Научная статья на тему 'Актуальные аспекты совершенствования системы управления экспертно-криминалистической деятельностью на окружном, межрегиональном и региональном уровнях в системе МВД России'

Актуальные аспекты совершенствования системы управления экспертно-криминалистической деятельностью на окружном, межрегиональном и региональном уровнях в системе МВД России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
329
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / МВД РОССИИ / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ / УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ / ПРЕСТУПНОСТЬ / FORENSIC SERVICES / MIA OF RUSSIA / PROCESS APPROACH / ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF MANAGEMENT / LEVEL OF MANAGEMENT / CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малахова Наталья Владимировна, Павенский Юрий Алексеевич

Рассмотрены рекомендации по построению организационных структур управления экспертно-криминалистической службы на окружном, межрегиональном и региональном уровнях в системе МВД России и даны общие рекомендации для всех уровней управления, повышающие посредством экспертно-криминалистической деятельности возможность раскрытия органами предварительного расследования преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Малахова Наталья Владимировна, Павенский Юрий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topical aspects of improving the management system of forensic activities at the district, interregional and regional levels in the system of the Ministry of internal Affairs of Russia

Discussed practices for building organizational structures of management of the forensic service at the district, inter-regional and regional levels in the Ministry of Internal Affairs of Russia and general recommendations for all levels of management, increase by the forensic activities of the possibility of disclosure by the bodies of preliminary investigation of crimes.

Текст научной работы на тему «Актуальные аспекты совершенствования системы управления экспертно-криминалистической деятельностью на окружном, межрегиональном и региональном уровнях в системе МВД России»

УДК 34, 35.076 ББК 67, 60.83

DOI 10.24411/2414-3995-2020-10026 © Н.В. Малахова, Ю.А. Павенский, 2020

Научная специальность 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ОКРУЖНОМ, МЕЖРЕГИОНАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ

Наталья Владимировна Малахова,

доцент кафедры административной деятельности ОВД, кандидат юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: nv_malakhova@mail.ru;

Юрий Алексеевич Павенский, магистрант 2 курса экономического факультета Российский государственный университет правосудия (117418, Москва, ул. Новочеремушкинская, д. 69)

E-mail: yura1996spaces@mail.ru

Аннотация. Рассмотрены рекомендации по построению организационных структур управления экспертно-криминалистиче-ской службы на окружном, межрегиональном и региональном уровнях в системе МВД России и даны общие рекомендации для всех уровней управления, повышающие посредством экспертно-криминалистической деятельности возможность раскрытия органами предварительного расследования преступлений.

Ключевые слова: экспертно-криминалистическая служба, МВД России, процессный подход, организационная структура управления, уровни управления, преступность.

TOPICAL ASPECTS OF IMPROVING THE MANAGEMENT SYSTEM OF FORENSIC ACTIVITIES AT THE DISTRICT, INTERREGIONAL AND REGIONAL LEVELS IN THE SYSTEM OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Natalia V. Malakhova,

Associate Professor of the Department of Administrative Activities of divisions of internal affairs,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Yuriy A. Pavenskiy,

master's student of the 2nd course of the Faculty of Economics Russian State University of Justice (117418, Moscow, ul. Novocheremushkinskaya, d. 69)

Abstract. Discussed practices for building organizational structures of management of the forensic service at the district, inter-regional and regional levels in the Ministry of Internal Affairs of Russia and general recommendations for all levels of management, increase by the forensic activities of the possibility of disclosure by the bodies of preliminary investigation of crimes.

Keywords: forensic services, MIA of Russia, process approach, organizational structure of management, level of management, crime.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Малахова Н.В., Павенский Ю.А. Актуальные аспекты совершенствования системы управления экспертно-крими-налистической деятельностью на окружном, межрегиональном и региональном уровнях в системе МВД России. Вестник экономической безопасности. 2020;(1):152-7.

Сущность управления в органах внутренних дел заключается в обеспечении правильного взаимодействия частей, элементов системы органов внутренних дел как единого целого, в волевом воздействии на систему органов внутренних дел и ее структурные подразделения с целью обеспечения эффективности их деятельности. Содержание управления зависит от его целей. Следовательно, управление не может рассчитывать на успех, если оно не имеет перед собой

осознанной и обоснованной цели, направленной на изменение тех или иных общественных отношений. В свою очередь, целенаправленные воздействия на социальные процессы, используемые для достижения желаемого конечного результата, выражаются через функции управления, которым принадлежит важная роль в образовании организационных структур управления. Изучение функций является важной предпосылкой формирования структуры конкретной

системы управления, определения компетенции ее структурных подразделений и отношений сопод-чиненности. Классификация функций управления в зависимости от содержания выполняемых работ позволяет выделить общие, специальные и обеспечивающие функции управления. Обеспечение организующего воздействия на осуществление экспер-тно-криминалистической деятельности в органах внутренних дел будет относиться к специальным функциям управления, способствующим выполнению различных видов работ в этой сфере.

Анализ функций управления, организационного построения экспертно-криминалистической службы позволили авторам сделать вывод о необходимости совершенствования организационных структур управления в сфере экспертно-криминалистической деятельности на окружном, межрегиональном и региональном уровнях в системе МВД России. В настоящее время экспертно-криминалистические подразделения в виде экспертно-криминалистических центров (далее — ЭКЦ) входят в состав территориальных органов внутренних дел на указанных уровнях, что, по нашему мнению, тормозит развитие этого специфического вида деятельности, базирующегося на специальных познаниях в науке, технике, искусстве или ремесле, используемыми в ходе осуществления государственной судебно-экспертной деятельности, а также в применении технических средств и специальных знаний по заданиям уполномоченных законодательством Российской Федерации государственных органов и должностных лиц.

Так, например, начальник ЭКЦ непосредственно подчиняется начальнику управления на транспорте МВД России по федеральному округу, линейного управления МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, министру внутренних дел по республике, начальнику главного управления, управления МВД России по иному субъекту Российской Федерации. Структура и штатное расписание ЭКЦ утверждается начальником управления на транспорте МВД России по федеральному округу, линейного управления МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, министром внутренних дел по республике, начальником главного управления, управления МВД России по иному субъекту Российской Федерации на основе утвержденных приказом МВД

России «О вопросах организации деятельности экс-пертно-криминалистических центров органов внутренних дел» от 30 мая 2003 г. № 366 примерных моделей структуры и норм введения должностей экспертно-криминалистических центров.

Представляется целесообразным в условиях реформирования системы МВД России вывести экс-пертно-криминалистические подразделения из подчинения территориальных органов в целях оптимизации структуры и норм введения должностей ЭКЦ с учетом специфики их деятельности.

Кроме того, в подчиненности сотрудников ЭКЦ руководителям территориальных органов внутренних дел, назначающих экспертизы, предварительные исследования и исследования, усматривается коррупциогенный фактор.

Так, в выступлении 23 мая 2016 года в Генеральной прокуратуре РФ начальником Управления методико-аналитического обеспечения надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и оперативно-розыскной деятельностью Генеральной прокуратуры РФ Л.Н. Куровской было отмечено, что подчиненность сотрудников экспертно-криминалистических подразделений руководителям органов, назначающих экспертизы, предварительные исследования и исследования, является коррупциогенным фактором [6].

В обращении 10 июня 2017 года Генерального прокурора РФ Ю.Я. Чайки на имя Секретаря Совета Безопасности РФ Н.П. Патрушева отмечалось, что существующая организация судебно-экспертной деятельности не позволяет обеспечить выполнение требований ст. 7 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и п. 2 ч. 2 ст. 70 УПК РФ, согласно которым эксперт не может находиться в служебной или иной зависимости от сторон уголовного судопроизводства и других лиц, заинтересованных в исходе дела [6]. Данное обстоятельство является основанием для отвода эксперта и может в ближайшем будущем привести к невозможности использования заключения эксперта в качестве доказательства при рассмотрении дел в суде и тем самым привести к уменьшению количества преступлений, раскрываемых по «горячим следам».

Также в существующей системе управления экспертно-криминалистическими подразделени-

ями имеется проблема привлечения сотрудников экспертно-криминалистических подразделений к выполнению несвойственных функций, в том числе по охране общественного порядка, осуществлению пропускного режима и охране зданий, которые затрудняют выполнение ими требований о сроках проведения экспертиз. Так, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» исследования должны проводиться объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме, в установленные Приказом МВД России от 29.06.2005 г. № 511 «Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-кримина-листических подразделениях органов внутренних

дел Российской Федерации» и Приказом МВД России от 11.01.2009 г. № 7 «Об утверждении Наставления по организации экспертно-криминалистиче-ской деятельности в системе МВД России» сроки.

На сегодняшний день на окружном, межрегиональном и региональном уровнях функционируют ЭКЦ территориальных органов МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, по республикам, по федеральным округам и по иным субъектам Российской Федерации [4]. Организационная структура ЭКЦ ГУ МВД России по Московской области приведена в качестве примера на рис. 1.

Для того чтобы результативно функционировала экспертно-криминалистическая служба (далее — ЭКС), внутри нее должно осуществляться управление многочисленными процессами, которые представляют собой совокупность взаимосвязанных и взаимо-

Ндчальннк ГУ МВД России па Московской области

Первый заместитель начальника ЭКЦ О7 МВД России по Московской области

Канцелярия

3 ОТДЕЛ

Криминалистических .экспертиз матери алов: вешесгв и изделий

(КЭМВЮ

9 ОТДЕЛ

Информади оии о методического обеспечения, профессиональной подготовки и работы с личным составом

10 ОТДЕЛ

Автотехнических экспертиз, экспертиз и исследований ииденфикадионно-маркировочных обозначений

автотранспорта и агрегатов. Отделение экспертиз и исследований инденфикационно-маркиров очных обозначений автотранспорта и агрегатов

Заместитель начальника полиции ГУ МВД России по Московской области

Начальник ЭКЦ ГУ МИД России по Московской области

* ~

Заместитель начальника ЭКЦ О7 МВД России по Московской области

1 ОТДЕЛ

Экспертно-криминалистического

взаимодействия, планирования и статистической отчетности

5 ОТДЕЛ

Видео-технических, компьютерных экспертиз, фотокомпозипионных портретов, габитоскопических учетов и психофизи о логических и сследов аний

II ОТДЕЛ

Судебно-биологических. генотипоскогшческих экспертиз и ДНК учетов.

исследований зал аховых следов. Отделение исследования запаховых следов человека.

7 ОТДЕЛ

Баллистических, трасологических. холодного оружия экспертиз, исследований и учетов

Заместитель начальника ЭКЦ ГУ МВД России по Московской области

2 ОТДЕЛ

Почерковедческих экспертиз, технико-криминалистической экспертизы документов, портретных экспертиз и исследований контрафактной продукции

4 ОТДЕЛ

Инженерно-технических экспертиз и исследований

6 ОТДЕЛ

Дактилоскопических экспертиз, исследований и автоматизированных учетов

8 ОТДЕЛ

Судебно-экономических экспертиз. Отделение судебных строительно-технических экспертиз

12 ОТДЕЛ

Исследований наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ и их прекурсоров

Заместитель начальника ГУ МВД России по Московской области начальник полиции

I

Рис. 1. Пример организационной структуры ЭКП на окружном, межрегиональном и региональном уровнях

действующих видов деятельности [5]. Систематическое определение и управление указанными процессами могут рассматриваться как процессный подход.

Рекомендуемая примерная организационная структура управления ЭКС на окружном, межрегиональном и региональном уровнях в системе МВД России приведена на рис. 2.

В структуре территориального органа МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях могут создаваться ЭКЦ.

ЭКЦ территориальных органов МВД России окружного, межрегионального и регионального уровней будут являться самостоятельными структурными подразделениями, непосредственно подчиненными ЭКЦ МВД России.

ЭКЦ территориальных органов МВД России окружного, межрегионального и регионального уровней в пределах своей компетенции будут реа-лизовывать задачи и функции по осуществлению государственной судебно-экспертной деятельности, а также применению технических средств и специальных знаний по заданиям уполномоченных законодательством Российской Федерации государственных органов и должностных лиц.

В структуру ЭКЦ территориальных органов МВД России окружного, межрегионального и регионального уровней должны входить:

1) линейные экспертно-криминалистические подразделения:

а) управления по специализации экспертной практики;

б) отдел информационных технологий, связи и защиты информации;

в) отдел делопроизводства и режима;

г) отдел организационно-информационной работы, автоматизации и технического обеспечения;

д) управление методического и финансового обеспечения экспертно-криминалистической деятельности, в состав которого входят:

- отдел (отделение) методического обеспечения и профессиональной подготовки экспертных кадров;

- финансово-экономический отдел (отделение);

- хозяйственный отдел (отделение);

- правовой отдел (отделение);

- отдел (отделение) по работе с личным составом;

2) территориальные экспертно-криминали-стические подразделения (управления (отделы) по

ЭКО территориальных органов МВД России районного уровня).

Все линейные подразделения, а также территориальные экспертно-криминалистические подразделения непосредственно будут подчиняться начальнику ЭКЦ территориального органа МВД России окружного, межрегионального и регионального уровня. Центр возглавит начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности начальником ЭКЦ МВД России. Начальник центра подчиняется непосредственно начальнику ЭКЦ МВД России.

В структуре ЭКЦ территориальных органов МВД России окружного, межрегионального и регионального уровней могут создаваться управления, отделы и отделения. Может вводиться не более трех должностей заместителей начальника центра. Управления могут создаваться при штатной численности не менее 26 единиц, отделы — при штатной численности не менее 8 единиц, отделения — при штатной численности не менее 4 единиц и группы — при штатной численности не менее 2 единиц.

Финансирование, медицинское, жилищно-бы-товое, социально-культурное и материально-техническое обеспечение ЭКЦ территориальных органов МВД России окружного, межрегионального и регионального уровней будет осуществляться в установленном порядке через ЭКЦ МВД России.

Предлагается также создать внутри экспертно-криминалистической службы единую информационную систему, позволяющую не только достигнуть максимального контроля за деятельностью экспертно-криминалистических подразделений любого уровня управления, но и обеспечить сотрудников, осуществляющих экспертно-криминалистическую деятельность, возможностью обмена опытом по проведению исследований. Информационная система может быть реализована различными способами, например, посредством централизованного подключения всех сотрудников экспертно-криминалистических подразделений к веб-серверу и файловому серверу.

Веб-сервер может быть использован руководителями экспертно-криминалистических подразделений для получения мгновенной статистической информации по результатам экспертно-криминали-стической деятельности. Кадровые подразделения получат возможность вносить и наглядно отслеживать необходимую для их деятельности информа-

Начальник ЭКЦ территориального органа МВД России окружного, межрегионального или регионального уровня - 1-

Первый заместитель начальника ЭКЦ территориального органа МВД России окружного, межрегионального или регионального уровня т Заместитель начальника ЭКЦ территориального органа МВД России окружного, межрегионального или регионального уровня ■ - Заместитель начальника ЭКЦ территориального органа МВД России окружного, межрегионального или регионального уровня

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

я

л о н х

5 Я и Я о X о 2

£

л

Г)

Я о 5с о\

РЪ

и

о

а

»

Г)

Я о п н 8

Управление медико-биологических, дактилоскопических и трясологических экспертиз и учетов

Отдел (отделение, группа) меднко-крнмнналнстнческнх экспертиз и учетов Отдел (отделение, группа) биологических экспертиз н учетов Отделение (группа) дактилоскопических экспертиз и учетов Отделение (группа) трасологических экспертиз и учетов

Управление баллистических, ботаннческо-почвоведческих экспертиз и экспертиз холодного и метательного оружия и учетов

Отделение (группа) баллистических экспертиз и учетов Отделение (группа) экспертиз холодного и метательного оружия и учетов

Отдел (отделение, группа) ботанических экспертиз Отдел (отделение, группа) почвоведческих экспертиз

Управление экспертиз материалов, веществ и изделий

Отдел (отделение, группа) экспертиз материалов, веществ и изделий (физико-химическая) Отдел (отделение, группа) экспертиз пищевых продуктов

Отдел информационных технологий, связи н зашиты информации

Управление технико-криминалистических, автороведческих, почерковедческо-лингвистических и портретных экспертиз и учетов

Отдел (отделение, группа) автороведческих экспертиз Отдел (отделение, группа) лингвистических экспертиз

Отделение (группа) почерковедческнх экспертиз Отделение (группа) портретных экспертиз и учетов Отделение (группа) технико-криминалистических экспертиз н учетов

Управление экономических экспертиз

Отдел (отделение, группа) бухгалтерских экспертиз Отдел (отделение, группа) налоговых экспертиз Отдел (отделение, группа) товароведческих экспертиз Отдел (отделение, группа) финансово-аналитических экспертиз Отдел (отделение, группа) финансово-кредитных экспертиз Отдел (отделение, группа) геммологических экспертиз

Управление методического и финансового обеспечения экспертно-криминялистической деятельности

Отдел (отделение) методического обеспечения и профессиональной подготовки экспертных кадров Финансово-экономический отдел (отделение) Хозяйственный отдел (отделение) Правовой отдел (отделение) Отдел (отделение) по работе с личным составом

Управление явтотехнических. иожаро-технических, взрывотехнических и строительно-технических экспертиз и учетов

Отделение (группа) автотехнических экспертиз Отделение (группа) пожаро-технических экспертиз Отделение (группа) взрывотехнических экспертиз и учетов Отдел (отделение, группа) строительно-технических экспертиз

Управление психофизиологических, радиотехнических экспертиз и экспертиз электронных носителей информации

Отдел (отделение, группа) видеотехннческих экспертиз Отдел (отделение, группа) психофизиологических экспертиз Отдел (отделение, группа) радиотехнических экспертиз Отдел (отделение, группа) фоноскопических экспертиз Отдел (отделение, группа) фототехнических экспертиз Отделение (группа) компьютерных экспертиз

Отдел делопроизводства и режима

Секретариат Протокольная группа Отдел (отделение) обращений Экспедиция

Отдел (отделение) учета и регистрации документов

Отдел организационно-информационной работы, автоматизации и технического обеспечения

Ю О

ю о

Рис. 2. Примерная организационная структура ЭКС на окружном, межрегиональном и региональном уровнях

цию. Сотрудники, осуществляющие производство экспертиз (исследований), могут легко контролировать установленные руководителями по материалам сроки, либо автоматизировано составлять по ним заключения (справки) без потери времени на ручное редактирование информации. Сотрудники экс-пертно-криминалистических подразделений смогут дистанционно проходить дополнительное обучение по своему направлению деятельности, проверяться вышестоящими подразделениями на профессиональную пригодность и так далее.

Файловый сервер может быть использован для хранения исполненных экспертных заключений, справок об исследовании и иной архивной информации.

В целях повышения качества проводимых экспертиз, порядка формирования, ведения и использования экспертно-криминалистических учетов в рамках служебных командировок необходимо оказывать организационно-методическую и практическую помощь подчиненным органам. Количество командировок в течение одного календарного года должно определяться исходя из количества подчиненных подразделений, специфики проводимых экспертиз, порядка формирования, ведения и использования экспертно-криминалистических учетов и внутренней загруженности подразделения. Предлагается также в случае высокой загруженности в деятельности экспертно-криминалистических подразделений привлекать сотрудников из наименее загруженных подразделений для оказания практической помощи.

Считаем целесообразным направлять сотрудников экспертно-криминалистических подразделений, занимающихся специальными видами экспертиз, на стажировки и другие виды повышения квалификации в ведущих экспертно-криминалистических организациях. Не вызывает сомнения, что эксперты должны владеть информацией о современных методах экс-пертно-криминалистической деятельности, используемых в правоохранительных органах страны и мира.

Представляется, что приведенные в данной статье рекомендации, позволят выстроить современную систему управления экспертно-криминалисти-ческой службой в системе МВД России, способной оперативно реагировать на меняющуюся криминогенную обстановку, мобильно решать вопросы материально-технического обеспечения, исключать факты использования специалистов экспертно-кри-

миналистических подразделений не по назначению, осуществлять в случае необходимости перераспределение штатной численности экспертов и нагрузки на них между различными экспертно-криминали-стическими подразделениями и, самое главное, повысить возможность раскрытия органами предварительного расследования преступлений посредством экспертно-криминалистической деятельности.

Литература

1. Приказ МВД России от 30.05.2003 г. № 366 «О вопросах организации деятельности экспертно-криминалистических центров органов внутренних дел». СПС «КонсультантПлюс».

2. Приказ МВД России от 29.06.2005 г. № 511 «Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 29.08.2005 г. № 35. (ред. от 27.06.2019 г.).

3. Приказ МВД России от 11.01.2009 г № 7 (с изм. от 16.08.2018 г.) «Об утверждении Наставления по организации экспертно-криминалистической деятельности в системе МВД России». СПС «КонсультантПлюс».

4. Приказ МВД России от 17.10.2013 г. № 850 «Об утверждении Регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета. 21.11.2013 г. № 262 (ред. от 20.07.2017 г.).

5. ГОСТ Р ИСО 9000-2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Взамен ГОСТ Р ИСО 9000-2001; введ. 2008-12-18. М.: Стандартинформ, 2009.

6. Письмо ДПД МВД России от 05.07.2017 г. № 25/5143 «О рассмотрении проекта приказа МВД России».

7. Зекунов А.Г., Иванов В.Н., Мишин В.М., Пазюк Ю.В., Власова Т.И. Управление качеством: учебник для бакалавров / Под ред. Зекунова А.Г. М.: Издательство Юрайт, 2019.

8. Михайленко Н.В. Актуальные проблемы трансформации органов внутренних дел в условиях цифровой экономики. В сборнике: Полиция и общество: проблемы и перспективы взаимодействия. Воронеж. 2019.

9. Состояние преступности // МВД России // иИ!: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports (дата обращения: 25.08.2019 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.