаний, прогрессивное, направленное на перспективу мышление членов общества, практическое применение новых технологий (Д.Белл); осознание ценностей знаний, наличие системы непрерывного образования, нацеленность деятельности на будущее, глобальность информации (Р.Дайкер).

А.И.Ракитов полагает, что человечество вступило «в новую фазу своего развития - стадию построения информационного общества», выделяя его признаки: доступность информационных технологий, автоматизация всех сфер управления и производства, изменение социальных структур, когда в информационной сфере работает не менее пятидесяти процентов занятых на производстве (11).

Приведем ещё одно определение: «Информационное общество

- это общество, во сфере и области деятельности которого включен компьютер и другие средства информации в качестве орудий интеллектуального труда...» (7,46). Следовательно, использование компьютера в качестве орудия интеллектуального труда можно считать также признаком информационного общества. Существенно, что компьютеру впервые поручено выполнение интеллектуальных функций, присущих ранее человеку.

Рассмотрим историю взаимоотношений в системе «человек -техника». Ещё в древности человек стал использовать готовые орудия труда, созданные природой, и с их помощью изменять окружающую действительность. «Орудие - это техническое приспособление, при помощи которого производится работа или какое-нибудь действие» (12, 58).

Действительно, скоро человеку потребовалось выполнять такую работу, где ручные орудия труда помогали плохо, их применение оказалось недостаточным». «Переворот во всех сферах жизни начинается с появления машины» - считает Н.Бердяев (1, 118с).

Началось изобретение машин, которые более эффективно помогали человеку в процессе труда. В понятие «техника» входят орудия труда и средства труда. В свою очередь средствами труда считают машины и орудия труда.

По определению философского словаря ««техника» (с греческого - "мастерство, искусство, умение") - это система искусственных органов деятельности общества, развивающаяся

посредством исторического процесса, опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний, путем познания сил и закономерностей природы» (16, 682).

В философии понятие «техника» имеет два значения. Мы будем употреблять это понятие в следующем значении: «это орудие и инструменты труда и любые искусственные устройства, созданные человеком и используемые им для преобразования окружающей среды, выступающие как орудие и предметы труда, и создание других средств производства, предметов, необходимых для удовлетворения различных потребностей» (15, 456).

Технические устройства реализуют две функции: «1 - изменение вещественного, энергетического или информационного состояния предмета труда; 2 - изменение совокупности операций, приемов, навыков, необходимых для реализации технической деятельности» (15, 457).

Следовательно, совершенствование и прогресс техники изменяют предметную область деятельности человека и вместе с тем структуру деятельности и активности человека.

История развития техники подразделяется философами на три этапа. Критерием различения исторических этапов и развитие техники является перемещение от человека к технике таких функций, которые вызывают изменение в технологическом способе соединения человека и техники.

1 этап: орудия ручного труда, которые лишь усиливают рабочие органы человека. Труд на этом этапе развития техники ручной, роль человека ведущая.

2 этап: машинная техника. Основную нагрузку в труде человека выполняет техника, а человек лишь дополняет её. Труд становится механизированным, роль человека становится второстепенной.

3 этап: автоматизированная техника. Человек перестает быть звеном технологической цепи, получая возможность для творчества и реализации своего потенциала. Труд автоматизированный, связь человека и техники свободная (16, 682).

Таким образом, уровень развития техники определяет уровень развития общества, создавая условия для более полного развития членов общества. Следовательно, развитие техники предопределяет развитие личности, а техника становится средством реализации личности.

С появлением ЭВМ стало возможным поручать технике не только транспортные, технологические, энергетические функции труда, но впервые машине передаются функции, присущие ранее только человеку. Это интеллектуальные, а именно контрольно-управляющие и логические функции.

В развитии ЭВМ выделяются три этапа:

1 - вычислительный, когда ЭВМ использовалась, в основном, для ускорения расчетов и повышения их точности; 2 - общеинформационный, где ЭВМ является средством сбора, переработки, хранения и передачи самой разнообразной информации; 3 -интеллектуальный, когда компьютер становится участником интеллектуальной деятельности, партнёром человека (8).

Таким образом, появление ЭВМ, способной помогать человеку в интеллектуальной деятельности, существенно отличает этот вид электронной техники от предыдущих этапов её развития.

Для эффективного использования компьютера в деятельности с учетом его возможностей актуальной становится задача научить человека использовать ЭВМ, пробудить интерес к компьютерной технике, показать её возможности.

Следовательно, возникает проблема подготовки специалистов к использованию компьютерной техники и проблема мотивации деятельности человека с компьютером.

Таким образом, проблема подготовки человека к деятельности и жизни в информационном обществе становится актуальной, если, действительно, в обществе имеются признаки информационного общества.

Реально сегодня существуют, по нашему мнению, следующие признаки информационного общества:

1 - нарастающий объем самой разнообразной информации во всех сферах жизни и деятельности человека;

2 - наличие компьютерной техники во многих сферах деятельности;

3 - наличие программного обеспечения для практической реализации возможностей техники;

4 - наличие системы непрерывного образования, на этапах которого осуществляется подготовка специалистов к использованию компьютера и информационных технологий;

5 - развитие теоретических исследований в науке;

6 - распространение и признание в обществе научных знаний;

7 - рациональность на внедрение новых технологий во многих сферах деятельности;

8 - увеличение количества специалистов, занятых в информационной сфере;

9 - автоматизация сфер управления и производства, хотя достаточно неравномерно;

10 - использование компьютера в качестве орудия интеллектуального труда специалистами многих отраслей и др.

Таким образом, мы можем считать, что наше общество является информационным. Информатизация охватывает почти все сферы деятельности, преобразует эту деятельность и вносит изменения в личностную структуру человека.

Ученые противоречивы в определении влияния информационного общества на развитие и формирование личности. Приведем некоторые концепции:

1 - Концепция появления нового человека: «гомо интеллегенс», который займет место «гомо сапиенс». Интеллектуальная деятельность, по мнению сторонников этой концепции, станет главенствующей по сравнению с производственной, так как мозг человека, усиленный компьютером, достигает невиданных высот.

2 - Влияние компьютерной техники на человека приведет к потере ведущей роли человека во взаимодействии в системе «человек - компьютер». Полагаясь на компьютерную технику, человек будет утрачивать способность к творчеству и интуиции, которые отличают его интеллектуальную деятельность от деятельности компьютера. Мышление человека станет подобным «компьютерному», то есть появится чрезмерная рациональность и логичность. Все больше функций человек будет передавать технике, что приведет к зависимости от ЭВМ.

3 - Человек попадет в компьютерное рабство, будет полностью зависеть от ЭВМ в своей деятельности, станет придатком техники, средством технического прогресса (2, 79).

На наш взгляд, в обществе наметилась тенденция развития по перспективам первой концепции. Действительно, уже в 70-е годы начал формироваться тип работника с высоким уровнем культуры,

способным работать творчески, занимающийся повышением своей квалификации. Сегодня в обществе возрастает приоритет знаний и информации, все шире внедряются информационные технологии, проводится работа по обеспечению доступа к информации, необходимой для плодотворной деятельности человека. Существуют и сдерживающие этот процесс факторы. Основным, на наш взгляд, является неподготовленность широкого круга специалистов к эффективной деятельности с применением компьютера и новых технологий.

Проблема подготовки специалистов к деятельности в условиях компьютеризации рассматривается в работах многих зарубежных и отечественных ученых (А.А.Абдукадыров, А.А.Ершов, К.А.Зуев, Ко Ен Чоль, В.З.Коган, НС.Кон, Н.В.Кузьмина, В.В.Миронов, Н.Н.Моисеев, В.М.Монахов, Ю.А.Первин, А.И.Ракитов, Г.Л.Смолян, В.Ф.Сухина, К.Б.Шошников, О.К.Тихомиров, М.С.Чванова, Н.М.Чуриков и др.). Авторы рассматривают широкий спектр проблем - изменение орудийной деятельности человека с компьютером, проблему развития личности в условиях информационного общества, влияние компьютерной техники на личностные характеристики, проблему содержания компьютерной подготовки, мотивации деятельности человека с компьютером, методики подготовки к использованию ЭВМ и др.

В первую очередь, нужно решать проблему адаптации к деятельности с компьютером, полагает М.Г.Гаазе-Раппопорт. По его мнению, необходима психологическая подготовка к компьютеризации профессиональной деятельности, надо помочь человеку в преодолении психологических барьеров, которые могут возникнуть на начальных этапах работы с ЭВМ. К ним автор относит нежелание менять что-то в привычной деятельности, боязнь нового, недоверия к ЭВМ, боязнь быть поглощенным компьютером и другие (4, 148).

Следовательно, успех деятельности начинается с психологической подготовки человека к использованию компьютера, а именно с мотивационно-личностной сферы.

Основополагающим для нашего исследования является понятие «деятельность». Не останавливаясь подробно на разнообразии подходов к определению этого понятия, и не

углубляясь в анализ различных точек зрения (К.А.Абдульханова-Славская, А.А.Бодалев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Э.С.Дзуев, Е.М.Иванова, М.С.Каган, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, К.К.Платонов, А.В.Толстых и др.), за основу возьмем следующее определение: «Деятельность - это специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование» (16,151).

Таким образом, деятельность является источником развития орудий труда, а орудия труда в процессе деятельности становятся средством развития личности, изменяя саму структуру деятельности, меру активности, роль человека во взаимодействии с орудиями труда. Л.С.Выготский доказал, что включение нового орудия труда в деятельность влияет на поведение человека, видоизменяет психические процессы и их интенсивность, замещая одни функции другими, перестраивает всю структуру поведения (3).

Рассматривая систему «человек-ЭВМ», мы полагаем, что важна способность компьютера к интеллектуальной деятельности. Поэтому из многих определений компьютера, мы выбираем определение А.И.Позднякова: «Компьютер - это универсальное техническое средство обработки любой, а скорее самой разнообразной информации. Это уже не вычислитель, а скорее усилитель интеллекта. Но, именно, усилитель, а не заменитель его» (10, 64 с).

Таким образом, мы полагаем, что вопрос взаимодействия в системе «человек - компьютер» сводится к вопросу об оптимальном распределении функции между человеком и машиной, об определении роли компьютера в деятельности человека, о месте ЭВМ в структуре деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1.Бердяев H.A. Смысл истории,- М.Мысль, 1990

2.Бирюков Б.В., Эджубов Л.Г. "Кризис жанра" или временные трудности? /подводные камни на пути гуманитарной информатики/ . //Вопросы философии, 1992. N б

3.Выготский Л. С. Педагогическая психология./Под ред. В.В. Давыдова. - М. .-Педагогика, 1991

4.Гаазе-Рапопорт М.Г.Некоторые социальные и социально -психологические проблемы компьютеризации. Вопросы философии. 1988. N7

5.3вегинцев В. А. Проблема отношений человека и машины в компьютерной революции. Вопросы философии, 1986. N 3. 6.Зуев К.А. Методологические и социальные проблемы компьютеризации. Вопросы философии, 1988. N 5

7.Информатика в понятиях и терминах: Кн. Дляучащихся ст. кл. сред, шк. /Под ред. В. А. Извочикова,-М. : Просвещение, 1991

8.Информатика: энциклопедический словарь для начинающих. Под ред. Л. А. Поспелова.- М.: Педагогика- Пресс, 1994

9.Моисеев Н.Н. Методологические и социальные проблемы компьютеризации. Вопросы философии, 1988. N 5 Ю.Поздняков А.И Информатика как комплексная научно-техническая дисциплина, Вопросы философии, 1986. N5

11. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М,: Политиздат, 1991

12.Социологический словарь,- М.: Изд-во. Университет, 1991

13.Смирнов И.М. Социальные и философские проблемы информатики.// Вопросы философии, 1986. N 10

14.Смолян Г.Л., Шошников К.Б. Феномен персональной ЭВМ: философско - методологический аспект. Вопросы философии, 1986. N6

15.Философский словарь./Под ред. И.Т.Фролова.- М., 1991

16.Философский энциклопедический словарь./Гл.ред И.Т.Фролов.-М.: Политиздат, 1994

Информационное общество и развитие личности

X. Шамсиддинов, Ш. Шамсиддинов

Ключевые слова: информационное общество, развитие личности, компьютерная технология, компьютерная грамотность, готовностъ

Статья посвящена проблеме подготовки человека к деятельности и жизни в информационном обществе. Для решения

Г УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ >- 193 ~

данной проблемы авторы анализируют понятия «информатизация общества» «компьютерная технология», «компьютерная грамотность», «готовность». Также предпринята попытка определить влияние информационного общества на развитие и формирование личности.

Informational Society and Individual's Development Kh. Shamsiddinov, Sh.Shamsiddinov

Key words: informational society, individual s development, computer technology, computer literacy, promptitude

The article dwells on the problem concerned with individual s training for life activities in the informational society. In order to tackle this task the authors analyze such notions as "informatization of society", "computer technology ", "computer literacy ", "promptitude ". They also undertake an endeavour to determine the influence of the informational society on individual s development and formation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.