УДК 519.863
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАДАЧИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РИСКОВ И ОПТИМИЗАЦИИ ПРОГНОЗИРУЕМЫХ ЗАТРАТ
НА ЛИКВИДАЦИЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
А.Н. Ильченко, Е.В. Бутько
Ивановский государственный химико-технологический университет
В статье обсуждена проблема определения прогнозируемых объемов затрат, связанных с предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, и как следствие данной проблемы - проблема определения резерва финансовых ресурсов на календарный период. Авторами предложена методика определения прогнозируемых затрат региона на чрезвычайные ситуации. Рассмотрено понятие риска возникновения чрезвычайной ситуации, предлагается математическая модель определения риска возникновения ЧС.
Ключевые слова: региональный резерв финансовых ресурсов, риск чрезвычайной ситуации, затраты на ликвидацию чрезвычайной ситуации, региональная экономика, экономико -математическая модель
Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется на всех уровнях управления и является одной из основных задач органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Эти резервы создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Объемы резервов финансовых ресурсов региона для ликвидации ЧС (резервных фондов) определяются ежегодно и принимаются законами о соответствующих бюджетах на очередной год. Однако на сегодняшний день не существует определенной методики определения объема резервов финансовых ресурсов для каждого субъекта РФ. Органами управления МЧС создаются различные методические рекомендации по созданию и использованию резервов финансовых и материальных ресурсов, но конкретной методики расчета такие рекомендации не предполагают [12]. Цели использования и порядок выделения средств из указанных резервов определяются в положени-
ях (порядках) об использовании средств резервных фондов, утвержденных создающими их органами [1,2].
В муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации могут создаваться как целевые резервы финансовых ресурсов для предупреждения и ликвидации ЧС, так и общие резервные фонды, в этом случае в порядках об их использовании предусматривается выделение средств на финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.
Конкретные объемы резервов финансовых ресурсов для ликвидации ЧС должны определяться исходя из прогнозируемых средних затрат на ликвидацию ЧС. А затраты, в свою очередь, исходя из прогнозируемых видов, масштабов и характера ЧС, анализа прошедших за ряд лет ЧС, их повторяемости, предполагаемого объема работ по их ликвидации, природных, экономических и иных особенностей территории.
В связи с этим, актуальной является проблема определения регионального объема резервов финансовых ресурсов на
ликвидацию и устранение чрезвычайных ситуаций в регионе. Необходимо найти единый методический подход к определению резерва финансовых ресурсов на планируемый период для различных территорий, а так же необходимо построить такую оптимизационную экономико-математическую модель, которая позволит спрогнозировать объемы затрат региона на определенный период, необходимые для устранения и ликвидации ЧС.
Содержательная и информационная база исследования
Особенностью оптимизации объёмов и номенклатуры запасов и резервов продукции, предназначенной для жизнеобеспечения населения в условиях ЧС, является то, что содержание ресурсов в запасах и резервах исключает их из повседневного оборота (со всеми вытекающими из этого экономическими последствиями) и сопряжено с определенными финансовыми затратами на приобретение ресурсов, создание и содержание мест их хранения, на текущее обслуживание в процессе хранения (подработку, сортировку, обновление, восполнение естественной убыли, охрану и т.п.) и рядом других непроизводственных затрат, поэтому здоровая экономика (субъекты экономики) стремится к минимизации объемов всех видов запасов по критериям их необходимости и достаточности для решения тех задач, в интересах которых они создаются.
В повседневном режиме эта оптимизационная задача решается достаточно однозначно - все субъекты экономики функционируют в относительно стабильной системе экономических, производственных и иных отношений, каждому из них достаточно точно известны общественная потребность в производимой им продукции (услуге) и режимы расхода ресурсов на её производство, ритмичность и другие параметры (в т.ч. и возможные объемы единичных поставок) восполнения запасов ре-
сурсов. Создаваемые в составе запасов повседневного назначения резервы, предназначенные для использования при возникновении незапланированных увеличений расхода ресурсов (например, вследствие непредвиденного роста спроса на производимую или реализуемую продукцию), имеют, как правило, ту же номенклатуру, что и запасы в целом, а их объемы определяются как нормативные доли объемов этих запасов [4,5].
Вполне очевидно, что аналогичная оптимизация тем более необходима при создании запасов и резервов, предназначенных для использования в ЧС и полностью выпадающих из обеспечения процессов повседневного функционирования экономики (находящихся «в режиме ожидания»), но в этом случае однозначное решение оптимизационной задачи исходно осложняется неопределенностью требований к содержанию (номенклатуре, ассортименту) и объемам указанных специальных запасов (резервов).
Причины этой неопределенности проистекают из вероятностного характера законов возникновения и развития ЧС. Вероятностный характер имеют как возникновение (проявление) источников ЧС - процессов и явлений, которые могут оказывать поражающее воздействие на население, системы и объекты среды его жизнедеятельности (экономики, социальной инфраструктуры, природной среды), так сценарии их возможного развития.
Даже при достаточно полной изученности потенциальных источников возникновения ЧС - потенциально опасных объектов техносферы (объектов экономики, оборонных объектов и др.) и природной среды (включая возможные для территории пространственно рассредоточенные проявления опасных природных процессов и явлений - ураганные ветры, ливневые осадки и т.д.), связанные с ними опасные для населе-
ния и среды его жизнедеятельности процессы (явления) остаются случайными по времени, масштабам, а нередко - и по месту проявления, событиями. Кроме того, на любой, даже хорошо изученной, территории всегда сохраняется возможность проявления непредвиденных по характеру и/или интенсивности процессов (явлений), способных вызвать возникновение чрезвычайных ситуаций.
Неопределенность сценариев ожидаемого развития ЧС связана, с одной стороны, с зависимостью размеров и расположения зон распространения поражающих воздействий, сопровождающих возникновение (проявление) источников ЧС, интенсивности и продолжительности этих воздействий на население, системы и объекты среды его жизнедеятельности от действия многочисленных факторов, имеющих случайные в каждый конкретный момент времени параметры (например, от направления и скорости ветра, температуры и влажности воздуха или почвы, наличия или отсутствия температурной инверсии, и др.), а с другой - с зависимостью последствий указанных воздействий от исходного состояния систем и объектов среды жизнедеятельности населения в пределах этих зон, включая степень их физической и функциональной устойчивости к указанным воздействиям, наличие или отсутствие элементов защиты от этих воздействий и др.
Указанная неопределенность при подготовке экономики субъектов к ЧС преодолевается путем выявления для каждой территории наиболее вероятных для нее и достаточно четко привязанных по источникам, месту возникновения, зоне распространения, характеру и масштабу последствий чрезвычайных ситуаций. Такие ситуации принято называть типовыми.
Типовая чрезвычайная ситуация (ТЧС) - опасная (критическая) обстановка, складывающаяся на данной террито-
рии (акватории, объекте) в результате наиболее вероятных для нее (часто повторяющихся) стихийных бедствий или техногенных аварий (катастроф) и вызывающая или могущая вызвать человеческие жертвы, ущерб экономике и природной среде данной территории.
При подготовке к решению задач, возникающих в ТЧС, специальные запасы и резервы создаются как источник ресурсов для компенсации объемного и/или структурного дефицита продукции, образующегося из-за недостаточной подготовленности экономики территории к функционированию в таких ЧС, а их номенклатура и объемы оптимизируются с учетом двух основных факторов:
- временного, вытекающего из требования постоянной готовности территориальной экономики к выполнению своих функций в условиях ЧС (хотя бы в части жизнеобеспечения населения) и длительности комплексной подготовки к работе в этих условиях ее объектов и связей, повседневно обеспечивающих ресурсное снабжение территории. Запасы и резервы должны в каждый данный момент компенсировать «узкие места» этой подготовленности. По мере ее повышения объемы и номенклатура специальных запасов и резервов могут сокращаться.
Временной фактор проявляется также через интенсивность потребления ресурсов: на определенных этапах ЧС (в первую очередь - на начальных) она может возрасти до уровней, превышающих текущие поступления ресурсов, обеспечиваемые производственными объектами и хозяйственно-экономическими связями ТХК (СЖОН, ТСПС) даже при их полной подготовленности к функционированию в этих ситуациях и способности поставить территории нужный объемы ресурса за весь период ЧС.
- экономического, вытекающего из требования минимизации непроизводительных затрат. Этот фактор учитыва-
ется путем сравнения затрат на накопление и содержание запасов (резервов) и затрат на мероприятия по обеспечению сохранности в ЧС необходимого уровня функционирования повседневных источников ресурсов для экономики и населения территории. По мере повышения возможностей удовлетворения потребностей населения за счет реализации в ЧС подготовленных мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов и связей, действующих в повседневном режиме функционирования системы жизнеобеспечения населения и подготовленности мероприятий по наращиванию в ЧС поставок ресурса этими источниками (например, за счет заблаговременного или оперативного перевода объектов ТХК на удлиненные режимы функционирования, заключения договоров на дополнительные поставки ресурсов из других регионов и др.), объемы запасов и резервов ресурсов могут (с учетом временного и экономического факторов) сокращаться. Способность к самостоятельному решению комплекса задач по жизнеобеспечению населения, стабилизации обстановки в зонах бедствий и ликвидации ТЧС является предельным требованием подготовки к функционированию в условиях ЧС административно- территориальных образований любого уровня. Планирование указанной подготовки применительно к условиям ТЧС обеспечи-
Структура бюджетной
вает оптимизацию ее содержания и объемов (в т.ч. объемов резервов ресурсов различного назначения) по критерию минимальной необходимости. И хотя проведенная подготовка может оказаться недостаточной при возникновении ЧС, по характеру и/или масштабам последствий для населения и среды его жизнедеятельности, отличающихся от типовых для данной территории, наличие на территории сохранившихся запасов и резервов продовольствия, созданных применительно к ожидаемым потребностям ЖОН в ТЧС, позволит выиграть время для оперативной разработки и осуществления мероприятий по ликвидации возникших "узких мест" в жизнеобеспечении населения пострадавших территорий.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и согласно сложившемуся на сегодняшний день государственному устройству и административно-территориальному делению бюджетная система Российской Федерации имеет структуру, представленную в таблице 1 [9] и состоит из бюджетов трех уровней:
- федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
- местных бюджетов.
Таблица 1
емы Российской Федерации
Принадлежность бюджета Количество субъектов бюджетной системы
Федеральный бюджет 1
Бюджет республики в составе Российской 21
Федерации
Краевой и областной бюджет 55
Бюджет городов Москвы и Санкт- 2
Петербурга
Бюджет автономной области 1
Бюджет автономного округа 10
Местный (районный, городской, сельский) Около 29 000
Затраты, связанные с предупреждением и ликвидацией ЧС, осуществляются за счет средств, получаемых из разных источников финансирования [2]: федерального бюджета; бюджетов субъектов федерации; местных бюджетов; предприятия (организации); других источников. Учитывая разнообразие видов затрат, связанных с предупреждением и ликвидацией ЧС, существенные различия в содержании затрат, осуществляемых до, в течение и после ЧС, разнообразие источников их финансирования, построение сводного показателя «затраты», связанные с предупреждением и ликвидацией ЧС, скорее всего будет носить условный и экономически малосодержательный характер.
При проведении прогнозно-аналитических исследований при создании финансовых резервов с учетом фактора ЧС, обосновании требований к бюджету Российской Федерации, выработке экономической политики и стратегии развития страны, мероприятий целевых комплексных программ необходим учет всех указанных выше составляющих экономических затрат на ЧС и реализация системного подхода к проблеме.
Анализ и прогнозирование затрат на ликвидацию ЧС осуществляется с разными целями и для решения самых различных прикладных задач, в том числе, как для научно-исследовательских целей, так и для обоснования практических решений, принимаемых при обосновании и осуществлении мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию ЧС, при выделении на эти цели соответствующих ассигнований.
К числу основных практических задач, использующих результаты анализа и прогнозирования экономических затрат на устранение ЧС, можно отнести [9, 10]: - обоснование ассигнований бюджетов всех уровней, а также средств из внебюд-
жетных источников на осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;
- обоснование инвестиционных проектов по предупреждению ЧС;
- страхование рисков гражданской ответственности;
- обоснование любых инвестиционных проектов в части учета в них рисков ЧС и т.д.
Решение данных задач должно осуществляться на единой методической основе, опираться преимущественно на данные государственной статистики и давать сопоставимые результаты.
Тем не менее, следует иметь в виду, что результаты оценки затрат (фактических или прогнозируемых) при решении различных практических задач могут заметно различаться в силу несовпадения целей оценки затрат, методических особенностей учета или не учета отдельных составляющих экономических затрат.
Исходя из поставленной задачи, и из приведенной выше классификации, нас будут интересовать только те ЧС региона, затраты на ликвидацию которых компенсирует бюджет субъекта федерации [2].
Затраты, осуществляемые в процессе ЧС, - в основном это затраты на проведение аварийно-восстановительных и спасательных работ, связанных с ликвидацией и локализацией ЧС. Этот вид затрат непосредственно связан с каждой конкретной ЧС и может быть достаточно строго документирован.
В соответствии с поставленной задачей определения конкретного объема финансовых ресурсов (на плановый период) на содержательном уровне затраты, связанные с предупреждением и ликвидацией ЧС, необходимо конкретизировать на следующие виды затрат [10]:
- затраты на проведение поисковых работ в зонах ЧС;
- затраты на проведение аварийно-спасательных работ в зонах ЧС;
- затраты на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах, пострадавших в результате ЧС;
- затраты на закупку, доставку и кратковременное хранение материальных ресурсов для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения;
- затраты на развертывание и содержание временных пунктов проживания и питания для эвакуируемых пострадавших граждан в течение необходимого срока, но не более месяца;
- затраты связанные с привлечением в установленном порядке сил и средств МЧС России, других федеральных органов исполнительной власти, а также организаций для проведения экстренных мероприятий по ликвидации ЧС.
Но для достижения совершенства экономического механизма управления рисками чрезвычайных ситуаций предстоит настойчивая и упорная работа всех звеньев управления, ответственных за этот участок обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и в целом национальной безопасности. Недостаток финансовых средств, выделяемых по приоритетным направлениям и территориям, не позволяет создать серьезные предпосылки к снижению рисков возникновения чрезвычайных ситуаций и смягчению их последствий. Существующая система экономических механизмов управления рисками чрезвычайных ситуаций или иными словами система изыскания дополнительных финансовых ресурсов в этих целях требует значительного развития. Весьма перспективным на этом пути видится поиск пока еще не исчерпанных возможностей использования внебюджетных источников финансирования.
Деятельность по анализу и прогнозированию затрат на ликвидацию ЧС должна ориентироваться на периоды разной продолжительности.
В практике экономического анализа и прогнозирования с использованием све-
дений статистического учета принято выделять периоды следующей продолжительности: краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный [2,12].
Краткосрочный период (календарный год, а также - квартал, месяц, неделя, сутки) связан с продолжительностью осуществления текущей хозяйственной деятельности и, что весьма существенно, с реализацией бюджетного процесса в Российской Федерации.
Среднесрочный период (3-5 лет) в основном связан с реализацией инвестиционных проектов, мероприятий целевых программ разного уровня, осуществлен и-ем установок экономической политики государства. Среднесрочный период также в основном соответствует циклу деятельности высших органов государственной власти в Российской Федерации.
Долгосрочный период (5-10 лет и более) соответствует продолжительности реализации стратегических установок социально-экономического развития Российской Федерации.
В настоящее время в основе государственного управления социально-экономическими процессами в Российской Федерации лежит бюджетный процесс, реализуемый с циклом в один календарный год (т.е. в краткосрочном режиме).
При этом фактор ЧС подлежит учету на всех уровнях сбора информации, ее агрегирования и обобщения, анализа и прогнозирования показателей социально-экономического развития организаций (предприятий), территориальных образований, Российской Федерации в целом.
Математическая и алгоритмическая реализация
Содержательную постановку задачи определения прогнозируемых затрат региона на ЧС можно представить в виде следующей разработанной блок-схемы (рис. 1).
1. Определение бюджета финансирования затрат на ликвидацию ЧС
Бюджет субъекта Российской Федерации
г
2 Определение назначения резервного фонда
целевой
3. Определение периода ггр од олжнгельн ости прогнозирования
среднесрочный | краткосрочный |
Л. Подготовка информационной базы
Статистика произошедших чрезвычайных ситуаций за ряд лет
Лг
5. Подготовка информационной базы
Статистика затрат на произошедшие чрезвычайные ситуации за ряд лет
>1
6. Анализ
анализ прошедших за ряд лет чрезвычайных ситуации, анализ повторяемости. расчет рисков возникновения, расчет вероятности
>1
Т. Прогнозирование рисков возникновения ЧС по классификационным признакам на планируемый период
I
В. Стохастическая модель оптимизации затрат резервов на планируемый период
Э. Интервальная оценка объемов затрат резервов по видам (математим еское ожида н и е) н а планируемый период
Ф
Ю. Рекомендации по составлению бюджета области (региона)
Рис. 1. Блок-схема реализации задачи определения прогнозируемых затрат региона на ЧС
Блок схема представляет собой оптимизационную стохастическую модель.
При подготовке информационной базы необходимо классифицировать ЧС, определить возможные ЧС для конкретного региона. Подробная классификация
Классификация чрезвыч
приведена в источнике [3]. Классификация ЧС необходима для определения возможных затрат на ликвидацию ЧС. Анализ будем проводить на примере Ивановской области. Сведем в таблицу 2 возможные чрезвычайные ситуации.
Таблица 2 : ситуаций по частоте появления
Вид ЧС Вероятность возникновения ЧС Характеристика ЧС
Массовые ЧС Характеризуются высокой частотой (вероятностью) возникновения (десятки-сотни и более ЧС) в течение отчётного периода (года) при их рассмотрении на федеральном уровне или на уровне субъекта федерации. Для циклических ЧС может быть осуществлена групповая типизация ЧС, выявлены законы распределения вероятности возникновения ЧС, определена частота возникновения ЧС каждой группы в течение года. Как правило, затраты на каждую ЧС, относимую к числу циклических, относительно невелики. Высокий интегральные затраты на ЧС получаются в результате большой частоты их возникновения.
Редкие ЧС Характеризуются относительно невысокой частотой (вероятностью) возникновения в течение отчетного периода (несколько ЧС в год). Для редких ЧС может быть осуществлена групповая типизация, выявлены гипотетические законы распределения вероятности возникновения, а также оценена частота возникновения за достаточно длительный период времени (за десять и более лет). Как правило, затраты на каждую ЧС, относимую к числу редких, могут быть достаточно большим. Высокие интегральные затраты на ЧС за достаточно продолжительный период времени достигаются за счет сочетания частоты их возникновения и затраты на каждую ЧС.
Уникальные ЧС Характеризуются исключительно низкой частотой (вероятностью) возникновения в течение отчетного периода (года). Для уникальных ЧС вероятность их возникновения определяется теоретически. Фактические или прогнозируемые затраты на каждую уникальную ЧС, могут быть очень большим, даже катастрофическими по своим масштабам .
Исходя из вышеприведенного, можно сделать следующие выводы:
Массовые ЧС должны быть объектами статистического мониторинга, осуществляемого на территориях субъектов Российской Федерации в целях анализа и
обобщения статистических данных и научного прогнозирования.
Редкие ЧС также должны быть объектами систематических статистических наблюдений.
Уникальные ЧС должны быть предметом специального комплексного анализа, осуществляемого с целью формирования исходных данных для создания моделей, позволяющих осуществлять их прогнозирование.
В работах [6, 7] нами была приведена характеристика Ивановской области с точки зрения риска возникновения чрезвычайных ситуаций. Учитывая данные приведенные в [6] источнике и приведенную выше классификацию, можно предположить, что для Ивановской области характерны следующие виды чрезвычайных ситуаций.
В силу физико-географического положения Ивановской области, наиболее
Источником информации послужили Материалы в государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по Ивановской области [11].
Подготовка исходных данных, согласно данных Блока 5 представленной блок-схемы, для расчетов потребности в запасах резерва финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций включает:
- оценку возможной обстановки на подведомственной соответствующему органу исполнительной власти территории (прогнозирование масштабов различных
вероятны чрезвычайные ситуации, связанные с комплексом неблагоприятных метеорологических явлений, такими как: сильные ветра, сильные дожди, ливни, метели, снегопады, сильные морозы, гололёд, обледенение, налипание мокрого снега, отрыв прибрежных льдов, заморозки, засуха, периоды с высокой пожароопасностью (3-4 класс горимости), половодье.
По средним статистическим данным МЧС Ивановской области на территории области в течение года происходит около 1 «редкой» чрезвычайной ситуации. Динамику «редких» природных, техногенных, биолого-социальных чрезвычайных ситуаций представим на рисунке 2 [6,11,13,14,15].
типов ЧС, определение границ зон ЧС, численности и структуры пострадавшего населения, ущерба системам и объектам жизнеобеспечения, запасам ресурсов и др.);
- определение потребностей материально-технических ресурсов в зонах ЧС и в местах временного размещения эвакуированного или отселенного населения из зон ЧС;
- оценку производственных возможностей предприятий региона по выпуску (предоставлению) материально-технических ресурсов с учетом обеспечения топливно-энергетическими, материально-техническими и трудовыми ресур-
8 7
О
6 -5 -
ш 4 -о
5 3
2 -1 -0
И Природны е ЧС
шТехногенн ые ЧС
ЕЗ Биолого-социальн ые ЧС
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 _год_
Рис. 2. Динамика «редких» ЧС по Ивановской области
сами, а также оценку наличия запасов ресурсов на базах, складах и т.п.;
- оценку обеспеченности (по каждому виду и номенклатуре ресурсов) к действиям в условиях ЧС.
Оценка возможной обстановки в зоне ЧС производится на основе прогноза характера и масштаба события, являющегося источником ЧС - аварии, катастрофы, опасного природного процесса или явления, и других одновременно действующих усугубляющих или стабилизирующих факторов, включая метеорологическую и гидрологическую обстановку.
В реальных ЧС результаты прогноза дополняются и уточняются по данным инженерной, химической, радиационной, бактериологической разведки зоны ЧС.
Согласно Блоку 6 приведенной блок-схемы, прогнозная оценка обстановки в зоне ЧС осуществляется управлениями по делам ГО и ЧС совместно со специалистами соответствующих служб наблюдения и контроля особо опасных объектов и научно-исследовательских учреждений с и с-пользованием специальных методик, ориентированных на определенные типы ЧС.
Результатом этого прогноза является установление:
границ зоны ЧС, характера, интенсивности и продолжительности поражающих воздействий источника ЧС;
перечня населенных пунктов, попадающих в зону ЧС, численности и структуры пострадавшего населения;
необходимых объемов и сроков проведения эвакуационных мероприятий (численность эвакуируемых и отселяемых из зон ЧС, маршруты их эвакуации, районы и пункты временного размещения);
перечня объектов, подвергшихся поражающим воздействиям различного характера и интенсивности;
состояния систем и объектов производственной инфраструктуры в зоне ЧС (в первую очередь - транспортных коммуникаций, объектов и сетей энергоснабжения, предприятий по ремонту производственного оборудования).
Содержательная постановка стохастической модели среднесрочного прогнозирования финансовых резервов субъекта РФ на ликвидацию чрезвычайных ситуаций ранее была опубликована в источнике [6].
Методические особенности расчетов
Используя сведения, приведенные в источниках [6,8,10], можно предположить, что для прогноза затрат так же могут быть использованы показатели, характеризующие риск ЧС (Блок 7). Риск обусловлен возможностью причинения финансовых затрат в результате реализации угрозы ЧС техногенного, природного или террористического характера.
При известных частоте событий и затратах предлагаем риск от ЧС оценивать как математическое ожидание затрат (М[Ж, Аг]) за интервал времени At (год) [10]:
т
М[Ж, А] =ачс= £аЧС](А, (1)
3=1
ад
где Ж =| wf - средние затраты от
0
ЧС, руб.;
Ж = {wf - средние затраты от ЧС
Ъ>Чд -1
]-го класса по степени тяжести, руб.; аЧд(А^) = Х]Чс А - математическое ожидание числа ЧС за интервал времени А1 (год); Х]Чс - повторяемость ЧС ]-го класса по степени тяжести (за год), шт.
Оценка риска возникновения затрат на некоторой территории, которые могут быть вызваны ЧС техногенного, природного или террористического характера необходимо осуществлять на основе анализа опасности территории, угроз для людей и объектов, их уязвимости и возможных затрат. Вначале проводится сбор данных, составляются каталоги опасных явлений, встречающихся на изучаемой территории. Определяются их наиболее опасные типы, частота проявления, физические параметры. Затем составляют карты природных и
техногенных опасностей, отражающих частоту реализации опасных явлений фиксированной силы. В зависимости от целей и задач карты имеют масштаб от глобального до локального. Далее анализируется относительное положение источников опасности и объектов воздействия их поражающих и вредных факторов, а затем уязвимость среды к опасным явлениям разной разрушительной силы. На уязвимость среды влияют защищенность и стойкость элементов техносферы (гражданских, промышленных объектов, жилых зданий, транспортных магистралей и т.д.).
Для различных сценариев развития ЧС расчетным методом получаются различные значения затрат. В силу влияния на размер затрат большого числа случайных факторов в задачах прогноза следует рассматривать случайную величину затрат Ш, описываемую функцией распределения ¥ = Р(Ш = м>). Статистические данные о затратах в реально произошедших ЧС техногенного, природного или террористического характера на некотором временном интервале образуют выборку из некоторой генеральной совокупности и описываются статистической функцией распределения. Вследствие пока недостаточного объема зафиксированных статистических данных по затратам на ЧС техногенного, природного или террористического характера, вид функций распределения ¥можно эмпирически получить как результат обработки накопленных отчетных статистических данных, публикуемых Росстатом.
Средние затраты на ЧС за год можно установить по статистическим данным. Для редких событий средние затраты можно оценить по расчетным данным для различных сценариев инициирования и развития ЧС техногенного, природного или террористического характера и последующего усреднения с учетом сценариев.
При обосновании мероприятий по предупреждению аварий, катастроф и смягчению их последствий (Блок 6) за риск обычно принимают интегральный показатель, включающий как вероятность насту-
пления нежелательного события за год, так и связанные с ними затраты.
Исходя из характера рассматриваемых затрат, определяют вид риска - экономический, социальный, экологический и т.п.
В зависимости от решаемых задач риск представляется в виде:
математического ожидания затрат определенного рода за год;
вероятности наступления неблагоприятного события за год.
В первом случае риск определяется по формуле [10]:
R = Р ■ Я, (2)
где p - вероятность наступления чрезвычайной ситуации (частота аварий, катастроф) за год;
g - потенциальные затраты на ликвидацию чрезвычайной ситуации, руб.
Имея в виду основную задачу - защиту населения, в качестве неблагоприятного события, как правило, рассматривается степень опасности для жизни людей.
Вероятность наступления чрезвычайной ситуации p (частота аварии, катастрофы) определяется по картам районирования опасности или по статистическим данным.
Потенциальные затраты на устранение чрезвычайной ситуации определяют, учитывая вероятностный характер процессов, как математическое ожидание затрат M(U). Подробное описание экономико-математической модели приведено в [6] источнике.
Основываясь на вышеизложенном, можно сделать следующие выводы: приведенные выше сведения позволяют провести численные расчеты с использованием следующих пакетов прикладных программ MS Excel, Statistica, итоговые значения могут быть получены в виде графиков, либо таблиц с интервальными значениями. Источниками информации для расчетов могут послужить официальные сборники публикуемые Росстатом, а так же отчетные данные МЧС РФ, публикуемые в официальных источниках.
* Статья подготовлена по материалам исследований, поддержанных грантом РФФИ №15-46-03180.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 02.05.2015) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»// "Российская Газета" - Федеральный выпуск №377, -М:1994.— № 5 (март.).
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 г. № 810 «О порядке выделения средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий»// "Российская Газета" - Федеральный выпуск №4777, -М: 2008.— № 20 (окт.).
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» »// "Российская Газета" - Федеральный выпуск №4374, -М: 2007.-№10 (май).
4. Кардаш В.А. Экономика оптимального погодного риска в АПК. М.: АПИ, 1989.
5. Ильченко А.Н. Моделирование внутрирегиональных экономических взаимоотношений в АПК. М.:МСХА, 1993.
6. Ильченко А.Н., Бутько Е.В. Стохастическая модель среднесрочного прогнозирования финансовых резервов субъекта РФ на ликвидацию чрезвычайных ситуаций / /Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. - 2015. - №1.
7. Лобанова Е.В. Проблема определения объема резервов финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций региона // Математическое моделирование и информационные технологии, Том 5. - И.:ИГЭУ, 2015. - С.26.
8. Лобанова Е.В. Стохастическая оптимизационная модель финансирования деятельности МЧС региона на ликвидацию чрезвычайных ситуаций // Математическое моделирование и информационные технологии, Том 5. - И.:ИГЭУ,2015. - С. 28.
9. Воробьев Ю.Л. Бюджетное финансирование деятельности по предупреждению и ликвидации чрез-
вычайных ситуаций. Электронное учебное пособие. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.obzh.ru/eco/3-1.html (дата обращения 18.06.2015).
10. Единая межведомственная методика оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и террористического характера, а также классификации и учета чрезвычайных ситуаций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://42.mchs.gov.ru/document/1466768 - М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2004г, (дата обращения 17.06.2015).
11.Материалы в государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2012 году по Ивановской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www.ivanovoobl.ru/materials.aspx?part= 905&v=1, (дата обращения 18.06.2015).
12. Методические рекомендации по созданию и использованию резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://61.mchs.gov.ru/document/614557, (дата обращения 18.06.2015).
13. Росстат. Основные показатели охраны окружающей среды [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http ://www. gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosst at/rn/statetics/publications/catalog/doc_1140094699578 (дата обращения 18.06.2015).
14. Росстат. Регионы России. Социально-экономические показатели [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http ://www. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosst at/ni/statistics/publications/catalog/doc 1138623506156 (дата обращения 18.06.2015).
15. Росстат. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации- Режим доступа:
http ://www. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosst at/ni/statistics/publications/catalog/doc 1138625359016 (дата обращения 18.06.2015).
Рукопись поступила в редакцию 18.06.2015.
INFORMATION AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE TASK OF MODELING THE ECONOMIC RISRS AND OPTIMIZATION OF PROJECTED EXPENSES FOR LIQUIDATION OF EMERGENCY SITUATION
A.Ilchenko, E.Butko
The article discussed the problem of prediction costs for liquidation of extraordinary situation. And the article discussed the question of financial resources for the calendar period. The authors developed the method of determining the cost of the region emergencies.
Key words: regional reserve of financial resources, risk of an emergency, costs for liquidation of extraordinary situation, regional economy, economic and mathematical model.