СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА, СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ
УДК 316.65
ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ
(РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ)
А.А. Алексеёнок, Ю.В. Кирюхина
Представлен ретроспективный анализ формирования имиджа органов внутренних дел России. Затрагивается достаточно продолжительный период - от Петра I до настоящего времени. Авторы рассматривают, как исторические реалии отражались на кадровом составе органов внутренних дел, профессиональной деятельности их сотрудников, а также на взаимодействии полиции и остального населения. В статье находят отражение периоды повышения и понижения имиджа полиции в глазах населения. В заключение приводятся направления повышения престижа органов внутренних дел, которые заключаются в ужесточении контроля за кадровым составом, борьбе с коррупцией, введении системы поощрений и стимулирования сотрудников за добросовестный труд, повышении уровня организационной культуры сотрудников органов внутренних дел.
Ключевые слова: имидж органов внутренних дел, полицейские структуры, сотрудники полиции, образ полицейского (милиционера), престиж полиции, деятельность сотрудников органов внутренних дел.
Изучение исторических этапов развития подразделений и структур, входящих в настоящее время в состав органов внутренних дел, позволяет сделать вывод о том, что данные структуры регулярно подвергались реформированию. При этом потребность в подобном реформировании в основном возникала при изменении социально-экономической обстановки в стране. В подобных условиях эффективность деятельности полиции существенно снижалась, а отношение граждан к сотрудникам органов внутренних дел изменялось в худшую сторону. Соответственно реформирование было призвано повысить как имидж сотрудника полиции в обществе, так и престижность данной профессии среди граждан.
Если обратиться к истории, то мы увидим, что реформирование полицейских структур во времена Петра I было вызвано, с одной стороны, потребностью европеизации Российской империи, а с другой стороны, ростом городов и стремительным экономическим развитием нашей страны. В свою очередь, реформы Екатерины Великой были обусловлены сменой прав и обязанностей основных сословий России. Реформы органов внутренних дел в период царствования Александра I явились следствием процесса интеграции в Европу, а преобразования Александра II - демократизацией власти и отказом от крепостного
права. Октябрьская революция привела к максимальной централизации власти с одновременной индустриализацией и быстрым ростом городского населения.
Каждый подобный исторический поворот вносил свои коррективы в отношение граждан и руководителей страны к сотрудникам полиции, влиял на изменение их имиджа и престижа профессии. В настоящее время мы можем наблюдать очередной этап как изменений в социально-экономической политике, так и реформирования в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации. Президент Российской Федерации и руководство МВД России на сегодняшний день ведут активную деятельность, направленную на повышение уровня доверия населения к органам внутренних дел и улучшение имиджа сотрудника полиции. В этой связи изучение истории становления и развития органов внутренних дел в разрезе её взаимоотношений с населением и руководством страны позволит использовать имеющийся исторический опыт реформирования правоохранительных органов в современном процессе преобразования Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Началом создания постоянных самостоятельных полицейских органов традиционно считают 25 мая 1718 года, когда императором Петром I была введена должность генерал-полицмейстера. Именно с этим событием связано и празднование 300-летия Российской полиции, которое произошло в 2018 году. Обязанности, которые возложили на полицию в начальный период её существования, хотя и были достаточно обширными, однако их можно свести к трем основным задачам: охрана общественного порядка и борьба с преступностью, надзор за благоустройством и санитарией, а также обеспечение пожарной безопасности. В то же время по прошествии буквально пяти лет, в 1726 году, Сенату был представлен отчет Главной полицмейстерской канцелярии, в котором была отражена озабоченность руководства страны качеством комплектования полицейских должностей.
Сложности комплектования созданных полицейских структур и низкий уровень популярности данной службы в начале XVШ века, по мнению Ю.А. Ершова, объясняются нехваткой чиновников с соответствующим уровнем квалификации, недостаточным материальным стимулированием гражданских служащих, а также тем, что прием на службу в полиции осуществлялся не в добровольном, а фактически в принудительном порядке, что позволяло учреждениям отдавать для работы в полицию наименее опытных из числа своих сотрудников. По указанным причинам на службе в полиции зачастую оказывались граждане, не способные по своим личностным и деловым качествам выполнять функции по охране общественного порядка [12]. Специальные программы для обучения сотрудников отсутствовали, и поэтому руководителей полицмейстерских канцелярий выбирали из отставных офицеров, полагая, что они смогут перенести полученный армейский опыт на борьбу с преступностью и охрану общественного порядка.
Исторические события в стране, в частности восстание Е. Пугачева, показали неспособность существующей системы органов полиции решать вопросы пресечения преступной деятельности внутри государства. В результате в 1775-
1782 гг. в России началась очередная полицейская реформа. Принятые нормативные акты «Учреждение для управления губерниями» (1775 г.) и «Устав благочиния или полицейский» (1782 г.) не только определяли квалификационные критерии, но и устанавливали принципы и нормы поведения сотрудников полиции по отношению к обществу, гражданам. Так, в Уставе определялись в качестве необходимых личностных качеств полицейского: «здравый рассудок, добрая воля в отправлении порученного, человеколюбие, верность службе императору, усердие к общему добру, радение к должности, честность и бескорыстие». Особое внимание в уставе уделялось антикоррупционной деятельности: сотруднику полиции предписывалось «воздерживаться от взяток, ибо они ослепляют глаза и развращают ум и сердце, устам же налагают узду» [1].
К концу XVIII века окончательно определились место и роль полиции в системе государственных органов, ее структура и основные полномочия. Однако по-прежнему не решенными оставались вопросы по обучению и подготовке кадров, способных на профессиональном уровне решать поставленные перед органами полиции задачи. Немалую роль в формировании негативного отношения граждан к полиции сыграло и создание специального органа сыска, наводившего ужас на население методами своей работы, - Тайной экспедиции при Сенате.
Новый этап в истории развития органов полиции в России многие исследователи связывают с упразднением 2 апреля 1801 г. Александром I Тайной экспедиции. Именно с этой даты принцип законности был определен в качестве основного принципа государственной власти. Следующим шагом на пути развития системы и структуры органов полиции стало создание 8 сентября 1802 г. Министерства внутренних дел, основной целью которого должна была стать забота о: «повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве всей Империи» [7]. Для обеспечения гласности в работе органов внутренних дел и информирования широких масс населения о проводимой работе в периодическую печать направлялись доклады министра внутренних дел императору Александру I.
Создание в период правления императора Александра I Министерства внутренних дел позволило поднять на более высокий уровень руководство органами полиции, однако, функциональные обязанности полицейских и общая структура органов остались без изменения, привлекательность службы в полиции для граждан находилась все еще на достаточно низком уровне. Император Николай I (1825-1855 гг.) уделял большое внимание совершенствованию полиции. В частности, в период его правления было увеличено денежное довольствие полицейских, упорядочены их функциональные обязанности, для службы в органы полиции начали привлекать выпускников Училища правоведения, имеющего статус привилегированного учебного заведения. Применяемые меры приносили результат, но о кардинальном изменении отношения граждан к органам полиции говорить не приходилось. Социально-экономическое развитие, отстающее от европейских стран, многими исследователями связываемое с наличием в этот период в России крепостного права, объективно говорило о
необходимости реформирования не только органов внутренних дел, но и всех сфер социальной и хозяйственной деятельности.
Весомый вклад в дело повышения авторитета полицейских органов внес приказ обер-полицмейстера города Санкт-Петербурга Ф.Ф. Трепова о запрете взяток и коррупции в органах полиции, имевший большой общественный резонанс и ломавший сложившуюся систему оплаты труда полицейских. Ф.Ф. Тре-пов полагал, что увеличение заработной платы сотрудников полиции позволит повысить авторитет полицейской службы и сократит уровень коррупции. Так, в своем докладе императору Ф.Ф. Трепов пояснял, что «чины полиции, получая скудное содержание, по необходимости существуют приношениями от частных лиц, известных под именем праздничных денег. При этом выражено мною, что такой порядок вознаграждения служащих роняет достоинство полиции в общественном мнении, стесняет чинов ее в преследовании нарушений закона, поставляя их в зависимое положение, словом - составляет причину нравственного растления полиции и источник глубокого зла» [5]. Как следствие, последовавшее повышение денежного довольствия чинов полиции обеспечило последним достойный уровень существования. Изменилось и отношение к так называемым подношениям, которые теперь считались не только «явным признаком неуважения к высокому назначению полицейской деятельности, но и прямым оскорблением лица, избравшего это поприще».
Время правления императора Александра III с 1881 по 1894 годы получило название «периода умиротворения». После трагической гибели императора Александра II руководство политической и общей полицией было соединено, увеличилась штатная численность сотрудников, повысился уровень денежного содержания и обеспечения жильем полицейских, повысился социальный статус полицейских в обществе, регулярно выделялись деньги на необходимые хозяйственные нужды и канцелярские принадлежности, продолжалось изучение опыта работы иностранной полиции. Министерство внутренних дел осознавало необходимость постоянного повышения в глазах общественности авторитета полицейских органов для организации её эффективной деятельности. Проводимые целенаправленные и систематические реформы в системе Министерства внутренних дел позволили сохранить в стране спокойствие и порядок, даже несмотря на введение ряда существенных ограничений установленных прав и свобод граждан.
Государственная власть к началу XX века убедилась в острой необходимости установления уважительного и доверительного отношения населения к органам полиции, о чем свидетельствует, например, высказывание министра внутренних дел Российской империи П.Д. Святополк-Мирского о том, что государственное управление необходимо строить на «искренне надежном и искренне доверчивом отношении к общественным и сословным убеждениям и населению вообще. Лишь при этих условиях работы можно получить взаимное доверие, без которого нельзя ожидать прочного успеха в деле устроения государства» [9]. Об отношении населения к органам полиции можно узнать и из «Отчета о деятельности сыскного отделения Киевской городской полиции» за
1906 год. В указанном докладе говорится о неприязненном отношении к органам полиции со стороны местного населения, доходящего иногда до открытого противостояния и повсеместного отказа от сотрудничества.
Негативное отношение общественности к полиции зачастую приводило к невозможности привлечения на службу квалифицированных и старательных служащих, а действующие сотрудники оставляли службу «при первом же удобном случае, или же, встречая на каждом шагу вместо нравственной поддержки одно лишь противодействие и ненависть в среде охраняемого им населения, постепенно теряют энергию, самообладание, корректность и продолжают служить не за совесть, а за страх» [6]. Отсутствие должного внимания к проблемам конкретного полицейского служащего и недостаточная информированность населения о достижениях и проблемах органов внутренних дел приводили к тому, что социально-политический облик сотрудника полиции стал наиболее обсуждаемой темой для революционной, а впоследствии и либеральной общественности. В средствах массовой информации образ среднестатистического полицейского представлялся в откровенно невыгодном свете, что в конечном итоге и привело к формированию отрицательного мнения о полиции. Либеральная пресса смогла сформировать карикатурный портрет полицейского служащего, что способствовало формированию стойкого неприятия среди широких масс населения даже самого звания полицейского. Таким образом, либералы, стремясь подорвать авторитет государственной системы, подорвали доверие к одной из центральных государственных служб [14]. Целые поколения литераторов и историков в XIX и XX веках показывали самые неприглядные стороны полицейских чиновников, формируя тем самым представления о них как о глупых, жестоких, грубых «врагах народа», упуская из виду их заслуги и достижения в защите российской государственности, в поддержании порядка в стране и борьбе с преступностью.
С целью рационального распределения кадров полицейских чиновников необходимо было поднять престиж полиции, получить доверие простых граждан и тем самым изменить отношение к органам внутренних дел в целом. Однако разработанная реформа, реализация которой планировалась после 1913 года, не была выполнена из-за начала Первой мировой войны.
Быстрый роспуск царской полиции в марте 1917 года был обусловлен многими причинами, в том числе политическими и социально-экономическими, но все же основную роль сыграло именно враждебное отношение населения к органам полиции, связанное с ее низким авторитетом. После февральской революции царская полиция была объявлена репрессивным карательным органом. На смену непопулярной царской полиции пришла народная милиция, руководящий состав которой назначался по результатам народного выбора. В условиях полнейшего хаоса в феврале-марте 1917 года набор сотрудников в народную милицию проходил форсированными темпами.
Безусловно, ряды милиции пополняли и честные, порядочные, преданные своему делу люди, с помощью которых и удалось успешно бороться с преступностью и поддерживать общественный порядок в городах и селах. К сожале-
нию, нередки были случаи и злоупотребления со стороны сотрудников милиции своими должностными полномочиями, когда под прикрытием революционных лозунгов, пользуясь нестабильной обстановкой в стране, у населения изымались и присваивались ценности. Даже единичные случаи таких поступков со стороны действующих сотрудников милиции подрывали авторитет вновь созданного органа правопорядка. В этой связи возникла острая необходимость в строгом отборе кандидатов в отряды милиции, а также обязательность проведения чистки рядов действующих сотрудников от бывших уголовников и непорядочных людей.
На съезде председателей Губернских Советов, состоявшемся в Москве в конце июля 1918 года, нарком внутренних дел Г.И. Петровский в своем выступлении «говорил о важном значении тесной связи милиции с массами, уважительного отношения к милиционерам, охраняющим завоевания трудового народа» [8]. После завершения активных революционных действий перед действующими сотрудниками милиции были поставлены серьезные задачи, направленные на снижение уровня преступности в стране и поддержания законности и правопорядка. В свою очередь для успешного выполнения данных задач была отмечена «необходимость усиления технического оснащения органов уголовного розыска, совершенствования знаний и профессиональных навыков работников» [8].
В целях повышения культурного уровня сотрудников милиции и их морального облика кроме профессиональной подготовки требовалось и проведение с ними культурно-воспитательной работы. В этой связи начали активно создаваться милицейские клубы, в которых с милиционерами и членами их семей проводили культурно-просветительскую и воспитательную работу. Идея создания таких клубов, позволяющих объединять в свободное от работы время жандармов, полицейских, членов их семей, повышая при этом уровень их общего и профессионального развития, возникла еще в 1907 году у Председателя Совета министров и министра внутренних дел П.А. Столыпина [3]. Однако реализовать данную идею получилось после революции 1917 года.
В послереволюционный период над созданием положительного образа полицейского работали и средства массовой информации. С ноября 1919 года начал издаваться специализированный журнал «Красный милиционер», затем в свет вышли еще несколько аналогичных изданий. Их авторы среди прочего оказывали существенную помощь руководителям органов внутренних дел в выполнении приказа НКВД от 6 июня 1922 года «О вежливом обращении милиции с народонаселением». В указанном документе впервые указывалось на необходимость сотрудникам милиции при исполнении своих служебных обязанностей «уважать права граждан и быть при общении с ними внимательными и вежливыми» [4].
В советский период, как и в царской России, денежное содержание сотрудников милиции было на достаточно низком уровне. Заработная плата сотрудника милиции была существенно ниже, чем у рабочих, что служило при-
чиной текучести кадров. Вопрос о необходимости повышения заработной платы неоднократно поднимался на государственном уровне.
Враждебное отношение к органам внутренних дел наблюдалось и в советский период, что обусловлено необходимостью привлечения сотрудников милиции в различных кампаниях, проводимых государством, связанных с обустройством нового государственного строя, созданием в России индустриального общества. Но вместе с тем в этот период отмечалась и идеализация милиции, органы внутренних дел представлялись населению как олицетворение справедливости [11].
В предвоенный период продолжался процесс становления новой системы органов милиции и поиск оптимальных форм для организации ее деятельности. Проблемы обучения сотрудников милиции, их профессиональной подготовки, материального обеспечения оставались особенно актуальны и в этот период. Сотрудники милиции зачастую вынуждены были помимо осуществления своих основных функций оказывать содействие в решении поставленных задач народными комиссариатами образования, финансов, труда, юстиции. Не всегда такое сотрудничество положительно сказывалось на авторитете милиции. Кадровый состав удавалось удерживать за счет проведения аттестаций начальствующего состава, присвоения специальных званий, предоставления льгот.
В 30-е годы для осуществления воспитательной работы с сотрудниками милиции, повышения их квалификации в структуру органов милиции были включены политотделы. С целью укрепления авторитета полиции, повышения качества взаимодействия милиции с населением в газетах публиковались статьи о мужественных поступках милиционеров и обычных граждан, сотрудничающих с органами внутренних дел.
Во время Великой Отечественной войны большая часть сотрудников милиции пополнили ряды советской армии, в связи с чем остро стал кадровый вопрос. В этот период звания сотрудников милиции были уравнены с армейскими званиями. В годы войны к сотрудникам милиции предъявлялись более строгие требования, чем в мирное время. В Памятке личного и служебного поведения работника милиции (1943 г.) были регламентированы нормы и принципы поведения сотрудников. Следует отметить, что в сложный военный период сотрудники милиции с достоинством и честью несли свою службу.
Необходимость в повышении авторитета милицейской службы в 70-х годах была поставлена руководством страны как одна из приоритетных политических задач. 26 сентября 1962 года в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР был определен день чествования сотрудников милиции и с этого года 10 ноября стал отмечаться как День советской милиции. В 1962 году была также разработана и утверждена Присяга сотрудника милиции. Повысилось денежное содержание сотрудников милиции. Для укрепления взаимодействия с широкими массами населения в этот период стали организовывать встречи сотрудников милиции с трудовыми коллективами, с деятелями культуры и искусства.
Образ милиционера идеализировался в кинофильмах, в которых сотрудников изображали честными, добропорядочными людьми, способными во имя своей страны и своего народа совершить подвиг. При этом во главу угла ставились не сам факт наказания преступника, а возможность его исправления после понесенного наказания. Зачастую в фильмах милиционеры идеализировались: спасали невиновных от несправедливого наказания, находили и призывали к ответственности настоящих преступников, защищали слабых и обиженных. Советское искусство конструировало восприятие милиционера как чуткого и гуманного восстановителя единства общины, и лишь во вторую очередь - как бескомпромиссного борца со злом [13].
Наиболее сложным для престижа милиции стал период 90-х годов прошлого века, когда после распада СССР произошло резкое ухудшение экономического благосостояния основной части населения. Менее чем за 20 лет разрушилась одна политическая система и произошло формирование другой, имеющей совершенно отличные от предыдущей ценности и авторитеты. Повсеместное ухудшение материального благосостояния граждан, безусловно, коснулось и сотрудников милиции, которые были вынуждены вместо исполнения своих должностных функций искать дополнительный источник дохода [10]. В данный период участились случаи коррупции и злоупотребления должностными полномочиями, случаи совершения сотрудниками милиции общественно опасных преступлений, что не могло не сказаться на авторитете государственного органа, на отношении к его деятельности широких масс населения.
Появившиеся враждебность и недоверие по отношению населения к органам милиции способствовали росту латентной преступности, так как граждане отказывались от сотрудничества с милицией, избегали вмешательства сотрудников в разрешение конфликтных ситуаций. В частности, по данным опроса, проведенного в указанный период В.А. Болотовой, каждый четвертый из числа респондентов ни при каких обстоятельствах не согласился бы выступить в роли понятого, заявить о готовящемся преступлении; почти половина опрошенных указала, что не заявят о готовящемся преступлении, если в нем будут замешаны их знакомые или друзья, и не окажут помощь милиции при задержании преступника; две трети - категорически откажутся принять участие в охране общественного порядка [2]. Несмотря на ряд проведенных в последние годы реформ, задача формирования положительного образа сотрудника полиции остается актуальной и поныне.
Подытоживая применяемые на протяжении истории развития органов внутренних дел методы повышения авторитета полицейской службы, можно выделить нескольких применяемых для этой цели форм. Если первоначально основной акцент делался на количество полицейских, то впоследствии было принято решение о необходимости повышения профессионализма, проведение воспитательной работы с сотрудниками. В настоящее время предъявляются очень высокие требования к личностным и профессиональным качествам сотрудников.
Обобщая историю формирования имиджа сотрудников внутренних дел, можно сделать следующие выводы:
1. На протяжении длительного периода среди населения формировалось противоречивое и неоднозначное отношение к сотрудникам органов внутренних дел. Сотрудник полиции, с одной стороны, в качестве представителя государственной власти защищает и поддерживает порядок в стране, зачастую жертвуя при этом своей жизнью. Но, с другой стороны, в сознании широких масс населения сформировался образ коррумпированного, грубого, непорядочного и далекого от проблем простых граждан сотрудника.
Образ сотрудника ассоциируется с властью, обширными полномочиями, несмотря на то, что в действительности сотрудники полиции сами относятся к наименее защищенным слоям населения. Похожее отношение к сотрудникам полиции наблюдается и в наше время. Для устранения указанных противоречий должно пройти немало времени, при этом все стороны должны прикладывать немало усилий для урегулирования данного вопроса. Основную роль все же играет государство, регулирующее вопросы кадрового и материального обеспечения полицейских, их социально-экономической защищенности. Однако и сами сотрудники полиции обязаны прикладывать немало усилий по саморазвитию, повышению своего профессионального и интеллектуального уровня.
2. За долгий период развития руководители органов внутренних дел осознавали необходимость уделять внимание не только количественному составу своих структур, но и потребности в формировании положительного отношения граждан к сотрудникам полиции, без которого невозможно эффективно осуществлять возложенные функции. Постепенно повышение авторитета полицейских структур стало одной из приоритетных задач государства.
3. Повышение престижа полицейской службы целенаправленно проходило по следующим направлениям:
- установление более строгого отбора кандидатов для прохождения службы в органах полиции;
- принятие мер по предупреждению и пресечению коррупции;
- увеличение материального содержания и стимулирования сотрудников полиции;
- развитие системы поощрений (медали, ордена, специальные звания);
- повышение уровня культуры и образования полицейских посредством организации обучения, проведения конкурсов профессионального мастерства, объединения сотрудников в клубы;
- освещение деятельности полиции через средства массовой информации.
4. Непрерывные реорганизации не позволяли в должной степени развиваться и совершенствоваться системе органов внутренних дел. При этом общим стимулом для преобразования органов внутренних дел являлось стремление улучшить имидж сотрудника полиции и повысить престиж службы, которые достигались путем повышения уровня законности и открытости, доступности для населения, а также улучшения уровня своевременности реагирования органов внутренних дел на общественные запросы. В этой связи в настоящее время
при принятии решения о реорганизации органов внутренних дел очень важным является необходимость учета исторического опыта развития системы органов внутренних дел.
Список литературы
1. Боева О.М., Стурова М.П. Этические установки в деятельности полиции Российской империи // Труды Академии управления МВД России. 2012. №1 (21). С.102.
2. Болотова В.А. Профессиональная идентификация личности (социологический аспект анализа): дис... канд. социол. наук: 22.00.03 Харьков, 1998.
3. Борисов А.В. Интеллигенция и культурно-воспитательная работа в милиции в первые годы советской власти // Труды академии управления МВД России. М., 2008, № 2 (6). С. 114-118.
4. Во времена советские (1917-1968) [Электронный ресурс] // МВД России [официальный сайт]. Режим доступа: https://мвд.рф/upload/site1/document А 1е/0КККЮпо3д.рё£ (дата обращения: 29.05.2018).
5. Говоров И.В. Проблема коррупции в Российской полиции на рубеже Х1Х-ХХ вв. // Новейшая история России. 2011. №2. С. 123.
6. Отчет о деятельности сыскного отделения Киевской городской полиции за 1906 г. / А. Я. Малыгин, Р. С. Мулукаев, Б. В.Чернышев, А. В. Лобанов // Полиция России: Документы и материалы. 1718-1917 гг. Саратов: СЮИ МВД России, 2002. С. 157.
7. Манифест «Об учреждении Министерств» [Электронный ресурс] // 100 главных документов истории России [сайт]. Режим доступа: http://doc.histrf.rU/19/manifest-ob-uchrezhdenii-ministerstv/ (дата обращения: 29.05.2018).
8. Органы и войска МВД России: краткий исторический очерк / В. Ф. Некрасов, А. В. Борисов, М. Г. Детков [и др.] / ред. кол. В. И. Воронцов, Л. П. Голов-нев, Н. И. Демидов [и др.] М.: Объединенная редакция МВД России,1996. С.220.
9. Ольденбург С.С. Царствование императора Николая II. М.: Центрполи-граф. 2016. С.174.
10. Патрова Е. Как работали сотрудники милиции в 90-х годах прошлого века // Газета «Время «Икс» № 30, август 1995 года. Милиция сидит без зарплаты. // Сослуживцы. Апрель 2016, №3 (151). С.7.
11. Погоний А.М. Образ советского милиционера в общественном сознании граждан СССР // Государство и право: эволюция, современное состояние, перспективы развития (навстречу 300-летию российской полиции): материалы Международной научно-теоретической конференции молодых исследователей: в 2 т. СПб: Санкт-Петербургский университет МВД России. 2017. С. 137-139.
12. Попов Э. Всё начиналось при Петре // Петровка, 38. № 2(9407) от 29 января 2014 года.
13. Сахно А.В. Образ милиции в российской культуре: конструкция и де-
конструкция типов восприятия : дис. ... канд. социол. наук : Ростов н/Д, 2005.
14. Сёмик А.А. Социально-психологический облик российского полицейского и советского милиционера, конец XIX - XX вв. (Сравнительно-историческое исследование) : дис. ... д-ра ист. наук: Краснодар, 2003. С.17-18.
Алексеёнок Анна Алексеевна, д-р социол. наук, доц, alexaconst@rambler.ru, Россия, Орел, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС при Президенте РФ,
Кирюхина Юлия Валерьевна, аспирант, kir-julia2006@yandex.ru, Россия, Орел, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС при Президенте РФ
FORMATION OF IMAGE OF LAW-ENFORCEMENT BODIES OF RUSSIA (RETROSPECTIVE ANALYSIS)
A.A. Alekseyonok, Yu.V. Kiryukhina
The retrospective analysis of formation of image of law-enforcement bodies of Russia is presented in this article. Rather long period from Peter I is mentioned so far. Authors consider as historical realities affected the personnel structure of law-enforcement bodies, professional activity of their employees, and also interaction of police and other population. The periods of increase and decrease in image ofpolice in the opinion of the population find reflection in article. The directions of increase in prestige of law-enforcement bodies which consist in toughening of control of personnel structure, fight against corruption, introduction of system of encouragement and stimulations of employees for honest work, increases in level of organizational culture of staff of bodies of internal affairs are given in the conclusion.
Key words: image of law-enforcement bodies, police structures, police officers, image ofpolice (militiaman), prestige of police, activity of staff of bodies of internal affairs.
Alekseyonok Anna Alekseevna, doctor of sociological sciences, the associate professor, alexaconst@rambler.ru, Russia, Orel, the Central Russian institute of management - RANEPA branch under the President of the Russian Federation,
Kiryukhina Yulia Valeryevna, postgraduate, kir-julia2006@yandex.ru, Russia, Orel, the Central Russian institute of management - RANEPA branch under the President of the Russian Federation,