Научная статья на тему 'Информационно-цифровая детерминация учебного процесса в современных условиях информационного общества и глобальных коммуникаций'

Информационно-цифровая детерминация учебного процесса в современных условиях информационного общества и глобальных коммуникаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / цифровые технологии / рефлексивные матрицы / информационная система / электронные образовательные ресурсы / когнитивная модель / технические средства обучения / агент-ориентированный подход / education / digital technologies / reflexive matrices / information system / electronic educational resources / cognitive model / technical training tools / agent-based approach

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николай Анатольевич Волобуев, Игорь Вячеславович Гайдамашко, Игорь Васильевич Грошев, Евгений Леонидович Логинов, Нодари Дарчоевич Эриашвили

Рассматриваются проблемы дальнейшей цифровой эволюции традиционного профессионального образования путем целенаправленного формирования инфраструктуры цифровых технологий. Предлагается применение агент-ориентированного подхода в системе профессионального образования, включая возможности конструктивной модернизации (человеко-машинной) образовательной среды для прогнозирования образовательно-поведенческих траекторий обучаемого и программирования его личностного целеполагания в профессионально-образовательном сегменте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николай Анатольевич Волобуев, Игорь Вячеславович Гайдамашко, Игорь Васильевич Грошев, Евгений Леонидович Логинов, Нодари Дарчоевич Эриашвили

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information and digital determination of the educational process in the modern conditions of the information society and global communications

The problems of further digital evolution of traditional vocational education through purposeful formation of digital technology infrastructure are considered. The author suggests the application of the agent-based approach in the system of professional education, including the possibility of constructive modernization of the (humanmachine) educational environment for predicting the educational and behavioral trajectories of the student and programming his personal goal-setting in the professional and educational segment.

Текст научной работы на тему «Информационно-цифровая детерминация учебного процесса в современных условиях информационного общества и глобальных коммуникаций»

Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 4. С. 245 — 249. Education. Science. Scientific personnel. 2021;(4):245 — 249.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Научная статья

УДК 378 NIION: 2007-0062-4/21-058

doi: 10.24411/2073-3305-2021-4-245-249 MOSURED: 77/27-004-2021-04-258

Информационно-цифровая детерминация учебного процесса в современных условиях информационного общества и глобальных коммуникаций

Николай Анатольевич Волобуев1,2, Игорь Вячеславович Гайдамашко3, Игорь Васильевич Грошев4, Евгений Леонидович Логинов5, 6, Нодари Дарчоевич Эриашвили7, Александр Анатольевич Шкута8

1 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва, Россия, aus_tgy@mail.ru

2 Государственная корпорация «Ростех», Москва, Россия

3 Российская академия образования, Москва, Россия, igor660@mail.ru

4 НИИ образования и науки, Москва, Россия, aus_tgy@mail.ru

5 Институт экономических стратегий, Москва, Россия, loginovel@mail.ru

6 Ситуационно-аналитический центр Минэнерго России, Москва, Россия

7 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, professor60@mail.ru

8 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, saa5333@hotmail.com

Аннотация. Рассматриваются проблемы дальнейшей цифровой эволюции традиционного профессионального образования путем целенаправленного формирования инфраструктуры цифровых технологий. Предлагается применение агент-ориентированного подхода в системе профессионального образования, включая возможности конструктивной модернизации (человеко-машинной) образовательной среды для прогнозирования образовательно-поведенческих траекторий обучаемого и программирования его личностного целеполагания в профессионально-образовательном сегменте.

Ключевые слова: образование, цифровые технологии, рефлексивные матрицы, информационная система, электронные образовательные ресурсы, когнитивная модель, технические средства обучения, агент-ориентированный подход

Благодарности: статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 19-07-01066).

Для цитирования: Волобуев Н.А., Гайдамашко И.В., Грошев И.В., Логинов Е.Л., Эриашвили Н.Д., Шкута А.А. Информационно-цифровая детерминация учебного процесса в современных условиях информационного общества и глобальных коммуникаций // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 4. С. 245 — 249. doi: 10.24411/ 2073-3305-2021-4-245-249.

THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION

Original article

Information and digital determination of the educational process in the modern conditions of the information society and global communications

Nikolay A. Volobuev1,2, Igor V. Gaidamashko3, Igor V. Groshev4, Evgeny L. Loginov5, 6, Nodari D. Eriashvili7, Alexander A. Shkuta8

1 Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, aus_tgy@mail.ru

2 State Corporation "Rostec", Moscow, Russia

© Волобуев Н.А., Гайдамашко И.В., Грошев И.В., Логинов Е.Л., Эриашвили Н.Д., Шкута А.А., 2021.

3 Russian Academy of Education, Moscow, Russia, igor660@mail.ru

4 Research Institute of Education and Science, Moscow, Russia, aus_tgy@mail.ru

5 Institute for Economic Strategies, Moscow, Russia, loginovel@mail.ru

6 Situational Analytical Center of the Ministry of Energy of Russia, Moscow, Russia

7 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot, Moscow,

Russia, professor60@mail.ru

8 Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia,

saa5333@hotmail.com

Abstract. The problems of further digital evolution of traditional vocational education through purposeful formation of digital technology infrastructure are considered. The author suggests the application of the agent-based approach in the system of professional education, including the possibility of constructive modernization of the (human-machine) educational environment for predicting the educational and behavioral trajectories of the student and programming his personal goal-setting in the professional and educational segment.

Keywords: education, digital technologies, reflexive matrices, information system, electronic educational resources, cognitive model, technical training tools, agent-based approach

Acknowledgments: the article was prepared with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research (project No. 19-07-01066).

For citation: Volobuev N.A., Gaidamashko I.V., Groshev I.V., Loginov E.L., Eriashvili N.D., Shkuta A.A. Information and digital determination of the educational process in the modern conditions of the information society and global communications // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2021;(4):245 — 249. (In Russ.). doi: 10.24411/2073-3305-2021-4-245-249.

Введение

Анализ сложно структурированной информации с большой компонентой трудно формализуемых для традиционной вычислительной обработки характеристик когнитивных и психосемантических особенностей личности обучаемого обычно осуществляется по детерминированной методике с использованием корреляционной матрицы, на основе решения прямой и обратной задач на когнитивной модели и др.

Разработка решений задач когнитивной модели лежит в основе создания предлагаемой авторами информационной технологии, позволяющей не только прогнозировать поведение обучаемого, но и программировать личностное це-леполагание в профессионально-образовательном сегменте. Кроме того, данная технология дает возможность реализации индивидуально-ориентированного подхода к субъективному программированию личностной образовательной активности обучаемых с несформированными профессиональными качествами и индивидуальными особенностями мышления, детерминирующих процесс интерпретации информации об окружающем мире [1].

Информационно-цифровая детерминация учебного процесса

В современных образовательных условиях требуется поддержание высокой эффективности учебного процесса в системе профессионального

образования через реализацию приоритетов дальнейшей цифровой эволюции традиционного образовательного процесса путем целенаправленного формирования инфраструктуры, использующей цифровые технологии и процедуры операциональной реализации индивидуально-ориентированного подхода к субъективному программированию личностной образовательной активности обучаемого [3].

Более того, во-первых, необходима имприн-тация обучаемым рефлексивных матриц, меняющих его образовательно-поведенческие траектории для построения индивидуальных образовательных конструкций с внедрением положительных рефлексивных реакций на основе НЛП (нейролингвистическое программирование) в глубинные слои сознания. Во-вторых, необходима компоновка профессионально-образовательных программ с учетом выявленной в ходе мониторинга информации о степени образовательного уровня обучаемого, а также времени его присутствия в электронных образовательных системах, включая социальные сети и интернет.

Осуществляется адаптация учебных заданий и информационных материалов (когнитивно-атрибутивных единиц) с учетом когнитивных и личностных особенностей обучающихся [4; 5]. Возможности повышения удовлетворенности обучающихся (например, с использованием новых виртуально-коммуникационных практик, учитывающих их интеллектуальный уровень и потенциал) деятельностью образовательных заведений

в значительной степени зависят от многих составляющих. Во-первых, от выработки и реализации стратегии использования цифровых технологий (цифрового) обучения, включая возможности конструктивной модернизации (человеко-машинной) образовательной среды. Во-вторых, от сетевой коммуникации обучающихся и преподавателей (модераторов, тьюторов и т.п.) с базами данных электронного контента. В-третьих, от информационных, телекоммуникационных и вычислительных сервисов и, в-четвертых, от контролирующих структур разного уровня [2; 3].

Преимуществом, отличающим заявленный подход от других аналогичных исследовательских подходов, является намеченная реализация агентного моделирования для операциональной реализации индивидуально-ориентированного подхода к субъективному программированию личностной образовательной активности обучаемого путем решения аналитических задач в отношении сложно структурированных информационных полей при моделировании образовательных процессов с нетривиальной (нечеткой) логикой реализации. При этом необходимо отметить, что в рамках анализа взаимовлияющих связей между профессионально-предметными компетенциями и особенностями личности обучающегося пока в нашей стране никем осуществлено не было.

Ключевые положения выработки мер цифровой эволюции традиционного российского профессионального образования включают в себя следующие направления.

1. Обоснование фундаментальной теоретической основы и закономерностей информационно-цифровой детерминации учебного процесса в системе профессионального российского образования для реализации приоритетов дальнейшей цифровой эволюции традиционного образования в России.

2. Разработка системно-структурного подхода к рассмотрению и исследованию проблем по реализации приоритетов дальнейшей цифровой эволюции традиционного российского профессионального образования через механизмы стимулирования, на базе активно-адаптивного образовательного воздействия, позитивной динамики образовательного уровня с использованием глобальных информационных сетей и других форм поддержки интеллектуальной нагрузки.

3. Анализ происходящих в российском обществе явных и латентных тенденций формирования человеко-машинной образовательной среды и оценка ее эффективности.

4. Определение и выделение характеристик системных условий для стимулирования (на базе активно-адаптивного образовательного воздействия) позитивной динамики образовательного уровня, а также умения применять полученные знания к решению профессиональных задач с использованием новых виртуально-коммуникационных практик, через механизмы реализации в сфере профессионального образования, путем формирования информационной поддержки процесса устойчивой сходимости образовательного уровня; с обязательным учетом когнитивных функций реализации определенного типа мышления на основе расширения творческой компоненты, отношения к выполнению образовательных заданий, постоянно воспроизводимого поведенческого решения с учетом личностных особенностей обучающихся.

5. Формулирование положений, характеризующих ключевые векторы формирования человеко-машинной образовательной среды как суперсистемы, для сетевой коммуникации обучающихся с целью интеллектуального развития с использованием новых виртуально-коммуникационных практик и преподавателей (модераторов, тьюторов и т.п.) с базами данных электронного контента, а также информационными, телекоммуникационными и вычислительными приложениями и контролирующими структурами разного уровня на основе внедрения новых цифровых информационных сервисов.

6. Разработка методических подходов к антиципации (предугадыванию), в том числе нестандартных, образовательно-поведенческих траекторий, обучающихся с целью импринтации ими рефлексивных матриц, меняющих их поведенческие паттерны, в частности, стимулирующих поведение, нацеленное на овладение лидирующих позиций в агрегированной (идентифицируемой электронным сетевым образом) группе обучаемых.

7. Предложение приоритетных направлений образовательного оперирования с использованием когнитивно-атрибутивных единиц в средствах цифровой коммуникации, идентифицирующих модули знаний. Последние, в свою очередь, должны быть интегрированы с адаптивными тестирующими оболочками на основе применения агентно-ориентированных подходов с учетом когнитивных и личностных особенностей обучающихся с возможностью обратной связи и ориентацией на «скольжение» в сторону взаимного поощрения интереса к образовательному процессу всего, например, учебного коллектива (агре-

гированной группы) общающихся между собой физически или по электронным сетям.

8. Разработка методических рекомендаций по использованию агентно-ориентированного инструмента (модели) для выявления и постоянного уточнения образовательного уровня, информационных интересов, их кластеризации, выделения связей, расчета переходов между предметными компетенциями и информационными интересами обучающегося, с целью корректировки, позволяющей найти удовлетворяющее критерию сходимости решение в отношении компоновки когнитивно-атрибутивных единиц с учетом информационно-мониторингового портрета (получения и анализа данных, которые могут быть анализированы статистически, посредством применения количественных методов) обучаемого.

Заключение

Предлагается применение агентных (математических) методов при решении сложных задач для успешности сопоставления индивидуальных данных обучаемых с разработанными профилями профессиональных и предметных компетенций для адаптации учебных заданий и информационных материалов (когнитивно-атрибутивных единиц), формирующих условия высокой эффективности учебного процесса.

Исследование может быть реализовано через применение агент-ориентированного подхода в контексте его приложения к моделированию процесса поддержания высокой эффективности учебного процесса в системе профессионального образования в России, включая возможности конструктивной модернизации (человеко-машинной) образовательной среды, с целью операциональной реализации индивидуально-ориентированного подхода к субъективному программированию образовательно-поведенческой траектории и личностной образовательной активности обучаемого.

Список источников

1. Абрамов В.И. Оптимизация скорости вычисления крупномасштабных агент-ориентированных моделей, реализуемых в среде пеИо5о с помощью суперкомпьютеров и кластеров высокопроизводительных вычислительных средств / / Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 3. С. 78—81.

2. Волобуев НА., Гайдамашко И.В., Грошев И.В., Логинов Е.Л., Шкута АА., Эриашвили Н.Д. Использование сетевых коммуникативных технологий в процессе повышения профессиональной

квалификации кадров высокотехнологичной сферы / / Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 2. С. 34—39.

3. Волобуев НА., Гайдамашко И.В., Грошев И.В., Логинов Е.Л., Эриашвили Н.Д. Когнитивный нейро-информационный подход к профессиональной подготовке и переподготовке кадров для высокотехнологичных производств с большой долей цифровых управленческих сервисов // Государственная служба и кадры. 2021. № 2. С. 76—81.

4. Логинов Е.Л., Эриашвили Н.Д., Бортале-вич СИ, Логинова В.Е. Технология конструирования качеств личности на основе импринтируе-мых рефлексивных матриц / / Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 7. С. 252—256.

5. Самойлов В.Д., Эриашвили Н.Д. Об информационно-образовательных технологиях // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. 2020. № 3. С. 170—174.

References

1. Abramov V.I. Optimization of the calculation speed of large-scale agent-oriented models implemented in the netlogo environment using supercomputers and clusters of high-performance computing tools // Education. The science. Scientific personnel. 2019. No. 3. Pp. 78—81.

2. Volobuev NA., Gaidamashko I.V., Groshev I.V., Loginov E.L., Shkuta AA., Eriashvili N.D. The use of network communication technologies in the process of improving the professional qualification of hightech sphere personnel // Education. The science. Scientific personnel. 2021. No. 2. Pp. 34—39.

3. Volobuev N.A., Gaidamashko I.V., Groshev I.V., Loginov E.L., Eriashvili N.D. Cognitive neuro-informational approach to professional training and retraining of personnel for high-tech industries with a large share of digital management services // Civil service and personnel. 2021. No. 2. Pp. 76—81.

4. Loginov E.L., Eriashvili N.D., Bortalevich S.I., Loginova V.E. Technology of constructing personality qualities on the basis of imprinted reflexive matrices / / Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016. No. 7. Pp. 252—256.

5. Samoilov V.D., Eriashvili N.D. On information and educational technology / / International Journal of Psychology and Pedagogy in Service Activities. 2020. No. 3. Pp. 170—174.

Информация об авторах

Н.А. Волобуев — кандидат юридических наук, доцент;

И.В. Гайдамашко — доктор психологических наук, профессор, академик РАО;

И.В. Грошев — доктор психологических наук, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации;

Е.Л. Логинов — доктор экономических наук, профессор РАН, дважды лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники;

Н.Д. Эриашвили — доктор экономических наук, кандидат юридических наук, профессор, лауреат премии

Правительства РФ в области науки и техники;

А.А. Шкута — доктор экономических наук, профессор.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

N.A. Volobuev — candidate of law, associate professor;

I.V. Gaidamashko — doctor of psychological sciences, professor, аcademician of RAO;

I.V. Groshev — doctor of psychology, doctor of economics, professor, honored scientist of the Russian Federation; E.L. Loginov — doctor of economics, professor of the RAS, twice winner of the Russian Government award in the field of science and technology;

N.D. Eriashvili — doctor of economics, candidate of law, professor, winner of the Russian Government prize in science and technology;

A.A. Shkuta — doctor of economics, professor.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 10.08.2021; одобрена после рецензирования 10.09.2021; принята к публикации 16.10.2021.

The article was submitted 10.08.2021; approved after reviewing 10.09.2021; accepted for publication 16.10.2021.

Information about the authors

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА

ПЛ. Ошиитный

ПРАВА

и

Учебник представляет собой энциклопедический и компаративистский курс, раскрывающий на основе федерального образовательного стандарта высшего профессионального образования базовые положения, понятия и проблемы государства и права. Широко использованы наработки российской правовой науки и основные достижения зарубежной юриспруденции.

Оксамытный В. В. Общая теория государства и права.

3-е изд., перераб. и доп. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ "Профессиональный учебник". 591 с.

Для студентов юридических факультетов и вузов всех форм обучения, а также аспирантов и преподавателей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.