Научная статья на тему 'Информационное обеспечение комплексного планирования пенитенциарной профилактики'

Информационное обеспечение комплексного планирования пенитенциарной профилактики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
118
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение комплексного планирования пенитенциарной профилактики»

• Постановление Совета Судей Верховного Суда РФ «Об утверждении положения о ГАС «Правосудие»»;

• Приказ судебного департамента при Верховном Суде РФ «Об утверждении типовой инструкции системного администратора ГАС «Правосудие» и консультанта по информатизации».

В связи с принятием Федерального закона «О ГАС «Правосудие»», необходимо будет Приказами Судебного департамента при Верховном Суде РФ внести изменения в существующие должностные инструкции: инструкции по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения и в инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утверждённые Приказами Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29 апреля 2003 г. N 36 и от 15 декабря 2004 г. N 161.

Всю структуру необходимого нормативно-правового обеспечения ГАС «Правосудие» можно представить в виде схемы (рис. 2).

В заключение можно сказать, что решение проблемы организационно-правового обеспечения является обязательным условием успешного внедрения и эксплуатации системы ГАС «Правосудие» в работу судов общей юрисдикции в Российской Федерации. Предвидя трудности, которые могут возникнуть при реализации данных задач, мы должны уже сегодня вплотную заниматься созданием правового поля функционирования системы ГАС «Правосудие» и решением конкретных организационных задач.

И.А. Уваров

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ

Пенитенциарная профилактика, осуществляемая уголовно-исполнительной системой, является комплексной, многоаспектной проблемой. Решение этой проблемы предполагает активную деятельность не только всех структурных подразделений уголовно-исполнительной системы, но и иных, не специализированных субъектов пенитенциарной профилактики. Традиционно к основным направлениям такой деятельности относятся выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений, воспрепятствование проявлению действия криминогенных факторов, а также разработка рекомендаций, направленных на стимулирование позитивных процессов и явлений, препятствующих преступному поведению, как в период отбывания наказания, так и после него. Сложность и многогранность указанных вопросов определяет необходимость комплексного подхода к их решению. Такой подход позволяет не только координировать усилия участников этой борьбы, но и увязывать их деятельность в этом направлении с общегосударственными мероприятиями экономического, политического, социального, культурно-воспитательного и иного характера. Организационные основы для объединения усилий различных субъектов пенитенциарной профилактики и направления их деятельности в русло уголовно-исполнительной политики создают комплексные планы профилактикой деятельности.

В настоящее время все более четко прослеживается тенденция органического слияния этих планов с планами социально-экономического развития, что еще более подчеркивает развитие комплексных начал в общегосударственной функции пенитенциарной профилактики. Комплексное планирование пенитенциарной профи-248

Раздел III. Актуальные проблемы права

лактики поднимает на новый, качественно иной уровень всю организацию деятельности уголовно-исполнительной системы и одновременно требует совершенствования целого ряда управленческих проблем, в частности, проблемы информационного обеспечения. Ведь комплексный план пенитенциарной профилактики - это управленческое решение в сфере общепредупредительной деятельности государства. Как и всякое управленческое решение, он нуждается в соответствующем информационном обеспечении. Каждая стадия разработки и принятия этого решения требует информации, характеризующей субъект управления, объект управленческого воздействия и среду функционирования. Вместе с тем эта информация должна соответствовать всем требованиям, предъявляемым к информации в системе управления с учетом условий использования (сбора, переработки, хранения, передачи).

Однако для того, чтобы используемая информация могла быть максимально объективной, она должна соответствовать следующим требованиям.

Во-первых, такая информация должна быть достоверной. Нет необходимости доказывать, что на основе недостоверной информации не может быть принято правильное и эффективное управленческое решение. Однако есть смысл уточнить, что недостоверность информации может быть вызвана некачественным источником ее получения, нарушениями порядка и правил ее обработки, неправильно данными оценками фактов, информация о которых была положена в основу принимаемого решения. Особое значение приобретает требование обеспечения достоверности информации, когда речь идет об управленческом решении комплексного характера. Разнообразный характер информации, используемой для выработки такого решения, множественность и разносторонность источников ее получения требуют дополнительных усилий для обеспечения достоверности информации.

Во-вторых, информация, необходимая для выработки решения (а также для его корректировки и контроля за ходом исполнения), должна быть своевременной. Запаздывание информации приводит к тому, что решение принимается на основе недостаточных данных, что затрудняет четкое определение направлений деятельности, формулирование конкретных целей и задач для различных субъектов, участвующих в реализации управленческого решения. В ряде случаев такое запаздывание информации может приводить к последствиям, аналогичным использованию недостоверной информации.

В-третьих, информация должна быть полной, то есть всесторонне характеризующей процессы и явления, которые кладутся в основу разрабатываемого управленческого решения. Реализация этого требования во многом зависит от построения всей системы информационного обеспечения комплексного планирования профилактики правонарушений. Недостатки и просчеты в этом отношении будут постоянно отрицательно сказываться на реализации этого требования.

В-четвертых, используемые для выработки комплексного управленческого решения данные должны быть сопоставимы и сравнимы. Это требование особенно важно соблюдать при множественности разнообразных источников получения информации, хотя и характеризующей одни и те же явления. Для примера скажем, что даже статистические сведения органов прокуратуры и уголовно-исполнительной системы, характеризующие состояние пенитенциарной преступности, в ряде случаев могут быть несопоставимы.

Таковы, на наш взгляд, основные требования, предъявляемые к информации, необходимой для выработки комплексного плана пенитенциарной профилактики. Эти требования выдвигаются на первый план в первую очередь в связи с разнообразием субъектов профилактической деятельности, разнообразием форм и направле-

нием этой деятельности. Каждый субъект пенитенциарной профилактики должен располагать информацией, которая обеспечивала бы ему нормальное, эффективное выполнение возложенных на него функций в рамках комплексной системы профилактики. Многообразию субъектов пенитенциарной профилактики соответствует и многообразие объектов профилактического воздействия. Это, прежде всего, конкретные осужденные или группы осужденных, их окружение, различные криминогенные факторы, а также виды преступного поведения как до осуждения, так и после него. В связи с этим информация, используемая для комплексного планирования пенитенциарной профилактики, должна в своих данных отражать специфику субъектов и объектов этой деятельности и разнообразие условий их функционирования.

Основные группы информационных данных должны составлять сведения о связи и зависимости преступного поведения от процессов социально-экономического, демографического, культурно-образовательного, уголовно-исполнительного и иного характера, а также о состоянии правонарушений и о самой системе пенитенциарной профилактики, о ее ресурсах. Изучение и определение взаимосвязи указанных процессов с преступным поведением - проблема довольно сложная и пока еще до конца не разрешенная. Нет ясности и в том, как эта информация зависит от уровней управления. Разработка конкретных перечней данных, необходимых для осуществления комплексного профилактического воздействия применительно к уровням управления, определение методики их сбора, обработки и использования в профилактической деятельности являются актуальной задачей при решении вопросов развития комплексного планирования пенитенциарной профилактики.

Все эти вопросы не могут быть решены сами по себе. Поэтому представляется актуальным включать вопросы, связанные с организацией информационного обеспечения комплексного планирования, в качестве самостоятельного раздела в каждый комплексный план пенитенциарной профилактики. Это способствовало бы не только практическому их решению уже сегодня, но и создавало бы базу для дальнейшей научной разработки этой проблемы.

К сожалению, существующая на сегодняшний день система сбора, фиксации и оценки такой информации не отвечает требованиям сегодняшнего дня. В этой связи мы считаем необходимым решить следующие задачи.

1. Создать в каждом исправительном учреждении в структуре воспитательных отделов информационно-аналитические группы, численный состав которых должен определяться с учетом не только количества лиц, отбывающих наказание в данном учреждении, но и их качественных характеристик.

2. Создать единообразные, в пределах формирования в учреждениях баз данных, формы статистического учета, основу которых должны составлять в первую очередь качественные показатели, характеризующие личность осужденного как до осуждения, так и в период отбывания наказания.

3. Определить основные направления подготовки специалистов по обработке такой статистической информации (эта мера обусловлена не только уровнем специальной подготовки сотрудника, но в первую очередь конфиденциальным характером информации, концентрируемой в таких базах данных).

4. Необходимо создать в каждом исправительном учреждении локальную компьютерную сеть. Это позволит, с одной стороны, усовершенствовать воспитательный процесс, а с другой, станет надежным препятствием в нарушении прав и законных интересов осужденных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.