Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ'

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
144
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ УЧЕТ / ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сибилькова Анна Васильевна, Дышин Анатолий Александрович

В статье освещена проблематика информационного обеспечения деятельности экспертно-криминалистических подразделений МВД России на региональном уровне. Указано на отсутствие единой централизованной системы учета результатов деятельности экспертно-криминалистических подразделений, на необходимость создания подобной автоматизированной информационной системы. Проведен анализ возможности автоматизации основных направлений деятельности экспертно-криминалистических подразделений МВД России на региональном уровне. Обоснована актуальность разработки сервиса ИСОД МВД России обеспечения деятельности экспертно-криминалистических подразделений МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сибилькова Анна Васильевна, Дышин Анатолий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SUPPORT OF FORENSIC ACTIVITIES AT THE REGIONAL LEVEL

The article highlights the problems of information support for the activities of forensic units of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the regional level. It is pointed out that there is no unified centralized system for recording the results of the activities of forensic units, the need to create such an automated information system. The analysis of the possibility of automating the main activities of the forensic units of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the regional level is carried out. The relevance of the development of the ISOD service of the Ministry of Internal Affairs of Russia to ensure the activities of forensic units of the Ministry of Internal Affairs of Russia is substantiated.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ»

Информационное обеспечение экспертно-криминалистической деятельности на региональном уровне

СИБИЛЬКОВА АННА ВАСИЛЬЕВНА,

старший преподаватель кафедры управления органами расследования преступлений, кандидат юридических наук Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: anna.sibilkova@yandex.ru

ДЫШИН АНАТОЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ,

слушатель 2-го факультета (подготовки руководителей (начальников) территориальных органов МВД России) Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: dyshin81@mail.ru

Information Support of Forensic Activities at the Regional Level

SIBILKOVA ANNA VASILYEVNA,

Senior Lecturer of the Department of Management of Crime Investigation Bodies, Candidate of Law

Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: anna.sibilkova@yandex.ru

DYSHIN ANATOLY ALEXANDROVICH,

Listener of the 2nd Faculty (Training Chiefs (Heads) of the Territorial Bodies of the Ministry of the Interior of Russia) Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: dyshin81@mail.ru

УДК 343.9

Аннотация. В статье освещена проблематика информационного обеспечения деятельности эксперт-но-криминалистических подразделений МВД России на региональном уровне. Указано на отсутствие единой централизованной системы учета результатов деятельности экспертно-криминалистических подразделений, на необходимость создания подобной авто-

Annotation. The article highlights the problems of information support for the activities of forensic units of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the regional level. It is pointed out that there is no unified centralized system for recording the results of the activities of forensic units, the need to create such an automated information system. The analysis of the possibility of automating the main ac-

матизированной информационной системы. Проведен анализ возможности автоматизации основных направлений деятельности экспертно-криминалистических подразделений МВД России на региональном уровне. Обоснована актуальность разработки сервиса ИСОД МВД России обеспечения деятельности экспертно-криминалистических подразделений МВД России.

Ключевые слова и словосочетания: экспертно-кри-миналистическая деятельность; информационная система; автоматизированный учет; экспертно-кримина-листическое подразделение.

tivities of the forensic units of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the regional level is carried out. The relevance of the development of the ISOD service of the Ministry of Internal Affairs of Russia to ensure the activities of forensic units of the Ministry of Internal Affairs of Russia is substantiated.

Keywords and phrases: forensic activity; information system; automated accounting; forensic unit.

Информационно-аналитическое обеспечение деятельности экспертно-крими-налистических подразделений является одной из важнейших составляющих ее организации. Наставление по организации экспертно-криминалистической деятельности в системе МВД России определяет информационное обеспечение экспертно-криминалистической деятельности как обеспечение «информационными системами, ведущимися в органах внутренних дел, в том числе в форме экспертно-кри-миналистических, справочно-вспомогательных и других учетов органов внутренних дел, а также методическими и информационными материалами головного экспертного подразделения»1. С этой точки зрения информационное обеспечение экспертно-криминалистической деятельности выступает как совокупность статистических данных методического и информационно-познавательного (справочно-обучающего) характера и банков данных экс-пертно-криминалистических учетов, ведение которых регламентировано соответствующими нормативными актами. В данной же статье затрагивается вопрос об автоматизации учета результатов деятельности экспертно-крими-налистических подразделений, и прежде всего на региональном уровне, с использованием современных информационных технологий.

В настоящее время структура деятельности экспертно -криминалистических подразделений регионального уровня соответствует задачам, стоящим перед ними. К таким задачам относятся: судебно-экспертная деятельность, проведение экспертных исследований в целях обеспечения доказательств, участие в осмотрах мест происшествий, участие в иных процессуальных действиях для содействия в обнаруже-

1 Об утверждении Наставления по организации экспертно-криминалистической деятельности в системе МВД России: приказ МВД России от 11 января 2009 г. № 7.

нии, закреплении и изъятии предметов и документов, участие в оперативно-розыскных мероприятиях. Каждая из сторон экспертно-криминалистической деятельности, в том числе и учет конкретного вида деятельности, регламентирована нормативными актами МВД России. Так, производство судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях МВД России регламентировано приказом МВД России от 29 июня 2005 г. № 511 «Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации», который в том числе утверждает форму учета производства судебных экспертиз. Такой формой учета является «Журнал учета материалов, поступивших на экспертизу», который оформляется по правилам ведения делопроизводства в органах внутренних дел Российской Федерации.

Деятельность по проведению экспертных исследований в целях обеспечения доказательств, участию в осмотрах мест происшествий, иных процессуальных действиях для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, участию в оперативно-розыскных мероприятиях регламентирована приказом МВД России от 11 января 2009 г. № 7 «Об утверждении Наставления по организации экспертно-криминалистиче-ской деятельности в системе МВД России». Аналогичным образом данным приказом утверждены формы учета соответствующих видов деятельности: «Журнал регистрации материалов, поступивших в ЭКП на исследования», «Журнал регистрации участия сотрудников ЭКП в осмотрах мест происшествий», «Журнал регистрации участия сотрудников ЭКП в процессуальных действиях», «Журнал регистрации участия сотрудников ЭКП в оперативно-розыскных мероприятиях». Стоит заметить, что указанные журнальные формы учета имеют

«бумажный характер» (необходимость существования которых не оспаривается), ведение электронных аналогов нормативными правовыми актами не предусмотрено.

В современном мире автоматизация и информатизация процессов сбора, хранения и обработки данных не вызывают сомнений. Цифровые технологии становятся важной частью современного общества и распространили свое влияние на все сферы его жизни [4, с. 68]. На исключительную важность информатизации правоохранительных органов для эффективной борьбы с современной преступностью указывают Ю. В. Гаврилин и А. Г. Парадников [1, с. 65]. Архаичность исключительно бумажных форм учета не подлежит сомнению. Практически не остается сфер общественной жизни и протекающих в ней процессов, не подверженных автоматизации. Коротко указанную мысль можно выразить постулатом: все, что может быть автоматизировано, должно быть автоматизировано. Очевидно, что в современном управлении органами внутренних дел невозможно обойтись без организации таких направлений информационно-аналитической работы, как формирование и анализ электронных баз данных (оценка качественно-количественных характеристик) [3, с.73].

Стоит отметить, что в большинстве экспер-тно-криминалистических подразделений территориальных органов МВД России массивы информации по каждому из направлений экс-пертно-криминалистической деятельности составляют значительные объемы.

Можно выделить несколько факторов (доводов), которые свидетельствуют о необходимости автоматизированных учетов результатов экспертно-криминалистической деятельности на базе информационных систем.

Во-первых, перевод данных первичного учета (в том числе сведений журналов учета экс-пертно-криминалистических подразделений) в электронную форму в отличие от бумажных форм позволит обеспечить гарантированную надежность хранения данных путем архивирования и резервирования, а также хранения данных в различных цифровых форматах.

Практически каждое экспертно-кримина-листическое подразделение на региональном уровне имеет в своей структуре несколько отделов (отделений), каждое из которых может вести свой журнальный учет по некоторым направлениям деятельности. Кроме того, в составе территориальных органов внутренних дел на районном уровне, территориально распределенных в пределах субъекта Российской Федерации, имеются структурные единицы экс-

пертно-криминалистического подразделения. Централизация хранения данных — результатов деятельности всех экспертно-криминалисти-ческих единиц, входящих в общую структуру экспертно-криминалистического подразделения территориального органа, — позволит обеспечить их системную целостность. В данном случае речь идет не о единой системе учета в методологическом плане, а о единой информационной системе, объединяющей в себе информационные ресурсы экспертно-кримина-листических подразделений различного уровня, не нарушая требований нормативных правовых актов, регулирующих эту сферу деятельности.

Приказом МВД России от 1 ноября 2008 г. № 952 «Об утверждении формы статистической отчетности «1-НТП»» утверждена соответствующая форма статистической отчетности о деятельности экспертно-криминалистических подразделений, которая содержит основные ее показатели, затрагивает все направления экс-пертно - криминалистической деятельности. Безусловно, журнальный учет в данном случае является малоэффективным средством организации работы. Подсчет статистических данных и формирование итоговой отчетности в ручном режиме, как правило, требует значительного количества времени, не исключает ошибок в расчетах, основанных на человеческом факторе. Анализ обзоров о результатах деятельности экспертно-криминалистических подразделений территориальных органов МВД России, проводимых ежегодно ЭКЦ МВД России, показывает наличие искажения показателей ведомственной статистической отчетности, которое носит перманентный характер. Думается, что подобное искажение отчетности связано, кроме того, и с отсутствием (несовершенством) системы учета основных показателей деятельности, которой могла бы быть автоматизированная информационная система обеспечения экспертно-криминалистической деятельности. Использование подобного рода систем, основанных на современных информационных технологиях, при условии своевременного учета первичных данных позволит формировать статистическую отчетность в автоматическом режиме на основе соответствующих алгоритмов, что позволит исключить человеческий фактор, вместе с тем проводить проверку комплексности, системности и взаимосвязи данных.

В процессе оперативно-служебной деятельности на постоянной основе требуется формирование и представление статических и аналитических сведений различного характера о деятельности экспертно-криминалистиче-ских подразделений по запросам других под-

разделений, органов и организаций, сведений для доклада руководству, оперативных сведений (за дежурные сутки). В данном случае автоматизированная информационная система позволит обеспечить должную оперативность и точность предоставляемых сведений. Кроме того, при централизованном учете заранее запрограммированные типичные формы текущей отчетной информации могут позволить исключить формирование в ручном режиме доведение статистической информации, например, до вышестоящего руководства (в первую очередь руководителями экспертно-криминалистических подразделений на районом уровне), повышая тем самым эффективность использования служебного времени. Это можно реализовать путем разработки соответствующего интерфейса информационной системы путем различных визуальных форм представления статистических данных: таблицы, графики, диаграммы, схемы.

Рассматривая данный вопрос с точки зрения теории управления, необходимо выделить следующее. Весь управленческий процесс можно разделить на два этапа, объединяющих, соответственно, два комплекса функций управления: первый интегрирует те функции, которые связаны с подготовкой и принятием управленческих решений, второй — функции, посредством реализации которых обеспечивается их исполнение. К первой группе относятся познавательно-программирующие функции: сбор и анализ информации, прогнозирование и планирование, ко второй — организационно-регу-лирующие функции: организация, регулирование и контроль [2, с. 15—16]. Конечной целью реализации указанных функций является принятие управленческого решения.

Накопление (хранение, сбор) информации в современных условиях немыслимо без применения различного рода информационных банков и хранилищ данных в цифровом формате. Одной из основ аналитической деятельности являются статистические данные изучаемой области. В этой связи автоматизированная информационная система выступает эффективным инструментом накопления и анализа статистических данных результатов деятельности экс-пертно-криминалистических подразделений, а также способствует тем самым реализации соответствующих функций управления. Возможность реализации на базе информационных технологий прогнозных функций системы, в частности использования математических методов прогнозирования, способствует более эффективному прогнозированию и планированию деятельности экспертно-криминалисти-ческих подразделений. Так, например, анализ

прогнозных показателей по производству экспертиз и исследований на ближайшую и долгосрочную перспективы, вместе с прогнозными показателями уголовной статистики, позволяют вовремя выявить потребность экспертно-кри-миналистического подразделения в развитии новых экспертных направлений, формировать планы обучения, повышения квалификации экспертов, скорректировать штатную структуру подразделения в зависимости от ожидаемых потребностей в соответствующих экспертных специальностях.

Автоматизированная информационная система как инструмент деятельности руководителя экспертно-криминалистического подразделения (и/или руководителей различных его уровней) представляет собой важное средство регулирования и контроля экспертно-крими-налистической деятельности подчиненного подразделения. Контроль — одна из важнейших функций управления. Здесь информационные технологии помогают реализовать такие важные виды контроля как контроль сроков производства судебных экспертиз и исследований, не позволяя допускать нарушений процессуального законодательства Российской Федерации, контроль своевременности информирования инициаторов производства экспертиз и исследований, полноты и всесторонности их производства, качества и полноты изъятия следов с места преступления и т. д. Текущий контроль за сроками производства экспертиз и других процессуальных действий позволяет выявить пробелы в организации работы подчиненных сотрудников, возможные нарушения при производстве указанных действий и слабую исполнительскую дисциплину. Кроме того, применение подобных визуальных средств реализации механизма контроля позволяет в оперативном порядке расставлять приоритеты в организации деятельности подразделения с учетом потребностей судопроизводства. В качестве одного из достоинств использования информационных систем следует указать возможность реализации системы оценки деятельности (на основе количественных показателей) подчиненных подразделений и отдельных сотрудников, построения рейтинговых списков и таблиц для последующего анализа и принятия решения по выявленным проблемам. Вместе с тем сам факт публичного (в допустимых и необходимых рамках) обнародования результатов рейтинговых списков является в каком-то роде формальной позитивной санкцией.

В настоящее время многие экспертно-кри-миналистические подразделения регионального уровня системы МВД России используют

(пытаются использовать с различной степенью успеха) средства автоматизации своей деятельности. В этом качестве выступают средства от простого табличного учета на основе электронных таблиц до сложных автоматизированных систем. Разработки этих систем чаще всего ведутся по инициативе отдельных сотрудников и основываются на их энтузиазме (в экспертно-криминалистических подразделениях отсутствуют должности программиста или аналитика информационных систем). Каждая подобная система основана, как правило, на собственных средствах разработки (которые ближе программисту), имеет собственную концепцию и поддерживается в актуальном состоянии до тех пор, пока в подразделении есть сотрудники, которые могут выполнять (обладают знаниями в этой области) данную функцию. Стоит заметить, что выполнение этих функций является нетипичным для сотрудника экспертно-кримина-листического подразделения и снижает эффективность его работы по основным экспертным специальностям [5, с. 179—182]. Размещение аппаратной и программной части собственных автоматизированных информационных систем требует выделения дополнительных материальных ресурсов, которое достигается чаще всего за счет имеющихся аппаратно-программных средств (опять же нетипичных для данной сферы применения), поскольку не регламентировано соответствующими нормами обеспечения материально-техническими средствами.

Ведущиеся в экспертно-криминалистиче-ских подразделениях информационные системы содержат, как правило, данные служебного характера, а иногда и персональные данные физических лиц. Наличие подобного рода информации требует согласно законодательству Российской Федерации1 проведения мероприятий по их защите от различного рода

1 О персональных данных [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

угроз. Это требует дополнительных усилий и материальных ресурсов, а зачастую может привести к невозможности использования системы ввиду специфики используемого программного обеспечения, отсутствия возможности обеспечить техническую защиту информации и др.

Полагаем, что указанную проблему можно было бы решить путем создания единой автоматизированной информационной системы обеспечения деятельности экспертно-крими-налистических подразделений МВД России в виде сервиса единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России (далее - ИСОД МВД России). Создание подобного сервиса позволило бы решить целый ряд проблем:

— централизованного хранения данных экс-пертно-криминалистической деятельности и, как следствие, повышения уровня целостности данных;

— унифицированного доступа к информации;

— необходимости в аппаратно-программных средствах для размещения собственных информационных систем;

— необходимости наличия специалистов по разработке и технической поддержке информационной системы;

— информационной безопасности при обработке служебной информации и персональных данных физических лиц;

— необходимости представления отчетной статистической информации;

— ведения единых централизованных словарей и справочников;

— унификации представления информации;

— единой системы контроля за деятельностью подчиненных подразделений;

— связи с другими информационными системами подразделений МВД России.

Разработка подобной автоматизированной информационной системы требует проведения отдельного исследования. Думается, что введение подобной системы позволит повысить эффективность управления на всех его уровнях.

Список литературы:

1. Гаврилин Ю. В., Парадников А. Г. Научные основы технико-криминалистического обеспечения оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по противодействию преступлениям, совершенным с использованием информационно-телекоммуникационных технологий // Развитие научных идей профессора Р. С. Белкина в условиях современных вызо-

вов (к 100-летию со дня рождения): сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции «63-и криминалистические чтения» (Москва, 20 мая 2022 г.): в 2 ч. Москва, 2022. Ч. 1.

2. Организация управления органами внутренних дел: учебник. 2-е изд., доп. и пере-раб. / под общей ред. А. М. Кононова, И. Ю. Захватова. Москва, 2017.

3. Ресурсное обеспечение стратегического управления в Российской Федерации: учебное пособие / В. Н. Аникин, Р. А. Бондарен-ко. Москва, 2022.

4. Сибилькова А. В. Искусственный интеллект на службе у следователя // Российский следователь. 2019. № 3.

5. Сибилькова А. В., Беляев А. С. Обеспечение начальником территориального органа МВД России специальных знаний при раскрытии и расследовании преступлений, совершенных с использованием 1Т-технологий // Академическая мысль. 2022. № 2 (19).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.