УДК 37.016:811.161.1
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРИЧАСТИЙ ИНОСТРАННЫМ ОБУЧАЮЩИМСЯ
© 2020 Э. С. Рагулина1, Н. Ю. Арзамасцева2
1канд. пед. наук, старший преподаватель кафедры русского языка для иностранных граждан e-mail: Elina1984 @ yandex. ru 2канд. филол. наук, старший преподаватель кафедры русского языка
для иностранных граждан e-mail: n [email protected]
Курский государственный университет
Рассматриваются основные трудности при обучении причастиям иностранных обучающихся. Особое внимание уделяется описанию методов работы и упражнений на занятии по грамматике русского языка по теме «Причастие» в иностранной аудитории. Приводятся поуровневые задания от базового до третьего сертификационного.
Ключевые слова: РКИ, причастие на занятии по РКИ, студенты-иностранцы, методы обучения причастиям, причастия в очном и дистанционном форматах обучения.
Некоторые грамматические вопросы стоят особняком в системе русского языка как иностранного (далее РКИ): то, что очевидно, легко воспринимаемо для носителя языка, не всегда возможно соотнести по уровню сложности, доступности с восприятием иностранцем. Русский язык богат такими специфическими моментами, как иронические выражения («очень приятно», «Какой ты умный!..), временные сложности («Вот идёт она вчера такая по лестнице...), двойное утверждение, выражающее несогласие («ну да, конечно!»), грамматические трудности (деепричастия, причастия, видовременные отношения, глаголы движения). В данной статье предлагаем подробно рассмотреть сложности при обучении и восприятии причастий. Причастие, не обособленное в самостоятельную часть речи, как не сугубо грамматическая тема, дискуссионная тема, ставит перед преподавателем русского языка как иностранного и спецдисциплин особые требования по подготовке к занятию и его ведению.
Цель данной статьи: описать основные проблемы обучения причастиям иностранных обучающихся и предложить методы работы, способствующие оптимизации процесса обучения.
Данная тема, несмотря на то что входит в программу базового уровня, не всегда в должной степени изучается в рамках русского языка как иностранного. Это можно объяснить в первую очередь тем фактом, что причастия используются преимущественно в письменной речи, характерны в большей мере для официального и публицистического стилей речи. Иностранные обучающиеся, как приехавшие в страну изучаемого языка, так и изучающие русский язык в качестве иностранного в родной стране, акцентируют большее внимание на владении навыками диалогической коммуникации, умении адекватно поддержать разговор, свободно общаться на языке в социально-бытовой среде. Причастия, как минимально используемые в устной разговорной речи лексическо-грамматические единицы, в данном случае позволяют замену на другие, синонимичные конструкции. Однако, будучи иностранным студентом или кандидатом на сдачу экзаменов международного уровня, обучающийся приходит к необходимости изучения причастий. Так, например, при сдаче экзамена
ТРКИ-2 (уровень В2) кандидату предстоит ответить на перечень вопросов, включающих знание причастий. Здесь же необходимо показать умение оперировать причастиями в сложном предложении, заменять причастия на сложные конструкции с союзом «который». Студенты факультета, слушающие лекцию, несомненно, вынуждены воспринимать целый ряд причастий и причастных оборотов. Владение данной темой позволяет максимально «показать свой язык». Роль причастий для иностранного обучающегося обусловлена их полифункциональностью:
- коммуникативная функция (причастия способствуют полноценному общению на изучаемом языке на уровне В1 и выше);
- аудиолингвальная (оптимизируют формирование фонематического слуха, позволяет понимать речь СМИ и подкасты);
- познавательная (содействуют изучению опыта и практики использования причастий в русской речи);
- эстетическая (делают язык иностранных обучающихся более красивым, стройным, близким к языку носителя);
- прагматическая (способствуют формированию профессионального облика будущего специалиста).
Следовательно, иностранные обучающиеся, начиная с базового уровня, должны владеть навыками использования причастий в устной и письменной речи. Далее считаем необходимым привести ряд упражнений, способствующих оптимальному овладению данным материалом, по уровням. Считаем важным отметить тот факт, что данные упражнения могут быть легко применимы как на очных занятиях, так и на занятиях, проводимых в дистанционном формате.
Методы работы с причастиями на базовом уровне владения русским языком
На данном уровне обучения необходимо дать представление иностранным обучающимся о причастиях, о сфере использования причастий, научить узнавать их в устной речи и печатном тексте, трансформировать словосочетания с причастиями в синонимичные конструкции.
В качестве модели изучения причастий приведем пример этапов работы с действительными причастиями настоящего времени.
Знакомство с причастиями
Среди преподавателей РКИ традиционно принято объяснять материал иностранным обучающимся так, чтобы им было понятно, как маленьким детям. В данном случае нам близка позиция Ирины Петровны Багинской, которая отождествляет причастие с «ребенком глагола и прилагательного» Гhttps://www.youtube.com/watch?v=VWxt9wxDPbE&t=19sl.
Визуализация причастий
Далее следует наглядно показать вариативность использования причастных и синонимичных конструкций.
1. Студент читает книгу. 2. Студент, который читает книгу. 3. Студент, читающий книгу.
Образование причастий
Следующий этап работы - показать правила образования причастий (см. схемы
1, 2).
Схема 1
Схема 2
С целью автоматизации образования форм причастий считаем необходимым отработать этот навык совместно с преподавателем (в ходе данной работы предлагаем студентам образовать причастия от наиболее часто используемых глаголов по следующей схеме: инфинитив - глагол в форме 3 лица множественного числа -причастие. Например, танцевать - они танцуют - танцующий).
Следующий этап - натренировать на различного рода упражнениях изменение причастий по падежам.
Далее приведем ряд упражнений на отработку темы «Причастие».
1. Упражнения на узнавание причастий в устной речи и на письме:
• Преподаватель предлагает студентам послушать подкаст и выписать все причастия, которые они услышат Гhttps://www.culture.ru/s/vopros/coffe/l.
• Преподаватель предлагает студентам текст и просит найти причастие и объяснить его значение.
• Преподаватель дает задание на тренировку образования причастий. Приведем пример.
Задание: В предложенном тексте найдите причастие, скажите, от какого глагола оно образовано, и определите его форму. Какая это девушка? (маршировать) В Калининграде наградят женщину, потерявшую туфлю. МОСКВА, 24 июня — РИА Новости.
Одна из участниц парада Победы в Калининграде потеряла туфлю, но продолжила маршировать, сообщила "Комсомольская правда".
Запись инцидента опубликовал телеканал РЕН ТВ. На кадрах видно, как девушка с босой ступней идет в ногу с остальными. В пресс-службе ... также сообщили местному порталу, что девушку наградят.
[https://ria.ru/20200624/1573423710.htmn
(варианты ответа: потерявшая., марширующая.)
2. Упражнения на тренировку навыков образования причастий:
• Образовать причастные конструкции от предложенных словосочетаний.
• Изменить причастные конструкции по падежам.
3. Упражнения на отработку навыков преобразования причастий:
• Преобразовать причастные определительные предложения в предложения с причастными конструкциями.
• Дополнить текст причастными конструкциями, используя слова для справок.
4. Упражнения творческого характера:
• Составить рассказ по картинке, используя причастия.
• Написать письмо по заданной теме с использованием причастных конструкций.
Методы работы с причастиями на продвинутом уровне владения русским языком
На данном этапе иностранные обучающиеся в норме способны различать и использовать причастия в устной и письменной речи. Поэтому задания могут быть более творческими и требовать от преподавателя меньшей адаптации материала, подготовки упражнений на тренировку всех форм причастий.
1. Упражнения на чтение и обсуждение публицистического текста.
Приведем пример упражнения, направленного на активизацию пассивных причастий настоящего времени.
Студенты читают текст, находят причастие, обсуждают с преподавателем проблему, затронутую в тексте и, как следствие, делают вывод о роли причастий в русском языке.
Голосование по поправкам в Конституцию.
Лингвист указала на отсутствие ошибки в бюллетене по поправкам
МОСКВА, 26 июня - РИА Новости. В бюллетенях по поправкам к Конституции нет ошибки с точки зрения лингвистики, фокусироваться нужно не на стилистике, а на смысле, заявила РИА Новости ректор Государственного института русского языка имени Пушкина Маргарита Русецкая.
Ранее в ходе общения с журналистами пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова спросили, знают ли в Кремле, что филологи говорят о несовпадении склонения в бюллетенях голосования. Песков сказал, что ознакомится с мнением филологов Института русского языка Российской академии наук (РАН) по этому вопросу.
«В предложении "Вы одобряете изменения в Конституцию РФ?" все написано на русском языке, но использована сокращенная конструкция. Полная конструкция выглядела бы так: "Вы одобряете изменения, вносимые в Конституцию РФ?" То есть пропущено одно слово, которое легко восстанавливается по смыслу. В естественной речи мы часто используем такие конструкции с пропусками, это облегчает понимание, ускоряет обмен информацией», - отметила Русецкая. rhttps://ria.ru/20200626/1573537239.html1
2. Упражнения на отработку навыков написания учебно-исследовательских работ с использованием причастных конструкций:
• Тренировка в написании отчётов, рефератов, научных статей.
• Написание аннотаций.
3. В качестве промежуточного контроля рекомендуем использовать тестовые задания в Google forms.
Считаем важным отметить, что дистанционный формат обучения открывает новые возможности в преподавании РКИ. Выбор онлайн-ресурсов зависит от целей и задач обучения, уровня учащихся, сформированности компьютерной компетенции, а также готовности преподавателя и студентов работать в дистанционном режиме. Дистанционное обучение способствует переходу к более гибкой, вариативной системе образования. В результате меняется не только учебный процесс, но, главным образом, деятельность преподавателя. Немаловажным фактором такой деятельности является эффективность работы преподавателя, которая зависит от его готовности адаптировать используемые методические материалы в формат дистанционного обучения, опираясь
на цели, компетенции и возможности учащихся. В сложившейся ситуации преподавание РКИ претерпело ряд изменений. Контроль знаний учащихся -не исключение. Из опыта работы нами было выделено несколько онлайн-сервисов, с помощью которых можно провести как текущий, так и итоговый контроль знаний учащихся. Одним из таких сервисов является Google forms. С помощью данного сервиса может быть создан онлайн-тест по теме «Причастие». Важными плюсами выбора именно этого сервиса являются:
- простота работы;
- возможность автоматически менять очерёдность вопросов для каждого учащегося с целью избегания списывания;
- подсчёт результатов производится автоматически, может быть оформлен в виде таблицы, диаграммы, процентного соотношения.
В качестве примера приведём отрывок онлайн-теста по теме «Причастие» (см. рис.).
□ О ¡3 Ibu»bW.u X В 'еокрсдом X +
it о
Звп внимательно слушал профессора, -. О "«итаешего лекцию и» списка О читавший лекцию о космосе О читавши лекцию из списка О читавшему йгеций из списка
Мы поспали записку профессору,..." О читавшего лекцию иэ списка О 0 читавшем лекцию иэ списке О читавшему лекцию иэ списка (2) читавший лекцию и] списка
В нашей группе учатся студенты-.'
О придавшие иэ Канады
О примявшими из Канады
0 О 0 пр«е«эаши!( из Канады
1 ¡1 № <я а г 1 1 ¥ ~ * W м г
Тест в Google forms на проверку знаний причастий
4. В качестве итогового контроля студентам может быть предложено сделать презентации по теме «Причастие». Данный формат работы целесообразен, поскольку подобная деятельность:
- повышает мотивацию учебной деятельности студентов;
- закрепляет полученные учащимися знания;
- развивает индивидуальные способности;
- формирует профессионально-ценностное отношение учащихся к учебной деятельности.
Таким образом, в данной статье предпринята попытка отразить значимость изучения причастий на занятии по РКИ. Будущий специалист, владеющий навыком грамотного использования причастных конструкций в устной и письменной речи, имеет высокие шансы профессиональной реализации на рынке труда в современных условиях конкуренции. Обучение причастиям в очном и дистанционном форматах может быть оптимизировано посредством вариативного, тщательно проработанного преподавателем комплекса упражнений.
Библиографический список
Багинская И.П. Youtube канал О русском по-русски. Урок 1. Активные причастия (настоящее время). URL: https://www.youtube.com/watch?v=VWxt9wxDPbE&t=19s (дата обращения: 25.08.2020)
Сайт КУЛЬТУРА.РФ. Когда в России начали пить кофе? Считался ли он аристократическим напитком? URL: https://www.culture.ru/s/vopros/coffe/ (дата обращения: 25.08.2020)
Сайт РИА НОВОСТИ. 75 лет Великой Победы. В Калининграде наградят женщину, потерявшую туфлю. URL: https://ria.ru/20200624/1573423710.html (дата обращения: 25.08.2020)
Сайт РИА НОВОСТИ. Голосование по поправкам в Конституцию. Лингвист указала на отсутствие ошибки в бюллетене по поправкам. URL: https://ria.ru/20200626/1573537239.html (дата обращения: 25.08.2020)