Научная статья на тему 'ОПЕРАЦИОНАЛЬНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К ПРОГРАММИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЕМОГО В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ'

ОПЕРАЦИОНАЛЬНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К ПРОГРАММИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЕМОГО В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / РЕФЛЕКСИВНЫЕ МАТРИЦЫ / АГЕНТНАЯ МОДЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волобуев Николай Анатольевич, Гайдамашко Игорь Вячеславович, Грошев Игорь Васильевич, Логинов Евгений Леонидович, Эриашвили Нодари Дарчоевич

Рассматриваются проблемы операциональной реализации индивидуально-ориентированного подхода к программированию личностной образовательной активности обучаемого в процессе профессиональной переподготовки специалистов. Предлагается сопоставление индивидуальных данных обучаемых с разработанными профилями профессиональных и предметных компетенций, в том числе для антиципации («предугадывания») поведения обучаемых с целью импринтации ими рефлексивных матриц, меняющих глубину компетентного формирования стимулирующих их образовательную активность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волобуев Николай Анатольевич, Гайдамашко Игорь Вячеславович, Грошев Игорь Васильевич, Логинов Евгений Леонидович, Эриашвили Нодари Дарчоевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPERATIONAL IMPLEMENTATION INDIVIDUALLY A FOCUSED APPROACH TO PROGRAMMING PERSONAL EDUCATIONAL ACTIVITY OF THE STUDENT IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL RETRAINING OF SPECIALISTS

The article deals with the problems of operational implementation of an individual-oriented approach to programming the personal educational activity of a student in the process of professional retraining of specialists. It is proposed to compare the individual data of the trainees with the developed profiles of professional and subject competencies, including for anticipation ("foreseeing») training of students for the purpose of imprinting them with reflexive matrices that change the depth of competent formation and stimulate their educational activity.

Текст научной работы на тему «ОПЕРАЦИОНАЛЬНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К ПРОГРАММИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЕМОГО В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ»

УДК 378; ББК 74

DOI 10.24412/2658-63 8Х-2021-2-105-109

© Волобуев Н.А., Гайдамашко И.В., Грошев И.В., Логинов Е.Л., Эриашвили Н.Д. 2021

OPERATIONAL IMPLEMENTATION INDIVIDUALLY A FOCUSED APPROACH TO PROGRAMMING PERSONAL EDUCATIONAL ACTIVITY OF THE STUDENT IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL

RETRAINING OF SPECIALISTS

ОПЕРАЦИОНАЛЬНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К ПРОГРАММИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЕМОГО В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Nikolai A. Volobuev,

Head of the Basic (profile) Department of Economic Analysis and Corporate Management of Production and Export of High-tech Products of the State Corporation "Rostec" of the Plekhanov Russian University of Economics, Deputy General Director of the State Corporation "Rostec", Candidate of Law, Associate Professor 28, bldg. 1, Stremyanny pereulok, Moscow, 115054 E-mail: aus_tgy@mail.ru

Igor V. Gaidamashko,

Acting Vice-President of the RAO, Academician of the RAO, Doctor of Psychological Sciences, Professor 125993, GSP-3, Moscow, B. Bronnaya str., 6A, p. 1 E-mail: igor660@mail.ru

Igor V. Groshev,

Deputy Director of the Research Institute of Education and Science, Doctor of Psychology, Doctor of Economics, Professor, Honored Scientist of the Russian Federation 22 Sushchevskaya str., Moscow, 127055 E-mail: aus_tgy@mail.ru

Evgeny L. Loginov,

Deputy Director of the Institute of Economic Strategies, Head of the Expert and analytical Service of the Situational and Analytical Center of the Ministry of Energy of the Russian Federation, Doctor of Economics, Professor of the Russian Academy of Sciences, twice winner of the Russian Government Prize in Science and Technology 101000, Moscow, Sretensky Boulevard, 6/1s1 E-mail: loginovel@mail.ru

Nodari D. Eriashvili,

Doctor of Economics, Candidate of Law, Professor, Laureate of the Russian Federation Government Prize in Science and Technology E-mail: professor60@mail.ru

Николай Анатольевич Волобуев,

заведующий базовой (профильной) кафедрой экономического анализа и корпоративного управления производством и экспортом высокотехнологичной продукции Государственной корпорации «Ростех» РЭУ им. Г.В. Плеханова, заместитель генерального директора Государственной корпорации «Ростех», кандидат юридических наук, доцент 115054, г. Москва, Стремянный переулок, 28, корпус 1

E-mail: aus_tgy@mail.ru

Игорь Вячеславович Гайдамашко,

и.о. вице-президента РАО, академик РАО, доктор психологических наук, профессор 125993, ГСП-3, г. Москва, ул. Б. Бронная, д. 6А, стр. 1

E-mail: igor660@mail.ru

Игорь Васильевич Грошев,

заместитель директора НИИ образования и науки, доктор психологических наук, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации 127055, г. Москва, Сущевская ул., 22 E-mail: aus_tgy@mail.ru

Евгений Леонидович Логинов,

заместитель директора Института экономических стратегий, начальник Экспертно-аналитической службы Ситуационно-аналитического центра Минэнерго России, доктор экономических наук, профессор РАН, дважды лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники 101000, г. Москва, Сретенский бул., 6/1с1 E-mail: loginovel@mail.ru

Нодари Дарчоевич Эриашвили,

доктор экономических наук, кандидат юридических наук, профессор, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники E-mail: professor60@mail.ru

Для цитирования: Волобуев Н.А., Гайдамашко И.В., Грошев И.В., Логинов Е.Л., Эриашвили Н.Д. Операциональная реализация индивидуально-ориентированного подхода к программированию личностной образовательной активности обучаемого в процессе профессиональной переподготовки специалистов. Психология и педагогика служебной деятельности. 2/2021. С. 105-109.

Научная специальность: 13.00.01- Общая педагогика, история педагогики и образования.

Abstract. The article deals with the problems of operational implementation of an individual-oriented approach to programming the personal educational activity of a student in the process of professional retraining of specialists. It is proposed to compare the individual data of the trainees with the developed profiles of professional and subject competencies, including for anticipation ("foreseeing») training of students for the purpose of imprinting them with reflexive matrices that change the depth of competent formation and stimulate their educational activity.

Keywords: education, individual-oriented approach, digital technologies, information system, electronic educational resources, digitalization, technical training tools, professional competencies, reflexive matrices, agent model, professional retraining of specialists.

Аннотация. Рассматриваются проблемы операциональной реализации индивидуально-ориентированного подхода к программированию личностной образовательной активности обучаемого в процессе профессиональной переподготовки специалистов. Предлагается сопоставление индивидуальных данных обучаемых с разработанными профилями профессиональных и предметных компетенций, в том числе для антиципации («предугадывания») поведения обучаемых с целью импринтации ими рефлексивных матриц, меняющих глубину компетентного формирования стимулирующих их образовательную активность.

Ключевые слова: образование, индивидуально-ориентированный подход, цифровые технологии, информационная система, электронные образовательные ресурсы, циф-ровизация, технические средства обучения, профессиональные компетенции, рефлексивные матрицы, агентная модель, профессиональная переподготовка специалистов.

Введение. Развитие российской образовательной системы в условиях снижения успехов обучения в системах профессионального образования ряда развитых стран, включая многие республики бывшего СССР, а также приоритеты, определенные Президентом Российской Федерации и руководителями образовательных ведомств, настоятельно диктуют необходимость исследования закономерностей повышения процесса эффективности профессиональной подготовки специалистов в нашей стране с учетом эффективного использования новых цифровых технологий в обучении.

Для повышения эффективности образовательного процесса профессиональной переподготовки специалистов необходимо проанализировать и идентифицировать модули знаний, которые интегрированы с адаптивными тестирующими оболочками. В частности, функциональными элементами, динамично адаптируемыми к профессионально-образовательному уровню и особенностям личности обучаемого, в рамках цифровых образовательных технологий, осуществляющих поддержку разных видов учебной и интеллектуальной деятельности [1].

Актуальность исследования возрастает в связи с необходимостью теоретического обоснования направлений и механизма стимулирования на базе активно-адаптивного образовательного воздействия у обучающихся позитивной динамики, не только образовательного уровня, но и умения применять полученные знания к решению задач

профессиональной деятельности после окончания курсов дополнительно-профессионального обучения (ДПО) и профессиональной переподготовки на базе учебного заведения, а также обеспечения заинтересованности обучающихся в их интеллектуальном развитии с использованием новых виртуально-коммуникационных практик в продолжение траектории обучения и за пределами завершившегося образовательного процесса, но и в интеллектуальной профессиональной среде с использованием глобальных информационных сетей и других форм поддержки личностной интеллектуальной нагрузки [4].

Разработанность проблемы исследования. Ключевые положения в области создания систем искусственного интеллекта для процесса профессиональной переподготовки специалистов в увязке с когнитивными и психосемантическими характеристиками личности обучающегося сформулированы в серии работ Н.А. Волобуева, И.В. Гайдамашко, И.В. Грошева, Е.Л. Логинова, Н.Д. Эриашвили и др.

В настоящее время наблюдаются попытки сформировать продвинутые методики компьютерной реализации техники репертуарных решеток, которые обычно связывают с именем Дж. Келли и созданной им теорией индивидуальных конструктов. При этом в последние годы наблюдается явный прогресс в тематике использования нейро-технологий при программировании когнитивной деятельности в процессе профессиональной подготовки и переподготовки специалистов.

Для ускорения анализа данных в электронных технологиях образовательной деятельности требуется сложная распределенная организация и структурирование, а также высокоуровневое абстрагирование данных [5]. В настоящее время ведутся исследования в области терминологической и контекстной семантики через придание смысла предложениям, отражающим факторы и взаимовлияния в моделях, с учетом, прежде всего, классического подхода [6].

Очевиден прогресс в постановке и решении вопросов формирования «бесшовного» образовательного, научного и профессионального информационного пространства и коллаборационной организации участников образовательной, научной и производственной деятельности с использованием элементов искусственного интеллекта.

Здесь важны также решения вопросов повышения холистичности (целостности) группового дискурса. По вопросам верификации когнитивных моделей с применением анализа больших данных проведено достаточно большое количество исследований. В работах проявляется тренд по построению семантических интерпретаций через построение когнитивной семантики. Это, прежде всего, процедурная семантика (Т. Виноград); когнитивная теория дискурса (У. Чейф); когнитивная модель текстоформирования (А. Кибрик, А. Нариньяни, И. Кобозева и др.). Относительно семантики предложений и образов отмечается либо фрагментарность исследований, либо их представленность в очень урезанном виде. В целом, акцент делается на денотативных и вещных семантиках.

В области исследования, прогнозирования и воздействия на поведение профессиональных коллективов людей, несмотря на весомость публикаций по использованию методов анализа больших данных, следует отметить дефицит исследований в области, что особенно важно для специалистов высокотехнологичных производств, предугадывания нестандартных решений, меняющих профессиональное поведение, достижения коллективного инсайда, работе на флуктуирующих информационных пространствах и в динамичных социальных сетях. Однако при этом, некоторые позиции все же рассматриваются в ряде исследований.

Учитывая существенный вклад в развитие теоретических вопросов перечисленных, а также других исследователей, связанных с управлением образовательными процессами в системе ДПО и профессиональной подготовки и переподготовки специалистов, следует отметить, что общий уровень исследований, направленных на решение проблем реализации приоритетов дальнейшей

цифровой эволюции традиционного российского профессионального образования до настоящего времени не сформировал универсальный управленческий инструментарий [2].

Агентная модель для операциональной реализации индивидуально-ориентированного подхода к субъективному программированию личностной образовательной активности обучаемого в процессе профессиональной переподготовки специалистов.

Предлагается использование агентной модели для операциональной реализации индивидуально-ориентированного подхода к субъективному программированию личностной образовательной активности обучаемого для решения проблемы поддержания высокой эффективности учебного процесса в системе профессионального образования на основе формирования инфраструктуры, цифровых технологий и процедур сопоставления индивидуальных данных информационно-мониторингового портрета обучаемых с разработанными профилями, как профессиональных, так и предметных компетенций.

Предметное приложение позволяет реализовать антиципацию («предугадывание»), в том числе нестандартное, профессионально-образовательной траектории обучаемых с целью им-принтации ими рефлексивных матриц, меняющих глубину формирования их профессиональных компетенций, для адаптивной компоновки когнитивно-атрибутивных единиц под конкретную предметную образовательную программу с учетом выявленной в ходе мониторинга информации о степени самостоятельности обучаемого, выделенных на основе мониторинга его присутствия в электронных образовательных системах, в том числе и социальных сетях и Интернет [3]. Осуществляется адаптация заданий и информационных материалов (когнитивно-атрибутивных единиц) с учетом когнитивных и личностных особенностей обучающегося, что соответствует потребностям развития профессиональной образовательной системы и требует соответствующего научного обоснования.

Научная новизна предложенного подхода заключается в том, что впервые, как в России, так и за рубежом сформулированы основы агентного методологического подхода и обоснования на его основе направлений операциональной реализации индивидуально-ориентированного подхода к субъективному программированию личностной образовательной активности обучаемого в процессе профессиональной подготовки и переподготовки путем реализации модели сопоставления

индивидуальных данных обучаемых с разработанными профилями, как предметных, так и профессиональных компетенций с внедрением положительных рефлексивных реакций на основе НЛП1 в глубинные слои сознания, компоновки под конкретную предметную образовательную программу с учетом когнитивных и личностных особенностей обучающегося, выделенных на основе мониторинга его присутствия в электронных образовательных системах, социальных сетях и Интернет. Осуществляется адаптация заданий и информационных материалов (когнитивно-атрибутивных единиц) с учетом выявленной в ходе мониторинга нетривиальной (индивидуализированной) логики поведенческого дискурса обучающегося на основе обеспечения возможностей информационной поддержки - через механизмы реализации в сфере профессионального образования - технологий обучения с использованием, как цифровых, так и новых виртуально-коммуникационных практик.

Заключение. В системах профессиональной подготовки и переподготовки специалистов с использованием цифровых технологий в рамках образовательного процесса предлагается анализ организации взаимосвязей ключевых элементов и элементов искусственного интеллекта с включением многоаспектной систематики семантических связей.

Новая технология, содержащая информацию о средствах цифровой коммуникации и опосредующая движение когнитивно-атрибутивных единиц по информационно-технологическим цепочкам сбора, обработки, хранения и обмена информации обеспечивает динамическое изучение семантики, ее интерпретации, анализа явных и латентных связей в базах данных.

На основе сопоставления индивидуальных данных обучаемых с разработанными профилями профессиональных и предметных компетенций для антиципации («предугадывания»), в том числе нестандартного поведения обучаемых с целью им-принтации ими рефлексивных матриц, меняющих поведенческий дискурс, осуществляется автоматизированный анализ заданий, тестов и результатов обучения с целью адаптивной компоновки когнитивно-атрибутивных единиц под конкретную предметную образовательную программу с учетом когнитивных и личностных особенностей обучающегося, выделенных на основе мониторинга его присутствия в электронных образовательных системах, социальных сетях и Интернет.

1 НЛП - нейролингвистическое программирование

Библиографический список

1. Агеев А.И., Логинов Е.Л., Шкута А.А. Ней-рооперирование поведением когнитивных агентов на основе электронной семантической интерпретации состояний сознания и психики с эффектами погружения, присутствия и единения с виртуальной реальностью // Микроэкономика. 2020. № 1. С. 5-12.

2. Волобуев Н.А. Подготовка кадров для оборонно-промышленного комплекса: проблемы и пути решения // Современная экономика: концепции и модели инновационного развития. Материалы VI Международной научно-практической конференции 21-22 февраля 2014. (кн. 2). М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова». 2014. С.57-59.

3. Гайдамашко И.В., Кроль В.И., Семчук И.В. Психофизиологические обоснования соответствия обучения когнитивной структуре знаний // Педагогика. 2020. Том 84. № 2. С. 29-39.

4. Логинов Е.Л., Грабчак Е.П., Шкута А.А. Использование нейротехнологий для достижения персонализированных информационно-когнитивных результатов при решении коллективами специалистов сложных научно-технических задач // Искусственные общества. 2020. Т. 15. № 2. С. 9-13.

5. Самойлов В.Д., Эриашвили Н.Д. Об информационно-образовательных технологиях // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. 2020. № 3. С. 170-174.

6. Эриашвили Н.Д., Логинов Е.Л., Райков А.Н., Ефремов Д.Н. Компоновка перспективной структуры организационных связей и поддержки взаимодействия научных, образовательных, производственных структур в рамках образовательно-научно-производственной сети с использованием различных форм ГЧП // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 9. С. 231-235.

Bibliographic list

1. Ageev A.I., Loginov E.L., Shkuta A.A. Neuro-operation with the behavior of cognitive agents on the basis of electronic semantic interpretation of states of consciousness and psyche with the effects of immersion, presence and unity with virtual reality // Microeconomics. 2020. No. 1. Pp. 5-12.

2. Volobuev N.A. Training of personnel for the military-industrial complex: problems and solutions // Modern economy: concepts and models of innovative development. Proceedings of the VI International Scientific and Practical Conference on February 21-22, 2014. (Book 2). - Moscow: Plekhanov Russian University of Economics. 2014. Pp. 57-59.

3. Gaidamashko I.V., Krol V.I., Semchuk I.V. Psychophysiological substantiation of the correspondence of training to the cognitive structure of knowledge // Pedagogy. 2020. Vol. 84. No. 2. Pp. 29-39.

4. Loginov E.L., Grabchak E.P., Shkuta A.A. The use of neurotechnologies to achieve personalized information and cognitive results when solving complex scientific and technical problems by teams of specialists // Artificial societies. 2020. Vol. 15. No. 2. Pp. 9-13.

5. Samoilov V.D., Eriashvili N.D. On information and educational technology // International Journal of

Psychology and Pedagogy in Service Activities. 2020. No. 3. Pp. 170-174.

6. Eriashvili N.D., Loginov E.L., Raikov A.N., Efremov D.N. Layout of the perspective structure of organizational relations and support for the interaction of scientific, educational, and production structures within the educational, scientific, and production network using various forms of PPP // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2014. No. 9. Pp. 231-235.

Исспадюватепискнм кчптпд

[I VC Г DIMM к -гумпнизацнн DÎpameahup

Исследовательский метод в условиях гуманизации образования : монография / Л. А. Казанцева. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 137 с. Гриф МУМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки.

Раскрыты методолого-теоретические предпосылки совершенствования применения исследовательского метода в условиях глубинных процессов гуманизации современного образования. Теоретически обоснованы: концептуальная модель исследовательского метода, а также дидактические принципы, условия, границы и барьеры его применения в образовательном процессе. Особое внимание уделено раскрытию специфики профессиональной компетентности педагога в применении исследовательского метода.

Для преподавателей, студентов классических и педагогических университетов, слушателей институтов повышения квалификации, работников образования.

Обществознание : учебное пособие / под ред. А.В. Опалева. 5-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2019. 359 с. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки.

Учебное пособие разработано в соответствии с примерной программой основного общего образования по обществознанию, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, контрольными измерительными материалами для Единого государственного экзамена по обществознанию для общеобразовательных учреждений. Вопросы общественной жизни, освещаемые в пособии, суммируют знания, получаемые в разных классах общеобразовательных учреждений по курсу обществознания. Углубленно раскрываются государственно-правовые аспекты обществознания. Пособие состоит из трех разделов: "Общество", "Основные понятия о государстве и праве" и "Общая характеристика основных отраслей российского права".

Для абитуриентов, поступающих на юридические специальности вузов; выпускников общеобразовательных учреждений, сдающих ЕГЭ по обществознанию, преподавателей и всех интересующихся вопросами обществознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.