Актуальные вопросы современного права
УДК 335.57 ББК 67
DOI 10.24411 /2312-0444-2021-2-19-23
КОГНИТИВНЫЙ НЕЙРО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ подход К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ И ПЕРЕПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРОИЗВОДСТВ С БОЛЬШОЙ ДОЛЕЙ ЦИФРОВЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СЕРВИСОВ
Николай Анатольевич ВОЛОБУЕВ, Игорь Вячеславович ГАЙДАМАШКО,
кандидат юридических наук, доцент, доктор психологических наук, профессор,
заведующий базовой (профильной) кафедрой академик РАО, и.о. вице-президента РАО
экономического анализа и корпоративного igor660@mai|.ru
управления производства и экспортом высокотехнологичной продукции Государственной корпорации «Ростех» РЭУ имени Г.В. Плеханова, заместитель генерального директора Государственной корпорации «Ростех» aus_tgy@mail.ru
Игорь Васильевич ГРОШЕВ,
доктор психологических наук, доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, заместитель директора НИИ образования и науки aus_tgy@mail.ru
Евгений Леонидович ЛОГИНОВ,
доктор экономических наук, профессор РАН, заместитель директора Института экономических стратегий, начальник Экспертно-аналитической службы Ситуационно-аналитического центра Минэнерго России evgenloginov@gmail.com
Нодари Дарчоевич ЭРИАШВИЛИ,
доктор экономических наук,
кандидат юридических наук,
кандидат исторических наук, профессор,
профессор кафедры гражданского
и трудового права, гражданского процесса
Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
professor60@mail.ru
Аннотация. Сформулированы основные положения когнитивного нейро-информационного подхода к профессиональной подготовке и переподготовке кадров для высокотехнологичных производств с большой долей цифровых управленческих сервисов. Предложено создание образовательно-научно-производственной сети в рамках когнитивной нейро-информацион-ной модели конвергентного формирования компетенций во взаимоувязке с качествами личности, шаблонами поведения и интерпретацией информации. Обоснована необходимость перехода к открытой, гибкой, само подстраивающейся, расширяемой и конфигурируемой цифровой системе обучения на основе нейро-информационных сервисов.
Ключевые слова: подготовка, образование, кадры, управление, компетенции, информационная система, нейротехнологии, персонал.
Annotation. The main provisions of the cognitive neuro-informational approach to professional training and retraining of personnel for high-tech industries with a large share of digital management services are formulated. It is proposed to create an educational, scientific and production network within the framework of a cognitive neuro-information model of convergent formation of competencies in conjunction with the qualities of the individual, patterns of behavior and interpretation of information. The necessity of switching to an open, flexible, self-adjusting, extensible and configurable digital learning system based on neuro-information services is justified.
Keywords: training, education, personnel, management, competence, information system, neurotechnolo-gy, personnel.
№ 2/2021
Введение. В современных условиях когнитивный нейро-информационный подход может быть реализован на базе системы цифровых «слепков» когнитивных реакций обучающегося сотрудника, получаемых в рамках информационных сервисов образовательно-научно-производственной сети (ОНП-сети). Система цифровых «слепков» когнитивных реакций обучающегося сотрудника, используемая в механизмах индивидуализированного и группового мониторинга и интегрированного управления подготовкой и переподготовкой кадров, позволяет реализовать процесс динамичной стимуляции когнитивной активности.
Формирование образовательно-научно-производственной сети. Наиболее эффективным подходом к решению проблем нейро-информа-ционного стимулирования образовательной активности с расширенной когнитивно-творческой компонентой является создание образовательно-научно-производственной сети в рамках когнитивной нейро-информационной модели конвергентного формирования компетенций во взаимоувязке с качествами личности, шаблонами поведения и интерпретацией информации.
По мнению авторов, внедрение образовательно-научно-производственной сети, обеспечивающей реализацию когнитивной нейро-информа-ционной модели, необходимо реализовать с ключевым сегментом цифровой инфраструктуры, позволяющей выявлять семантические связи допустимых классов между компетентностно ориентированными (структурированными по компетенциям) модулями знаний. Семантические связи допустимых классов между компе-тентностно ориентированными (структурированными по компетенциям) модулями знаний позволяют реализовать динамично конфигурируемую структуру объема информационных материалов, направляемых индивиду в рамках пакета информационно-образовательных материалов, идентифицирующих персонализирован-но-адаптированную конфигурацию профессиональных компетенций сотрудника.
Таким образом, на основе когнитивной ней-ро-информационной модели осуществляется создание координированной системы индивидуально ориентированного подхода к субъективному программированию персонализированной образовательной активности обучаемого сотрудника с использованием модели информационной коллаборации учебных, творческих и воспитательных задач.
С точки зрения предлагаемого когнитивного нейро-информационного подхода, структури-
рование процессов повышения образовательной активности обучающегося следует развивать с умением предугадать изменения, которые будут проведены в технических изделиях, производственных и управленческих процессах.
Необходим анализ ситуации, относящийся к прогнозу интеллектуальных изменений используемых на производстве образцов техники в сторону формирования у сотрудника необходимых поведенческих моделей действий в условиях будущей организационной или технической среды с новыми интеллектуальными сервисами и программами поведения, соответствующих этим моделям [4]. В том числе, для умения дистанционно взаимодействовать с коллективами людей по различным профилям предметной деятельности [3; 5; 8].
Выработка у специалистов необходимых поведенческих моделей действий в условиях будущей организационной или технической среды с новыми интеллектуальными сервисами требует персонализированно-адаптированной конфигурации профессиональных компетенций сотрудника для формирования устойчивых навыков, соответствующих трудно формализуемым мыслительным феноменам, сочетающим творческий поиск и рутинные процедуры организационного управления. Мыслительные феномены у конкретной личности можно выявить посредством сбора и анализа цифровых «слепков» когнитивных реакций обучающегося сотрудника.
Автоматизированные информационные сервисы цифровой системы обучения. Когнитивный нейро-информационный подход определил потребности перехода к открытой, гибкой, само подстраивающейся, расширяемой и конфигурируемой цифровой системе обучения на основе нейро-информационных сервисов. Здесь требуется использование элементов искусственного интеллекта для налаживания интерактивно-адаптивного интеллектуального диалога виртуальной среды и человека в рамках распределенной информационно-вычислительной среды.
Считывание нейро-информационных характеристик является решением задачи реконфигурации объемов, структуры и условий разработки образовательных и практических заданий, тестирования в рамках индивидуализированного и группового мониторинга и интегрированного управления подготовкой и переподготовкой кадров. При стимуляции когнитивной активности посредством нескольких перцептивных каналов с опорой на интегрированный контур регулиро-
№ 2/2021
вания процессов и процедур формирования профессиональной модели сотрудника и е личностных компетенций (предметных и общекультурных), как было указано в наших работах [1; 2; 4; 5], создается возможность доведения до личности связанного пакета различных видов информационных ресурсов. Особенно это важно для действий в сложных условиях с повышенными интеллектуальными, нервными и физическими нагрузками. Автоматизированные информационные сервисы в рамках ОНП-сети позволяют перейти к автоматизированному формированию рекомендаций по корректировке программ подготовки индивидуально с учетом особенностей конкретных сотрудников — членов постоянных или временных коллективов.
Автоматизация этих процессов требует разработки комплекса алгоритмов для гетерогенной индивидуализации обучения, формирования индивидуальных и групповых учебных траекторий. Когнитивный нейро-информационный подход является основой для подготовки сотрудника к решению сложных профессиональных задач в быстро изменяющихся условиях высокотехнологичных производств с повышенной интеллектуальной и психологической нагрузкой, базирующийся на информационной (организационной и электронной) инфраструктуре высокотехнологичных производств.
Корпоративная образовательно-научно-производственная сеть обеспечивает реализацию когнитивной нейро-информационной модели путем программирования персонализированной образовательной активности обучаемого сотрудника с использованием соответствующего информационного обеспечения управленческой деятельности в отношении технических систем и коллективов людей, участвующих в сложных производственных процессах, в том числе с погружением в информационное пространство виртуальной реальности.
Процессы профессиональной информационной интеграции, по мнению Е.Е. Родиной, определяют необходимость организационного структурирования сложившейся системы выработки необходимых навыков, умений обращения с новыми поколениями оборудования с расширенной интеллектуальной компонентой [9]. Здесь требуется идентификация реакций обучающегося с учетом требований работы с цифровыми технологиями для выполнения задач, обеспечивающих применение оборудования и техники с расширенной интеллектуальной компонентой.
Ключевым звеном здесь является разработка пакета информационно-образовательных материалов, идентифицирующих персонализиро-ванно-адаптированную конфигурацию профессиональных компетенций сотрудника.
Также необходима реализация селективных подходов для «выбраковки» сотрудников, не подходящих для работы на оборудовании и технике с расширенной интеллектуальной компонентой для высокотехнологичных производств с повышенной интеллектуальной и психологической нагрузкой. Далеко не все люди способны эффективно исполнять профессиональные и служебные функции в условиях погружения, присутствия и единения сотрудника с цифровой виртуальной средой, что требует определенных когнитивных и психологических способностей и шаблонов мыслительной деятельности.
Выстраивание выгодной корпорации структуры объема производственных и организационных информационных технологий требует встраивания сотрудника в динамично конфигурируемую структуру интегративных информационных воздействий в служебной сфере, идентифицирующих персонализированно-адаптиро-ванную конфигурацию профессиональных компетенций сотрудника. Встраивание сотрудника в динамично конфигурируемую структуру ин-тегративных информационных воздействий в служебной сфере должно опираться на создание на основе нейротехнологий, методов подготовки персонала к процессам, формирующим новую инструментальную среду жизни проявления человека в отношениях с самим собой, с другими людьми, с корпоративной суперсистемой и с социумом [6].
Одновременно цифровая «упаковка» процедур психоинформационного взаимодействия с коллегами (совместное координированное действие) в условиях с повышенной ответственностью за жизнь людей и большими материальными ценностями изменяет структуру управления процессами, которые могут осуществляться в технической предметной среде с большим количеством интеллектуальных устройств.
В то же время автоматизированный мониторинг служебного и внеслужебного (например, через служебный телефон и компьютер) персонализированного психоинформационного взаимодействия создает возможности технической реализации неявной экспресс-диагностики и психологического нейромаркетингового тестирования когнитивных [9] и иных характеристик сотрудников через анализ информационных
№ 2/2021
параметров их поведения (в частности, с использованием для анализа элементов машинного обучения).
Цифровые технологии, как указывает И.И. Смот-рицкая, создают широкие возможности для достижения нового, более эффективного управления в российских предпринимательских структурах и органах государственного правления [10] на основе распределенно-сетевого управления организацией их обучения, переподготовки, повышения квалификации. Цифровые «оболочки» в рамках единой цепочки учебно-научно-практического взаимодействия участников этих процессов определяют информационную основу расширения возможностей использования нейротехнологий в процессах подготовки специалистов в ключевых областях науки и техники и внедрения конвергентных моделей информационной коллаборации учебных, творческих и воспитательных задач.
При этом задача заключается в трансформации систем управления процессами подготовки специалистов в ключевых областях науки и техники на базе внедрения цифровизованной сложной, сетецентрически организованной системы модулей знаний, интегрированных с адаптивными тестирующими оболочками для основных профессий высокотехнологичных производств [2].
Анализ когнитивных семантик позволяет обеспечить программно-аппаратную реализацию образовательных и практических заданий, комплексно воздействующих на профессиональную подготовку, для реализации процесса устойчивой сходимости образовательного уровня, когнитивных функций реализации определенного типа мышления с расширением творческой компоненты, отношения к выполнению образовательных заданий как постоянно воспроизводимого поведенческого решения с учетом личностных особенностей сотрудника.
Направления развития системы подготовки специалистов для высокотехнологичных производств. Для подготовки специалистов в ключевых областях науки и техники, которые обеспечат качественный синтез образовательных решений выработки необходимых навыков, умений обращения с новыми поколениями оборудования с расширенной интеллектуальной компонентой, необходимо строить работу на следующих ключевых направлениях:
■ повышение эффективности реализации процесса устойчивой сходимости образовательного уровня, когнитивных функций реализации определенного типа мышления
с расширением творческой компоненты, отношения к выполнению образовательных заданий как постоянно воспроизводимого поведенческого решения с учетом личностных особенностей сотрудника;
■ организация подготовки специалистов в ключевых областях науки и техники в российских предпринимательских структурах и органах госуправления на основе рас-пределенно-сетевого управления организацией их обучения, переподготовки, повышения квалификации в рамках единой цепочки учебно-научно-практического взаимодействия участников этих процессов подготовки специалистов в ключевых областях науки и техники;
■ внедрение конвергентных моделей информационной коллаборации учебных, творческих и воспитательных задач, способствующих достижению высокоэффективного выполнения сотрудником предметной деятельности (организационной, научно-исследовательской, проектно-конструктор-ской, производящей, эксплуатационной);
■ внедрение сервисов, которые адаптивно поддерживают активно-когнитивное состояние активности сотрудника при выполнении им служебных обязанностей в пределах регулируемого диапазона эмоций, которые адаптировали бы российских производителей, и прежде всего производителей высокотехнологичного оборудования, до мирового уровня конкурентоспособности [1];
■ переход к открытой, гибкой, самоподстраивающейся, расширяемой и конфигурируемой цифровой системе обучения на основе нейро-информационных сервисов для интерактивно-адаптивного интеллектуального диалога виртуальной среды и человека;
■ активное использование цифровых платформ, работающих на основе Big Data и облачных вычислений, необходимых для накопления цифровых данных о когнитивных и личностных особенностях обучающегося (сотрудника), выделенных на основе комплексного тестирования, а также мониторинга его присутствия в электронных образовательных системах, социальных сетях и Интернете на базе мониторинга служебного и внеслужебного (например, через служебный телефон и компьютер) персонализированного психоинформационного взаимодействия.
№ 2/2021
С точки зрения развития компетенций высококвалифицированных кадров для высокотехнологичных производств с повышенной интеллектуальной и психологической нагрузкой в архитектуру инструментальной среды реализации компетентностного содержания образовательных программ следует включить компоненты, составляющие инвариантное ядро интеграции стандартизированных сетевых инфраструктур с применением навыков антикризисного управления [1].
Антикризисное управление предполагает действия в условиях ограниченности ресурсов с оптимизационным использованием имеющихся средств воздействия на объекты управления, направленных на достижение поставленной цели производственного процесса. Эти принципы предполагают распределенную и удаленную обработку и хранение данных для цифрового формирования, адекватного государственным и корпоративным целевым установкам, комплекса личностных качеств и предметных компетенций в рамках требуемой образовательной модели подготовки сотрудника [7].
Заключение. В рамках предлагаемых подходов может быть сформирована информационно-вычислительная образовательная инфраструктура с выходом на возможность нахождения вычислительного консенсуса (матрицы интересов), что позволяет найти удовлетворяющее критерию сходимости решение в отношении компоновки когнитивно-атрибутивных образовательных единиц в рамках информационных пакетов для коррекции ранее сложившихся режимов интеллектуальной деятельности с учетом информационно-мониторингового портрета обучаемого сотрудника. Инфраструктура интегрируется из отдельных квази-автономных элементов в пуле предметно-ориентированных модулей с опорой на сервисы облачных вычислений в рамках образовательно-научно-производственной сети в структуре крупной корпоративной группы.
Библиографический список
1. Бойко ПЛ., Григорьев В.В., Логинов ЕЛ, Чиналиев В.У. Проблемы развития инфраструктуры оборота криптовалют при формировании в России цифровой экономики // Вестник Моск. ун-та МВД России. 2018. № 5. С. 255—262.
2. Волобуев H.A., Каширин А.И., Чемезов C.B., Коптев Ю.Н. Центры глобального технологического превосходства — механизмы опережающего инновационного развития / / Инновации. 2019. № 10. С. 9—24.
3. Гайдамашко И.В., Кроль ВИ., Семчук И.В. Психофизиологические обоснования соответствия обучения когнитивной структуре знаний // Педагогика. 2020. Т. 84. № 2. С. 29—39.
4. Грошев И.В., Лаптев Л.Г. Оптимизация персональных, корпоративных и общенациональных трендов цифрового научно-образовательного и социально-экономического развития российского общества как приоритетная проблема инновационного партнерства науки, образования и практики / / Человеческий капитал. 2019. № 6-2 (126). С. 55—63.
5. Егоренко ТА., Гайдамашко И.В. Методология развития личности // Психолого-педагогический поиск. 2019. № 4 (52). С. 105—114.
6. Логинов Е.Л., Грабчак Е.П., Шкута АА. Использование нейротехнологий для достижения персонализированных информационно-когнитивных результатов при решении коллективами специалистов сложных научно-технических задач // Искусственные общества. 2020. Т. 15. № 2. С. 9—17.
7. Логинов ЕЛ, Эриашвили Н.Д. Системные подходы к формированию кадрового ядра органов государственного управления России в условиях усложнения задач обеспечения устойчивого социально-экономического развития // Гос. служба и кадры. 2015. № 2. С. 84—88.
8. Логинов Е.Л., Эриашвили Н.Д., Бортале-вич С.И., Логинова В.Е. Систематика атрибутивно-семантических связей при осуществлении образовательных программ интерактивного обучения для метапрограммирования качеств личности // Междунар. журнал психологии и педагогики служебной деятельности. 2016. № 2. С. 46—52.
9. Родина Е.Е. Эволюция подходов к интеграции систем управления / / Вестник Волжского ун-та им. В.Н. Татищева. 2013. № 1 (27). С. 37—41.
10. Смотрицкая И.И. Государственное управление в условиях развития цифровой экономики: стратегические вызовы и риски // Этап: экономическая теория, анализ, практика. 2018. № 4. С. 24—29.
№ 2/2021