Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ИНФОРМАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
пожарная безопасность / дошкольное образование / информационная деятельность / fire safety / preschool education / outreach activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чекулаева М.И.

В данной статье рассматривается информационно-пропагандистская деятельность по пожарной безопасности в организациях дошкольного и начального общего образования. Пожарная безопасность является одной из важнейших составляющих безопасности жизни и здоровья детей. В условиях дошкольных учреждений и начальных школ особенно актуально обеспечить понимание правил поведения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Информационно-пропагандистская деятельность в этой сфере направлена на формирование у детей и их родителей необходимых знаний и навыков, что способствует снижению рисков возникновения пожаров и минимизации их последствий. Уделяя приоритетное внимание обучению детей правилам пожарной безопасности, образовательные учреждения могут значительно снизить риск возникновения пожаров и защитить детей, персонал и имущество от трагических последствий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чекулаева М.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND PROPAGANDA ACTIVITIES ON FIRE SAFETY IN PRESCHOOL AND PRIMARY EDUCATION ORGANIZATIONS

This article discusses information and propaganda activities on fire safety in organizations of preschool and primary general education. Fire safety is one of the most important components of the safety of life and health of children. In the context of preschool institutions and primary schools, it is especially important to ensure an understanding of the rules of conduct in case of emergency situations. Information and propaganda activities in this area are aimed at developing the necessary knowledge and skills in children and their parents, which helps reduce the risk of fires and minimize their consequences. By prioritizing fire safety education for children, educational institutions can significantly reduce the risk of fires and protect children, staff and property from tragic consequences.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 614.84

Чекулаева М.И.

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России им. героя РФ генерала армии Е.Н. Зиничева (г. Санкт-Петербург, Россия)

ИНФОРМАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: в данной статье рассматривается информационно-пропагандистская деятельность по пожарной безопасности в организациях дошкольного и начального общего образования.

Пожарная безопасность является одной из важнейших составляющих безопасности жизни и здоровья детей. В условиях дошкольных учреждений и начальных школ особенно актуально обеспечить понимание правил поведения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Информационно-пропагандистская деятельность в этой сфере направлена на формирование у детей и их родителей необходимых знаний и навыков, что способствует снижению рисков возникновения пожаров и минимизации их последствий.

Уделяя приоритетное внимание обучению детей правилам пожарной безопасности, образовательные учреждения могут значительно снизить риск возникновения пожаров и защитить детей, персонал и имущество от трагических последствий.

Ключевые слова: пожарная безопасность, дошкольное образование, информационная деятельность.

Пожарная безопасность - это неотъемлемая часть общей культуры безопасности, которая должна прививаться с самого раннего возраста [3]. Особое значение это имеет для детей дошкольного и младшего школьного возраста, которые отличаются любопытством, склонностью к экспериментам и ограниченным опытом в вопросах безопасности.

Информационно-пропагандистская деятельность по пожарной безопасности в организациях дошкольного и начального общего образования играет решающую роль в формировании у детей правильного отношения к огню и навыков безопасного поведения в случае пожара [2] .

Основными целями информационно-пропагандистской деятельности по пожарной безопасности в образовательных учреждениях являются:

- формирование у детей устойчивых навыков безопасного поведения в случае пожара,

- развитие у детей чувства ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих,

- повышение уровня знаний о причинах возникновения пожара и правилах пожарной безопасности,

- воспитание культуры безопасного обращения с огнем.

Информационно-пропагандистская деятельность по пожарной

безопасности в образовательных учреждениях может осуществляться в различных формах и с использованием разнообразных методов.

Основные направления информационно-пропагандистской работы:

1. Обучение и просвещение, включающее в себя проведение специальных уроков по пожарной безопасности в соответствии с возрастом и уровнем развития детей. Уроки должны быть интересными, интерактивными и наглядными. Проведение бесед и лекций с детьми о причинах возникновения пожара, о правилах пожарной безопасности в быту, в школе, на улице. Демонстрация видеороликов и презентаций о пожарах, об опасности игры с огнем, о правилах пожарной безопасности.

2. Практические занятия. К ним относится проведение регулярных тренировок по эвакуации из здания в случае пожара. Использование специальных тренажеров для отработки навыков пожарной безопасности, например, тренажеров для тушения небольших пожаров. Организация экскурсий в пожарную часть, где дети могут познакомиться с работой пожарных и посмотреть пожарную технику.

3. Творческая деятельность. Способствует активному вовлечению детей в процесс обучения. Например, проведение конкурсов рисунков и плакатов по теме пожарной безопасности. Постановка театральных спектаклей и инсценировок о пожарной безопасности. Проведение викторин и игр по теме пожарной безопасности.

4. Квесты и игры. Использование игровых форматов обучения помогает детям лучше усваивать информацию. Квесты на тему пожарной безопасности могут быть интересными и познавательными.

5. Работа с родителями. Проведение родительских собраний по теме пожарной безопасности, на которых обсуждаются вопросы безопасного поведения детей дома и в школе. Размещение на стендах и в родительских уголках информационных материалов о пожарной безопасности. Организация совместных мероприятий родителей и детей по теме пожарной безопасности.

6. Взаимодействие с органами пожарной безопасности. Приглашение в школу пожарных для проведения бесед и практических занятий с детьми. Организация совместных мероприятий с органами пожарной безопасности. Получение консультаций у специалистов по вопросам пожарной безопасности в школе [4].

Педагоги играют ключевую роль в процессе формирования у детей знаний о пожарной безопасности. Они должны не только обучать, но и прививать интерес к этой теме, используя игровые методы обучения. Родители, в свою очередь, должны поддерживать инициативы образовательного учреждения, участвуя в мероприятиях и обсуждая с детьми важность соблюдения правил безопасности.

Эффективность информационно-пропагандистской деятельности по пожарной безопасности в образовательных учреждениях зависит не только от качества проводимых мероприятий, но и от эффективного контроля за их осуществлением.

Ответственность за организацию и контроль осуществления информационно-пропагандистской деятельности по пожарной безопасности несет руководитель образовательного учреждения.

Необходимо разработать план информационно-пропагандистской деятельности по пожарной безопасности на учебный год, в котором указываются конкретные мероприятия, сроки их проведения, ответственные лица. Затем вести документацию о проведенных мероприятиях, включая темы уроков, бесед, тренировок по эвакуации, конкурсов, экскурсий и других мероприятий.

Для того чтобы выявить сильные и слабые стороны проводимых мероприятий, необходимо производить регулярный анализ деятельности с целью внесения дальнейших корректировок в существующий план информационно-пропагандистской деятельности.

Также следует проводить контрольные мероприятия, например, проверку знаний детей по пожарной безопасности с помощью тестов или викторин.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет обязанности образовательных организаций по проведению мероприятий по пожарной безопасности [1].

Эффективный контроль за осуществлением информационно-пропагандистской деятельности по пожарной безопасности в образовательных учреждениях является неотъемлемой частью обеспечения безопасности детей. Систематический контроль позволяет своевременно выявлять проблемы и недостатки в работе, вносить необходимые коррективы, а также повышать эффективность проводимых мероприятий по пожарной безопасности.

Информационно-пропагандистская деятельность включает в себя различные формы работы, направленные на повышение осведомленности о пожарной безопасности. Важность этой деятельности заключается в следующих аспектах:

1. Формирование культуры безопасности. Знания о правилах пожарной безопасности помогают детям и сотрудникам осознать важность соблюдения этих правил в повседневной жизни. Дети, обученные правилам пожарной

безопасности, с меньшей вероятностью попадут в ситуации, которые могут привести к пожару.

2. Профилактика чрезвычайных ситуаций. Профилактические мероприятия способствуют снижению рисков возникновения пожаров, что особенно важно в учреждениях, где находятся дети.

3. Подготовка к действиям в экстренных ситуациях. Знания о том, как вести себя в случае пожара, могут спасти жизни и предотвратить травмы.

Информационно-пропагандистская деятельность по пожарной безопасности в организациях дошкольного и начального общего образования является неотъемлемой частью создания благоприятной среды для детей и формирования культуры безопасности. Уделяя приоритетное внимание обучению детей и сотрудников правилам пожарной безопасности, образовательные учреждения могут значительно снизить риск возникновения пожаров и защитить детей, персонал и имущество от трагических последствий [2].

Эффективное использование различных форм и методов работы позволяет не только повысить уровень знаний о пожарной безопасности, но и создать у детей правильное отношение к вопросам безопасности. Таким образом, систематическая работа в этом направлении является необходимым условием для обеспечения безопасности жизни и здоровья подрастающего поколения.

Важно постоянно актуализировать информацию и методы работы с учетом возраста и уровня развития детей, а также использовать современные технологии и инструменты для повышения эффективности информационно-пропагандистской работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Аксенов С.Г., Синагатуллин Ф.К. К вопросу обеспечения первичных мер пожарной безопасности в муниципальных образованиях// Проблемы обеспечения безопасности: Материалы II Международной научно-практической конференции: Уфа, РИК УГАТУ. - 2020. - С. 242 - 244;

3. Арустамов, Э.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для бакалавров / Под ред. проф. Э. А. Арустамова. - 19-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. - 448 с;

4. Официальный сайт Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mchs.gov.ru

Chekulaeva M.I.

St. Petersburg University State Fire Service EMERCOM of Russia

named after E.N. Zinichev (St. Petersburg, Russia)

INFORMATION AND PROPAGANDA ACTIVITIES ON FIRE SAFETY IN PRESCHOOL AND PRIMARY EDUCATION ORGANIZATIONS

Abstract: this article discusses information and propaganda activities on fire safety in organizations ofpreschool and primary general education.

Fire safety is one of the most important components of the safety of life and health of children. In the context of preschool institutions and primary schools, it is especially important to ensure an understanding of the rules of conduct in case of emergency situations. Information and propaganda activities in this area are aimed at developing the necessary knowledge and skills in children and their parents, which helps reduce the risk of fires and minimize their consequences.

By prioritizing fire safety education for children, educational institutions can significantly reduce the risk offires and protect children, staff and property from tragic consequences.

Keywords: fire safety, preschool education, outreach activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.