Научная статья на тему 'Взаимоотношения общества и полиции (милиции): отражение в кинематографе общественного мнения и отношения граждан к сотрудникам органов внутренних дел'

Взаимоотношения общества и полиции (милиции): отражение в кинематографе общественного мнения и отношения граждан к сотрудникам органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1846
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / ПОЛИЦИЯ / ОТНОШЕНИЯ / ГРАЖДАНИН / КОНФЛИКТ / ЗАКОН / КИНЕМАТОГРАФ / ФИЛЬМ / SOCIETY / POLICE / RELATIONS / CITIZEN / CONFLICT / LAW / CINEMA / FILM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кобленков Андрей Юрьевич, Логачев Олег Владимирович

В статье рассматриваются отношения российского общества и полиции (милиции) как органа, призванного охранять правопорядок. В течение различных периодов развития социума XIX-XXI века проанализировано влияние кинематографа на формирование общественного мнения по оценке деятельности сотрудников органов внутренних дел. На примере диалогов из кинофильмов рассматривается развитие конфликтных ситуаций между гражданином и правоохранительными органами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Relations between societyand police (militia): reflection of public opinion and attitudes of citizens to law enforcement officers in cinema

The article examines relationship of Russian societyand police (militia) as a body intended to protect the rule of law. During different periods of social development of the XIX-XXI century, analyzed the influence of cinema on the formation of public opinion on the evaluation of the police officers. As examples of dialogs from movies examines the development of conflicts between citizens and law enforcement agencies.

Текст научной работы на тему «Взаимоотношения общества и полиции (милиции): отражение в кинематографе общественного мнения и отношения граждан к сотрудникам органов внутренних дел»

УДК 316

Кобленков Андрей Юрьевич Koblenkov Andrey Yu.

преподаватель кафедры огневой подготовки

Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

lecturer of the department of fire arms training

Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: koblenkoff@yandex.ru

Логачев Олег Владимирович Logachev Oleg V.

заместитель начальника кафедры огневой подготовки

Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

deputy head of the department of fire arms training

Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: logachev66@list.ru

Взаимоотношения общества и полиции (милиции): отражение в кинематографе общественного мнения и отношения граждан к сотрудникам органов внутренних дел

Relations between societyand police (militia): reflection of public opinion and attitudes of citizens to law enforcement officers in cinema

В статье рассматриваются отношения россий- The article examines relationship of Russian society-

ского общества и полиции (милиции) как органа, and police (militia) as a body intended to protect the rule

призванного охранять правопорядок. В течение раз- of law. During different periods of social development of

личных периодов развития социума Х!Х—ХХ! века the XIX—XXI century, analyzed the influence of cinema

проанализировано влияние кинематографа на фор- on the formation of public opinion on the evaluation of

мирование общественного мнения по оценке дея- the police officers. As examples of dialogs from movies

тельности сотрудников органов внутренних дел. На examines the development of conflicts between citizens

примере диалогов из кинофильмов рассматривается and law enforcement agencies. развитие конфликтных ситуаций между гражданином и правоохранительными органами.

Ключевые слова: общество, полиция, отно- Keywords: society, police, relations, citizen, conflict,

шения, гражданин, конфликт, закон, кинематограф, law, cinema, film. фильм.

На современном этапе развития российско- ностей сотрудникам полиции (милиции) предо-го государства общество подвергается непре- ставлены права и полномочия по применению к рывному влиянию мировых интеграционных правонарушителям мер принуждения. Крайней политических и экономических процессов. Для мерой административного воздействия, при-пресечения нарушений общественного порядка меняемой к нарушителям общественного пои защиты граждан социум создает органы госу- рядка, является правомерное, разрешенное дарственного принуждения, к которым наряду с действующим законодательством применение вооруженными силами относится полиция (ми- сотрудниками полиции (милиции) физической лиция). Для выполнения возложенных обязан- силы, специальных средств и огнестрельного

оружия. Помимо применения крайних мер административного воздействия, на сотрудников полиции возложены обязанности и права (глава 3 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [1]), предусматривающие возможность вмешательства в частную жизнь граждан. Поэтому исторически сложилась такая ситуация, что, от рождения являясь свободным членом социума, законопослушный гражданин с подозрением и недоверием относится к органам государственной власти, осуществляющим в той или иной форме функции государственного принуждения, в том числе для поддержания общественного порядка и безопасности.

Анализируя деятельность органов внутренних дел, необходимо обратить внимание на многочисленные факты нарушения законности и «перегибов на местах», которые допускали сотрудники полиции в отношении граждан, пользуясь предоставленными полномочиями и прикрываясь благими намерениями — защитить общество от правонарушителей. Само название службы сотрудников органов внутренних дел оказалось многократно скомпрометированным в восприятии социума и несколько раз менялось в различные периоды общественного развития (полиция — милиция — полиция). Мнение общества о милиции основывалось на различных фактах злоупотребления служебным положением и пренебрежения должностными обязанностями, допущенных сотрудниками органов внутренних дел. Одним из поводов для отрицательной оценки действий сотрудников милиции послужил многократно растиражированный по телевидению случай незаконного применения оружия находившимся в состоянии опьянения в форменном обмундировании майором милиции Д.В. Евсюковым, начальником ОВД «Царицыно», произошедший 26 апреля 2009 года в торговом центре города Москвы. Результатом неправомерного применения огнестрельного оружия действующим на тот момент сотрудником милиции стало убийство двух и ранение семи ни в чем не виноватых, случайно оказавшихся на его пути граждан.

Неоспоримо влияние кинематографа и медийных средств массовой информации на формирование общественного мнения по существующим в социуме проблемам. В отличие от «сухих» строк новостных сообщений, публикаций сети «Интернет», которые каждый читатель воспринимает и анализирует индивидуально, кинематограф предоставляет зрителям возможность визуального восприятия событий и авторской (режиссерской) точки зрения, «внешнего»

осмысления диалогов, мимики, жестов, костюмов, поступков героев, саундтреков фильма. Кинематограф способен формировать и выражать общественное мнение не только о событиях сегодняшнего дня. Зрительской аудитории предлагаются для просмотра также фильмы с исторической ретроспективой, дающие представление о деятельности службы в XIX—XXI веках, и в таких картинах зачастую бывает показано негативное отношение различных слоев социума (государственных чиновников, интеллигенции, рабочих) к полицейским. Подобный стереотип можно отметить в различных фильмах, герои которых выражают свое мнение о сотрудниках правоохранительных органов, в те или иные исторические периоды развития российского общества.

В вышедшем в прокат в 2005 году фильме «Статский советник» главный герой — статский советник Э.П. Фандорин (классный чин соответствует званию полковника лейб-гвардии) — задает вопрос поручику Смольянинову (звание соответствует старшему лейтенанту), отец которого является тайным советником (классный чин соответствует званию генерал-лейтенанта): «А не смущает вас столь неприязненное отношение в обществе к синим мундирам, особенно в кругу ваших сверстников?» Синий мундир визуализирует и подчеркивает принадлежность молодого офицера к департаменту полиции. Действие фильма происходит в 1891 году, таким образом, показано двойственное (с антипатией и симпатией) отношение к полиции в дворянской среде. Начатые Александром II в 1862 году либеральные реформы силовых структур позволили осуществить стремление родовитых дворян служить в российской полиции, так как раньше на такую службу шли офицеры, не годные к строевой службе и «забракованные» армией, что отрицательно сказывалось на престиже полицейской профессии. Уничижительное отношение к полицейским среди представителей российской аристократии конца XIX века выражалось в неприязненном отношении к дворянам, надевшим полицейский мундир. В этом смысле фраза статского советника Э.П. Фан-дорина может расцениваться как моральная поддержка молодого офицера полиции на государственной службе в Российской империи времен царствования Александра III. Кстати, сам Э.П. Фандорин, являясь чиновником особых поручений при московском генерал-губернаторе, впоследствии утверждает, что он служит не начальнику, а России. Здесь проявляются личные убеждения и долг перед Россией, а не

скомпрометировавшим себя государственным аппаратом принуждения.

Последующий советский период истории России отражает фильм «Место встречи изменить нельзя», вышедший в прокат в 1979 году. Действие происходит в 1945 году, сразу после окончания Великой Отечественной войны. Главными героями фильма являются оперуполномоченные московского уголовного розыска В. Шарапов и Г. Жеглов. Представитель московской интеллигенции врач Груздев столкнулся с этими разными по характеру и мировосприятию людьми, когда был заподозрен в преступлении, но затем освобожден. Незадолго до освобождения Груздева Жеглов в ответ на предложение извиниться перед бывшим подозреваемым говорит Шарапову: «Он (Груздев) тебе и так руки целовать будет от радости. Запомни, Шарапов, наказаний без вины не бывает». И действительно, Груздев был в высшей степени благодарен за освобождение. Таким образом, в фильме отражен «синдром 1937 года», когда люди после общения с сотрудниками правоохранительных органов были рады самому факту возвращения домой. Однако режиссер С. Говорухин показал ситуацию не так однозначно: уже потерявший было надежду Груздев, безусловно, счастлив и чувствует себя обязанным Шарапову, но Жеглова он уверенно осуждает: «Плохой человек твой Жеглов. Для него люди — мусор. Он через кого хочешь перешагнет, доведется — и через тебя тоже». Отношение сотрудников милиции к человеку как к потенциально и изначально виновному порождало черствость и злоупотребления властью. Груздев, представитель интеллигенции, уходит из милиции с негативным мнением об одном из ведущих сотрудников МУРа, которое он, вероятно, будет излагать в кругу близких и родственников, к тому же это мнение он фактически передает и зрительской аудитории. Правда, Шарапов стремится его переубедить: «Вот и вы уходите с ожесточенным сердцем, зря вы так... Чтобы вам сейчас уйти отсюда, 2 часа назад Жеглов рисковал жизнью под пулями». Жеглов не злодей по своей природе. Он сталкивается с жестокостью каждый день — и сам начинает в чем-то проявлять жестокость. Не зря сосед Шарапова по коммунальной квартире, старик Бомзе, умудренный годами жизненного опыта, рассказывает Шарапову о наступлении «эры милосердия» лишь в будущем, понимая, что отношения государственной власти и «маленького человека» после массовых репрессий 1937 года будет изменить нелегко.

Взаимоотношения милиции и граждан в «обществе развитого социализма» можно проиллюстрировать эпизодом из фильма «Петровка, 38», вышедшего в прокат в 1980 году. В поисках особо опасного рецидивиста по кличке Прохор при проведении оперативно-разыскных мероприятий сотрудник московского уголовного розыска майор милиции Костенко заходит в дежурную часть линейного отделения милиции, где в этот момент дежурный младший лейтенант милиции Молочков оформляет задержанного за мелкое хулиганство. Оказавшись случайным свидетелем ситуации, Костенко выясняет, что гражданин, простой рабочий с производства, задержан за то, что выпил алкогольные напитки и громко пел песни, узнав о рождении ребенка. Выяснив, что причина задержания этого человека формальна, Костенко отпускает его и говорит: «Иди домой к жене и пой, громко пой». После этого он спрашивает дежурного: «Молочков, Вы знаете, за что нас называют легавыми?» Таким образом, в фильме показано, что не любой поступок можно оценивать исходя только из формального следования букве закона, и майор милиции учит рьяного младшего лейтенанта милиции правильной оценке жизненной ситуации, после чего простой человек уходит из отдела милиции не озлобленным, а благодарным за справедливое решение. По сравнению с периодом конца 40-х годов, когда человек был рад самому выходу из здания органов внутренних дел и не задавал лишних вопросов, в 80-е годы общественное мнение о милиции изменилось в лучшую сторону. Граждане с определенной степенью уверенности могли рассчитывать на справедливое решение проблем, связанных с выявленными правонарушениями.

Отношения между гражданами и милицией в современной России показаны во многих картинах, например, в фильме «Кремень», вышедшем на экраны в 2007 году. По сюжету фильма главный герой Антон Ремизов, простой парень из глубинки (г. Альметьевск), после службы в Вооруженных силах приезжает к знакомым в Москву, чтобы найти работу, жениться и устроиться в жизни. Первое знакомство главного героя с нравами, царящими в Москве, заканчивается избиением Ремизова в переходе ж/д вокзала постовым милиционером ППС линейного отдела внутренних дел, который говорит ему: «Помогай мне, братан, простить тебя, помогай». Изначально милиционер «ставит» себя выше простых граждан, смотрит на них с презрением. После этого, как ни парадоксально, сотрудник милиции, избивший Антона, предлагает ему

устроиться к ним на службу. Придя на работу в полк патрульно-постовой службы, Ремизов знакомится с экипажем под руководством сержанта милиции Чахлова, который показывает ему «обратную сторону» милицейской профессии. На фоне служебного УАЗа с включенными сигнальными проблесковыми маячками происходит дача взятки: берутся деньги с владельца автосервиса (и так бывает ежемесячно). Он, отдавая «налог за дружбу», философски замечает: «Нет неприятностей — будут, а мне тут работать еще». Когда у коммерсанта не оказывается нужной суммы, сержант Чахлов требует мзду со словами: «Где мои деньги, давай мои деньги, сейчас давай. Забираем машину, должен еще будешь мне». Каждую смену по привычному маршруту патрульный экипаж сержанта Чах-лова заезжает на строительство жилых домов, где обложены данью нелегалы-гастарбайтеры, которые платят за возможность работать в Москве. За каждого вновь прибывшего на заработки нелегала бригадир доплачивает отдельную сумму. Как пример милицейского «содружества и разделения труда» показан расположенный в общежитии рабочих бордель с «обслуживающим персоналом» из стран юго-восточной Азии, который вместе «крышуют» сотрудники ППС и ОМОН. Когда командир строевого подразделения спрашивает Ремизова, кто из патрульных милиционеров берет взятки, и предупреждает, что это не гражданка — здесь все наоборот, имея в виду, что есть милиционеры, которые не чисты на руку, Антон отвечает, что не знает, но при случае обязательно доложит. Чахлов пытается узнать у молодого сотрудника, о чем с ним разговаривал командир, при этом говорит ему: «Майор у нас новый, его недавно поставили, а главное, что он в реальных делах мало понимает». Чахлов делит людей на тех, кто ему должен, и тех, кто будет ему должен, службу в милиции он использует для зарабатывания денег, как бизнес-мент. В 2000-е годы, после вошедшего в народный обиход названия социального и экономического кризиса «лихие 90-е» общество относится к милиции отрицательно, как к неизбежному злу, сотрудники органов внутренних дел ведут себя высокомерно, злоупотребляют служебным положением, во многом воспринимая профессию как возможность и способ незаконного обогащения.

Таким образом, в фильмах, отражающих социокультурную ситуацию разных эпох, концептуально общим является демонстрация конфликта между обычным человеком и представителями правоохранительных органов.

Упомянутые нами фильмы свидетельствуют о том, что у представителей различных слоев общества (аристократии, интеллигенции, рабочего класса) неизменно складывалось отрицательное мнение о сотрудниках милиции (полиции) как об «оборотнях в погонах», мздоимцах и т. п. Так было в различные периоды истории страны: в царской России, в СССР, в современной России.

С учетом негативного мнения социума о деятельности милиции в 2010 году руководством МВД было принято решение о проведении реорганизации ОВД. На современном этапе функционирования российского общества одним из способов улучшения деятельности органов внутренних дел явилась реорганизация милиции в полицию. Целью реорганизации было не только изменение названия, были приняты меры по избавлению ОВД от некомпетентных сотрудников, кабинетного «балласта», «офисного планктона», проведены мероприятия по «разгрузке платежной ведомости МВД». Была решена задача по сохранению профессионального ядра в коллективах сотрудников, подготовке кадрового потенциала и возрождению института наставничества для молодых сотрудников ОВД, были не только проведены смена названия, замена форменного обмундирования, но и принципиально изменены структура и штатная расстановка служб и подразделений Министерства внутренних дел. Согласно Федеральному закону от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции» за основу взаимодействия общества и ОВД были приняты общественное доверие и поддержка граждан, законодательно определенные в качестве принципов деятельности полиции. Доверие — согласно словарю С.И. Ожегова — «уверенность в чьей-нибудь добросовестности, искренности, в правильности чего-нибудь» [2, с. 170]. В каждом областном, краевом, республиканском УВД созданы круглосуточные телефоны доверия, номера которых написаны на табличках при входе во все административные здания полиции и на дверях всех патрульных автомобилей полицейских служб. По телефону доверия гражданин может сообщить любую информацию о правонарушении, получить справочную и юридическую помощь. В крупных населенных пунктах на улицах, перекрестках, около остановочных павильонов смонтированы устройства вызова наряда экстренных служб (наподобие кнопки светофора на пешеходном переходе), по сигналу которых дежурный территориального отдела полиции направляет ближайший патрульный экипаж для выяснения

обстоятельств и оказания помощи населению. При несении службы для содействия полицейским активно используются добровольные народные дружины из числа студентов, работников крупных производственных предприятий, привлекаются сотрудники частных охранных предприятий. Таким образом, взаимодействие общества и полиции имеет недекларативный характер. Для осуществления обратной связи МВД вменена обязанность проводить мониторинг общественного мнения о деятельности ОВД и информирование о его результатах граждан и общественных организаций. В действующем Федеральном законе «О полиции» общественное мнение закреплено в качестве одного из критериев оценки деятельности полиции, который свидетельствует о качестве работы со-

трудников органов внутренних дел и степени доверия к ним со стороны населения.

Примечания

1. Собрание законодательства РФ. 2011. № 7, ст. 900.

2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. М., 1998. 944 с.

Notes

1. Collection of legislative acts of the RF. 2011. № 7, art. 900.

2. Ozhegov S.I. Explanatory dictionary of the Russian language: 80 000 words and phraseological expressions. 4th ed., ext. Moscow, 1998. 944 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.