Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗОВ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ'

ИНФОРМАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗОВ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СИСТЕМА МВД РОССИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭИОС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минзянова Д.Ф., Фарахиев Д.М.

В статье авторами рассматривается вопрос внедрения и использования информационно-педагогических технологий в образовательном процессе в высших учебных заведениях системы МВД России. Большое внимание уделено использованию официальных ресурсов, правовых и справочно-правовых источников посредством использования информационных технологий, в том числе сети Интернет, в рамках информационно-педагогических технологий. На современном этапе развития общества в высших учебных заведениях системы МВД России используется электронная информационно-образовательная среда, которая, по мнению авторов, обладает рядом недостатков, в связи с чем предлагается совершенствование информационной инфраструктуры высших учебных заведений системы МВД России путем формирования интерактивной платформы для проведения занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Минзянова Д.Ф., Фарахиев Д.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESSOF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

In this article, the authors consider the issue of introducing and using information and pedagogical technologies in the educational process in higher educational institutions of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Much attention in the research process was paid to the use of of cial resources, legal and legal reference sources through the use of information technologies, including the Internet in the framework of information and pedagogical technologies. At the present stage of development of society in higher educational institutions of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia, an electronic information and educational environment is used, which, according to the authors, has a number of shortcomings. In this connection, it is proposed to improve the information infrastructure of higher educational institutions of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia by creating an interactive platform for conducting classes.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗОВ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ»

УДК 378.1 DOI 10.51980/2686-939X_2022_3_90

ИНФОРМАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗОВ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ

INFORMATION AND PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS IN UNIVERSITIES OF THE SYSTEM OF THE MIA OF RUSSIA

Минзянова Диляра Фарильевна,

старший преподаватель кафедры оперативно—разыскной деятельности Казанского юридического института МВД России

Dilayra_444@bk.ru

Фарахиев Динар Минзеферович,

оперуполномоченный Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Республике Татарстан

dfarakhiev@mail.ru

В статье авторами рассматривается вопрос внедрения и использования информационно-педагогических технологий в образовательном процессе в высших учебных заведениях системы МВД России. Большое внимание уделено использованию официальных ресурсов, правовых и справочно-правовых источников посредством использования информационных технологий, в том числе сети Интернет, в рамках информационно-педагогических технологий. На современном этапе развития общества в высших учебных заведениях системы МВД России используется электронная информационно-образовательная среда, которая, по мнению авторов, обладает рядом недостат-

Ключевые слова:

получение образования, образовательный процесс, образовательные организации, система МВД России,

информационные технологии, информационно-педагогические технологии, ЭИОС.

Keywords:

education, educational process, educational organizations of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia, information technologies, information and pedagogical technologies, EIET.

ков, в связи с чем предлагается совершенствование информационной инфраструктуры высших учебных заведений системы МВД России путем формирования интерактивной платформы для проведения занятий.

In this article, the authors consider the issue of introducing and using information and pedagogical technologies in the educational process in higher educational institutions of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Much attention in the research process was paid to the use of official resources, legal and legal reference sources through the use of information technologies, including the Internet in the framework of information and pedagogical technologies. At the present stage of development of society in higher educational institutions of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia, an electronic information and educational environment is used, which, according to the authors, has a number of shortcomings. In this connection, it is proposed to improve the information infrastructure of higher educational institutions of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia by creating an interactive platform for conducting classes.

В настоящее время система непрерывного образовательного процесса трансформируется, что в первую очередь связано с процессом цифро-визации, целеустремленностью национальных систем, повышением роли интеллектуального труда и направленностью информатизации общества на решение проблем получения высшего образования [1, с 161]. Цифровая трансформация образовательного процесса на современном этапе развития общества является неотъемлемой частью получения образования. Большой интерес представляет цифровая трансформация образовательного процесса в высших учебных заведениях системы МВД России.

На сегодняшний день компетентностный подход к получению образования в образовательных организациях системы МВД России имеет неограниченную ценность, он направлен на развитие навыков и умений применять теоретические знания в процессе обучения. Но следует отметить, что сложившаяся система образовательного процесса, временные рамки проведения лекционных, семинарских и практических занятий не всегда дают возможность уделить должное внимание практической значимости преподавания той или иной дисциплины. В связи с этим следует вывод, что при формировании методики преподавания учебной дисциплины следует большое внимание уделять

именно методам обучения, которые позволяют в кратчайшие сроки сформировать у курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России стройную систему знаний, умений и навыков. Использование информационно-педагогических технологий в образовательных организациях системы МВД России становится одним из важнейших навыков современного профессорско-преподавательского состава, без которого сложно добиться успеха в профессиональной деятельности, он порождает повышение уровня образовательного процесса [4, с 17].

По нашему мнению, многочисленные возможности в процессе образовательной деятельности возникают посредством распространения информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе информационных ресурсов. При этом возможности информационных ресурсов являются не только источником информации, но и тренажером для применения теоретических, а в некоторых случаях и практических знаний. Совершенствование способов и методов использования информационных ресурсов и инновационных технологий в процессе получения образования в образовательных организациях системы МВД России следует относить к группе информационно-педагогических технологий.

Одним из главных элементов профессиональной подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России является умение осуществлять мероприятия по приобретению, проверке, анализу, оценке и использованию правовой информации в целях приобретения навыков и умений, способствующих эффективному предупреждению, раскрытию и расследованию правонарушений и преступлений в их дальнейшей деятельности. Следует отметить, что в первую очередь курсантам и слушателям необходимо научиться компетентно и грамотно обращаться с официальной информацией. По нашему мнению, умение обращаться с правовой информацией, содержащейся на официальных сайтах государственных органов и других справочно-правовых порталах, является неотъемлемой частью профессиональной деятельности как профессорско-преподавательского состава, так и переменного состава в лице курсантов и слушателей.

С внедрением информационных технологий в вузах системы МВД России у профессорско-преподавательского состава, в том числе курсантов и слушателей, появилась возможность оперативно приобретать необходимую гласную информацию. Также следует отметить, что в распоряжении образовательных организаций системы МВД России имеется доступ к приобретению полных сведений, в отличии от сведений, которые содержатся в открытых источниках на просторах сети Интернет. Использование данных возможностей позволяет курсантам и слушателям, а также профессорско-преподавательскому составу прогнозировать динамику и тенденции преступлений и административных

правонарушений. Также следует отметить, что использование данных возможностей позволяет переменному и постоянному составам образовательных организаций системы МВД России:

- быть осведомленными о различных криминогенных обстоятельствах, имеющихся в России, в режиме онлайн;

- создавать презентации на основе данных, полученных из официальных источников, в том числе ресурсов МВД России;

- организовывать своевременную консультативную помощь;

- формировать практические задания (виртуальные тренинговые программы) в целях выработки профессиональных навыков и умений курсантов и слушателей;

- проводить занятия в формате дистанционного обучения с использованием различных инновационных технологий (к примеру, платформ Microsoft Teams, BigBlueButton, TrueConf и др.);

- разрабатывать задания для отдельной категории курсантов и слушателей, а также для самостоятельной работы;

- приводить определенные примеры и иллюстрировать теоретический материал и др.

На наш взгляд, все вышеперечисленных аспекты направлены на активизацию образовательного процесса, на повышение интереса курсантов и слушателей к получению образования, следовательно, увеличат границы образовательного процесса с использованием интерактивного обучения. Характерной чертой интерактивного обучения выступает учет потребностей обучающихся в использовании личного опыта, знаний, осуществлении сотрудничества с иными образовательными организациями. Мы считаем, все вышеперечисленное повышает уровень доверия к профессорско-преподавательскому составу.

Внедрение и использование инновационных форм обучения стало основным направлением совершенствования системы образовательного процесса за счет использования тренинговых программ, моделирования служебных и практических ситуаций, совместного обсуждения и решения проблем, которые могут возникать в правоприменительной деятельности. Вышесказанное активизирует личную инициативу курсантов и слушателей и повышает их личностные качества в области научно-исследовательской и правоприменительной деятельности.

На эффективность внедрения инновационных технологий в образовательный процесс учебных заведений системы МВД России влияют следующие условия:

1) формирование благоприятной среды для получения образования;

2) организационное пространство;

3) использование информационных возможностей и инновационных средств обучения и т.п.

Рассматривая интерактивные способы получения образования в образовательных организациях системы МВД России, нельзя не сказать об электронной информационно-образовательной среде (далее - ЭИОС), используемой в вузах системы МВД России. Важнейшим направлением является коммуникативная сторона информационной среды на базе ЭИОС. По мнению ряда исследователей, с внедрением в образовательный процесс вузов системы МВД России ЭИОС увеличилось качество коммуникации, обеспечивающей осуществление учебной деятельности. ЭИОС вузов МВД России рассматривается как комплекс условий, которые обеспечивают применение программно-технических, а также программно-аппаратных средств информационных технологий в целях организации взаимодействия между курсантами, слушателями и про-фессорско-педагогическим составом [3, с. 128].

Целостность, публичность, доступность и конкурентоспособность определены как ключевые принципы ЭИОС1. К элементам ЭИОС относится значение коммуникативного компонента, который способствует совершенствованию процессов взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса [2, с. 86]. К основным средствам коммуникативного компонента относится проведение курсов, наличие информации об электронных адресах обучающихся и профессорско-преподавательского состава, проведение тестирования, взаимодействие с образовательной платформой и т.п.

Недостатками ЭИОС являются: незащищенность платформы от неправомерного доступа; отсутствие возможностей проведения видеозанятий и видеоконференций; перегрузка платформы и перебои в работе системы по причине одновременного посещения большого количества переменного и постоянного составов образовательной организации; невозможность загрузки служебной и секретной информации и обучения специальным дисциплинам, которые требуют соблюдения режима секретности.

Итак, подводя итоги, необходимо отметить, что информационно-педагогические технологии являются неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательных организациях системы МВД России. Информационно-педагогические технологии, строящиеся на использовании официальных информационных ресурсов, обладают масштабными возможностями как для постоянного, так и для переменного составов образовательных организаций системы МВД России. Информационно-педагогические технологии, несомненно, - перспективное направление повышения качества образовательного процесса. В ходе получения образования на современном этапе развития общества

1 Манифест о цифровой образовательной среде // Edutainme. URL: http://manifesto.edutainme.ru (дата обращения: 20.06.2022).

в вузах системы МВД России необходимо широко использовать информационные технологии. Большое внимание следует уделять ЭИОС, Единой системе информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России (далее - ИСОД МВД России). Так, на основе проведенного исследования предлагаем разработать интерактивную цифровую площадку для проведения занятий, в том числе по специальным дисциплинам, в образовательных организациях системы МВД России с возможностью размещения служебных и иных сведений ограниченного распространения (например, специальной электронной библиотеки, содержащей нормативные правовые акты МВД России, учебную и специальную литературу, требующие оформления специального доступа), необходимых для подготовки к семинарским и практическим занятиям; посещения сайтов органов государственной власти (к примеру, для получения полной статистической отчетности о состоянии преступности в России и др.); доступу к ИСОД МВД России.

Библиографический список

1. Жигалова, Е.А. Интерактивные технологий в непрерывном образовании в вузах МВД / Е.А. Жигалова // Научный дайджест Восточно-Сибирского института МВД России. - 2020. - № 2(5). - С. 160-166.

2. Токтарова, В.И. Информационно-образовательная среда вуза: интерпретационный и содержательный анализ / В.И. Токтарова, С.Н. Федорова // Вестник Марийского государственного университета. - 2018. - Т. 12. - № 4(32). -С. 77-87.

3. Фирсова, Е.В. Формирование и функционирование электронной информационно-образовательной среды вуза / Е.В. Фирсова // Архитектура университетского образования: современные университеты в условиях единого информационного пространства : сборник трудов III Национальной научно-методической конференции с международным участием. - СПб., 2019. -С. 127-134.

4. Шавернева, Ю.Ю. Психолого-педагогические условия использования информационных технологий в образовательном процессе / Ю.Ю. Шавернева, А.В. Вертеленко // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2020. - № 38. -С. 16-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.