УДК 37.016:811.161.1
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ИНОСТРАННЫМ ОБУЧАЮЩИМСЯ
© 2020 Н. Ю. Арзамасцева
канд. филол. наук, старший преподаватель кафедры русского языка для иностранных граждан e-mail: п [email protected]
Курский государственный университет
В статье рассматриваются информационно-технологические ресурсы обучения иностранных слушателей русской литературе в формате дистанционного занятия. Особое внимание уделяется вопросу использования преподавателем различных онлайн-сервисов, игровых обучающих платформ и инструментов на уроке.
Ключевые слова: информационно-технологические ресурсы, дистанционное обучение, русская литература, РКИ, иностранные обучающиеся, интерактивные методы обучения русской литературе.
Переход образования на дистанционный формат внес большие коррективы не только в процесс обучения, но и в особенности подготовки преподавателя к занятию. Многие ученые-методисты рассматривают данные перемены как «вызов» преподавателям и обучающимся [Как преподавать...]. Проблема мотивации, удержания внимания слушателей стала наиболее остро ощутима в связи с заменой очных занятий дистанционными. В наиболее критичном положении оказались дисциплины, требующие «атмосферы творчества» [В дистанционном образовании.], эмоциональной, личностной вовлеченности студентов в образовательный процесс. Среди таких дисциплин стоит в первую очередь назвать дисциплину «Русская литература». Обучение литературе, сопряженное с множеством трудностей в очном формате (см. подробнее: [Арзамасцева 2020]), стало более уязвимым, требующим всецелой вовлеченности преподавателя в процесс подготовки к занятию, его ведению и осуществлению контроля в новых условиях. Исходя из собственного опыта преподавания, мы можем сделать вывод о том, что трудности онлайн-занятий могут быть наиболее легко преодолимы посредством использования в рамках уроков по русской литературе разнообразных сервисов, игровых обучающих платформ и инструментов. Далее предлагаем подробнее остановиться на некоторых из них.
1. Google Формы
Данный сервис позволяет проводить текущий контроль. К основным преимуществам этого сервиса можно отнести следующие:
- быстрота подготовки теста преподавателем и его выполнения студентом;
- возможность настройки параметров форм;
- удобство и простота в использовании при выходе как с компьютера, так и с мобильного устройства;
- доступность;
- реальность совместной работы на различных социальных уровнях;
- возможность сбора и анализа полученных данных, в том числе в виде диаграмм и таблиц;
- возможность проведения опросов (что важно при ведении дисциплин гуманитарного цикла);
- доступность работы над формой в текстовом документе, в таблицах, в презентациях;
- осуществимость сбора адресов электронной почты обучающихся с целью дальнейшей коммуникации;
- реальность проведения викторины;
- возможность подборки красочного оформления посредством загрузки фотоматериалов по теме;
- снабжение вопросов видеоматериалами;
- гибкость, творческая осуществимость.
Приведем пример использования Google Forms на занятии по русской литературе с иностранными обучающимися (см. рис. 1).
IAL-J ЛШ1 tnn I-'.fpwnuinv
а в
Ёнг ннаымпгсн пщныи р^чгп■ нн рсапнгг лч< rVuEHHH? " —- М_ /flfi.
Q ПимпрьЛаи ipriir
О '""Ч*'
!■ 'Fprmmi f.wriuh 1
лшт-лгн л::<||
zIстоп м:рнчм.1 »г«*?
' У НИ nftiT'üijM О .....|
О ШГ-1МЧ
ГУрыП^т^Н4 1 О ÄJtn^iKJH Ohl- Ion lid Ql ÜL+*>t4«
Рис. 1. Google Формы на занятии по русской литературе
2. КаИоо1
Данная игровая обучающая платформа стала популярной образовательной технологией в различных учебных заведениях, поскольку имеет множество достоинств:
- доступность;
- отсутствие привязанности к одной предметной области;
- нет возрастных ограничений;
- получение быстрой обратной связи;
- повторение изученного материала или изучение нового в увлекательной форме;
- красочный, яркий дизайн;
- подходит как для индивидуального, так и для группового использования, имеется возможность играть разными способами: за себя или в команде (см. рис. 2). Данная функция имеет большое значение для занятий с иностранными студентами, поскольку «наполняемость» группы может быть довольно разнородной по интеллектуальной, эмоциональной, творческой составляющим личности. А как следствие, не всегда представляется возможным достичь равномерной групповой занятости;
Рис. 2. Выбор модели игры в КаЬой
- многовариантные настройки игры преподавателем;
- возможность выхода с любых устройств;
- создание условий полной вовлеченности игроков в процесс игры посредством использования возможности выбора паралингвистических средств письменной коммуникации (пиктограмм, эмодзи и эмотиконов), отражающих отношение к вопросу (см. рис. 3). Передача информации таким образом, с помощью графических изображений, имеет множество преимуществ в эпоху развития 1Т-технологий. В данном случае эмоциональный ответ адресата, как своеобразный фидбэк, выраженный удобным, быстрым способом, не только экономит силы и время, но и благоприятным образом сказывается на эмоциональном впечатлении от игры/занятия в игровой форме. Положительные эмоции способствуют лучшему усвоению материала, «усилению когнитивных процессов, расширяют возможности восприятия» [Мороз 2015].
Proud? Happy? Or grumpy?
Bring the scoreboard to life and show how you
feel with emotes!
Рис. 3. Паралингвистические средства коммуникации в Kahoot
Приведем пример использования инструмента КаИоо! на занятии по русской литературе (см. рис. 4, 5).
Рис. 4. Kahoot на занятии по дисциплине «Русская литература»
Рис. 5. Kahoot на занятии по дисциплине «Русская литература»
3. WordWall
Данный инструмент для создания интерактивных и печатных материалов обладает целым рядом преимуществ:
- доступность;
- реальность использования на любом устройстве;
- возможность распечатки печатных материалов;
- доступ к большому арсеналу материалов;
- большие функциональные возможности версии;
- возможность создания своих шаблонов;
- подключение к поисковой системе Bing, способствующей поиску необходимого изображения;
- наличие текстового редактора, позволяющего в случае необходимости вставить символ/формулу и т.п.;
- возможность персонифицировать задание, а следовательно, проанализировать успеваемость каждого обучающегося;
- осуществляемость использования многочисленных упражнений в качестве тренажеров для повторения;
- возможность применения учебных заданий на поиск информации, заданий с метками (например, найти на карте место рождения писателя, поэта).
Далее представим пример задания игрового характера, составленного с помощью сервиса WordWall (см. рис. 6).
"Смерть поэта" "Война и мир" "Кузнечик" "Бедная Лиза"
"Преступление и наказание' "Вий"
"Евгений Онегин"
Рис. 6. Задание по русской литературе в сервисе WordWall
4. Электронная среда МООЭЬЕ
Представляет собой систему управления курсами, веб-приложение, которое направлено на создание сайтов для онлайн-обучения. Настоящее приложение не является новым, существует уже почти два десятка лет. Тем не менее является популярным в сфере образования.
Стоит отдельно остановиться и на недостатках использования информационно-технологических ресурсов на занятии в вузе:
• неполная реализация учебных задач вследствие игрового характера материала, вынесенного на обучение;
• частое обновление программ;
• недостаточная разработанность программ;
• платные версии (или отдельные функции) программ;
• быстро меняющиеся программы.
Заключение
Таким образом, в данной статье отражены преимущества и основные методики работы с некоторыми популярными сервисами в рамках проведения дистанционных занятий по русской литературе с иностранными обучающимися. На наш взгляд, нельзя не сказать о том, что одним из главных достоинств дистанционного образования является стимулирование преподавателя к саморазвитию, самосовершенствованию, самообразованию. Широкий выбор сервисов и платформ способствует оптимальной реализации учебного процесса, созданию творческой, эмоциональной, интеллектуальной атмосферы.
Библиографический список
Арзамасцева Н.Ю. Методы преподавания русской литературы иностранным обучающимся // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. №2 (54). URL: 2020.
https://elibrary.ru/item.asp?id=43052095 (дата обращения: 25.08.2020)
В дистанционном образовании важно создать атмосферу творчества // Вести образования [Сайт]. URL: https://vogazeta.ru/articles/2020/4/29/distant/12796-v distantsionnom obrazovanii vazhno sozdavat atmosferu tvorchestva (дата обращения: 25.08.2020)
Как преподавать русский язык и литературу дистанционно // ПЕДСОВЕТ [Сайт]. URL: https://pedsovet.org/beta/article/kak-prepodavat-russkij-azyk-i-literaturu-distancionno (дата обращения: 25.08.2020)
Мороз В.В. Эмоции как аксиологический фактор развития креативности студентов университета // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». Т. 7. № 1. 2015. DOI: 10.15862/09РУШ15(дата обращения: 25.08.2020)