Научная статья на тему 'Из истории единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций'

Из истории единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
759
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Ключевые слова
РСЧС / ЗАЩИТА / ОБОРОНА / ЗАКОН / ОРГАНИЗАЦИЯ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / SPARES / DEFENSE / LAW / ORGANIZATION / EMERGENCY SITUATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Алексеев Станислав Петрович

В данной статье приводится краткий обзор истории развития Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из истории единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

History of the Unified state system of prevention and liquidation of emergency situations

Alekseev S. (Russian Federation) Из истории Единой государственной системы предупреждения и ликвидации

чрезвычайных ситуаций Алексеев С. П. (Российская Федерация)

Алексеев Станислав Петрович /Alekseev Stanislav — адъюнкт, факультет подготовки научно-педагогических кадров, Академия государственной противопожарной службы МЧС России, г. Москва

Аннотация: в данной статье приводится краткий обзор истории развития Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Abstract: this article provides a brief overview of the history of the Unified State System of Emergency management.

Ключевые слова: РСЧС, защита, оборона, закон, организация, чрезвычайная ситуация. Keywords: SPARES, defense, defense, law, organization, emergency situation.

Введение

Россия, как и другие страны, постоянно подвергается воздействию катастроф. Они уносят тысячи человеческих жизней, наносят колоссальный экономический ущерб, в мгновение разрушают то, что люди создавали веками.

По современным представлениям, предложенным ВОЗ, чрезвычайные события с гибелью или не смертельным поражением 10 пострадавших и более, требующих неотложной медицинской помощи, принято называть катастрофами.

Решение задач по защите населения и территории от ЧС достигается осуществлением комплекса различных мероприятий органами исполнительной власти на федеральном и территориальных уровнях, а также органами местного самоуправления. Усилия всех этих органов в мирное время сосредоточены в рамках «Российской системы предупреждения и действий в ЧС, а в военное время - в рамках системы «Гражданская оборона РФ».

Во исполнение Федерального закона «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» РСЧС Постановлением Правительства РФ от 5.11.1995 г. была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЕГСЧС). Ее аббревиатура осталась прежней - РСЧС.

Основная цель РСЧС - объединение усилий центральных и региональных органов представительной и исполнительной власти, а также организаций и учреждений для предупреждения и ликвидации ЧС.

Главной задачей по подготовке органов управления, сил гражданской обороны (далее - ГО) и территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следует считать совершенствование знаний, навыков и умений, направленных на реализацию единой государственной политики в области гражданской обороны, снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - ЧС) для обеспечения безопасности населения, укрепления оборонного потенциала, стабильного социально-экономического развития, а также совершенствования системы защиты населения в мирное и военное время.

РСЧС базируется на нескольких положениях:

• признание факта невозможности исключить риск возникновения ЧС;

• соблюдение принципа превентивной безопасности, предусматривающего снижение вероятности возникновения ЧС;

• приоритет профилактической работе;

• комплексный подход при формировании системы, т. е. учет всех видов ЧС, всех стадий их развития и разнообразия последствий;

• построение системы на правовой основе с разграничением прав и обязанностей участников.

В связи с ростом количества чрезвычайных ситуаций возникла острая необходимость в создании специальной системы реагирования и предотвращения ЧС. Для этого Правительство Российской Федерации своим постановлением от 27 декабря 1990 г. образует Российский корпус спасателей на правах Государственного комитета РСФСР. Его целями объявляются прогнозирование, предотвращение и ликвидация последствий, вызванных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и другими чрезвычайными ситуациями, координация деятельности министерств, ведомств и других органов управления в экстремальных условиях. Этот день принято решение считать днем создания Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), а в 1995 г. Указом Президента Российской Федерации он объявлен Днем спасателя.

Наряду с этими новыми структурами в России продолжали существовать и в определенной мере заниматься решением аналогичных задач Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаб гражданской обороны РСФСР.

Указом Президента РФ от 19 ноября 1991 г. на базе Госкомитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба ГО РСФСР был образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Через два года - 10 января 1994 г. этот госкомитет был преобразован в Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Основными задачами МЧС России являются:

- разработка предложений по проведению государственной политики в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, проведения подводных работ особого назначения, мобилизационной подготовки народного хозяйства;

- руководство гражданской обороной Российской Федерации, Войсками гражданской обороны РФ и Поисково-спасательной службой (ПСС) МЧС России;

- обеспечение функционирования и дальнейшего развития Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС);

- организация и осуществление государственного надзора за готовностью к действиям при возникновении ЧС и выполнением мероприятий по их предупреждению;

- руководство работами по ликвидации крупных аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

- проведение подводных работ особого назначения;

- создание и обеспечение готовности сил и средств, необходимых для ликвидации ЧС;

- организация разработки и реализации федеральных целевых и научно - технических программ, направленных на проведение и ликвидацию ЧС, защиту населения, территории страны, а также на повышение устойчивости функционирования объектов народного хозяйства при возникновении ЧС;

- координация работ по созданию и использованию системы чрезвычайных резервных фондов для проведения первоочередных работ по ликвидации ЧС, контроль за целевым расходованием средств, выделяемых Правительством РФ на проведение мероприятий по ликвидации ЧС; организация обучения населения, подготовки должностных лиц органов управления и формирования гражданской обороны, подразделений РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях;

- организация международного сотрудничества по вопросам, входящим в компетенцию министерства.

Основными подразделениями министерства являются департаменты: управления; предупреждения и

ликвидации ЧС; мероприятий защиты населения и территории от ЧС; международного сотрудничества; Войск и сил: материально-технического обеспечения и вооружения; инвестиций и эксплуатации основных фондов, а также управления: научно-техническое, связи и оповещения; авиации, медицинское и др.

С учетом деления территории страны на регионы были созданы региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Приволжско-Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Забайкальский, Дальневосточный. Они представляют на местах МЧС России, имеют достаточные полномочия и самостоятельность в работе. Основное их предназначение - координация деятельности территориальных органов исполнительной власти и организация их взаимодействия при работах по предупреждению и ликвидации ЧС.

Заключение

В основе большинства ЧС лежат дисбаланс между деятельностью человека и окружающей средой, дестабилизация специальных контролирующих систем, нарушение общественных отношений.

Особенность техногенных ЧС на современном этапе развития заключается в увеличении зон и интенсивности действия негативных факторов, последствия ЧС сравнимы с последствиями применения современных видов вооружений.

Неблагоприятные последствия стихийных бедствий могут быть значительно уменьшены с помощью их прогнозирования, предотвращения, а также своевременного оповещения населения о приближении стихийного бедствия и принятия, соответствующих мер защиты.

Переход в ЧС принципиально меняет приоритеты задач обеспечения жизнедеятельности: вместо задач, обеспечивающих не превышение допустимых уровней негативного воздействия и задач снижения риска воздействия опасностей, на первое место выходят задачи защиты от чрезвычайно высоких уровней негативного воздействия, ликвидации последствий ЧС, реабилитации пострадавших в ЧС и восстановлении повседневной жизнедеятельности.

Литература

1. Конституция Российской Федерации. Москва, издательство «Известие», 1993.

2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в

Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изм. и доп. от 28.10.2002 г., 22.08.2004 г.).

4. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (с изм. и доп. от 9 октября 2002 г., 19 июня, 22 августа 2004 г.).

5. Федеральный закон от 22.08.1995 г. № 151-ФЗ в редакции от 25.11.2009 г. № 267-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. № 1113 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.01.2003 года № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.