Научная статья на тему 'Информационное обеспечение и оценка эффективности управления в чрезвычайных ситуациях: пути модернизации'

Информационное обеспечение и оценка эффективности управления в чрезвычайных ситуациях: пути модернизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
337
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ТЕНДЕНЦИИ ВЛИЯНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ЭКОНОМИКУ / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вакарёв А.А.

В статье на основе авторской методики дается оценка эффективности федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года». По мнению автора, одной из причин низкой результативности программных мероприятий, направленных на создание специальных систем по управлению и функционированию в условиях чрезвычайных ситуаций, является неэффективное информационное обеспечение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Вакарёв А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение и оценка эффективности управления в чрезвычайных ситуациях: пути модернизации»

УДК 338 (27 + 338.054.23)

информационное обеспечение и оценка эффективности управления в чрезвычайных ситуациях: пути модернизации

а. а. вакарёв,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента E-mail: management@viepp.ru Волжский институт экономики, педагогики и права

В статье на основе авторской методики дается оценка эффективности федеральной целевой программы «Снижениерисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года". По мнению автора, одной из причин низкой результативности программных мероприятий, направленных на создание специальных систем по управлению и функционированию в условиях чрезвычайных ситуаций, является неэффективное информационное обеспечение.

Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, управление в чрезвычайных ситуациях, информационное обеспечение, тенденции влияния чрезвычайных ситуаций на экономику, методика оценки последствий чрезвычайных ситуаций.

Одним из важнейших факторов, влияющих на социально-экономическое развитие территорий и субъектов рынка, являются форс-мажорные обстоятельства, вызывающие чрезвычайные ситуации (ЧС) в районах своего возникновения. Традиционно к ним относят стихийные бедствия, техногенные аварии, экологические катастрофы и социально-политические конфликты, которые порою наносили настолько существенный вред, что на долгие годы отбрасывали данные территории в разряд депрессивных. Постоянное наличие подобной опасности не могло не обусловить появление в обществе специальных структур, призванных обеспечить адекватный ответ на подобные угрозы. В России подобная комплексная структура носит наименование Еди-

ной государственной системы по чрезвычайным ситуациям (ЕГСЧС), которая охватывает все органы государственного управления страны, а также социальные и экономические объекты, независимо от их собственности. Причем в каждом органе управления любого административно-территориального уровня де-юре существует комиссия по ЧС, которая входит в ЕГСЧС и осуществляет весьма широкий комплекс работ по обеспечению безопасности в ЧС. В схематической форме процессный характер данной деятельности представлен на рис. 1.

Особое внимание следует обратить на уровни функционирования данной системы по отношению к экономике (табл. 1).

Столь многоуровневая система не может развиваться без соответствующей комплексной программы, в качестве которой в стране в последние пять лет существовала федеральная целевая программ «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года» [6; 3]. Кроме того, уже принята аналогичная программа и на период до 2015 г. [7].

Данная программа охватывала весьма широкий круг вопросов и в процессе своей реализации была рассчитана на получение ощутимого народнохозяйственного эффекта. Так, прогнозировалось снижение ущерба от ЧС (по отношению к показателям 2004 г.) на 5—7 %; снижение количества погибших людей — от 7 до 9 %; снижение количества пострадавшего населения — от 4 до 6 %.

Общий объем финансирования на период действия программы планировался в размере 20,12 млрд руб., общая экономическая эффективность — 243,1 млрд руб. Таким образом, эффективность программных мероприятий с учетом затрат на них должна была составить порядка 222,98 млрд руб.

Анализ социальных закономерностей традиционно является одним из наиболее противоречивых аспектов научных исследований. Причем сложности здесь усугубляются в том случае, если сами подобные социальные процессы развиваются в вариативных условиях наподобие ЧС.

Статистика количества ЧС в России за период 2003—2009 гг. представлена в табл. 2.

Таблица 1

Экономическое пространство различных уровней хозяйственной системы [2, с. 15]

Уровень экономического пространства Субъектно-объектная характеристика различных уровней и масштабов экономического пространства

L1 — мегауровень (глобальный) Глобальное экономическое пространство производства валового продукта мирового хозяйства

L2 — мезоуровень 1 (мега-макро) Экономическое пространство производства продукта ТНК, содружества, региональной группы стран, интеграционного объединения

L3 — макроуровень (национальный) Национальное экономическое пространство производства валового национального продукта страны, союза, федерации, автономии

L4 — мезоуровень 2 (макро-микро) Экономическое пространство производства отраслевого или межотраслевого комплекса, региона, финансово-промышленной группы или группы местных предприятий

L5 — микроуровень (предприятия) Экономическое пространство производства валового продукта отдельного предприятия, производственного объединения

L6 — мезоуровень 3 (микро-мини) Экономическое пространство производства отдельного вида или сорта продукции в составе предприятия

L7 — миниуровень (подразделения) Экономическое пространство производства частичного продукта специализированного подразделения предприятия

L8 — мезоуровень 4 (мини-нано) Экономическое пространство создания свойства отдельного вида продукта профессиональной группы работников предприятия

L9 — наноуровень (рабочее место) Экономическое пространство труда, рабочее место отдельного работника, выполняющего трансформационные и трансакционные операции

Таблица 2

Статистика чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации за период 2003—2009 гг. [4]

Показатель 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Количество чрезвычайных ситуаций, всего... 838 1 134 2 720 2 847 2 693 2 146 424

В том числе:

природных ЧС 286 231 198 261 402 161 133

техногенных ЧС 518 863 2 464 2 541 2 248 1 596 270

биолого-социальных ЧС 15 28 48 44 43 37 21

террористических актов 19 12 10 1 - - -

Количество погибших, всего... 891 2 459 5 637 6 043 5 199 4 441 734

Количество пострадавших, всего... 4 948 23 182 4 945 523 8 150 27 335 7 484 2 428

Оценка материального ущерба, млн руб., всего... 1 237,0 3 795,5 5 149,6 2 347,5 4 833,8 1 871,0 359,7

Таблица 3

Средние значения для определения трендов последствий ЧС в Российской Федерации за период 2003—2008 гг.

Показатель 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Количество чрезвычайных ситуаций, всего... 1 296,475 1 603,075 1 909,675 2 216,275 2 522,875 2 829,475

В том числе:

природных ЧС 260,5 258,9 257,3 255,7 254,1 252,5

техногенных ЧС 1 017,725 1 292,635 1 567,545 1 842,455 2 117,365 2 392,275

биолого-социальных ЧС 25,33 29,53 33,73 37,93 42,13 46,33

террористических актов 17 13 9 5 1 -3

Количество погибших, всего... 2 202,642 2 966,252 3 729,862 4 493,472 5 257,082 6 020,692

Количество пострадавших, всего... 12 293,245 12 905,815 13 518,385 14 130,955 14 743,525 15 356,095

Оценка материального ущерба, млн руб., всего... 2 462,2 2 621,1 2 780,0 2 938,9 3 097,8 3 256,7

Информация несет весьма ограниченный характер и практически не подходит для соответствующих выводов, а следовательно, и для оценок. Однако в научной практике существует целый ряд методов, позволяющих подобную информацию адаптировать для обоснованного анализа, определения выводов и принятия управленческих решений. Одним из наиболее наглядных в их составе является метод линейного анализа, который из хаоса эмпирических данных с высокой степенью обоснованности дает возможность выделить соответствующие тренды и представить сведения в форме, пригодной не только для оценок прошлых тенденций, но и для прогнозирования будущего состояния объектов и процессов. Использование данного проверенного временем метода вносит значительную ясность и в данном случае.

Так, проведя несложные расчеты, можно получить таблицу усредненных значений ЧС в РФ за последние годы (табл. 3).

Скалярные выражения, рассчитанные на основе усредненных значений линейных уравнений,

з ООО

1 500

500

Рис. 2. Динамика количества ЧС (по видам) в РФ за период 2003—2008 гг.: 1 — чрезвычайных ситуаций, всего; 2 — в том числе техногенных ЧС; 3 — в том числе природных ЧС; 4 — в том числе биолого-социальных ЧС; 5 — в том числе террористических актов

62 -

можно представить в виде линейных функций вида у = а + Ьх, однозначно трактующих существующие тенденции.

Тогда получим следующий комплекс уравнений, описывающих рассматриваемые процессы. Количество ЧС, всего У = 989,865 + 306,6 х; в том числе:

природные ЧС У = 262,1 -1,6 х, техногенные ЧС У = 742,815 + 274,91 х, биолого-социальные ЧС У = 21,13 + 4,2 х, террористические акты У = 21 - 4 х; количество погибших, всего У = 1439,032 + 763,61 х;

количество пострадавших, всего У = 11680,675 + 612,57 х;

оценка материального ущерба У = 2303,35 +158,9 х.

Благодаря подобной обработке линейный вид развития ЧС в целом по стране примет следующий вид (рис. 2).

Во многом схожая с ростом количества ЧС предстает графическая картина и в случае обработки статистических данных по количеству пострадавших и погибших (рис. 3).

Достаточно высокий рост (хотя и при значительных перепадах эмпирических данных) за анализируемый период показывают значения оценок суммы материального ущерба от ЧС (рис. 4).

По результатам предпринятого анализа может быть определен ряд показателей, позволяющих прогнозировать развитие положения с ЧС на перспективу с учетом определения качественных характеристик подобных прогнозов (т. е. дисперсии отклонений возможных эмпирических данных от рассчитанных средних трендов). Эти данные могут быть соответствующим образом интер-

2005

Рис. 3. Динамика количества пострадавших и погибших от ЧС в РФ

за период 2003-2008 гг.: 1 - количество пострадавших от ЧС; 2 - количество погибших от ЧС

Рис. 4. Динамика оценки материального ущерба от ЧС в Российской Федерации за период 2003-2008 гг.: 1 - граф суммы оценки материального ущерба; 2 - тренд изменения суммы оценки материального ущерба

Рис. 5. Динамика роста бюджетных ассигнований консолидированного бюджета Российской Федерации на защиту населения и территории от ЧС природного и техногенного характера, гражданскую оборону за период 2003-2008 гг. [5]

претированы для использования в целях экономической оценки и прогнозирования (табл. 4).

Другим важным аспектом, который в значительной мере может быть прояснен благодаря линейному анализу статистических данных, является оценка эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на противодействие ЧС. Начальным элементом подобного анализа можно представить определение тенденций изменения бюджетных ассигнований на реализацию деятельности всей российской системы безопасности в ЧС (рис. 5).

В скалярном выражении данная динамика будет выражаться линейной функцией У = 37501,4 + 5230,0 х, которая позволяет отметить средний ежегодный прирост бюджетных ассигнований консолидированного бюджета в целом по РФ в размере порядка 5,2 млрд руб.

Использование методов линей -ного анализа дает возможность в наглядной форме сделать сравнение трендов роста бюджетных ассигнований, количества ЧС и их экономических последствий (рис. 6).

Таким образом, в результате предпринятого анализа получены следующие выводы.

Во-первых, рост бюджетных ассигнований за исследуемый период значительно опережал рост количества ЧС и рост материального ущерба от них. Согласно расчетам по приростным показателям - почти на 70 %.

Таблица 4

Экономическая интерпретация данных трендовых уравнений развития ЧС

Показатель Среднее значение Средний ежегодный прирост Среднее отклонение эмпирических данных от трендов

Количество чрезвычайных ситуаций 2 063 306,6 718

В том числе:

природных ЧС 256,5 -1,6 59,8

техногенных ЧС 1 705 274,91 712,7

биолого-социальных ЧС 35,83 4,2 9,6

террористических актов 7 -4 6,7

Количество погибших, чел. 4 111,667 763,61 1 624,4

Количество пострадавших, чел. 13 824,67 612,7 7 600,167

Оценка материального ущерба, млн руб. 2 859,4 158,9 1 040,9

2

Во-вторых, несмотря на рост бюджетных ассигнований, наблюдалось весьма значительное увеличение количества погибших. В относительных показателях рост количества погибших превышал рост финансирования в 3,8 раза.

В-третьих, рост бюджетных ассигнований на мероприятия по защите населения и экономики страны коррелируется с ростом количества ЧС с коэффициентом корреляции 0,49, а с ростом материального ущерба — с коэффициентом корреляции — 0,43 [5]. Данные коэффициенты показывают, что рост бюджетных ассигнований не ведет к общему улучшению ситуации, он, вероятнее всего, лишь отчасти сдерживает нарастание негативных тенденций.

В-четвертых, при существующем положении дел в сфере обеспечения безопасности в ЧС в стране добиться приемлемых показателей безопасности практически невозможно. Необходима серьезная качественная реорганизация всей системы, способная поднять ее на принципиально новый уровень функционирования. Нужен новый концептуальный подход, позволяющий перейти от стратегии «латания дыр» к созданию эффективно действующего механизма, изначально нацеливающего всех членов общества на функционирование с предельно возможной степенью безопасности и экономической устойчивости.

В федеральной целевой программе «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года» в качестве одной из основных задач заявлено «создание общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, создание научно-методических основ, методов и средств формирования культуры безопасности жизнедеятельности на основе применения современных информационно-телекоммуникационных технологий и технических средств массовой информации». Однако проблем в этой сфере накопилось немало и можно привести целый комплекс мер, необходимость реализации которых для преодоления этих проблем давно назрела. В их числе следует выделить:

• осуществление общего перехода в вопросах

обеспечения безопасности в ЧС с оперативной

64 -

Рис. 6. Сравнительная динамика роста ассигнований консолидированного бюджета Российской Федерации на защиту населения и территории от ЧС природного и техногенного характера, гражданскую оборону, количества ЧС и материального ущерба от них за период 2003—2008 гг.: 1 — относительная динамика роста ассигнований консолидированного бюджета РФ на защиту населения и территории от ЧС природного и техногенного характера, гражданскую оборону [4]; относительная динамика роста количества ЧС в РФ; 3 — относительная динамика материального ущерба от ЧС в РФ

на экономическую концепцию; это позволит выстраивать деятельность на основе оптимизации использования выделяемых средств и получения наивысших эффектов;

• совершенствование методологии оценки эффективности реализации мероприятий по обеспечению безопасности в ЧС;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• разработка адекватной методики экономической оценки последствий ЧС; поскольку существующая Единая межведомственная методика оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и террористического характера [1] возможностей получения достоверной информации не дает;

• повышение степени открытости информации по управлению в ЧС, развертывание комплекса работ по прогнозированию экономических последствий ЧС;

• решение вопроса обязательности предоставления реципиентами информации, необходимой для обеспечения безопасности в ЧС;

• использование передовых методов моделирования ЧС, их экономических последствий и путей локализации и ликвидации. Осуществление данных мероприятий позволит

поднять информационное обеспечение безопасности в ЧС на принципиально новый уровень. Это даст возможность не только повысить действенность самого управления в ЧС на всех стадиях деятельности системы безопасности в ЧС, но и более адекватно оценивать итоги функционирования ЕГ-СЧС, в частности по выполнению стратегических программных документов по снижению рисков.

Список литературы

1. Единая межведомственная методика оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и террористического характера, а также классификации и учета чрезвычайных ситуаций. М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2004 г. URL: http://sao.mos ru/doc/mchs_ocenka.doc.

2. Иншаков О. В. О новых методологических подходах в стратегическом планировании развития макрорегионов России // Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы. Ежегодник. Вып. 4. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. С. 13-26.

3. Митрофанова И. В. Стратегическое программирование развития макрорегиона. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2009.

4. МЧС России // Статистика. Сравнительная характеристика чрезвычайных ситуаций, про-

исшедших на территории РФ. URL: http://www. mchs.gov.ru/stats.

5. Отчетность об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации. URL: http://www. roskazna. ru/reports/cb. html.

6. Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года: федеральная целевая программа. URL: http://www.pozhtechnika.ru/articles. php?r_id=3&id=4.

7. Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года: федеральная целевая программа. URL: http://sra.tomsk.ru/ index. php?option=com_content&view=article &id=23:-q-2015-q&catid=6:2010-08-05-09-16-49&Itemid=14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.