I.A. UVAROV*
ON THE NECESSITY TO COORDINATE THE OBJECTIVES OF PENAL PREVENTIVE MEASURES WITHSOCIO-ECONOMIC CHARACTERISTICS
OF THE REGION
УДК 343.85 ББК 67.515 У18
Аннотация: в статье рассматриваются проблемные вопросы согласования целей пенитенциарной профилактики с социально-экономическимиособен-ностями региона.
Ключевые слова: пенитенциарная профилактика, пенитенциарное сообщество, социально-экономические условия региона.
ИГОРЬ
АЛЕКСЕЕВИЧ
УВАРОВ*
О НЕОБХОДИМОСТИ СОГЛАСОВАНИЯЦЕЛЕЙ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ С СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ РЕГИОНА
Annotation: the article deals with problematic issues of coordination of penal preventive measures with socio-economic characteristics of the region.
Key words: penal prevention, penal community, socio-economic characteristics of the region.
Пенитенциарная профилактика - самостоятельное направление социального регулирования и вместе с тем подсистема (структурный элемент) криминологической профилактики. Система пенитенциарной профилактики должна удовлетворять социальным потребностям общества в определенной упорядоченности социальных процессов, направленных на устранение причин и условий, способствующих рецидиву преступлений. Именно поэтому одной из актуальных задач отечественной криминологии является тесное увязывание пенитенциарной профилактики с содержанием социального развития нашего общества (прежде всего представление о правослушном образе жизни). Разумеется, сама постановка подобной задачи не нова. Многие отечественные специалисты предпринимали попытки формулировать задачи профилактики преступлений таким образом, чтобы они соответствовали целям социального развития. Нельзя отрицать наличия серьезных разработок в этом направлении. Однако стремительное изменение социальноэкономических и политических процессов в нашей стране создало, по сути, уникальной ситуации, при которой многие формы профилактического воздействия не имеют возможности для применения. Наиболее ярко это проявляется в условиях конкретного региона. Произошедшие в последние десятилетия изменения в социально-экономическом характере отношений как в пределах субъектов Федерации, так и во взаимоотношениях с другими субъектами определили несколько новых направлений деятельности:
* Кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин (Невинномысскийгосударственныйгуманитарно-технический институт) E-mail: editor62@yandex.ru.
Криминология
Криминология
1) формулирование задач в зависимости от приоритетности профилактическойдеятельности уголовно-исполнительной системы и некоторых субъектовэкономическогои социального развития той территории, на которойэта профилактика осуществляется;
2) построение системы пенитенциарной профилактики с учетом не только криминогенных факторов, влияющих на преступное поведение конкретных лиц, но и характеристики социально-экономических условий региона.
Приоритетность такого направления пенитенциарной профилактики обусловливается необходимостью взаимодействия между различными субъектами, осуществляющими профилактическую деятельность. Отсутствие такого взаимодействия практически сводит к нулю все усилия, осуществляемые уголовно-исполнительной системой. Вся работа в качестве своего адресата определяет осужденного. Вне поля зрения оказываются не только те факторы, которые способствовали совершению преступления, но и те, которые должны оказывать на него влияние после освобождения. Любые попытки сделать работу пенитенциарной системы в отрыве от «местных» условий эффективной обречены на неудачу.
Эффективность пенитенциарной профилактики в целом не соответствует ее реальным возможностям, а проводимые мероприятия чаще всего не ориентированы на конечные результаты, определенные уголовно-исполнительным законодательством Усилия различных структурных подразделений пенитенциарных учреждений нередко распыляются. Многочисленные меры, проводимые ими, слабо увязываются с оперативной обстановкой и до конца не доводятся, нередко осуществляются формально, некачественно. При их планировании не соблюдаются требования комплексности и ресурсной обеспеченности. В этих условиях согласование профилактической деятельности с экономическим и социальным развитием региона выступает как действенное управленческое средство повышения ее эффективности, устранения имеющихся недостатков. Такое согласование должно сочетаться с комплексом организационных мер: укреплением исполнительской дисциплины; совершенствованием профессиональной подготовки кадров; улучшением психологического климата, в котором трудятся сотрудники уголовно-исполнительной системы (УИС); обеспечением профилактической деятельности техническими, финансовыми и материальными ресурсами и средствами.
Согласование профилактики и социально-экономических процессов позволит, в частности, устранить следующие распространенные недостатки:
- неконкретность планирования, при котором на уровне исправительных учреждений повторяются планы территориальных управлений либо типовые (разработанные федеральными округами или ФСИН России);
- проведение неспецифических для уголовно-исполнительной системы мероприятий, когда сотрудники специально созданных подразделений выполняют не свойственные им функции (стало обычным направление сотрудников отделов специального назначения в различные горячие точки, что приводит к потере ими профессиональных навыков и создает дополнительные трудности в работе конкретных территориальных управлений);
- устранение от профилактической деятельности некоторых структурных подразделений исправительных учреждений (хозяйственных, производственных, управленческих);
- планирование мероприятий, не рассчитанных на реальное выполнение (не подкрепленных необходимыми ресурсами);
- запоздалое проведение профилактических мероприятий, когда они планируются лишь после получения сигналов об ухудшении оперативной обстановки.
Согласованность планов пенитенциарной профилактики с планами экономическогои социального развития представляет собой аналитическую и организационную работу, осуществляемую на всех уровнях планирования. Планирование профилактической деятельности УИС традиционно основывается на использовании информации об оперативной обстановке в целом, характерных причинах и условиях совершения преступлений и правонарушений, криминологической характеристики отдельных групп осужденных, наличных силах и средствах. В то же время вся эта информация носит сугубо пенитенциарный характер и, следовательно, решает задачи борьбы с пенитенциарной преступностью. Не отрицая в целом необходимости борьбы с пенитенциарной преступностью, необходимо учитывать, что исправительные учреждения созданы для решения других задач, которые находятся в прямой связи с социально-экономической деятельностью того региона, в котором дислоцируется конкретное ИУ.
Ранее существовавшие формы хозяйствования определяли таким образом направление деятельности производства исправительного учреждения. Сегодня, когда потребность в ре-
шении производственных задач носит исключительно коммерческий характер, руководители конкретных предприятий не заинтересованы в привлечении к производственным процессам осужденных. В отдельных случаях они игнорируют и потребности региона в производстве той или иной продукции (например, если они ориентированы на зарубежного потребителя). Согласованность деятельности по пенитенциарной профилактике с такого рода предприятиями, при правильной оценке взаимной выгоды, могла давать определенный профилактический эффект. Однако практика свидетельствует об обратном. Руководители региональных предприятий в категорической форме не хотят иметь дело с уголовно-исполнительной системой. В качестве неудобств называют необходимость:
- согласовывать планы своей работы с планами государственного экономического и социального развития (что предполагает дополнительные расходы, влекущие за собой удорожание их продукции);
- согласовывать планы своей работы с региональными планами развития (влечет за собой дополнительный контроль со стороны региональных властей и, следовательно, дополнительные расходы);
- включать свою плановую систему в качестве структурного элемента в любую другую плановую систему (приводит к появлению дополнительных видов системы оценки реализации плановых мероприятий);
- представлять дополнительную информацию о деятельности своего предприятия фискальным органам (результатом чего может служить разглашение коммерческойтайны в пользу конкурентов).
Все перечисленные факторы создают препятствия для осуществления согласованных действий различных субъектовв реализации целей пенитенциарной профилактики. Без их устранения или, по крайней мере, нейтрализации невозможно проводить совместную работу по возвращению осужденных к нормальной жизни. Многие освободившиеся из мест лишения свободы предпринимают попытки трудоустройства на предприятия с различными формами собственности. Оно может гарантировать определенную материальную возможность реализации жизненно важных потребностей человека. Однако при этом не учитываются негативные факторы, которые оказывают деструктивное воздействие на конкретную личность. Трудовой коллектив не способен самостоятельно определить объем и содержание проведе-
ния профилактической работы. Такая работа, если и будет осуществляться, не сможет учитывать имеющийся опыт специализированных субъектов профилактики. Результатом этого в настоящее время является местная «самодеятельность» по организации различного рода служб, оказывающих помощь освобожденным из мест лишения свободы.
По нашему мнению, эта проблема заложена в сути неправильной организации самого процесса исполнения наказания в виде лишения свободы. Мы уже обращали внимание на необходимость правильного определения приоритетных задач пенитенциарной профилактики. Проведенный опрос различных категорий руководителейсви-детельствуето том, что большинство из них не видят необходимостиво взаимодействии с УИС. Аналогичная ситуация складывается и в органах местного самоуправления. Исправительные учреждения только создают дефицит рабочей силы, отвлекая (забирая) наиболее ориентированных на труд лиц, проживающих в данном регионе. В то же время хроническое недофинансирование различных управленческих решений приводит к тому, что руководство конкретных исправительных учреждений пытается тем или иным образом компенсировать это региональной «спонсорской» помощью.
Полагаем, что в данном случае необходим совсем иной методологический подход. Организация пенитенциарной профилактики должна осуществляться с учетом тех социально-экономических условий, которые присущи конкретному региону. Сложившаяся практика этапирования из региона со сложной оперативной обстановкой некоторых категорий осужденных может иметь прямо противоположный профилактический эффект. Наиболее показательными здесь являются некоторыереспублики Северного Кавказа. Не желая осложнять оперативную обстановку и создавать себе дополнительные проблемы в организации воспитательно-профилактической работы, руководителитерриториальных управлений ФСИН России представляют вышестоящим органам информацию таким образом, что содержание определенных категорий осужденных в пределах их субъекта невозможно. В целях исключения массового характера таких обращений в ст. 73 УИК РФ была включена четвертая часть, предусматривающая направление отдельных категорий осужденных «для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых федеральным органом уголовно-исполнительной системы». Фактически закон проигно-
Криминология
Криминология
рировал профилактическую функцию уголовного наказания в виде лишения свободы. Каким образом, не имея приговора суда, федеральные органы могут определить, где должен отбывать наказание осужденный, чтобы на него было оказано необходимое профилактическое воздействие? Какова будет его заинтересованность во вложении своего труда в развитие того региона, в который он будет направлен для отбывания наказания?
Планирование профилактической работы в отношении таких осужденных не только невозможно согласовывать с органами местного самоуправления, но и фактически реализовать исправительными учреждениями. Не следует забывать, что планирование основывается на той исходной информации, которая будетв распоряжении заинтересованных субъектов Она должна находить свое непосредственное отражение как в общих (комплексных), так и в специальных (ведомственных) профилактических планах. С учетомобщих задач пенитенциарной профилактики основной формой планирования может быть включение общих пунктов в план работы на основе специальной, индивидуальной программы профилактического воздействия на осужденного.
Такая программа должна состоять из двух основных направлений деятельности: в виде объектов профилактического воздействия (личностные особенности осужденного и совокупность причин и условий, деструктивно влияющих на него); в виде ресурсного обеспечения профилактического воздействия (возможность комбинировать различные формы профилактики с учетом субъектових применения). Для правильной оценки результатов социально значимых изменений личности профилактируемого необходима самостоятельная конкретизация, с одной стороны, оценочных признаков лица, с другой - деятельности соответствующих субъектов
Необходимо учитывать, что планы дают лишь общую характеристику изменений. Возможны случаи, когда наиболее значимыми для конкретного осужденного могут быть обстоятельства, не отраженные в планах. В отдельных случаях проявляется некомпетентность сотрудниковсоответствующих профилактических служб по установлению криминологически значимой информации. Это может компенсироваться максимальным количеством объективной информации о субъектах профилактического воздействия, что позволит в сложной (нештатной) ситуации в кратчайшие сроки дать правильную оценку событию (личности) и выбрать наиболее оптимальный вариант решения.
В процессе согласования планов работы должны решаться вопросы эффективного распределения профилактических обязанностей. Конкретизация возложенных плановых обязанностей зависит от характера самого планового предписания , криминологической обстановки как в регионе в целом, так и в конкретном исправительном учреждении, сил и средств, которые находятся в распоряжении субъектовпрофилактики. Это создает возможность вносить обоснованные предложения о перераспределении обязанностей по проведению профилактических мероприятий с учетом потенциала и ресурсов, которыми располагают соответствующие субъекты
В связи с тем что территория субъектов Российской Федерации неодинакова, количество находящихся в них исправительных учреждений тоже различно, оценка деятельности уголовноисполнительной системы должна зависеть не от величины территории, а от интенсивности ее со-циально-экономическогоразвития. Такая оценка должна быть направлена на определение:
- негативных и позитивных результатовсоци-ально-экономическогоразвития региона в целом;
- вида и объема профилактических мероприятий с учетом социально-экономических изменений в регионе;
- наличия необходимыхдля проведения профилактических мероприятий ресурсов.
Определение правильной оценки социально-экономическогоразвития региона имеет целью выявление:
- новых субъектовпрофилактическоговоздейст-вия с учетом их профилактического потенциала, обусловленногоналичием специфических объектов,
- влияния указанных изменений на оперативную обстановку в регионе и уголовно-исполнительной системе;
- новых благоприятных условий и ресурсов, необходимыхдля использования в профилактических целях.
Анализ должен осуществляться применительно не ко всей территории субъекта. Это обусловлено тем, что распределение ИУ по территории субъекта не всегда равномерно. Следовательно, нет необходимости дополнительных плановых «нагрузок» на те районы, для которых эта проблема не актуальна.
Таким образом, социально-экономические процессы, происходящие в нашей стране, обусловили необходимость поиска новых форм и методов воздействия на лиц, совершивших преступления. Одной из таких форм является взаимодействие исправительных учреждений с другими потенциальными субъектамипенитенциарной профилактики.