Научная статья на тему 'НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОСЛЕВУЗОВСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ ОПК НА ОСНОВЕ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ'

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОСЛЕВУЗОВСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ ОПК НА ОСНОВЕ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / КАДРЫ ОПК / КОГНИТИВНАЯ СРЕДА / МОТИВАЦИЯ / ПРЕИМУЩЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волобуев Николай Анатольевич, Грошев Игорь Васильевич, Логинов Евгений Леонидович, Эриашвили Нодари Дарчоевич

Анализируются основные направления повышения эффективности процесса профессиональной переподготовки кадров оборонно-промышленного комплекса посредством формирования механизмов мониторинга образовательного процесса, разработки цифровых образовательных моделей на основе цифровых платформ. Предлагается обеспечение сквозной цифровизации образовательного процесса, способствующего подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров сферы оборонно-промышленного комплекса путем «погружения» в информационную и когнитивную среду на основе их облачно-цифровой трансформации. Рассматриваются преимущества построения и функционирования цифровой образовательной инфраструктуры как конвергентной совокупности цифровых экосистем на основе цифровых образовательных моделей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волобуев Николай Анатольевич, Грошев Игорь Васильевич, Логинов Евгений Леонидович, Эриашвили Нодари Дарчоевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW TECHNOLOGIES FOR IMPROVING EFFICIENCY POSTGRADUATE PROFESSIONAL RETRAINING OF DEFENSE INDUSTRY PERSONNEL BASED ON DIGITAL PLATFORMS

The main directions of improving the efficiency of the process of professional retraining of personnel of the military-industrial complex through the formation of mechanisms for monitoring the educational process, the development of digital educational models based on digital platforms are analyzed. It is proposed to provide end-to-end digitalization of the educa tional process, which contributes to the training, retraining and advanced training of personnel in the field of the military-industrial complex by «immersion» in the information and cognitive environment based on their cloud-digital transformation. The advantages of building and functioning of digital educational infrastructure as a convergent set of digital ecosystems based on digital educational models are considered.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОСЛЕВУЗОВСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ ОПК НА ОСНОВЕ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ»

УДК 378; ББК 74

DOI 10.24412/2658-63 8Х-2021-1-107-110

© Волобуев Н.А., Грошев И.В., Логинов Е.Л., Эриашвили Н.Д. 2021

NEW TECHNOLOGIES FOR IMPROVING EFFICIENCY POSTGRADUATE PROFESSIONAL RETRAINING OF DEFENSE INDUSTRY PERSONNEL BASED ON DIGITAL PLATFORMS

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОСЛЕВУЗОВСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ ОПК* НА ОСНОВЕ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ

Nikolay A. Volobuev,

Head of the Basic (profile) Department of Economic Analysis and Corporate Management of Production and Export of High-tech Products of the State Corporation «Rostec» of Plekhanov Russian University of Economics, Deputy General Director of the State Corporation «Rostec», Candidate of Legal Sciences, Associate Professor 36 Stremyanny lane, 117997, Moscow E-mail: aus_tgy@mail.ru

Igor V. Groshev,

Deputy Director of the Research Institute of Education and Science, Honored Scientist of the Russian Federation, Doctor of Psychological Sciences, Doctor of Economic Sciences, Professor

22 Sushchevskaya str., 127055, Moscow E-mail: aus_tgy@mail.ru

Yevgeny L. Loginov,

Deputy Director of the Institute of Economic Strategies, Head of the Expert and Analytical Service Situation Analysis Center of the Ministry of Energy of Russia, Doctor of Economic Sciences, Professor of the Russian Academy of Sciences, Twice winner of the Russian Government Award in the Field of Science and Technology 6/1s1 Sretensky blvd., 101000, Moscow E-mail: evgenloginov@gmail.com

Nodari D. Eriashvili,

Doctor of Economic Sciences, Candidate of Legal Sciences, Professor, Winner of the Russian Government Prize in Science and Technology E-mail: professor60@mail.ru

Николай Анатольевич Волобуев,

заведующий базовой (профильной) кафедрой экономического анализа и корпоративного управления производства и экспортом высокотехнологичной продукции Государственной корпорации «Ростех» РЭУ им. Г.В. Плеханова, заместитель генерального директора Государственной корпорации «Ростех», кандидат юридических наук, доцент 117997, г. Москва, Стремянный пер., 36 E-mail: aus_tgy@mail.ru

Игорь Васильевич Грошев,

заслуженный деятель науки Российской Федерации, заместитель директора НИИ образования и науки, доктор психологических наук, доктор экономических наук,

профессор

127055, г Москва, Сущевская ул., 22 E-mail: aus_tgy@mail.ru

Евгений Леонидович Логинов,

заместитель директора Института экономических стратегий, начальник Экспертно-аналитической службы Ситуационно-аналитического центра Минэнерго России, доктор экономических наук, профессор РАН, дважды лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники 101000, г. Москва, Сретенский бул., 6/1с1 E-mail: evgenloginov@gmail.com

Нодари Дарчоевич Эриашвили,

доктор экономических наук, кандидат юридических наук, профессор, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники E-mail: professor60@mail.ru

Для цитирования: Волобуев Н.А., Грошев И.В., Логинов Е.Л., Эриашвили Н.Д. Новые технологии повышения эффективности послевузовской профессиональной переподготовки кадров ОПК на основе цифровых платформ. Психология и педагогика служебной деятельности. 1/2021. С. 107-110.

Научная специальность: 13.00.05 - теория, методика и организация социально-культурной деятельности.

Abstract. The main directions of improving the efficiency of the process of professional retraining of personnel of the military-industrial complex through the formation of mechanisms for monitoring the educational process, the development of digital educational models based on digital platforms are analyzed. It is proposed to provide end-to-end digitalization of the educa-

* ОПК - оборонно-промышленный комплекс

Аннотация. Анализируются основные направления повышения эффективности процесса профессиональной переподготовки кадров оборонно-промышленного комплекса посредством формирования механизмов мониторинга образовательного процесса, разработки цифровых образовательных моделей на основе цифровых платформ. Предлагается

tional process, which contributes to the training, retraining and advanced training of personnel in the field of the military-industrial complex by «immersion» in the information and cognitive environment based on their cloud-digital transformation. The advantages of building and functioning of digital educational infrastructure as a convergent set of digital ecosystems based on digital educational models are considered.

Keywords: information system, defense industry personnel, cognitive environment, motivation, advantages, professional training, digital educational models, digital technologies.

Введение. Цифровая трансформация процесса переподготовки, качественного уровня подготовки, создания цифровых рабочих мест и повышения профессиональной квалификации кадров сферы оборонно-промышленного комплекса в России, способствует не только становлению всесторонне развитой личности обучаемых, но и поддерживают экономическую и социальную стабильность в стране, имеют значительные перспективы для повышения эффективности образовательной деятельности в российских государственных структурах, госкорпорациях, учреждениях образования на основе использования новых цифровых сервисов для повышения эффективности образовательной деятельности путем создания и использования цифровой образовательной среды [7, 13].

При этом ключевая задача заключается не только повышении эффективности процесса подготовки и переподготовки кадров оборонно-промышленного комплекса, но также и в создании методологии трансформации систем повышения эффективности образовательной деятельности цифровой образовательной средой на базе внедрения цифровых платформ для российских государственных структур, госкорпораций, учреждений образования как основы обеспечения успешности модернизационных преобразований российской системы профессионального образования и обучения, позволяющей обеспечивать, как качественное образование, так и создание цифровых рабочих мест, и повышение профессиональной квалификации кадров сферы ОПК [7, 9, 12].

Повышение эффективности процесса профессиональной подготовки и переподготовки кадров ОПК на основе цифровых платформ, которые работают в системах образовательной деятельности.

обеспечение сквозной цифровизации образовательного процесса, способствующего подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров сферы оборонно-промышленного комплекса путем «погружения» в информационную и когнитивную среду на основе их облачно-цифровой трансформации. Рассматриваются преимущества построения и функционирования цифровой образовательной инфраструктуры как конвергентной совокупности цифровых экосистем на основе цифровых образовательных моделей.

Ключевые слова: информационная система, кадры ОПК, когнитивная среда, мотивация, преимущества, профессиональная подготовка, цифровые образовательные модели, цифровые технологии.

Для достижения целей по повышению эффективности процесса профессиональной переподготовки кадров оборонно-промышленного комплекса важно строить работу по следующим ключевым направлениям:

- формирование механизмов мониторинга образовательного процесса, развития кадрового потенциала преподавательского состава, выявление причин, препятствующих развитию индивидуального и коллективного образовательного процесса;

- повышение эффективности образовательной деятельности путем создания цифровой образовательной среды в российских государственных структурах, госкорпорациях, учреждениях образования на основе цифровой трансформации процесса обучения. Это позволит обеспечить качественное образование, создать цифровые рабочие места и повысить профессиональную квалификацию кадров оборонно-промышленного комплекса.

Концепция создания распределенной инфраструктуры для цифрового образования как конвергентной совокупности цифровых экосистем должна объединить в едином оптимизационном сетевом решении взаимозависимые пути развития всех цифровых систем повышения эффективности образовательной деятельности для перехода к новому, более высокому уровню эффективности системы подготовки интеллектуальных выпускников учреждений профессионального образования, мотивации эффективности образовательной деятельности в процессе профессиональной переподготовки кадров ОПК и предложить принципиальные новые организационно-информацион-ные модели внедрения цифровых технологий, включая интеллектуальные информационно-телекоммуникационные технологии образовательной деятельности

[1, 3, 10].

Ключевые положения использования цифровых платформ, работающих в структуре профессионального многопрофильного образования в системе подготовки и переподготовки кадров для ОПК и цифровых инноваций.

Необходимость обеспечения сквозной циф-ровизации образовательного процесса способствующего профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для оборонно-промышленного комплекса путем «погружения» в информационную и когнитивную среду является основой для формирования ключевой функциональной компетенции в процессе обучения, качественного уровня образования, создания цифровых рабочих мест и повышения профессиональной квалификации кадров сферы ОПК в условиях развития цифрового образования. Внедрение цифровых сервисов как инструментов организационного функционирования постиндустриальной модели образовательной системы ориентирована на обеспечение способности образовательной среды формировать инновационную экономику и общество с высоким уровнем жизни, развития компетенций высококвалифицированных кадров для сферы ОПК, предпринимательских структур, ориентированных на расширение бизнеса, высокотехнологичных производств с повышенной интеллектуальной и психологической нагрузкой [4, 5, 14].

Становление инновационной экономики в России и ее цифровых платформ, которые работают в системах профессионального и многопрофильного образования, для повышения эффективности образовательной деятельности может быть эффективно реализовано на основе цифровых форматов обучения, качественного образования, создания цифровых рабочих мест и повышения профессиональной квалификации кадров сферы оборонно-промышленного комплекса и высокотехнологичных производств [6, 8, 11].

Для обеспечения способности образовательной среды формировать инновационную экономику и общество с высоким уровнем жизни необходимы формирование системы стимулов для подготовки интеллектуальных выпускников учреждений образования, мотивации эффективности образовательной деятельности в процессе образовательной деятельности на основе модели развития цифрового образования способствующих подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров ОПК путем «погружения» в информационную и когнитивную среду [12, 13].

Формирование современной системы повышения эффективности образовательной деятель-

ности, путем «погружения» в оболочку цифровых инноваций, требует системно-организованного процесса кооперационной интеграции участников образовательного процесса, формирующего качественноновые информационные технологии повышения эффективности образовательной деятельности на основе 4G, 5G и т. п. Данный процесс ориентирован на дальнейшее становление цифровых платформ, которые работают в системах профессионального многопрофильного образования, для повышения эффективности образовательной деятельности цифровой образовательной средой в учреждениях образования, государственных структурах, госкорпорациях, предпринимательских структурах и др. [2, 6].

Задачи достижения конкурентного лидерства участников процессов профессионального образования, объединяющей возможные формы академического и прикладного образования, ориентированного на текущие и перспективные потребности высокотехнологичных производств ОПК России, требуют развития цифровой образовательной среды [12, 13].Такая среда может быть сформирована на базе интеграции различных цифровых образовательных платформ в социально-образовательной российской системе, формирующих базу повышения эффективности образовательной деятельности [14, 15].

Заключение. Теоретическое обоснование сквозной цифровизации процессов образования, способствующих подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров сферы ОПК путем «погружения» в информационную и когнитивную среду позволяет решать следующие задачи:

- обучения и переобучения персонала;

- профессиональной подготовки и переподготовки кадров;

- качественного образования, идентифицирующего личностно-адаптированную конфигурацию базовых компетенций специалиста высокотехнологичных производств;

- создания цифровых рабочих мест и повышения профессиональной квалификации, развития компетенций персонала оборонно-промышленного комплекса в рамках цифровых технологий образовательной деятельности на базе создания распределенной инфраструктуры для цифрового образования как конвергентной совокупности цифровых экосистем, содержащих в своей основе цифровые образовательные модели.

Разработанная методология повышения эффективности образовательной деятельности цифровой образовательной средой в социально-образовательной системе России дополняет теорию

и научные подходы в области образовательной деятельности.

Практическая значимость результатов исследования возможностей формирования конвергентной совокупности цифровых экосистем заключается в формулировании путей повышения эффективности образовательной деятельности цифровой образовательной средой в социально-образовательной системе нашей страны для повышения эффективности образовательной деятельности с целью обеспечения способности образовательной среды формировать инновационную экономику и общество с высоким уровнем жизни.

Библиографический список

1. Абрамов В.И., Логинов Е.Л., Григорьев В.В., Деркач А.К., Момотова А.К. Использование ней-ротехнологий в цифровой среде с возможностью сетевого наращивания числа импринтируемых потребителю информации рефлексивных матриц, меняющих правила поведения человека // Вестник ЦЭМИ. 2020. № 2. С. 4-12.

2. Волобуев Н.А. Подготовка кадров для оборонно-промышленного комплекса: проблемы и пути решения // Современная экономика: концепции и модели инновационного развития : материалы VI Международной научно-практической конференции 21-22 февраля 2014 г. (кн. 2). М. : ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова». 2014. С. 57-59.

3. Грошев И.В. Психологическая модель специалиста и ее роль в управлении учебным процессом // I Областная научно-практическая конференция «Региональные аспекты экономики» : тезисы докладов. Тамбов : ТГТУ. 1996. С. 24-25.

4. Эриашвили Н.Д., Логинов Е.Л., Райков А.Н. Формирование и развитие образовательной си-

стемы поддержки компетенций функциональных и управленческих кадров в госорганах и наукоемких отраслях на основе кластерно-сетевых форм интеграции образовательных, научных, производственных структур // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 3. С. 239-243.

References

1. Abramov V.I., Loginov E.L., Grigoriev V.V., Derkach A.K., Momotova A.K. The use of neurotechnologies in the digital environment with the possibility of network expansion of the number of reflexive matrices imprinted to the consumer of information that change the rules of human behavior // Bulletin of the CEMI. 2020. No. 2. Pp. 4-12.

2. Volobuev N.A. Training for the military-industrial complex: problems and solutions // Modern economy: concepts and models of innovative development. Proceedings of the VI International Scientific and Practical Conference on February 21-22, 2014 (Book 2). - Moscow: Plekhanov Russian University of Economics. 2014. Pp. 57-59.

3. Groshev I.V. Psychological model of a specialist and its role in the management of the educational process // I Regional scientific and practical conference «Regional aspects of the economy». Abstracts of reports. - Tambov: TSTU. 1996. Pp. 24-25.

4. Eriashvili N.D., Loginov E.L., Raikov A.N. Formation and development of the educational system for supporting the competencies of functional and managerial personnel in state bodies and high-tech industries on the basis of cluster-network forms of integration of educational, scientific, and production structures // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2014. No. 3. Pp. 239-243.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.