Научная статья на тему 'Информационное мировоззрение как основа качества жизни в современном обществе'

Информационное мировоззрение как основа качества жизни в современном обществе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
457
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / INFORMATION-BASED WORLDVIEW / INFORMATION SOCIETY / LIFE QUALITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ляшенко Ю. А.

Автор в статье рассматривает проблему формирования новых мировоззренческих установок в обществе в связи с переходом на информационный этап развития. Обосновывается идея о том, что новый образ жизни в информационном обществе изменяет человека, его потребности, интересы, взгляды, ценностные установки. Человек становится менее защищённым и мировоззренчески дезадаптированным. Значительное внимание уделяется формированию у человека правильной мировоззренческой позиции, которая будет фактором успешной практической реализации его установок. В статье раскрывается содержание понятия «мировоззрение» и анализируются основные аспекты нового типа мировоззрения как основы качества жизни информационной эпохи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION WORLDVIEW AS A BASE OF LIFE QUALITY IN THE MODERN SOCIETY

The article is dedicated to the problem of forming new worldview orientations in the society that take place as a result of transition of the society to a new stage of its development. Important aspects of the worldview as a base of life quality have been analyzed. The author finds evidence to state that the new way of life in the information-based society changes an individual: his life demands, interests, views upon the world and value guides in life. As the result the personality becomes more vulnerable and less adapted to life on the level of his worldview. The researcher makes an emphasis on how a world perception stand point is being formed in a person, which is said to be crucial in the practical realization of his value-based orienting landmarks. The author also reveals a problem of defining the term of "worldview" and analyses the basic aspects of the new type of worldview as a foundation of quality of life in the information era.

Текст научной работы на тему «Информационное мировоззрение как основа качества жизни в современном обществе»

Библиографический список

1. Дойч Д. Структура реальность. Москва-Ижевск. 2001. Available at: http://www.lib.ru/FILOSOF/DOJCH/reality.txt

2. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. Тула, 2013. Available at: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/bodr_sim/

3. Силаев, В.Л. Подмена реальности как социокультурный механизм виртуализации общества. Автореферет ... кандидата философских наук. Москва, 2004.

4. Емелин В.А. Виртуальная реальность и симулякры. Москва, 1999. Available at: http://emeline.narod.ru/virtual.htm

5. Иванов Д.В. Виртуализация общества. Санкт-Петербург, 2000.

6. Эпштейн М. Постмодернизм в России. Литература и теория. Москва, 2000.

7. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. Москва, 2000.

8. Сивиринов Б.С. Социальная квазиреальность или виртуальная реальность. 2003; 2: 39-44. Available at: http://ecsocman.hse.ru/ data/881/062/1217/006-SIVIRIN0V_Bx2cS.pdf

9. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Москва, 2000. Available at: http://www.gumer.info/bibliotek_ Buks/Polit/kastel/02.php

10. Кастельс М. Становление общества сетевых структур. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. Москва, 1999. Available at: http://www.archipelag.ru/geoeconomics/soobshestva/power-identity/formation/

11. Мильнер Б. З. Теория организации. Москва, 1998.

12. Тищенко В.И. Виртуальные сообщества (методология и реальность). К постановке проблемы. Социальное мышление и деятельность: влияние новых интеллектуальных технологий. Москва, 2004. Available at: http://www.isa.ru/index.php?option=com_con-tent&view=article&id=332%3A-1-4&catid=45%3A2009-06-11-08-50-12&Itemid=79&lang=ru

References

1. Dojch D. Struktura real'nost'. Moskva-Izhevsk. 2001. Available at: http://www.lib.ru/FILOSOF/DOJCH/reality.txt

2. Bodrijyar Zh. Simulyakry isimulyacii. Tula, 2013. Available at: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/bodr_sim/

3. Silaev, V.L. Podmena real'nosti kak sociokul'turnyj mehanizm virtualizacii obschestva. Avtoreferet ... kandidata filosofskih nauk. Moskva, 2004.

4. Emelin V.A. Virtual'naya real'nost' i simulyakry. Moskva, 1999. Available at: http://emeline.narod.ru/virtual.htm

5. Ivanov D.V. Virtualizaciya obschestva. Sankt-Peterburg, 2000.

6. 'Epshtejn M. Postmodernizm vRossii. Literatura i teoriya. Moskva, 2000.

7. Bodrijyar Zh. Simvolicheskij obmen i smert'. Moskva, 2000.

8. Sivirinov B.S. Social'naya kvazireal'nost'ili virtual'naya real'nost'. 2003; 2: 39-44. Available at: http://ecsocman.hse.ru/data/881/062/1217/006-SIVIRINOV_Bx2cS.pdf

9. Kastel's M. Informacionnaya 'epoha: 'ekonomika, obschestvo i kul'tura. Moskva, 2000. Available at: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/ Polit/kastel/02.php

10. Kastel's M. Stanovlenie obschestva setevyh struktur. Novaya postindustrial'naya volna na Zapade. Antologiya. Moskva, 1999. Available at: http://www.archipelag.ru/geoeconomics/soobshestva/power-identity/formation/

11. Mil'ner B. Z. Teoriya organizacii. Moskva, 1998.

12. Tischenko V.I. Virtual'nye soobschestva (metodologiya i real'nost'). K postanovke problemy. Social'noe myshlenie i deyatel'nost': vliyanie novyh intellektual'nyh tehnologij. Moskva, 2004. Available at: http://www.isa.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=332%3A-1-4&catid=45%3A2009-06-11-08-50-12&Itemid=79&lang=ru

Статья поступила в редакцию 18.12.14

УДК 304.9

Lyashenko Yu.A., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Department of Philosophy and Legal Studies, Gorno-Altaisk

State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: ljashenko@yandex.ru

INFORMATION WORLDVIEW AS A BASE OF LIFE QUALITY IN THE MODERN SOCIETY. The article is dedicated to the problem of forming new worldview orientations in the society that take place as a result of transition of the society to a new stage of its development. Important aspects of the worldview as a base of life quality have been analyzed. The author finds evidence to state that the new way of life in the information-based society changes an individual: his life demands, interests, views upon the world and value guides in life. As the result the personality becomes more vulnerable and less adapted to life on the level of his worldview. The researcher makes an emphasis on how a world perception stand point is being formed in a person, which is said to be crucial in the practical realization of his value-based orienting landmarks. The author also reveals a problem of defining the term of "worldview" and analyses the basic aspects of the new type of worldview as a foundation of quality of life in the information era.

Key words: information-based worldview, information society, life quality.

Ю.А. Ляшенко, канд. филос. наук, доц. каф. философии и правоведения Горно-Алтайского государственного

университета, г. Горно-Алтайск, E-mail: ljashenko@yandex.ru

ИНФОРМАЦИОННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ КАК ОСНОВА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Автор в статье рассматривает проблему формирования новых мировоззренческих установок в обществе в связи с переходом на информационный этап развития. Обосновывается идея о том, что новый образ жизни в информационном обществе изменяет человека, его потребности, интересы, взгляды, ценностные установки. Человек становится менее защищённым и мировоззренчески дезадаптированным. Значительное внимание уделяется формированию у человека правильной мировоззренческой позиции, которая будет фактором успешной практической реализации его установок. В статье раскрывается содержание понятия «мировоззрение» и анализируются основные аспекты нового типа мировоззрения как основы качества жизни информационной эпохи.

Ключевые слова: информационное мировоззрение, информационное общество, качество жизни

Сегодня уже ни для кого не секрет, что общество находится на новой, информационной стадии своего развития. Возникающее новое общество инициирует новый способ производства: знания и информация становятся главными ценностями, создаётся новый механизм непосредственного их применения в производственной и сервисной сферах [1, с. 109]. Это стимулирует потребность во всё новом знании и требует рационализации взаимоотношений общества и природы, культуры и общества, общества и отдельного человека. Именно поэтому в процессе становления информационного общества объективно необходимым становится обращение к проблемам мировоззрения как основы качества жизни человека.

Новый информационный образ жизни, все проявления которого связаны с информационной деятельностью, базирующейся на современных информационных технологиях, изменяет человека, его потребности, интересы, взгляды, ценностные установки. Для человека очень важным становится формирование его творческих способностей, навыков аналитического, системного и дискурсивного мышления, реализация высоких адаптивных возможностей, толерантное поведение в обществе.

Многие привлекательные черты, выдающиеся технические возможности, характерные для современного общества, одновременно наглядно показывают, насколько неоднозначным может быть историческое развитие, как сложна может быть жизнь общества и каждого отдельного человека. Одной из острейших проблем, которую ставит действительность перед обществом, -это проблема Человека в новом, изменяющемся мире. Именно Человек является сегодня главным фактором общественного развития и одновременно самым уязвимым. Приспосабливаясь столетиями к природным явлениям и выстраивая общественную жизнь, он одновременно наращивал свои институциональные, технологические и интеллектуальные возможности. Как результат, человек стал зависим от созданной им же второй природы. Налицо разрушительная несоразмерность человеческого бытия и глобального характера доступных человеку сверхприродных сил и возможностей. Об этом предупреждали многие мыслители, среди которых американский футуролог Л. Мэмфорд [2], французский социолог Ж. Эллюль [3], немецкий философ К. Ясперс [4].

Не секрет, что информационные технологии являются сегодня одновременным проявлением прогресса и слабости человека. С одной стороны, их использование резко усиливает инструментальные, технологические и интеллектуальные возможности человека, высвобождает творческий потенциал личности для более успешной реализации в обществе. С другой, как показывает практика, - в условиях нарастающего переизбытка информации человеку становится сложнее формировать адекватные модели поведения в обществе, он становится всё менее социально защищенным и всё более мировоззренчески дезадаптированным. Пронизывая все сферы жизни современного информационного общества, использование информационных технологий порождает возможности манипулирования общественным сознанием и поведением человека.

Всё вышесказанное делает актуальным вопрос о пересмотре всей системы знаний о мире, человеке и обществе как основы качества современной жизни. Ведь как верно отмечает Е.К. Быстрицкий, жизненная позиция человека обосновывается не на внешнем отношении к условиям собственного бытия, а индивидуальной самодеятельностью, непосредственно слитой со всей конкретной совокупностью обстоятельств своего рождения, жизни, практики и общения [5]. Мировоззренческие основания превращают внешний мир человека во внутренний, формируют ценностные ориентации личности, её идеалы, определяют его собственные цели в жизни, влияют на мотивацию деятельности человека, определяют её характер и результаты, то есть детерминируют поступок - интегративную составляющую нашего сознания.

Сегодня необходимо говорить о таком новом качестве мировоззрения личности, как понимание определяющей роли информации и информационных процессов в явлениях природы, в жизни общества, наконец, в деятельности самого человека.

Ценностное отношение как к информации, создаваемым и используемым информационным продуктам, так и к техническим средствам и новым информационным технологиям является основополагающим признаком информационного мировоззрения. Умение обобщать, анализировать и оптимизировать информацию даёт человеку «возможность формировать цельное мировоззрение благодаря расстановке четких акцентов в

наибольшем соответствии с объективной реальностью» [6, с. 183].

Мировоззрение - «система принципов и знаний, идеалов и ценностей, надежд и верований, взглядов на смысл и цели жизни, которые определяют деятельность индивида или социального субъекта и органически включаются в его поступки и нормы мышления... Мировоззрение есть форма самосознания личности и общества, через которую субъект осознаёт свою общественную сущность и оценивает свою духовно-практическую деятельность» [7, с. 9]. Информационное мировоззрение - это определённая система взглядов человека на мир существующей информации и место человека в этом мире, включающая в себя ценности, убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.

Мировоззрение является необходимым в жизни каждого отдельного человека и общества в целом. Разнородные блоки знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, предстают как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя. Информационное мировоззрение в условиях информатизации общества приобретает первостепенное значение в жизни человека. «Именно мировоззрение служит отправной точкой в нашей деятельности» [8, с. 21]. Возможность правильно ориентироваться в мире, регулировать и контролировать свою деятельность, тем самым обеспечивая себе новое качество жизни, может только человек со сформированным мировоззрением. Мы не раз задаемся вопросами о смысле жизни, правильности или ненужности своих поступков. И важным условием правильного ответа на поставленные вопросы, а также фактором успешной практической реализации мировоззренческих установок, а значит и повышения качества жизни является правильно сформированная мировоззренческая позиция. Таким образом, мировоззрение человека является для него той своеобразной духовной призмой, через которую он преломляет свои потребности, осмысливает окружающую действительность и реализует свою человеческую сущность.

Качество жизни в информационном обществе как выражение удовлетворённости личности своей жизнедеятельностью во многом определяется современными условиями, государством, предоставляющим возможности для развития личности, реализации её потребностей, а также готовностью самого человека к жизни в этом обществе. Формируя мировоззрение людей, общество обеспечивает свое развитие; тормозя развитие мировоззрения, общество обрекает себя на гибель. В свою очередь, мировоззрение, развиваясь, оказывает влияние на развитие общества. Но вряд ли люди со старым мировоззрением могут достаточно комфортно чувствовать себя в новых условиях. Для обеспечения высокого уровня жизни в новом обществе необходимо формировать у людей новое мировоззрение. Ведь изменения, происходящие в мировоззрении, служат причиной возникновения или модификации целевых установок субъекта, что, в свою очередь, сказывается на характеристиках его преобразующей деятельности [9]. В связи с этим проблема формирования информационного мировоззрения, обусловленная спецификой общественного развития, изменением парадигмы бытия, становится действительно актуальной.

В основе современного информационного мировоззрения лежат адекватные информационные представления как совокупность знаний о природе информации, её свойствах, закономерностях распространения и использования в человеческом обществе. Современный человек должен сегодня не просто уметь пользоваться информацией: у него должно сформироваться информационное мировоззрение, прийти понимание своего места и смысла жизни в информационном обществе. Соответствующее действительности информационное мировоззрение выступает, с одной стороны, важным условием социализации в процессах целеполагания (например, выбора профессии), выработки стратегий и моделей поведения для более успешной самореализации, а с другой стороны, - предпосылкой формирования информационной культуры личности. Статус мировоззрения в жизни как общества, так и отдельного человека очень высок. Оно носит жизненно важный характер: мировоззрение есть то духовное начало, без которого человек не будет человеком.

Формирование информационного мировоззрения связано с системой новых информационных ценностей человека и общества. Таким образом, информационное мировоззрение - это новый тип мировоззрения, формирующийся в процессе инфор-

матизации общества и представляющий собой понимание новой информационной среды обитания людей и нового, информационного уклада их жизни. Новое мировоззрение поможет человеку самоопределиться в современном информационном простран-

стве, осознать своё место и задачи в формирующемся информационном обществе, определить свою востребованность, возможность самореализации, обусловит успешность развития и повысит качество его жизни.

Библиографический список

1. Бехманн Г. Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний. Москва, 2010.

2. Mumford L. The Myth of the Machine. Technics and Human Development. N.Y., 1967.

3. Эллюль Ж. Другая революция. Новая технократическая волна на Западе. Москва: Прогресс, 1986.

4. Ясперс К. Современная техника. Новая технократическая волна на Западе. - Москва: Прогресс, 1986.

5. Быстрицкий Е.К. Феномен: личность, мировоззрение, культура, бытие. Киев, 1991.

6. Елинер И. Мультимедийная культура и современное общество. Санкт-Петербург, 2008.

7. Шубин В.И. Природа философского знания. Днепропетровск, 1999.

8. Гудинг Д. Мировоззрение: для чего мы живем и каково наше место в мире. Ярославль: ДИА-пресс, 2000.

9. Андреев В. Информационные рычаги информационного общества. Механизмы формирования деструктивных мировоззренческих установок. Москва: ВНИИЛМ, 2009.

References

1. Behmann G. Sovremennoe obschestvo: obschestvo riska, informacionnoe obschestvo, obschestvo znanij. Moskva, 2010.

2. Mumford L. The Myth of the Machine. Technics and Human Development. N.Y., 1967.

3. 'Ellyul' Zh. Drugaya revolyuciya. Novaya tehnokraticheskaya volna na Zapade. Moskva: Progress, 1986.

4. Yaspers K. Sovremennaya tehnika. Novaya tehnokraticheskaya volna na Zapade. - Moskva: Progress, 1986.

5. Bystrickij E.K. Fenomen: lichnost', mirovozzrenie, kul'tura, bytie. Kiev, 1991.

6. Eliner I. Mul'timedijnaya kul'tura i sovremennoe obschestvo. Sankt-Peterburg, 2008.

7. Shubin V.I. Priroda filosofskogo znaniya. Dnepropetrovsk, 1999.

8. Guding D. Mirovozzrenie: dlya chego my zhivem i kakovo nashe mesto vmire. Yaroslavl': DIA-press, 2000.

9. Andreev V. Informacionnye rychagi informacionnogo obschestva. Mehanizmy formirovaniya destruktivnyh mirovozzrencheskih ustanovok. Moskva: VNIILM, 2009.

Статья поступила в редакцию 02.02.15

УДК 130.3

Mironova Ye.N., Cand. of Sciences (Philosophy), senior teacher, Department of Socioeconomic Disciplines, Stavropol Branch of Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of Russia (Stavropol, Russia), E-mail: mironovbor@mail.ru Zhikrivetskaya Yu.V., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Stavropol Branch of Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of Russia (Stavropol, Russia), E-mail: zh.yulya@list.ru

SPIRITUAL VALUES AS AN INDICATOR OF GLOBAL CULTURAL PROCESSES. The article describes the various scientific approaches in Russian and foreign philosophical science in the area of understanding the category of spiritual values. The researchers analyze causes of the sustained interest of the scientific community to the concept of "spirituality" and the value field, in particular. The authors single out and give description to the interaction and interdependence between the essential understanding of global cultural processes and their valuable content, both on public and personal levels. They are understood as a definite value measure of culture and cultural-historical activity. The author observes the modern mechanism of changing the contents of the value with reference to family. The authors also mention objective and subjective factors that affect the changes in the contents of the phenomenon of family. The research has a list of factors which are crucial for the harmonious development of the society and its natural evolution. Key words: spiritual values, civilization process, spiritual culture, modernity, objective and subjective factors.

Е.Н. Миронова, канд. филос. наук, ст. преп. каф. социально-экономических дисциплин Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России, г. Ставрополь, E-mail: mironovbor@mail.ru

Ю.В. Жикривецкая, канд. филос. наук, доц. Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России, г. Ставрополь, E-mail: zh.yulya@list.ru

ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ МИРОВЫХ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ

В статье рассмотрены различные научные подходы в отечественной и зарубежной философской науке в области понимания категории духовных ценностей, проанализированы причины, вызывающие устойчивый интерес научной общественности к понятию «духовность» и ценностной тематике в частности. Установлено взаимодействие и взаимовлияние между сущностным представлением о мировых культурных процессах и их ценностным наполнением, как на общественном, так и личностном уровнях, в том числе и как определённая ценностная мера культуры и культурно-историческая деятельность. Рассмотрен современный механизм изменения содержания ценности, на примере семьи, в зависимости от обуславливающих этот процесс объективных условий и субъективных факторов.

Ключевые слова: духовные ценности, цивилизационный процесс, духовная культура, современность, объективные и субъективные факторы.

В последнее время тема «духовности человека», его духовной культуры стала особенно актуальна не только и не столько в рамках теоретического гуманитарного знания, сколько в области прикладных общественных наук. Расширение границ интереса к данному вопросу связано, прежде всего, с глобальными изме-

нениями, протекающими в нашей цивилизации. Это связано, на наш взгляд, с интеграционными, миграционными процессами, в целом - с глобализацией нашего мира. Безусловно, категория «духовность» всегда была привлекательна для мыслителей разных исторических периодов и занимала центральное место в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.