Научная статья на тему 'Технология конструирования качеств личности на основе импринтируемых рефлексивных матриц'

Технология конструирования качеств личности на основе импринтируемых рефлексивных матриц Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТРУИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / DESIGN PERSONALITY / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / КОНТЕНТ / CONTENT / РЕФЛЕКСИВНЫЕ МАТРИЦЫ / REFLEXIVE MATRIX / СИСТЕМАТИКА ВЗАИМОСВЯЗЕЙ / SYSTEMATIC RELATIONSHIPS / ИМПРИНТАЦИЯ / IMPRINTATSIYA / СОТРУДНИК / EMPLOYEE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Логинов Евгений Леонидович, Эриашвили Нодари Дарчоевич, Борталевич С.И., Логинова В.Е.

Рассматривается организация подготовки лиц, ориентированных на выполнение ответственных заданий с большой компонентой автономного периода самостоятельных действий для конструирования качеств личности на основе импринтируемых рефлексивных матриц (матрицы ключевых рефлексивных реакций). Все внедряемые матрицы ключевых рефлексивных реакций включаются в пространство сетевого когнитивного экспертно-аналитического анализа в отношении выявления у обучаемых явных и латентных характеристик качества личности и выяснения ее соответствия профессиональным требованиям. Системным итогом является выход на конструирование качеств личности на основе импринтирования рефлексивных матриц, формирующих в агрегированных группах специалистов новые знания и структуру мировоззренческих и профессиональных шаблонов интерпретации окружающей действительности и вытекающих отсюда поведенческих действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Логинов Евгений Леонидович, Эриашвили Нодари Дарчоевич, Борталевич С.И., Логинова В.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Construction technology based on personality traits imprinted reflexive matrices

The article deals with the organization of training for those responsible for performance-oriented tasks with a large component of the autonomous period of independent action for the construction of personality traits on the basis of reflective imprinted matrix (matrix of key reflexive reactions). All key matrix being introduced reflexive reactions included in the space of cognitive network of expert-analytical analysis regarding the identification of the trainees explicit and latent quality characteristics of the person and to determine its compliance with the professional requirements. System is a result of access to the design based on the qualities of the person imprinting reflexive matrices forming aggregated groups of specialists in the new knowledge and the structure of the worldview and professional templates interpretation of reality and the consequent behavioral actions.

Текст научной работы на тему «Технология конструирования качеств личности на основе импринтируемых рефлексивных матриц»

УДК 1 ББК 88

ТЕХНОЛОГИЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ ИМПРИНТИРУЕМЫХ РЕФЛЕКСИВНЫХ МАТРИЦ1

ЕВГЕНИЙ ЛЕОНИДОВИЧ ЛОГИНОВ,

доктор экономических наук, профессор РАН, заместитель директора по научной работе, Институт проблем рынка РАН, заведующий кафедрой «Мировой экономики и международного бизнеса», Финансового университета при Правительстве Российской Федерации,

E-mail: evgenloginov@gmail.com; НОДАРИ ДАРЧОЕВИЧ ЭРИАШВИЛИ, доктор экономических наук, кандидат юридических наук, профессор;

С.И. БОРТАЛЕВИЧ, доктор экономических наук, доцент, заведующая центром исследования проблем развития энергетических рынков и энергетической инфраструктуры, Института проблем рынка РАН E-mail: energo-inst.safety@mail.ru;

В.Е. ЛОГИНОВА, старший лаборант, Института проблем рынка РАН E-mail: instityteb@mail.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается организация подготовки лиц, ориентированных на выполнение ответственных заданий с большой компонентой автономного периода самостоятельных действий для конструирования качеств личности на основе им-принтируемых рефлексивных матриц (матрицы ключевых рефлексивных реакций). Все внедряемые матрицы ключевых рефлексивных реакций включаются в пространство сетевого когнитивного экспертно-аналитического анализа в отношении выявления у обучаемых явных и латентных характеристик качества личности и выяснения ее соответствия профессиональным требованиям. Системным итогом является выход на конструирование качеств личности на основе импринтирования рефлексивных матриц, формирующих в агрегированных группах специалистов новые знания и структуру мировоззренческих и профессиональных шаблонов интерпретации окружающей действительности и вытекающих отсюда поведенческих действий.

Ключевые слова: конструирование личности, компетенции, контент, рефлексивные матрицы, систематика взаимосвязей, импринтация, сотрудник.

Annotation. The article deals with the organization of training for those responsible for performance-oriented tasks with a large component of the autonomous period of independent action for the construction of personality traits on the basis of reflective imprinted matrix (matrix of key reflexive reactions). All key matrix being introduced reflexive reactions included in the space of cognitive network of expert-analytical analysis regarding the identification of the trainees explicit and latent quality characteristics of the person and to determine its compliance with the professional requirements. System is a result of access to the design based on the qualities of the person imprinting reflexive matrices forming aggregated groups of specialists in the new knowledge and the structure of the worldview and professional templates interpretation of reality and the consequent behavioral actions.

Keywords: design personality, competence, content, reflexive matrix, systematic relationships imprintatsiya, employee.

В России и за рубежом все больше возрастает потребность в повышении эффективности процессов подготовки сотрудников ведомств и организаций, реа-

лизующих сложные действия в отношении одиночных и групповых лиц, реализующих деструктивные стратегии [16; 17]. В отношении таких сотрудников, ориен-

тированных на выполнение ответственных заданий с большой компонентой автономного периода самостоятельных действий требуется конструирование качеств личности, что эффективно можно реализовать на основе импринтируемых рефлексивных матриц [1].

При разработке походов к технологиям конструирования качеств личности на основе импринтируе-мых рефлексивных матриц, авторами были приняты во внимание и использованы результаты ряда известных проектов, в т.ч. более ранних и последних лет (Лепский В.Е., Лефевр В.А., Лилли Д., Новиков Д.А., Смирнов И.В., Чхартишвили А.Г., Shevrm Н. и пр.) [6; 7; 8; 10; 13].

Для создания матрицы ключевых рефлексивных реакций оператор системы использует многофункциональный аппаратно-программный комплекс, осуществляющий интеллектуальное управление автоматизированным процессом обычной и специальной подготовки лиц, ориентированных на выполнение ответственных заданий с большой компонентой автономного периода самостоятельных действий [11].

Мониторинговые механизмы в работе такого комплекса должны обеспечивать выявление таксономии взаимосвязей в системе обучения (подготовки) сотрудников (лиц) готовых действовать в условиях, которые заранее сложно или невозможно спрогнозировать [12]. Требуется формирование пакета теоретических и практических заданий, постоянно обновляемых в ходе обычной и специальной подготовки и динамично адаптируемых к индивидуализированному профилю конкретной личности с учетом постоянного мониторингового уточнения оценки качества ее подготовки [9].

Предполагается создать личностно-адаптирован-ную конфигурацию базовых компетенций специалиста путем идентификации атрибутивно-семантических взаимосвязей (отношений), которые оператор системы обычной и специальной подготовки сотрудников (лиц) устанавливает между выбранными им блоками связанных сложноструктурированных данных электронного контента, сформированного по результатам этапа первоначального тестирования обучаемого лица.

Для этого предполагается создание набора тестов для тестирования сотрудников (лиц) готовых действовать в условиях, которые заранее сложно или невозможно спрогнозировать [14; 18].

Набор тестов создается и используется в рамках распределенной информационно-вычислительной среды [3; 15].

Каждая из рефлексивных матриц (матриц ключевых рефлексивных реакций) определяет набор динамических паттернов, являющихся подпаттернами соответствующего этому целевому блоку паттерна атрибутивно-семантических взаимосвязей в рамках систематики взаимосвязей между блоками связанных сложноструктурированных данных, характеризующих личность обучающегося, с элементами метапрограм-

мирования качеств личности.

Динамические паттерны взаимосвязей представляются в базах данных своими именами, отражающими семантику взаимосвязей, относящихся к этому паттерну [4].

В соответствии с предлагаемой технологией, им-принтируемый модуль и другие информационные объекты, реализуемые как набор интеллектуальных информационно-вычислительных сервисов, представляются в рассматриваемой системе [обычной и специальной подготовки лиц, ориентированных на выполнение ответственных заданий с большой компонентой автономного периода самостоятельных действий] в форме пакета теоретических и практических заданий, динамично адаптируемых к индивидуализированному профилю конкретной личности с учетом постоянного мониторингового уточнения оценки качества ее подготовки.

Мониторинг позволяет идентифицировать соответствие личностно-адаптированной конфигурации базовых компетенций специалиста их описаниями [19]. В т.ч. отношении результатов проверок на лояльность обучаемого к импринтируемому набору оценок социально-политической реальности в условиях яркого несовпадения окружающей реальности внедренным образам интерпретации поступающей информации [2].

Пакет методов мониторинга личности для выявления у обучаемых явных и латентных характеристик качества личности и ее соответствия профессиональным требованиям включает динамические паттерны взаимосвязей, характеризующих отношения результатов тестов на соответствие формируемого специалиста профессиональной модели сотрудника — исходных участников взаимосвязей (компонентов результатов проверок на выход сотрудника за рамки инструкций и приказов, как в обычных условиях, так и под давлением (моральным или физическим насилием), их версий, родственных результатов тестов на соответствие формируемого специалиста профессиональной модели сотрудника и др.) с целевыми тестами на поведение сотрудника в условиях сложных профессиональных ситуаций экстремального характера.

Этот пакет методов мониторинга личности для выявления у обучаемых явных и латентных характеристик качества личности — с целью выбраковки лиц с атипичным набором карьерно-служебных стимулов — включает динамические паттерны взаимосвязей результатов проверок на лояльность обучаемого к импринтируемому набору оценок социально-политической реальности в условиях яркого несовпадения окружающей реальности внедренным образам интерпретации поступающей информации — с изучением результатов тестирования. Семантика создаваемых взаимосвязей предоставляет операторам возможность анализа целевых результатов тестов на соответствие формируемого специалиста профессиональной моде-

ли сотрудника полезные для их улучшения сведения, основанные на содержании выбранной матрицы ключевых рефлексивных реакций. Связь данного паттерна позволяет независимо от взаимосвязей результатов тестирования выделить сведения о развитии представленных результатов или о результатах, близких к ним, с сопоставлением с исходным импринтируемым модулем матрицы ключевых рефлексивных реакций.

Пакет методов мониторинга личности для выявления у обучаемых явных и латентных характеристик качества личности и ее соответствия профессиональным требованиям включает изучение динамических паттернов взаимосвязей, характеризующих вклад персон-соучастников обучения (в плане первичного программирования и перепрограммирования качеств личности на основе импринтирования рефлексивных матриц) в подготовку коллективных результатов как в обычных условиях, так и под давлением (моральным или физическим насилием) — целевых объектов матрицы ключевых рефлексивных реакций. При этом оператор, программирующий профиль личности обучаемого сотрудника, выступает в качестве исходного конфигуратора матрицы ключевых рефлексивных реакций.

В системе обучения (подготовки) сотрудников (лиц) готовых действовать в условиях, которые заранее сложно или невозможно спрогнозировать база матриц ключевых рефлексивных реакций используется для реализации обучающих итераций вида:

• «программируемый профиль личности — тест на соответствие профессиональной модели сотрудника» со встроенной семантикой обеспечивающей целеполагающее формирование системы выработки способов идентификации и интерпретации происходящего, служащих источником действий сотрудников;

• «тест на поведение сотрудника в условиях сложных профессиональных ситуаций экстремального характера — тест на соответствие профессиональной модели сотрудника» для представления взаимосвязей результатов тестирования и для некоторых других взаимосвязей: «программируемый профиль личности — заказывающая организация» с семантикой, характеризующей персон как сотрудников данных организаций (органов, служб, подразделений).

В системе обычной и специальной подготовки лиц, ориентированных на выполнение ответственных заданий с большой компонентой автономного периода самостоятельных действий в настоящее время может быть реализовано несколько способов создания атрибутивно-семантических взаимосвязей различных аспектов реализуемого интерактивным образом процесса обычной и специальной подготовки в рамках личностно-адаптированной конфигурации базовых компетенций специалиста. Один из них основан на

использовании операторами системы обучения (подготовки) сотрудников (лиц) готовых действовать в условиях, которые заранее сложно или невозможно спрогнозировать результатов тестов на соответствие формируемого специалиста профессиональной модели сотрудника. Другой способ служит для выявления атрибутивно-семантических взаимосвязей путем атрибутивно-семантического «обогащения» взаимосвязей результатов тестирования результатов проверок на лояльность обучаемого к импринтируемому набору оценок социально-политической реальности в условиях яркого несовпадения окружающей реальности внедренным образам интерпретации поступающей информации.

Описание каждой атрибутивно-семантической матрицы ключевых рефлексивных реакций в рамках управляемой оператором системы, запоминается в указанной им в его коллекции пакетов связанных сложноструктурированных данных в среде хранения данных системы.

Коллекции пакетов связанных сложноструктурированных данных в системе обучения (подготовки) представляют собой совокупность описаний однотипных пакетов связанных сложноструктурированных данных [5].

С помощью специализированного сервиса оператор системы может в онлайновом режиме создать атрибутивно-семантическую связь любого допустимого паттерна между представленными в системе обучения (подготовки) сотрудников (лиц) готовых действовать в условиях, которые заранее сложно или невозможно спрогнозировать или «внешними» (не содержащимися в ее контенте, но доступными в контенте) блоками информации.

Оператор системы обучения (подготовки) сотрудников (лиц) готовых действовать в условиях, которые заранее сложно или невозможно спрогнозировать выбирает подходящий для его цели пакет методов мониторинга личности для выявления у обучаемых явных и латентных характеристик качества личности с целью выбраковки лиц с атипичным набором карьерно-слу-жебных стимулов и один из входящих в этот пакет типовой паттерн взаимосвязей, тем самым определяя семантику создаваемой матрицы ключевых рефлексивных реакций. Кроме того, оператор системы в рамках осуществления первичного программирования и перепрограммирования качеств личности на основе импринтирования рефлексивных матриц может задать некоторый паттерн, конструирующий описание новой матрицы ключевых рефлексивных реакций. Наконец, оператор системы обучения (подготовки) сотрудников (лиц) задает также локальный идентификатор создаваемой матрицы ключевых рефлексивных реакций — идентификатор, уникальный в рамках той коллекции пакетов связанных сложноструктурированных данных, в которую он намерен включить эту связь.

В результате для создаваемой матрицы ключевых рефлексивных реакций создается ее описание, включающее: глобальный (в рамках всей системы) уникальный идентификатор, генерируемый системой на основе заданного оператором локального идентификатора; глобальные системные идентификаторы результатов проверок на выход сотрудника за рамки инструкций и приказов как в обычных условиях, так и под давлением (моральным или физическим насилием) — результатов рефлексивных реакций; идентификатор паттерна систематики взаимосвязей между блоками связанных сложноструктурированных данных, характеризующих личность обучающегося, к которому относится создаваемая связь; если необходимо, комментарий создателя матрицы ключевых рефлексивных реакций в отношении конкретного обучаемого лица.

Оператор имеет возможность использовать пакет методов мониторинга личности для выявления у обучаемых явных и латентных характеристик качества личности с целью выбраковки лиц с атипичным набором карьерно-служебных стимулов для того, чтобы обосновать свои действия на основе результатов исследований, либо указать характер отношений между различными версиями или компонентами одного и того же образовательного модуля приведшие к выбраковке обучаемого.

Оператор может менять матрицы ключевых рефлексивных реакций исходя из трансформации качеств выявленного профиля личности обучаемого (исходный объект) на момент очередного тестирования. Таким способом, просматривая описание выбранного образовательного модуля, он может дать профессиональную оценку каждому образовательному модулю, которая станет целевой в создаваемой атрибутивно-семантической матрице ключевых рефлексивных реакций с ориентацией на программирование осознания личного выбора обучаемого на основе манипулирования пакетом ключевых характеристик личности в рамках комбинированной профессиональной модели сотрудника.

Для таких взаимосвязей в результате определяется явно указанная семантика на основе систематики взаимосвязей между блоками связанных сложноструктурированных данных, характеризующих личность обучающегося, для повышения эффективности совокупности управленческих и функциональных компетенций как системно структурированной групповой гипер-матрицы компетенций на основе развития междисциплинарно структурированных взаимосвязей, поддерживаемой в системе обычной и специальной подготовки лиц, ориентированных на выполнение ответственных заданий с большой компонентой автономного периода самостоятельных действий.

Нужно, наконец, упомянуть еще одно достаточно существенное направление использования атрибутивно-семантических взаимосвязей в системе обучения (подготовки) сотрудников (лиц) готовых действовать

в условиях, которые заранее сложно или невозможно спрогнозировать. Конфигурируя атрибутивно-семантические матрицы ключевых рефлексивных реакций, фронт-офисные операторы (как программные комплексы, так и физические лица) могут с использованием структурированных (имен динамических паттернов взаимосвязей когнитивных и личностных компонент) и/или неструктурированных данных (комментариев в описаниях создаваемых взаимосвязей) публиковать в системе свои профессиональные оценки результатов проверок на лояльность обучаемого к импринтируе-мому набору оценок социально-политической реальности в условиях яркого несовпадения окружающей реальности внедренным образам интерпретации поступающей информации (первичного программирования и перепрограммирования качеств личности на основе импринтирования рефлексивных матриц), а также предлагать рекомендации по развитию конкретных блоков данной системы обучения, комментировать результаты тестов на соответствие формируемого специалиста профессиональной модели сотрудника.

Наряду с этим, имеется возможность публиковать мнения и оценки относительно оценок, высказанных другими операторами системы обучения (подготовки) сотрудников (лиц). Таким образом, в системе могут поддерживаться альтернативные формы экспертиро-вания результатов действий нее только обучаемого, но также и оператора на выход сотрудника за рамки инструкций и приказов и эффективность действий.

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 15-0603014 «Оптимизация процессов организации кооперированных товарных поставок и инвестиций для удовлетворения спроса и предложения по ключевым направлениям развития науки и техники в рамках ЕАЭС»).

Литература

1. Агеев А.И., Логинов Е.Л. «Управление смыслами» как основа комбинирования вероятностей экономической реальности // Экономические стратегии, 2014, №1. С.16-25.

2. Денисов А.А., Денисова Е.В. Конструирование абстрактных сознаний // http://netocracy.us/ Articles/2013_03_31.pdf

3. Инновационное развитие России: проблемы и решения. — М.: Анкил, 2013. — 1216 с.

4. Когаловский М.Р., Паринов С.И. Метрики онлайновых информационных пространств // Экономика и математические методы. 2008. Т. 44. № 2. С. 108-120.

5. Когаловский М.Р., Паринов С.И. Таксономия семантических связей информационных объектов системы Соционет // http://www.ipr-ras.ru/artides/koga-pari14-01.pdf

6. Лепский В.Е. Рефлексивно-активные среды инновационного развития. — М.: Изд-во «Когито-

Центр», 2010. — 280 с.

7. Лефевр В.А. Рефлексия. М.:Когито-Центр, 2003. 495 с.

8. Лилли Д., Дасс Р. Программирование и метапро-граммирование человеческого биокомпьютера. Это только танец. — Киев: София, 1994. — 320 с.

9. Логинов Е.Л., Райков А.Н., Логинова В.Е. Применение сетевого экспертно-когнитивного метода для формирования индивидуально-личностных матриц компетенций сотрудников в сфере госуправления и бизнеса // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 12 (50). С. 88-95.

10. Новиков Д.А., Чхартишвили А.Г. Рефлексивные игры. М.: СИНТЕГ, 2003.- 160 с.

11. Райков А.Н. Когнитивное программирование // Экономические стратегии. 2014. Т. 16. № 4 (120). С. 108-113.

12. Райков А.Н. Семантика и метафизика мотиваций и целей в управлении // Научно-техническая информация. Серия 1: Организация и методика информационной работы. 2008.№ 12. С. 12-19.

13. Смирнов И., Безносюк Е., Журавлёв А. Психотехнологии: Компьютерный психосемантический анализ и психокоррекция на неосознаваемом уровне. -М.: Издательская группа «Прогресс» — «Культура»,

1995. — 416 с.

14. Столяренко А.М., Эриашвили Н.Д. Применение психотехники наблюдения для выявления потенциально опасных лиц // Образование. Наука. Научные кадры. 2014. № 6. С. 215-219.

15. Теоретические и методические проблемы инновационной системы образования в Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации. — М.: Финакадемия, 2008. — 276 с.

16. Цветков В.А. Власть и бизнес // ЭКО. 2006. № 11. С. 79-98.

17. Эриашвили Н.Д., Логинов Е.Л., Райков А.Н., Ефремов Д.Н. Стратегирование процесса формирования мультидисциплинарной образовательной системы поддержки компетенций функциональных и управленческих кадров в органах госуправления и наукоемких отраслях // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 5. С. 233-237.

18. Эскиндаров М.А. Интеллектуальный капитал как важнейший фактор экономического развития // Век глобализации. 2010. № 1. С. 39-44.

19. Shevrin H., Williams W.J, Marshall R.E. System for assessing verbal psychobiological correlates — US Patent N 4699153. — 1987.

Педагогическая системология. Теория, методика, исследования, практика: учеб.-метод. пособие для студентов вузов / А.М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 319 с.

Рассмотрены науковедческие, методологические, а также ряд теоретических и прикладных проблем педагогики с позиций общей теории систем.

В части первой анализируются зарождение, развитие и современное состояние системных исследований в педагогике. На основе анализа системных исследований в разных науках делается вывод об обязательности адаптации положений общей теории систем к специфике природы и закономерностей педагогических явлений и проблем. Излагается и обосновывается педагогическая системология — специальная методология, организация и методика системных исследований, реализующая положения общей теории систем применительно к специфике реальностей педагогической природы.

В части второй описан опыт исследований автора и других ученых, в ходе которых создавалась и совершенствовалась педагогическая системология. Применение положений педагогической системологии позволило по-новому осветить некоторые фундаментальные положения педагогики и предложить практическое применение их для совершенствования педагогической практики в современных условиях создания нового демократического, социального, правового общества в России. Они нашли отражение в главах по общей педагогике, социальной педагогике, педагогике личности, педагогике высшего образования, педагогике управления, юридической педагогике, экстремальной психопедагогике и физиологической педагогике.

А.М. Столяренко

Педагогическая системология

Исследования Практика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.