Научная статья на тему 'Динамика образа сотрудника органов внутренних дел в массовой культуре России'

Динамика образа сотрудника органов внутренних дел в массовой культуре России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
323
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СТИГМАТИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Безруков Алексей Алексеевич

Статье рассматривается динамика изменения образа сотрудника органов внутренних дел в общественном сознании и массовой культуре с 30-х гг. XX в. по настоящее время. Автор приходит к выводу, что органы внутренних дел в настоящее время не в полной мере используют потенциал средств массовой информации в работе с населением и повышением культуры самих сотрудников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика образа сотрудника органов внутренних дел в массовой культуре России»

УДК 342.9

ДИНАМИКА ОБРАЗА СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ РОССИИ

Алексей Алексеевич Безруков, г. Омск, Омская Академия МВД России

Аннотация. В статье рассматривается динамика изменения образа сотрудника органов внутренних дел в общественном сознании и массовой культуре с 30-х гг. XX в. по настоящее время. Автор приходит к выводу, что органы внутренних дел в настоящее время не в полной мере используют потенциал средств массовой информации в работе с населением и повышением культуры самих сотрудников. Ключевые слова: образ сотрудника органов внутренних дел, массовая культура, стереотипизация, социальная стигматизация.

№ 1, 2017 (2)

DYNAMICS OF THE IMAGE OF A LAW ENFORCEMENT OFFICIAL IN RUSSIAN MASS CULTURE

А.А.Bezrukov,

Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

Abstract. The article studies the dynamics of changes in the image of a law enforcement official in public consciousness and mass culture since the 1930s up to the present moment. The author comes to the conclusion that internal affairs bodies do not use the full potential of mass media means in working with the population and raising the culture of their own employees.

Key words: an image of a law enforcement official, mass culture, stereotyping, social stigma.

JfiraL

U России на любом отрезке истории придавалось большое значение влиянию 1 массовой культурой на сознание граждан, создание в их головах намерен-

_1_1_ных стереотипов и образов. Основными причинами успеха в решении поставленной массовой культурой цели стали ее простота и доступность широкому потребителю.

Интересно наблюдать за динамикой изменений с течением времени и под влиянием экономических и политических преобразований при формировании стереотипного образа блюстителя правопорядка (как полицейского, так и милиционера) с 30-х гг. XX в. до настоящего времени.

Обращаясь к особенностям восприятия полицейского гражданами, необходимо заметить, что, помимо непосредственного общения полицейского с гражданами, актуализируется процесс удаленного восприятия, когда социальные объекты или ситуации, с которыми нет прямого соприкосновения, воспринимаются общественным сознанием опосредованно, через различные каналы коммуникации, прежде всего через СМИ. В таком случае мы воспринимаем не реально существующих людей, а их виртуальные образы, существующие в информационном пространстве. Стереотипное восприятие диктует не только готовое решение по интерпретации получаемой информации, но и подразумевает общественно ожидаемые реакции и поведение [1].

■^служба и служение. долг и ответственность_

Безруков Алексей Алексеевич «Динамика образа сотрудника органов внутренних дел в массовой культуре России»

Надо отметить, что в советское время образы милиционеров были исключительно положительные. Все они соответствовали постановлению о советской милиции: охраняли «социалистическую собственность, права и законные интересы граждан, предприятий, организаций и учреждений от преступных посягательств и иных антиобщественных действий» [2].

Первая удачная попытка в этом направлении была сделана А.В. Козачинским в 1938 г. в повести «Зеленый фургон». В произведении представлен молодой принципиальный герой-милиционер, который точно следует предписаниям закона даже в личных взаимоотношениях на службе [3].

Также особняком стоит повесть Юрия Германа «Лапшин», написанная в 1937 г., ставшая классикой советской прозы. В центре повествования - трудовые будни и редкий досуг начальника отделения Ленинградского уголовного розыска, верного большевика, бывшего чекиста, безоглядно преданного делу, без раздумий приносящего личную жизнь в жертву работе. Ответственный работник Рабоче-Крестьянской Милиции Лапшин - тип советского «трудоголика» своего времени. С идеологической точки зрения образ главного героя абсолютно безупречен [4].

Появившееся в 1954 г. стихотворение Сергея Владимировича Михалкова «Дядя Степа - милиционер» стало признанием высокой общественной пользы и почетного характера милицейской службы в Советском Союзе. Образ добродушного великана, бывшего военного моряка, старшины Степана Степанова, легко находящего выход из любой ситуации и всегда готового прийти на помощь людям, стал неофициальным символом советской милиции [5].

Хрестоматийные образы Шарапова и Жеглова из романа 1976 г. братьев Вай-неров «Эра милосердия», а впоследствии и его экранизация 1976 г. режиссера Станислава Говорухина до сих пор пользуются у российской аудитории огромной популярностью и, можно сказать, любовью и являются эталонными советскими милиционерами. Они были созданы в так называемое «золотое» время советского «застоя», когда на посту министра внутренних дел находился Щелоков Николай Анисимович [6].

Жеглов и Шарапов олицетворяют образ советского милиционера послевоенного времени. Это настоящие герои, борцы с преступностью, мужественные, верные долгу. Фраза Жеглова: «Вор должен сидеть в тюрьме» остается крылатой до сих пор. Конечно, Жеглов - типаж жестокий и циничный: он все еще на войне и работает по законам военного времени, но его поступки оправдываются правотой дела. Жеглов -олицетворение справедливости. Шарапов же представлен интеллигентом, человеком новой эпохи, это тип нового гуманного милиционера. Он, как глоток свежего воздуха, необходим органам в послевоенные годы. Шарапов - олицетворение законности. По его мнению, победа над преступностью будет одержана не карательными методами, а в ходе развития страны и самосознания граждан.

В 90-е гг. ХХ в., в перестроечное время, когда советский строй рухнул, отечественный кинематограф, находящийся в полном коллапсе, начинает штамповать фильмы, изображающие жизнь в России в самом неприглядном свете. Происходит полное отрицание всех достижений советского времени.

Правоохранительные органы всегда выступают и воспринимаются как неотъемлемая часть существующей социально-политической системы. Поэтому кризисное

№ 1, 2017 (2)

состояние институтов власти непосредственно затрагивает структуру поддержания правопорядка [7].

В эту эпоху образ правоохранителя сильно меняется. Широкому зрителю с голубого экрана начинают демонстрировать такой факт, что среди милиции были и есть плохие, низкие люди. Милиционер выставляется со всевозможных отрицательных сторон, оправдывающих все коррупционные действия тяжелым социальным положением в обществе и государстве, дефицитом товаров, невыплатой заработной платы и т.д. Милиция в кинематографе «новой» России показывается срощенной с преступностью, статистика для них важнее справедливости, за которую готовы сражаться только не почувствовавшие ветра перемен. Главный посыл перестроечного кино в том, что у простых людей нет никакой защиты от мафии, т.к. милиция это и есть мафия.

Неблагополучная криминогенная обстановка стимулирует резкую критику милиции в средствах массовой информации, содержащую обвинения в непрофессионализме, игнорировании в тех или иных случаях своих прямых обязанностей, коррупции. Наряду с распространенностью делинквентных практик, реализуемых населением, ожидания и требования, предъявляемые к милиции, предполагают строгое, неукоснительное выполнение закона и функциональных обязанностей [7].

В 1994 г. после долгого перерыва милиция получила сериал, работающий на поддержание ее положительного имиджа. В «На углу, у Патриарших...» капитан Никольский по-своему ведет борьбу с криминалом - возможно, с некой отсылкой к Же-глову.

С выходом сериала «Глухарь» в эфир в ноябре 2008 г. на НТВ «начался невероятный рост рейтингов». Главный герой - человек с высокими моральными устоями, веселый, слегка жуликоватый. Сергей Глухарев устроился в органы с целью помогать людям. «Но, когда он пришел, он увидел, сколько платят, что происходит и что он не может просто жить на эти деньги. У него не было проблем уйти куда-то в бизнес, пойти зарабатывать эти деньги, но он не может, потому что он хочет людям помогать», -описывает персонажа сценарист Илья Куликов [8]. Однако вызывают вопросы его методы раскрытия преступлений, которые часто идут вразрез с законом, взятки, которыми Глухарев тоже не гнушается.

Таким образом во время нормализации жизни после кризиса 90-х годов образ сотрудника органов внутренних дел на экране меняется в лучшую сторону, набирая авторитет в глазах простых граждан, но сохраняя в себе черты «бандитских» лет.

Органы внутренних дел в настоящее время не в полной мере используют потенциал средств массовой информации в работе с населением и повышением культуры самих сотрудников.

У значительной части населения по-прежнему не сформировано доверительное отношение к правоохранительным органам по образу, созданному в средствах массовой информации. Необходимо более активно привлекать представителей средств массовой коммуникации и кинопроизводства, с пониманием относящихся к государственной службе в органах внутренних дел, к участию в проводимых служебных мероприятиях и съемках новых фильмов, делиться успехами, приглашать к сотрудничеству, чем способствовать повышению авторитета сотрудников полиции.

■^служба и служение. долг и ответственность_

Безруков Алексей Алексеевич «Динамика образа сотрудника органов внутренних дел в массовой культуре России»

Библиографический список:

1. Мусатова С.А. Феномен образа полицейского в социальных представлениях жителей мегаполиса. - М.: Государственный университет управления, 2014.

2. Постановление Совмина СССР от 08.06.1973 № 385 «О дальнейшем совершенствовании правового регулирования деятельности советской милиции» (вместе с «Положением о советской милиции») // [Электронный ресурс] Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения: 27.02.2017)

3. Бляхин П.А, Козачинский А.В. Красные дьяволята; Зеленый фургон. - М.: Эксмо, 2012.

4. Герман Ю.П. Лапшин. - М.: Советский писатель, 1968.

5. Пограничник // Вып. 20. - М., 1954.

6. Вайнер А.А., Вайнер Г.А. Эра Милосердия. - М.: Военное издательство Министерства Обороны СССР, 1976.

7. Сахно А.В. Образ милиции в российской культуре: конструкция и деконструкция типов восприятия. - Ростов-на-Дону: Ростовский Государственный Педагогический Университет, 2005.

8. ЭХО Москвы // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://echo.msk.ru/ programs/tv/675263-echo/ (дата обращения: 27.02.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.