Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПРОГРАММАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПРОГРАММАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
государственная программа / портал госпрограмм РФ / государственные информационные системы / оценка эффективности госпрограмм / управление по результатам. / state program / portal of state programs of the Russian Federation / state information systems / evaluation of the effectiveness of state programs / management by results.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лосев В. С., Макарова О. А.

В данной статье рассматривается проблема информационно-телекоммуникационных технологий в рамках управления государственными программами Российской Федерации. Выявлена актуальность этой проблемы в настоящее время. Проведен анализ практики использования информационно-телекоммуникационных технологий в рамках управления Госпрограммами. Описаны ряд недостатков АИС Госпрограммы. Предложена единая методика оценки эффективности Госпрограмм, на основании которой возможно усовершенствование работы АИС Госпрограммы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND TELECOMMUNICATION TECHNOLOGIES WITHIN THE CONTROL OF STATE PROGRAMS OF THE RUSSIAN FEDERATION

This article discusses the problem of information and telecommunication technologies in the framework of managing state programs of the Russian Federation. Revealed the relevance of this problem at the present time. The analysis of the practice of using information and telecommunication technologies in the management of state programs. A number of shortcomings of the AIS of the state program are described. A unified methodology for assessing the effectiveness of state programs is proposed, on the basis of which it is possible to improve the work of the AIS of the state program.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПРОГРАММАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 004.05

Лосев В.С.,

Доктор экономических наук, профессор, Заведующий кафедры «Экономическая кибернетика», 4Ти-

хоокеанский государственный университет, г. Хабаровск

Макарова О.А.

магистрант, кафедра экономической кибернетики, институт экономики и управления, Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск Тихоокеанский государственный университет DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11973 ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПРОГРАММАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Losev V. S.,

Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Economic Cybernetics,

Pacific National University, Khabarovsk Makarova O. A.

Master student, Department of Economic Cybernetics, Institute of Economics and Management, Pacific National University, Khabarovsk

Pacific National University

INFORMATION AND TELECOMMUNICATION TECHNOLOGIES WITHIN THE CONTROL OF STATE PROGRAMS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема информационно-телекоммуникационных технологий в рамках управления государственными программами Российской Федерации. Выявлена актуальность этой проблемы в настоящее время. Проведен анализ практики использования информационно-телекоммуникационных технологий в рамках управления Госпрограммами. Описаны ряд недостатков АИС Госпрограммы. Предложена единая методика оценки эффективности Госпрограмм, на основании которой возможно усовершенствование работы АИС Госпрограммы.

Abstract

This article discusses the problem of information and telecommunication technologies in the framework of managing state programs of the Russian Federation. Revealed the relevance of this problem at the present time. The analysis of the practice of using information and telecommunication technologies in the management of state programs. A number of shortcomings of the AIS of the state program are described. A unified methodology for assessing the effectiveness of state programs is proposed, on the basis of which it is possible to improve the work of the AIS of the state program.

Ключевые слова: государственная программа, портал госпрограмм РФ, государственные информационные системы, оценка эффективности госпрограмм, управление по результатам.

Key words: state program, portal of state programs of the Russian Federation, state information systems, evaluation of the effectiveness of state programs, management by results.

В современных условиях сформирована новая модель государственного менеджмента - государственное управление по результатам. Основой этой модели является повышение эффективности государственного управления на основе введения рыночных принципов, т.е. схожесть механизмов управления в государственных и частных организациях.

В рамках внедрения управления по результатам в органах государственной власти особенно актуальной представляется оценка использования информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ), т. к. цифровизация государственного управления рассматривается как одно из условий обеспечения конкурентоспособности страны. ИКТ оказывают существенное влияние на развитие традиционных отраслей экономики. Они стали частью современных управленческих систем во всех отраслях экономики, сферах государственного

управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка. Повсеместное применение таких технологий способствует развитию нового этапа экономики - цифровой экономики. В последние годы достаточно активно протекал процесс ИКТ-оснащения органов государственной власти. Наряду с реализацией крупных инфраструктурных проектов в стране разрабатывались и внедрялись различные информационные системы.

В России был испробован целый ряд инструментов, призванных повысить результативность и эффективность деятельности органов исполнительной власти. Введение отдельных инструментов управления по результатам повлекло за собой разработку отдельных прикладных программных продуктов. Первые автоматизированные информационные системы появились еще на ранних этапах внедрения инструментов управления по результатам. Некоторые государственные информационные

<<ШУШетиМ~^©У©Ма1>#1]6(Ш),2©2© / БСОМОМЮ 8С1БМСБ8

системы (ГИС), разработанные на федеральном уровне в рамках управления по результатам, представлены на рисунке 1.

При внедрении такого инструмента как государственные программы была разработана Анали-

тическая информационная система обеспечения открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти, реализуемой в рамках государственных программ Российской Федерации (АИС Госпрограммы) [2].

Рисунок 1-Государственные информационные системы

Государственной программой является документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности. Государственная программа включает в себя федеральные целевые программы и подпрограммы, содержащие следующие структурные элементы: основные мероприятия, ведомственные целевые программы, федеральные проекты, отдельные мероприятия федеральных проектов [3].

В 2011-2012 годах на начальном этапе АИС Госпрограммы фактически разрабатывалась отдельно для Минэкономразвития России, а впоследствии стала основной и для Минфина России. Кроме повышения информационной открытости

деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации государственных программ целями создания АИС Госпрограммы являются: повышение эффективности управления государственными программами, в том числе на уровне ответственного исполнителя соответствующей государственной программы; оптимизация процессов разработки, реализации, мониторинга реализации и оценки эффективности государственных программ

[4].

В исследованиях Добролюбовой Е.И. проведен опрос пользователей АИС Госпрограммы. Результаты опроса показали, что большинство пользователей считают, что функции АИС Госпрограммы скорее соответствуют потребностям пользователей. Оценка соответствия функционала АИС Госпрограммы потребностям пользователей системы приведена в таблице - 1.

Таблица - 1

Соответствие функций АИС «Госпрограммы» потребностям пользователей

Функционал Соответ- Скорее Не

ствует по- соответ- соответ-

требностям ствует ствует

Управление реализацией госпрограммы 23,2% 67,8% 9,0 %

Мониторинга исполнения государственной программы 23,7% 67,1%, 9,2 %

Оценка эффективности реализации госпрограмм 11,5% 71,8% 16,7%

Более низкие оценки пользователей АИС «Госпрограммы» в части соответствия ее функционала потребностям на этапе оценки эффективности государственных программ связаны с тем, что значительная часть аналитических функций, реализованных в системе, доступна только центральным ведомствам. Ответственные исполнители государственных программ вынуждены рассчитывать оценку эффективности собственных программ

вручную. Частично это обусловлено различиями в применяемых методиках оценки эффективности реализации программ.

АИС Госпрограммы слабо интегрируется с другими ГИС в связи с этим информацию о ходе реализации государственных программ необходимо многократно представлять в различных системах. Например, если объект капитального строительства

включен в федеральную адресную инвестиционную программу и федеральную целевую программу, являющуюся составной частью государственной программы, то информация о ходе его реализации наряду с АИС Госпрограммы представляется в АИС ФЦП и в АИС ФАИП.

Кроме того, отчетные сведения о фактических значениях целевых показателей результативности, объемах ресурсного обеспечения и ходе реализации государственных программ ответственными исполнителями государственных программ необходимо представлять помимо АИС Госпрограммы в федеральную информационную систему стратегического планирования в закрытой части государственной автоматизированной информационной системы «Управление» (ГАС Управление).

В настоящее время в составе ГАС Управление представлена визуализация данных из отдельных государственных информационных систем. Как отмечают эксперты, оперативность обновления ГАС Управление не всегда отвечает управленческим потребностям. Частичная интеграция данных, содержащих сведения о результатах деятельности органов власти, в том числе в рамках реализации государственных программ, и данных о бюджетных расходах реализована в информационной системе «Электронный бюджет».

АИС Госпрограммы как и предшествующие АИС ДРОНД и АИС Сводный доклад предполагает ручной ввод ведомствами данных о значениях достигнутых показателей результативности, объемах финансового обеспечения, фактических сроках выполнения контрольных событий, что приводит к высокому риску искажения данных ответственными исполнителями.

Мониторинг в АИС Госпрограммы фактически направлен на сбор и обобщение данных, в нем отсутствуют инструменты управления реализацией государственной программой, доступные ответственному исполнителю (соисполнителям). Следовательно, мониторинг реализации государственных программ не выполняет свою основную функцию: он не позволяет осуществлять оперативное управление реализацией госпрограммы, а лишь фиксирует складывающуюся ситуацию.

Проведенный анализ практики использования информационно-телекоммуникационных технологий в рамках управления государственными программами позволяет выделить следующие основные проблемы. Слабая интеграция информационно-аналитических систем приводит к необходимости повторного ввода одних и тех же данных в различные системы, что ведет к значительному увеличению трудозатрат. Преобладание ручного ввода данных повышает риск искажения данных и отражает отсутствие использования современных, цифровых технологий сбора данных, не предусматривающих непосредственного участия пользователей. Множественность государственных информационных систем, содержащих (в той или иной степени) информацию о ходе реализации государственных

программ фактически представляет собой малосвязанные наборы данных, использование которых в целях принятия решений ограниченно [1].

Для устранения выявленных проблем рекомендуется: сократить количество государственных информационных систем, максимально интегрировать их между собой; усовершенствовать функциональные возможностей АИС Госпрограммы.

В качестве одного из способов усовершенствования работы АИС Госпрограммы может выступать автоматизация для пользователей в роли «ответственный исполнитель» государственной программы расчета оценки эффективности государственных программ. Для этого необходимо определить единую для всех ответственных исполнителей государственных программ методику оценки эффективности реализации государственных программ.

Несмотря на то, что инструмент государственных программ используется на федеральном и региональном уровне уже несколько лет, до настоящего времени не выработаны единые подходы к составу и интерпретации итогов оценки эффективности их реализации. Каждый ответственный исполнитель самостоятельно оценивает эффективность реализации государственной программы, используя свою методику, соответствующую определенным требованиям, предъявляемым Минэкономразвития России.

Для выявления степени достижения запланированных результатов государственной программы (подпрограммы) в отчетном году фактически достигнутые значения показателей (индикаторов) сопоставляются с их плановыми значениями. Для выявления степени достижения запланированного уровня затрат фактически произведенные затраты на реализацию программы (подпрограммы) в отчетном году сопоставляются с их плановыми значениями. Для выявления степени исполнения плана реализации государственной программы (подпрограммы) проводятся: сравнение фактических сроков и результатов реализации контрольных событий программы с ожидаемыми; сравнение фактических сроков реализации мероприятий ведомственных целевых программ, основных мероприятий и федеральных целевых программ плана-графика реализации государственной программы с запланированными, а также сравнение фактически полученных результатов с ожидаемыми [5].

Предлагаем единую методику оценки эффективности реализации государственной программы определить как алгоритм оценки фактической эффективности государственной программы в процессе ее реализации на основании оценки ее результативности с учетом объема ресурсов, направленных на ее реализацию и достигнутых результатов. Эффективность реализации государственной программы предлагается оценивать как степень достижения запланированных результатов (сопоставление плановых и фактических значений показателей и индикаторов государственной программы) при условии соблюдения обоснованного объёма расходов.

<<ШУ1©ЗДиМ"^©иГМ&1>>#Щ6Ш,2Ш§ / ECONOMIC SCIENCES_

Алгоритм оценки фактической эффективности государственной программы(Госпрограммы) представлен в таблице - 2 [6, 7].

Таблица - 2

_Алгоритм оценки фактической эффективности Госпрограммы_

Раздел

Название оценки

Порядок расчета

Оценка степени реализации мероприятий подпрограмм, федеральных целевых программ Госпрограммы

Степень реализации мероприятий Госпрограммы оценивается как наступление или не наступление контрольных событий и оценивается для каждой подпрограммы, федеральной целевой программы как доля контрольных событий, выполненных в полном объеме, по следующей формуле:

СРм = Кв / К ,

где:

СРм - степень реализации мероприятий;

Кв - количество контрольных событий мероприятий, выполненных в полном объеме, из числа контрольных событий мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году; К - общее количество контрольных событий мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году.

II.

Оценка степени соответствия запланированному уровню затрат

Степень соответствия запланированному уровню затрат оценивается для каждой подпрограммы, федеральной целевой программы как отношение фактически произведенных в отчетном году расходов на реализацию подпрограммы, федеральной целевой программы к их плановым значениям по следующей формуле:

ССуз = (Зф + Зкс + Звн) / (Зпф + Зпкс + Зпвн),

где:

ССуз - степень соответствия запланированному уровню расходов;

Зф - фактические расходы за счет средств федерального бюджета на реализацию подпрограммы, федеральной целевой программы в отчетном году;

Зкс - фактические расходы за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию подпрограммы, федеральной целевой программы в отчетном году; Звн - фактические расходы за счет внебюджетных средств на реализацию подпрограммы, федеральной целевой программы в отчетном году;

Зпф - плановые расходы за счет средств федерального бюджета на реализацию подпрограммы, федеральной целевой программы в отчетном году (в соответствии со сводной бюджетной росписью на последнюю отчетную дату);

Зпкс - плановые расходы за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию подпрограммы, федеральной целевой программы в отчетном году; Зпвн - плановые расходы за счет внебюджетных средств на реализацию подпрограммы, федеральной целевой программы в отчетном году.

Оценка эффективности использования средств

Эффективность использования средств рассчитывается для каждой подпрограммы, федеральной целевой программы как отношение степени реализации мероприятий к степени соответствия запланированному уровню расходов по следующей формуле:

Эис = СРм / ССуз,

где:

Эис - эффективность использования средств; СРм - степень реализации мероприятий;

ССуз - степень соответствия запланированному уровню расходов.

Раздел Название оценки Порядок расчета

Для оценки степени достижения целей и решения задач (далее -степень реализации) подпрограмм, федеральных целевых программ определяется степень достижения плановых значений каждого показателя (индикатора), характеризующего цели (задачи) подпрограммы, федеральной целевой программы. 1. Степень достижения планового значения показателя (индикатора) рассчитывается по следующим формулам: СДп/фпз = ЗПп/фф /ЗПп/фп, где: СДп/фпз - степень достижения планового значения показателя, характеризующего цели и задачи подпрограммы, федеральной целевой программы; ЗПп/фф - значение показателя, характеризующего цели и задачи подпрограммы, федеральной целевой программы фактически достигнутое на конец отчетного периода; ЗПп/фп - плановое значение показателя, характеризующего цели и задачи подпрограммы, федеральной целевой программы. 2. Степень реализации подпрограммы, федеральной целевой программы рассчитывается по формуле: СРп/ф= ^ % СДп/фпз/К , где: СРп/ф - степень реализации подпрограммы, федеральной целевой программы; СДп/фпз - степень достижения планового значения показателя, характеризующего цели и задачи подпрограммы, федеральной целевой программы; N - число показателей, характеризующих цели и задачи подпрограммы, федеральной целевой программы.

IV. Оценка степени достижения целей и решения задач подпрограмм, федеральных целевых программ

V. Оценка эффективности реализации подпрограммы, федеральной целевой программы Эффективность реализации подпрограммы, федеральной целевой программы оценивается в зависимости от значений оценки степени реализации подпрограммы, федеральной целевой программы и оценки эффективности использования средств по следующей формуле: ЭРп/ф = 0,7 * СРп/ф*Эис, где: ЭРп/ф - эффективность реализации подпрограммы, федеральной целевой программы; СРп/ф - степень реализации подпрограммы, федеральной целевой программы; Эис - эффективность использования средств; 0,7 - уровень значимости достижения плановых значений показателей, характеризующих цели и задачи подпрограммы, федеральной целевой программы.

VI. Оценка степени достижения целей и решения задач Госпрограммы Степень достижения целей (задач) Госпрограммы определяется степенью достижения плановых значений каждого показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи Госпрограммы. 1. Степень достижения планового значения показателя, характеризующего цели и задачи Госпрограммы, рассчитывается по формуле: СДгп пз = ЗПгп ф/ЗПгп п, где: СД гп пз - степень достижения планового значения показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи Госпрограммы;

<<шушетим~^@и©ма1>#1]б(ш),2©2© / economic sciences

Раздел Название оценки Порядок расчета

ЗП гп ф - значение показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи Госпрограммы, фактически достигнутое на конец отчетного периода; ЗП гп п - плановое значение показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи Госпрограммы. 2. Степень реализации Госпрограммы рассчитывается по формуле: СР гп = 0,3 * БСДгп пз /М , где: СР гп - степень реализации Госпрограммы; СДгппз - степень достижения планового значения показателя, характеризующего цели и задачи Госпрограммы; М - число показателей, характеризующих цели и задачи Госпрограммы; 0,3 - уровень значимости достижения плановых значений показателей (индикаторов), характеризующих цели и задачи Госпрограммы.

VII. Оценка эффективности реализации Госпрограммы Эффективность реализации Госпрограммы оценивается в зависимости от значений оценки степени реализации Госпрограммы и оценки эффективности реализации входящих в нее подпрограмм, федеральных целевых программ по следующей формуле: ЭРгп = СРгп + БЭР п/ф / ь где: ЭР гп - эффективность реализации Госпрограммы; СР гп - степень реализации Госпрограммы; ЭР п/ф - эффективность реализации подпрограммы, федеральной целевой программы; j - количество подпрограмм, федеральных целевых программ.

Эффективность реализации Госпрограммы признается: высокой, если значение ЭРгп составляет не менее 0,9; средней, если значение ЭРгп составляет не менее 0,7; удовлетворительной, если значение ЭРгп составляет не менее 0,5; в остальных случаях эффективность реализации государственной программы признается неудовлетворительной.

Необходимо отметить, что государственная программа является новым инструментом программно-целевого финансирования расходов, при внедрении которого была разработана АИС Госпрограммы. Проведенный анализ и обобщение фактических данных о функционировании АИС Госпрограммы с точки зрения пользователей в роли «ответственный исполнитель» позволили выявить ряд недостатков АИС Госпрограммы: слабо интегрируется с другими государственными информационными системами; предполагает ручной ввод ведомствами данных о значениях достигнутых показателей результативности, объемах финансового обеспечения, фактических сроках выполнения контрольных событий.

Кроме того, функционал АИС Госпрограммы не полностью соответствует потребностям «ответственных исполнителей» на этапе оценки эффективности государственных программ это обусловлено различиями в применяемых методиках оценки

эффективности реализации программ. Предложена единая методика оценки эффективности Госпрограмм, на основании которой возможно усовершенствование работы АИС Госпрограммы для пользователей в роли «ответственный исполнитель» путем автоматизации расчета оценки эффективности Госпрограмм.

Список литературы

1. Добролюбова Е.И. Проблемы использования информационных технологий в рамках внедрения управления по результатам // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2019. - №1 (75). С. 49 - 54. -URL: https ://cyberleninka. ru/article/n/problemy-ispolzovaniya-informatsionnyh-tehnologiy-v-ramkah-vnedreniya-upravleniya-po-rezultatam (дата обращения: 10.06.2020).

2. Добролюбова, Е.И., Южаков, В.Н., Ефремов, А.А., Клочкова, Е.Н., Талапина, Э.В., Старцев, Я.Ю. Цифровое будущее государственного управления по результатам / Е.И. Добролюбова, В.Н. Южаков, А.А. Ефремов, Е.Н. Клочкова, Э.В. Талапина, Я.Ю. Старцев. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. - 114 с.

3. Постановление Правительства РФ от 02.08.2010 № 588 «Об утверждении порядка разра-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ботки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» // ГАРАНТ.РУ [Информационно-правовой портал]. URL: http://base.garant.ru/198991/ (дата обращения: 09.06.2020).

4. Постановление Правительства РФ от

23.07.2015 № 748 «О создании, развитии и эксплуатации аналитической информационной системы обеспечения открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.programs.gov.ru)» // Информационно-правовое обеспечение ГАРАНТ. URL: http://ivo. garant.ru/#/document/71147102/para-graph/1/ highlight/ .07.2015%20%20%E2%84%96%20748:1 (дата обращения: 09.06.2020).

5. Приказ Минэкономразвития России от

16.09.2016 № 582 «Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации» // ГАРАНТ.РУ [Информационно-правовой портал].

URL: http://base.garant.ru/71508802/ (дата обращения: 09.06.2020).

6. Постановление Правительства РФ от 17.07.2019 № 903 «Об утверждении Правил формирования сводного годового доклада о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Российской Федерации, внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Информационно-правовое обеспечение ГАРАНТ. URL: http://ivo.gar-ant.ru/#/document/72301742/paragraph/ 1/high-light/%D0%BE%D1 %82%2017.07.2019%20%E2%8 4%96%20903:1 (дата обращения: 09.06.2020).

7. Садовникова Н.А., Клочкова Е.Н. Методологические подходы к оценке государственных программ // Теория и практика общественного развития. - 2014. - №7. С. 93 - 97. - URL: https ://cyberleninka. ru/article/n/metodologicheskie -podhody-k-otsenke-gosudarstvennyh-programm (дата обращения: 10.06.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.