Научная статья на тему 'Информационно-пропагандистское обеспечение деятельности органов внутренних дел по формированию кадрового потенциала милиции'

Информационно-пропагандистское обеспечение деятельности органов внутренних дел по формированию кадрового потенциала милиции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1049
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДБОР КАДРОВ / ИНФОРМАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ПРОХОЖДЕНИЕ СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / SELECTION OF STAFF / INFORMATION AND PROPAGANDA MAINTENANCE / PUBLIC OUTLOOK / MASS MEDIA / SERVICE IN LAW-ENFORCEMENT BODIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Разуваева Наталья Ивановна

В статье рассматриваются проблемы формирования высокопрофессионального кадрового потенциала органов внутренних дел и предлагаются способы их решения посредством качественного регулирования информационно-пропагандистского обеспечения милиции, как надежного способа воздействия на общественное мировоззрение с целью восстановления престижа службы и, как следствие, преодоления кадрового голода Министерства внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND PROPAGANDA MAINTENANCE OF AC-TIVITY OF LAW-ENFORCEMENT BODIES ON FORMATION OF PERSONNEL POTENTIAL OF MILITIA

In the article problems of formation of highly professional personnel potential of law-enforcement bodies are considered and ways of their decision by means of qualitative regulation of information and propaganda maintenance of militia, as reliable way of influence on public outlook with the purpose of restoration of prestige of service and, as consequence, overcoming lack of personnel of the Ministry of Internal Affairs are offered.

Текст научной работы на тему «Информационно-пропагандистское обеспечение деятельности органов внутренних дел по формированию кадрового потенциала милиции»

9.7. ИНФОРМАЦИОННОПРОПАГАНДИСТСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА МИЛИЦИИ

Перейти на Гпавное МЕНЮ

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Разуваева Наталья Ивановна, адъюнкт. Место учебы: кафедра административного права и административной деятельности, Воронежский институт Министерства внутренних дел России. Email: raznativa@mail.ru.

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы формирования высокопрофессионального кадрового потенциала органов внутренних деп и предлагаются способы их решения посредством качественного регулирования информационно-пропагандистского

обеспечения милиции, как надежного способа воздействия на общественное мировоззрение с целью восстановления престижа службы и, как следствие, преодоления кадрового голода Министерства внутренних дел.

Ключевые слова: подбор кадров, информационно-пропагандистское обеспечение, общественное мировоззрение, средства массовой информации, прохождение службы в органах внутренних дел.

INFORMATION AND PROPAGANDA MAINTENANCE OF ACTIVITY OF LAW-ENFORCEMENT BODIES ON FORMATION OF PERSONNEL POTENTIAL OF MILITIA

Razuvaeva Natalia Ivanovna, adjunct. Place of study: chair of Administrative law and administrative activity, Voronezh Institute of Russian Internal Ministry. Е-mail: raznati-va@mail.ru.

Annotation: In the article problems of formation of highly professional personnel potential of law-enforcement bodies are considered and ways of their decision by means of qualitative regulation of information and propaganda maintenance of militia, as reliable way of influence on public outlook with the purpose of restoration of prestige of service and, as consequence, overcoming lack of personnel of the Ministry of Internal Affairs are offered.

Keywords: selection of staff, Information and propaganda maintenance, public outlook, mass media, service in law-enforcement bodies.

Социально-экономические изменения в России вызвали ухудшение криминальной обстановки в стране. С каждым годом растет число зарегистрированных преступлений, в том числен тяжких и особо тяжких, преступлений с применением огнестрельного оружия, похищения людей, террористических актов с гибелью и ранением жертв. Противостоять этому валу преступности призваны правоохранительные органы и, в первую очередь, органы внутренних дел. Однако, несмотря на напряженную работу, эффективность служебной деятельности большинства органов внутренних дел субъектов Российской Федерации признается неудовлетворительной. Усложнение задач, решаемых органами внутренних дел в современных условиях, в свою очередь, закономерно ведет к значительному возрастанию роли «человеческого фактора». Очевидно, что только при наличии качественного кадрового

ядра в органах внутренних дел возможно эффективное выполнение оперативно-служебных задач.

Однако, состояние борьбы с преступностью в стране острее обозначило проблемы, связанные с отбором, подготовкой и воспитанием кадров органов внутренних дел, их правовой и социальной защищенностью. Анализ кадровой ситуации в органах внутренних дел показывает, что различия между состоянием материальной обеспеченности, социально-правовой защищенности сотрудников и значительно возросшими на них нагрузками, вызванными увеличением преступности, привели к падению престижа службы, значительной текучести личного состава, оттоку наиболее квалифицированных кадров в другие государственные структуры и негосударственные формирования, что повлекло снижение уровня профессионализма, рост нарушений законности среди сотрудников, заметное ослабление эффективности деятельности органов внутренних дел Российской Федерации. Очевидно, что в ближайшее время существенно не увеличится бюджетное финансирование органов внутренних дел, поэтому важным направлением преобразования системы МВД России, как представляется, будут поиск и использование ее внутренних резервов, в том числе совершенствование кадровой политики по подбору личного состава.

В этой связи, Министерством внутренних дел выделен ряд ключевых ориентиров, которые уже последовательно реализуются в настоящее время, одним из которых является создание необходимых материальных и финансовых условий для обеспечения общественного престижа и конкурентоспособности «профессии милиционера» на рынке труда, развитие и совершенствование социального пакета для сотрудников органов внутренних дел.

Суть профессии сотрудника милиции - это работа с Человеком и во имя Человека. К таким же профессиям относятся профессии врача, который сохраняет жизнь и здоровье, и учителя, который несет знания о мире. И когда эта триада профессий станет одинаково уважаемой и востребованной, это несомненно приведет к оздоровлению общества и переосмыслению его духовных ценностей.

Но как, воздействовав на мировоззрение общества, вернуть доверие к милиции, поднять престиж к службе в органах внутренних дел? На взгляд автора, добиться поставленных задач можно лишь тщательно спланированной работой в сфере информационнопропагандистского обеспечения деятельности милиции.

Сегодня мы живем в информационную эпоху. В соответствии с действующим законодательством, предоставлением информации являются действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц, распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.1

Информация используется в качестве самого эффективного инструмента управления государством и обществом, является важнейшим фактором влияния на международные процессы. Опыт свидетельствует, что хорошо поставленная информационная работа -важная составная часть технологии управления.

1 См: Об информации, информатизации и защите информации. Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ // Российская газета. 2006. № 165. 29 июля.

4'2009

Пробелы в российском законодательстве

Информационно-пропагандистская работа является одним из важнейших направлений деятельности в системе МВД России, в том числе и кадровой политики. Информационная её составляющая подразумевает деятельность по сбору, оценке, анализу, обобщению и доведению информации, имеющей существенное значение для жизнедеятельности личного состава органов внутренних дел. Пропаганда, в классическом её понимании, представляет собой систематическое, целенаправленное распространение с помощью разнообразных средств коммуникативной информации, определенных идей, с целью оказания влияния на мнения, чувства, состояния и поведение объектов воздействия. Пропаганда стимулирует, снабжает готовыми установками и побуждает к реакции в нужном направлении.2

Таким образом, информирование и пропаганда - это два инструмента, которые, прежде всего, необходимо использовать для достижения намеченных целей. Важнейшим условием успешного решения Министерством внутренних дел Российской Федерации задач по борьбе с преступностью и охране общественного порядка, является достижение понимания, одобрения и поддержки населением деятельности милиции, и, как следствие, повышение престижа милиции, желание большинства посвятить себя службе Родине «в погонах».

Особое место в информационно-пропагандистском обеспечении органов внутренних дел отводится средствам массовой информации, благодаря широкому распространению которых современный человек оказывается под воздействием множества информационных потоков. СМИ участвуют в формировании массового сознания, предъявляя разного рода нормы, ценности. При этом они в известной мере реализуют и воспитательную функцию - формируют мировоззрение, ценностные ориентировки, нравственные (либо безнравственные) убеждения. СМИ относятся к таким воспитательным средствам, которые действуют практически на всех этапах формирования и развития личности .

Информация превращается в объективно действующий фактор педагогического влияния, она становится важной составляющей процесса воспитания. По мнению В.А. Сухомлинского, воспитание словом является «одной из самых жизненных и наиболее острых проблем педагогической деятельности».3

Работа СМИ по информационно-пропагандистскому обеспечению деятельности органов внутренних дел должна строиться по таким критериям, чтобы в общественном мировоззрении позитив преобладал над негативными моментами милицейской службы. Информационную среду органов внутренних дел МВД России необходимо оградить от потоков лженаучной и антигосударственной информации, чтобы максимально нивелировать возможность манипуляции сознанием общества со стороны недобросовестных субъектов информационной деятельности. Значительную помощь в этом направлении оказывает ряд нормативных актов, которые призваны регулировать различные информационно-коммуникативные процессы в обществе: Законы Российской Федерации «О печати», «О средствах

2 См: Основы организации воспитательной работы с личным составом в органах внутренних дел: Учебное пособие / Под общ. ред. докт. педагог. наук, докт. юрид. наук, проф. В.Я. Кикотя. - М.: ЦОКР МВД РФ, 2008. - 400 с.

3 См: Сухомлинский В.А. Рождение гражданина//Избр. пед. соч.: В 3 т. - Т. 1. - М.: Педагогика, 1979. - С. 296.

массовой информации», «Об информации, информатизации и защите информации», «О борьбе с экстремизмом», Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации «Об информационно-

пропагандистской работе» от 10 апреля 2006 года № 246, в соответствии с которым информационнопропагандистская работа органов внутренних дел должна заключаться, прежде всего, в проведении согласованной информационной политики в области формирования объективного общественного мнения о деятельности Министерства, создания и укрепления положительного образа сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России.

Однако, как показывает практика, российская законодательная база недостаточно жестко защищает информационно-пропагандистскую деятельность органов внутренних дел, зачастую имеет место трансляция лжеинформации, нелепые выводы СМИ о милицейской службе. Все это приводит к негативному отношению граждан к сотрудникам милиции, нежелание проходить службу в органах внутренних дел. Что же получается? Министерство внутренних дел Российской Федерации рассчитывает на средства массовой информации, как на гарант решения многих оперативнослужебных задач, кадровых пробелов, но итог - негативные настроения в общественном сознании, спад патриотизма среди граждан, недоверие населения к милиции. Кто же при таких условиях изъявит желание проходить службу в органах внутренних дел?

В этой связи лицам, ответственным за надлежащее исполнение информационно-пропагандистской работы в органах внутренних дел, необходимо незамедлительно реагировать на материалы в СМИ, содержащие недостоверные сведения о деятельности милиции, сведения, необоснованно порочащие честь и достоинство сотрудников. Особое внимание необходимо уделять контролю за своевременным доведением до граждан информации о деятельности милиции в области борьбы с преступностью, предупреждения и пресечения правонарушений, а также о принимаемых мерах по реализации государственной политики в сфере внутренних дел; объективным разъяснением и информированием общества об изменениях законодательства Российской Федерации, регулирующего данную сферу, а также правомочий органов внутренних дел по обеспечению правопорядка и борьбы с преступностью. Осуществление в должной мере названных задач несомненно повлечет за собой формирование у населения активной гражданской позиции по оказанию содействия органам внутренних дел в выявлении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении правонарушений, и, соответственно, желание граждан непосредственно участвовать в обеспечении охраны общественного порядка осуществляя прохождение службы в органах внутренних дел. К примеру, юноша получает положительную информацию о деятельности милиции из криминальных сводок средств массовой информации, художественных, документальных детективных кинофильмов, у него автоматически порождается позитивное отношение, интерес к службе в органах внутренних дел.

Таким образом, основной целью исправления сложившейся кадровой ситуации в современных условиях, по мнению автора, является активное воздействие на формирование объективного общественного мнения о работе подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации посредством разъяс-

нения населению страны государственной политики в области охраны общественного порядка, борьбы с преступностью и принимаемых органами внутренних дел мерах по её реализации. Приведение в жизнь данных установок возможно лишь при помощи надлежащего воздействия информационно-

пропагандистских идей, касающихся оперативнослужебной деятельности органов внутренних дел, на мировоззрение общества, и, в свою очередь, информационно-пропагандистское обеспечение можно считать качественным лишь тогда, когда оно в должной мере будет законодательно защищено государством от всякого рода негативных воздействий.

Руководящему звену органов внутренних дел также следует уделять особое внимание мероприятиям по пропаганде патриотизма, сохранению и развитию традиций милицейской службы, заключающихся в целенаправленном ведении системной исторической, музейной работы, развитию форм устной пропаганды и средств наглядной агитации.

Список литературы:

1. О средствах массовой информации: Закон Российской Федерации // Ведомости Верховного Совета РФ. - 1992. - № 7.

2. Об информации, информатизации и защите информации. Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-Фз // Российская газета. 2006. № 165. 29 июля.

3. Об информационно-пропагандистской работе: Приказ МВД России от 10 апреля 2006 г. № 246.

4. Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом. - М., 1975.

5. Бочарова В.Г. О некоторых методологических подходах к пониманию целостного процесса социализации, воспитания и развития личности // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: Сборник. - Москва, Тула, 1993.

6. Головко Б. Золотая жила общественных связей с прессой // организация общественный связей органов внутренних дел. М., 1997.

7. Основы организации воспитательной работы с личным составом в органах внутренних дел: Учебное пособие / Под общ. ред. докт. педагог. наук, докт. юрид. наук, проф. В.Я. Кикотя. - М.: ЦОКР МВД РФ, 2008.

8. Программа информационно-пропагандистского сопровождения деятельности органов внутренних дел по обеспечению государственной системы профилактики правонарушений. - 2007.

9. Рыков С.Л. Реализация воспитательного потенциала средств массовой информации в военнопедагогической деятельности. - М., 1995.

10. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина//Избр. пед. соч.: В 3 т. - Т. 1. - М.: Педагогика, 1979.

Рецензия

на статью Разуваевой Н.И. Тема: «Информационнопропагандистское обеспечение деятельности органов внутренних дел по формированию кадрового потенциала милиции».

В статье автор предлагает вариант решения проблемы кадрового голода органов внутренних дел, подняв престиж службы в милиции с помощью качественного информационно-пропагандистского обеспечения оперативно-служебной деятельности Министерства внутренних дел.

В этом процессе определяющая роль принадлежит организации работы, прежде всего, средств массовой

информации, законодательная защита информации, касающейся деятельности служб и подразделений милиции, со стороны государства, а также руководящего звена органов внутренних дел.

Научная новизна исследования обусловлена осмыслением проблематики вопросов кадровой политики Министерства внутренних дел в современных социально-экономических условиях, которое позволило автору сформулировать ряд выводов и рекомендаций по совершенствованию организационных аспектов в деятельности руководителей и сотрудников кадровых подразделений органов внутренних дел по пропаганде службы в милиции.

Основная часть исследования представляет собой достаточно удачную попытку автора рассмотреть особенности информационно-пропагандистского обеспечения Министерства внутренних дел и его влияния на преодоление кадрового голода с позиций обобщенных практических данных служб и подразделений милиции, пресс-служб различных уровней, а также достижений в области права и психологии.

Начальник кафедры АП и АД ОВД, к.ю.н., профессор, полковник милиции Т.М. Занина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.